А.В. Кучумов, Е.С. Воробьёва, Е.В. Трофименкова
стратегия развития
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
В рамках доктрины продовольственной безопасности
A.V. Kuchumov, E.S. Vorobeva, E.V. Trofimenkova
Strategy of Development of Agroindustrial Complex of Russia in the Framework of Food Security Doctrine
Продовольственная безопасность - основа социальной и экономической политики России. Разработанная Доктрина обеспечения продовольственной безопасности является не только стратегией аграрной и продовольственной политики, ее функции гораздо шире. Это совокупность принципов государственного управления и социального обеспечения населения, которые используются как долгосрочная основа социально-экономической политики государства, направленной на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения страны. На обеспечение доступным продовольствием влияют экономическое развитие отдельных регионов, социальная, сельскохозяйственная, научная, образовательная, внешнеэкономическая политика в стране. При этом доступность продуктов невозможно обеспечить без интеллектуальной независимости, без внедрения собственных научных институтов по исследованиям в области инновационного сельского хозяйства, робототехники, подготовки специализированных кадров. Необходимо разработать стратегию развития сельского хозяйства с учетом внедрения инновационных разработок и социально-значимых программ развития села.
Петербургский международный экономический форум, прошедший в начале июня 2017 г., охарактеризовал новые подходы к формированию стратегий экономического развития страны - это уход от конкретных примеров социально-экономического развития к общим проблемам экономических реформ.
На первый план выходит выявление на ранних этапах приоритетов и долгосрочных целей, а также возможных рисков и угроз при проведении реформ.
Правительство РФ разрабатывает сразу несколько вариантов будущих общероссийский стратегий, целью которых является обеспечение продовольственной безопасности страны в целом. При этом проблемы отдельных отраслей экономики, таких как аграрный сектор, рассматриваются вскользь, хотя это основа, на которой держится Доктрина продовольственной безопасности.
Основная проблема агропромышленного комплекса (АПК) России -отсутствие четкой и ясного направления социально-экономического развития, как это предусмотрено ФЗ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Развитие АПК в 21 веке становится не только отдельной проблемой сельского хозяйства, но приобретает межотраслевой характер, затрагивая технологические, экономические, инновационные и социальные аспекты.
Рассмотрим тенденции развития АПК России в последние годы в таблице 1.
Таблица 1
Темпы роста ВВП, сельскохозяйственного и промышленного производства
2012 г. 2013 г 2014 г 2015 г 2016 г 2017 г Среднее
Показатели значение годового роста, %
Физический объем
валового внутреннего 103,5 101,3 100,7 97,2 99,8 101,5 100,7
продукта
Объём промышленного производства 103,4 100,4 101,7 96,6 101,1 101,0 100,7
Объём
сельскохозяйственного 95,2 105,8 103,5 102,6 104,8 102,5 102,4
производства
Таблица рассчитана автором по данным Росстата
Сельское хозяйство показывает сравнительно оптимистичный рост и значимые результаты импортозамещения к началу 2017 г. На фоне того, что в 2015-2016 гг. ВВП сократился на 3 %, индекс сельскохозяйственного производства показал рост на 9,6 % к 2016 г. Столь существенный скачок потянул за собой увеличение заказов на отечественную сельскохозяйственную технику, индекс промышленного производства в 2016 г. подрос на 3,5 %. Данные показатели практически не изменились и в течение 2017 г. Доктрина продовольственной безопасности, направленная на импортоза-мещение большей части всех сельскохозяйственных товаров продуктовой корзины, начинает показывать результаты1. Доля импорта из-за рубежа постепенно снижается, это отражено на рисунке 1.
■ экспорт ■ импорт
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 201
Рассчитано автором по данным Таможенной статистики внешнейторговли РФ
Рис. 1. Внешняя торговля Рф сельскохозяйственным продовольствием, млрд. долл.
Максимальные объемы импорта продукции показывает 2013 г. Введение санкций, резкое падение курса национальной валюты, волна глобального экономического кризиса, стратегия импортозамещения привели за период 2014-2016 гг. к падению объёмов импорта продукции в 2 раза, при том что уровень экспорта на протяжении этих лет практически неизменен. Также стоит отметить главную положительную тенденцию - существенное изменение соотношений импортных и экспортных операций на рынке сельскохозяйственной продукции в 2017 г. Разрыв между импортом и экспортом снизился до 8,7 млрд. долл. США.
Выполнение Доктрины продовольственной безопасности удалось обеспечить практически по всем видам продукции2. Производство молока и молочных продуктов планируется поднять до пороговых значений путем дополнительных субсидий на модернизацию отрасли молочного скотоводства. Но, несмотря на положительную динамику развития АПК, остается ряд нерешённых вопросов по организации межотраслевого взаимодействия, внедрению инновационных технологий производства и переработки, подключению научно-исследовательских институтов сельского хозяйства к практическому применению новых технологий в АПК.
Одна из проблем развития сельского хозяйства - недостаточное количество инвестиций в данную отрасль. Частный капитал не готов рисковать финансами при неясных рисках и сложной внешней экономической политикой страны в условиях санкционного давления. Объем инвестиций в отрасль колеблется и нестабилен по годам, что отражено на рисунке 3.
■ Пороговое значение Доктрины продовольственной безопасности
■ Фактическое значение в 2016 г.
■ Фактическое значение в 2017 г.
■ 2020 г. Государственная программа
Рассчитано автором по данным Росстата, Института конъюнктуры аграрного рынка, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации2
Рис. 2. Удельный вес отечественных продуктов в общем объёме товаров внутреннего рынка в сравнении с пороговыми значениями Доктрины продовольственной безопасности
■ Объем инвестиции в % к предыдущему году
134,8
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 201
Источник: рассчитано автором по данным Росстата, Министерства экономического развития РФ
Рис. 3. Объем инвестиций в сельское хозяйство, в % к предыдущему году
В итоге низкая заинтересованность частных инвесторов и невозможность покрытия всех затрат АПК государством ведет в отставании от ведущих стран по темпам технологической модернизации. Основная техника в сельском хозяйстве давно перешагнула допустимые сроки эксплуатации в 3-4 раза, средний возраст техники 25-30 лет и более. При этом предприятия отечественного машиностроения не могут конкурировать на должном уровне с зарубежными производителями сельскохозяйственной техники. Сказывается технологическая отсталость отрасли, провал в 1990 годах. Соответственно еще одна проблема требует решения - высокая доля зависимости АПК от зарубежной сельскохозяйственной техники.
Доля зарубежной сельскохозяйственной техники в общем количестве в 2016 году по тракторам составила 67,8 %; практически все оборудование для отрасли животноводства закупается за рубежом, отрасль по производству готовой продукции зависима от поставки импортных запасных частей.
В России за 2017 г. произведено 8 105 тракторов, что на 3,2 % больше по сравнению с соответствующим периодом 2016 г., в том числе, изготовлено тракторов сельскохозяйственного назначения 7 063 ед. (+5,5%) и 1 042 ед. (-10,2%) промышленных тракторов.
Из рисунка 4 видим, что по зерноуборочным комбайнам рост составил 13,0 % по отношению к уровню 2016 года, при этом выпущено 7273 единицы, из них 1766 ед. - комбайны иностранных марок. Кормоубороч-ных комбайнов выпущено 689 единиц, из которых 159 ед. — комбайны иностранных марок, однако производство кормоуборочных комбайнов в 2017 г. снизилось на 21,6 % по сравнению с 2016 г.3
Высокая доля зерноуборочных и кормоуборочных отечественных комбайнов не должна вводить в заблуждение - техника давно выработала свой лимит. С точки зрения технического потенциала отрасли сельского хозяйства еще очень рано говорить по выполнения показателей продовольственной безопасности. Требуется коренным образом изменить положение дел в этом сегменте АПК.4
Для решения вышеперечисленных проблем и выхода на устойчивый уровень развития следует обозначить главные цели на долгосрочную перспективу:
- продовольственная независимость государства должна быть достигнута уже к 2020 г.;
- учитывая нереализованный потенциал сельскохозяйственных угодий, Россия должна стать в перспективе одним из мировых лидеров на рынке продовольствия.
- уровнять уровень жизни городского и сельского населения, добиться притока молодых сельскохозяйственных специалистов в село, как в перспективное место для работы и жизни.
2016 г.
2017 г
Рис. 4. Доля отечественной и импортной сельскохозяйственной техники в ее общем количестве в 2016-2017г.г. году, %
Для достижения вышеперечисленных целей необходимо определить главные стратегические направления развития АПК. Это:
- внедрение инновационных технологий в АПК при тесном сотрудничестве с научной сферой и специализированным сельскохозяйственными ВУЗами;
- улучшение социальной привлекательности деревни;
- создание агропромышленного кластерного производства по специализациям;
- совершенствование комплекса экономических отношений;
- вывод производства готовой продукции в АПК на современный экологический уровень.5
Ключевым направлением стратегического развития АПК является внедрение инновационных технологий во взаимосвязи с научно-исследовательской сферой и специализированным сельскохозяйственным образованием. Требуется разработать и внедрить:
- инновационные технологии сельского хозяйства на основе ГЛОНАСС - навигации и роботизированного управления;
- развитие органических и почвосберегающих технологий сельского хозяйства, восстановление плодородия деградированных почв;
- внедрение перспективных образцов селекции семеноводства и племенного дела;
- модернизация технологии полной переработки сельскохозяйственного сырья, включая биотехнологии;
- технологии полной переработки и утилизации отходов АПК.
В перспективе общая задача состоит в том, чтобы в сфере научно-технологического прогресса в сельском хозяйстве перейти к опережающим темпам разработки инновационных решений, и самое главное - к немедленному внедрению перспективных разработок.
Существует прямая связь между освоением научных разработок и системой подготовки специализированных кадров АПК. С 2015 г. по стране прослеживается тенденция уменьшения количества аккредитованных специальностей в аграрных ВУЗах по направлениям экономика и управление. Это уже нанесло серьезный удар по подготовке экономистов и менеджеров для сельскохозяйственных предприятий малого и среднего бизнеса, научных учреждений и управленческих структур АПК. Аналогичная ситуация прослеживается и с подготовкой научных кадров. Без изменения отношения государства к аграрной науке и образованию будет практически невозможно изменить технологический облик сельского хозяйства.
Другая ключевая особенность - развитие социальной привлекательности деревни.
Село в современной России фактически вырождается. Отсутствие социальной политики поддержки села в 90-е годы прошлого века привело к массовому оттоку населения из сельских территорий. В деревне резко увеличился рост безработицы, серьёзно упал уровень жизни людей. Оплата труда занятых в сельском хозяйстве самая низкая по стране.
Доля жителей села в общем населении страны - 25,8 %, здесь проживает 34 % безработных и 38 % малоимущих семей.
Демографический прогноз к 2030 г. выглядит очень пессимистичным: численность сельского населения сократиться на 5 млн., с 37 млн. - до 32 млн., а доля трудоспособного населения составит около 12-14 млн. человек.
Необходимо увеличить финансирование социальных программ по переселению активного населения в село, оказать массовую грантовую поддержку молодым специалистам АПК, обеспечить молодых кадров доступным жильем.
Перспективным направлений развития сельских территорий является реализация программ по развитию производства и инфраструктуры в рамках государственного частного партнерства.
Независимые эксперты предлагают другой путь развития - концепцию районов-саттелитов крупных городов по принципу город - для работы, деревня - для жизни. Концепция основывается на:
- высокотехнологичном и недорогом малоэтажном строительстве жилых домов со всей инженерной инфраструктурой вблизи больших городов;
- экологических программах и политике в области здравоохранения;
- транспортной обеспеченностью и доступностью личного автомобильного транспорта;
- наличие достаточного числа специализированных центров по вопросам нормативно-правовой деятельности фермеров и предприятий АПК;
- близости и доступности специализированных образовательных учреждений сельскохозяйственных направлений;
- пропаганде в СМИ о перспективах жизни в таких районах;
- льготные программы кредитования для постройки и покупки жилья, с процентными ставками не более 5 %.
Следующее стратегическое направление - создание агропромышленного кластерного производства по специализациям, отдельно для Черноземной и Нечерноземной зоны, по зонам исторической специализации и прочему. Агропромышленный кластер должен состоять из полного цикла по производству готового продукта, от стадии посадки-выращивания до переработки и выпуска готовой продукции. Предстоит разработать и внедрить общероссийскую схему размещения сельскохозяйственных производств и на ее базе сформировать специализированные крупные агропромышленные предприятия по отраслям сельского хозяйства.
Важнейшим стратегическим направлением развития сельского хозяйства является дальнейшее развитие всего комплекса внутриэкономических отношений.
Финансово-экономические показатели отрасли с 2013 г. имеют положительную динамику. Рентабельность с учетом государственной поддержки составляла 17,3 %, при этом, 95 % прибыли концентрируется в 30 % высокорентабельных хозяйств.
Рассчитано автором по данным аналитического центра при Правительстве РФ
Рис. 5. Индексы цен производителей и потребительских цен на продовольствие в 2016-2017 гг., %
Анализируя цены на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, отмечается, что в последние два года рост цен производителей сельскохозяйственных товаров составил 12,6 %, а рост цен в промышленности более 15 %. В связи с этим необходимо ввести государственное регулирование цены на энергоносители на тех рынках, где доля государства максимальна. Увеличение субсидий на оплату части коммунальных услуг может решить проблему расширения и рентабельности производств. Господдержка в рамках программы развития сельского хозяйства в основном направлена на льготное кредитование отраслевых направлений АПК. На это выделяется около 60 % всех финансовых средств, направленных на данный сектор экономики. С 2017 г. введен новый льготный 5 % механизм кредитования, однако выделяемых средств на эти цели явно недостаточно. В результате доступ к кредитованию имеет ограниченный круг высокорентабельных предприятий. Это приводит к экономическому расслоению регионов, формированию областей с низким доступом к кредитованию и соответственно к увеличению экономических рисков инвестирования в АПК.
Традиционная стратегия развития сельского хозяйства - рост уровня потребления продуктов населением и импортозамещение - исчерпала себя. Рекомендуемые Доктриной продовольственной безопасности цифры достигнуты или близки к достижению, практически весь объем ранее экспортируемой продукции замещен отечественной. Не замещены только молочные продукты, которые и занимают ведущее место в структуре импорта продовольствия. Постепенное увеличение уровня благосостояния населения постепенно сводит на нет сезонность потребления овощей, фруктов и ягод. Государству следует большую роль в развитии агропромышленного комплекса отводить поставкам продукции на экспорт и реализации предложенных направлений развития сельскохозяйственной отрасли. Без этого сохранение сложившихся темпов роста сельского хозяйства невозможно.6
При внедрении хотя бы части предложенной стратегии развития сельского хозяйства в рамках обеспечения продовольственной безопасности среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства превысят 3 % в год (к 2030 г. - в 1,4 раза), что выведет России в мировые лидеры по производству сельскохозяйственной продукции.
В основу предложенных изменений заложен комплексный подход, включающий преобразование экономических, социальных, научных подходов в единое целое. Это позволит сформировать новую социально-экономическую стратегию развития АПК в области обеспечения продовольственной безопасности.
Таблица 2
Прогноз производства продукции сельского хозяйства в 2030 году
Наименование Инерционный прогноз Прогноз с учетом внедрения изменений
Продукция сельского хозяйства, в % к 2017 г 112 136
продукция растениеводства, в % к 2017 г. 105 122
продукция животноводства, в % к 2017 г. 123 154
Зерно 116 150
Овощи 20,0 22,0
Подсолнечник 9,2 13,7
Скот и птица в живом весе 15,4 20,2
Яйца 43 50
Молоко 42,6 48
Картофель 31 36
Сахарная свекла 38,0 50,0
Таблица рассчитана автором по данным Министерства экономического развития РФ и прогноза долгосрочного социально-экономического развития, 2017
Примечания Endnotes
1 Кучумов А.В., Воробьева Е.С. Продовольственное обеспечение и экономическая безопасность: проблемы и перспективы// Московский экономический журнал. 2016. № 4. С.18.
2 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (2010). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12172719
3 Российский рынок сельхозтехники в 2016 году. [Электронный ресурс] // ООО «Агроинфо» Режим доступа: https://agroinfo.com/2303201704-rossijskij-rynok-selxoztexniki-v-2016-godu/
4 Мансуров Р.Е. Рейтинг продовольственной самообеспеченности районов Омской области в региональном управлении АПК // Экономический журнал.2017. № 1. С. 72-94.
5 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. Режим доступа: http://static.government.ru/media/ files/41d457592e04b76338b7.pdf.
6 Тумаланов Н.В., Урусова И.Н. Функции ресурсов и способностей в повышении конкурентоспособности региональных фирм на сегментах отраслевых рынков // Экономический журнал. 2017. № 2 (46). С. 20-35.
Автор, аннотация, ключевые слова
Кучумов Алексей Валерьевич -канд. экон. наук, доцент, ректор Смоленской государственной сельскохозяйственной академии (Смоленск). 7447410@ mail.ru
Воробьёва Елена Сергеевна -канд. экон. наук,доцент,заведующая кафедрой экономики и бухгалтерского учета Смоленской государственной сельскохозяйственной академии (Смоленск). elenasn@yandex.ru
Трофименкова Елена Викторовна - канд. экон. наук, доцент, декан эконо-мическогофакультета Смоленской государственной сельскохозяйственной академии (Смоленск). trofimenkova08@mail.ru
В статье рассматриваются особенности Доктрины продовольственной безопасности России, состояние и стратегия развития агропромышленного комплекса, рассматриваются задачи стоящие перед страной по выходу в мировые лидеры по производству сельскохозяйственных продуктов, проблемы импор-тозамещения. В работе описаны направления для формирования долгосрочного направления развития агропромышленного комплекса России в рамках импортозамещения. Предложена последовательная государственная политика реанимации сельского хозяйства, направленная на отечественного сельхозпроизводителя. Представлены конкретные меры поддержки фермеров, перспективные направления для субсидий, методы улучшения инвестиционной привлекательности села. Продовольственная безопасность страны может быть обеспечена только в рамках комплексного подхода и при соблюдении долгосрочной стратегии развития агропромышленного комплекса страны.
Импортозамещение, санкции, продовольственная безопасность, агропро-довольственный комплекс, агропромышленный комплекс, экономика, физическая и экономическая доступность продовольствия.
References
Articles from Scientific Journals
1. Kuchumov A.V., Vorob'yeva E.S. Prodovol'stvennoye obespecheniye i ekonomi-cheskaya bezopasnost': problemy i perspektivy. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal, 2016, no 4, p.18.
2. Mansurov R.E. Reyting prodovol'stvennoy samoobespechennosti rayonov Oms-koy oblasti v regional'nom upravlenii APK. Ekonomicheskiy zhurnal, 2017, no 1. pp. 72-94.
3. Tumalanov N.V., Urusova I.N. Funktsii resursov i sposobnostey v povyshenii konkurentosposobnosti regional'nykh firm na segmentakh otraslevykh rynkov. Ekonomicheskiy zhurnal, 2017. no 2 (46). pp. 20-35.
Author, abstract, keywords
Alexey V. Kuchumov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, rector, Smolensk state agricultural Academy, (Smolensk, Russia), 7447410@ mail.ru
Elena S. Vorobyova- Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of theDepartment of Economics, Smolensk state agricultural Academy, (Smolensk, Russia), elenasn@yandex.ru
Elena V. Trofimenkova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, decan of the faculty of Economics, Smolensk state agricultural Academy, (Smolensk, Russia), trofimenkova08@mail.ru
The article discusses the features of the Doctrine of food security of Russia, the state and strategy of development of the agro-industrial complex, the tasks facing the country to enter the world leaders in the production of agricultural products, the problem of import substitution. The paper describes the directions for the formation of a long-term direction of development of the agro-industrial complex of Russia in the framework of import substitution. Put forward a coherent public policy resuscitation of agriculture aimed at domestic farmers. Specific measures to support farmers, promising areas for subsidies, methods of improving the investment attractiveness of the village are presented. Food security of the country can be ensured only within the framework of an integrated approach and in compliance with the long-term strategy of development of the agro-industrial complex of the country.
Import substitution, sanctions, food security, agro-food complex, agro-industrial complex, economy, physical and economic availability of food.