Научная статья на тему 'Методологические особенности формирования и развития рынка профессиональных услуг'

Методологические особенности формирования и развития рынка профессиональных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / информационная услуга / консалтинг / КОМПАНИЯ / рынок услуг / СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименова А. Л.

В статье уточняется понятие информационной профессиональной услуги, приводится их классификация. Проведен SWOT-анализ сильных и слабых сторон аудиторской и консалтинговой деятельности, угроз и возможностей развития профессиональных услуг. Предложены основные направления концепции развития на среднесрочную перспективу аудиторских и консалтинговых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические особенности формирования и развития рынка профессиональных услуг»

/

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ формирования и развития рынка профессиональных услуг

А.Л. Пименова,

профессор Международного банковского института (г Санкт-Петербург),

кандидат экономических наук [email protected]

В статье уточняется понятие информационной профессиональной услуги, приводится их классификация. Проведен SWOT-ашлиз сильных и слабых сторон аудиторской и консалтинговой деятельности, угроз и возможностей развития профессиональных услуг. Предложены основные направления концепции развития на среднесрочную перспективу аудиторских и консалтинговых услуг.

Ключевые слова: аудит, информационная услуга, консалтинг, компания, рынок услуг, стандарты

ББК У9(2)29,0+Х623.012,0

Особенностью развития современного общества сегодня является интенсивное формирование рынка профессиональных услуг, предоставления и обработки информации, что значительно, по данным статистики, превышает производство промышленных товаров. Таким образом, происходит определенный прирост доли невещественного продукта, т.е. услуг. При этом так называемые профессиональные (деловые услуги) занимают лидирующее место в объеме общей выручки производимых услуг в России, но с другой стороны рынок информационных услуг является наиболее хаотичным и неопределенным с точки зрения качества и эффективности предоставляемых услуг. Поэтому назревает необходимость более глубокого осмысления деятельности по оказанию информационных профессиональных услуг. С нашей точки зрения, информационную профессиональную услугу следует рассматривать как полезную и ценностную для потребителя продукта деятельности аудиторской или консалтинговой организации, обмениваемую в условиях рынка и товарно-денежных отношений на свой денежный эквивалент. Таким образом, из данного определения можно сделать, прежде всего, вывод о том, что профессиональную услугу оказывают именно ауди-

торские или консалтинговые организации, тоже подтверждает и классификатор Всемирной торговой организации, относя аудит и консалтинг к информационным профессиональным услугам. При этом аудиторскую и консалтинговую деятельность принято классифицировать по различным признакам, в частности одна из таких классификаций представлена в Европейском справочнике-указателе консультантов по управлению (табл. 1).

Несмотря на определенные успехи в развитии аудиторских и консалтинговых услуг имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

а) в отсутствии официального статуса консалтинга, в том числе законодательного и нормативного регулирования, определяющего порядок оказания таких услуг;

б) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям аудиторской и консалтинговой деятельности, отвечающим условиям рыночной экономики;

в) в слабости системы контроля качества предоставляемых услуг, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

Таблица 1

Виды консалтинговых услуг согласно классификации Европейского справочника-указателя консультантов по управлению*

Вид консалтинговых услуг Краткая характеристика консалтинговых услуг

Общее управление определение конкурентоспособности; изучение конъюнктуры рынка, диверсификация или становление нового бизнеса, международное управление, управление проектом; качеством и т.д.

Администриро- вание анализ документооборота, размещение или перемещение отделов, управление офисом, организация и методы управления, регулирование риска, гарантии безопасности, планирование рабочих помещений и их оснащение

Финансовое управление системы учета, оценка капитальных затрат, анализ показателей оборачиваемости фирмы, снижение себестоимости, неплатежеспособность (банкротство), увеличение прибыли, увеличение доходов, налогообложение, финансовые резервы

Управление кадрами профессиональное движение и сокращение штатов, культура корпорации, равные возможности, поиск кадров, отбор кадров, здоровье и безопасность, программы поощрения, внутренние связи, оценка работ и т.д.

Маркетинг реклама и содействие сбыту, корпоративный образ и отношения с общественностью, послепродажное обслуживание заказчиков, дизайн, прямой маркетинг, международный маркетинг, исследование рынка, ценообразование и т.д.

Производство автоматизация, промышленный инжиниринг, управление производством, планирование и контроль за производством, повышение производительности, закупки т.д.

Информационная технология системы автоматизированного проектирования и автоматизированные системы управления, применение компьютеров в аудите и оценке и др.

Специальные услуги обучающее консультирование, консалтинг по управлению электроэнергетикой, инженерный консалтинг, экологический консалтинг

* http://www.management.com.ua/consulting/cons006.html

SWOT-анализ состояния рынка аудиторских и консалтинговых услуг

Таблица 2

Сильные стороны Слабые стороны

1 2

1. Диверсифицированы институциональные структуры, стандарты и формы оказания аудиторских и консалтинговых услуг 1. Законодательная и нормативная базы до конца не отработаны

2. Произошло интенсивное развитие рынка аудиторских и консалтинговых услуг 2. В погоне за доходами аудиторские и консалтинговые организации не уделяют должного внимания качеству предоставляемых услуг

3. Рынок аудиторских и консалтинговых услуг сформировался как рынок чистой конкуренции 3. Существуют определенные недостатки в профессиональном подходе к оказанию консалтинговых услуг

4. Сформировалась новая законодательная и нормативноправовая база в области аудиторских услуг 4. Отсутствует законодательная и нормативная база в области оказания консалтинговых услуг

6. Разработаны и внедрены новые федеральные стандарты аудита 6. Отсутствуют стандарты по оказанию консалтинговых услуг

7. Заменено лицензирование аудиторской деятельности обязательным членством в саморегулируемой организации 7. Нет определенных структур регулирующих деятельность в области консалтинга

Возможности Угрозы

1. Роль аудиторских и консалтинговых услуг возрастает 1. Возможны серьезные сбои в деятельности экономических субъектов из-за некачественного предоставления аудиторских и консалтинговых услуг

2. Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов организации 2. Отсутствие внутреннего контроля проведения аудита и консалтинга снижает возможности улучшения в сторону повышения качества оказываемых услуг, увеличивает некомпетентный подход к проведению проверок и консультаций

3. Повышение и переподготовка кадров, создание объединения высококвалифицированных специалистов в различных направлениях экономической деятельности 3. Недостаточность в разработках программ повышения квалификации и переподготовки кадров ведет к снижению доверия в области оказания услуг, вводит в заблуждение их пользователей

4. В аудиторских компаниях расширяется спектр предоставляемых услуг 4. Формализм в решении многих вопросов системы функционирования рынка аудиторских и консалтинговых услуг разрушает данный рынок

5. Совершенствование деятельности саморегулируемых организаций не только в области аудита, но и консалтинга 5. Несбалансированная деятельность саморегулируемых организаций ведет к дезорганизации внутри аудиторских и консалтинговых структур

6. Улучшение маркетинговых действий аудиторских и консалтинговых организаций дает основу для разработки более перспективных стратегий их развития, расширения рынка услуг 6. Дополнительные расходы компании могут привести к увеличению стоимости оказываемых услуг или к ухудшению финансового состояния организации

7. Улучшение законодательной базы снижает возможность возникновения разнообразных конфликтов между клиентом и специалистами 7. Очень жесткое государственное регулирование и давление может снизить инициативы в области развития профессиональных услуг

8. Развитие внутренней организационной культуры на основе этических норм формирует улучшенный имидж компаний, обеспечивает профессиональный подход к оказанию услуг

9. Рост компьютеризации позволяет повысить эффективность оказываемых услуг, провести анализ финансово-хозяйственной деятельности

г) в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей услугами, в регулировании консалтинговой деятельности, а также в развитии аудиторской профессии;

д) в низком уровне профессиональной подготовки большей части консультантов и аудиторов, а также недостаточности навыков использования зарубежного опыта в этой области.

Систематизация указанных и других проблем в виде SWOT-анализа сильных и слабых сторон аудиторской и консалтинго-

4 1 0

вой деятельности, угроз и возможностей развития профессиональных услуг в перспективе может послужить основой для разработки рекомендаций и предложений по дальнейшему формированию рынка деловых услуг (табл. 2).

Учитывая данные проведенного анализа, следует отметить, что сложившаяся система оказания консалтинговых и аудиторских услуг не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность представляемой информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации пользователями этих ус-

луг. Однако в настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития аудита и консалтинга в Российской Федерации. Введен в действие новый Закон «Об аудиторской деятельности» и действуют 34 Правила (стандарта) аудиторской деятельности, в основу, которых положены Международные стандарты аудита. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт, что позволило принять решение об отмене лицензирования, заменив его обязательным членством в саморегулируемой организации. Кроме того, в обществе созрело понимание необходимости использования услуг, оказываемых аудиторско-консалтинговыми компаниями. Поэтому встает вопрос о создании единой концепции развития именно аудиторских и консалтинговых услуг. Целью концепции развития профессиональных услуг на среднесрочную перспективу должно стать создание приемлемых условий и предпосылок последовательного успешного выполнения системой аудита и консалтинга присущих им функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации для повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, а также информации полезной для принятия экономических решений заинтере-

/

сованными внешними и внутренними пользователями такой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). С нашей точки зрения, концепция должна отражать дальнейшее развитие профессиональных услуг, учитывая потребности рыночной экономики, по следующим направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой при оказании консалтинговых и аудиторских услуг;

2) создание инфраструктуры осуществляющей саморегулирование аудиторских и консалтинговых услуг;

3) изменение системы государственного регулирования консалтинговых услуг;

4) усиление контроля качества аудита и консалтинга;

5) формирование внутрифирменных стандартов аудиторско-консалтинговых компаний, учитывающих не только порядок оказания услуг, но и организационно-экономический механизм деятельности компании;

6) существенное повышение квалификации специалистов, занятых аудитом и консалтингом, а также пользователей этих услуг.

Литература

1. Пименова А.Л. Методологические подходы к совершенствованию оказания аудиторских услуг в РФ // Проблемы современной экономики. — 2010. — №4.

2. Российский статистический ежегодник 2009. — М., 2009.

3. http://www.management.com.ua/consulting/cons006.html

41 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.