УДК 377.5
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ К ПРОЕКТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И.Б.Невзорова
FORMATION OF READINESS OF FUTURE PROGRAMMING TECHNICIANS FOR PROJECT ANALYTICAL ACTIVITIES: METHODOLOGICAL FOUNDATIONS
I.B.Nevzorova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Определена значимость формирования готовности будущих техников-программистов к проектно-аналитической деятельности в профессиональных образовательных организациях как одной из востребованных профессий в сфере современной инновационной экономики в условиях стремительной информатизации общества. Опираясь на концепцию четырехуровневой методологии, выявлены и теоретически обоснованы с точки зрения логики исследования методологические основания: аксиологический, системно-деятельностный, акмеологический, компетентностный, контекстный, междисциплинарный, предметно-информационный и фундаментализация. Даны основные положения данных теоретико-методологических подходов и возможность их использования для эффективного и результативного формирования готовности будущих техников-программистов к проектно-аналитической деятельности в профессиональных образовательных организациях в контексте их профессиональной деятельности и согласованности ее с современными требованиями ФГОС СПО, работодателей и ожиданиями студентов как потребителями образовательных услуг. Ключевые слова: готовность, проектно-аналитическая деятельность, методологические подходы
The article defines formation of readiness for the project analytical activities at educational institutions as an important component of future programming technicians' professional training. Based on the concept of a four-level methodology, we identified and theoretically justified the folowing methodological foundations of the research: axiological, system-activity, acmeological, competence-based, contextual, interdisciplinary, subject-specific information and fundamentalization. Basic provisions of these theoretical and methodological approaches and their applicability for efficient and effective formation of readiness of future technical programmers to the project analytical activities are considered. Keywords: readiness, management activities, methodological approaches
В «Национальной доктрине образования в РФ», которая устанавливает государственную политику в области образования и ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года, указывается, что «система образования призвана обеспечить: подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий» [1].
Одной из приоритетных задач образования является обеспечение современной квалификацией специалистов 50 массовых профессий, востребованных в сфере инновационной экономики. Потребность рынка труда в высококвалифицированных техниках-программистах достаточно велика. По словам Н.А.Никифорова, главы Минкомсвязи, России в ближайшие пять-семь лет понадобится миллион программистов, которые должны будут выполнить «масштабную задачу» по развитию и становлению «целой отрасли импортозамещающего программного обеспечения», на данный момент в стране 350 тысяч высококвалифицированных ИТ-специалистов, и работа министерства направлена на то, чтобы серьезно изменить этот показатель в ближайшее время. Мы считаем, что формирование готовности будущих техников-программистов к проектно-аналитической деятельности в контексте их профессиональной дея-
тельности в профессиональных образовательных организациях является актуальным в сложившейся педагогической ситуации и для решения данной задачи.
По мнению И.П.Подласого, любое научное исследование должно опираться «на определенную совокупность теорий, положений, концепций, составляющих его основу» [2]. Поэтому для продуктивного и результативного формирования готовности будущего техника-программиста в профессиональных образовательных организациях необходимо определить методологическую основу. Для обоснования будем опираться на часто используемую в педагогических исследованиях четырехуровневую методологию, разработанную И.В.Блаубергом и Э.Г.Юдиным, в структуре которой философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни [3].
В.А.Сластенин считает философский уровень методологии высшим, так как он объединяет в себе общие принципы познания, философские категории, законы, закономерности, подходы, является тем фундаментом, на котором строится вся исследовательская деятельность [4]. В нашем исследовании мы использовали комплекс взаимосвязанных методологических подходов, которые позволят расширить представление о сущностных характеристиках исследуемого феномена.
Основу составили аксиологический, системно-деятельностный, акмеологический, компетентност-
ный подходы. Выбор аксиологического подхода обусловлен тем, что он определяет учение о ценностях в педагогическом процессе, таких как образование, воспитание и саморазвитие субъекта. В аксиологиии определенную ценность представляет собой гармонически развитая личность, которая может максимально реализовать заложенный творческий, интеллектуальный, социальный и нравственный потенциал. Ценностные ориентации в формировании готовности будущих техников-программистов к проектно-аналитической деятельности, на наш взгляд, являются важнейшими в характеристике личности, так как направлены на понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, самостоятельно определять задачи личностного и профессионального развития, осознанно заниматься самообразованием для эффективного выполнения поставленных перед собой профессиональных задач.
В качестве общенаучного основания методологии педагогики универсальным направлением научного анализа является системно-структурный поход, так как, на наш взгляд, понятия «система» и «структура» целостно выражают современный подход к научным исследованиям. Кроме того, по словам Э.Г.Юдина, для современного познания, понятие деятельности играет методологически ключевую роль, так как через него дается «универсальная и фундаментальная характеристика человеческого мира» [5].
Поэтому данный методологический уровень представлен в нашем исследовании системно-деятельностным подходом, в основе которого лежит привлечение системных принципов для построения предметных конструкций, связанных с изучением деятельности. В данном случае, по мнению Э.Г.Юдина, системность выполняет функцию объяснительного принципа по отношению к деятельности как к предмету изучения. Теоретические основы системного подхода рассмотрены в трудах Б.Г.Ананьева, Э.Г.Юдина, деятельностного — в исследованиях С.Л.Рубиншейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева. Системно-деятельностный подход является объединением этих подходов.
Для нашего исследования системно-деятельностный подход является логически обоснованным, так как рассматривает процесс формирования готовности будущих техников-программистов к проектно-аналитической деятельности как целостную систему, состоящую из структурных взаимосвязанных компонентов, развитие которых в процессе деятельности ведет к изменениям во всей системе, обеспечивает достижение планируемых результатов в образовательном процессе.
В нашем исследовании мы считаем обоснованным применение также акмеологического подхода, так как, по мнению А. А. Дергача, данный подход выражается «в акмеологической модели профессиональной деятельности людей, занятых в конкретной сфере труда», поэтому необходимо вооружить субъекта деятельности знаниями и технологиями, которые обеспечат его возможностью успешной самореализации творческого потенциала в различных сферах дея-
тельности и, в том числе в области избранной профессии [6].
Информационной базой акмеологии служат те области наук, которые позволяют получить знания, которые отвечают на вопрос, как действовать, чтобы успешно решать задачи определенной дисциплины или специальности. С учетом изучения закономерностей и условий (внутренних и внешних) достижения субъектом в процессе деятельности определенных вершин самореализации, разрабатываются методы и технологии, которые позволят студентам профессиональных образовательных организаций достигать успехов в профессиональном образовании. И конечным результатом реализации акмеологических методов и технологий становится готовность выпускника к самостоятельному творческому, ответственному решению профессиональных и личностных задач.
Акмеологический поход позволит нам сформировать готовность будущего техника-программиста к проектно-аналитической деятельности, так как при данном подходе субъект рассматривается одновременно в психологическом качестве, которое выражается в целенаправленном, прогрессивном развитии, и в профессиональном, дающем возможность развития в конкретно выбранной профессии, в рамках нашего исследования, в профессии техника-программиста.
Учитывая то, что формирование готовности будущего техника-программиста к проектно-аналитической деятельности является элементом целостного образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях, акмеологи-ческий подход позволит нам рассматривать данную деятельность, опираясь на ее принципы:
— гностический, который позволит использовать конкретную систему знаний и способностей;
— проектировочный, он непосредственно связан с целевым характером деятельности, что даст возможность субъекту конкретно связать способы осуществления деятельности с предполагаемыми ее этапами, событиями, уровнями;
— конструктивный, позволит оптимизировать систему и способы деятельности субъекта, исключив тем самым, случайный характер деятельности;
— организаторский, поможет упорядочить составляющие деятельности;
— коммуникативный, дает понимание того, что деятельность не индивидуальна, а носит совместный кооперативный характер.
Образовательный процесс профессиональных образовательных организаций с введением ФГОС СПО необходимо рассматривать с точки зрения методологии компетентностного подхода. Компетент-ностный подход обеспечит диалектическую связь теоретических оснований с педагогической практикой и готовностью будущих техников-программистов к проектно-аналитической деятельности в условиях возрастающих требований социума.
По мнению современных ученых, специфика компетентностного подхода в обучении состоит в том, что усваивается не готовое знание, а подразумевается, что обучающийся сам формулирует понятия,
необходимые для решения поставленной им задачи. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения [7]. С точки зрения В.А.Болотова, В.В.Серикова, компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
— в познании и объяснении явлений действительности;
— при освоении современной техники и технологии;
— во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
— в практической жизни при выполнении социальных ролей;
— при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;
— при необходимости разрешать собственные проблемы жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов [8].
Э.М.Коротков [9] считает, что компетентност-ный подход включает в себя: государственный образовательный стандарт; модель специалиста, построенную по принципам формирования компетенций, как результата образования; образовательную программу и учебный план; планирование и оценку трудоемкости учебного процесса; многокритериальную оценку достижений студента; оценку компетентности; управление системой профессиональной подготовки специалиста.
Компетентностный подход позволит нам раскрыть сущность, содержание и структуру готовности техников-программистов к проектно-аналитической деятельности в контексте их профессиональной деятельности и согласовать ее с современными требованиями ФГОС СПО, работодателей и ожиданиями студентов как потребителей образовательных услуг.
Спецификой профессиональной деятельности техников-программистов является то, что она непосредственно связана с достаточно сложной техникой и информационными технологиями, которые очень быстро обновляются в связи со стремительным развитием техники. В нашем исследовании формирование будущих техников-программистов к проектно-аналитической деятельности мы рассматривали на примере изучения учебных дисциплин математического и естественнонаучного цикла. Поэтому разделяем точку зрения В.А.Шершневой, которая считает, что при обучении специалистов технического профиля необходимо опираться на следующие подходы: контекстный, междисциплинарный, предметно-информационный и фундаментализацию [10].
Контекстный подход, разработчик
А.А.Вербицкий, предполагает обучение, ориентированное на профессиональную подготовку студентов, когда преподавание общеобразовательных учебных дисциплин следует трактовать в контексте будущей
профессиональной деятельности. Контекстный подход является наиболее перспективным и востребованным для условий профессионального образования.
Междисциплинарный подход был предметом исследования П.Я.Гальперина, В.А.Далингера, Н.Ф.Талызиной и др. По их мнению, истоки образования междисциплинарных связей находятся внутри учебной дисциплины, поэтому установление связей между ними отражает взаимосвязь реального мира в преподавании и является необходимым педагогическим условием для формирования наиболее полной системы знаний.
Предметно-информационный подход направлен на совершенствование способов информационных и коммуникативных технологий при изучении конкретной предметной области. При этом на первый план выходят логические и мыслительные средства. Предполагает применение в обучении учебных дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла вычислительной техники.
Каждый из этих подходов необходим для реализации общедидактических принципов: профессиональной направленности, междисциплинарных связей, информатизации и фундаментализации, что позволит результативно формировать готовность будущих техников-программистов к проектно-аналитической деятельности в профессиональных образовательных организациях при преподавании учебных дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла.
Таким образом, методологическая основа формирования готовности будущих техников-программистов к проектно-аналитической деятельности в профессиональных образовательных организациях представляет собой совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных подходов, и в соответствии с четырехуровневой методологией, предполагает использование на философском уровне аксиологического подхода; на общенаучном — системно-деятельностного и акмеологического подходов; конкретно-научный уровень представлен компетентно-стным подходом; на технологическом уровне в нашем исследовании будем опираться на следующие подходы: контекстный, междисциплинарный, предметно-информационный и фундаментализацию.
Данная совокупность теоретико-
методологических подходов позволит обеспечить всестороннее исследование проблемы формирования готовности будущих техников-программистов к про-ектно-аналитической деятельности в профессиональных образовательных организациях.
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы. 2001. № 1. С. 97-111.
2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
3. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 83.
5. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.
6. Акмеология: учебное пособие / А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин. 4. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
7. Донина И.А. Развитие школы как общеобразовательной 5. организации: концепция и маркетинговая стратегия: Монография. СПб.: ЛЕМА, 2015. 255 с.
8. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель:
от идеи к образовательной программе // Педагогика. 6.
2003. № 10. С. 8-14.
9. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект: Мир, 7. 2006. 320 с.
10. Шершнева В.А. Формирование математической компетентности студентов инженерного вуза // Педагогика. 2014. № 5. С. 65.
8.
References
1. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [National doctrine of education in Russian Federation]. Direktor shkoly, 2001, no. 1, pp. 97-111. 9.
2. Podlasyy I.P. Pedagogika: 100 voprosov — 100 otvetov: ucheb. posobie dlya vuzov [Pedagogics: 100 questions —
100 answers: A Textbook]. Moscow, 2004. 365 p. 10
3. Blauberg I.V., Yudin E.G. Stanovlenie i sushchnost' sistemnogo podkhoda [Formation and essence of system approach]. Moscow, 1973. 270 p.
Slastenin V.A. et al. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, 2002, p. 83.
Yudin E.G. Sistemnyy podkhod i printsip deyatel'nosti. Metodologicheskie problemy sovremennoy nauki [System approach and the principle of activity. Methodological problems of modern science]. Moscow, 1978. 391 p. Derkach A.A., Zazykin V.G. Akmeologiya: uchebnoe posobie [Acmeology: A Textbook]. Saint Petersburg, 2003. 256 p.
Donina I.A. Razvitie shkoly kak obshcheobrazovatel'noy organizatsii: kontseptsiya i marketingovaya strategiya: Monografiya [The development of the school as an educational organization: concept and marketing strategy: a monograph]. Saint Petersburg, 2015. 255 p. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noy programme [Competence model: from idea to educational program]. Pedagogika. 2003, no. 10, pp. 8-14.
Korotkov E.M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: ucheb. posobie dlya vuzov [Education quality management: A Textbook]. Moscow, 2006. 320 p.
Shershneva V.A. Formirovanie matematicheskoy kompetentnosti studentov inzhenernogo vuza [Formation of mathematical competence of students of engineering University]. Pedagogika. 2014, no. 5, p. 65.