Библиографический список
1. Блинова ГП. Русские народные праздники. Москва: Вузовская книга, 2000.
2. Гужева И.В. Целостная модель праздника как феномена культуры. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006; 7: 91.
3. Яковлева И.А. Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей. Молодой ученый. 2014; 10: 463 - 465.
4. Шубин И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
5. Пономарев В.Д. Игровая культура праздника: от феномена к профессии. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011; 17-2: 204 - 209.
References
1. Blinova G.P. Russkie narodnyeprazdniki. Moskva: Vuzovskaya kniga, 2000.
2. Guzheva I.V. Celostnaya model' prazdnika kak fenomena kul'tury. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2006; 7: 91.
3. Yakovleva I.A. Russkij fol'klor i ego rol' v umstvennom razvitii detej. Molodojuchenyj. 2014; 10: 463 - 465.
4. Shubin I.B. Dramaturgiya irezhissura zrelischa: igra, soprovozhdayuschaya zhizn'. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006.
5. Ponomarev V.D. Igrovaya kul'tura prazdnika: ot fenomena k professii. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2011; 17-2: 204 - 209.
Статья поступила в редакцию 03.03.19
УДК 378
Petelin A.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
Lomova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
Lou H., postgraduate, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
USING THE THEORY OF RESONANT SINGING AS A SIGNIFICANT CONDITION DEVELOPMENT OF STUDENTS' VOCAL AND PERFORMING POTENTIAL. The article is a study of pedagogical conditions for the development of vocal and performing potential of students in an educational process of a university, developed on the basis of the theory of resonant singing V.P. Morozov. For a singer, resonators play a very important role. They are the most important mechanism of singing: give the voice brightness, strength, color, make the sound rich, juicy, piercing, determine the sound quality. The components of the vocal apparatus -oropharyngeal, thoracic, nasal resonators are considered in detail. On the basis of the statements of famous singers and teachers (V. Atlantov, A. Varlamov, M. Dei-shi-Sionitskaya, V. Morozov, M. Freni, K. Everardi, etc.) the researchers develop recommendations for the development of vocal and performing potential of students.
Key words: pedagogical conditions, resonance, theory of resonant singing, oropharyngeal, thoracic and nasal resonators.
А.С. Петелин, д-р пед. наук, проф., Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Е-mail: [email protected]
Л.А. Ломова, канд. пед. наук, доц., Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Е-mail: [email protected]
Х. Лу, аспирант Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж, Е-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ КАК ЗНАЧИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
Статья посвящена изучению педагогического условия развития вокально-исполнительского потенциала студентов в образовательном процессе вуза, разработанного на основе теории резонансного пения В.П. Морозова. Для певца резонаторы выполняют весьма важную роль. Они являются важнейшим механизмом пения: придают голосу яркость, силу, окраску, делают звук насыщенным, сочным, пронзительным, определяют качество звука. Подробно рассматриваются составляющие голосового аппарата - ротоглоточный, грудной, носовой резонаторы. На основе высказываний известных певцов и педагогов-вокалистов (В. Атлантов, А. Варламов, М. Дейши-Сионицкая, В.П. Морозов, М. Френи, К. Эверарди и др.) разработаны рекомендации развития вокально-исполнительского потенциала студентов.
Ключевые слова: педагогические условия, резонанс, теория резонансного пения, ротоглоточный, грудной и носовой резонаторы.
Вокальное искусство имеет глубокие культурно-исторические корни, оно развивается в контексте музыкально-культурной традиции. Глобализация современного общества стимулирует стремление народа приобщиться к сокровищам мировой музыкальной культуры. Межкультурные контакты студентов в процессе обучения создают возможность освоения механизмов познания музыкального искусства, развития музыкально-творческих способностей, овладения вокально-исполнительским мастерством для будущей профессиональной деятельности в области музыкального искусства. Успешность развития вокально-исполнительского потенциала студентов обусловлена содержанием обучения вокалу, внешними и внутренними факторами и педагогическими условиями.
В научной литературе «условие» понимается как некоторое обстоятельство, в котором происходит развитие какого-либо явления. Условие - это «компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий, из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [1, с. 707].
В работе В.Н. Алексеевой педагогические условия представлены как результат применения содержания, методов и организационных форм обучения для достижения ... целей» [2, с. 16]. Ученые-педагоги (Л.П. Качалова, Е.В. Ко-ротаева и др.) видят в педагогических условиях тот фактор, от которого зависят результаты протекания образовательного процесса [3].
Н.М. Борытко также выделяет факторы и условия, но разделяет их. Под фактором при этом понимается внутренняя движущая сила процесса, а под условием - внешнее, в той или иной мере сознательно сконструированное педагогом обстоятельство, которое существенно влияет на протекание процесса, предполагает, но не гарантирует определенный результат» [4, с. 129].
Проведенный анализ позволил определить понятие «педагогические условия» для нашего исследования как значимые обстоятельства и креативные возможности музыкально-педагогического процесса, от которых зависит эффективность развития вокально-исполнительского потенциала студентов-музыкантов.
Методологическими основаниями педагогических условий развития вокально-исполнительского потенциала студентов послужили следующие методологические подходы:
- системный подход (С.И. Архангельский, В.Н. Садовский, Э.Г Юдин и др.) позволяет изучить развитие вокально-исполнительского потенциала студентов в процессе профессионального становления как системы;
- личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульне-вич, В.В. Сериков и др.), обеспечивающий раскрытие самобытных уникальных задатков в процессе развития вокально-исполнительского потенциала;
- индивидуальный подход (Л.В. Вахтель, ГМ. Цыпин, М.Н. Юрьева и др.), способствующий анализу и выработке индивидуального стиля вокально-исполнительской деятельности;
- технологический подход (В.П. Беспалько, В.И. Лещинский, Н.Е. Щуркова и др.), идеи которого легли в основу разработки методики совершенствования вокально-исполнительского мастерства студентов.
Вышеприведенные подходы обеспечили изучение такого педагогического условия как использование теории резонансного пения в процессе обучения вокалу.
Резонансная теория пения - это «система научных представлений о взаимосвязанных между собой акустических, физиологических и психологических закономерностей образования и восприятия певческого голоса, обусловливающих его высокие эстетические и вокально-технические качества за счет максимальной активизации резонансных свойств голосового аппарата» [5, с. 31].
Речевой аппарат человека включает две пары голосовых связок. При нении они сомкнуты. Выдыхаемый воздух вызывает вибрации в голосовых связках, что образует небольшой шум. Когда звуковые волны отражаются в грудной полости, гортани, глотке, полости рта, носа, возникают звонкие красивые потрясения. Это явление называется резонансом. Звуковые волны, создаваемые голосовыми
связками, регулируются в резонансной полости и помогают получить требуемый вокальный эффект
Использование резонанса в пении позволит певцу не только расширить диапазон звуков, но и украсит само исполнение. Необходимо в полной мере использовать полости тела резонансной структуры в процессе пения, усилить контроль за работой по обогащению певческого голоса. В результате подобных усилий у исполнителя формируется красивый певческий голос, что, несомненно, оценят слушатели. Об использовании явления резонанса в пении как одном из эффективных средств создания образцов «красивого» пения высказывались многие известные певцы и педагоги - В. Атлантов, А.Е. Варламов, М. Дейши-Си-оницкая, Л.Б. Дмитриев, В.П. Морозов, И. Петрова-Краузе, К. Эверарди и др. Мария Дейша-Сионицкая утверждала: «Сила звука может быть увеличена, если поблизости его прохождения находятся резонаторы... Ценность звука, его звонкость и легкость обусловливаются также работой резонаторов. Поставить звук в правильную позицию - это значит найти такую точку и дать такое направление, с которого голос имел бы наибольшую сумму резонаторов и обертонов. Такое действие должно подчиняться ощущению и наблюдению» [6, с. 46].
Резонанс - это физическое явление, поэтому вокал или другие объекты вокальных резонансных явлений являются иллюстрацией действия определенных научных законов. Понимание смысла акустики как физического явления, анализ и контроль певческих резонансных методов с точки зрения физики помогают в овладении вокальными навыками.
Вокально-исполнительская практика, которая была подтверждена научными исследованиями, показывает, что «работа резонаторов зависит от стиля пения, а также от индивидуальных психофизиологических характеристик конкретного певца». Таким образом, резонансная техника - это «пение, прежде всего, с высокой активностью, озвученностью и сонастроенностью всех резонаторов голосового аппарата - ротоглоточного, грудного, носового» [5, с. 12].
Ротоглоточный резонатор полости рта, ротоглотки и гортани делает звук более ярким и четким, произношение стандартизированным. Резонансный эффект в полости рта достигается артикуляцией основных органов, однако функции органов часто превышают возможности резонансного эффекта. Оральный резонанс должен сопровождаться другими приемами пения для усиления его художественности. Глотка находится в передней части шейного отдела позвоночника, она связана с общим трубчатым каналом дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта, что создает вертикальную резонансную камеру и играет чрезвычайно важную роль при пении.
Грудной резонатор создается при естественно опущенной челюсти (как при зевке), звуковые волны отражаются от жесткого неба по направлению к нижним зубам, так что в непосредственной близости от гортани и трахеи вызывают более сильную вибрацию и продолжают передавать в грудь звуки, образуя грудной резонанс. Необходимо обращать внимание на расслабляющие упражнения, неверное использование органов речи способствует образованию
Библиографический список
неправильного резонанса. Необходимо учитывать участие в грудном резонансе внутренних органов: трахеи, бронхов и легких, а также полостей рта, носа. Так, при пении с использованием грудного резонанса в груди ощущаются значительные вибрации, слышен громкий голос, глубокий и мощный бас. Грудной резонанс часто используют исполнители с низкими голосами, а также при пении вполголоса или прерывисто. Однако любой голос можно адаптировать для создания требуемых звуков.
Носовой резонатор состоит из носа, носоглотки и придаточных пазух носа, которые представляют собой пустоты небольшого объема. Резонируют они высокими обертонами звука голоса. Нижний грудной резонатор состоит из пространств крупных бронхов и трахеи. «При небольшой длине составляющих трахею трубок (около 15 см) они позволяют исполнителю резонировать на низкие тона. Помимо физиологических особенностей строения органов-резонаторов на возникновение явления резонанса влияет наличие в тембре певческого звука множества высокочастотных и низкочастотных обертонов» [5, с. 213]. М. Френи говорил: «Я на всех тонах стараюсь петь одинаково ровно, ищу возможности петь с использованием верхних резонаторов, то есть петь "в маске". Когда я развиваю это (показывает на область "маски"), это облегчает пение. Это особенно важно при выступлениях в тех случаях, когда певец себя не очень хорошо чувствует. Пение "в маске" сильно облегчает его, и певец этим как бы помогает себе сам» [7, с. 42].
В процессе исполнения существуют места, где меняется тон пения, который необходимо сгладить. Однако этот переход искушенному слушателю будет заметен. «Особенно сильному перепаду звучания подвержены женские голоса, в большей степени, чем мужские. Грудные звуки полнее и резче средних, поэтому необходимо стремиться к их увеличению. Замечено, что у женских голосов средний голос (lemedium) по своему составу бывает слабее, нежели резкие звуки головного голоса. У тенора, наоборот, фистула слабее грудного звука. Вообще очень полезно пробовать сочетать различные тоны, заставлять исполнителя брать ноты как грудью, так и фистулой, чтобы исключить ярко выраженный перепад тонов» [8, с. 25].
А.Е. Варламов подчеркивал необходимость стремления к «округлости» звуков, а при выравнивании голоса - к «скрещиванию» регистров: «Очень полезно перемешивать между собой разные тоны, распространяя их на многие ноты - как высокие, так и низкие.» [8, с. 25].
Регулярная тренировка вокального резонанса, единство работы органов речи и связанных с ними мышц обеспечивают оптимальную координацию движения воздуха во время пения, помогают улучшить и расширить возможности для настройки звука, чтобы получить более богатый тон. Пение требует использования самых совершенных художественных эффектов.
Таким образом, представленное педагогическое условие - использование теории резонансного пения в процессе обучения вокалу будет способствовать развитию вокально-исполнительского потенциала студентов в музыкально-педагогическом процессе вуза.
1. Философский энциклопедический словарь. Редколлегия: С.С. Аверинцев [и др.]. 2-е изд. Москва: Советская энциклопедия, 1989.
2. Алексеева В.Н. О психолого-педагогических основах организации личностно-ориентированного обучения. Инновационные процессы в образовании и новые педагогические технологии. Москва, 1997.
3. Качалова Л.П. Педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов учения студентов педагогического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 1995.
4. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Москва: Академия, 2008.
5. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. Москва: Искусство и наука, 2002.
6. Дейша-Сионицкая М.А. Пение в ощущениях. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2014.
7. Морозов В.П. Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь. Москва: Когито-центр, 2013.
8. Варламов А.Е. Полная школа пения. Санкт-Петербург: Лань, 2012.
References
1. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Redkollegiya: S.S. Averincev [i dr.]. 2-e izd. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1989.
2. Alekseeva V.N. O psihologo-pedagogicheskih osnovah organizacii lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Innovacionnye processy v obrazovanii i novye pedagogicheskie tehnologii. Moskva, 1997.
3. Kachalova L.P. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya intellektual'nyh motivov ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 1995.
4. Borytko N.M., Molozhavenko A.V., Solovcova I.A. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskih issledovanij. Moskva: Akademiya, 2008.
5. Morozov V.P. Iskusstvorezonansnogopeniya. Osnovyrezonansnojteoriii tehniki. Moskva: Iskusstvo i nauka, 2002.
6. Dejsha-Sionickaya M.A. Penie v oschuscheniyah. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki, 2014.
7. Morozov V.P. Rezonansnaya tehnika peniya i rechi. Metodiki masterov. Sol'noe, horovoe penie, scenicheskaya rech'. Moskva: Kogito-centr, 2013.
8. Varlamov A.E. Polnaya shkola peniya. Sankt-Peterburg: Lan', 2012.
Статья поступила в редакцию 07.02.19
УДК 378
Toktarova N.K., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, English Language Department, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
SYNTAX ERROR IN RUSSIAN LANGUAGE STUDENTS AMONG THE DAGESTANIS AND WAYS TO OVERCOME THEM. The article is dedicated to syntactic errors of Dagestani students. The causes of syntactic errors in the Russian oral and written speech of students are revealed. The emphasis is on those errors that have partial or zero correspondence in the Russian and Dagestan languages. This is an error associated with coordination and control within the phrase, interruption