4. Дубровский В.И., Федорова В.Н. Биомеханика. Москва: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
5. Бобров А.А. Формирование понятия «закон» в курсе физики средней школы. Развитие мышления в процессе обучения физике: сборник научных трудов. Выпуск 9. Под редакцией С.А. Суровикиной. Омск: Издательство Полиграфический центр КАН, 2013: 10 - 12.
6. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика. Москва: Издательство «Физкультура и спорт», 1979.
7. Сивухин Д.В. Общий курс физики. Т. 1. Механика. Москва: ФИЗМАТЛИТ; Издательство МФТИ, 2005.
8. Савельев И.В. Курс физики. Т. 1. Механика. Молекулярная физика. Москва: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит, 1989.
References
1. Usova A.V. Psihologo-didakticheskie osnovy formirovaniya fizicheskih ponyatij. Chelyabinsk: Izdatel'stvo ChGPI «Fakel», 1988.
2. Surovikina S.A. Teoriya imetodika obucheniya fizike. Omsk: Izdatel'stvo OmGTU, 2005.
3. Popov G.I. Biomehanika dvigatel'noj deyatel'nosti. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2011.
4. Dubrovskij V.I., Fedorova V.N. Biomehanika. Moskva: Izdatel'stvo VLADOS-PRESS, 2003.
5. Bobrov A.A. Formirovanie ponyatiya «zakon» v kurse fiziki srednej shkoly. Razvitie myshleniya v processe obucheniya fizike: sbornik nauchnyh trudov. Vypusk 9. Pod redakciej S.A. Surovikinoj. Omsk: Izdatel'stvo Poligraficheskij centr KAN, 2013: 10 - 12.
6. Donskoj D.D., Zaciorskij V.M. Biomehanika. Moskva: Izdatel'stvo «Fizkul'tura i sport», 1979.
7. Sivuhin D.V. Obschij kurs fiziki. T. 1. Mehanika. Moskva: FIZMATLIT; Izdatel'stvo MFTI, 2005.
8. Savel'ev I.V. Kurs fiziki. T. 1. Mehanika. Molekulyarnaya fizika. Moskva: Nauka, Gl. red. fiz.-mat. lit, 1989.
Статья поступила в редакцию 25.04.17
УДК 377.5
Ignatyeva E.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Yaroslav-the-Wise Novgorod State Universit (Veliky Novgorod,
Russia), E-mail: [email protected]
Nevzorova I.B., teacher, Murmansk College of Economics and Information Technology, (Murmansk, Russia),
E-mail: [email protected]
ANALYTICAL PROJECTS AS A MEANS OF FORMING AND ASSESSMENT OF READINESS OF FUTURE TECHNICAL ENGINEERS TO PERFORM ANALYTICAL ACTIVITIES. The article reveals theoretical justification of professional activity of a technical engineer as a project-analytical. The work is based on the analysis of the basics of the design-analytical activity. The work singles out the specific activity of a technical engineer, features of analytical work and project organization activities. The research determines a core component of the professional activities of marketers. The paper shows identifies three levels of project and analytical activities (pre-vocational, vocational and specific, meta-activity) and the need of formation of readiness of future technical engineers for project and analytical activities at the propaedeutic level, which determines their willingness to professional activities. A means of forming and assessment of readiness marketers to project-analytical activities in favor of the method of analytic projects, organizing activities of students in terms of professional educational organizations to solve educational and (or) professional tasks, implemented in the math module, and integrating mathematical and professional modules.
Key words: project analytical activities, readiness, professional activity, analytical project.
Е.Ю. Игнатьева, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого», г. Великий Новгород, E-mail: [email protected]
И.Б. Невзорова, преподаватель ГАПОУ МО «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»,
г. Мурманск, E-mail: [email protected]
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ К ПРОЕКТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье дается теоретическое обоснование профессиональной деятельности техников-программистов как проектно-аналитической. На основе анализа сущности проектно-аналитической деятельности, специфики деятельности программиста, особенностей аналитической деятельности и проектной организации деятельности было определено, что она является стержневой составляющей профессиональной деятельности техников-программистов. Были выявлены три уровня проектно-аналитической деятельности (допрофессиональный, профессионально-специфический, метадеятельность) и потребность в формировании готовности будущих техников-программистов к проектно-аналитической деятельности на пропедевтическом уровне, которая предопределяет готовность их к профессиональной деятельности. Средством формирования и оценивания готовности техников-программистов к проектно-аналитической деятельности выступает метод аналитических проектов, организующих деятельность студентов в условиях профессиональной образовательной организации для решения учебной и (или) профессиональной задачи, реализуемый в математическом модуле и при интеграции математического и профессиональных модулей.
Ключевые слова: проектно-аналитическая деятельность, готовность, профессиональная деятельность, аналитический проект.
Основной задачей среднего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов среднего звена, в частности, техников-программистов - одной из наиболее востребованных профессий на рынке труда.
Исследование профессиональной деятельности техников-программистов с позиции теории деятельности С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др., требований профессионального стандарта «Программист» в части квалификации «техник-программист», анализ сущности проектно-аналитической деятельности (по работам о специфики деятельности программиста (А.Г. Бутько, Б. Шнейдерман, Ч. Уэзерелл и др.), об особенностях аналитической деятельности (О.А. Анисимов, И.А. Кузнецов и др.) и проектной организации деятельности (Е.С. Полат,
Н.В. Матяш и др.). позволили выявить, что проектно-аналитиче-ская деятельность является стержневой составляющей профессиональной деятельности техников-программистов. Теоретический вывод был подтвержден анализом мнений работодателей (по данным сайтов вакансий России (HeadHunter, Super.Job.ru, Rabota.ru, Job.ru, Zarplata.ru, Free-lance.ru). Проектно-аналитиче-ская деятельность техников-программистов в рамках их профессиональной деятельности рассматривается как мотивированный процесс, включающий совокупность аналитических действий в условиях выполнения проекта по разработке, отладке и проверке программного кода: составление плана и следование ему для достижения цели, описание решений поставленных задач в соответствие с требованием технического задания, разработка
алгоритмов решения данных задач и действия по получению конкретного, заранее спроектированного результата в виде программного кода с использованием языков программирования.
Анализ сущности проектно-аналитической деятельности и профессиональной деятельности техников-программистов позволил выделить три уровня проектно-аналитической деятельности в процессе профессионального обучения: 1) допрофес-сиональный, превентивный уровень проектно-аналитической деятельности, наличие которого необходимо для успешной подготовки к профессиональной деятельности; 2) профессионально-специфический как подготовка к профессиональная деятельность техника-программиста, в которой проектно-аналитический характер составляет ключевую сущность профессиональной деятельности; 3) метадеятельность как высший уровень её проявления, начинающийся на выпуске из системы профессионального образования, развиваемый в профессиональной деятельности. Таким образом, была выявлена потребность в формировании готовности будущих техников-программистов к проектно-ана-литической деятельности на пропедевтическом уровне, о чем свидетельствовали и данные опроса студентов старших курсов об их затруднениях в овладении профессиональными модулями вследствие недостаточной их готовности на этом уровне.
Обобщив и проанализировав мнения ученых по вопросу определения сущностной характеристики понятий «готовность к деятельности» (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, Д.Н. Узнадзе, Л.А. Кандыбович и др.) и «готовность к профессиональной деятельности» (А.А. Деркач, А.И. Щербаков, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов и др.), мы согласимся с М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, которые определяют готовность к деятельности как интегратив-ное качество личности, включающее знания, умения, навыки, настрой на конкретные действия [1]. Данное понимание позволило обосновать готовность к деятельности с обязательным условием эффективности профессиональной деятельности, уточнить понятие «готовность будущих техников-программистов к проектно-аналитической деятельности» на пропедевтическом уровне с опорой на идеи о значимости математического модуля и интеграции математического модуля и профессиональных модулей для имитации ситуаций профессиональной деятельности. Готовность техников-программистов к проектно-аналитической деятельности - это сформированная в процессе профессиональной подготовки интегративная совокупность личностных и профессиональных качеств специалиста, включающая в себя математические знания, аналитические умения, способность к проектированию и устойчивую потребность к выполнению профессиональных функций.
С учётом специфики профессиональной деятельности техников-программистов, требований работодателей нами определены структурные компоненты готовности техников-программистов к проектно-аналитической деятельности: мотиваци-онно-мобилизационный, интеллектуально-рефлексивный, дея-тельностный и коммуникативный.
Согласно гипотезе исследования, результативным средством формирования и оценивания готовности техников-программистов к проектно-аналитической деятельности является метод аналитических проектов, организующих деятельность сту-
Библиографический список
дентов в условиях профессионального обучения для решения учебной и (или) профессиональной задачи, реализуемый в математическом модуле и при интеграции математического и профессиональных модулей. Мы полагаем, что результаты выполнения аналитического проекта могут быть классифицированы: 1) предметные - математические или профессионально-ориентированные; 2) метапредметные - аналитические, проектировочные, рефлексивные, коммуникативные умения; 3) личностные - мотивация к будущей профессиональной деятельности в результате когнитивно-ценностного резонанса. Нами предлагается следующая классификация аналитических проектов по различным основаниям: 1) по организации аналитических проектов: внутримодульный, межмодульный; 2) по формируемым умениям: умения строить математические модели, коммуникативные умения, алгоритмические; функциональные; геометрические; стохастические; 3) по наличию электронного сопровождения: без электронного сопровождения, использование электронного учебного комплекса, использование технологии дистанционного обучения. За основу взята структура метапознавательного проекта, разработанная Е.Ю. Игнатьевой [2]. В результате прохождения студентами этапов аналитического проекта формируются компоненты готовности к проектно-аналитической деятельности:
- смыслообразующий: формируется мотивационно-мобили-зационный компонент в результате понимания студентами роли проектно-аналитической деятельности в общей деятельности профессионала и значимости математического знания в развитии проектно-аналитических умений;
- понятийно-проектировочный: формирование мотивацион-но-мобилизационного и интеллектуально-рефлексивного компонента путем включения студентов в проект, планированиям ими его содержания, постановки задачи по реализации проекта; понимает потребности в математических знаниях и аналитических умениях;
- операционально-деятельностный: формирование деятель-ностного и коммуникативного компонентов в ходе выполнения проекта, осуществления коммуникации;
- рефлексивно-смысловой: формируются интеллектуально-рефлексивный, коммуникативный компоненты, анализ и самоанализ достижения поставленных целей;
- корректирующий: осуществляется формулирование выводов по предотвращению затруднений и коррекции в выполнении проекта.
Таким образом, применение аналитических проектов позволяет сформировать все структурные компоненты готовности техников-программистов к проектно-аналитической деятельности. При погружении студентов в проектную деятельность формируются проектировочные умения, а содержание проектов, встроенное в математический модуль и при межмодульной интеграции (математического и профессиональных модулей), требует применения аналитических умений, приближая процесс обучения к условиям будущей профессиональной деятельности. Апробация метода аналитических проектов в практике профессионального обучения доказало их результативность, проявившуюся в повышении уровня готовности будущих техников-программистов к проектно-аналитической деятельности.
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976.
2. Игнатьева Е.Ю. Метапроект как технология педагогического управления учебной деятельностью студентов в современном вузе. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. 2011; 4 (3): 41 - 46.
References
1. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti. Minsk: BGU, 1976.
2. Ignat'eva E.Yu. Metaproekt kak tehnologiya pedagogicheskogo upravleniya uchebnoj deyatel'nost'yu studentov v sovremennom vuze. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Pedagogika ipsihologiya. 2011; 4 (3): 41 - 46.
Статья поступила в редакцию 03.05.17
УДК 37.013
Koreshkov V.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Decorative Arts and Design, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PROJECT EDUCATION AS A BASIS IN FORMING A CREATIVE PERSONALITY. The article discusses the importance of project education in order to educate a socially active, widely educated, aesthetically developed and creative personality, who would be able to navigate in a new environment changes in the political, economic, social and cultural life of society. The project activity is defined as a special kind of thinking, which actively involves all types of mental operations, positively influencing the development