ознакомиться со спецификой её языка, овладеть базовым лексическим составом и особенностями использования грамматических форм, то есть снабдить их необходимым инструментарием для осуществления этой коммуникации. В этой связи возникает вопрос о том, как организовать работу с газетной публикацией на занятии для обеспечения максимально высокого результата за небольшое количество часов, отводимое на иностранный язык, имея при этом другие обязательные материалы для изучения.
В процессе работы со студентами-магистрантами нами был разработан вариант заданий, позволяющих использовать тексты англоязычной прессы для формирования умений иноязычного профессионального общения. Для изучения берутся материалы из таких изданий, как «The New York Times», «The Washington Post», «The Guardian». Вначале первого занятия даётся краткий обзор особенностей языка прессы, упоминается наличие особых газетных штампов английского языка, обсуждаются возможные отклонения от нормы в употреблении грамматических форм и возникновение контекстуальных значений слов. Далее следует работа с текстом статьи и пошаговое выполнение заданий непосредственно на уроке. В дальнейшем часть заданий выносится на самостоятельную работу. Первым шагом становится работа с лексикой. Студентам предлагается найти толкование и перевод ряда важнейших слов и устойчивых сочетаний. Далее следует ознакомительное чтение выбранной статьи, после прочтения предлагается найти в тексте эквиваленты еще нескольких лексических единиц. С целью тренировки и закрепления лексики следует задание на составление микродиалогов на основе фактической информации, данной в статье. После этого осуществляется переход к обсуждению содержания статьи. Поскольку обучающимися являются магистранты направления «Историческое образование», выбираются, главным образом, статьи политической тематики или статьи, напрямую затрагивающие различные исторические события, археологические находки, рассказы о выставках артефактов, связанных с историей т. д. В этой связи студентам предлагается блок вопросов на уточнение фактов, содержащихся в статье, а затем осуществляется переход к анализу представленного материала и дискуссии. На этом этапе особен-
Библиографический список
но важной составляющей становится высказывание собственного мнения. С этой целью еще на первом занятии обучающимся предлагается набор фраз, позволяющих ввести свое мнение. Вместе с тем, особое внимание уделяется использованию в речи слов и выражений из самого текста статьи. В целях стимуляции дискуссии студентам предлагается ряд направляющих вопросов. В некоторых случаях вопросы составляют и задают сами студенты. В ходе дискуссии одной из задач преподавателя является активизация как фоновых, так и профессиональных знаний студентов, позволяющих перевести коммуникацию на занятии на качественно новый уровень.
Следующим этапом работы с англоязычной статьей становится составление аннотации. Этот вид работы является исключительно важным, поскольку подготавливает обучающихся к чтению и обсуждению научных статей по специальности.
На заключительном этапе студентам предлагается прочитать статью на русском языке по той же проблеме и обсудить ее содержание в группах из 3 - 4 человек. При этом каждой группе дается список лексических единиц, рекомендованных для использования в диалоге. Русскоязычная статья может быть выбрана как преподавателем, так и студентами с учетом их интересов и предпочтений. Наконец, после блока из трех занятий проводится деловая игра, в которой участвует вся группа. Тематика игры связана с прочитанными статьями, у студентов появляется возможность использования в речи знакомой лексики. Деловая игра может представлять собой конференцию, заседание парламента, какого-либо комитета и т. д. Главная цель деловой игры «состоит в формировании комплекса знаний и умений для выработки стратегии и тактики профессионального общения» [6, с. 245]. Работа с текстами прессы дает студентам возможность совершенствовать общекультурную и профессиональную компетенцию, а также формировать активную личностную и профессиональную позицию. В данной статье лишь намечаются возможные пути использования газетных и журнальных текстов при работе с магистрантами при обучении иностранному языку. Безусловно, проблема требует дальнейшей более глубокой разработки.
1. Яроцкая Л.В. Дисциплина «Иностранный язык» и профессиональное развитие личности. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015; 14 (725): 48 - 55.
2. Попова Е.А. Педагогические условия формирования критического мышления у студентов в курсе дисциплины «Иностранный язык». Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014; 3 (689): 64 - 73.
3. Шепелева Н.Ю. Особенности преподавания иностранных языков в магистратуре гуманитарного вуза. Педагогика. Психология. Социальная работа. Социокинетика. 2015;4: 193 - 196.
4. Муратова О.А. Проблема обучения критическому мышлению студентов экономических вузов на занятиях по иностранному языку. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015; 4 (20): 65 - 70.
5. Нелюбин Л.Л. Лингвостилистика современного английского языка. Москва: Флинта, 2007.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Москва: Академия, 2015. References
1. Yarockaya L.V. Disciplina «Inostrannyj yazyk» i professional'noe razvitie lichnosti. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2015; 14 (725): 48 - 55.
2. Popova E.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kriticheskogo myshleniya u studentov v kurse discipliny «Inostrannyj yazyk». Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2014; 3 (689): 64 - 73.
3. Shepeleva N.Yu. Osobennosti prepodavaniya inostrannyh yazykov v magistrature gumanitarnogo vuza. Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Sociokinetika. 2015;4: 193 - 196.
4. Muratova O.A. Problema obucheniya kriticheskomu myshleniyu studentov 'ekonomicheskih vuzov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie. 2015; 4 (20): 65 - 70.
5. Nelyubin L.L. Lingvostilistika sovremennogo anglijskogo yazyka. Moskva: Flinta, 2007.
6. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika imetodika. Moskva: Akademiya, 2015.
Статья поступила в редакцию 10.05.17
УДК 377.5
Ignat'eva E.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Pedagogy Department, Institute of Continuous Pedagogical Education, Novgorod State University (Veliky Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
Mikushina T.I., postgraduate, Pedagogy Department, Institute of Continuous Pedagogical Education, Novgorod State University (Veliky Novgorod, Russia); teacher, Leningrad State Polytechnical University "Tosnensky Polytechnic College" (Tosno, Russia), E-mail: [email protected]
THE METHOD OF COMMUNICATIVE SITUATIONAL TASKS IN FORMING THE COMMUNICATION CULTURE OF FUTURE SECONDARY SERVICE SPECIALISTS. The article deals with the issues of formation of the communicative culture among future middle level specialists of the service profile. The features of the modern service sector and the requirements for training specialists for this industry are indicated. The authors show the significance of formation the communicative culture to increase the professional
competence of a graduate. The article clarifies the concept of communicative culture in relation to service activities. The work describes the application of the method of the communicative situational tasks aimed at forming the communicative culture in the teaching process. The authors generalize situations that are used for designing problems. The possibility of applying the method of communicative situational problems for assessing the level of formation of the communicative culture is substantiated. The researchers make a conclusion that the introduction of the professional cycle and professional modules of communicative situational tasks into the context of study the disciplines makes it possible to improve the quality of training of the future specialists in the service sector.
Key words: communicative culture, service activity, communicative situational tasks.
Е.Ю. Игнатьева, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики института непрерывного педагогического образования, Новгородский государственный университет, г. Новгород, E-mail: [email protected]
Т.И. Микушина, соискатель каф. педагогики института непрерывного педагогического образования, Новгородский государственный университет, г. Новгород; преподаватель ГБПОУ ЛО «Тосненский политехнический техникум», г. Тосно, E-mail: [email protected]
МЕТОД КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦОННЫХ ЗАДАЧ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СЕРВИСНОГО ПРОФИЛЯ
В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной культуры у будущих специалистов среднего звена сервисного профиля. Обозначаются особенности современной сферы сервиса, требования к подготовке специалистов для данной отрасли. Обосновываются значимость формирования коммуникативной культуры для повышения профессиональной компетентности выпускника. В статье уточняется понятие коммуникативной культуры применительно к сервисной деятельности. Описывается применение в процессе обучения метода коммуникативных ситуационных задач, направленного на формирование коммуникативной культуры, описываются обобщенные ситуации, используемые для проектирования задач. Обосновывается возможность применения метода коммуникационных ситуационных задач для оценки сформированности коммуникативной культуры. Сделан вывод о том, что введение в контекст изучения дисциплин профессионального цикла и профессиональных модулей коммуникативных ситуационных задач позволяет повысить качество подготовки будущего специалиста сферы сервиса.
Ключевые слова: коммуникативная культура, сервисная деятельность, коммуникативные ситуационные задачи.
В связи с усилением влияния сервиса на жизнь общества, особенностями и спецификой профессиональной деятельности в сфере обслуживания возрастает роль качества подготовки кадров среднего звена по сервисным специальностям. Одно из направлений - повышение уровня коммуникативной культуры в условиях расширения спектра современных профессиональных коммуникаций специалистов сферы сервиса - сферы, где особо значимо межличностное взаимодействие. Однако, как следует из теоретических исследований по проблемам совершенствования культуры сервисного обслуживания (К. Меллер, П. Хедегаль, Е.Л. Харченко, В.Г. Федцов, Д. Шоул, Л.А. Шкатова) и коммуникативной подготовки специалистов в сфере сервиса (Г.И. Бабий, Ж.Н. Боровикова, Я.В. Ведомская, Н.Н. Бочкарёва, М.Ш. Карпушева, Л.Е. Мальцева, Е.П. Попова, Н.П. Собольская, В.Б. Титова, И.А. Фрейнкина), в профессиональной подготовке специалистов среднего звена для сферы сервиса формирование коммуникативной культуры отмечаются как проблема. В рамках исследования было раскрыто становление и развитие взглядов ученых на сущность феномена коммуникативной культуры с точки зрения философии, культурологии, лингвистики, социологии, экономики, педагогики и психологии (Г.М. Андреева, Л.А. Аухо-деева, Ю.В. Баженова, В.С. Грехнёв, В.Ю. Жуков, И.И. Зарец-кая, А.В. Мудрик, В.П. Сморчкова, В.В. Соколова, Е.В. Шевцова). В процессе анализа понятия применительно к сфере сервиса было выявлено, что коммуникативная культура специалиста среднего звена сервисного профиля выступает элементом культуры обслуживания и формируется в результате сложного взаимодействия трех составляющих: базовой и профессиональной культуры личности, которые преломляются сквозь призму корпоративной культуры сервисной организации. На основе культурологического подхода к исследованию был уточнен феномен коммуникативной культуры специалиста сферы сервиса как совокупность специфических качеств личности, позволяющих реа-лизовывать сервисные ценности и определяющих качество профессиональных коммуникаций и их эффективность в процессе обслуживания потребителей. В структуре коммуникативной культуры работника сферы сервиса выявлены следующие составляющие: мотивационный компонент (потребности профессионала в общении, стремление к идентификации, эмпатии и рефлексии в процессе обслуживания), когнитивный компонент (теоретические знания о культуре обслуживания заказчика), и личност-но-деятельностный компонент (коммуникативные, организаторские, рефлексивные и перцептивные умения, реализуемые им в процессе оказания услуги).
В данном исследовании под формированием коммуникативной культуры будем считать процесс создания условий для студента, которые будут способствовать возникновению у него системы ценностей, знаний и умений, обуславливающих овладение ими коммуникативной культурой. Проблема овладения успешными коммуникациями разрешается путём расширения спектра образовательных коммуникаций в процессе обучения, интеграции коммуникативных и технологических составляющих профессиональной деятельности будущего специалиста сферы сервиса при освоении дисциплин профессионального цикла и профессиональных модулей. Основным средством формирования коммуникативной культуры будущих специалистов среднего звена сервисной сферы мы выделяет коммуникативные ситуационные задачи, при этом метод коммуникативных ситуационных задач мы рассматриваем как разновидность кейс-метода. По мнению Ю.В. Слобожанинова, ситуационная задача предполагает обучение решения жизненных и профессиональных задач с помощью предметных знаний [1]. Д.Ш. Маткаримова определяет требования к ситуационным задачам (лаконичная, хорошо рассказанная история, которая описывает драматическую ситуацию и отражает реальную проблему, содержит конкретные сравнения и позволяет оценивать принятые решения) и предлагает материалы для конструирования ситуационных задач находить в учебной литературе, при анализе нормативных документов, статей и монографий по теме, использовать практический материал, полученный при рассмотрении профессиональной деятельности [2]. Применительно к содержанию ситуационных задач для будущих специалистов сферы сервиса Н.Г. Новикова, полагая, что в рамках стандартных и нестандартных коммуникативных ситуаций решение ситуационных задач будет способствовать обучению будущих специалистов работе в «контактной зоне», рекомендует выбирать темы актуальные для учебно-производственной и экономической деятельности в сфере услуг с использованием широкого диапазона речевых жанров: презентация, выступление перед потребителями, переговоры, деловые беседы [3].
В нашем исследовании для определения содержания коммуникативных ситуационных задач был произведён анализ содержания профессиональных коммуникаций специалистов сферы сервиса. Для этого была рассмотрена коммуникативная составляющая профессиональных компетенций, зафиксированных в ФГОС на специальности сферы сервиса. При анализе выявились типы коммуникативной деятельности, которые входят в состав профессиональных компетенций, выделены коммуника-
тивные ситуации, возникающие в практике трудовой деятельности специалиста, и их контексты:
- Приветствие и диалог с заказчиком для выявления его потребностей (Взаимозаинтересованость профессионала и заказчика друг в друге. Потребность заказчика в преобразовании внешнего вида или условий его жизнедеятельности. Установка на создание профессионалом комфортных условий обслуживания, наиболее полное удовлетворение потребностей заказчика. Приобретение доверия заказчика, доказательство высокого уровня профессионализма работника);
- Презентация возможных вариантов выполнения потребностей заказчика (Заинтересованность заказчика всем спектром услуг предлагаемым предприятием. Совместная деятельность профессионала и заказчика по подбору наиболее адекватных потребностям заказчика услуг, соответствующих его материальным возможностям);
- Диалог об удовлетворённости заказчика условиями обслуживания на всех этапах выполнения услуги (Отслеживание тактильных и психологических реакций заказчика на всех этапах выполнения услуги. Коррекция профессионального поведения для осуществления комфортного обслуживания заказчика);
- Прощание с заказчиком. Приглашение к дальнейшему сотрудничеству. (Взаимозаинтересованость сторон в хорошем результате обслуживания и дальнейшем сотрудничестве);
- Диалог по принятию претензий к качеству обслуживания (Отрицательные эмоции клиента по поводу расхождения его модели обслуживания, образа выполнения услуги с действительным воплощением. Когнитивный диссонанс у заказчика и профессионала. Обоюдное стремление к соглашению путём изменения образа или повышения качества исполнения заказа при исправлении ошибок);
- Планирование и осуществление совместной с другими работниками деятельности по координации процесса (Заинтересованность всех участников процесса обслуживания в непрерывности и высоких качественных характеристиках сервиса. Заинтересованность работников в создании комфортной, творческой атмосферы на предприятии);
- Презентация новых идей и достижений, направленных на улучшение деятельности профессионала и предприятия (Заинтересованность работника в своём профессиональном росте, повышении имиджевых характеристик и конкурентоспособности
Библиографический список
предприятия. Заинтересованность работодателей в самоактуализации работника на пользу деятельности предприятия);
- Коммуникация с заказчиком при помощи современных информационных технологий (Заинтересованность всех сторон процесса коммуникации в сокращении материальных и временных затрат на производство услуги. Интерактивная коммуникация является в данном случае одним из основных показателей качества услуги).
Данные ситуации, включённые в предметное содержание программ дисциплин профессионального цикла, профессиональных модулей и программ учебной и производственной практики, явились основой для составления коммуникативных ситуационных задач. Особенностью метода коммуникативных ситуационных задач является включение студента в процесс разработки задач, а его личностного коммуникативного опыта студента в качестве потребителя услуги в содержание задач, что способствует осмыслению и актуализации использования студентом ранее приобретённых знаний, умений и навыков. Решение коммуникативных ситуационных задач в процессе подготовки специалистов сферы сервиса направлено на освоение базовых ценностей обслуживания клиентов, формирование структуры коммуникативной культуры в виде совокупности её компонентов (мотивацион-ный, когнитивный, личностно-деятельностный).
Применение коммуникативных ситуационных задач в образовательном процессе способствует оптимальному сочетанию и регулированию его содержательных и технологических параметров, овладению обучающимися правилами использования вербальных и невербальных средств языка в различных контекстах профессионального бытия, расширению спектра профессиональных коммуникаций. При этом коммуникативные профессиональные задач выступают не только как средство формирования коммуникативной культуры, но и как средство оценки её сфор-мированности. Успешность решения задач, уровень сложности, самостоятельность, рефлексивность, творческий подход к решению, эффективность вербальных и невербальных коммуникаций при решении производственных задач - являются основными критериями сформированности коммуникативной культуры будущего специалиста сферы сервиса. Результаты исследования позволяют сделать вывод о результативности применения коммуникативных ситуационных задач для формирования и оценивания коммуникативной культуры специалистов сферы сервиса.
1. Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач: учебно-методическое пособие. Составитель Слобожанинов Ю.В. Киров, 2012.
2. Маткаримова Д.Ш. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения. Молодой учёный. 2012; 4: 434 - 437.
3. Новикова Н.Г., Зорина Н.М., Кортунов В.В. Использование ситуационных задач в обучении студентов созданию делового дискурса. Образование и общество. 2014; 6: 26 - 28.
References
1. Novye pedagogicheskie praktiki: konstruirovanie i primenenie situacionnyh zadach: uchebno-metodicheskoe posobie. Sostavitel' Slobozhaninov Yu.V. Kirov, 2012.
2. Matkarimova D.Sh. Tehnologiya konstruirovaniya situacionnyh zadach v soderzhanii prakticheskogo obucheniya. Molodoj uchenyj. 2012; 4: 434 - 437.
3. Novikova N.G., Zorina N.M., Kortunov V.V. Ispol'zovanie situacionnyh zadach v obuchenii studentov sozdaniyu delovogo diskursa. Obrazovanie i obschestvo. 2014; 6: 26 - 28.
Статья поступила в редакцию 03.05.17
УДК 378
Izosimov D.V., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University
(Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF ENGINEERING (GENERIC) SKILLS OF STUDENTS OF THE MILITARY UNIVERSITY DURING PROFESSIONAL TRAINING. The article studies the concepts of engineering, universal, generalized, and cognitive skills. The author conducts a psychodidactic analysis of mechanisms of performing operations with three types of indicative actions. In the process of the pedagogical experiment to verify the formation of the engineering skills in cadets of a military university at their navigational practices, the author divides them into control and experimental groups. The research gives evidence to the positive impact of generalized outlines of devices and aviation systems on mechanisms for the use of the indicative actions in the process of performing multilevel tasks.
Key words: engineering, universal, generalized skills, stages of indicative actions, matrix of evaluation of multi-level skills, coefficient of completeness of formation of operations (skills), generalized plan of study of technical aircraft systems.
Д.В. Изосимов, аспирант каф. педагогики и психологии Южно-уральского государственного гуманитарно-
педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: [email protected]