Научная статья на тему 'Методологические аспекты управления инновационными процессами в сфере образования'

Методологические аспекты управления инновационными процессами в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / METHODOLOGICAL ASPECTS / INNOVATION ACTIVITY / THE REFORM OF EDUCATION / MODERNIZATION / THE EFFICIENCY OF THE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щеликова Н. Ю.

В работе рассматриваются направления реформирования системы образования на инновационной основе. Совершенствование управления системой образования выступает главной задачей модернизации образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains directions for reforming of the educational system on the innovation basis. Improvement of the management of the education system is the main task of modernization of the educational system.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты управления инновационными процессами в сфере образования»

УДК - 334.02

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Ю. Щеликова

В работе рассматриваются направления реформирования системы образования на инновационной основе. Совершенствование управления системой образования выступает главной задачей модернизации образовательной системы.

Ключевые слова: методологические аспекты, инновационная деятельность, реформирование образования, модернизация, эффективность управления.

Современное и будущее развитие человека, экономики и общества немыслимы без инновационной деятельности. Она меняет технико-технологический облик производства, приводит к коренным изменениям в окружающем нас мире. Теперь никого не нужно убеждать в систематическом осуществлении инновационных процессов практически во всех отраслях экономики и социально-культурной сферы. Особо важную роль играют инновационные процессы в образовании, отрасли народного хозяйства, определяющей качество человеческого (интеллектуального) капитала, который в XXI веке становится основным фактором экономического роста и социального прогресса.

В настоящее время модернизация экономики России является важнейшей задачей, так как уровень конкуренции среди развитых стран настолько высок, что без эффективной экономики, компетентной власти, сильного гражданского общества выдержать ее невозможно. Опыт развитых стран убедительно свидетельствует, что в современных конкурентных условиях мирового развития эффективной может быть модернизация, которая осуществляется главным образом с помощью демократических механизмов и институтов при условии инновационного развития системы образования.

Инновационная деятельность, осуществляемая в целостной системе управления инновациями «государство - общество - наука - технология - экономика - образование», включает в себя широкий спектр работ как в области инновационной политики государства, так и по созданию и освоению наукоемких и ресурсосберегающих технологий, эффективному использованию приобретаемых лицензий, раскрытию ноу-хау и т. п. Отмеченные взаимосвязи выполняют системообразующую роль. Это оказывает прямое влияние на развитие инновационной деятельности, эффективность и сама возможность которой определяются совокупностью прямых и обратных связей между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями знаний, фирмами, рынком, государством и т. п. как в пределах национальных границ, так и в глобальном масштабе.

Эффективное управление инновационными процессами опирается на следующие принципы [2]:

- создание условий, стимулирующих поиск и освоение новшеств;

- нацеленность всей инновационной деятельности на потребности личности, общества, государства;

- определение приоритетных направлений инновационной работы исходя из целей и задач модернизации образования;

- дебюрократизация управления с целью ускорения процесса «генерирование идеи - технологизация -верификация - внедрение»;

- максимальное сокращение сроков разработки и внедрения нововведений, организация работ не по «эстафетному» принципу, а на основе одновременного параллельного решения инновационных задач;

- кооперация ресурсов (в том числе и интеллектуальных), необходимых для непрерывного инновационного процесса.

Знания сами по себе не трансформируют экономику; одновременно нет и гарантий того, что инвестирование в научные исследования и разработки или в иные продукты высшего образования принесет положительную экономическую отдачу (пример Бразилии, Индии, бывшего СССР). Научно-технические знания приносят наибольшую выгоду в том случае, когда они используются в рамках комплексной системы учреждений, организаций и процессов, известной под названием «национальная инновационная система» (НИС).

Степень развития и качество национальной системы образования являются одним из главных критериев уровня экономического развития страны. Отношение общества к этой сфере деятельности может быть выражено через долю государственных расходов на нее в валовом внутреннем продукте. Эта пропорция в России ниже, чем в развитых странах, и составляет 3,6 %, тогда как в США - 4,8 %, во Франции - 5,8, в Италии - 4,6, в Германии - 4,5, в Канаде - 5,4%. К расходам государства на содержание учреждений образования следует добавить средства, которые направляет на эти цели непосредственно население.

В процессе модернизации системы образования одними из центральных оказываются вопросы формирования инновационных механизмов развития образования и управления инновационными процессами. Достижение целей инновационных мероприятий становится возможным благодаря их упорядоченности, координации посредством осуществления инновационных процессов. Инновационный процесс - это такой социально-технико-экономический процесс, который через выявление общественных потребностей приводит к разработке научно-технической продукции, практическое использование которой способствует развитию социально-экономической системы, поддерживает намеченный режим ее функционирования по заданной траектории. Следовательно, инновационный процесс охватывает весь спектр деятельности - от выявления

потребностей в назревающем изменении до их практической реализации в сфере применения [3].

Инновационные процессы развиваются во времени (от зарождения идеи до ее использования) и пространстве (от сферы науки через освоение, например в учебно-воспитательном процессе, в сферу потребления образовательных услуг. Следовательно, инновации являются непременным элементом реализации основных законов развития общества, условием его жизнестойкости, динамичности, выживания и развития. В то же время инновации развиваются по своим собственным закономерностям.

Возникающие в результате осуществления инновационных процессов технико-экономические и социальные изменения оказывают воздействие на совершенствование производственных отношений и развитие производительных сил, влияют на рост благосостояния и качество жизни, увеличивают интеллектуализацию труда, способствуют повышению уровня образования и культуры и др., увеличивая тем самым инновационный потенциал социально-экономической системы. Возросший инновационный потенциал создает предпосылки для последующих технико-технологических изменений.

Так как инновационные процессы являются источником развития производительных сил, его экономическая функция должна состоять в придании производительным силам нового качества, посредством которого увеличивается сам их масштаб. Изменяя структуру одного из элементов производительных сил, инновационный вызывает изменения во всех взаимосвязанных с ним «точках соприкосновения» как внутри социально-экономической системы, так и за ее пределами. На долю новых знаний и технологий в развитых странах приходится свыше 90% прироста валового внутреннего продукта. В современной России значение этого показателя не превышает 1%.Поэтому роль инноваций сегодня является определяющей в обеспечении высокого качества и конкурентоспособности образования.

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития современной системы образования под воздействием научного, технологического и гуманитарного прогресса инновации и нововведения становятся актуальными и важными элементами деятельности учебных заведений, необходимым условием успеха в обучении и подготовке кадров. Современные общеобразовательные учреждения становятся предприятиями (организациями) по подготовке творчески мыслящей молодежи, способной адаптироваться динамично изменяющемуся миру. Традиционные формы и методы управления, сложившиеся в учебных заведениях, недостаточны для профессионального руководства современными, сложными, более масштабными, дорогостоящими новациями в образовании.

Инновационные процессы, определяющие реформирование российского и регионального образования, не смогут обеспечить системных, устойчивых результатов без распространения практики нововведений на уровень управления образовательными системами. Правомерна постановка вопроса о новой модели организации образования - инновационной, предусматривающей периодическую смену комбинаций элементов образовательной системы, образовательных укладов, научных и инновационных циклов, что предполагает широкое использование научно-техническихдостижений в образовательной практике [5].

Одной из важнейших задач совершенствования системы образования является модернизация сложившейся модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием - это, прежде всего, управление его развитием (на всех уровнях - начиная с федерального и заканчивая конкретным образовательным учреждением), а не только управление учреждениями и людьми. Кроме того, управление образованием в современных условияхдолжно быть ориентировано на конечный результат.

Анализ хода модернизации образования свидетельствует, что многие возникающие проблемы не могут быть решены в рамках существующей парадигмы управления образовательными ресурсами. Все более необходимой является разработка таких моделей управления, которые позволят рассматривать образовательную систему не как совокупность изолированных групп образовательных учреждений с обособленными, негибкими образовательными программами, а как целостную систему, способную концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения с одной стороны, и обеспечивать развитие экономики и социальной сферы своей территории - с другой.

Основная цель дальнейшего реформирования - создание эффективной системы управления образованием, обеспечивающей взаимодействие государства и общества в интересах динамичного развития и высокого качества образования, его многообразия и ориентации на удовлетворение запросов личности и общества. В иерархии управления вышестоящие звенья должны строить свои отношения с нижестоящими звеньями по преимуществу на основании конструктивного взаимодействия, использования партнерских и договорных отношений с последними, в том числе реализовать возможности, связанные с правами и обязанностями учредителя и соучредителя различных структур, входящих в соответствующие образовательные системы, ориентироваться на оказание нижестоящим системам управления широкого спектра профессиональных услуг: разработческих, консультативных, экспертных, научно-методических, информационных, снабженческих, посреднических.

Исходя из этого, предстоит решить следующие основные проблемы в области управления образованием:

- упорядочить разделение и наладить координацию функций, полномочий и ответственности между различными уровнями управления образованием;

- обеспечить развитие общественной составляющей системы управления;

- преодолеть ведомственность в управлении системой образования;

- создать полноценное информационно-статистическое обеспечение органов управления и учреждений образования, а также общественности и отдельных граждан.

В свете этого основными направлениями реформирования системы управления образованием, в том числе, являются:

-дальнейшее расширение автономии учреждений образования с одновременным повышением их ответственности за конечные результаты деятельности;

- уточнение компетенции, полномочий и ответственности органов управления образованием всех уровней и обеспечение их эффективного взаимодействия;

- переход от распределительного и директивного к регулирующемууправлению системой образования;

- развитие общественных форм управления образованием.

Для эффективной модернизации региональных, субрегиональных и муниципальных систем управления образованием необходимо:

1. Пересмотреть исходные позиции в отношении управления. Взять за основу принцип: вмешательство управляющего органа любого уровня происходит в том и только в том случае, когда непосредственно подчиненные ему образовательные системы не обеспечивают реализации комплекса необходимых функций.

2. Пересмотреть в корне все функции управления. Освободиться от ненужных, в первую очередь - от всепоглощающего контроля, многочисленных проверок и т.п. Освободиться от ненужного документооборота. Вычленить и сохранить только самые необходимые функции именно для органа управления. Значительную часть функций передать в ведение служб инфраструктуры, органов общественного управления. Оставить функции, реально возможные для рациональной численности аппарата управления, руководствуясь так называемым «числом Миллера» [4].

3. Структурировать оставшиеся функции.

Разделить их, с одной стороны, на внешние (основные) и внутренние (вспомогательные, обеспечивающие). С другой стороны - на функции по видам управления: проектное управление (управление в динамике - изменениями в системе, инновационной деятельностью и т.д.) и процессное управление (управление функционированием - «в статике»

- регулярной, повторяющейся деятельностью при неизменных внешних условиях).

В то же время, развитие системы образования, очевидно, не сводится только к реформе. Реформа - это преимущественно революционный путь развития, который, безусловно, необходим сегодня. Но реформа как относительно резкое изменение устройства и функционирования образовательной системы будет затрагивать в основном ее организационные, правовые, экономические, управленческие аспекты. В то же время глубинные аспекты: дидактические, методические, воспитательные и т.д. относятся, наверное, к эволюционному развитию -они требуют перестройки сознания работников образования, накопления определенного опыта, переподготовки педагогических кадров и т.д. - на все это уйдут годы.

Инновационные процессы должны систематически осуществляться на всех уровнях системы образования, качественно улучшать и обновлять его содержание и структуру, методы и средства обучения и воспитания, совершенствовать организационно-экономические и финансовые механизмы управления. Эти задачи, по нашему мнению, могут быть успешно решены лишь при условии эффективного управления инновационными процессами, в том числе и на региональном уровне.

The article contains directions for reforming of the educational system on the innovation basis. Improvement of the management of the éducation system is the main task of modernization of the educational system.

The key words: methodological aspects, innovation activity, the reform of education, modernization, the efficiency of the management.

Список л итературы

1. Бурков B.H., Данев Б., Еналеев А.К. и др. Большие системы: моделирование организационных механизмов. М.:Интерра, 2009.

2. Воробьева СВ. Основы управления образовательными системами. М.: Академия, 2008.

3. Давыденко Т.М., Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М.: Академия,

2007.

4. Караваев А.П. Модели и методы управления составом активных систем. М.: ИЛУ РАН, 2003.

5. Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. М.: Педагогика-Пресс, 2001.

Об авторе

Щеликова Н. Ю. - ассистент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.