Научная статья на тему 'Качество жизни: зависимость от инвестиций в среднее специальное образование'

Качество жизни: зависимость от инвестиций в среднее специальное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ / QUALITY OF LIFE / INNOVATIONS / INVESTMENTS IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеликова Н. Ю.

Качество жизни - это интегральная оценка состояния человека и его окружения. В работе освещаются возможности человека по улучшению качества жизни в связи с инвестициями в образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality of life is an integral criterion of human's status. The article deals with some possibilities of man related to improvement of quality of life in the connection with investments in education.

Текст научной работы на тему «Качество жизни: зависимость от инвестиций в среднее специальное образование»

УДК - 35.07/08

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИНВЕСТИЦИЙ В СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Н.Ю. Щеликова

Качество жизни - это интегральная оценка состояния человека и его окружения. В работе освещаются возможности человека по улучшению качества жизни в связи с инвестициями в образование.

Ключевые слова: качество жизни, инновации, инвестиции в образование

Одним из новых критериев состояния человека, его самочувствия, взаимоотношений и положения в обществе, доходов, благосостояния, состояния здоровья и т.д., получивших в последние годы широкое распространение в странах с высоким уровнем общественного развития, является качество жизни. Это интегральная характеристика физического, психологического, материального, эмоционального и социального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии и на оценках, сделанных аналитиками различных служб. В современной зарубежной медицинской литературе широко используется термин «качество жизни, связанное со здоровьем».

Большой международный опыт изучения различных сторон качества жизни показывает, что это исключительно перспективный метод оценки различных состояний человека, группы людей, популяции и общества в целом.

В цивилизованных странах вложение капитала в образование является наиболее прибыльным мероприятием, повышающим качество жизни. Получение бесплатного образования, как это практиковалось ранее в нашей стране, ведет к обесцениванию, девальвации возможности получения образования. В настоящее время расширились возможности для молодого человека в выборе профессии и формировании своего будущего, в которое он может вкладывать капитал. Все больше уровень дохода специалиста зависит от уровня полученного и развиваемого образования за счет использования более высокой квалификации на рынке труда [1].

Формирование инновационной экономики объективно требует повышения качества профессионального образования, более высокого уровня квалификации и обеспечения конкурентоспособности кадров. Один из наиболее комплексных и конструктивных подходов к измерению экономики, основанной на знаниях, предложен Всемирным банком, программой «Знания для развития» (Knowledge for Development - K4D). Программа K4D предлагает комплекс из 76 показателей, которые позволяют сравнивать отдельные показатели различных стран. В соответствии с проведенными исследованиями, в России имеют место достаточно высокие позиции по инновациям, образованию, информационной инфраструктуре.

Оплата новых знаний и новых навыков и умений, приобретаемых в процессе обучения, дает увеличение собственного человеческого капитала, который в дальнейшем будет способствовать росту доходов. Однако часть населения из-за непонимания и неинформированности недооценивает выгод от такого вида вложения капитала. Таким образом, многим становится ясно, что вложение в образование не только времени, труда, терпения и усилии, но и денежных средств является выгодным.

Таблица 1

Индекс экономики знаний (ИЭЗ) и его составляющие в различных странах_

Страна ИЭЗ Институциональный режим экономики Инновации Образование Информационная инфраструктура

Швеция 9,25 8,36 9,67 9,20 9,78

США 8,69 7,81 9,47 8,43 9,03

Германия 8,38 7,95 8,88 7,87 8,82

Эстония 7,70 8,18 7,03 7,74 7,84

Чешская Республика 6,80 6,10 6,76 7,07 7,28

РОССИЯ 5,69 2,43 7,57 7,52 5,25

Европа и 5,27 4,03 5,51 6,56 5,00

Центральная Азия

Имеются определенные отличия инвестирования в человеческий капитал от других видов инвестиций, и связанных с ним повышением или снижением качества жизни:

- зависимость отдачи от инвестиций, связанных с длительностью жизни вносителя;

- износ этого вида капитала зависит от степени естественного старения организма человека и от степени морального износа, обусловленного устареванием полученных знаний;

- с окончанием активной трудовой деятельности человеческий капитал имеет свойство резко снижаться;

- виды вложений в человека, уровень образования и профессия во многом зависят от семейных традиций и уровня образованности родителей;

- сложность гарантирования ожидаемого результата, отсюда и высокая степень риска вложения инвестиций;

- человеческий капитал может увеличиваться только вместе с затратами времени;

- заимствование средств для оплаты обучения гораздо сложнее, чем в обычном бизнесе.

Развитие образования подчинено закономерностям цикличной динамики науки, экономики

и социогенетики, которые позволяют говорить о преемственности и изменчивости технологических способов производства и применения знаний. Ключевую роль в этом сложнейшем и противоречивом процессе играет закон смены поколений. В смене поколений образовательных услуг, методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения результатов НИР и замещения базовых инноваций, находят свое выражение закономерности цикличной динамики образования.

Наука и инновации должны быть органически включены в широкий контекст содержания и структуры образования с целью повышения уровня обучения профессиональным навыкам, овладения специальными знаниями, приобщения учащегося к культуре в разных ее видах и аспектах.

Структура содержания образования представлена следующим образом: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности -в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций.

Указанные элементы образуют целостную систему и связаны между собой так, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к последующему. Поэтому в образовании нововведениями должны быть затронуты все компоненты совокупной образовательной деятельности: ценностные ориентации, цели, содержание, методы и средства обучения, структура образования, способы его организации и управления [2].

Образование представляет собой очень сложную и многогранную деятельность, состоящую из ряда диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Поэтому при проектировании комплексных инноваций в образовании необходимо обеспечить единство технологических инноваций (новых образовательных технологий), экономических инноваций (новых экономических механизмов), педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания и обучения), организационных инноваций (новых организационных структур и институциональных форм).

Рассматривая инновационный цикл как динамический процесс, представляется правомерным учитывать качество образования и размер средств, направляемых на науку и подготовку кадров, как самостоятельное и определяющее звено этого цикла. Недооценка роли науки и инноваций в российском образовании уже дала свои негативные результаты, что отразилось на падении интеллектуального потенциала нации.

Основными направлениями внедрения результатов НИР в сфере образования являются их использование для разработки педагогических (образовательных) инноваций, научно-методических и учебно-методических материалов, применяемых в учебной и воспитательной работе с детьми разного возраста в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, для подготовки и переподготовки кадров в образовательных учреждениях начального (НПО), среднего (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО), образовательных стандартов, технических условий, методических рекомендаций, технологических процессов, научно-методического сопровождения, подготовка нормативных документов. Использование результатов НИР позволяет переориентировать учебный процесс с передачи учащимся совокупности знаний на формирование навыков их приобретения, повысить качество образования.

Укрупненно инновационный процесс в образовании включает следующие стадии: научные исследования — экспериментальная работа — освоение и тиражирование новшеств в образовательной практике (учебно-воспитательном процессе). Базисом инновационного процесса являются научные исследования и разработки. На этой стадии исследуются проблемы выявления закономерностей развития обучения и воспитания, разрабатываются информационные модели будущих образовательных (педагогических) новшеств, осуществляется их проектирование. На второй стадии осуществляется экспериментальная апробация образовательных (педагогических) новшеств, в учебно-воспитательном процессе, управлении образованием. На заключительной, третьей стадии осуществляется освоение и последующее тиражирование (распространение) новшеств [5].

Развитие инновационных процессов характеризуется последовательной передачей и преобразованием результатов на разных стадиях определенными исполнителями. В таблице 2 дана классификация основных стадий, исполнителей и ожидаемых результатов инновационного процесса в сфере образования.

Таблица 2

Основные стадии, исполнители и результаты инновационного процесса_

№ и/и Основные стадии инновационного процесса Основные исполнители работ Основные результаты выполнения работы

1. Фундаментальные исследования Академические НИИ, учреждения ВПО Новые знания (научные теории, законы, гипотезы, концепции)

2. Прикладные исследования Академические и отраслевые НИИ Научно-технические знания (научно-методические рекомендации, технологии, модели, методы, способы, алгоритмы и т.п.)

3. Разработки Отраслевые НИИ, научные организации региональных департаментов (управлений) образования, научные подразделения образовательных организаций Научно-техническая документация (образовательные стандарты, технические условия, методические рекомендации; программы, положения, нормативные документы)

4. Освоение Экспериментальные площадки на базе образовательных организаций Проекты образовательных (педагогических) новшеств

5 Распространение Образовательные организации Образовательные (педагогические) новшества

Циклический характер инновационного развития образования приводит к одновременному функционированию старых, традиционных и новых средств обучения и воспитания. Уровень инновационного развития образования определяется соотношением старых и новых методов и способов достижения целей педагогических (образовательных) систем.

Цикличность развития науки предопределяет динамику инновационного развития образования. Это находит свое отражение в том, что научно-исследовательские циклы опережают инновационные. Характерной особенностью взаимосвязи между научно-исследовательскими и инновационными циклами является наличие лага запаздывания. Поэтому при планировании процессов внедрения результатов НИР необходимо определить минимально допустимый лаг между научно-исследовательским и инновационным циклом. Планирование инновационной деятельности должно быть нацелено на обеспечение внедрения результатов НИР в образовательную практику не позднее момента начала морального старения полученных знаний. Этого можно достичь только на основе глубокого знания закономерностей развития науки и образования, а также соответствия научно-технического потенциала сферы образования уровню новизны, сложности и масштабности внедряемых новшеств.

Циклический характер инновационного развития образования основывается на смене циклов поколений инноваций. Каждое поколение инноваций по аналогии с человеческим организмом проходит через фазы рождения, младенчества, детства, юности, зрелости, старости и смерти. В составе жизненного цикла инноваций в сфере образования выделяются четыре характерных этапа: зарождение - время появления новшества и постепенного увеличения объема его использования в учебно-воспитательном процессе в рамках одного или нескольких образовательных учреждений; рост - время ускоренного использования новшества на отраслевом и межотраслевом уровнях; зрелость - время постепенного замедления темпов роста и стабилизации масштабов использования новшества по мере

его морального износа; спад - время заметного и устойчивого сокращения объемов использовании новшества.

Внедрению результатов НИР в образовательную практику предшествует стадия освоения. Освоением результатов НИР в сфере образования называется процесс, в течение которого происходит необходимая отладка технологии, организации и планирования учебно-воспитательной деятельности с целью развития творческого потенциала учащихся и студентов, повышения уровня трудового и эстетического воспитания молодежи. Процесс освоения находится между стадиями разработки новшества и его массовым использованием. Длительность, сложность и социально-экономические показатели периода освоения определяются восприимчивостью сферы образования к инновациям.

В силу специфики педагогических (образовательных) инноваций, обусловленной спецификой учебно-воспитательной деятельности, для их успешного освоения требуется инкубационный период. На этот период должны приходится работы, не обеспечивающие в текущий момент существенных положительных сдвигов, но сопряженные с финансированием затрат на отработку новых технологий. Длительность жизненного цикла нововведения и отдельных его фаз зависит от уровня его новизны, значимости (представляет ли оно революционный переворот, качественный скачок в данной области знания или ее частичное совершенствование) и от готовности сферы образования к его восприятию [6].

На стадии внедрения результатов НИР выполняется технологическая подготовка, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность к освоению инноваций при установленных сроках, масштабах внедрения и затратах. Учитывая высокие требования к качеству образования в условиях формирования постиндустриального общества, проектные параметры новшества должны соответствовать уровню новизны, сложности и масштабности задач, решение которых необходимо для обеспечения перехода российской экономики на инновационный путь развития. Ускоряющийся НТП требует, чтобы проектные параметры новшества были достигнуты на экспериментальных площадках (в экспериментальных образовательных учреждениях) задолго до момента начала его морального старения.

При организации процесса освоения новшества рекомендуется выполнять следующие условия: системности (освоение в свою очередь является совокупностью взаимосвязанных процессов); преемственности объектов, методов и средств обучения и воспитания; совместимости (обеспечение взаимодействия элементов и средств учебно-воспитательного процесса между собой и с внешними объектами) и управляемости. Управляемость инновационным процессом следует считать решающим условием организации освоения. Частая смена новшеств, вызванная ускоренными темпами НТП и растущими общественными потребностями в обновлении средств производства и предметов потребления в период зарождения шестого технологического уклада развития мировой экономики, диктует необходимость оптимальной организации управления сферой образования. Важно создать положение, при котором учебно-воспитательные процессы не потеряли бы управляемость, сохранили бы все функции управления - планирование, организация, мотивация, контроль. Реализация такого условия будет способствовать соблюдению системности при организации процесса освоения новшества и совместимости всех его элементов.

Процесс освоения новшества представляет собой отдельную подсистему, которая может быть подвергнута, как и весь цикл в целом, системно-структурному анализу, моделированию и оптимизации. Это связано с тем, что внедрение новшества в зависимости от его ранга и радикальности, неизбежно повлечет за собой изменение в организационно-экономическом механизме управления как на макроуровне (на уровне страны), так и на микроуровне (на уровне образовательных учреждений). Оптимальное сочетание уже проверенных научно-методических, технологических и организационных решений и прогрессивных научно-технических положений дает возможность провести освоение новшества высокими темпами при минимальном расходовании средств и времени.

Избыточность потребления ресурсов присуща процессу освоения на протяжении всего периода. Закономерность возникновения повышенных расходов при подготовке перехода к новым педагогическим (образовательным) технологиям требует дополнительных ресурсов. В этот период действуют как объективные, так и субъективные факторы, вызванные особенностями освоения и случайными событиями. Повышенные расходы и необходимость избыточных ресурсов имеют стохастический характер. Поэтому рекомендуется проводить планирование дополнительных затрат и ресурсов для их компенсации в последующем с целью осуществления нормального хода

внедрения результатов НИР.

Длительность периода освоения во многом зависит от уровня энтропии, то есть меры неопределенности возникающих ситуаций. Энтропия в свою очередь является функцией уровня имеющихся теоретических знаний и практических навыков по организации перехода к использованию новшества, а также качества и полноты образовательно-хозяйственного механизма. Освоение можно считать законченным только тогда, когда показатели социальной ценности образования и экономические показатели деятельности образовательного учреждения достигнут проектного уровня. С позиций социальной ценности образования новшество можно считать освоенным в том случае, если оно, вытесняя морально устаревшие элементы образовательной (педагогической) системы, органически вплелось в учебно-воспитательный процесс и приводит к качественным сдвигам в формировании разносторонне развитой личности, способствует повышению восприятия и обогащения накопленных веками духовных ценностей, расширяет возможности учащихся и студентов получать все возрастающие объемы знаний в ускоренном режиме. С позиций экономической ценности образования новшество можно считать освоенным с момента стабилизации стоимости или трудоемкости учебно-воспитательного процесса, выхода на проектную величину значений эффекта или социальной нормы прибыли образования.

Инвестируя в систему образования, государство дает возможность гражданину максимально использовать тот запас свободы, который дается образованием. Чем больше ресурс накопленного человеческого капитала, тем меньше опасность попасть в отряд безработных. Уровень образования относится к главным факторам, определяющим место человека на рынке труда и является важным показателем социальной эффективности образования.

Анализ и проверка статистической значимости коэффициента корреляции c помощью таблицы критических точек распределения Стьюдента показывает следующее:

- статистическая связь между уровнем образования и уровнем безработицы существует;

- коэффициент корреляции значим на р-уровне 0,95.

Проведенный анализ показывает, что среди населения трудоспособного возраста существует сильная корреляция между уровнем образования и уровнем безработицы. Последний снижается параллельно повышению образовательной подготовки населения, что связано с повышением эффективности труда, повышением ценности более образованного человека на рынке труда.

Существуют факторы, которые отрицательно влияют на всю систему образования. Вложение средств в образование — это довольно рискованное мероприятие. Положительные результаты наступают с определенной степенью вероятности, что может зависеть от состояния здоровья, способностей, умения представить себя или складывающегося на рынке труда соотношения спроса и предложения на труд определенных специалистов. К тому же, образование все более становится платным. К сожалению, это почти не имеет отражения на качестве и престижности самого образования и на вероятности достойного трудоустройства в дальнейшем.

О некоторых сторонах социальной эффективности различных уровней образования свидетельствуют проведенные исследования изменений удельного веса лиц с различным уровнем образования, взаимосвязи между показателями уровня образования и продолжительностью жизни, образованием и уровнем здоровья, образованием и уровнем безработицы. Здесь прослеживаются устойчивые взаимосвязи.

Кроме того, в ходе исследований проведенных Центром мониторинга и статистики образования выявлена тесная корреляционная взаимосвязь между уровнем образования населения и социально-экономическим развитием регионов [7].

Таблица 3

Взаимосвязь между уровнем образования населения и социально-экономическим развитием

--...........^^ Доля населения, имеющая: экономические показатели Профессион. образование ВПО спо НПО

ВРП на душу населения 0,42 0,42 0,44 0,04

Собственные доходы бюджета на душу населения 0,19 0,22 0,10 -0,03

Анализ динамики изменений образовательного уровня населения России показывает, что повышается удельный вес населения со средним общим, средним специальным и высшим

образованием и снижается — с начальным и неполным средним. При происходящих процессах высокий общеобразовательный уровень рабочей силы облегчает ее приспособление к постоянно изменяющимся условиям производства, повышает качество ее жизни. Связь между образованием и доходами прослеживается и по отдельным уровням образования, кроме начального профессионального [7].

Таблица 4

Взаимосвязь между уровнем образования и доходами населения (корреляция доли населения с профессиональным образованием и среднедушевыми доходами)

Показатель Доля населения, имеющая:

Профессион. образование впо спо НПО

Коэффициент корреляции между среднедушевыми доходами и долей населения с профессиональным образованием 0,52 0,52 0,52 0,03

Считается, что заработная плата является мерой оценки, уважения, с которой общество относится к людям конкретной профессии. По данным ЮНЕСКО 60% разницы в доходе между людьми различных профессий определяется несходством в уровнях образования и только 40% приходится на все остальные факторы — уровень здоровья, природные и развитые способности, социальное происхождение и т.п. Поэтому, вкладывая средства (денежные, моральные, временные и др.) в свое образование, молодой человек основательно определяет свое будущее, будущий уровень качества жизни.

Quality of life is an integral criterion of human's status. The article deals with some possibilities of man related to improvement of quality of life in the connection with investments in education. The key words: quality of life, innovations, investments in education.

Список литературы

1. Инновационные процессы в образовании: теория и практика. Сборник научных трудов. Научные редакторы Т.Г. Новикова и Е.Е. Федотова. М.: АПК и ПРО, 2001.

2. Короновский А.А., Стриханов М.Н., Трубецков Д.И., Храмов А.Е. Анализ изменений научно-педагогического потенциала высшей школы России .//Науковедение, 2008, №2

3. Кулькин A.M. Процесс реформирования системы научных исследований в России конца XX - начала XXI века.//Конкурс, 2009, №2

4. Отчет о работе Российской академии образования за 2008 год. М., 2006

5. Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. Тезисы докладов IX ежегодной всероссийской межвузовской научно-методической конференции. Спб.: СПбГУП,

2007.

6. Теоретические основы прогнозирования научно-инновационного развития профессионального образования. Коллективная монография. /Под В.А.Полякова. М.: ИУО РАО,

2008.

7. Статистический информационно-аналитический сборник «Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации». М.: Центр мониторинга и статистики образования, 2009.

Об авторе

Щеликова Н.Ю. - ассистент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, ecomvest.bgu@ yandexs.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.