УДК 377.5
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СЕРВИСА В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.И.Микушина
METHODOLOGICAL APPROACH TO STUDYING OF PROCESS OF FORMING COMMUNICATIVE CULTURE OF SERVICE-INDUSTRY STUDENTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
INSTITUTIONS
T.I.Mikushina
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Рассматриваются методологические подходы к исследованию процесса формирования коммуникативной культуры у будущих специалистов сферы сервиса в организациях среднего профессионального образования с позиций концепции четырехуровневого методологического анализа. Обосновывается необходимость использования аксиологического, системного, компетентностного и контекстного подходов. Отражаются основные положения, исследователи, разработавшие данные теоретико-методологические основания, их значимость для исследования. Обозначенные подходы позволяют обеспечить глубокое исследование проблемы формирования коммуникативной культуры будущего специалиста сферы сервиса в контексте его профессиональной деятельности. На основании данных подходов были определены закономерности и принципы образовательного процесса, способствующего освоению коммуникативной культуры, которая позволяет будущему профессионалу грамотно осуществлять профессиональные коммуникации.
Ключевые слова: коммуникативная культура, методологические подходы, сформированность, контекст, социокультурный
The article considers methodological approaches to studying the process of forming communicative culture of service-industry students in the context of four-level methodological analysis. Neccesity of using axsiological, system, competency and context approaches is argued. Based on this approaches, laws and principles of education proccess, helping students to develop communicative culture, are determined. Future specialist in service industry will communicate in effective way. Keywords: the communication culture, methodologies approaches, forming, context, socio-cultural
В «Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2013—2020 годы» (2012 г.) приоритетным направлением является обеспечение его качества «меняющимся запросам населения и перспективным задачам российского общества и экономики [1, с. 43]. Качественные изменения в обучении специалистов стали возможны в связи с введением образовательных стандартов третьего поколения. Переход системы среднего профессионального образования на эти стандарты требует от учебных заведений применения в подготовке специалистов методологических подходов, которые бы обеспечили высокий уровень развития профессиональных компетенций выпускника.
Из анализа компетенций, представленных в стандартах среднего профессионального образования не только на специальности сферы сервиса, можно сделать вывод, что деятельность работников сферы сервиса состоит в постоянном общении, согласовании, взаимодействии с потребителем, который нуждается как в качественном выполнении услуги, так и в её речевом оформлении, предполагающим высокую культуру осуществления коммуникаций.
Сформированность коммуникативной культуры будущего специалиста сферы сервиса должна являться одним из основных показателей подготовленности выпускника к профессиональной деятельно-
сти. Российский рынок труда на современном этапе еще не насыщен квалифицированными специалистами. Особенно важно осуществлять подготовку специалистов среднего звена, которые непосредственно взаимодействуют с клиентом в так называемой «контактной зоне». Поэтому необходимо формировать коммуникативную культуру у выпускников со средним профессиональным образованием.
Изучение данной проблемы выявило необходимость методологического обоснования процесса формирования коммуникативной культуры. Рассмотрим методологическую основу формирования коммуникативной культуры будущего специалиста сферы сервиса с позиций четырехуровневого методологического анализа И.В.Блауберга, Э.Г.Юдина [2]. Выбор подходов обусловлен своеобразием профессиональной деятельности, спецификой подготовки будущих специалистов сферы сервиса и особенностями обучения студентов данного профиля в организациях среднего профессионального образования: синтезом коммуникативной и технологической составляющих, постоянным взаимодействием всех субъектов учебного процесса направленного на освоение сервисной деятельности, ситуативностью и ритуальностью осуществления сервисных коммуникаций, требующих постижения их контекстов, необходимостью культурного развития профессионала и
становления его ценностно-мотивационной сферы, как условия повышения его компетентности.
Философская методология образует высший уровень, содержание которого составляют основные принципы познания и категориальный аппарат науки. Философский уровень обусловливает подходы к процессу постижения и преобразования реальности. В данном исследовании этот методологический уровень представлен аксиологическим подходом. Применение аксиологического подхода к обучению профессиональным коммуникациям основывается на том, что аксиология (от греч. axia — ценность и logos — учение) — философское учение о ценностях, их природе, месте в реальном мире и его структуре — может трактоваться как методологическая основа обучения, поскольку обеспечивает формирование ценностных ориентаций личности, гуманистического мировоззрения, установки на продуктивную деятельность и творческую реализацию в ней [3, с. 71]. Аксиологический подход содействует воспитанию у субъекта образования гуманитарной культуры, которая, по мнению Р.Л.Лифшица, «способствует формированию ощущения сопричастности социуму, в пределе — всему человеческому» [4, с. 75]. Аксиологический подход является катализатором активности личности, движущей силой его профессионального и личностного развития. Он проявляется в изучении и совершенствовании ценностных ориентаций студентов с точки зрения профессиональных потребностей и интересов. И.А.Донина считает его своеобразным элементом между теорией и практикой, системой ценностей, которая проявляется, прежде всего, в положительной значимости для собственного личностного саморазвития и самосовершенствования специалиста в профессиональной деятельности, трансляции ценностей культуры [5].
В контексте данного исследования он позволяет сформировать внутреннюю готовность будущего специалиста к сервисной деятельности, к осуществлению коммуникаций через осознание и понимание социокультурной ситуации, её ценностно-смыслового контекста. Актуализация аксиологической составляющей процесса обучения сервисным коммуникациям способствует адаптации будущего специалиста, освоению им ценностей профессиональной культуры: ориентацию на культуру сервиса, на осуществление личностного подхода к каждому клиенту и индивидуализацию его обслуживания.
Следующий уровень методологии — общенаучный уровень, который формирует систему знаний, являющихся основой теории и практической деятельности. Системный подход возник с развитием культуры общества. Создатель общей теории систем Л. фон Берталанфи [6, с. 20] утверждал, что он находит свое применение в моделировании любых процессов. Поэтому моделирование неразрывно связано с системным анализом. Системный подход позволяет рассматривать процесс формирования коммуникативной культуры студентов как систему, выявлять его структуру, внешние и внутренние связи и системообразующие элементы, взаимодействие между ними. Большой вклад в концепцию системного
подхода и его практическое применение внесли
A.Г.Асмолов, И.В.Блауберг, В.П.Зинченко,
B.П.Кузьмин, В.Ф.Ломов, В.А.Лекторский, В.В.Павлов, Э.Г.Юдин и др. Системный подход в данном исследовании выступает методологическим основанием формулировки понятий исследования и проектирования модели процесса формирования коммуникативной культуры будущих специалистов сферы сервиса.
Конкретно-научная методология — совокупность принципов, методов исследования, используемых в определённой отрасли знаний, которая помогает конкретизировать проблему, обозначить принципы и определить методы исследования в данной научной отрасли. Компетентностный подход является методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов. Концепцию компетентностного подхода разрабатывали множество отечественных исследователей, показавших всю сложность и неоднозначность толкования понятий «компетенция», «компетентность», и обусловленный ими подход к процессу и результату обучения. В данном исследовании мы опираемся на работы И.А.Зимней, которая соотносит показатели общей культуры человека с требованиями образовательных стандартов и вводит понятие социально-профессиональной компетентности личности. Под ней исследователь подразумевает интегративное формируемое качество, позволяющее успешно выполнять профессиональные задачи и взаимодействовать с другими людьми. Ученый считает, что общая культура человека — это социально-детерминированный способ его жизнедеятельности, а социально-профессиональная компетентность есть проекция этого способа на определенную сферу, область деятельности [7]. Особенное значение данная компетентность приобретает в профессиях, связанных с общением с людьми. И.И.Карицкая тоже объединила понятия — социальной и профессиональной компетентности — и обозначила социально-профессиональную компетентность как готовность и способность специалиста строить конструктивную профессиональную деятельность, включающую в себя: систему социально-психологической и социально-нравственной зрелости, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков; практический опыт и стремление к профессиональному росту [8].
При анализе профессиональных компетенций ФГОС третьего поколения на сервисные специальности в рамках данного исследования была раскрыта связь между ними и культурным развитием профессионала, определена коммуникативная составляющая деятельности работника сферы сервиса и её характеристики, выявлено, что наиболее эффективно коммуникативная культура формируется при помощи ком-петентностного подхода. Компетентностный подход предполагает овладение умениями, которые позволяют эффективно действовать в ситуациях профессиональной и частной жизни.
Реализация компетентностного подхода в обучении специалистов предполагает деятельность в контексте социокультурных условий профессиональ-
ной среды. Основой этой реализации может служить контекстный подход, разрабатываемый
А.А.Вербицким и его научной школой. Он позволяет проводить коммуникативное обучение специалиста сферы сервиса в контексте будущей профессиональной деятельности.
Суть контекстного подхода состоит в том, что образы объектов исследования создаются на уровне интерпретаций, при которых субъектность исследуемого объекта выражается через субъекты другого и образность, эмоционально-чувственный опыт позволяет исследование одного объекта обогатить обобщениями, метафорами, складывающимися в процессе контекстного обучения. Постановка личности в разные контексты расширяет зону внутриличностного комфорта, способствует достижению ею высокого уровня профессионализма, предполагающего у специалиста сферы сервиса наличие широкого диапазона реагирования на события, происходящие в профессиональной среде. В.Г.Калашников отмечает, что контекстный подход «утверждает необходимость изучения каждого явления в разнообразных связях, задаваемых различными контекстами» [9, с. 94]. Это позволяет субъекту обучения систематизировать все контексты, освоить заданные ими смыслы явлений и процессов. Такой подход создаёт возможности для студента по формированию целостных образов событий, происходящих в сфере сервиса, способствует построению клиентоориентированного поведения в лучших традициях российской и зарубежной коммуникативной культуры. Поэтому контекстный подход — один из основных инструментов формирования коммуникативной культуры работника сферы сервиса. В контексте вышеобозначенных подходов образовательный процесс, способствующий развитию коммуникативной культуры профессионала сферы сервиса, должен быть построен в логике саморазвития специалиста, получающего своё образование в колледже и осуществляющего производственную деятельность. Для него характерны следующие закономерности:
— взаимоотношения преподавателей и студентов обусловлены культурой, которая отражает восприятие человеком самого себя, мировых тенденций развития профессиональной деятельности, глобальных проблем, стоящих перед человечеством, которое участвует в материальном производстве;
— обеспечение взаимосвязи обучения с воспитанием общей и профессиональной культуры студента, развитием его индивидуальности, приобретением в процессе обучения опыта, который формирует комплекс социокультурных и духовных потребностей личности профессионала;
— создание межпредметного и надпредметно-го взаимодействия теории и практики при организации образовательного процесса путём интеграции дисциплин и учебных курсов, интенсификации информационного обеспечения деятельности студентов, осуществления мониторинга профессионального развития субъектов учебного процесса;
— отбор, конструирование и использование технологий, методов и форм организации образова-
тельного процесса, способствующих осуществлению тактики формирования профессиональной культуры будущих специалистов в рамках ФГОС СПО третьего поколения.
Закономерности подготовки специалистов к профессиональной деятельности позволяют выработать принципы организации образовательного процесса, которые соответствуют современным условиям обучения специалистов в сфере сервиса:
— организационное единство между теоретическими знаниями и производственной деятельностью;
— системность овладения студентами ценностями коммуникативной культуры;
— моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе и внедрение этих моделей для опережающего развития образования;
— создание развивающей учебно-производственной среды для осуществления перехода учебно-познавательной деятельности в профессионально-развивающую;
— ведущая роль педагогического общения в освоении коммуникативной составляющей профессиональной деятельности;
— личностное включение студента в учебную деятельность по освоению ценностей коммуникативной культуры.
Выделенные методологические подходы к исследованию процесса формирования коммуникативной культуры специалистов сферы сервиса являются основами организации образовательного процесса, позволяющего эффективно осуществлять коммуникативную подготовку будущих профессионалов в организациях среднего профессионального образования.
1. Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2013—2020 годы [Электр. ресурс]. URL: http://programs.gov.m/Portal/programs/passport/2 (дата обращения 15.01.2016).
2. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.
3. Бабошина Е.Б. Ценностный подход к становлению человека культуры в педа- гогическом образовании: монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 216 с.
4. Лившиц Р.Л. Духовное самоопределение личности как выбор смысложизненных стратегий (быть или казаться) // Философия социальных коммуникаций. 2006. № 1. С. 72-78.
5. Донина И.А. Аксиологический подход как методологическая основа становления маркетингово-профессиональной компетентности руководителей общеобразовательной организации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2014. № 2. С.155-159.
6. Берталанфи Л.фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования. М.: Наука, 1973. С. 2038.
7. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Электр. ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 4 мая. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0504.htm (дата обращения 16.09.2014).
8. Карицкая И.М. Композиционное социологическое исследование сферы профессиональной деятельности на примере туризма // Цели и идеалы. 2013. № 1(15). Т. 2. С. 8793.
9. Калашников В.Г. Образовательная среда контекстного типа // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 9297.
References
1. Kontseptsii federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2013—2020 gody [Concept of the Federal target program of education development for 2013-2020]. Available at: http://programs.gov.ru/Portal/ programs/passport/2 (accessed 15.01.2016).
2. Blauberg I.V. Stanovlenie i sushchnost' sistemnogo podkhoda [Formation and essence of the systems approach]. Moscow, 1973. 270 p.
3. Baboshina E.B. Tsennostnyy podkhod k stanovleniyu cheloveka kul'tury v peda- gogicheskom obrazovanii: monografiya [Value approach to the formation of human culture in teacher education: a monograph], Kurgan, 2014. 216 p.
4. Livshits R.L. Dukhovnoe samoopredelenie lichnosti kak vybor smyslozhiznennykh strategiy (byt' ili kazat'sya) [Spiritual self-identity as a choice smyslozhiznennyh strategies (or seem to be)]. Filosofiya sotsial'nykh kommunikatsiy, 2006, no. 1, pp. 72-78.
5. Donina I.A. Aksiologicheskiy podkhod kak
metodologicheskaya osnova stanovleniya marketingovo-professional'noy kompetentnosti rukovoditeley
obshcheobrazovatel'noy organizatsii [Value approach as a methodological basis of formation of marketing and professional competence of heads of educational organization]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Krasnodar, 2014, no. 2, pp.155-159.
6. Bertalanfi L.fon. Istoriya i status obshchey teorii sistem [History and Status of General Systems Theory]. Sistemnye issledovaniya. Moscow, 1973, pp. 20-38.
7. Zimnyaya I.A. Obshchaya kul'tura i sotsial'no-professional'naya kompetentnost' cheloveka [General culture and social and professional competence of the person]. Eydos, 2006, 4th of May. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm (accessed 16.09.2014).
8. Karitskaya I.M. Kompozitsionnoe sotsiologicheskoe issledovanie sfery professional'noy deyatel'nosti na primere turizma [Composite sociological study of the scope of professional activity on the example of tourism]. Tseli i idealy, 2013, no. 1(15), vol. 2, pp. 87-93.
9. Kalashnikov V.G. Obrazovatel'naya sreda kontekstnogo tipa [Educational environment context type]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012, no. 4, pp. 92-97.