ситете является проведение студенческого фестиваля проектов социализации, когда каждый факультет готовит социально ориентированный десятиминутный фильм о своем факультете и театральное представление на литературное произведение. Например, юридический факультет подготовил и показал проект «Адам и Хева» на основе повести дагестанского прозаика Ах-медхана Абу-Бакара «Снежные люди», факультет математики и информационных технологий показал спектакль «Кхончхи и Чан-гхо» по мотивам мудрой корейской народной сказки, а факультет мировой экономики и управления приятно удивил музыкальностью спектакля «Аршин мал алан» (Азербайджан). Эти формы работы имеют большое значение в музыкально-эстетическом и духовно-ценностном становлении личности студентов.
Однако анализ содержания форм и методов музыкально-воспитательной работы в некоторых вузах убеждает в том, что они еще недостаточно связаны с будущей деятельностью учителя как проводника духовности, нравственности, культуры. Авторы многих публикаций приходят к следующему выводу: чтобы будущие учителя смогли полноценно заниматься художественным воспитанием учащихся, необходимо вооружать их знаниями в области искусств. Для решения поставленных задач
Библиографический список
предлагается пересмотреть учебные планы университетов и институтов по вопросам этики и эстетики, художественного и конкретно, музыкально-эстетического образования, обратить более серьезное внимание на задачи эстетического воспитания в условиях внеучебной деятельности студентов.
Центральной задачей музыкально-эстетического образования и духовного просвещения является развитие у студенческой молодежи музыкально-эстетических чувств, привитие интереса к музыкальному искусству, умение разбираться в качественном уровне музыкальной информации, что, несомненно, будет содействовать формированию их художественных вкусов, развитию нравственно-эстетических качеств личности, становлению духовной культуры, совершенствованию духовно-ценностной ориентации.
Нельзя не вспомнить слова известного российского академика и искусствоведа Д.С. Лихачева, который писал: «Культура человечества движется вперед не путем перемещения в «пространстве времени», а путем накопления ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые, а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня» [8, с. 32].
1. Новиченко Ю.Н. Ценностные ориентации современной студенческой молодёжи (социологическое исследование). Available at: https://www.scienceforum.ru/2013/120/1597
2. Анисимова О.С., Николаева Л.С. Ценностные ориентации студенческой молодежи в контексте кризиса социализационной системы трансформирующегося российского общества. Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. 2013; 5.
3. Касавина Н.А. Точки роста в социально-гуманитарных науках: уроки экзистенциональной философии. Мышление ученого вчера и сегодня. Под редакцией Л.А. Марковой. Москва: Альфа. Москва, 2012.
4. Смит Р. Быть человеком: историческое знание и сотворение человеческой природы. Пер с английского. И. Мюрберг. Москва: Канон, 2014.
5. Касавин И.Т. Социальная эпистемология - функциональные и прикладные проблемы. Москва: Альфа. Москва, 2013.
6. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Москва: Институт русской цивилизации, 2011.
7. Лаптев И.Г. Фасилитация и компоненты CDIO в музыкально-эстетическом образовании студенческой молодежи. Изменения в образовании в XXI веке: лучшие международные практики и российский опыт: V Международная научно-методическая конференция. Астрахань, 2014: 135 - 138.
8. Лихачев Д.С. Письма о добром. РАН: Литературные памятники. Москва: Наука; Санкт-петербург: Logos, 2006.
References
1. Novichenko Yu.N. Cennostnye orientacii sovremennoj studencheskoj molodezhi (sociologicheskoe issledovanie). Available at: https://www. scienceforum.ru/2013/120/1597
2. Anisimova O.S., Nikolaeva L.S. Cennostnye orientacii studencheskoj molodezhi v kontekste krizisa socializacionnoj sistemy transformiruyuschegosya rossijskogo obschestva. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya: 'elektronnyj zhurnal. 2013; 5.
3. Kasavina N.A. Tochki rosta v social'no-gumanitarnyh naukah: uroki 'ekzistencional'noj filosofii. Myshlenie uchenogo vchera isegodnya. Pod redakciej L.A. Markovoj. Moskva: Al'fa. Moskva, 2012.
4. Smit R. Byt' chelovekom: istoricheskoe znanie i sotvorenie chelovecheskojprirody. Per s anglijskogo. I. Myurberg. Moskva: Kanon, 2014.
5. Kasavin I.T. Social'naya 'epistemologiya - funkcional'nye iprikladnye problemy. Moskva: Al'fa. Moskva, 2013.
6. Il'in I.A. Put'duhovnogo obnovleniya. Moskva: Institut russkoj civilizacii, 2011.
7. Laptev I.G. Fasilitaciya i komponenty CDIO v muzykal'no-'esteticheskom obrazovanii studencheskoj molodezhi. Izmeneniya v obrazovanii v xXl veke: luchshie mezhdunarodnye praktiki i rossijskij opyt: V Mezhdunarodnaya nauchno-metodicheskaya konferenciya. Astrahan', 2014: 135 - 138.
8. Lihachev D.S. Pis'ma o dobrom. RAN: Literaturnye pamyatniki. Moskva: Nauka; Sankt-peterburg: Logos, 2006.
Статья поступила в редакцию 15.03.17
УДК 780.7
Petelin A.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia),
E-mail: [email protected]
Lu H., postgraduate, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL APPROACHES TO ORGANIZATION OF VOCAL TRAINING. The article describes the methodological approaches to the organization of developing vocal training in musical and educational process of a pedagogical university. Among the important approaches there is a system that allows exploring the identity of a student in the learning process in a university as a system. This ensures the integrity of the musical-educational process of training of the musician-vocalist, creates an opportunity to detect hierarchical relationships between the elements of the whole, the definition of pedagogical conditions and model design of vocal training. A personality-oriented approach is the main value of education, when the personality of a student contributes to the formation and development of the vocalist in terms of subject-subject relations of participants of educational process, forms of his creative personality. The appeal to individual approach is determined by the specifics of vocal training of students of pedagogical university: individual psychological development (psychological state, age, motive, attitude), personality, singing voice (soprano, tenor, bass, etc.), individual voice quality (identity, recognition, etc.). Technological approach provides a variety of ways and mechanisms of the organization of evolution of vocal training in musical and educational process of pedagogical university.
Key words: methodology, singing, systemic, person-centered, individual, technological approaches.
А.С. Петелин, д-р пед. наук, проф. Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж,
E-mail: [email protected]
Х. Лу, аспирант Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж,
E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ
В статье раскрываются методологические подходы к организации развивающего обучения вокалу в музыкально-образовательном процессе педагогического университета. Среди подходов значимым является системный, который позволяет исследовать личность студента в процессе обучения в вузе как систему. Этим обеспечивается целостность музыкально-образовательного процесса подготовки музыканта-вокалиста, создается возможность обнаружения иерархических связей и отношений между элементами целого, определения педагогических условий и проектирования модели обучения вокалу. Личностно-ориентированный подход представляет главной ценностью образования личность студента, способствует становлению и развитию вокалиста в условиях субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса, формирует его творческую индивидуальность. Обращение к индивидуальному подходу определяется особенностями обучения вокалу студентов педагогического вуза: индивидуальное психологическое развитие (психологическое состояние, возраст, мотив, настрой), индивидуальность певческого голоса (сопрано, тенор, бас и т.д.), индивидуальное качество голоса (самобытность, узнаваемость и т.д.). Технологический подход обеспечивает выбор путей и механизмов организации развивающего обучения вокалу в музыкально-образовательном процессе педагогического вуза.
Ключевые слова: методология, вокал, системный, личностно-ориентированный, индивидуальный, технологический подходы.
Глубинные преобразования современного общества ориентируют систему высшего образования на существенные изменения государственных образовательных стандартов и, соответственно, учебных планов и программ в сторону более эффективного раскрытия и творческо-профессиональных качеств выпускника, который должен быть целеустремленным, инициативным, ответственным, конкурентным, способным активизировать свой внутренний потенциал, самореализоваться в профессии.
Становление и развитие музыканта-вокалиста в образовательном процессе вуза требует определенных практических условий, связанных со специфическими особенностями его профессиональной подготовки. Анализ научных источников показал, что для обеспечения организации развивающего обучения вокалу необходимо обратиться к совокупности методологических подходов: системному, личностно-ориентированному, индивидуальному, технологическому.
Системный подход (С.И. Архангельский, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, Ван Синчэн, Чэнь Чжи и др.) - направление философии и методологии науки, в основе которого лежит исследование объекта как системы. Данный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивает выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину [1]. Системный поход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках, в нашем случае в музыкальной педагогике, и выработке эффективной стратегии их изучения [2].
Системный подход имеет два аспекта: познавательный (описательный) и конструктивный (используемый при создании систем). У каждого из этих аспектов - свой алгоритм реализации. При познавательном аспекте внешние проявления системы (ее целесообразные свойства, а также функции как способы достижения цели) объясняются через ее внутреннее устройство - состав и структуру. При конструктивном аспекте процесс проектирования системы, как замечает В.Н. Протасов, идёт по следующим категориальным ступеням: проблемная ситуация -цель - функция - состав и структура - внешние условия. В то же время познавательный и конструктивный аспекты системного подхода тесно связаны и взаимодополняют друг друга [3].
Музыкально-образовательный процесс становления и развития вокалиста в вузе имеет сложное иерархическое строение, где на разных уровнях обозначены цели, задачи, методологические подходы и принципы, содержание структурных компонентов, функции, процедуры достижения целей, методы, формы, критерии, определяющие степень развития вокалиста, контроль и результаты.
Данную систему необходимо рассматривать в целом, начиная с общего представления до ее различных подсистем и деталей, а также как взаимодействие между ними, чтобы получить о системе не только общее, но и детальное представление.
Практика показала, что использование системного подхода в обучении вокалу является оправданным и целесообразным, так как позволяет изучать личность студента-вокалиста и процесс его становления в вузе как систему, обеспечивать целостность музыкально-образовательного процесса вокалиста, обнаруживать иерархические связи и отношения, проектировать модель и определять педагогические условия подготовки вокалиста, стимулировать его самоактуализацию.
Личностно-ориентированный подход получил свое обоснование в работах Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневича, В.В. Серикова, И.С. Якиманской, Цзинь Вэй и др. В центре подхода находится «гуманистическая педагогика», идеи которой разрабатывались А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерсом и др. Гуманистическая педагогика признает главной ценностью самобытную личность, которая открыта для восприятия нового опыта, способна осуществлять поиск и осознанный выбор определенных действий в разнообразных профессиональных и жизненных ситуациях, стремиться к творческой самореализации своих внутренних склонностей. Гуманизм В.В. Сериков определяет как «совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей» [4, с. 47].
Личностно-ориентированный подход обеспечивает несомненный приоритет личности студента над всей музыкально-образовательной деятельностью, которая не формирует личность вокалиста, а способствует и определяет профессиональное становление и развитие уже существующих индивидуальных самобытных задатков, способностей, интересов, индивидуальных психофизических особенностей, музыкально-профессиональной направленности, музыкально-исполнительского и социально-профессионального опыта. И.С. Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования» [5, с. 32].
Профессионально-личностное становление студента-вокалиста невозможно без формирования установки на самосозидание. Это многостадийный процесс, включающий следующие этапы:
- целеполагание: далекая цель как личностная перспектива в выборе профессии, которая будет значимой для общества и необходимой ему лично; близкая цель - это «завтрашняя радость» от конкретной повседневной учебной деятельности с педагогами и в группе;
- самопроектирование: разработка индивидуальной траектории музыкально-профессионального развития будущего музыканта-вокалиста;
- самодеятельность: направленная целесообразная самостоятельная деятельность (музыкально-творческая, музыкально-исполнительская, музыкально-исследовательская и др.); выявление доминирующей музыкально-творческой деятельности;
- самореализация: творческое самовыражение в музыкально-педагогической и музыкально-исполнительской деятельности в области вокала [6].
В соответствии с личностно-ориентированным подходом овладение музыкально-профессиональной деятельностью обеспечивается превращением в сознании студента-вокалиста учебной информации в конкретно осмысленное знание. В процессе обучения усвоение знаний обучающимся происходит в контексте будущих музыкально-профессиональных ситуаций, которые обеспечивают формирование личностного смысла процесса обучения вокалиста. Личностно-ориентированная ситуация у В.В. Серикова понимается как «особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, требующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия,
осмысление, переосмысление сложившейся ситуации» [7, с. 74]. Центром музыкально-образовательного процесса становится не организация усвоения учебных знаний, а сама развивающаяся личность будущего вокалиста и формирование его творческой индивидуальности.
В рамках рассматриваемого подхода употребимо ещё одно понятие - личностно-ориентированный коллектив. В этом коллективе учитель дает каждому обучающемуся выразить себя и создает условия для активной деятельности всех студентов, что позволяет своевременно актуализировать их знания для выполнения учебных практик, а также для самовыражения в конкретной деятельности. В музыкальном классе студент может быть участником сразу нескольких коллективов: хора, ансамбля и т. д. Он, как член коллектива, обязан подчиняться его правилам, принципу коллектива. Каждый студент имеет свое мнение или представление о том, как, например, нужно исполнять то или иное произведение, но в коллективе он должен подчиниться руководителю.
Реализация личностно-ориентированного управления коллективом обучающихся состоит в том, что при организации учебного процесса преподаватели учитывают предложения студентов, это позволяет помочь обучающимся справиться с противоречиями между ними и постепенно улучшить не только внутриколлективную обстановку, сориентировав ее на обучение, но и постоянно работать над улучшением качества преподавания.
В процессе обучения педагог должен оказывать помощь студентам, находить пути решения возникающих проблем, а не избегать этого, искать независимые варианты устранения сложностей в освоении образовательной программы. Трудности могут возникнуть во время выступления на сцене, поэтому обучающимся приходится рассчитывать на собственные силы для выхода из проблемной ситуации. В этих случаях особенно важна поддержка со стороны преподавателя, его курирование студента с целью устранения затруднения. Задача учителя - научить студентов самостоятельно мыслить, оценивать выступление, исправлять свои и чужие ошибки.
Во время обучения необходимо учитывать возможности и желания студентов. Студенты не машины, каждый из них обладает определенным уровнем самосознания и мышления. Важно добиться активного мышления и позитивного отношения к занятиям вокалом. Таким образом, преподаватель должен «вести» учебный процесс, являться своего рода лидером, однако при этом учитывать особенности своих подопечных и использовать их для оптимизации обучения вокалу.
Индивидуальный подход (Л.В. Вахтель, Г.М. Цыпин, Р.С. Немов, М.Н. Юрьева, Конфуций, Ли Юйлун и др.) является значимым для психологии и педагогики, согласно которому в процессе профессионально-личностного становления вокалиста в вузе производится учет индивидуальных особенностей каждого студента и его своеобразного, неповторимого жизненного опыта [8].
Нельзя не согласиться с Е.С. Рабунским, который заявляет, что успешность индивидуального подхода «непосредственно зависит от конкретизации ближайших задач воспитывающего и развивающего обучения данных учеников в данном классе, от умений организации учебного материала, от гибкости методики развивающего обучения, от уровня воспитанности, образованности и педагогического мастерства учителей» [9, с. 16].
Никогда не было и никогда не будет двух одинаковых людей. Уникальна личностная характеристика каждого человека: его интеллект, физиология, память, коммуникабельность, музыкальные склонности, наличие вокальных данных, интересы, способность к обучению музыке, кругозор, волевые качества и многое другое. Индивидуальный подход призван учесть эти особенности при обучении. Индивидуальный ресурс личности студента-вокалиста представляет собой совокупность внутренних возможностей, интересов, ценностей, средств и потребностей, которые стимулируют маршрут музыкально-творческого самовыражения студента-вокалиста. Преподаватели имеют возможность совместно со студентом выбирать методы, формы и средства обучения, которые соответствуют индивидуальным характеристикам каждого студента, для организации целенаправленного музыкально-образовательного процесса с учетом сильных и слабых сторон студента-вокалиста, с тем чтобы содействовать как общему развитию студента, так и развитию его профессионально-личностных качеств.
Вокальная музыка характеризуется значительной индивидуальностью, множественностью вариантов раскрытия образа, выражения заложенных в произведении эмоций и чувств. Из-за различного понимания сути музыкального произведения происходит формирование многообразных музыкальных стилей и школ, которые необходимо постичь и использовать в процессе обучения. Таким образом, индивидуальное развитие является очень важным в обучении вокалу, так как позволяет найти свой путь в искусстве, свой индивидуальный стиль музыкальной деятельности.
Индивидуальный подход к обучению вокалу определяет ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать в музыкально-образовательном процессе:
1. Индивидуальное психологическое развитие личности. Студенты в процессе длительного периода обучения имеют разное психологическое состояние, мотивацию, настрой на учебу. На ранних этапах обучения студенты демонстрируют большой энтузиазм и интерес к вокалу, который затем затухает ввиду многократных рутинных упражнений или замещается другим источником вдохновения. После долгих часов обучения студенты могут чувствовать усталость или нервозность, преподавателям следует найти способы поощрения обучающихся и стимуляции их к активному участию в образовательном процессе. В ряде случаев процесс обучения может потребовать вмешательства профессионального психолога для решения возникшей проблемы с психологическим состоянием студента, мешающим ему заниматься.
2. Индивидуальные певческие голоса. В психолого-педагогической литературе ученые (Л.С. Подымова, В.И. Петрушин, Д.Б. Богоявленская, Б.М. Теплов и др.) обосновали сущность индивидуализации и выделили особенности развития студентов разного возраста (психологические особенности, познавательные возможности, особенности мышления и т.п.), которые необходимо учитывать при индивидуализации обучения.
Вследствие специфических особенностей голосового аппарата различается характерная определенность певческого голоса, которая отражается в диапазоне, тембре, протяженности, силе и красоте голоса. Выделяют следующие певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон, бас. Есть более детальная классификация голосов: сопрано, сопрано драматическое (полное, сильное звучание), сопрано лирическое (мягкое, нежное), сопрано колоратурное (высокое, подвижное, с ярким вибрато); меццо-сопрано, высокое меццо-сопрано (лирическое), низкое меццо-сопрано (контр-альто); тенор, лирический тенор, драматический тенор; баритон, лирический баритон, драматический баритон; бас, бас-контанте, бас-профундо или октава. Преподаватели совместно со студентом вправе ориентироваться на индивидуальный певческий голос, выбирать репертуар и методы обучения, направленные на музыкально-творческие потребности студентов, с тем чтобы сосредоточить внимание на индивидуальность каждого студента-вокалиста.
3. Индивидуальное качество звука вокального голоса. Голос каждого студента самобытен и неповторим, отличается по всем параметрам и, как правило, узнаваем. Отсюда следует, что нельзя требовать, чтобы у всех студентов было одинаковое звукообразование, так как певческий звук, возникая от колебаний голосовых связок, усиливается и темброво обогащается благодаря резонаторам у всех по-разному. Данное обстоятельство создает некоторые трудности при дифференциации правильности / неправильности воспроизведения звука студентом. В этом случае оптимальным решением станет ориентация преподавателя на индивидуальные психофизиологические и личностные особенности обучающегося, что позволит оценить его исполнение менее субъективно.
Технологический подход. Теоретические исследования ряда ученых (Б. Блума, Дж. Бруннера, Л.Д. Митчелла, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, В.И. Лещинского. М.И. Махмуто-ва, Н.Е. Щурковой, Ли Кэдун и др.), а также анализ и обобщение практической деятельности учителей-новаторов и педагогов-мастеров (Ш.А. Амонашвили, Т.П. Лакоцениной, Г.Г. Нейгауза, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова и др.) заложили предпосылки к разработке технологического подхода и созданию педагогических технологий. Сущность технологического подхода заключается в том, что он направлен на обучение определенным целенаправленным действиям, стимулирующим познание, развитие, самовыражение потенциальных творческих сил личности вокалиста, которые, с точки зрения личностного подхода, способствуют и помогают «сделать себя личностью»
(В.В. Сериков) и увидеть личность в других [10]. Для обоснования сущностной характеристики технологического подхода в диссертации было проанализировано понятие «педагогическая технология». В работах И.Ф. Исаева, А.С. Петелина, В.А. Сластенина и др. были выделены основные черты педагогической технологии:
- педагогическая технология является научно обоснованной разновидностью социальной технологии, осуществляемой людьми и для людей, с помощью разнообразных и оптимальных действий, способов, средств и форм;
- педагогическая технология обеспечивает процесс решения проблем обучения на этапах целеполагания, диагностирования, анализа, проектирования, ориентации, оценивания, корректировки [11, с. 157];
- педагогическая технология соответствует природосо-образности, индивидуальности и субъектности участников образовательного процесса, которые «не противоречат его "авторской", креативной, импровизационной природе» [12, с. 456].
Ф.Ф. Янушкевич педагогическую технологию определил следующим образом: «Это есть система указаний, которая в ходе использования современных методов и средств обучения должна обеспечить подготовку специалистов нужного профиля при оптимальных затратах сил и средств» [13, с. 5]. Применение педагогических технологий в обучении вокалу студентов - явление достаточно редкое из-за их несовершенства. Как правило, хороший певец стремится овладеть техникой исполнения вокального произведения, включающей в себя голосовые техники и манеру музыкально-творческого представления. Технологический подход подразумевает высокопрофессиональную музыкально-педагогическую деятельность преподавателя вокала как основу педагогических технологий и включает:
- педагогическую технологию как систему знаний и действий по прогнозированию и диагностике деятельности педагога в процессе обучения вокалу студентов;
Библиографический список
- педагогическую деятельность преподавателя вокала, содержание и специфику развивающейся деятельности вокалиста;
- структуру педагогической технологии обучения вокалу: цели, мотивы, средства, методы, результаты;
- компоненты деятельности педагога-вокалиста: коммуникативный, проектировочный, творческий, гностический, организаторский;
- структуру личности педагога-вокалиста в динамике с деятельностью;
- профессионально-значимые качества;
- педагогические способности: коммуникативные, дидактические, перцептивные, эмоционально-отношенческие, креативные, организаторские;
- педагогическое мастерство педагога-вокалиста: умение творчески наполнить процесс обучения вокалу личностным смыслом студента-вокалиста;
- педагогическую технику: умение прочувствовать и услышать то, что необходимо студенту-вокалисту, и донести до него свои мысли и чувства [14].
Технологический подход в обучении вокалу предполагает использование как традиционных, так и интерактивных технологий (в том числе компьютерных мультимедийных технологий). При обучении пению понимание обучающимся музыкального произведения, предназначенного для исполнения, чрезвычайно важно. Кроме того, прежде чем петь, нужно оценить и принять художественно-эмоциональную составляющую музыкального сочинения, чтобы иметь возможность создать яркий музыкальный образ в своем исполнении. Преподаватель может объяснять это очень абстрактно и скучно, в этом случае на помощь придут мультимедийные технологии: можно воспроизвести музыкальный фрагмент, что поможет студентам прочувствовать все тонкости пения, а затем сосредоточиться на исполнении музыки, сравнивая свое пение с услышанным. Мультимедийные технологии делают интересными абстрактные, скучные по содержанию темы обучения с помощью графики, анимации и других форм, что способствует повышению интереса студентов к обучению.
1. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.
3. Протасов B.K Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. Москва: Новый Юрист, 1999.
4. Сериков B.B. Личностный подход в образовании. Bолгоград: B^^ 1998.
5. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Вопросы психологии. 1995; 2: 31 - 41.
6. Казанский О.А. Цели. Задачи. Содержание деятельности лаборатории творческой педагогики. Педагогика самосозидания. Липецк: ЛГПИ, 2000: 4 - 10.
7. Сериков B.B. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. Москва: Издательская корпорация «Логос», 1999.
8. Степанов B.r. Психология трудных школьников: учебное пособие для учителей и родителей. Москва: Академия, 1997.
9. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). Москва: Педагогика, 1975.
10. Лещинский B^. Педагогическая технология личностной ориентации. Bоронеж: B^y, 1998.
11. Петелин А.С. Профессионально-личностное становление учителя музыки. Bоронеж: B^y, 2005.
12. Сластенин BA Технология развития творческого стиля педагогической деятельности. Москва: МПГУ, 2000: 449 - 460.
13. Янушкевич Ф.Ф. Педагогические технологии высшей школы. Москва: Наука, 1987.
14. Кульневич С^., Лещинский B.K Новая педагогика. Bоронеж: Издательско-полиграфическая фирма «Bоронеж», 1992. References
1. Enciklopediya 'epistemologii i filosofii nauki. Moskva: «Kanon+» ROOI «Reabilitaciya», 2009.
2. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya: slovar'sistemy osnovnyh ponyatij. Moskva: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2013.
3. Protasov V.N. Teoriya prava igosudarstva. Problemy teoriiprava igosudarstva: Voprosy iotvety. Moskva: Novyj Yurist, 1999.
4. Serikov V.V. Lichnostnyj podhod v obrazovanii. Volgograd: VGPI, 1998.
5. Yakimanskaya I.S. Razrabotka tehnologii lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Voprosy psihologii. 1995; 2: 31 - 41.
6. Kazanskij O.A. Celi. Zadachi. Soderzhanie deyatel'nosti laboratorii tvorcheskoj pedagogiki. Pedagogika samosozidaniya. Lipeck: LGPI, 2000: 4 - 10.
7. Serikov V.V. Obrazovanie ilichnost'. Teoriya ipraktika proektirovaniya pedagogicheskih sistem. Moskva: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 1999.
8. Stepanov V.G. Psihologiya trudnyh shkol'nikov: uchebnoe posobie dlya uchitelej iroditelej. Moskva: Akademiya, 1997.
9. Rabunskij E.S. Individual'nyj podhod v processe obucheniya shkol'nikov (na osnove analiza ih samostoyatel'noj uchebnoj deyatel'nosti). Moskva: Pedagogika, 1975.
10. Leschinskij V.I. Pedagogicheskaya tehnologiya lichnostnojorientacii. Voronezh: VGPU, 1998.
11. Petelin A.S. Professional'no-lichnostnoe stanovlenie uchitelya muzyki. Voronezh: VGPU, 2005.
12. Slastenin V.A. Tehnologiya razvitiya tvorcheskogo stilya pedagogicheskoj deyatel'nosti. Moskva: MPGU, 2000: 449 - 460.
13. Yanushkevich F.F. Pedagogicheskie tehnologii vysshej shkoly. Moskva: Nauka, 1987.
14. Kul'nevich S.V., Leschinskij V.I. Novaya pedagogika. Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskaya firma «Voronezh», 1992.
Статья поступила в редакцию 17.03.17
УДК 37.014
Mikhailova V.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Office of Scientific-Methodological Support, Multidisciplinary Academy
of Continuing Education (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
Gam V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector, Multidisciplinary Academy of Continuing Education (Omsk, Russia),
E-mail: [email protected]
INTERACTION OF PUBLIC AND GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: METHODOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS. Clarification of the methodological provisions of the theory of organization, having an integrative character and using means of ordering the processes of interaction are presented in the article. In conditions of such structures, conditions are created that promote self-determination of children and adolescents in the ways of development of socially-oriented activities and volunteering. On an example of the resource center the practice of volunteers is examined: the launch of a volunteer training system, a call center for working with low-mobility groups of the population, an employment agency, a rapid response service to provide social assistance, an organization of socializing and leisure. For the practical use, the management technologies of the partnership between the resource center and the public, social and general educational organizations are systematized.
Key words: system, interaction, integration, resource center.
В.Е. Михайлова, канд. пед. наук, нач. отдела научно-методического сопровождения АН ПОО «Многопрофильная
Академия непрерывного образования», г. Омск, Е-mail: [email protected]
В.И. Гам, д-р пед. наук, проф., ректор АН ПОО «Многопрофильная Академия непрерывного образования», г. Омск,
Е-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
В статье представлено уточнение методологических положений теории организации, имеющих интегративный характер и использующих средства упорядоченности процессов взаимодействия. В условиях таких структур создаются условия, способствующие самоопределению детей и подростков в способах освоения социально-ориентированной деятельности, волонтёрства. На примере ресурсного центра рассмотрена практика деятельности волонтёров: запуск системы обучения волонтёров, call-центр по работе с маломобильными группами населения, агентство по трудоустройству, служба быстрого реагирования по оказанию социально-бытовой помощи, организации общения и досуга. Для практического применения систематизированы управленческие технологии партнерства ресурсного центра с общественностью, социальными и общеобразовательными организациями.
Ключевые слова: система, взаимодействие, интеграция, ресурсный центр.
Реализация стратегических приоритетов развития образования Российской Федерации диктует необходимость качественного изменения среды, расширение её социальных функций, наращивание образовательных возможностей, наращивание научного и интеллектуального потенциала обучающихся. В этой связи для улучшения ситуации первоочередным шагом является формирование новой системы отношений между учебным заведением и социальными партнерами. Такое взаимодействие направлено на то, чтобы образовательная организация и общество эффективно сотрудничали по самым актуальным, совместно выявленным проблемам, использовали ресурсы социума с целью удовлетворения образовательных потребностей личности и общества. В.П. Четвертакова и И.М. Четвертаков считают, что «на основе углубления этих процессов происходит сложная кооперация и интеграция элементов, то есть образование более эффективного, чем сумма элементов единого целого» [1, с. 17]. Все это улучшает структурные и функциональные свойства системы, усложняются внутренние и внешние отношения, что объясняет системный подход к управлению.
Е.П. Костенко и Е.В. Михалкина характеризуют положения системного подхода и позицию Ч. Барнарда, одного из основоположников современной теории управления [2, с. 399-410]. Ч. Барнард рассматривал особенности социальных систем, организаций как целостность видов деятельностей, факторов и взаимосвязей. Философской предпосылкой рассмотрения системных функций образования является диалектический подход, общефилософская и общетеоретическая основа современного научного мировоззрения, философско-научная система наиболее общих законов движения и развития природы и общества, позволяющая рассмотреть проблемы человека и его взаимоотношения с внешним миром [3]. Между людьми, а также разными подсистемами общества возникают многообразные связи, однако включаясь в жизнедеятельность, осваивая нормы, образцы, ценности жизни, человек, в первую очередь, решает проблему своего места и роли в данном обществе, осознает самого себя, свое предназначение в мире, в обществе. Непременным компонентом любой из систем социального порядка, будь то общество в целом или отдельная семья, является человек. С помощью общественных механизмов человек проходит обязательные этапы вхождения в общество: социализация, социальная адаптация,
интериоризация, социальный выбор. Это значит, что тенденция к рассмотрению процесса формирования личности касается не только понимания самого феномена личности и ее становления, но и социальных детерминант. В таком контексте предполагается рассматривать сферу образования через установление взаимодействия с социальными институтами и социумом, включение учащихся в социально ориентированную деятельность, в социальные отношения.
Различные аспекты социального взаимодействия были рассмотрены в теориях, таких как: символический интеракционизм (Д.Г. Мид [4], Г. Блумер [5], Т. Шибутани), теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса [6].
В отечественной педагогической литературе в разработку проблем развития взаимоотношений общества и образования важный вклад внесли Г.С. Батищев, В.В. Загладин [7], О.И. Яниц-кий которые сходятся во мнении, что социальное взаимодействие следует рассматривать в формате его диалогического формата, в соотношении трансформационных процессов в обществе и сфере образования. Причем, очень важен контекст такого взаимодействия, так как в ходе совместной деятельности реализуются потребности конкретных субъектов и групп. В то же время, применительно к большинству подростков и молодежи исследования фиксируют отчужденность значительной части школьников (60 - 65 %) от активной общественной жизни. Личный опыт общественной работы школьников носит временный, несистемный характер, а отношения к взаимодействию с другими людьми и социумом характеризуются стремлением уйти от ответственности и социальной индифферентностью.
Стоит предположить, что исследователи не ставили задачу конкретного изучения вопросов, затрагивающих управление процессом взаимодействия общества и сферы образования, определение функций данного управления. Кроме того, объективно развивающаяся практика говорит о том, что социальное партнерство и совместная деятельность структур разных секторов пока ещё не стали механизмом обеспечения эффективного решения проблем школы, ребенка, конкретной социальной группы. Школа преимущественно решает собственные проблемы, оставаясь не настолько открытой системой какой она позиционирует себя. Надо добавить, что внешние факторы, определяющие активность общественности, организаций, социальных групп носят,