Шулак Вадим Леонидович,
учитель общественных дисциплин, высшая категория, МОУ «Школа №1 города Докучаевска»,
(г. Докучаевск, ДНР)
УДК 378
К ВОПРОСУ СИНТЕЗА ТЕХНОЛОГИЙ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
TO THE QUESTION OF SYNTHESIS OF TECHNOLOGIES IN CIVIL-
PATRIOTIC EDUCATION
Комплексное использование различных педагогических технологий приводит к появлению новых синтез-технологий. Применение структурно-логических схем в сочетании с картами разума является примером синтез-технологии. Их использование будет способствовать формированию у обучающихся жизненных установок, активной гражданской позиции с целью реализации задач патриотического воспитания.
Ключевые слова: структурно-логические схемы, карты разума, синтез-технология.
The complex usage of various pedagogical technologies leads to the emergence of new synthesis technologies. The use of structural and logical schemes in combination with mind maps is an example of synthesis technology. Their use will contribute to the formation of students' attitudes of life, active civic position with the aim of realizing the tasks of patriotic upbringing.
Keywords: structural and logical schemes, mind maps, synthesis technology.
Формирование гражданского общества всегда было в поле зрения государства, реализующего гражданско-патриотическое воспитание в его различных аспектах. И это обеспечивается государственной политикой в сфере образования со всей разветвленной системой институтов власти, общественных организаций и правового поля. Безусловно, что для достижения конечного результата - воспитания достойного гражданина, применяется целый комплекс педагогических и образовательных технологий. При этом особое внимание всегда уделялось проблеме инновационных прорывов в данной сфере.
Практическая педагогика приобретает особую актуальность в контексте формирования и развития государственности Донецкой Народной Республики. Безусловно, существует потребность в переосмыслении существующего передового опыта, потребность новых подходов в методологических основах в формировании мировоззренческих установок подрастающего поколения. Гражданский конфликт 2014 года, переросший в военные действия против ДНР со стороны Украины, вызвал вполне логичную реакцию в виде патриотического подъема народа Донбасса. Не случайно, что в основу работы системы образования легла Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, поскольку «недооценка патриотизма
как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства» [1]. Учитывая, что методологической основой Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015-2017 г.г. являются компетентностно-ориентированный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы, то они, в числе прочих, призваны обеспечивать «проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения» [2].
Поэтому актуальным является использование инновационных технологий. Их возникновение происходит, как правило, на стыке уже существующих либо адаптированных под образовательные и воспитательные задачи. Поэтому главной задачей является сочетание позитивных сторон наработанных технологий с возможностями новых подходов. Необходимо акцентировать внимание на синтезе технологий как наиболее перспективном пути развития педагогической науки на современном этапе. В данном случае рассматривается синтез методики использования структурно-логических схем и карт разума, причем касающегося как урочной, так и внеурочной деятельности обучающегося в аспекте гражданско-патриотического воспитания.
Методические проблемы использования структурно-логических схем всесторонне рассматривались и прошли стадию разработки и применения на практике в образовательных учреждениях. Они были освещены
B.Шаталовым, Д. Полтораком, С. Скляренко и др.
Методика использования карт разума («Mind Map») (М. Бершадский,
C. Шипунов и др.) постепенно находит все большее применение, однако, на данном этапе, скорее проходит практическую адаптацию [1,7]. Причем возможности использования методики не до конца еще осмыслены. Опыт работы показывает, что данная методика при использовании в узкопрактическом смысле, т.е. «методика ради методики» не столь эффективна. В сочетании с другими, в первую очередь, со структурно-логическими схемами, поскольку их связывает графически-визуальная сторона реализации, она может дать гораздо больший эффект.
Применение данных методик как по отдельности, так и в синтезе, уже проявило свою эффективность в ходе урочной деятельности. Однако практика показывает, что возможности использования структурно -логических схем и карт разума не исчерпываются этим видом деятельности и могут быть высокоэффективны и во внеурочной деятельности.
Цель статьи - ознакомить с возможностями применения инновационной методики через сочетание традиционных и инновационных технологий и воплощения методики сочетания структурно-логических схем с картами разума («Mind Map») как примера реализации идеи синтеза технологий, где главной целью является формирование у обучающихся жизненных установок, развитие гражданской позиции и становление как гражданина Донецкой Народной Республики.
На развитие педагогической мысли в XXI веке влияет целый ряд факторов:
- возникновение новых потребностей в процессах воспитания и обучения в связи с новыми вызовами (терроризм, новые геополитические факторы и т.д.);
- изменения в социальной стратификации общества;
- расширение информационных технологий и т.д.
Синтез технологий и их дальнейшее превращение в синтез-технологию могут рассматриваться как одно из важных направлений практической педагогики. Существуют педагогические технологии различных направлений технологий, будь то на основе личностной ориентации педагогического процесса либо на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся и целый ряд других. Однако практически в каждой из них можно найти элементы других. Очевидно, что в современных условиях наиболее оптимальным будет сочетание технологий в зависимости от потребностей данного момента и ситуации. Таким образом, синтез-технология - сочетание двух или более технологий, применяемых на различных стадиях учебно-воспитательного процесса, в зависимости от целей и задач, стоящих или возникающих в ходе урочной и/или внеурочной деятельности.
Проблемы использования структурно-логических схем и карт разума рассматривались автором в контексте учебной деятельности [9,10]. Каждая из них представляет собой отдельную технологию. Однако у них есть и общие черты: графичность, логичность и т.д., что позволяет их синтезировать, используя сильные стороны каждой из них в зависимости от поставленной задачи в комплексе.
При системно-деятельностном подходе возможно расширение применения методики для решения общих задач образования и воспитания. «Деятельностный подход в образовании - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями» [5]. Поэтому частное использование в учебном процессе может и должно находить расширение и во внеурочной деятельности.
Выработав и закрепив умения и навыки, обучающиеся могут их применить и во внеурочной деятельности, особенно в проектной или иной командной (коллективной), что позволит наиболее эффективно использовать потенциал указанной методики. А именно:
- структуризация информации, что приводит к формированию и закреплению жизненных установок;
- командная форма работы способствует развитию коллективизма, усиливая процесс социализации личности;
- структурно-логические схемы и карты разума обладают универсальностью и могут использоваться в различных областях деятельности;
- могут использоваться в сочетании с другими методиками, что позволит наиболее эффективно достигать целей учебно-воспитательного процесса.
Этапы формирования умения и навыков составления структурно -логических схем и карт разума имеют примерную схему:
1. Демонстрация элементов схемы;
2. Научение основным умениям и навыкам создания структурно-логических схем и карт разума либо их применение в случае наличия навыков и умений;
3. Самостоятельное создание структурно-логических схем и карт разума или с помощью учителя.
Данные этапы применимы как для урочной, так и во внеурочной деятельности, поскольку, особенно в проектной деятельности, всегда существуют подготовительный, основной и заключительный этапы. При достижении промежуточных целей на каждом из этапов, выполнение главной задачи достигается с наибольшей эффективностью.
На каждом из этапов возможно применение различных методов и приемов, где главное место могут занимать интерактивные технологии. Их применение зависит от различных факторов, например, общего уровня класса, профессионального мастерства педагога и т.п.
Кроме педагога активными пользователями синтез-технологий могут и должны выступать и другие участники-субьекты учебно-воспитательного процесса. Их применение лишь расширяет сферу воспитательного воздействия на обучающихся, привлекая, кроме того, и внимание их самих к использованию технологии в силу новизны.
К примеру, компоненты данной синтез-технологии в воспитательном процессе (проектная деятельность) имеют следующие аспекты:
I. Организация проектной деятельности предельно структурирована.
1. Развернутое объяснение целей и задач, в том числе и в ходе совместного обсуждения, основных вопросов проекта.
2. Демонстрация необходимого информационного материала с поэтапным и сжатым объяснением по схемам и картам разума.
3. Контроль за проектной деятельностью.
4. Корректировка этапов проектной деятельности.
5. Оценка результатов проектной деятельности.
6. Рефлексия.
II. Принципы структурно-логических схем и карт разума: простота, понятность и наглядность, с отражением основных понятий и связей.
III. Восприятие обучающимися проектной деятельности в структурно-логической последовательности и целостности.
IV. Создание резерва времени для выполнения целей и задач проекта.
Пример данной технологии показывает, что наряду с инновационными чертами, сохраняются и традиционные структурные компоненты, которые присущи практически всем технологиям. Задача состоит в максимальном использовании их позитивных качеств при комплексном подходе в процессе обучения и воспитания. А в целом это представляет собой синтез-технологию, объединяющую в себе как традиционные, так и инновационные технологии.
Гражданско-патриотическое воспитание, подразумевающее участие в социально-значимой внеурочной деятельности, способствует формированию у подрастающего поколения уважительного отношения к истории, культуре страны, способствуя сохранению и развитию позитивных качеств устоявшегося менталитета, а, следовательно, и выполнению главной цели патриотического воспитания - любви к Родине.
Различные формы работы коллективной деятельности (традиционные, специфические и эмоционально-мотивационные), такие как - школьное самоуправление, историко-краеведческие объединения, патриотические клубы, музеи, взаимодействие с общественными объединениями и организациями, социальными институтами, государственными учреждениями и др., формирует гражданскую ответственность и гражданскую активность.
Таким образом, «воспитание патриотизма происходит более эффективно в организованной социально-значимой деятельности, обеспечивающей субъект-субъектное взаимодействие педагога и воспитанника, помощь подростку при включении в различные виды внеурочной деятельности» [6].
Концепцией патриотического воспитания предлагаются широкие и многообразные формы и методы работы, и каждый педагог, учитель может для себя выбрать наиболее оптимальные для реализации целей патриотического воспитания. Современная педагогическая наука располагает целым арсеналом технологий, которые могут быть использованы в практической работе. И при творческом подходе возможны самые различные сочетания технологий, представляющие собой синтез подходов в учебно-воспитательной деятельности.
Выводы.
Гражданин, преданный и любящий свое Отечество, свой народ и готовый к самопожертвованию и подвигам во имя интересов своей Родины -главная цель патриотического воспитания. Важным направлением является подготовка к защите Отечества, к службе в вооружённых силах. На это должны быть направлены совместные усилия системы учреждений образования, семьи, общественных организаций и государственных учреждений.
Обучающийся становится не только активным участником взаимодействия в системе образования, а и в целом «в виде системы
триединства (обучение, воспитание, социализация), где каждый компонент взаимосвязан и дополняет друг друга, взаимопроникая» [ 4].
Технология синтеза структурно-логических схем и карт разума в сочетании с проектной деятельностью, внедренная в практику воспитательной работы наряду с учебным процессом, в комплексе с существующими технологиями, может дополнять и обогащать методическую сторону воспитательной работы. А также, с учетом системно-деятельностного подхода, будет способствовать не только развитию компетенций обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта и т.д., но и, в целом, реализации целей гражданско-патриотического воспитания.
Система триединства вполне может быть реализована с применением традиционных и инновационных синтез-технологий, когда взаимодействие воспитанник-педагог (субьект-субьект) выстраивается на основе наиболее оптимальных и эффективных по применению и реализации целей и задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бершадский М.Е. О методе интеллект-карт / М.Е. Бершадский. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 (дата обращения: 26.04.2017).
2. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования на 2015-2017 г.г. // Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №325 от 17.07.2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mondnr.rn/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/902-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-srednego-obshchego-obrazovaniya-na-2015-2017-gg (дата обращения: 26.04.2017).
3. Интеллект - карты: обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mind-map.ru/intellekt-karty/primenenie/obuchenie/ (дата обращения: 26.04.2017).
4. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи.// Утверждена совместным приказом Министерства молодежи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015г. и Министерства образования и науки №322 от 17.07.2015г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://sport.ms-dnr.m/koncepciya-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-i-uchashcheysya-molodezhi (дата обращения: 26.04.2017).
5. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? / А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psihdocs.ru/chto-takoe-deyatelenostnij-podhod-v-obrazovanii-a-a-leonteev.html (дата обращения: 26.04.2017).
6. Мусс Г. Н. Воспитание патриотизма подростка во внеурочной деятельности / Г.Н. Мусс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vospitanie-patriotizma-podrostka-vo-vneurochnoi-deyatelnosti (дата обращения: 26.04.2017).
7. Шипунов С. Как рисовать карты (от Сергея Шипунова) / С. Шипунов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mind-map.ru/intellekt-karty/kak-risovat/ot-sergeya-shipunova/(дата обращения: 26.04.2017).
8. Шулак В.Л. Методика поеднання структурно-лопчних схем iз картами розуму (Mind Map) / В.Л. Шулак // 1нновацшна професшно-техшчна осв^а: пошуки шляхiв оновлення: матерiали ГУ-о'1 Всеукрашсько'1 науково-практично'1 1нтернет - конференцп (25 березня - 5 кв^ня 2013 р.) / 1нститут тслядипломно'1 осв^и шженерно-педагопчних пращвниюв Ушверситету менеджменту осв^и (м.Донецьк).- Донецьк: 1ПО ИШ УМО (м.Донецьк), 2013.- С.261-266.
9. Шулак В.Л. Застосування методики поеднання структурно-лопчних схем iз картами розуму («Mind Map») в громадянськш освт / В.Л. Шулак //Актуальш проблеми громадянсько'1 освгги: украшський та зарубiжний досвiд: матерiали Першо'1 науково-практично'1 конференци (Острог, 19 черв. 2013р.)/ вщп. ред. О.С.Бапщева.- Острог: ГО «Центр демократичного лщерства, Нацiональний унiверситет «Острозька академiя», 2013.- С.119-124.
10. Шулак В.Л. Технология синтеза структурно-логических схем и карт разума в проектной деятельности обучающихся / В.Л. Шулак [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drive.google.eom/file/d/0B5CDyj1goZhlNjY5WVgzdFhiRzA/view (дата обращения: 27.04.2017).