Научная статья на тему 'Анализ состояния и направления развития рынка аудиторско-консалтинговых услуг в России'

Анализ состояния и направления развития рынка аудиторско-консалтинговых услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1951
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИЯ / TREND / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / РЫНОК АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ / MARKET / КОНСАЛТИНГОВАЯ УСЛУГА / CONSULTING SERVICES / СУБЪЕКТ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECT / СТРУКТУРА / STRUCTURE / AUDIT / AUDIT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кизилов А. Н., Богатая И. Н.

Предмет/тема. В настоящее время развитие рынка аудиторско-консалтинговых услуг, появившегося в экономике России в начале 1990-х гг., является одним из важных факторов, определяющих развитие страны в целом. На этот сегмент существенное воздействие оказывают международный рынок, а также законотворческая деятельность, регламентирующая процесс оказания аудиторско-консалтинговых услуг. По мере интеграции российских компаний в мировую экономику требования, предъявляемые к уровню и качеству аудиторских услуг, растут, а рынок аудиторско-консалтинговых услуг в России претерпевает значительные изменения. Основные тенденции этого рынка должны учитываться при формировании стратегии аудиторской деятельности в России департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, саморегулируемыми организациями аудиторов, а также аудиторскими организациями при формировании стратегии на уровне фирмы. Цели/задачи. Основная цель статьи исследовать состояние рынка аудиторско-консалтинговых услуг в России и основные направления его развития. В рамках этой цели были решены следующие задачи: проведен анализ состояния рынка аудиторско-консалтинговых услуг в России; дана характеристика состава и динамики субъектов аудиторской деятельности; выявлены основные тенденции рынка аудиторско-консалтинговых услуг в России в тесной увязке с эволюцией нормативно-правовой базы. Методология. Методологическую базу исследования составляют систематизированные в трудах отечественных ученых положения, раскрывающие сущность и особенности аудиторско-консалтинговых услуг. Теоретической и методологической основой исследования являются системный и динамический подходы к исследованию рынка аудиторско-консалтинговых услуг. Методология работы базировалась на ряде научных теорий аудита (концепции адекватности, контроллинга, консалтинга). Результаты. Выявлены основные тенденции развития рынка аудиторско-консалтинговых услуг, проявляющиеся в сжатии рынка аудиторских услуг и его дифференциации; в ведущей роли государства на рынке аудита в части его регулирования; в повышении качества аудита, что обусловлено появлением более жестких требований к выполнению стандартов, организацией проверок и ужесточением контроля качества аудита со стороны Росфиннадзора и саморегулируемых организаций аудиторов; в относительной стабильности стоимости аудиторских услуг; в снижении доли доходов от аудита и сопутствующих аудиту услуг; в росте спроса на неаудиторские, прежде всего консалтинговые, услуги; в увеличении потребности в аудиторских и прочих связанных с ними услугах в области МСФО. Выводы/значимость. Выявленные тенденции должны учитываться при разработке нормативных актов, регламентирующих аудиторско-консалтинговые услуги, а также при формировании стратегии в аудиторских организациях, саморегулируемых организациях аудиторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of condition and areas of the audit and consulting services market’s development in Russia

Subject Nowadays, the development of audit and consulting services market, which appeared in the Russian economy at the early 1990s, is one of the most significant factors determining the development of the country as a whole. Departments regulating State financial control, audit activity, accounting and reporting, as well as self-regulatory organizations of auditors should consider the major trends in the market when working out the strategy of audit activity in Russia. Audit organizations should also take into account the market development to formulate the strategy at the company level. Objectives The main objective of the article is to study the condition of the audit and consulting services market and its major development trends. Within the said objective, we set the following tasks: to analyze the condition of the audit and consulting services market in Russia; to characterize the structure and evolution of the subjects of audit activity; to identify main trends in the Russian audit and consulting services market in the context of the regulatory and legal framework development. Methods The methodological basis of the study is the ideas systemized in the works of national scholars that disclose the essence and features of audit and consulting services. The theoretic and methodological framework of the study includes systems and dynamic approaches to the study of the audit and consulting services market. In addition, a number of audit theories (the theory of adequacy, the theory of controlling, and the theory of consulting) served as a methodology of the paper. Results We identified the following main trends in the audit and consulting services market’s development: shrinkage and differentiation of the audit market; the leading role of the State in the audit market with regard to its regulation (monitoring the quality of audit, retraining of auditors); increasing quality of audit caused by tougher requirements for compliance with standards, arrangement of audits, and stricter control over the quality of audit on the part of the Federal Service for Fiscal and Budgetary Supervision and self-regulatory organizations of auditors; relative stability of audit fees; decreasing share of income from audit and audit-related services; growing demand for non-audit services, mainly consulting; growing demand for audit services and other related services in the sphere of IFRS. Conclusions and Relevance The identified trends should be taken into account when drafting regulations on audit and consulting services and working out strategies in audit organizations and self-regulatory organizations of auditors.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и направления развития рынка аудиторско-консалтинговых услуг в России»

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 657.6

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ

В РОССИИ

А.Н. КИЗИЛОВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой аудита

E-mail: [email protected] Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация

И.Н. БОГАТАЯ,

доктор экономических наук, профессор кафедры аудита E-mail: [email protected] Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Предмет/тема. В настоящее время развитие рынка аудиторско-консалтинговых услуг, появившегося в экономике России в начале 1990-х гг., является одним из важных факторов, определяющих развитие страны в целом. На этот сегмент существенное воздействие оказывают международный рынок, а также законотворческая деятельность, регламентирующая процесс оказания аудиторско-консалтинговых услуг. По мере интеграции российских компаний в мировую экономику требования, предъявляемые к уровню и качеству аудиторских услуг, растут, а рынок аудиторско-консалтинговых услуг в России пре-

терпевает значительные изменения. Основные тенденции этого рынка должны учитываться при формировании стратегии аудиторской деятельности в России департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, саморегулируемыми организациями аудиторов, а также аудиторскими организациями при формировании стратегии на уровне фирмы.

Цели/задачи. Основная цель статьи - исследовать состояние рынка аудиторско-консалтин-говых услуг в России и основные направления его развития. В рамках этой цели были решены сле-

дующие задачи: проведен анализ состояния рынка аудиторско-консалтинговых услуг в России; дана характеристика состава и динамики субъектов аудиторской деятельности; выявлены основные тенденции рынка аудиторско-консалтинговых услуг в России в тесной увязке с эволюцией нормативно-правовой базы.

Методология. Методологическую базу исследования составляют систематизированные в трудах отечественных ученых положения, раскрывающие сущность и особенности аудиторско-кон-салтинговых услуг. Теоретической и методологической основой исследования являются системный и динамический подходы к исследованию рынка аудиторско-консалтинговых услуг. Методология работы базировалась на ряде научных теорий аудита (концепции адекватности, контроллинга, консалтинга).

Результаты. Выявлены основные тенденции развития рынка аудиторско-консалтинговых услуг, проявляющиеся в сжатии рынка аудиторских услуг и его дифференциации; в ведущей роли государства на рынке аудита в части его регулирования; в повышении качества аудита, что обусловлено появлением более жестких требований к выполнению стандартов, организацией проверок и ужесточением контроля качества аудита со стороны Росфиннад-зора и саморегулируемых организаций аудиторов; в относительной стабильности стоимости аудиторских услуг; в снижении доли доходов от аудита и сопутствующих аудиту услуг; в росте спроса на неаудиторские, прежде всего консалтинговые, услуги; в увеличении потребности в аудиторских и прочих связанных с ними услугах в области МСФО.

Выводы/значимость. Выявленные тенденции должны учитываться при разработке нормативных актов, регламентирующих аудиторско-кон-салтинговые услуги, а также при формировании стратегии в аудиторских организациях, саморегулируемых организациях аудиторов.

Ключевые слова: тенденция, развитие, рынок аудиторско-консалтинговых услуг, консалтинговая услуга, субъект аудиторской деятельности, структура

Рынок аудита и консалтинга активно развивается в России, что связано с появлением новых участников и изменением структуры рынка, уровня конкуренции на нем. Он неоднороден, разбит на несколько сегментов, каждый из которых функционирует по своим законам, и на всяком работают определенные группы аудиторских организаций.

Современный рынок аудиторско-консалтинговых услуг в России характеризуется:

1) поэтапной дифференциацией в сегменте аудита, проявляющейся в укрупнении одних компаний и уходе с рынка других. Ряд фирм перешел в консалтинговые ниши, стал развивать большую линейку услуг или формировать крупные аудиторские компании;

2) ведущей ролью государства на рынке аудита в части его регулирования (контроля за качеством аудита, переаттестации аудиторов);

3) повышением качества аудита, связанного с появлением более жестких требований к выполнению стандартов, организацией проверок и ужесточением контроля за качеством аудита со стороны Росфиннадзора и саморегулируемых организаций аудиторов. Идет очищение рынка от недобросовестных участников, что связано с мерами по усилению контроля за деятельностью аудиторских организаций;

4) относительной стабильностью стоимости аудиторских услуг. Она не поднималась в течение многих лет при повышенных затратах, связанных с саморегулированием и контролем за качеством аудита. Клиенты готовы платить адекватную цену за новый уровень качества, за восстановление значимости аудиторской профессии;

5) ростом спроса на неаудиторские услуги, прежде всего консалтинговые, в вопросах применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), ведения бухгалтерского учета, подготовки налоговой отчетности, сопровождения сделок, подготовки интегрированной отчетности, проверки нефинансовой отчетности компаний, постановки и сертификации систем внутреннего контроля и аудита, создания систем противодействия мошенничеству, внутреннего аудита, консультирования по вопросам МСФО для общественного сектора, разработки моделей оценки рисков, внедрения систем управления рисками, консультирования по вопросам деофшоризации, стратегического и ^-консультирования. Тенденция снижения доли доходов от аудита и сопутствующих ему услуг приводит к вымыванию профессиональных кадров из аудита в смежные области.

Таблица 1

Количество аудиторских организаций и аудиторов в 2011-2013 гг.

Показатель 2011 2012 2013 31.12.2013

Количество аудиторских организаций и аудиторов, имеющих право на осу- 6,1 6,2 5,7 5,5

ществление аудиторской деятельности, всего, тыс.

В том числе:

- аудиторские организации 5,2 5,2 4,8 4,7

- индивидуальные аудиторы 0,9 1,0 0,9 0,8

Аудиторы, всего, тыс. Из них сдавшие квалификационный экзамен на получение единого аттестата 26,3 26,8 1,1 24,1 3,2 23,0 3,2

Источник: сайт Министерства финансов РФ, данные на 1 января взяты из контрольных экземпляров реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов.

В 2013 г. наметился спад на рынке аудитор-ско-консалтинговых услуг, что стало следствием общемирового кризиса, резко сократившего финансовые возможности заказчиков аудиторских услуг. За 2013 г. аудиторские организации провели обязательный и инициативный аудит бухгалтерской отчетности для 68 380 клиентов, что на 2,4% (1 664 чел.) меньше, чем количество таких клиентов годом ранее.

По итогам 2013 г. российский рынок аудита уменьшился на 3,25%, что было связано с сокращением бюджетов на сопутствующие аудиту и прочие услуги. На рынок аудиторско-консалтинго-вых услуг оказывали влияние события в отрасли, в частности переаттестация аудиторов в 2012 г. Новые аттестаты получили, по данным Минфина России, лишь около 3 тыс. из 24 тыс. российских аудиторов, что обострило кадровый вопрос.

Анализ подтверждает данные официального сайта Единой аттестационной комиссии: в 2011 г. не состоялось ни одного полноценного экзамена для вновь сдающих экзамен претендентов. Всего 180 чел. сделали попытку пройти первый этап -компьютерное тестирование, из них 38 (21%) набрали необходимое количество баллов. В IV квартале 2013 г. к квалификационному экзамену на получение аттестата аудитора в части компьютерного тестирования было допущено 275 претендентов. Успешно прошли компьютерное тестирование 100 претендентов, т.е. 36,3%х.

Снижение числа аудиторов в 2013 г. связано с ужесточением критериев для получения аттестата, требований к подготовке и сдаче квалификационного экзамена. Появились более жесткие

1 Сайт Единой аттестационной комиссии. URL: М1р://еак-rus.ru.

требования к выполнению стандартов вследствие действий Росфиннадзора и давления со стороны саморегулируемых организаций аудиторов, ужесточивших контроль за качеством аудиторских услуг, что позитивно сказалось на качестве аудита. Несмотря на это, пользователи предпочитают в настоящее время заключать договоры на аудит с юридическими лицами [20].

Соответственно, малые аудиторские фирмы оказались отрезаны от значительной доли рынка обязательного аудита. Высокие требования и материальные затраты, связанные с обучением для получения единого аттестата, отпугивают от попыток сделать это. Молодым специалистам практически закрыт вход в профессию, наблюдаются стагнация и старение персонала.

Рынок аудиторско-консалтинговых услуг может быть охарактеризован по двум направлениям:

1) состав субъектов аудиторской деятельности

и его динамика;

2) состояние рынка аудиторских услуг.

Охарактеризуем состав и динамику субъектов

аудиторской деятельности.

Количество аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов существенно снизилось в 2013 г. по сравнению с 2011 и 2012 гг. (табл. 1).

Количество аудиторов - физических лиц к концу 2013 г. уменьшилось с 26,3 тыс. до 23 тыс.

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что наибольшее число аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов сосредоточено в Центральном федеральном округе, а наименьшее - в Северо-Кавказском (табл. 2).

Большая часть аудиторских организаций сосредоточена в Москве (35,4%), в то время как на остальные регионы РФ приходится 55,5% (табл. 3).

Таблица 2

Распределение субъектов аудиторской деятельности по федеральным округам в 2012-2013 гг.

Федеральный округ Аудиторские организации, тыс. Индивидуальные аудиторы, тыс. Аудиторы (без учета индивидуальных), тыс.

2012 2013 2012 2013 2012 2013

Центральный 2,2 2,2 0,4 0,3 11,0 10,5

Северо-Западный 0,6 0,5 0,1 0,1 2,8 2,7

Южный 0,3 0,3 0,1 0,1 1,5 1,4

Приволжский 0,6 0,6 0,1 0,1 3,3 3,1

Уральский 0,4 0,4 0,07 0,06 1,6 1,6

Сибирский 0,4 0,4 0,07 0,07 1,8 1,8

Дальневосточный 0,2 0,2 0,04 0,04 0,9 0,8

Северо-Кавказский 0,1 0,1 0,03 0,03 0,3 0,3

Российская Федерация, всего 4,8 4,7 0,9 0,8 23,2 22,2

Источник: данные контрольных экземпляров реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, сайт Министерства финансов РФ.

Таблица 3

Распределение аудиторских организаций по России в 2011-2013 гг., %*

Год Россия, всего Москва Санкт-Петербург Другие регионы

2011 100,0 36,1 9,0 54,9

2012 100,0 35,8 9,1 55,1

2013 100,0 35,4 9,1 55,5

* По состоянию на 31 декабря.

Данные табл. 4 свидетельствуют, что на рынке аудиторских услуг преобладают фирмы, ведущие аудиторскую деятельность 5 и более лет (77,4%).

В Москве работает 41% аудиторов России, на другие регионы приходится 49,5% (табл. 5). Следует отметить, что доля аттестованных аудиторов в других регионах наиболее высока - 57,5% по сравнению со столицей (36,6%).

На аудиторском рынке преобладают организации и специалисты, работающие в малых и средних компаниях. Доли фирм, входящих в

Таблица 4

Доля компаний с разным «возрастом» в общем количестве аудиторских организаций в 2011-2013 гг., %

Продолжительность аудиторской деятельности Год

2011 2012 2013

Менее года 2,0 3,7 3,5

1-2 года 12,4 11,0 7,2

3-4 года 12,6 11,5 11,9

5 и более 73,0 73,8 77,4

Источник: данные контрольных экземпляров реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, сайт Министерства финансов РФ.

сети российских и международных аудиторских организаций, в 2013 г. составили соответственно 3,1 и 2% (табл. 6).

Вторым направлением рассмотрения рынка аудиторско-консалтинговых услуг является анализ результатов, полученных субъектами аудиторской деятельности.

В 2013 г. наблюдался рост выручки от оказания аудиторских услуг до 52,2 млрд руб. при снижении рентабельности аудиторских услуг, о чем свидетельствует снижение объема доходов от аудита, приходящихся на 1 млн руб. выручки клиентов. Если в 2009 г. данный показатель составлял 375 руб., то в 2013 г. - лишь 339 руб. (табл. 7).

Данные табл. 8 свидетельствуют о том, что более 50% в структуре доходов аудиторских организаций за 2012-2013 гг. составляли доходы от проведения аудита. Исключением стал Санкт-Петербург, где доля таких доходов в 2013 г. составила 36,8%.

Наблюдается тенденция устойчивого роста доли доходов от оказания прочих услуг в общих доходах аудиторских организаций, при сокращении доли доходов от аудита и сопутствующих аудиту услуг. Если раньше эта тенденция была

- 2015 -

Таблица 5

Персонал аудиторских организаций в 2011-2013 гг., %

Год Россия, всего Москва Санкт-Петербург Другие регионы

Распределение аудиторов по России

2011 100,0 42,4 9,3 48,3

2012 100,0 41,3 9,5 49,2

2013 100,0 41,0 9,5 49,5

Доля аудиторов в общем количестве сотрудников аудиторских организаций

2011 47,2 40,0 51,9 54,9

2012 46,5 37,6 53,7 56,3

2013 46,3 36,6 53,3 57,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Участие аудиторских организаций в российских и международных сетях

в 2012-2013 гг., %

Российские сети Международные сети

Показатель аудиторских организаций аудиторских организаций

2012 2013 2012 2013

Доля аудиторских организаций, входящих в сети 3,2 3,1 1,9 2,0

аудиторских организаций, в общем количестве

аудиторских организаций

Доля аудиторов, работающих в аудиторских 5,7 5,5 9,6 10,0

организациях, входящих в сети аудиторских

организаций, в общем количестве аудиторов

Источник: данные контрольных экземпляров реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, сайт Министерства финансов РФ.

Таблица 7

Динамика доходов аудиторских организаций в 2009-2013 гг.

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013

Объем оказанных услуг, всего, млрд руб. 49,6 49,1 50,8 51,0 52,2

Прирост по сравнению с прошлым годом, % -1,0 -1,0 3,5 0,5 2,4

Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн руб. выручки клиентов, руб. 375 352 346 325 339

Источник: данные контрольных экземпляров реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, сайт Министерства финансов РФ.

Таблица 8

Структура доходов аудиторских организаций в 2012-2013 гг., %

Показатель Фирмы Москвы Фирмы Санкт-Петербурга Фирмы других регионов

2012 2013 2012 2013 2012 2013

Доля доходов от проведения аудита в общих доходах за год 51,2 53,6 38,1 36,8 52,3 51,7

Доля доходов от оказания сопутствующих аудиту услуг в общих доходах за год 13,5 10,2 2,7 2,7 8,7 6,9

Доля доходов от оказания прочих услуг в общих доходах за год 35,3 36,2 59,2 60,5 39,0 41,4

Источник: данные контрольных экземпляров реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, сайт Министерства финансов РФ.

характерна для Москвы и Санкт-Петербурга, то в настоящее время она распространилась и на другие регионы России (табл. 8). Рост выручки обеспечивают исключительно прочие услуги,

- 6 (348)

связанные с аудиторской деятельностью, на них приходится в среднем 40-50% всех доходов.

Основной вклад в рост абсолютной выручки обеспечили крупные аудиторские организации

- 2015 -

(табл. 9). Их доля в совокупной выручке аудиторских организаций в РФ имеет устойчивую тенденцию к увеличению.

При доле крупных аудиторских организаций в общем количестве субъектов аудиторской деятельности, составившей в 2013 г. 1,2%, величина их доходов в общем объеме выручки в 2013 г. достигла 60,8%, т.е. выросла по сравнению с 2012 г. на 1,8%. Таким образом, идет процесс концентрации рынка в руках крупнейших аудиторских фирм.

При этом, по экспертным данным Министерства финансов РФ, в 2013 г. аудит бухгалтерской отчетности 100 крупнейших по объему

реализации отечественных компаний только в 29 случаях выполнялся российскими аудиторскими организациями, а из 100 крупнейших по размеру собственного капитала кредитных организаций -только в 21 случае.

Показатели, характеризующие типичную аудиторскую организацию, приведены в табл. 10.

Типичная аудиторская организация в других регионах (включая Санкт-Петербург) ведет аудиторскую деятельность в течение 11 лет, количество сотрудников составляет 6 чел., из них аудиторов - 4, количество клиентов - 8, доходы составляют 1,8 млн руб.

Таблица 9

Распределение аудиторских организаций по масштабам деятельности

в 2012-2013 гг., %

Показатель Организации

Малые Средние Крупные

2012 2013 2012 2013 2012 2013

Доля в общем количестве аудиторских организаций 90,0 89,4 8,8 9,4 1,2 1,2

Доля в общем объеме оказанных услуг 24,2 23,4 16,8 15,7 59,0 60,8

Доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита 23,4 21,6 15,1 14,5 61,4 63,9

Доля услуг по проведению аудита в общем объеме оказанных услуг 48,8 48,1 45,5 48,0 52,5 54,7

Доля в общем количестве клиентов, отчетность которых проаудирована 62,3 60,7 23,1 23,2 14,5 16,1

Источник: данные контрольных экземпляров реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, сайт Министерства финансов РФ.

Таблица 10

Показатели типичной аудиторской организации (медиана)

Среднее значение

Показатель среди четырех аудиторских организаций с наибольшим доходом в Москве (исключая четыре аудиторские организации с наибольшим доходом) в других регионах (включая Санкт-Петербург)

2012 2013 2012 2013 2012 2013

Количество лет ведения 16,5 17,5 9,0 10,0 10 11,0

аудиторской деятельности

Количество сотрудников, чел. 1 344,5 1 477,5 6,0 6,0 6,0 6,0

Количество аудиторов, чел. 157,5 152,5 4,0 4,0 4,0 4,0

Количество клиентов, ед. 424,0 563,0 5,0 5,0 8,0 8,0

Доходы, всего, млн руб. 4 752,5 4 868,1 2,7 2,8 1,8 1,8

Доходы от проведения аудита 5 763,2 4 510,4 174,0 173,3 100,0 104,4

в расчете на одного клиента, тыс. руб.

Доходы в расчете на одного 3 098,0 3 100,6 414,4 437,7 278,8 304,0

сотрудника, тыс. руб.

Доходы от проведения аудита 17 173,9 23 600,4 216,2 223,3 209,5 216,7

в расчете на одного аудитора, тыс. руб.

Источник: данные контрольных экземпляров реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, сайт Министерства финансов РФ.

6 (348) - 2015

Следует отметить, что эффективность деятельности типичной аудиторской организации среди четырех «передовиков» с наибольшим доходом значительно выше. Так, доходы в расчете на одного сотрудника в 10 раз превышают аналогичный показатель аудиторской организации в других регионах.

Следует отметить уменьшение числа клиентов аудиторских фирм. Так, с 2011 по 2013 г. оно снизилось по России с 75 569 до 68 380, т.е. на 7 189 (табл. 11). Такая тенденция во многом связана с законодательными изменениями критериев обязательности аудита.

Данные табл. 12 свидетельствуют о формировании ряда тревожных тенденций:

- растет доля заключений с выражением не-модифицированного мнения по результатам как

инициативного, так и обязательного аудита, достигшая в 2013 г. соответственно 70,9 и 74,1%;

- многие получают заключение с выражением сомнения в соблюдении гипотезы непрерывности деятельности и с указанием на значительную неопределенность в деятельности клиента. Доля таких заключений также возросла в 2013 г. по результатам как инициативного, так и обязательного аудита и составила соответственно 2,4 и 3,3%, что свидетельствует о проблемах со способностью продолжать финансово-хозяйственную деятельность, что проявляется в низких платежеспособности и финансовой устойчивости.

В общем количестве проведенных аудитов лидирует обязательный аудит (табл. 13).

Исследуем особенности российского рынка консалтинга (рис. 1, 2). Российский рынок кон-

Таблица 11

Количество клиентов, бухгалтерская отчетность которых проаудирована организациями

Год Россия, всего Москва Санкт-Петербург Другие регионы

2011 75 569 27 670 7 071 40 828

2012 70 044 26 981 6 583 36 480

2013 68 380 26 773 6 271 35 336

Справочно: оценка количества клиентов, относящихся к общественно значимым организациям* 5 600 —

* Общественно значимые - организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, кредитные и страховые учреждения, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственные корпорации и компании.

Источник: данные контрольных экземпляров реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, сайт Министерства финансов РФ.

Таблица 12

Распределение выданных аудиторских заключений по видам за 2012-2013 гг.

Доля в общем количестве выданных

аудиторских заключении

Показатель по результатам по результатам

обязательного аудита инициативного аудита

2012 2013 2012 2013

Аудиторские заключения, всего 100,0 100,0 100,0 100,0

В том числе:

- с выражением немодифицированного мнения 71,0 74,1 68,8 70,9

- с выражением мнения с оговоркой 28,0 24,9 28,7 26,2

- с выражением отрицательного мнения 0,6 0,6 1,5 1,9

- с отказом от выражения мнения 0,4 0,4 1,0 1,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аудиторские заключения с выражением сомнения 3,1 3,3 2,0 2,4

в возможности клиента продолжать деятельность и с указанием

на значительную неопределенность в его деятельности

Источник: данные контрольных экземпляров реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, сайт Министерства финансов РФ.

6 (348) - 2015

Таблица 13

Основания проведения аудита в 2012-2013 гг.

Доля в общем количестве

Основание проведения аудита проведенных аудитов, %

2012 2013

Выданные аудиторские заключения, всего 100,0 100,0

В том числе по результатам обязательного аудита 81,5 83,3

Из них по отчетности:

- открытых акционерных обществ 20,7 21,3

- организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных 0,8 1,1

торгах

- кредитных организаций 1,5 1,5

- страховых организаций и обществ взаимного страхования 0,6 0,7

- негосударственных пенсионных фондов 0,2 0,2

- организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25% 4,7 4,3

- организаций, финансовые показатели которых выше минимальных значений 47,0 47,8

Аудиторские заключения, выданные по отчетности инициативного аудита 18,5 16,7

Источник: данные контрольных экземпляров реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, сайт Министерства финансов РФ.

Начало рис. 1

Информационные технологии

28,362Э£1256з

Налоговый консалтинг

5,18 5,14

Реструктуризация предприятий

3,6

3,1

2,71

Общее управление и администрирование

5,2 5,29

сультационных услуг в 2013 г. вырос на 10,9%, что обусловлено опережающим ростом самого крупного сегмента - консалтинга в сфере информационных технологий, прибавившего 29,3%. При рассмотрении рынка консалтинга без учета услуг по информационным технологиям наблюдается снижение на 8,3%.

Годовой рост выручки от консалтинга в области маркетинга превысил 300%, но этот сегмент рынка невелик, а рост на нем часто объясняется тем, что для уменьшения издержек компании сокращают собственные маркетинговые подразделения и передают их работу внешним подрядчикам.

Максимальный спад произошел в сегменте консалтинга в сфере реструктуризации предприятий -на 75%. Это связано с тем,

Примечание: учтены только данные компаний, показавших детализацию выручки по сегментам.

Рис. 1. Динамика выручки в 2007-2013 гг. по отдельным направлениям аудиторско-консалтинговых услуг 75 крупнейших компаний, млрд руб. [21]

Примечание: учтены только данные компаний, показавших детализацию выручки по сегментам.

Рис. 2. Структура выручки в 2013 гг. по отдельным направлениям аудиторско-консалтинговых услуг 75 крупнейших компаний [21]

что острая фаза кризиса 2008 г. прошла, а текущая стагнация не подталкивает предприятия к дальнейшей структурной перестройке. Этим же объясняется резкий спад (на 50%) объемов выручки в сегменте оценочной деятельности.

Окончание рис. 1 Растет спрос на уп-

равленческий консалтинг, услуги в области оптимизации бизнес-процессов. Среди сегментов аудитор-ско-консалтингового рынка, меньше всего пострадавших по итогам 2013 г., следует выделить налоговый консалтинг - спад составил символические 0,8%, что связано с налоговым законотворчеством и администрированием со стороны государства.

Рынок ИТ-консалтинга в 2013 г. вырос почти на 30%, его доля в общем объеме рынка консультационных услуг увеличилась с 51 до 59%.

Рэнкинг ведущих ау-диторско-консалтинговых групп (АКГ) в 2013 г. свидетельствует о тенденции к затуханию роста на этом рынке. Перспективы развития рынка аудиторско-консалтинговых услуг зависят от законодательных инициатив, расширяющих сферу обязательного аудита и консалтинга.

Динамика рынка крупнейших аудиторских групп замедлилась, что указывает на приближение рынка лидеров к стагнации. Однако без учета показателей работы компаний «большой четверки», участвующих в рэнкинге, динамика роста у ведущих АКГ за прошедший год составляет 15%, а суммарный прирост выручки первой двадцатки российских групп - 19%.

Суммарные доходы участников рэнкинга по итогам 2013 г. составили 80,9 млрд руб. Суммар-

ный объем выручки от аудиторских проверок ведущих АКГ - 31,9 млрд руб., или 39% общего дохода АКГ (рис. 3).

По мнению Олега Гощанского, председателя правления и управляющего партнера КПМГ2 в России и СНГ, основной фактор, влияющий на темпы роста крупнейших игроков на аудиторско-консалтинговом рынке, - макроэкономический: «ВВП России в 2013 году вырос на 1,3 процента. И в этой парадигме работает весь рынок. Кроме того, продолжается серьезная ценовая конкуренция. Сегодня также отсутствуют новые регулятор-ные нормы, которые могли бы создать дополнительные факторы роста в сфере аудита» [21].

Произошел рост доходов по всем категориям аудиторских проверок (рис. 4): прирост выручки от общего аудита составил в 2013 г. 13%, банковского аудита - 34%, аудита страховых компаний -25%, инвестиционных институтов - 8% (общая выручка по этим направлениям составила 16,7 млрд руб., 384, 195 и 229,2 млн руб. соответственно).

Вырос объем аудита банков и страховщиков за счет роста числа новых клиентов, банковских и страховых групп, а также внедрения требований Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ, предписывающего проводить аудит дочерних и зависимых лиц. Начиная с отчетности за 2012 г. страховые компании должны составлять отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности и проходить аудит.

Рост клиентской базы произошел за счет привлечения в штат новых аудиторов, приводящих зачастую «своих» клиентов. Кроме того, аудит остается обязательным реквизитом и для привлечения финансирования. Для аудита отчетности выбираются фирмы с хорошей репутацией, что приводит к росту их выручки. Цены на аудиторские услуги растут за счет инфляции и условий договоров на услуги, что обусловлено качеством услуг, накопленным профессионализмом, а также требованиями саморегулируемых организаций как средством борьбы с демпингом.

Происходит рост числа заказов, связанных с отчетностью по МСФО, что связано с внедрением

2 Международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги.

- 6 (348)

Рис. 3. Данные о выручке ведущих АКГ - участников рэнкинга по итогам 2013 г, % [21]:

1 - общий аудит; 2 - финансовый консалтинг;

3 - налоговый консалтинг; 4 - ИТ-консалтинг;

5 - оценочная деятельность; 6 - юридический консалтинг; 7 - стратегический консалтинг;

8 - аудит финансовых институтов;

9 - другие консалтинговые услуги

этих стандартов в России. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (ред. от 21.07.2014, с изм. от 29.12.2014) требует от всех эмитентов предоставления консолидированной отчетности по МСФО, и в связи с этим международные требования спускаются с уровня консолидированной отчетности на уровень отдельных юридических лиц, входящих в группу.

Согласно результатам рэнкинга, наблюдается прирост выручки участников от аудита международной отчетности. По сопоставимым данным, в 2013 г. этот рост составил 15% (суммарная выручка - 1,7 млрд руб.), а общий доход ведущих АКГ от МСФО-услуг - 5,5 млрд руб. (рис. 5).

Существенно возрос спрос на консалтинговые услуги. Суммарный объем выручки, заработанной участниками рэнкинга на консалтинге, в 2013 г. достиг 49 млрд руб. (61% их общего дохода), а ее прирост, по сопоставимым данным, составил 12%.

Наиболее востребованными являются услуги по стратегии и операционной эффективности, при налогообложении, особенно в области соответствия новым правилам трансфертного цено-

- 2015 -

Рис. 4. Данные о темпах роста выручки ведущих АКГ - участников рэнкинга по итогам 2013 г., % [21]

Рис. 5. Структура и динамика выручки по направлениям МСФО ведущих АКГ -участников рэнкинга по итогам 2013 г., % [21]: 1 - доля в общей выручке от МСФО-услуг; 2 - прирост

образования. Большая часть выручки от консультирования, по данным рэнкинга, приходится на финансовый и налоговый консалтинг - 13 и 12% соответственно (в денежном выражении - 6,8 и 6,15 млрд руб.). Прирост выручки от налогового консалтинга составил 7%, что обусловлено усилением контроля за крупным и средним бизнесом.

В перспективе в этом сегменте услуг прогнозируется усиление спроса в связи с решением о деофшоризации отечественного бизнеса, направленным на сокращение легального и нелегального вывода капитала из страны, пресечение примене-

ния офшорных схем, используемых для уклонения от налогов или их снижения.

По сопоставимым данным, прирост выручки по услугам в области финансового консалтинга у ведущих АКГ в 2013 г. составил 14%, что связано с растущей потребностью клиентов в разработке программ бюджетирования, поиском новых эффективных способов управления финансами, выявлением и реализацией внутрипроизводственных резервов.

Растет спрос на услуги трансформации отчетности. За последний год темпы роста выручки

ведущих АКГ в этой области возросли на 5%, а ее объем составил 1,5 млрд руб. (20% доходов от финансового консалтинга).

Изменения в законодательстве о бухгалтерском или налоговом учете обеспечивают развитие разнообразных бухгалтерских услуг. В частности, возрос интерес клиентов к постановке и совершенствованию систем внутреннего контроля. Весьма популярным остается аутсорсинг учетных функций.

Высокими темпами росли доходы от услуг стратегического управления: прирост выручки участников рэнкинга составил рекордные 52%, а сумма выручки - 3,6 млрд руб. Увеличились объемы заказов в части разработки стратегий.

Наблюдается рост выручки от услуг в области автоматизации (прирост 18%). По данным ведущих аудиторских групп и организаций, к концу 2013 г. на ИТ-консалтинге в сумме они заработали 5,975 млрд руб., что обусловлено большим интересом к росту эффективности управления активами и бизнесом, к сокращению издержек. Многие компании внедряют автоматизированные интегрированные системы учета активов, ориентированные на принятие решений и контроль за их исполнением. Растет спрос и на развитие специализированного программного оборудования, расширение возможностей платформ, позволяющее внедрять более сложные методики, максимально отвечающие запросам клиентов.

Таким образом, к основным тенденциям развития рынка аудиторско-консалтинговых услуг следует отнести:

1) сжатие рынка аудиторских услуг и его дифференциацию;

2) возрастание регулирующей роли государства в части контроля качества аудита, переаттестации аудиторов;

3) повышение качества аудита, обусловленное появлением более жестких требований к выполнению стандартов, организацией проверок и ужесточением контроля за качеством аудита со стороны Росфиннадзора и саморегулируемых организаций аудиторов;

4) относительную стабильность стоимости аудиторских услуг;

5) снижение доли доходов от аудита и сопутствующих ему услуг, что приводит к вымыванию профессиональных кадров в смежные области;

6) рост спроса на неаудиторские, прежде всего консалтинговые, услуги;

7) увеличение потребности в аудиторских и прочих услугах, связанных с аудиторской деятельностью, в области МСФО, что связано с увеличением числа экономических субъектов, формирующих отчетность по международным образцам, в связи с введением МСФО в российское правовое поле.

Список литературы

1. Аудит с петлей на шее: почему российские аудиторы и консультанты не верят в светлое будущее. URL: http://www.audit-it.ru/news/audit/726072. html.

2. Булыга Р.П., Мельник М.В. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 263 с.

3. Веренков А.И. Консолидация аудиторского бизнеса: от выживания к процветанию // Аудиторские ведомости. 2014. № 1. С. 70-81.

4. Веренков А.И. Познать самого себя: некоторые рассуждения о путях выживания малого аудиторского бизнеса. URL: http://www.bdo.ru/rus/ opinion/bdo-smi/6833.

5. ГородиловМ.А. Сопутствующие аудиту услуги: практика применения // Налоговая политика и практика. 2009. № 7. С. 36-43.

6. Гутцайт Е.М. Анализ состояния российского рынка аудиторских услуг. URL: http://gaap. ru/artides/AnaHz-sostoyaniya-rossiyskogo-rynka-auditorskih-uslug.

7. Заварихин Н.М., Парамонов А.В. О рейтингах и рэнкингах аудиторских компаний в России // Аудитор. 2012. № 3. С. 23-29.

8. Лисовская И.А., Чипуренко Е.В., Сидорова М.И. Аудит как обязательный элемент институциональной среды применения МСФО // Международный бухгалтерский учет, 2014. № 4. C.33-39.

9. Макарова И.В., Широкова Е.В. Международные стандарты аудиторской деятельности: значение, содержание и применение в России // Аудитор. 2012. № 11. С. 18-32.

10. Массарыгина В.Ф. О применении международных стандартов в отечественном бухгалтерском учете и аудите // Аудитор. 2012. № 9. С.14-21.

11. Мотохин А.М., Смарагдов И.А. Конкуренция на российском рынке аудита и консалтинга // Аудитор. 2014. № 10. С. 26-30.

12. НикольскаяЮ.П. Роль негосударственного аудита в системе финансового контроля. URL: http://www.lawmix.ru/bux/20690.

13. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Об изменениях Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»: информационное сообщение Минфина России от 03.12.2014.

15. Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: постановление Правительства РФ от 06.03.1998 № 283.

16. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (в ред. постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 № 405, от 07.10.2004 № 532, от 16.04.2005 № 228,

от 25.08.2006 № 523, от 22.07.2008 № 557, от 19.11.2008 № 863, от 02.08.2010 № 586, от 27.01.2011 № 30, от 22.12.2011 № 1095).

17. Рыбалко О.А. Организационные аспекты внедрения МСФО на предприятии // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 12. С. 18-29.

18. Рыбалко О.А. Организационные аспекты внедрения МСФО: выбор услуг по подготовке и аудиту финансовой отчетности // Аудиторские ведомости. 2014. № 7. С. 41-50.

19. Спесивцева С.Н. Сопутствующие аудиту услуги // Аудиторские ведомости. 2009. № 5. С.14-20.

20. Ханферян В. Российский аудит 2013. URL: http://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/717791. html.

21. Ханферян В.В. Аудит без права подписи URL: http://www.marketing.spb.ru/mr/services/ audit_cons.htm?printversion.

22. Шнейдман Л. Надо отделять полезное для рынка от шелухи. URL: http://www.audit-it.ru/ news/audit/786569.html.

International Accounting Audit Activity

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

ANALYSIS OF CONDITION AND AREAS OF THE AUDIT AND CONSULTING SERVICES MARKET'S DEVELOPMENT IN RUSSIA

Aleksandr N. KIZILOV, Irina N. BOGATAYA

Abstract

Subject Nowadays, the development of audit and consulting services market, which appeared in the Russian economy at the early 1990s, is one of the most significant factors determining the development of the country as a whole. Departments regulating State financial control, audit activity, accounting and reporting, as well as self-regulatory organizations of auditors should consider the major trends in the market when working out the strategy of audit activity in Russia. Audit organizations should also take into account the market development to formulate the strategy at the company level.

Objectives The main objective of the article is to study the condition of the audit and consulting services market and its major development trends. Within the said objective, we set the following tasks: to analyze the condition of the audit and consulting services market in Russia; to characterize the structure and evolution of the subjects of audit activity; to identify main trends in the Russian audit and consulting services market in the context of the regulatory and legal framework development. Methods The methodological basis of the study is the ideas systemized in the works of national scholars that disclose the essence and features of audit and

consulting services. The theoretic and methodological framework of the study includes systems and dynamic approaches to the study of the audit and consulting services market. In addition, a number of audit theories (the theory of adequacy, the theory of controlling, and the theory of consulting) served as a methodology of the paper. Results We identified the following main trends in the audit and consulting services market's development: shrinkage and differentiation of the audit market; the leading role of the State in the audit market with regard to its regulation (monitoring the quality of audit, retraining of auditors); increasing quality of audit caused by tougher requirements for compliance with standards, arrangement of audits, and stricter control over the quality of audit on the part of the Federal Service for Fiscal and Budgetary Supervision and self-regulatory organizations of auditors; relative stability of audit fees; decreasing share of income from audit and audit-related services; growing demand for non-audit services, mainly consulting; growing demand for audit services and other related services in the sphere of IFRS. Conclusions and Relevance The identified trends should be taken into account when drafting regulations on audit and consulting services and working out strategies in audit organizations and self-regulatory organizations of auditors.

Keywords: trend, development, audit, consulting services, market, subject, audit activity, structure

References

1. Audit spetlei na shee: pochemu rossiiskie auditory i konsul 'tanty ne veryat v svetloe budushchee [Audit with a noose around the neck: why Russian auditors and consultants do not believe in bright future]. Available at: http://www.audit-it.ru/news/au-dit/726072.html. (In Russ.)

2. Bulyga R.P., Mel'nik M.V. Audit biznesa. Praktika i problemy razvitiya: monografiya [Audit of business. Practice and problems of development: a monograph]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2013,263 p.

3. Verenkov A.I. Konsolidatsiya auditorskogo biznesa: ot vyzhivaniya k protsvetaniyu [Consolidation of audit business: from survival to prosperity]. Auditorskie vedomosti = Auditor's Bulletin, 2014, no. 1, pp. 70-81.

4. Verenkov A.I. Poznat' samogo sebya: neko-torye rassuzhdeniya o putyakh vyzhivaniya malogo auditorskogo biznesa [Self-actualization: some thoughts about the way of audit business survival]. Available at: http://www.bdo.ru/rus/opinion/bdo-smi/6833. (In Russ.)

5. Gorodilov M.A. Soputstvuyushchie auditu uslugi: praktika primeneniya [Audit-related services: practical application]. Nalogovaya politika i praktika = Tax Policy and Practice, 2009, no. 7, pp. 36-43.

6. Guttsait E.M Analiz sostoyaniya rossiiskogo rynka auditorskikh uslug [Analysis of the condition of the Russian audit market]. Available at: http : //gaap. ru/articles/Analiz-sostoyaniya-rossiyskogo-rynka-auditorskih-uslug. (In Russ.)

7. Zavarikhin N.M., Paramonov A.V. O reitin-gakh i renkingakh auditorskikh kompanii v Rossii [About ratings and rankings of audit companies in Russia]. Auditor, 2012, no. 3, pp. 23-29.

8. Lisovskaya I.A., Chipurenko E.V., Sidorova M.I. Audit kak obyazatel'nyi element institutsional'noi sredy primeneniya MSFO [Audit as a compulsory element of institutional environment of IFRS application]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 4, pp. 33-39.

9. Makarova I.V., Shirokova E.V. Mezhdunarod-nye standarty auditorskoi deyatel'nosti: znachenie, soderzhanie i primenenie v Rossii [International standards of auditing: implication, content and application in Russia]. Auditor, 2012, pp. 18-32.

10. Massarygina V.F. O primenenii mezhdunar-odnykh standartov v otechestvennom bukhgalterskom uchete i audite [On applying the international standards in the national accounting and auditing]. Auditor, 2012, no. 9, pp. 14-21.

11. Motokhin A.M., Smaragdov I.A. Konkurent-siya na rossiiskom rynke audita i konsaltinga [Competition in the Russian audit and consulting services market]. Auditor, 2014, no. 10, pp. 26-30.

12. Nikol'skaya Yu.P. Rol' negosudarstvennogo audita v sistemefinansovogo kontrolya [The role of nonState audit in the system of financial control]. Available at: http://www.lawmix.ru/bux/20690. (In Russ.)

13. RF Federal Law On Audit activity of December 30, 2008 № 307-FZ. (as amended of December 01, 2014) (In Russ.)

14. Information Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation of December 03, 2014 On

Amendments to RF Federal Law On Audit activity of December 30, 2008 № 307-FZ. (In Russ.)

15. Resolution of the Government of the Russian Federation On Approval of the program for the accounting reform in accordance with the International Financial Reporting Standards of March 06, 1998 № 283. (In Russ.)

16. Resolution of the Government of the Russian Federation On Approval of Federal Regulations (Standards) on Auditing of September 23, 2002 № 696. (as amended by Resolutions of the Government of the Russian Federation of July 04, 2003 № 405, of October 07, 2004 № 532, of April 16, 2005 № 228, of August 25, 2006 № 523, of July 22, 2008 № 557, of November 19, 2008 № 863, of August 02, 2010 № 586, of January 27, 2011 № 30, of December 22, 2011 № 1095) (In Russ.)

17. Rybalko O.A. Organizatsionnye aspekty vnedreniya MSFO na predpriyatii [Organizational aspects of introducing IFRS at an enterprise]. Mezh-dunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2013, no. 12, pp. 18-29.

18. Rybalko O.A. Organizatsionnye aspekty vne-dreniya MSFO: vybor uslug po podgotovke i auditu finansovoi otchetnosti [Organizational aspects of introducing IFRS: choosing services to arrange and

perform financial audit]. Auditorskie vedomosti = Auditor's Bulletin, 2014, no. 7, pp. 41-50.

19. Spesivtseva S.N. Soputstvuyushchie auditu us-lugi [Audit-related services]. Auditorskie vedomosti = Auditor's Bulletin, 2009, no. 5, pp. 14-20.

20. Khanferyan V.V. Rossiiskii audit 2013 [Russian audit 2013]. Available at: http://www.audit-it.ru/ articles/audit/a105/717791.html. (In Russ.)

21. Khanferyan V.V. Audit bez prava podpisi [Audit without signatory authority]. Available at: http: //www.marketing .spb. ru/mr/service s/audit_cons. htm?printversion. (In Russ.)

22. Shneidman L. Nado otdelyat' poleznoe dlya rynka ot shelukhi [It is necessary to separate useful things for the market from trash]. Available at: http:// www.audit-it.ru/news/audit/786569.html. (In Russ.)

Aleksandr N. KIZILOV

Rostov State Economic University (RINH), Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]

Irina N. BOGATAYA

Rostov State Economic University (RINH), Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.