УДК 355.541.1
Ольга Анатольевна ЮСУПОВА,
начальник кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук, доцент
chudinov44ol@yandex.ru
Александр Григорьевич ЛИТВИНЕНКО,
доцент кафедры огневой подготовки Дальневосточного юридического института МВД России (г. Хабаровск) shooterdvmvd@mail.ru
Александр Дмитриевич КОЛИНЕНКО,
старший преподаватель огневой подготовки Дальневосточного юридического института МВД России (г. Хабаровск)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
THEORETICAL ASPECTS OF SHOOTING SKILLS IMPROVEMENT IN THE POLICE OFFICERS' VOCATIONAL TRAINING
В статье рассмотрены теоретические аспекты обучения сотрудников полиции эффективным действиям по обращению с табельным оружием в процессе оперативно-служебной деятельности. Представленная точка зрения на процесс формирования профессионально значимых умений и навыков обращения с огнестрельным оружием является обобщением теоретических положений, научных исследований и практики огневой подготовки сотрудников полиции и курсантов образовательных организаций МВД России.
The article considers the theoretical aspects of training police officers in effective actions to deal with service weapons in the course of operational activities. The point of view presented in the article on the process of formation of professionally significant abilities and skills in dealing with firearms is a generalization of theoretical positions, scientific research and practice of firearms training of police officers and cadets of educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Ключевые слова: курсанты и слушатели, сотрудники органов внутренних дел, огневая подготовка, умения и навыки, методы мотивации к обучению.
Keywords: cadets and students, officers of internal affairs bodies, firearms training, skills and abilities, methods of motivation to training.
Огневая подготовка является составной частью служебно-боевой подготовки сотрудников МВД России. В профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел огневая подготовка направлена на совершенствование навыков, необходимых в профессиональной деятельности. В рассматриваемом аспекте функциональную основу составляют умения сотрудника
быстро и объективно визуально оценивать и осмысливать фиксируемую ситуацию, а затем своевременно принимать правильное решение в конкретных ситуациях профессиональной деятельности, особенно при работе с применением огнестрельного оружия.
Каждый сотрудник полиции должен быть компетентен в области владения огнестрельным оружием, в частности - производства
меткого прицельного выстрела и выполнения практических стрелковых упражнений, которые в полной мере оценивают уровень развития его двигательных навыков в технике производства выстрела как в неограниченное время, так и в ограниченное. Техника производства меткого выстрела включает в себя следующие элементы: изготовка, прицеливание, дыхание и спуск курка.
Каждый элемент техники производства выстрела заслуживает пристального внимания в процессе обучения как со стороны обучающегося, так и преподавателя (инструктора). На разных этапах подготовки нельзя забывать, что все элементы техники взаимосвязаны и разобщать их не следует.
Умение производства прицельного выстрела приходит в процессе многократных повторений, т.е. тренировок. Сотруднику полиции для совершенствования навыков владения табельным оружием это особенно важно. В процессе обучения сотрудник должен развивать и совершенствовать навык обработки спускового крючка изолированно от усилия, прилагаемого для удержания оружия (хватки оружия), но согласованно с прицеливанием.
Выработанный неверный навык производства выстрела приводит к одновременному нажиму на спусковой крючок и изменению усилия на пистолетную рукоятку.
Достижение максимальной неподвижности изготовки требует усиленной статической работы. Поэтому при проведении занятий по огневой подготовке, стрелковых тренировок необходимо создавать наиболее благоприятные условия для функционирования двигательного аппарата, не перегружая его чрезмерно длительной статической работой при производстве каждого выстрела.
Дополнительное включение в действие каких-то новых нервных центров коры больших полушарий головного мозга сказывается на общем увеличении продолжительности двигательной реакции стрелка. Вместе с тем из-за недостаточного совершенства во взаимодействиях процессов возбуждения и торможения наблюдаются излишняя скованность, закрепощенность движений, в результате чего возникают трудности в выполнении согласованных действий.
При выполнении нового физического упражнения необходимо, прежде всего, учитывать старый двигательный опыт и опираться на него. В большинстве случаев для быстрого освоения нового сложного действия приходится специально накапливать этот опыт, либо осваивать движение с использованием подводящих упражнений, либо путем ступенчатого изучения ряда элементарных частных действий, каждое из которых будет способствовать освоению последующего, более сложного действия. Во всяком новом двигательном задании должно быть и новое, и общее с предыдущими упражнениями.
В начальный период обучения, когда временные нервно-мышечные связи, генерируемые в коре головного мозга, еще не окрепли, побочные внешние раздражители, вызывая также побочные очаги возбуждения, могут разрушить эти еще не окрепшие связи. Следовательно, на начальном этапе обучения необходимо создавать условия, которые способствовали бы уверенному закреплению двигательного навыка, отрабатывать до прочного закрепления и автоматизма отдельные элементы техники производства выстрела, что, в свою очередь, положительно скажется на совершенствовании техники производства выстрела. Необходимо отрабатывать отдельные элементы техники производства выстрела от простого к сложному до прочного усвоения и закрепления навыка. После освоения выполнять их в комплексе и в усложняющихся условиях. Таким образом, будут выработаны стойкие условно-рефлекторные связи, прочные двигательные навыки с гибкой приспособляемостью их к переменным условиям ведения стрельбы.
Выстрел, как известно, сопровождается сильным звуковым эффектом и отдачей оружия, что является внешним раздражителем. На раздражение идет ответная реакция стреляющего, выражающаяся в непроизвольном вздрагивании, закрывании глаз, сокращении или расслаблении мышц, участвующих в удержании оружия. Такая реакция стреляющего на внешний раздражитель препятствует качественному выполнению двигательного навыка производства прицельного выстрела как в целом, так и по элементам техники.
Зная, что выстрел сопровождается отдачей оружия, начинающий стрелок вместе с нажатием на спусковой крючок невольно напрягает мышцы и резко нажимает всей кистью на рукоятку пистолета, чтобы противодействовать ожидаемому удару. В дальнейшем при неправильной организации тренировки, направленной на развитие техники обработки спускового крючка, развивается одна из ошибок, влияющая на точность поражения цели и заключающаяся в ожидании стреляющим звукового эффекта и отдачи (ожидание выстрела). Все это приводит к смещению оружия относительно прицельной линии как по горизонтали, так и по вертикали. На мишени это может выражаться как в далеких отрывах от основной кучности стрельбы, так и в промахах.
Резкое смещение оружия в момент выстрела происходит также по ряду других причин, вызванных ошибочными действиями обучающегося.
Практика показала, что, если в процессе обучения технике производства выстрела обучающегося не предостеречь от опасности дерганья за спусковой крючок, не принять сразу мер к обнаружению, устранению этой грубой ошибки, в дальнейшем обучении эта ошибка может закрепиться на уровне подсознания и потребуется приложить много сил для ее устранения.
В процессе обучения сотрудник сталкивается с трудностью определения основных ошибок, совершаемых им при производстве прицельного выстрела. Такие трудности проявляются вследствие перемещения оружия во время отдачи, так как в момент отдачи оружия внимание сотрудника рефлекторно переключается с прицеливания и нажима на спусковой крючок на сам процесс отдачи. Можно утверждать, что отдача скрывает грубые ошибки, которые совершает сотрудник. Сотрудник просто теряет контроль за своими действиями.
В период обучения и совершенствования приемов стрельбы с целью более прочного освоения и закрепления осваиваемых навыков необходимо получать срочную и объективную информацию о выполняемых действиях. Известно, что при выполнении
двигательного действия в качестве воспринимающих систем используются различные анализаторы. Легче (привычнее) человеком принимается зрительная и слуховая информация (например, «ровная мушка», звук выстрела), сложнее - информация о мышечно-двигатель-ных ощущениях. Исследования, проведенные в стрелковом спорте, показывают, что не опытные в огневой подготовке сотрудники плохо контролируют в период производства выстрела физические и механические помехи, при этом контроль осуществляется в основном зрительно, произвольно. Действие не управляется сигналами проприорецепто-ров. Однако рабочий эффект может быть достигнут только посредством регуляции работы мышц, т.е. именно сигналы о динамике мышечных сокращений - единственный канал регулирования действия. Необходимо понять и усвоить, что выстрел происходит только в результате нажатия на спусковой крючок, а не от взгляда на прицельные приспособления.
Срочная информация является органической частью педагогического процесса и выражается в конечном итоге в постановке корректирующих задач, указаний, инструкций и т.д., имеющих цель направить действия обучающегося на исправление конкретных недостатков движений и на формирование навыков сознательного контроля и специфических механизмов самоуправления и саморегулирования.
На первых порах овладения какими-либо действиями человек должен постоянно сознательно направлять и контролировать все элементы движения. Для того чтобы не утонуть в массе получаемой информации, обучающийся должен отработать наиболее значимые для него движения и действия в данное время, в данных обстоятельствах, ограничить доступ в сознание всего остального. Механизмом, выполняющим организацию психической деятельности, служит внимание.
Количество объектов, которые человек может воспринимать одновременно, индивидуально. Средним считается одновременное восприятие четырех-шести объектов при условии, что внимание фиксируется на одном-двух, а по остальным только скользит (два объекта могут контролироваться только
различными анализаторами, например зрительным и двигательным).
Те или иные раздражители могут привлекать к себе внимание человека и длительно поддерживать его, не требуя усилий. Чаще возникает необходимость сознательного сосредоточения внимания на нужном объекте.
Концентрация (сосредоточенность) и устойчивость внимания в период выполнения сложных координационных действий, к которым относится стрельба, создают чрезвычайную нагрузку на психику сотрудника полиции, требуют больших энергетических затрат. Эти свойства внимания имеют большое значение при производстве меткого выстрела.
Так, концентрация (сосредоточенность) внимания позволяет сотруднику полиции выделять в своем сознании наиболее важные элементы техники стрельбы, однако, с другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к снижению внимания на элементы техники производства выстрела. Например, при чрезмерной концентрации внимания за действиями по выполнению прицеливания выпадает из внимания контроль за нажимом на спусковой крючок. Динамика выполнения стрелковых упражнений приводит к необходимости постоянно менять объекты, на которые стрелок обращает внимание (устойчивость изготовки, прицеливание, нажим на спусковой крючок и т.д.). Происходит переключение внимания.
Сознательный перенос внимания с одного объекта на другой и есть переключение внимания. Индивидуальная черта темперамента имеет достаточную подвижность нервных процессов в организме, которые, в свою очередь, обеспечивают переход от одного объекта к другому. По степени и времени перехода от одного к другому можно судить о подвижности и гибкости внимания. Если же у человека недостаточная подвижность нервных процессов, этот переход происходит с усилием, трудно и медленно. Иногда плохая переключаемость наблюдается из-за недостаточной подготовленности сотрудника полиции к предстоящей деятельности.
Сознательное усвоение навыка влияет на прочность его закрепления. Чем больше со-
знательности и отчетности в формировании навыка, тем прочнее он закрепляется. При наличии мотивации к изучаемому материалу освоение навыков будет проходить с большим интересом и результативно, при этом активно задействуя воспитательные аспекты.
Известны различные методы создания мотивации в процессе обучения и совершенствования двигательных навыков. [2] Наиболее простой - создание занимательности (интереса) занятий.
Новизна является почти обязательным фактором интереса. Это надежный активатор интереса, и для наших органов чувств он обладает мощной притягательной силой. Применительно к огневой подготовке новизна предусматривает на учебных стрельбах изменение мишенной обстановки, расстояния до мишеней, положений для стрельбы, выполнение стрельб из различных пистолетов и револьверов, выполнение стрельб в разных тирах, стрельбу в движении, стрельбу из различных положений, стрельбу на скорость, выполнение стрельб после выполнения каких- либо профессионально значимых действий с оружием (разборка, сборка оружия устранение задержек при стрельбе и т.д.).
Эмоция интереса в определенных случаях порождает смелость у обучающихся. Выполнение новых приемов с пистолетом, включая стрельбу с применением ранее неизвестных изготовок, бросает вызов обучающемуся, побуждает его испытать себя в такой ситуации. Эмоция интереса в этом случае берет верх над другими эмоциями. Любопытство и желание попробовать новое побеждают чувство страха. Осознание того, что он выполнил нечто важное, изучил новое, приводит к чувству удовлетворения и радости. Это, в свою очередь, повышает интерес к освоению приемов стрельбы.
Предлагая на занятиях новые приемы стрельбы, действия с оружием, выполняя их в различной обстановке и экипировке, необходимо помнить, что при определенных условиях фактор новизны может стать источником негативной эмоции, например страха перед новым действием с оружием. Новизна не должна быть чрезмерной, вызывать у обучающихся страх, неуверенность в своих силах.
Мотивация, построенная на интересе, менее эффективна мотивации, созданной по принципу ситуаций, постановки познавательных задач, которые имеют практическую направленность в изучении профессионально значимых и эффективных приемов стрельбы. Необходимо в процессе обучения формировать у обучающихся представление о правильном двигательном навыке, который будет им необходим в настоящей и дальнейшей служебно-профессиональной деятельности для дальнейшего совершенствования подготовленности. При затрагивании вопросов проблемного и перспективного характера у обучающихся формируется более сознательный подход к изучению и совершенствованию профессиональных действий с табельным оружием, соответственно, сам уровень подготовки.
Из вышеуказанного можно выделить три этапа подготовки, применение которых в технологии обучения сотрудников позволяет качественно усваивать навыки производства выстрела, навыки владения огнестрельным оружием, и предупреждать закрепление грубых ошибок в технике стрельбы.
На первом этапе формируются элементы техники производства выстрела как по разделениям, так и в целом. На этом этапе используются большое количество подводящих и подготовительных упражнений, которые направлены на создание облегченных условий. Так сказать, условия, при которых сотрудник в достаточной мере сможет освоить и получить поэлементное и целостное представление о двигательном навыке. Как раз на этом этапе происходит формирование двигательного навыка в три фазы.
Первая фаза характеризуется образованием условнорефлекторных связей при широком распространении возбудительных процессов по коре головного мозга, что влечет за собой чрезмерное напряжение и сокращение большего количества мышц, сопровождается неточными и ненужными движениями.
Во второй фазе по мере многократного повторения упражнений излишние возбудительные процессы ограничиваются развитием процессов торможения, в коре головного
мозга происходит концентрация возбуждения. Этому соответствует более правильное выполнение двигательных действий. На этой фазе еще возможны ошибки, а сам процесс выполнения действия, движения требует непрерывного контроля (появляется двигательное умение).
В третьей фазе формирования навыка происходит автоматизация движений, становление двигательного динамического стереотипа, обуславливающего правильное и более совершенное выполнение действий. [1]
По мнению ведущих специалистов стрелкового спорта, если все внимание сосредоточено на какой-нибудь одной операции, она осваивается значительно быстрее и, что особенно важно, качественнее. [3]
Второй этап - этап контроля. При выполнении техники производства выстрела необходимо получать информацию о результатах проделанной работы оперативно и достоверно. Основным источником информации при этом является обратная связь. Следовательно, стрелкам необходимо получать срочную и объективную информацию о качестве выполнения элементов техники стрельбы, для чего можно использовать различные средства и методы в виде специальных упражнений, технических средств, компьютерных, лазерных, мультимедийных стрелковых тренажеров, громкого речевого сопровождения действий и т.д.
Третий этап - этап сознательного закрепления и совершенствования двигательного навыка с повышенной мотивацией, основанной на практической направленности. На данном этапе применяются упражнения, направленные на развитие у сотрудника навыка действия с оружием в экстремальной ситуации.
Изложенный выше обобщенный педагогический опыт организации и проведения занятий по огневой подготовке в полной мере может быть использован в целях эффективного формирования, развития и совершенствования профессионально значимых двигательных умений и навыков обращения с огнестрельным оружием у сотрудников правоохранительных органов.
Библиографический список
1. Корх, А.Я. Совершенствование в пулевой стрельбе / А.Я. Корх. - М.: ДОСААФ, 1975. - 20 с.
2. Цепелев, А.К. Основные направления оптимизации образовательного процесса по огневой подготовке / А.К. Цепелев // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : материалы XVIII всероссийской научно-методической конференции. - Иркутск: ВСИ МВД России, 2013. - С. 265-269.
3. Юрьев, А.А. Пулевая спортивна стрельба / А.А. Юрьев. - М.: Физическая культура и спорт, 1973. - 432 с.