7. Профилактика травм в старшем школьном возрасте. [Электронный ресурс] // Мyshared.ru URL: http://www.myshared.ru/slide/1179437/ (дата обращения: 01.03.2018).
8. Лето без детских травм: памятка для родителей [Электронный ресурс] // ^rrns. Клуб журналистов URL: http://www.korins.ru/posts/490-sogaz-proanaliztroval-detskiy-travmatizm (дата обращения: 01.03.2018).
9. Закон ДНР «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№2!-67П-НС от 20.02.2015) [Электронный ресурс] // Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ДНР URL: http://dnmchs.ru/uploads/zakony/4_Zakon_DNR_o_zashchite_naseleniya_i_ territoriy_ot_CHS.pdf (дата обращения: 05.03.2018).
10. Новые образовательные стандарты: развитие, диагностика и оценка компетентностей учащихся. Компетентности современного педагога. [Электронный ресурс] // Яндекс. Форум. URL: http://wap.khutorskoy.borda.ru/?1-27-0-00000001-000-0-0 (дата обращения: 05.03.2018).
Шулак Вадим Леонидович,
учитель общественных дисциплин, высшая категория, МОУ «Школа №1 города Докучаевска»,
(г. Докучаевск, ДНР)
УДК 378.2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНТЕЗА ТЕХНОЛОГИЙ В
СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
MHETODOLOGICAL ASPECTS OF TECHNOLOGY SYNTHESIS IN THE SYSTEM OF EDUCATIO
В статье рассматриваются методологические аспекты синтеза технологий в системе образования. Для формирования компетентностей применяются инновационные подходы путем адаптации педагогических технологий. В процессе комплексного использования различных педагогических технологий возникают новые синтез-технологии.
Ключевые слова: педагогическая технология, синтез-технология, компетентность, инновационность.
The article deals with methodological aspects of technology synthesis in the education system. Innovative approaches are used to form competencies by adapting pedagogical technologies. In the process of complex use of various pedagogical technologies, new synthesis technologies are emerging.
Key words: pedagogical technology, synthesis-technology, competence, innovation.
Технологии, применяемые в системе образования, всегда были в поле зрения государства и его институтов, поскольку созидание мировоззренческих
принципов подрастающего поколения лежит в основе идеологического фундамента гражданского общества. Особое значение этот вопрос имеет в условиях становления Донецкой Народной Республики. Актуальность подхода к инновационной деятельности, вызванной потребностью в корреляции методологических исследований в системе обучения и воспитания, так и в самой системе образования, отражена в Концепции развития непрерывного воспитания. Согласно Концепции, для общества был сформирован новый социальный заказ, по которому «.. .необходимы не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, к пониманию себя, своего места в обществе, к принятию ответственных решений в сложных ситуациях, прогнозированию возможных последствий совершаемых действий, открытые к взаимодействию, мобильные, активные, сопричастные к судьбе Отечества»[3]. Таким образом, утверждается доминирование гражданского компонента воспитания в системе образования, долженствующего нести в себе не только образовательный, а и воспитательный аспект.
Инновационным подходам в системе образования на современном этапе посвящено немало теоретико-практических работ, не меняющих от этого актуальность исследований по достижению значимых результатов в системе образования, с учетом инновационных процессов. В работах А.В. Лоренсова, С.Д. Полякова, М.М. Поташкина, О.Г. Хомерики была предпринята попытка классификации педагогических нововведений. Проблемам педагогических инноваций посвящены исследования Н.А. Анисимова, С.А. Богданова, Л.Д. Гиревой, А.А. Грекова и др. [1].
В целом, инновационный подход по отношению к существующим технологиям заключается в сочетании существующих, с применением их наиболее эффективных сторон. Автором уже предлагалось определение «синтез-технология» как сочетание двух или более технологий, применяемых
на различных стадиях учебно-воспитательного процесса, в зависимости от целей и задач, стоящих или возникающих в ходе урочной и/или внеурочной деятельности [5, с.194].
Как правило, инновационные технологии включают апробированные либо адаптированные под конкретные цели и задачи, поставленные системой образования. Для субъектов учебно-воспитательного процесса главной задачей становится использование опыта разработанных технологий с потенциалом новых подходов, имеющих отношение ко всем видам деятельности обучающегося в контексте гражданского воспитания.
Поэтому актуальность исследования вызвана потребностью анализа методологических аспектов синтеза технологий в условиях реконструкции образовательно-воспитательного пространства Донецкой Народной Республики.
Цель статьи - ознакомить с некоторыми методологическими аспектами осуществления идеи синтеза технологий в контексте применения инновационных подходов путем адаптации педагогических технологий для формирования у обучающихся компетентностей, а также потенциалом использования инновационных подходов в образовательном пространстве.
Процесс синтеза технологий с последующим формированием новой синтез-технологии представляется одним из перспективных направлений практической педагогики. Педагогические технологии разработаны в самых различных направлениях, будь-то на основе личностной ориентации педагогического процесса, или же на основе деятельностного подхода учащихся и т.д. Однако несмотря на разработку каждой конкретно взятой технологии, при детальном рассмотрении в каждой существуют аналогичные подходы, приемы, методики. Опыт работы обнаруживает, что в современных условиях наиболее приемлемой является комбинация технологий, выбранная в зависимости от непосредственных факторов, прежде всего, статуса, степени функционирования и т.д. обьект-субьектных сторон педагогического процесса.
В том и состоит инновационность модели подхода к применению технологий обучения, при котором непосредственно сама система образования носит инновационный характер во всех ее проявлениях. Инновационное образование должно быть «способно к саморазвитию и создавать условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование» [2]. Логичным следствием является понимание и принятие в практической деятельности инновационной модели подхода к образовательной технологии посредством синтеза технологий как одним из условий эффективности системы образования в целом.
Ресурсный потенциал применения инновационных подходов в образовательном пространстве позволяет выделить некоторые методологические аспекты для создания инновационной модели системы образования с учетом синтеза технологий.
1. Программы образования всех уровней предполагают не только обретение определенного минимума знаний по предмету, а, в первую очередь, развитие компетенций с применением всех доступных современных средств коммуникаций.
Государственный образовательный стандарт установил систему требований, подходы, уровни компетентностей. Таким образом, стартовые условия, предопределенные для функционирования системы образования, уже определяют, по факту, инновационность модели построения всей системы образования. Это объясняется следующими факторами:
- развитие компетентностей у обучающегося не может быть сгенерировано путем реализации стандартной модели в форме передачи определенного объема уровней компетентностей, поскольку они представляют собой не набор определенных знаний и т.д., а творчески активный уровень состояния личности;
- предусмотрена тесная взаимосвязь всех субъектов системы образования, с четким определением целей, задач и требований;
- соблюден принцип преемственности и непрерывности и т.д.
2. Формирование компетенций основано на соединении разнообразных методов и технологий, при условии взаимодействия сопричастных к учебному процессу, а не только при пассивном восприятии учебного материала. Кроме того, подобный подход подразумевает необходимость учета следующих факторов:
- наличие различных уровней развития компетентностей обучающихся (низкий, средний, высокий), что влечет за собой индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, и, логично, к вариативности применяемых педагогических технологий;
- зависимость эффективности учебного процесса от воспитательного компонента, который во многом способен обусловить мотивационную сферу обучающегося, что также стимулирует к применению синтеза технологий для достижения высоких результатов;
- новые требования к результатам обучающихся обосновывают необходимость в трансформации содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия реализации высокого уровня образования, что также предопределяет синтез технологий и т.д.
3. Различные компоненты современной системы обучения (коммуникационно-информационная, технологическая, организационная и др.) позволяют действенно применять возможности ИКТ-технологий. На реализацию данного подхода влияют следующие факторы:
- с использованием ИКТ-технологий участие в учебном процессе всех субъектов системы образования на определенных этапах процесса обучения приобретает большую эффективность в силу создания условий для раскрытия и развития способностей каждого ребенка, формирования личности;
- возможность осуществления моделей распределенной образовательной среды, основанной на технологиях удаленного доступа к информационным ресурсам;
- универсальность ИКТ-технологий, их применимость к имеющимся педагогическим инновациям, а также возможностью доступа к информационным ресурсам для выработки новых направлений в синтезе технологий и т.д.
4. В основе должен лежать, в первую очередь, системно-деятельностный подход, являющийся одним из фундаментов системы обучения с выбранными технологиями, методами, приемами, в соответствии с требуемым результатом. На реализацию данного подхода влияет:
- степень взаимосвязи социума, образовательной среды и обучающегося;
- наполненность учебно-воспитательного процесса педагогическими технологиями и уровень их реализации в вопросе достижения результатов;
- учет личностно-ориентированного и других подходов в вопросе синтеза технологий и др.
5. Профессиональная компетентность личности учителя, поскольку именно он представляет собой одну из фундаментальных основ для генерирования компетентностей подрастающего поколения. На профессиональную компетентность влияют многие факторы, способные послужить основой для отдельного исследования, однако следует выделить некоторые из них:
- особенности индивидуальной психологии учителя, способность и адекватность вовремя реагировать на запросы системы образования, в том числе, собственное психологическое состояние (наличие/отсутствие «синдрома выгорания» и т.д.);
- наличие компетентностей (проектировочная, организаторская, коммуникационная и др.);
- идеологические установки учителя, соответствующие потребностям государственной политики в сфере образования и т.д.
Безусловно, это далеко не полный перечень, в целом же стоит признать, что существует методологическая особенность - профессиональную компетентность характеризует цикличность, т.е. генезис от низшего уровня к высшему, т.к. при постоянном повышении профессионализма, влекущее за собой использование инновационных технологий, ситуация с инновацией повторяется, но уже в новом качестве. Учитель, повышая мастерство, сталкивается с новой инновацией, что приводит к необходимости освоения новой технологии.
В целом данные методологические аспекты соответствует целям и задачам развития системы образования Донецкой Народной Республики. Учитывая, что педагогические технологии, вне зависимости от избранной основы (личностной ориентации педагогического процесса, активизации и интенсификации деятельности учащихся и др.), преследуют одну цель -развитие всесторонне развитой личности, они имеют во многом схожий инструментарий, складывающийся из основных элементов: форм, средств, диагностики, методов и приемов обучения и содержания.
При системно-деятельностном подходе вырастает потенциал возможностей технологий путем синтезирования для достижения поставленных задач, целей, результатов образования и воспитания. Поэтому данный подход на практике не должен заключаться в простом наборе инструментария, а предполагает собой методологическую основу, на которой выстраивается вся система образования, с учетом доминирования гражданского воспитания. Как следствие, технология педагогического процесса приобретает полноценное образовательно-воспитательное единство. Задача педагога состоит в компетентном выборе необходимой технологии, с последующим адаптированием под конкретную образовательную модель с привлечением других технологий, либо их компонентов, для эффективного решения целей и
задач обучения и воспитания. В конечном итоге возникает модель синтез-технологии, в которой присутствуют как традиционные, так и инновационные технологии.
Воспитание достойного гражданина государства - главная цель
воспитания во всех его аспектах, на что направлены совместные усилия
системы учреждений образования и социума. Создается система, в которой на
первом плане «творчески работающий учитель - субъект с ярко выраженной
социально-психологической и психолого-педагогической позицией» [4, с. 6].
Данная система вполне может быть осуществлена с применением синтеза технологий, с учетом ряда методологических аспектов, способствующих расширению возможностей применения инновационных подходов в образовательном пространстве. Осуществление процесса синтезирования возможностей апробированных технологий создает условия для создания синтез-технологии, сочетающей в себе различные компоненты технологий, лежащих в их основе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барышникова И.Е. Акмеология. Психология профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность: виды, структура и современные подходы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-vidy-struktura-i-sovremennye-podhody (дата обращения: 07.02.2018).
2. Бондаренко О.В. Современные инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-16-sentabr-2012/innovacii-poiski-i-issledovania/sovremennye-innovacionnye-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 07.02.2018).
3. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (утв. Приказом МОН ДНР от 16.08.2017 №832) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/2330-prilozhenie-k-prikazu-832-ot-16-08-2017-g (Дата обращения: 07.02.2018).
4. Савина Н.М. Педагогическая мастерская инновационной деятельности: учебно-методическое пособие / Н.М. Савина. - Белгород: Изд-во ООО «ГиК», 2008. - 204 с.
5. Шулак В.Л. К вопросу синтеза технологий в гражданско-патриотическом воспитании. // Вестник Донецкого педагогического института. Научный журнал [текст]. Выпуск 3. -Донецк: ДонПИ, 2017.- С.192-198.
6. Шулак В.Л. Профессиональная компетентность учителя как фактор качества образования.// Качество образования на этапе становления общественного сознания [Текст]: сб. материалов Республиканской научно-практической конференции 15 ноября 2017 года / Под ред. Н.И. Стовбы, А.И. Чернышева и др. - В 3-х т. - Т. 1. - г. Донецк, 2017. - 360 с.
Приходченко Екатерина Ильинична
д-р пед. наук, профессор профессор кафедры «Социология и политология» ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»
(г. Донецк, ДНР)
Бойко Николай Иванович
ст. преподаватель кафедры математических дисциплин ГОУ ВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР
(г. Донецк, ДНР)
УДК 372.8
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY AS A METHOD OF THE INDEPENDENT LEARNING ACTIVITY DEVELOPMENT
В статье рассмотрены основные способы развития самостоятельной учебной деятельности студентов. Авторами подробно исследуется понятие индивидуальной образовательной траектории, раскрываются аспекты и пути ее реализации. Особое внимание в статье уделяется научно-исследовательской работе студентов. В работе выделены ее основные компоненты и элементы, проанализированы положительные результаты применения данного вида работы. Авторы работы выделяют ряд направлений для применения и внедрения видов и форм научно-исследовательской деятельности студента.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, научно-исследовательская работа студента, учебная деятельность, самостоятельная работа, творческая деятельность.
The basic ways of independent learning activity development are considered in the article. The concept of the individual educational trajectory are explored in details by the authors, the aspects and the ways of its realization are revealed. The special attention is paid to scientific research work of the students. The main components and elements of this work have been highlighted, the positive results of the application of this type of work have been analyzed. The authors determine the directions for the application and implementation the forms of students' scientific research work.
Key words: individual educational trajectory, scientific research work of a student, learning activity, individual work, creative activity.
Стимулирующее воздействие на внутренние мотивы самовоспитания и самообразования заключается в формировании у воспитанников сознательной