Зубкова Лилия Алексеевна
МОУ «Школа №76 г. Донецка» (г. Донецк, ДНР)
УДК 378.12
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СОВРЕМЕННОМ
ОБРАЗОВАНИИ
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN MODERN EDUCATION
В данной статье представлены современные педагогические технологии, которые учитель может использовать в своей педагогической деятельности. Предлагается классификация технологий (по Г. К. Селевко). Детально рассказывается об «игровой технологии».
Ключевые слова: педагогические технологии, технология, диагностика, метод проектов.
This article presents modern pedagogical technologies which teacher can use in his pedagogical activity. The classification of technologies is proposed (according to G.K. Selevko). "Gaming technology" is described in details.
Key words: pedagogical technologies, technology, diagnostics, project method.
Воспитание как явление можно рассматривать с разных точек зрения: социальной, профессиональной, методической и т. д. Социальная позиция ставит комплекс ценностей, которые необходимо передать ребенку. Для этого требуется специальная подготовка учителя, чтобы он мог оперировать этими ценностями, чтобы он сам был их носителем. Методический взгляд на воспитание - приобщение воспитанника к культуре. Профессиональный подход рассмотрения этой проблемы говорит о теоретически возможной модели педагога на основе его личных качеств, а также знаний, умений и навыков.
При использовании термина «технология» практически все педагоги отмечают сложность педагогического порядка. Сегодня в педагогике и педагогической литературе широко используется термины «педагогическая техника» и «педагогическая технология».
В настоящее время развитие педагогической технологии открывает большие возможности в поиске новых средств, форм, методов обучения и воспитания. Постоянно появляются подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учёбе учащихся и качества обучения. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем - обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко: как область педагогической науки и как конкретная образовательная
73
технология. В педагогической литературе существует ряд определений понятия «педагогические технологии».
«Педагогические технологии» - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса». (Б.Т. Лихачёв).
«Технология» - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния» (В.М. Шепель).
«Педагогическая технология» - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обусловленным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).
«Педагогическая технология» - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).
Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований. Например, появление кибернетики способствовало развитию программированного обучения, результаты развития человеческого мышления привели к необходимости проблемного обучения. Количество современных педагогических технологий достаточно велико - около 100.
В современном понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Современные педагогические технологии
К современным педагогическим технологиям относятся:
1) личностно-ориентированные технологии обучения: - технология педагогических мастерских;
- технология обучения как учебного исследования;
- технология коллективной мыследеятельности (КМД);
- технология эвристического обучения;
- метод проектов;
- вероятностное образование;
- развивающее образование (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
- «Школа диалога культур» - (В.С. Библер);
- гуманитарно-личностная технология «Школа жизни». (Ш.А.
Амонашвили);
2) предметно- ориентированные технологии обучения:
- технология постановки цели;
- технология полного усвоения (по материалам М.В. Кларина);
- технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
- технология концентрированного обучения;
- модульное обучение.
3) информационные технологии:
- информационно- коммуникационные;
- технология дистанционного обучения.
4) технологии оценивания достижений учащихся:
- технология «Портфолио»;
- безотметочное обучение;
- рейтинговые технологии.
5) интерактивные технологии:
- технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»;
- технология проведения дискуссий;
- технология «Дебаты»;
- тренинговые технологии.
Современные технологические модели обучения выражают основные методологические принципы построения обучения - методологию гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного проекта организации обучения.
Классификация технологий (по Г.К. Селевко)
По характеру содержания образования технологии, обучающе-воспитательные, общеобразовательные-профессиональные.
По организационным формам, классно-урочные, альтернативные, индивидуальные, групповые, коллективное обучение, дифференцированное обучение.
По подходу (отношению) к ребёнку технологии: авторитарные, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии
сотрудничества, технологии свободного воспитания.
По преобладающему (доминирующему) методу технологии:
догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, развивающее обучение, проблемные, поисковые, творческие,
программированное обучение, диалогические, игровые, саморазвивающее обучение, информационные (компьютерные).
По категории обучающихся: массовая технология, технология продвинутого образования, компенсирующие технологии работы с трудными детьми, технологии работы с одарёнными детьми.
По типу управления познавательной деятельностью технологии: лекционные, обучение с помощью технических средств, обучение по книге, программированное обучение.
При проведении методического дня наши педагоги показали на уроках, какие педагогические технологии используют в образовательном процессе. Понятие «игровые технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игра, школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задаёт вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии своё понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учение во многом зависит от понимания учителем функций педагогических игр. Функции игры - её разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.
Социокультурное назначение игры.
Игра - сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их
на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников. Так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, формирование его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Функция самореализации в игре
Это одна из основных функций игры. Для ученика игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся у человека проблемы и моделировать их.
Коммуникативность игры
Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество -коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Игра есть форма общения людей.
Диагностическая функция игры
Диагностика - способность распознавать процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».
Игротерапевтическая функция игры
Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ученика в поведении, в общении с окружающими, в обучении. Оценивая терапевтическое значение игровых приёмов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребёнок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребёнка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.
Функция коррекции в игре
Психологическая коррекция в игре происходит естественно. Если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнёров. Если процесс игры и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
Игровые формы обучения как никакие другие технологии способствуют использованию различных способов мотивации.
Мотивы общения
1.Учащиеся совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
2.При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; учащиеся в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
3.Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, своё отношение к деятельности, к людям.
Познавательные мотивы Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе).
Игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта. Главной целью области «Трудовое обучение» является подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Учащиеся должны быть способны: планировать, организовывать, и выполнять работу; оценивать результаты на каждом этапе; находить и использовать необходимую информацию. В связи с этим популярен метод проекта, обусловленный рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта школьников для решения конкретных проблем.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи -решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. (Е.С. Полат)
Реализуя ту или иную деятельность, учащиеся учатся работать с материалами, инструментами и информацией. Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества. Учащиеся видят перед собой конкретный результат- вещь, которой они могут пользоваться в быту. Которую они сделали своими руками. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогают адаптироваться в условиях конкуренции, прививает жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения хозяйства и экономики семьи.
Система обучения учащихся, которая основана на методе проектов на уроках трудового обучения направлена на то, чтобы формировать у каждого учащегося универсальные знания, умения, навыки, чувства ответственности, а также важнейшей жизненной установки: быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и на этой основе создавать качественные изделия в ответ на существующие потребности.
Выполнение творческого проекта повышает интерес к предмету, развивает такие личностные качества как настойчивость, гибкость, креативность, находчивость, а также способствует приобретению навыков решения проблем.
Пример и успехи одних учащихся стимулируют других учащихся, сплачивают и способствуют творческой активности.
Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании способствует реализации дидактических функций.
Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и технологиями.
Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств: деловитости, ответственности. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого
Развивающая функция состоит в том, что учащиеся осознают возможности абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.
Существуют различные типы проектов
Практико-ориентированный проект. Нацелен на социальные интересы самих учащихся.
Исследовательский проект. Включает обоснование актуальности избранной темы.
Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения, представления для широкой аудитории.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.
Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность средствами проектного обучения влияет на развитие их творческой активности, эффективность которой зависит не только от внутренней стимуляции (со стороны учащихся), но и от стимулирования этой мотивации извне (со стороны учителя). Метод творческих проектов является одним из наиболее
значимых в реализации Федеральных государственных общеобразовательных стандартов нового поколения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Немецкий философ А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
Закономерно возросло внимание к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.
Что такое здоровьесберегающие образовательные технологии?
Под здоровьесберегающими технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся. Если же (ЗОТ) связать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относится педагогические приёмы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов. Обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
В.А. Сухомлинский утверждал, что: «...забота о здоровье ребёнка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил.... И не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Задача любого учителя в том, чтобы создать условия для включения ребёнка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребёнка и его способности к «конструированию» собственного здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения / Н.Ф. Талызина. -М.: Изд-во МГУ, 1969.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.М. Беспалько. - М.: Изд-во «Педагогика», - «Педагогика», 1989. - 192 с.
3. Капуслен Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капуслен. - М: Академия, 1999. - 216 с.
4. Кларин М.В. Технология обучения / М.В. Кларин. - Рига, 1999.
5. Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М.: Просвещение, 1991. - 235 с.
6. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2000. - 146 с.
7. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001. - 156 с.
8. Горчакова-Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. пособие. - М., 2001.
9. Карпенко М. Будущему образованию - технологию будущего / М. Карпенко // Обозреватель. - 1999. - № 6.
10. Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес. — Мурманск, 1997.
11. Слободчиков В. Новое образование - путь к новому сообществу / В. Слободчиков // Народное образование. - 1998. - №5.
Чекер Валерий Николаевич
кандидат философских наук, профессор ГОУ ВПО «Луганский национальный аграрный университет»
(г. Луганск, ЛНР), Матвеев Вадим Петрович кандидат технических наук, доцент ГОУ ВПО «Луганский национальный аграрный университет»
(г. Луганск, ЛНР) , Чекер Наталья Валерьевна кандидат философских наук, доцент ГОУ ВПО «Луганский национальный аграрный университет»
(г. Луганск, ЛНР)
УДК 378.14
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА
DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE POTENTIAL IN THE SPACE OF EDUCATIONAL DIALOGUE
В статье дан авторский взгляд на сущность современной образовательной среды. Рассмотрены возможности развития диалектического мышления студентов посредством проблематизации преподавания дисциплин гуманитарного цикла. Показана значимость вовлечения студентов в полицентрированный творческий учебный диалог, гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства.
Ключевые слова: образовательная среда, учебный диалог, творческое взаимодействие, субъект-субъектная парадигма, гуманизация, гуманитаризация.
In the article the authors' view on essence of modern educational environment is given. Possibilities of students' dialectical thinking development by problematic way of teaching humanitarian disciplines are considered. Basic aspects of creative interaction in the teacher-students system are revealed. The importance of students' involvement in the polycentred
81