целей, доведения их до соответствующего уровня приоритета главной цели по отношению к целям более низкого уровня. При изучении темы следует учитывать процесс рассеивания целей, т. е. разделения главной цели на подцели второго, третьего уровней, цели отдельных структур управления вуза. Наиболее испытанный метод целеполагания - построение системы «дерева целей», когда разработка целей осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по определенным правилам.
Существенный акцент при изучении данного курса ставится на проблеме функций управления учебным процессом через изучение сущностных и содержательных характеристик основных управленческих функций управления. С этой целью мы вводим в изучение курса тему «Сущность, содержание функций управления учебным процессом».
Управление учебным процессом предполагает комплекс мер, направленных на развитие и функционирование передачи знаний курсантам. Основные функции управления обеспечивают воздействие на процесс управления, осуществляемый с помощью разнообразных методов управления.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Раскрывая содержание методов управления, мы исходим из специфики приемов и способов воздействия на учебный процесс. Организационная форма проявляется в воздействии на конкретно сложившуюся ситуацию. В процессе изучения курса следует акцентировать внимание на практической стороне использования методов управления в учебном процессе, подчеркивая необходимость одновременного применения различных методов и их сочетания (комбинаций), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия. Наше внимание должно быть направлено на методы как властной мотивации, так и на социально-психологические, подчеркивая их значимость и приоритет в конкретных управленческих ситуациях.
При изучении курса мы уделяем внимание такой педагогической категории, как «оптимизация учебного процесса». Под «оптимизацией» учебного процесса в современном образовательном учреждении подразумевают выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наилучшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий курсантов, слушателей, студентов и преподавателей. Основными содержательными элементами оптимальной организации учебно-воспитательного процесса являются: планирование учебно-воспитательного процесса вуза, с предварительным анализом итогов предшествующего года, с ориентацией на устранение типичных недостатков; четкое распределение функций между руководителями учебного процесса; постоянная опора в работе на профессорско-преподавательский состав; создание в педагогическом коллективе благоприятной морально-психологической атмосферы для творческой деятельности препо-
давателей; обеспечение необходимой материальной базы для обучения курсантов, слушателей и студентов; соблюдение санитарно-гигиенических требований; обеспечение учебно-воспитательного процесса в соответствии с нормами положенности (компьютеры, шкафы, столы, оборудованное рабочее место преподавателя и т. д.); составление расписания учебных занятий и т. д.
На наш взгляд, при рассмотрении такой проблемы, как оптимизация учебного процесса, необходимо изучить влияние разнообразных внутренних и внешних факторов. Для вузов, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов органов внутренних дел, характерна полифункциональность, выражающаяся во взаимосвязи и взаимообусловленности ее образовательной, воспитательной, развивающей, координирующей и интегрирующей функций. Данный курс вызывает достаточный интерес у слушателей, что позволяет говорить о его дальнейшей разработке, конкретизации и насыщенности. Несомненно, на наш взгляд, важны включение в содержание учебного курса «Основы управления учебным процессом в вузе МВД России» таких проблем, как психолого-педагогические аспекты управления учебным процессом, с акцентированием внимания на стилях управления, организация учебного процесса с углубленным изучением данного понятия в качестве одной из основных функций управления.
1 Смирнов Э. А. Основы теории организации: учебное пособие для вузов. М., 1998. С. 20.
2 Советский энциклопедический словарь / 1л. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., 1989. С. 1486.
УДК 378
ТЕХНИКИ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПИСТОЛЕТА ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
Д. В. Лнтвнн
Раскрываются виды скоростной стрельбы из пистолета и ее значение в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, особенности выполнения техники скоростной стрельбы из пистолета в условиях ограниченной возможности для прицеливания по условиям 12-го упражнения Наставления по огневой подготовке сотрудников ОВД.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, скоростная стрельба из пистолета в условиях ограниченной возможности для прицеливания, эксперимент, темп стрельбы, ритм стрельбы, жесткое удержание оружия во время серии выстрелов.
Характеризуя современную огневую подготовку, специалисты отмечают, что в последнее время этот традиционный вид подготовки сотрудников правоохранительных органов претерпевает значительные изменения. Современные образцы оружия и курсы стрельб из боевого оружия «...теперь ориентированы (курсив наш. -Д. Л.) на подготовку сотрудников к использованию оружия в условиях, приближенных к реальным»1. Действи-
тельно, в настоящее время предпринимаются значительные шаги с целью формирования практико-ориентиро-ванной системы образования, в том числе - становления профессионала милиции в служебно-боевой сфере. Актуальность вопроса подтверждается в аналитических статьях критического характера на страницах ведомственной печати. Однако мы с осторожностью воспринимаем оптимистичный настрой авторитетных ученых. Как справедливо указывает В. В. Витольник, существующая система подготовки курсантов в вузах МВД России не реагирует оптимально на изменения, происходящие в выполнении сотрудниками служебно-боевых задач, в части их объема и сложности. Программа огневой подготовки не меняется в течение нескольких лет. Сложившиеся стереотипы преподавания огневой подготовки преодолеваются с трудом2. В столкновении стереотипов и новаторских тенденций в огневой подготовке и заключается острота проблемы, частично рассматриваемой в данной статье. Частично - потому, что здесь мы затрагиваем лишь небольшой аспект технической стороны подготовки сотрудника к реализации своего права применять (использовать) огнестрельное оружие.
Консервативная педагогическая наука в ведомственной системе достаточно долго приспосабливается к изменившейся социальной обстановке, воспринимая все новое как чуждое. Особенно это характерно для такой «консервативной» сферы профессиональной деятельности, как огневая подготовка. Устоявшийся порядок огневой подготовки, привычный из года в год способ решения профессиональных задач, сложившееся собственное мнение относительно наиболее эффективных способов профессиональной деятельности заводят преподавателей в ловушку «полного знания и незыблемости канонов».
Ключевым звеном индивидуального технико-тактического мастерства при формировании «инструмента» крайней меры принуждения - навыков владения огнестрельным оружием - является скоростная стрельба. С точки зрения техники скоростной стрельбы можно выделить несколько ее видов, значительно отличающихся друг от друга особенностями выполнения входящих в это умение двигательных действий (табл.). В качестве критериев классификации скоростной стрельбы из пистолета мы выделяем особые способы выполнения технических
элементов, составляющих цикл выстрела. Выбор того или иного вида стрельбы предопределяется такими существенными признаками, как расстояние до цели и время на производство выстрела.
Скоростная стрельба с ограниченной возможностью для прицеливания представляет собой совокупность технических действий по максимально быстрому и точному производству прицельного выстрела со средних пистолетных дистанций (8-18 м), либо с малых дистанций в заданную область (голова, плечо, нога и т. п.). В этом виде стрельбы предъявляются высокие требования к точности и скорости действий.
Цель данной работы - выявить особенности техники скоростной стрельбы из пистолета по неподвижной цели с места при ограниченной возможности для прицеливания по условиям 12-го упражнения Наставления по огневой подготовке сотрудников ОВД3.
Наряду с традиционной техникой стрельбы мы использовали элементы техники производства меткого выстрела по методике А. И. Петрова. Он раскрывает технику меткой скоростной стрельбы из пистолета, объясняя процессы, происходящие при производстве выстрела. Обучение управлению оружием происходит посредством противодействия «паразитным» силам, возникающим при одиночной и скоростной стрельбе. Запатентованная автором методика удержания оружия при скоростной стрельбе позволяет кучно попадать в цель на различных дистанциях, в том числе при стрельбе длинными очередями из длинноствольного автоматического оружия (уделяя основное внимание жесткому закрепощению оружия в кистях рук)4. Традиционные приемы, основанные на классической пулевой стрельбе, требуют корректной обработки ударно-спускового механизма -нажатие на спусковой крючок должно быть равноускоренным, равномерным, плавным. В отличие от них, автор предлагает жестко фиксировать пистолет в четырех точках, препятствуя силам, возникающим при выстреле и уводящим пистолет с линии прицеливания.
На эмпирическом этапе исследования был проведен педагогический автоэксперимент, цель которого - выявить особенности скоростной стрельбы по условиям 12-го упражнения. Для этого нами было выполнено две экспериментальные серии стрельб - первая, состоящая из 15 повторов, - в соответствии с общепринятой техникой вы-
Таблица
Характеристики стрельбы из пистолета Макарова при уверенном поражении цели*
№ п/п Параметр Характеристика
«Базовая» (15-25 м) С ограниченной возможностью для прицеливания (8-18 м) ** Навскидку (Q ,5-12 м) **
1 Время производства первого выстрела, включая извлечение оружия из кобуры, досылание патрона в патронник, сек. 4 Q ,9-1, 1 Q,7-Q8
2 Время между двумя выстрелами (пауза между «парой»), сек. 2 Q,2-Q,5 Q,2
Примечания. * - согласно измерениям, проведенным с помощью стрелкового таймера “Speed Timer”; ** - с использованием открытой кобуры, с «прихватом» пистолетной рукоятки.
полнения меткого выстрела с максимально жесткой «интуитивной» фиксацией оружия и изготовки. Вторая серия, также состоящая из 15 повторов, выполнялась с применением методики удержания оружия по А. И. Петрову. Одним из факторов, подтверждающих достоверность различий результатов двух серий, является наше незнакомство с методикой жесткого «запирания» оружия А. И. Петрова во время отстрела первых 15 экспериментальных попыток.
В результате проведенных эмпирических исследований темпо-ритмовых характеристик стрельбы5 с помощью стрелкового таймера по условиям 12-го упражнения стрельб из пистолета удалось установить, что затраты времени в серии из четырех выстрелов складываются из следующих составляющих:
- времени производства первого выстрела самовзводом (обучаемый выключает предохранитель, выводит оружие на цель, одновременно начинает нажим на спусковой крючок, формирует ровную мушку на цели, дожимает спусковой крючок);
- времени возврата оружия после выстрела в исходное положение (обучаемый восстанавливает пистолет, смещающийся с линии прицеливания под действием сил, возникающих при выстреле);
- времени производства последующих выстрелов, с возвратом оружия в исходное положение (обучаемый «отмечает» по возможности ровную мушку на цели, дожимает рабочий ход спускового крючка и далее также производит третий и четвертый выстрелы).
Анализ результатов выполнения упражнения в соответствии с общепринятой техникой стрельбы. Среднее время серии из четырех выстрелов различается в зависимости от исходного положения и хвата, принимаемого стрелком перед стрельбой. Так, из рис. 1 видно, что с первой по четвертую попытки выполнения 12-го упражнения время, затраченное на производство серии из четырех выстрелов, несколько выше, чем в остальных.
При исходном удержании оружия перед стрельбой одной рукой среднее время выполнения серии составило 4,10 сек. Первый выстрел производился в среднем за 2,35 сек. При удержании оружия в исходном положении двумя руками среднее время выполнения серии составило 3,63 сек., первого выстрела - 1,85 сек.
Таким образом, подготовленный заблаговременно хват и изготовка позволяют сократить время выполнения упражнения примерно на 0,5 сек. Рассеивание попаданий на цели - окружность неправильной формы диаметром до 30 см (рис. 2). Действительность стрельбы
Время, сек.
10 11 12 13 14 15
Экспериментальные попытки выполнения упражнения Рис. 1. Динамика показателей времени выстрелов в сериях по результатам многократного выполнения 12-го упражнения
Мишень № 6
ірудіїдя фигура
Рис. 2. Рассеивание попаданий при многократном выполнении 12-го упражнения (семь серий), с использованием общепринятой техники стрельбы с «интуитивно» жестким и плотным удержанием оружия
по результатам 15 серий - 96,7% (из 60 выстрелов - два промаха).
Анализ темпо-ритмовых характеристик стрельбы дает возможность оценить уровень технической подготовленности стрелка - чем выше квалификация сотрудника в области владения табельным оружием, тем более равномерны темп скоростной стрельбы и ее ритм в серии. Измерения ритма стрельбы показали, что, несмотря на значительные колебания параметров воспроизведения отдельных выстрелов в сериях, обусловленные поиском оптимальных вариантов выполнения упражнения, пауза между выстрелами была достаточно стабильной (рис. 3). Пауза между выстрелами включает время возврата пистолета после выстрела в исходный район прицеливания и время обработки ударно-спускового механизма для производства очередного выстрела. Средняя величина паузы между выстрелами в процессе стрельбы по условиям 12-го упражнения стрельб составила 0,59 сек. (между 1-м и 2-м выстрелами - 0,58 сек., между 2-м и 3-м выстрелами - 0,58 сек., между 3-м и 4-м выстрелами -
0,60 сек.).
Анализ результатов выполнения упражнения с использованием методики жесткого удержания оружия А. И. Петрова Среднее время выполнения упражнения по методике жесткого удержания оружия составило 3,68 сек. Среднее время первого выстрела - 1,96 сек. (рис. 4). Таким образом, мы наблюдаем некоторое увеличение как общего времени выполнения серии из четырех выстрелов (на 0,05 сек.), так и первого выстрела (на 0,11 сек.) по сравнению с контрольными попытками традиционной техникой стрельбы. Различия столь незначительны, что их можно не учитывать. Вместе с тем следует отметить, что сформированный заранее жесткий хват оружия (по А. И. Петрову) делает затруднительным выключение предохранителя, поскольку пальцы средней длины не достают до него. По команде руководителя стрельб «Огонь!», после выключения предохранителя пистолета, стрелку следует сразу сформировать жесткий хват в точках противодействия силам, влияющим на оружие во время выстрела. Это требует отдельной тренировки. Но если обу-
Рис. 3. Паузы между выстрелами в сериях по результатам многократного выполнения 12-го упражнения Время, сек.
4 -- 1
3,78 ,1б1
3,68 3,78 зД* / 3,69 3,78 4-й выстрел
3,5- [М9 3,5 / 3,54 3,39 3,47"
3- 2,96 3,1 2,97 2,79 3,08 3,17 3,09 2,98 3,2§\ 2,85 3,13 3,15 3,2 3-й выстрел
2.5-' 2-' 1.5- 2,6 2,44 2,3 2,55 2,59 1,52 2,41 2,66^ 2,32 2,56 2,56 2,64 2-й выстрел
88 ,96 1,87 1,79 1,95 2,01 1,95 1,89 2,03 1,78 2,01 1,95 2,04 2,12 1-й выстрел
1 -0,5-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Экспериментальные попытки выполнения упражнения
Рис. 4. Динамика показателей времени выстрелов в сериях по результатам многократного выполнения 12-го упражнения
с использованием методики А. И. Петрова
чаемому удалось зафиксировать пистолет и принять агрессивную изготовку, выполнение упражнения будет представлять собой весьма простую задачу.
Итак, закрепление оружия в биомеханической системе «стрелок - оружие» позволяет создавать такой контур изготовки, который возвращает канал ствола пистолета в исходное положение до предыдущего выстрела. При выполнении упражнения мы часто наблюдали «сдвойки» - два попадания, расположенные на мишени на минимальном расстоянии друг от друга. Рассеивание попаданий после семикратного выполнения упражнения по методике жесткого удержания оружия А. И. Петрова представлено на рис. 5.
Кучность стрельбы напрямую зависит от времени, затраченного на серию. «Отставленные» по времени выстрелы в серии с паузой около 0,8 сек. позволяют «собирать» попадания в окружность около 5-6 см. В результате многократного выполнения 12-го упражнения с жестким удержанием оружия удалось выяснить, что надежно и комфортно для стрелка возможно производить серию с паузами между выстрелами в 0,58 сек. При этом, в отличие от попыток выполнения серии по общепринятой методике удержания оружия, где упражнение требо-
вало от стрелка предельной волевой и эмоциональной концентрации во избежание срывов, жесткое закрепление пистолета по методике А. И. Петрова обеспечило стабильно 100-процентную результативность стрельбы. Субъективно - серия выстрелов выполнялась очень легко и уверенно благодаря тому, что мушка минимально «уходила» с линии прицеливания и постоянно «возвращалась» в исходное положение. Средние показатели пауз между выстрелами составили: между 1-м и 2-м выстрелами - 0,58 сек., между 2-м и 3-м выстрелами - 0,56 сек., между 3-м и 4-м выстрелами - 0,58 сек., т. е. несколько меньше, чем при выполнении упражнений традиционной техникой. Однако столь небольшой разницей также можно пренебречь. Важно, что в экспериментальных попытках с использованием методики жесткого удержания пистолета динамика пауз между выстрелами проявлялась незначительно (рис. 6).
Эти особенности стали возможными благодаря однообразной технике производства выстрелов. Техника освобождается от подготовительных элементов стрельбы - формирования «ровной мушки», корректировки хвата, начального этапа обработки ударно-спускового механизма (выжим свободного хода). Указательный па-
Мпшсш. Л* 6
грузная фигура
Рис. 5. Рассеивание попаданий при многократном выполнении 12-го упражнения (семь серий) по методике А. И. Петрова
Рис. 6. Паузы между выстреламив сериях по результатам многократного выполнения 12-го упражнения по методике
А. И. Петрова
лец действует только с рабочим ходом спускового крючка, с равномерно прилагаемым усилием.
Следует отметить, что при использовании указанной выше техники нажим на спусковой крючок перестал быть полностью зависимым от тонкой и дозированной настройки межмышечной координации кистевого сустава, постоянного контроля стрелка за процессами нажима на спусковой крючок. При скоростной стрельбе это представляет собой определенную проблему. Необходимо было сдерживать отдачу оружия при значительном темпе стрельбы, и следовательно, - значительной загрузке указательного пальца, а кисть при этом не напрягать. Точечное приложение усилий для фиксации пистолета и «агрессивная» изготовка устранили проблему чрезмерного смещения оружия после выстрела. Однако следует отметить, что неверное выполнение хвата и приложение чрезмерных усилий «загружает» указательный палец, сковывает его, делает связанным его работу с кистью, т. е. усилие передается на нее. В этом случае попадания получаются кучными, однако находятся они несколько ниже района прицеливания. При формировании хвата следует «разгрузить» указательный палец. Тогда нажим на спусковой крючок может выполняться с любой скоростью и разумным усилием - канал ствола при этом не смещается.
Выводы.
1. Удержание пистолета в исходном положении двумя руками позволяет сократить среднее время выполнения упражнения по сравнению с удержанием оружия одной рукой приблизительно на 0,5 сек.
2. Чем быстрее производится первый выстрел (самовзводом), тем больше вероятность его «срыва» и тем нестабильнее результат всей серии.
3. Выполнение упражнения традиционной техникой стрельбы, хватом и изготовкой с «интуитивно» жестким и плотным удержанием оружия, требует от стрелка максимальной собранности, психической и эмоциональной концентрации, однако не обеспечивает необходимой действительности стрельбы. Рассеивание попаданий на цели - окружность неправильной формы диаметром до 30 см. Действительность стрельбы по результатам 15 серий - 96,7% (из 60 выстрелов - два промаха).
4. Жесткое удержание оружия и фиксация его в точках противодействия силам, действующим на оружие во время выстрела по методике А. И. Петрова, способствует повышению контроля стрелка за пистолетом в процессе выполнения серии и, соответственно, - повышению кучности стрельбы. Рассеивание попаданий на цели - окружность диаметром 15-20 см. Жесткое закрепление пистолета по методике А. И. Петрова обеспечивает стабильную, 100-процентную результативность стрельбы.
5. В отличие от серий выполнения упражнения общепринятой техникой, динамика пауз между выстрелами в экспериментальных попытках с использованием методики жесткого удержания пистолета проявляется незначительно: время возврата пистолета после выстрела в исходный район прицеливания и время обработки
ударно -спускового механизма для производства очередного выстрела в серии изменяется в минимальных параметрах. При этом скоростная стрельба представляет собой не совокупность отдельных циклов двигательных действий (циклов выстрелов), а полноценную серию, объединенную «монолитным» хватом и изготовкой. Средние показатели пауз между выстрелами составили: между 1-м и 2-м - 0,58 сек., между 2-м и 3-м - 0,56 сек., между 3-м и 4-м - 0,58 сек.
Проведенное исследование темпо-ритмовых характеристик стрельбы позволяет сделать вывод о целесообразности использования методики жесткой точечной фиксации оружия при стрельбе с большим темпом в условиях ограниченной возможности для прицеливания.
1 Юридическая педагогика: учебник / под ред. В. Я. Кико-тя, А. М. Столяренко. М., 2004. С. 434.
2 Витольник В. В. Огневая подготовка курсантов вузов МВД России на основе современных технических средств обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. С. 4.
3 Об утверждении Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 11 сентября 2000 г. № 955: в ред. приказа МВД России от 20 мая 2003 г. № 340. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
4 Авторское свидетельство А. И. Петрова от 27 декабря 2006 г. № 11182 «Методика удержания пистолета при скоростной стрельбе» выдано Российским авторским обществом.
5 Темп стрельбы - количество выстрелов в единицу времени. Ритм стрельбы (в нашем случае) - соотношение пауз между выстрелами в серии.
УДК 378
О ГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Е. И Мещерякова, М. А. Сибирко
В статье рассматриваются проблемы морально-психологической устойчивости курсантов в аспекте креативноакцентных систем обучения, в частности, огневой подготовки. Последнее понимается как метод подготовки к эффективным действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера.
Ключевые слова: огневая подготовка, морально-психологическая устойчивость, креативно-акцентные системы обучения.
Одной из важных задач образовательных учреждений МВД России является формирование морально-психологической устойчивости курсантов в чрезвычайных ситуациях террористического характера. Актуальность исследования обусловлена прежде всего тем, что в условиях современной России террористическая угроза возрастает, причем наибольшую опасность представляют террористы исламского толка, отличающиеся особой жестокостью, цинизмом и крайним пренебрежением к