готовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство. Профиль подготовки «Музыковедение» [Электронный ресурс] / Отдел качества и сертификации : [веб-сайт]. URL:http://files.msuc.org/ oopdf/2013/im/073000_IM_Bakalavr_Muzykoznanie.pdf
5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 073500 Дирижирование. Профиль подготовки «Дирижирование оркестром народных инструментов» [Электронный ресурс] / Отдел качества и сертификации : [веб-сайт]. URL: http://files.msuc.org/oop/ Magictratyra/MUSIC/073500_M_dirizh_narod_inctrument.swf
6. Черватюк П. А. Музыкальное искусство: бакалавриат и магистратура // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 2 (49). С. 26—29.
References
1. Mansurova A. P. Modul'nyi podkhod k muzykal'no-pedagogicheskoi podgotovke [The modular approach to the musical-pedagogic training]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2014, No. 4, pp. 56—62.
2. Material to lecture "Architecture of operating systems. Basic principles of creation of operating systems". Available at: http://mf.grsu.by/UchProc/livak/po/lections/lec_Princ
3. Main educational program of higher education. Direction of preparation 050100 Pedagogical education. Preparation profile "Music". Available at: http://files.msuc.org/oop/music/50100_muzik.swf
4. Main educational program of higher education. Direction of preparation 073000 Musicology and musical applied art. Preparation profile "Musicology". Available at: http://files.msuc.org/oopdf/2013/im/073000_IM_ Bakalavr_Muzykoznanie.pdf
5. Main educational program of higher education. Direction of preparation 073000 Musicology and musical applied art. Preparation profile "Musicology". Available at: http://files.msuc.org/oop/Magictratyra/ MUSIC/073500_M_dirizh_narod_inctrument.swf
6. Chervatyuk P. A. Muzykal'noe iskusstvo: bakalavriat i magistratura [Musical art: bachelor degree and magistracy].. Kulturnaia zhizrt Iuga Rossii [Cultural life of the South of Russia]. 2013, No. 2 (49), pp. 26—29.
П
ринципы и методы
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ BELL CANTO
УДК 378.978
Р. В. Сладкопевец
Московский государственный институт культуры
В статье рассмотрены принципы и методы профессиональной подготовки студентов-вокалистов в процессе обучения Bell canto. Методы вокального обучения Bell canto построены на общепринятых дидактических и специальных вокальных началах. Обобщая профессиональный опыт работы со студентами-вокалистами, автор статьи предложил такие методы педагогического взаимодействия со студентом-вокалистом в процессе обучения Bell canto, как метод индивидуального подхода к каждому студенту (развитие творческой индивидуальности); метод развития самостоятельности и творческой активности студента; метод поддержки ученической инициативы; метод поощрения; метод повторения замечания в обогащённой, положительной форме; метод использования понятной студенту образно-ассоциативной лексики; метод показа, нацеленный на пробуждение у студента творческой фантазии, воображения. Итак, базируясь на выделенных нами принципах лич-
СЛАДКОПЕВЕЦ РОМАН ВАДИМОВИЧ — кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры
SLADKOPEVETS ROMAN VADIMOVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, doctoral candidate of Department of music education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture
e-mail: romansladkopevets@gmail.com.
© Сладкопевец Р. В., 2015
ностно-ориентированного обучения, основных общепедагогических принципах и методах обучения студента-вокалиста, мы, прежде всего, направили наше внимание на реализацию индивидуального подхода к формированию личности студента-вокалиста в процессе обучения Bell canto.
Ключевые слова: профессиональная подготовка оперных вокалистов, стиль Bell canto, метод вокального обучения Bell canto, оперный певец, студент-вокалист, вокальная техника.
R. V. Sladkopevets
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
PRINCIPLES AND METHODS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS VOCALISTS IN THE PROCESS OF LEARNING BELL CANTO
The article describes the principles and methods of professional training of students vocalists in the learning process Bell canto. Methods of vocal training Bell canto built on the conventional didactic and special vocal basis. Summarizing the experience with the student-vocalist, we have proposed such methods of pedagogic interaction with the student-vocalist in the learning process Bell canto: a method of individual approach to each student (the development of the creative personality); a method of self-development and creative activity of the student; the method to support student initiatives; method of promotion; the method of repeated observations enriched in positive form; a method of using understandable to the student image-associative vocabulary; delivery method, aimed at awakening the student's creative imagination, imagination. So, based on selected principles of student-oriented learning, major General pedagogical principles and teaching methods student vocalist first of all, we have directed our attention to the implementation of the individual approach to the formation of student's personality vocalist in the learning process Bell canto.
Keywords: professional training of Opera singers, style Bell canto, a method of vocal training Bell canto, Opera singer, student-singer, and vocal technique.
Развитие отечественной вокальной школы Bell canto длится уже почти два века. За это время выработался свой национальный стиль Bell canto, который определяется особенностями национальной музыки и традициями исполнительской культуры. Русские певцы имеют в своём арсенале большое количество технических приёмов владения голосом, передачи художественного образа, сценического мастерства. Современные вокальные технологии характеризуются чёткостью и точностью методов и приёмов влияния на голос через осознание эффективности конкретных задач и уровня подготовленности вокалиста, однако до сих пор идут споры о содержании вокальной технологии обучения Bell canto.
Сейчас существует немало научных трудов, вокальных пособий, в которых изложена технология обучения Bell canto выдающихся мастеров вокала, объединяется их методический
и методологический опыт. Основателем отечественной вокальной школы Bell canto справедливо считается М. Глинка. Его взгляды на вокальное дыхание, использование регистров, особенности произношения к настоящему времени остаются фундаментальными.
Непревзойдённую ценность имеют научные труды по вокальной педагогике таких известных учёных-вокалистов, как Л.Дмитриев, В. Морозов, Г. Стулова, А. Менабени, Д. Люш, Г. Павлов, О. Полякова, в которых рассматриваются все основные проблемы формирования вокальных навыков. Также известными являются исследования в области постановки голоса педагогов Н. Малышевой, М. Донец-Тессейер, Ф. Аникеева и 3. Аникеевой, О. Агаркова, Ю. Ковнер, Б. Васильева, И. Алиева и других, в которых рассматриваются вопросы развития основных вокальных навыков: звукообразование, во-
кальное дыхание, артикуляция, слуховые навыки, навыки эмоциональной выразительности.
Таким образом, целью статьи является рассмотрение принципов и методов профессиональной подготовки студентов-вокалистов в процессе обучения Bell canto.
Воспитание вокалиста Bell canto в классе сольного вокала является многоплановой и чрезвычайно ответственной задачей. Наиболее сложным в этой работе является формирование вокального голоса, или «вокальной школы» певца. Проблема состоит в том, что многолетнее рвение к созданию какого-то единого метода воспитания вокалиста Bell canto не даёт своих результатов. А если единый метод и будет внедрён и применён в воспитании вокалиста Bell canto, то вокальная практика непременно будет откорректирована, и каждый педагог будет учить вокалистов собственным, индивидуально выработанным методом. Метод преподавания — это симбиоз внутреннего опыта и душевного состояния педагога. Изменить его так же сложно, как и переработать душевный строй сформированного человека. Сколько есть педагогов-вокалистов, столько существует и методов преподавания.
формирование профессиональных качеств вокалистов Bell canto осуществляется в ходе профессиональной деятельности студента-вокалиста, которая имеет два аспекта: 1) процесс обретения знаний, умений и навыков в области Bell canto; 2) учебная исполнительская деятельность.
Опираясь на анализ литературы, посвящён-ной проблеме формирования профессиональных качеств вокалиста, а также на собственный исполнительский и педагогический опыт, для реализации задач исследования — определения принципов и методов профессиональной подготовки студентов-вокалистов в процессе изучения Bell canto — мы относим развитые личностные качества студента-вокалиста к системе профессиональных навыков.
При этом мы считаем, что для становления личности студента-вокалиста в процессе обу-
чения Bell canto необходим комплексный подход к формированию профессиональных качеств студента-вокалиста, который обеспечивает последовательное и взаимозависимое развитие всего комплекса профессиональных навыков и умений, создаёт условия для реализации принципов обучения студента-вокалиста в процессе обучения Bell canto: индивидуализации и установки на исполнительство, даёт возможность достичь высокого уровня профессионального мастерства в процессе исполнения Bell canto, сформировать яркие личностные характеристики, осуществлять успешную исполнительскую деятельность.
Исходя из понимания сущности механизма профессиональной подготовки студентов-вокалистов в процессе обучения Bell canto, необходимости формирования системы профессиональных качеств студента-вокалиста для реализации целей и задач обучения и исполнительства, делаем вывод о том, что формирование индивидуальности студента-вокалиста будет происходить более успешно, если в ходе обучения Bell canto придерживаться следующих условий: индивидуальный подход к формированию личности студента-вокалиста; творческая активность студента-вокалиста.
Анализируя и обобщая опыт современных исследований по личностно-ориентированно-му воспитанию и обучению, мы использовали совокупность взаимодополняющих принципов функционирования личностно-ориенти-рованных технологий:
• принцип целенаправленного создания эмоционально обогащённых учебно-воспитательных ситуаций, которые характеризуются эмоциональным подъёмом, высоким уровнем творческой активности, увлечённости общей деятельностью, оказывают содействие формированию у студентов-вокалистов профессиональных навыков;
• принцип личностно-развивающего обучения, который проявляется в создании специфических отношений между педагогом и студентом-вокалистом, которые интерпретируются как взаимоотношения сотрудничества, партнёрства, исполнительства, сотворчества;
• принцип использования сопереживания и принятия в качестве психологического механизма, который выражается в готовности принять точку зрения педагога, понять его эмоциональное состояние, а также в способности адекватно реагировать на него;
• принцип систематического и осознанного анализа студентом-вокалистом собственных достижений и недостатков, этапов профессионального развития.
Изучая особенности профессиональной подготовки студентов-вокалистов в процессе обучения Bell canto, мы также трансформировали основные дидактические принципы, предложенные А. Готсдинером, относительно обучения студента-вокалиста [1, с. 11]. Рассмотрим каждый из принципов подробно.
Принцип систематического и последовательного обучения допускает регулярное посещение занятий вокала; последовательность и систематичность формирования музыкальных знаний, вокально-технических умений и навыков, развитие музыкальных способностей и эстетического вкуса; накопление исполнительского фонда вокально-технических приёмов на пути от простого до сложного, от лёгкого до трудного; систематические домашние занятия.
принцип сознательного усвоения знаний означает умение осознанно руководить всем арсеналом вокально-технических приёмов, психическими процессами, подчинять их раскрытию художественного содержания музыкального произведения.
принцип основательного усвоения знаний допускает осознание замечаний, предлагаемых педагогом, формирование умений и навыков и внедрение их студентом-вокалистом на новом музыкальном материале самостоятельно.
принцип доступности обучения предполагает подбор и применение особенной, понятной конкретному студенту образной лексики, индивидуальную для каждого вокалиста ассоциативную сферу, способную соединить его внутренние слух, мышление, интеллектуальные переживания с исполнением музыкально-
го произведения, решением художественных, исполнительских задач.
принцип наглядности обучения означает применение разных способов показа возможных исполнительских вариантов интерпретации музыкального произведения в манере Bell canto. Например, педагог проигрывает произведение, напевая вокальную строку или играя её. Студент, слушая звучание произведения, отличное от его индивидуальных, субъективных технических умений, воспринимает естественность и простоту исполнения.
Принцип индивидуального подхода реализуется в учёте и понимании педагогом возрастных, психических, характерологических свойств личности студента-вокалиста, в развитии комплекса его музыкальных способностей, тембра голоса, в выработке и применении индивидуальных специфических приёмов и способов влияния.
Принцип активности допускает необходимость активной деятельности студента-вокалиста на всех стадиях его профессионального развития, творческой активности, направленной на раскрытие собственной индивидуальности и достижение мастерства Bell canto.
Педагогический аспект взаимодействия педагога со студентом-вокалистом в процессе обучения Bell canto заключается в постановке педагогом учебных задач и в их реализации в общей профессиональной деятельности. работу педагога со студентом-вокалистом рассматриваем с учётом двух направлений: 1) контроль со стороны педагога за исполнением студентом основных вокально-технических приёмов Bell canto (высокое резонирование, пение на дыхании, координация главных и грудных резонаторов, однородное звучание голоса на всем диапазоне), за точным воспроизведением текста; 2) глубокое изучение музыкального произведения, нацеленное на познание его содержания, стиля, формы, выраженных в нём чувств, образов, явлений действительности и формирование личностного отношения к ним. В работе педагога со студентом-вокалистом оптимальным вариантом будет взаимосвязь этих направлений, вследст-
вие которой разносторонне развивается студент и обогащается педагогический и исполнительский опыт педагога.
Для формирования профессиональной базы студента-вокалиста в процессе обучения Bell canto в аспекте реализации индивидуального подхода к нему используются следующие методы влияния на студента:
• словесные методы: объяснение педагогом вокально-технических приёмов Bell canto; анализ эмоционально-образной сферы произведения; использование педагогом художественно-образных ассоциаций для объяснения характера звучания голоса, тембральных окрасок;
• наглядные методы подразумевают демонстрацию педагогом звучания музыкального произведения; показ движения музыкальной фразы; показ работы мышечного, дыхательного и артикуляционного аппаратов;
• методы самостоятельной работы студента-вокалиста под контролем педагога включают прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей выдающихся певцов Bell canto; посещение оперных спектаклей и концертов вокальной музыки; исполнительскую деятельность студента-вокалиста (участие в шефских концертах и спектаклях оперной студии); запись (аудио, видео) собственного исполнения музыкального произведения, его прослушивание и анализ; изучение студентом-вокалистом литературы по вокалу, вокальной педагогики и деятельности выдающихся певцов Bell canto.
В процессе реализации индивидуального подхода к студенту-вокалисту возникает проблема натаскивания. Согласно Е. либерману [4, с. 165], С. Скребкову [3, с. 69], не нужно показывать исполнительскую интонацию. Педагогическое вмешательство в этом случае мешает, так как отворачивает студента-вокалиста от его природы. Многоразовый показ исполнительской интонации, по Е. либерману, это «натаскивание», прямой путь к угнетению индивидуальности ученика [4, с. 168]. Наши наблюдения, практический опыт подтверждают это положение.
Очень валено для педагога решить про-
блему, как и что развивать у студента-вокалиста и какими способами. 3десь нужно учесть, что для талантливого студента важнее усиливать его индивидуальное начало, то, что обусловлено естественными способностями, вместе с развитием других качеств. У студента со средними данными надо развивать все способности, тщательно следить за наименьшими проявлениями индивидуального начала и сосредоточивать внимание именно на этом, что и будет стимулировать его дальнейшее развитие.
Начальная работа над нотным текстом полностью доверена педагогу. Педагоги часто разучивают музыкальные произведения «на слух». Понятно, что такие приёмы работы приводят к тому, что студент-вокалист снимает с себя ответственность за освоение нотного текста, рассчитывая на педагога, что тормозит развитие у него навыка самостоятельной работы. Важными моментами в работе педагога со студентом-вокалистом являются воплощение и поддержка ученической инициативы, даже если эта инициатива не является целиком убедительной. Живая интерпретация неизбежно вносит в текст определённые изменения. Очень нелегко отказаться от своего видения. Тем более что интерпретация студента может быть непродуманной или просто неприемлемой. О необходимости поддержки ученической инициативы свидетельствует то, что инициатива не противоречит жанру произведения и стилю автора; она отвечает зоне образности определённого произведения [3].
Итак, метод натаскивания оказывается малоэффективным, так как ведёт к угнетению индивидуальности будущего исполнителя Bell canto, появлению штампов в интерпретации музыкального произведения. С целью избегания таких эффектов нами предложено использование метода развития самостоятельности и творческой активности студента, созданного Л.Ауэром (согласно В. Григорьеву) [4, с. 54]. Этот метод учитывает психологические особенности овладения структурой действий при выработке сложных навыков. Его сущность заклю-
чается в том, что сначала педагог объясняет студенту-вокалисту задачи, но не открывает путей их решения. Если студент не справляется с поиском путей решения задач, то педагог довольно подробно объясняет эти пути, но не называет конкретные способы. Если студент не достигает эффекта, то педагог подробно объясняет и конкретные способы решения. Если и это не помогает, то он показывает все подробно и постепенно старается «поднять» студента-вокалиста от показа до самостоятельного отыскания решения.
Для раскрытия индивидуальности студента-вокалиста, достижения творческого единения с ним педагог должен использовать близкую, понятную ему словесную образно-ассоциативную сферу. А метод показа интерпретировать, например, таким образом: сыграть вступление в произведение таким туше, которое отвечает стилю, художественному образу музыкального произведения, и это поможет студенту-вокалисту найти в собственном арсенале выразительных средств наиболее естественные интонации, адекватные характеру произведения.
Некоторые психологи предлагают метод повторения нового замечания в разной форме до семи раз для максимального вхождения в практический опыт: впервые замечание не всегда усваивается; вторично усваивается, но не творчески; в третий раз усваивается и будит творческую мысль; на четвёртый раз даёт возможность его переноса на другие случаи; на пятый раз усваивается как фундаментальный принцип, происходит углубление этого замечания; на седьмой раз целиком входит в структуру индивидуального опыта, становится своим.
С психологической точки зрения существует опасность создать замечанием отрицательную эмоционально-психологическую атмосферу в работе со студентом-вокали-
стом. Психологически важным для него является положительное замечание, а не отрицательное. Поэтому к критическому этапу в педагогическом процессе мы предлагаем переходить через поощрение студента. Здесь уместно вспомнить высказывание С.Рахманинова: «Три вещи. Первое — хвалить, второе — хвалить, третье — ещё раз хвалить» [2, с. 51].
Все перечисленные выше способы не исключают друг друга, и потому мы предлагаем использовать их в работе со студентом-вокалистом в процессе обучения Bell canto комплексно. Комплексное применение обозначенных принципов, методов и способов согласно индивидуальности каждого студента является наиболее эффективным для профессионального развития студента-вокалиста в процессе обучения Bell canto.
Обобщая профессиональный опыт работы со студентом-вокалистом, мы предлагаем такие методы педагогического взаимодействия со студентом-вокалистом в процессе обучения Bell canto: метод индивидуального подхода к каждому студенту (развитие творческой индивидуальности); метод развития самостоятельности и творческой активности студента; метод поддержки ученической инициативы; метод поощрения; метод повторения замечания в обогащённой, положительной форме; метод использования понятной студенту образно-ассоциативной лексики; метод показа, нацеленный на пробуждение у студента творческой фантазии, воображения.
Итак, базируясь на выделенных нами принципах личностно-ориентированного обучения, основных общепедагогических принципах и методах обучения студента-вокалиста, мы, прежде всего, направили наше внимание на реализацию индивидуального подхода к формированию личности студента-вокалиста в процессе обучения Bell canto.
Примечания
1. ГотсдинерА. Дидактические основы музыкального развития учащегося // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2 / ред.-сост. В. И. Руденко. Москва : Музыка, 1980. Вып. 2. С. 11—24.
2. Григорьев Б. Ю. О некоторых психологических аспектах работы педагога-музыканта // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 8 / сост. С. П. Понятовский. Москва : Музыка, 1987. С. 44—53.
3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики : учебник для студентов вузов. Москва : Музыка, 1968. 675 с.
4. Либерман Е. Творческое отношение к авторскому тексту как педагогическая проблема // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя : сборник трудов. Вып. 68 / Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных ; отв. редактор канд. пед. наук Б. Л. Кременштейн. Москва, 1983. 168 с.
5. Скребков С. Развитие слуха студентов-вокалистов // Советская музыка. 1951. № 7. С. 68—70.
References
1. Gotsdiner A. Didactic fundamentals of musical development of the student. Questions of musical pedagogy, Issue 2. Moscow, Muzyka Publ. [Music Publ.], 1980, pp. 11—24.
2. Grigor'ev V. Iu. On some psychological aspects of the work of the teacher-musician. Questions of musical pedagogy, Issue 8. Moscow, Muzyka Publ. [Music Publ.], 1987, pp. 44—53.
3. Dmitriev L. B. Basics of vocal technique. Moscow, Muzyka Publ. [Music Publ.], 1968. 675 p.
4. Liberman E. Creative approach to the author's text as a pedagogical problem. Questions of education of the performing musician, Issue 68. Moscow, 1983. 168 p.
5. Skrebkov S. The development of hearing students vocalists. Soviet music. 1951, № 7, pp. 68—70.
^^АЭБИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПИАНИСТОВ
УДК 372.878:785 Б. Т. Тулегенова
Детская музыкальная школа г. Астана, Казахстан
Статья исследует теоретические основы развития креативности у учеников фортепианного отделения. Креативность исследуется как категория психолого-педагогического знания, анализируются методы её развития в педагогической науке и практике, характеризуются особенности исполнительской деятельности как разновидности музыкального творчества, конкретизируется содержание понятия «креативность» применительно к профессиональной деятельности пианиста, обосновывается её структура.
Ключевые слова: критерии развития креативности, техника исполнения музыки, компоненты креативности.
B . T . Tu leg enova
Children's Music School, Astana, Kazakhstan
THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN THE PROCESS OF LEARNING PIANO
The article examines the theoretical basis for the development of creativity in students of the piano Department. Creativity is studied as a category of psycho-pedagogical knowledge, the methods of its development in pedagogical science and practice are analyzed, the features of performing activities as a kind of musical creativity are characterized, the concept of "creativity" in relation to professional activities of a pianist is concretized and its structure is substantiated. Keywords: criteria for the development of creativity, performance technique, components of creativity.
ТУЛЕГЕНОВА БИБИГУЛЬ ТУЛЕУГАЛМЕВНА — преподаватель детской музыкальной школы г. Астана,
Казахстан 193
TULEGENOVA BIBIGUL TOLEUGALIEVA — teacher of children's music school, Astana, Kazakhstan
e-mail: bibigul.1950@mail.ru © Тулегенова Б. Т., 2015