УДК 378 ББК 74.58
Ярошенко Сергей Николаевич
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра общей и профессиональной педагогики Челябинский государственный университет г. Челябинск
Yaroshenko Sergey Nikolaevich Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of General and Professional Pedagogics Chelyabinsk State University Chelyabinsk Конкурентоспособность выпускников вуза и противоречия её формирования Graduates’ Competitive Ability and Contradictions of Its Formation
В статье рассматривается конкурентоспособность студентов вуза как способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе ключевых компетенций и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств. На основе анализа педагогической литературы раскрыты противоречия процесса её формирования в условиях современного вуза.
The article considers higher school students’ competitive abilities as the ability to success achievement in professional sphere under the conditions of a competition on the basis of key competences and individually personal qualities resource mobilization. On the basis of pedagogical literature analysis the contradictions of its formation are revealed in the conditions of modern higher school.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, методологический подход, конкурентоспособная личность, формирование конкурентоспособности, студент вуза.
Key words: competition, competitive abilities, methodological approach, competitive person, competitive abilities formation, higher school student.
Понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» прочно вошли как в
обыденную практику повседневного разговора, так и в научную терминологию различных исследований: экономических, политических, социальных, в том числе и психолого-педагогических. В условиях рыночной экономики стала актуальной не просто качественная подготовка выпускников вуза, а подготовка специалистов, востребованных на рынке труда, умеющих соперничать и демонстрировать свои профессиональные преимущества непосредственно в своей практической деятельности, то есть быть конкурентоспособными. Формирова-
ние конкурентоспособного специалиста является одной из важнейших проблем профессиональной педагогики. В педагогических исследованиях по формированию конкурентоспособности выпускников вуза существует ряд противоречий, одним из которых является противоречие между социальным заказом рынка труда на такого специалиста и пониманием содержания самого понятия «конкурентоспособность выпускника вуза».
В понимании «конкурентоспособности студентов вуза» нет единой точки зрения. В одних исследованиях - это интегральное качество личности, в трудах других учёных - характеристика личности выпускника в целом или же - личные и профессиональные способности молодого специалиста. В тоже время работодатель в понятие «конкурентоспособность» вкладывает своё понимание, связанное как с профессиональными качествами специалиста, так и с его личностными качествами, понимая, что личностные качества специалиста одновременно определяют и его конкурентоспособность: «хороший человек» не может быть плохим специалистом. С нашей точки зрения, конкурентоспособность студентов - это способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе ключевых компетенций и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств.
Ещё одно противоречие в исследовании данной проблемы связано с тем, что её решение разные исследователи методологически обосновывают на различных подходах (общенаучного и конкретно-научного уровня методологии). Это можно проследить в таблице 1.
На основании данной таблицы мы видим, что единообразия методологических подходов в изучении конкурентоспособности студентов нет, также как нет и одного доминирующего подхода, например: деятельностного или компетент-ностного. А это затрудняет процесс формирования конкурентоспособности у выпускников вуза в условиях уровневой системы подготовки.
Таблица 1
Методологические подходы в изучении конкурентоспособности студентов
№ п/п Ф.И.О. исследователя Методологический подход
1. Бодьян Л. А. Контекстно-модульный подход
2. Давыдова С.Б. Компетентностный подход
3. Шехтер М.М. Акмеологический подход
4. Шикина Л. С. Аксиологический (ценностный), системный и системный анализ, личностный и деятельностный подходы
5. Ангеловский А. А. Системный и личностно-профессиональный подходы
6. Быкова А.П. Аксиологический, культурологический, диалоговый, контекстный, системный подходы
7. Колобкова Н.Н. Деятельностный, компетентностный и личностный подходы
Противоречие понимания конкурентоспособности выпускников вуза мы видим и в том, что в исследованиях нет единой или подавляющей точки зрения в названии самого процесса. Что это: «подготовка», «становление», «развитие» или «формирование» конкурентоспособности. Данную тенденцию можно проследить в таблице 2.
Таблица 2
Понимание исследователями конкурентоспособности студентов как различных процессов: развития, подготовки, становления и формирования
№ п/п Ф.И.О. исследователя Конкурентоспособность студентов как процесс
1. Ангеловский А. А. Формирование
2. Андреев В.И. Развитие
3. Айтуганова Ж.И. Формирование
4. Бодьян Л. А. Развитие
5. Быкова А.П. Формирование
6. Давыдова С.Б. Формирование
7. Душкина О.В. Формирование
8. Колгурина Т.В. Формирование
9. Колобкова Н.Н. Формирование
10. Кривцов Р. А. Формирование
11. Максимова Е.В. Развитие
12. Мельниченко Т.Ю. Формирование
13. Митина Л.М. Развитие
14. Оганесов В. А. Подготовка
15. Полькина О.И. Становление
16. Ростовская Е.Г. Подготовка
17. Соловьёва Ю.В. Формирование
18. Суворов В.С. Формирование
19. Шаповалов В.И. Формирование
20. Шевченко ИИ. Формирование
21. Шикина Л. С. Формирование
22. Шехтер М.М. Формирование
Из этой таблицы мы видим, что учёные в основном рассматривают процесс формирования конкурентоспособности студентов, в меньшей степени -процесс развития конкурентоспособности и крайне редко - процесс становления и подготовки конкурентоспособности. И дело не в названии процесса, а в его сущности.
С нашей точки зрения, процесс формирования конкурентоспособности студентов в большей степени учитывает действие совокупности различных факторов, а также более точно отражает достигнутый, законченный уровень конкурентоспособности студентов. Поэтому мы считаем, что корректнее говорить о формировании конкурентоспособности у студентов-выпускников в процессе профессиональной подготовки.
Ещё один факт, свидетельствующий о том, что формирование конкурентоспособности у выпускников вуза является противоречивым процессом - это отсутствие общих, наиболее значимых, педагогических условий формирования этого качества и отсутствие их теоретического и практического обоснования.
Конечно, мы понимаем, что универсальных условий для формирования какого-либо педагогического новообразования не бывает. Формирование конкурентоспособного специалиста в условиях уровневой системы образования тем более имеет различные организационно-педагогические условия. И, на наш взгляд, исследователю важно выделить из всего многообразия педагогических условий те, которые имеют наибольший вес при формировании конкурентоспособности студентов вуза различной профессиональной подготовки, и экспериментально проверить их.
В то же время, анализируя условия, выделяемые в педагогических исследованиях по эффективному формированию конкурентоспособности студентов вуза, мы видим их большое разнообразие по значимости. А также наблюдаем отсутствие единообразия в выделении условий с наибольшим весом влияния на процесс формирования конкурентоспособности студентов. Подобные данные отражены в таблице 3.
Таблица 3
Условия эффективного формирования конкурентоспособности студентов
вуза в педагогических исследованиях
№ п/п ФИО. исследова- теля Условия формирования конкурентоспособности студентов
1. Ангелов-ский А. А. [1] - активизация познавательной и практической деятельности на основе выявленных интересов, склонностей, способностей студентов; - использование педагогической рефлексии как фактора формирования профессионализма и конкурентоспособности студентов вузов; - организация социального партнёрства высшего профессионального образовательного учреждения.
2. Душкина О.В. [2] - образовательная среда учебного заведения направлена на формирование конкурентоспособности выпускников; - модель обучения специалиста торгово-экономического профиля и определены роль и место профессиональной конкурентоспособности в её функционировании; - программа развития будущих специалистов, адекватная требованиям социально-экономического развития общества и личности; - будущие специалисты владеют средствами и методами самоменеджмента, современными диагностическими средствами выявления и оценки уровня развития психофизиологических особенностей качеств личности на основе новых информационных технологий.
3. Колгурина Т В. [3] - модификация содержания управленческой компетентности студентов вуза, включающей современные управленческие знания, навыки самоменеджмента, а также усиление мотивации студентов-выпускников к профессиональной деятельности в условиях реформирования сферы физической культуры и спорта; - теоретическое обоснование, практическая разработка и внедрение специального курса в рамках учебной дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта», основанного на теоретической базе, включающей дидактические позиции по содержанию обучения и теоретические концепции по управленческой и менеджмент-подготовке в сфере физической культуры и спорта; - обеспечение маркетинговой ориентации деятельности вуза по подготовке кадров для сферы физической культуры и спорта путём создания в вузе Центра карьеры и информации.
4. Шикина Л.С. [4] - соответствие потребностям рынка образовательных услуг и рынка труда в регионе целей педагогических инноваций, определяющих тип учебного заведения (губернский колледж) и структуру управления в нём; - обеспечения вариативности и гибкости образования и образовательных программ; - развитие динамической системы социального партнёрства с работодателями выпускников, органами исполнительной власти, общественными организациями на основе договорных и организационных форм взаимодействия; - осуществления процесса формирования конкурентоспособности выпускников в целостном воспитательном пространстве и во взаимосвязи с другими элементами профессиональной подготовки; - своевременное выявление и учёт индивидуальных особенностей личностного роста студентов как будущих субъектов трудоустройства и их ценностных установок на саморазвитие; - создание в колледже интегрированной совокупности развивающих сред, адекватных предстоящей профессиональной деятельности студентов; - применение в учебном процессе активных методов и инновационных технологий обучения, реализующих требования личностно-ориентированного педагогического процесса.
Приведённые условия в таблице 3 различны и, на наш взгляд, их различие связано со спецификой подготовки специалиста по определённому направлению или специальности. Таблица указывает на наличие рассматриваемого противоречия.
Для разрешения данного противоречия, с нашей точки зрения, целесообразно выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить основополагающие организационно-педагогические условия по формированию конкурентоспособности у специалистов разных направлений и специальностей и специфические условия по каждой специальности отдельно.
На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что в качестве универсальных условий (по отношению к разным специальностям и направлениям подготовки студентов) эффективного формирования конкурентоспособности студентов-выпускников вуза могут быть:
- активизация учебно-познавательной деятельности студентов;
- создание ситуации успеха в учебной деятельности;
- социально-психологический тренинг;
- мнемотехника обучения;
-активные методы обучения.
Исследуя то или иное направление профессиональной подготовки, важно выделить такие организационно-педагогические условия, которые отражали бы специфику формирования конкурентоспособности у студентов данного направления.
Проверка эффективности любого педагогического процесса связана с его диагностикой. Диагностика эффективности формирования конкурентоспособности выпускника вуза имеет особую значимость, ибо она связана с отбором работодателями «своих специалистов». Диагностические показатели вузам диктует работодатель. По каждому направлению профессиональной подготовки могут быть свои показатели. И вот здесь проявляется ещё одно из важнейших противоречий в решении проблемы формирования конкурентоспособности вы-
пускника вуза - противоречие между определением сформированности этого качества у выпускников вуза различной профессиональной подготовки и наличием универсальной методики по диагностики этого качества. Такая методика ещё не разработана.
Рассматривая это противоречие, мы столкнулись с тем, что нет единых подходов, методик (тестов, анкет) к оценке конкурентоспособности студентов-выпускников. Существующие методики определения конкурентоспособности направлены, как правило, на конкретную специальность и, тем самым, делают её не пригодной для измерения конкурентоспособности у студентов других специальностей и направлений подготовки.
Для разрешения этого противоречия необходимо разработать универсальную методику по оценке уровня сформированности конкурентоспособности у студен-тов-выпускников вуза различных направлений профессиональной подготовки.
Обобщая выше перечисленный материал о противоречиях в исследовании проблемы формирования конкурентоспособности выпускников вуза, мы приходим к выводам о том, что эффективность формирования конкурентоспособности выпускника вуза связана с разрешением следующих противоречий:
- между социальным заказом рынка труда на конкурентоспособного специалиста и пониманием содержания самого понятия «конкурентоспособность выпускника вуза»;
- необходимости методологического обоснования формирования конкурентоспособного выпускника вуза в условиях уровневой системы образования и отсутствием общего методологического подхода по исследованию конкурентоспособности студентов различных направлений профессиональной подготовки;
- между пониманием формирования конкурентоспособности как педагогического процесса и его сущностным содержанием;
- между необходимостью основополагающих организационно-
педагогических условий по формированию конкурентоспособности выпускников вуза разных профессиональных направлений и наличием их теоретического и экспериментального обоснования и проверки;
- между определением сформированности конкурентоспособности выпускников вуза различной профессиональной подготовки и наличием универсальной методики по диагностики этого качества.
Разрешение этих противоречий предполагает понимание:
- конкурентоспособности студентов-выпускников в системе Российского образования как сложного и неоднозначного феномена;
- конкурентоспособности студентов как способности достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе ключевых компетенций и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств;
- конкурентоспособности студентов-выпускников в условиях уровневой системы профессиональной подготовки как процесса формирования;
- основополагающих организационно-педагогических условий по формированию конкурентоспособности у специалистов, связанных со спецификой подготовки студентов разных направлений и специальностей. Наше исследование показывает, что такими условиями являются: активизация учебнопознавательной деятельности учащихся, создание ситуации успеха в учебной деятельности, социально-психологический тренинг, мнемотехника обучения и активные методы обучения;
- того, что нет универсальной методики диагностики конкурентоспособности студентов-выпускников различных направлений профессиональной подготовки. Поэтому, на наш взгляд, корректнее разработать и использовать универсальную «методику по оценке сформированности уровня конкурентоспособности у студентов вуза различных направлений профессиональной подготовки».
Библиографический список
1. Ангеловский, А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 [Текст] / А.А. Ангеловский. - Магнитогорск, Магнитогорский гос. ун-т. 2004. - 24 с.
2. Душкина, О. В. Формирование конкурентоспособности студентов средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 [Текст] / О.В. Душкина. - Липецк, 2001.- 170 с.
3. Колгурина, Т.В. Формирование конкурентоспособности студентов-выпускников вуза физической культуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 [Текст] / Т.В. Колгурина. Санкт-Петербург, 2003. - 173 с.
4. Шикина, Л. С. Формирование конкурентоспособности студентов в условиях губернского колледжа : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 [Текст] / Л.С. Шикина // Тат. гос. гум.-пед. ун-т. Казань, 2006. - 24 с.
Bibliography
1. Angelovsky, A.A. Students’ Competitiveness Formation During Professional Training at Higher School: Synopsis of Dis. ... Candidate of Ped.: 13.00.08 [Text] / A.A. Angelovsky. - Magnitogorsk: Magnitogorsk State. Univ., 2004. - 24 p.
2. Dushkina, O.V. Trade-Economic Secondary Specialized Educational Institutions Students’ Competitiveness Forming: Dis. ... Candidate of Ped.: 13.00.08 [Text] / O.V. Dushkina. - Lipetsk, 2001. - 170 p.
3. Kolgurina, T.V. Graduate Physical Training Students’ Competitiveness Forming: Dis. ... Candidate of Ped.: 13.00.08 [Text] / T.V. Kolgurina. - St. Petersburg, 2003. - 173 p.
4. Shikina, L.S. Students’ Competitiveness Forming in a Provincial College: Synopsis of Dis. ... Candidate of Ped.: 13.00.01[Text] / L.S. Shikina. - Kazan: Tat. State Hum.-Ped. Univ., 2006. -24 p.