УДК 378.014+378.022+378.015.6 ББК Ч481.2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Е.В. Евплова
Челябинский государственный педагогический университет
METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORMING PERSONAL COMPETITIVENESS OF PROFESSIONAL TRAINING TEACHERS TO BE
E. Evplova Chelyabinsk State Pedagogical University
Представлена роль системного, компетентностного и средового (средоориентированного) подходов к решению проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.
Ключевые слова: методологические подходы, личностная конкурентоспособность педагога профессионального обучения, системный подход, компетентност-ный подход, средовой (средоориентированный) подход.
The role of systematic, competence-based and environmental approaches to solving the problem of forming personal competitiveness of professional training teachers to be is presented.
Keywords: methodological approaches, personal competitiveness of a professional training teacher, systematic approach, competence-based approach, environmental approach.
В связи с переходом России к рыночной экономике вместо слова «профессионализм» работодатели все чаще стали использовать термин «конкурентоспособность». Это связано с тем, что сегодня не достаточно просто иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными технологиями, сегодня от конкурентоспособных специалистов требуется совокупность личностных и профессиональных качеств, необходимых и одновременно достаточных для успешного решения профессиональных и жизненных задач. В связи с этим у государства и общества появилась потребность в конкурентоспособных специалистах - экономистах, врачах, инженерах и т. д. Совершенно очевидным стало и то, что конкурентоспособного специалиста может воспитать только конкурентоспособный педагог профессионального обучения. К тому же в сфере образования возникает немало ситуаций, когда педагогу необходимо проявить свою личностную конкурентоспособность: профессиональная адаптация, аттестация, решение
профессионально-педагогических задач, общение в учебно-воспитательном процессе, расстановка кадров, карьерный рост и т. д.
Эти и многие другие обстоятельства предопределили возникновение в педагогической теории и практике проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения (ПО).
При этом под личностной конкурентоспособностью будущего педагога ПО будем понимать интегральную характеристику личности педагога, выражающуюся в совокупности личностных и профессиональных качеств, необходимых и одновременно достаточных для подготовки высококвалифицированного, конкурентоспособного рабочего/специалиста, успешного решения профессионально-педагогических и жизненных задач в условиях требований и запросов государства, работодателей, рынка труда, субъектов образования и самого специалиста.
Для эффективного формирования личностной конкурентоспособности у будущего
педагога ПО необходимо опираться на теоретико-методологические основы. В качестве таковых, как правило, выступают методологические подходы [8, с. 41], так как именно они призваны отразить совокупность исходных положений, принципов и категорий, путей и приемов исследования и, как следствие, задать общую направленность научному познанию [6].
Наиболее продуктивной и поэтому популярной оказалась идея взаимодополняющей, комплексной разработки подходов при исследовании тех или иных педагогических явлений. Ее суть состоит в том, что педагогические явления в силу своей сложности не могут и не должны изучаться с одной точки зрения, а значит, необходимо применение комплекса методологических подходов [8, с. 43]. Так, Н.В. Шкроб отмечает, что «подход, взятый сам по себе в отрыве от других, недостаточен... и верную картину изучаемого предмета может дать лишь комплексное исследование с применением множества исследовательских подходов» [6]. В связи с этим, рассматривая формирование личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО как сложную и многоаспектную проблему, полноценное изучение и решение которой не может осуществляться с одной точки зрения, мы считаем необходимым и целесообразным использование совокупности теоретико-методологических подходов, позволяющих получить максимально полную информацию о предмете исследования.
Так, совокупность методологических подходов к проблемам формирования конкурентоспособности у будущего специалиста используется в исследованиях Л.М. Бодьян, Н.А. Дьяченко, Л.В. Курзаевой, В.А. Оганесова, Т.А. Сливиной, Ж.А. Шуткиной и др. Ж.А. Шуткина справедливо утверждает, что, «учитывая сложный интегрированный характер феномена конкурентоспособности. ее решение не может осуществляться с помощью единственного педагогического подхода» [7, с. 17].
Проведенное нами исследование методологических возможностей существующих на сегодняшний день в педагогической науке подходов в целом и подходов, используемых в процессе формирования конкурентоспособности будущих специалистов, в частности, показало, что наиболее продуктивным является использование системного, компетентно-стного и средового (средоориентированного)
подходов. Выделенные подходы дополняют друг друга и позволяют осуществлять комплексное исследование и решение проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО.
Рассмотрим кратко сущность каждого из выделенных подходов и представим их значение для решения стоящей перед нами проблемы.
Системный подход, исследованию которого посвящены работы И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и других ученых, напрямую связан с понятием «система». Данный подход является общенаучной основой любого исследования. Он обеспечивает правильную постановку проблемы и задает общее направление движения научного поиска. Именно поэтому данному подходу отводят ведущую роль в научном познании.
Как справедливо отмечает Е.Н. Степанов, «представляется очевидной необходимость использования системного подхода в педагогической науке и практике, ведь педагоги постоянно находятся и действуют в мире систем» [5, с. 86].
Системный подход к проблеме формирования конкурентоспособности используется в исследованиях А.А. Ангеловского, Л.А. Бодьян, А.В. Гришина, Л.В. Курзаевой, В.Н. Мези-нова, В.А. Оганесова, В.И. Шаповалова и др. Так, А.А. Ангеловский при изучении проблемы формирования конкурентоспособности студентов отмечает, что «данный процесс относится к сложноорганизованным объектам. Он состоит из ряда подсистем, которые сами являются системами по отношению к своим структурным компонентам. При изучении сложноорганизованных объектов, рассматриваемых как система, возникает необходимость использования системного подхода» [1, с. 117].
Таким образом, рассмотрение системного подхода позволило выделить основные положения для изучения и решения стоящей перед нами проблемы:
1) системный подход обеспечивает комплексное изучение проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущих педагогов ПО на всех этапах исследования;
2) личностная конкурентоспособность будущего педагога ПО будет формироваться в целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты в максимальной степени взаимосвязаны;
3) эффективность формирования личностной конкурентоспособности будущего пе-
Теория и методика профессионального образования
дагога ПО будет зависеть от организации целенаправленных системных воздействий.
Однако несмотря на мощное методологическое значение, системный подход не в полной мере решает проблему формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО. Поэтому рассмотрим широко распространяющийся в педагогической теории компетентностный подход.
Компетентностный подход напрямую связан с понятием «компетентность/компетенция».
Актуальность формирования компетенций/компетентности и использования компе-тентностного подхода в педагогических исследованиях обусловлена рядом причин, среди которых намеченная в высшем образовании тенденция по изменению содержания стандартов с ориентацией их на компе-тентностный подход и формирование конкретных компетенций. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» сказано, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
Педагогическая интерпретация компетент-ностного подхода представлена в работах А.А. Вербицкого, Е.А. Гнатышиной, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.В. Хуторского и др. Е.А. Гна-тышина отмечает, что компетентностный подход предполагает изучение и описание педагогического явления как результата образовательного процесса в виде систематизированного комплекса компетентностей, а также определение путей их формирования [2, с. 124].
Компетентностный подход к проблеме формирования конкурентоспособности используется в исследованиях Л.А. Бодьян,
Н.А. Дьяченко, Н.В. Корнейченко, Л.В. Курзаевой, В.Н. Мезинова, Т. А. Сливиной, Ж.А. Шуткиной и др. Так, Ж. А. Шуткина, рассматривая компетентностный подход как приоритетный подход в решении задач формирования конкурентоспособности студентов, отмечает, что «в русле данного подхода возникает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования знаний и формирования навыков на создание условий для овладения
комплексом компетенций, характеризующих конкурентоспособность специалиста» [7,
с. 15]. В.Н. Мезинов, в свою очередь, отмечает, что в данном подходе конкурентоспособность педагога «представлена через совокупность определенных компетенций» [3, с. 22].
Таким образом, к основным положениям компетентностного подхода, которые учитывались при изучении и решении проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО, мы относим следующие:
1) компетентностный подход позволяет признать ключевые компетенции в качестве цели и результата формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО;
2) организация учебного процесса заключается в создании условий для формирования компетенций, входящих в состав качеств личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО;
3) оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней овладения компетенциями, достигнутыми будущими педагогами ПО.
Таким образом, компетентностный подход позволяет в качестве цели и результата профессионально-педагогического образования признать ключевые компетенции и организовать учебный процесс, направленный на формирование этих компетенций.
Системный и компетентностный подходы составляют, безусловно, фундамент отечественной педагогики и являются основой решения проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО. Данные подходы по достоинству оценены как в педагогической теории, так и на практике и не нуждаются в дополнительной оценке. В отличие от них средовой подход, который также целесообразно использовать для решения выдвинутой проблемы, относительно молод.
Теоретики средового подхода (Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новиков, С.Ф. Сергеев, В.А. Яс-вин и др.), обосновывая связь между человеком и условиями, в которых он живет и развивается, утверждают, что среда воздействует тонко, зачастую опосредованно, и это воздействие проявляется как на сознательном, так и на подсознательном уровне.
Задача педагога - в рамках средового подхода дать обучаемому средствами среды новые возможности, которые он преобразует
в свой потенциал. Данный подход также позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность обучаемого, в область формирования среды, в которой происходит ее (личности) обучение и развитие [4, с. 99]. При этом обеспечивается свобода личности, возможность будущему специалисту проявить себя, что немаловажно для эффективного формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО.
Изучение проблемы формирования конкурентоспособности, осуществляемое в рамках средового подхода, рассматривается в исследовании Ж.А. Шуткиной, которая в своем исследовании справедливо отводит данному подходу одну из главенствующих ролей [7].
В исследовании мы также отводим средо-вому подходу немаловажную роль, поскольку он представлен в виде системы действий преподавателя со средой, обеспечивающих превращение последней в средство формирования качеств личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО.
Подводя итог рассмотрению средового подхода, можно сказать, что в нашем исследовании данный подход основан на предположении, что эффективность формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО зависит от эффективности построения учебной среды.
Таким образом, применение средового подхода для изучения и решения проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога ПО в дополнение к системному и компетентностному подходу
представляется естественным, органичным и достаточным.
Литература
1. Ангеловский, А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Ангеловский. - Магнитогорск, 2004. -193 с.
2. Гнатышина, Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: моногр. / Е.А. Гнатышина. - СПб.: Кн. дом, 2008. - 424 с.
3. Мезинов, В.Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе университета: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Н. Мезинов. -Елец, 2009. - 42 с.
4. Сергеев, С.Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды / С. Ф. Сергеев. - М. : Нар. образование, 2009. - 432 с.
5. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов. - М. : Сфера, 2005. - 160 с.
6. Шкроб, Н.В. Философские основания понятия «информационная реальность»: дис. ... канд. филос. наук /Н.В. Шкроб. - Красноярск, 1999. - 163 с.
7. Шуткина, Ж.А. Организационно-
педагогические условия формирования конкурентоспособности выпускников негосударственного вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук / Ж. А. Шуткина. - Н. Новгород, 2008. - 24 с.
8. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
Поступила в редакцию 12 января 2012 г.