УДК 658.52
DOI 10.21685/2307-4205-2018-4-14
Н. К. Сим, А. Д. Серганов, Н. А. Сергеева
МЕТОДИКА СТРУКТУРИРОВАНИЯ ФУНКЦИИ КАЧЕСТВА (QFD) НА ПРИМЕРЕ УЛУЧШЕНИЯ ПРОТИВОШУМНЫХ НАУШНИКОВ
N. K. Sim, A. D. Serganov, N. A. Sergeeva
METHODOLOGY OF STRUCTURING QUALITY FUNCTION (QFD) ON THE EXAMPLE OF IMPROVEMENT OF ANTI-NOISE HEADPHONES
Аннотация. Актуальность и цели. Данная статья посвящена отработке методики структурирования функций качества (QFD) для электронной аппаратуры на примере улучшения противошумных наушников. В работе основное внимание уделено исследованию пожеланий потребителя в улучшаемом продукте -наушниках. Наушники были выбраны в качестве объекта исследования, так как имеют широкую группу потребителей, множество возможных технических характеристик, подлежащих улучшению, а рынок перенасыщен разными образцами. Производители различным образом акцентируют внимание на дизайне, качестве звука, компактности и удобстве, цене и универсальности. В данной сфере довольно сложно создать новый уникальный продукт, способный конкурировать с фирмами-монополистами. Цель данной работы - выявление идеального сочетания характеристик наушников с использованием методики структурирования функции качества, которые могут быть созданы потенциальным производителем. Материалы и методы. Для определения ключевых характеристик продукта был использован метод интернет-опроса группы людей с обратной связью. В тесте, предлагаемом потенциальным клиентам, необходимо было назначить приоритеты разнообразным характеристикам наушников, предложено описать лучшие наушники, которые у них когда-либо были, выбрать, в каких условиях они чаще всего слушают музыку, и дать адекватную оценку стоимости продукта, обладающего всеми выбранными характеристиками. Полученные результаты были упорядочены и изучены. Результаты. Представлен «Дом качества», на основе базовых характеристик, каждой из которых назначена оценка важности в результате полученных ответов. Предложены направления улучшения этих характеристик и определены зависимости между требованиями и признаками изделия. На основании степени важности и решений был представлен график технической оценки продукта. Выводы. Ключевой характеристикой большинство пользователей посчитало качество звукового сигнала наушников. После качества пользователи по достоинству оценили компактность, а мо-ноблочность и дизайн оценили одинаково. Предложенными решениями являются совершенствование продукции, использование нескольких групп разра-
Abstract. Background. This article is devoted to the development of methods of structuring quality functions (QFD) for electronic equipment on the example of improving the anti-noise headphones. The main attention is paid to the study of the consumer's wishes in the improved product-headphones. Headphones were chosen as the object of the study, as they have a wide group of consumers, a lot of possible technical characteristics to be improved, and the market is saturated with different samples. Manufacturers focus on di-zine, sound quality, compactness and convenience, price and versatility in a variety of ways. In this area, it is quite difficult to create a new unique product that can compete with monopolistic firms. The aim of this work is to identify the ideal combination of characteristics of headphones using the method of structuring the quality function, which can be created by a potential manufacturer. Materials and methods. To determine the key characteristics of the product, the method of Internet survey of a group of people with feedback was used. In the test offered to potential customers, it was necessary to assign priorities to various characteristics of headphones, it was proposed to describe the best headphones that they have ever had, choose in what conditions they most often listen to music and give an adequate assessment of the cost of the product that has all the selected characteristics. The results were ordered and studied. Results. The "House of quality" is presented, based on the basic characteristics, each of which is assigned an assessment of importance as a result of the received answers. The directions of improvement of these characteristics and dependences between the requirements and the characteristics of the product. Based on the degree of importance and decisions, a schedule of technical evaluation of the product was presented. Conclusions. The key feature of the majority of users considered the quality of the audio signal headphones. After quality users appreciated the compactness and monolitnosti and the design evaluated in the same way. The proposed solutions are product improvement, the use of several groups of developers, the preparation of automatic production and the development of a new model.
ботчиков, подготовка автоматического производства и разработка новой модели.
Ключевые слова: QFD, Дом качества, наушники, качество, качество звука, контроль качества.
Key words: QFD, Quality House, headphones, quality, sound quality, quality control.
Введение
QFD (акроним от англ. Quality Function Deployment или структурирование (развертывание) функции качества) - метод принятия решений, основывающийся на сосредоточении внимания на важнейших характеристиках продукции с целью обеспечения высокого качества, соответствующего требованиям и ожиданиям потребителя [1, 2]. QFD - один из инструментов бережливого производства [3-5]. Данный метод обеспечивает максимальное понимание потребителей, соответствие и воплощение в жизнь их потребностей относительно той или иной продукции. Существует термин «голос потребителя», описывающий пожелания потребителя, после переводимые в соответствующие технические требования. Перед исследователем ставится задача сбора отзывов и предложений, анализа потребительского рынка, систематизация и структурирование собранной информации и составление матричной диаграммы. После этого разработчик уточняет техническую возможность изготовления продукции, при необходимости ищет компромиссы и на выходе получает продукцию, максимально удовлетворяющую требованиям потребителей [6-11].
QFD методика зародилась в Японии в 50-60-е гг. XX в. и к 1972 г. начала использоваться компаниями Mitsubishi и Toyota. Метод имел большой успех и получил широкую огласку в Японии, а затем и в США [7-9]. Простая и понятная структура «Дома качества» [8] оказалась простой в освоении и полезной как для фирмы-изготовителя, так и для потребителей. Сейчас методика широко используется в маркетинге, аналитике и экономике.
Вышеописанная методика, как и все, имеет свои достоинства и недостатки. При правильном использовании методики можно добиться экономии ресурсов и времени, сделать фирму-изготовителя более конкурентоспособной, а продукцию новой и постоянно модернизируемой. Из недостатков можно выделить неудовлетворение потребностей тех пользователей, которые выделили значимой характеристику, не имеющую большой вес для большинства опрошенных. Методика, несмотря на легкую читаемость, требует большого предварительного анализа [9], систематизации ответов опрошенных пользователей, что отнимает большое количество времени. Можно отметить, что не все характеристики коррелируют между собой гладко, например, два важных параметра -«низкая стоимость» и «использование высококачественного материала» [10]. В таких случаях разработчик вынужден искать компромисс, удовлетворяющий обе стороны.
В первую очередь необходимо собрать информацию. В нашем случае, пользователям был предложен опросник с вопросами разного типа, который является основой для дальнейшего картирования результатов исследования [4]. Исследование проводилось на примере анализа противошумных наушников [12-15]. После сбора и анализа ответов необходимо расставить приоритеты в зависимости от количества положительных отзывов о данной характеристике. Рассмотрение данного объекта ведется со стороны производителя, поэтому важно перевести пожелания потребителей в технические характеристики. Характеристики, набравшие мало положительных оценок, не рассматриваются [6]. Также важно проанализировать возможность реализации тех или иных технических характеристик без потерь и неудобства для пользователей. Основная задача исследования - анализ рынка с целью оценки конкурентоспособности наушников. Придя к единому максимально усовершенствованному объекту, можно начать выпускать продукцию [7].
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что так как рынок перенасыщен продукцией фирм-конкурентов, очень важно использовать данную методику системного проектирования [6, 11, 16], для того чтобы выпустить продукт, обладающий уникальными свойствами, способный конкурировать с другими изделиями.
Анализ предметной области, подвергаемой структурированию функций качества
В настоящее время существует множество моделей разных наушников. Более качественные могут служить долгие годы благодаря надежной и прочной конструкции и хорошему звучанию. Наушники делятся на несколько типов по своей форме: полузакрытые, накладные, закрытые и ка-
пельки (вкладыши). Назначение у наушников тоже разное. Есть бытовые, которые предназначены для прослушивания музыки, а есть мониторные, их используют в студиях звукозаписи в профессиональных целях. По способу передачи сигнала есть радионаушники и проводные наушники. Радионаушники более удобные и практичные, используются, как правило, на разных конференциях, а проводные, несмотря на некие неудобства, использует абсолютное большинство потребителей. Также наушники бывают однопроводные и двухпроводные, это уже конструкция, и опять-таки на некоторые удобства это влияет, а так не столь принципиально, какие из них более предпочтительны. Частотная характеристика у каждой модели наушников может отличаться, средний частотный диапазон наушников 20 Гц - 20 КГц, чем больше частотный диапазон, тем насыщеннее звук. Чувствительность наушников тоже играет важную роль, от нее зависит напор и подача звучания. Рекомендуемая чувствительность для наушников 100-110 дБ. Сопротивление (импеданс) влияет на более точную передачу звука, поэтому значение 32 Ом и выше особо необходимо для студийных целей. Чем меньше уровень искажений, который в разных наушниках имеет отличие, тем более качественно звучание этих наушников.
В данной работе будут исследованы и систематизированы запросы и пожелания потребителя.
На основе анализа работ [12-15] можно сделать выводы, что рассмотренная методика оценивания эргономичности противошумных наушников предполагает рассчитывать оценку коэффициента эргономичности в виде взвешенной суммы оценок эксплуатационно-технических и эргономических характеристик противошумных наушников, получаемых непосредственными измерениями и анкетированием респондентов (работников, применяющих такие наушники). Благодаря учтенным показателям качества каждый потребитель сможет самостоятельно расставить приоритеты тем или иным пунктам работы [9].
Люди в силу своих профессиональных обязанностей пользуются наушниками не одно десятилетие: это и радисты, и звукорежиссеры, и диспетчеры. Однако, несмотря на то, что они проводят в наушниках много часов подряд, слух у них ухудшается не так радикально, как у поклонников плееров. Почему? Все дело в том, что портативные звуковоспроизводящие устройства породили целый новый класс головных телефонов, так называемые «затычки», вставляющиеся внутрь ушной раковины. Конечно, МР3-плеер размером со спичечный коробок смотрится более чем нелепо с полноценными закрытыми наушниками, да и бродить по улицам с такой громоздкой конструкцией просто неудобно. В результате сначала были придуманы облегченные открытые наушники, скрепленные тонкой узкой металлической полосой, затем пытливые умы решили отказаться от этой полосы и разработали наушники, вообще не соединенные оголовьем-ободом, а крепящиеся клипсой за ушной раковиной, как слуховые аппараты [16-18].
Постановка проблемы: усовершенствование существующих моделей наушников и исследование требований к ним.
Необходимо учесть все требования и пожелания потребителя, оценить важность каждого из них, найти различные средства совершенствования изделия, сделать его конкурентоспособным, структурировать все собранные данные и проанализировать достоинства и недостатки изделия с помощью QFD.
Для достижения поставленной цели в работе решен следующий комплекс задач:
- расставить приоритеты требований потребителя;
- оценить важность критериев;
- оценить время и необходимость затрат ресурсов для получения положительного результата;
- систематизировать свойства изделия;
- выделить свойства, которые поддаются изменению;
- соотнести пожелания потребителя и свойства изделия;
- определить конкурентоспособность изделия.
При должном изучении совершенствования данного изделия мы сможем обойти или минимизировать проблемы, вызванные использованием устройства.
Научная новизна работы заключается в предложенной методике структурирования функций качества электронной аппаратуры, предложенных подходах к ее автоматизации при сборе данных и анализу полученной информации.
В данной работе был проведен опрос максимального количества пользователей, собрана и систематизирована полученная информация. Также использовался метод идеализации [1], рассмотрев идеальный объект. Была проведена работа по минимизации отклонений исследуемого объекта от
идеального. Помимо этого, на основе анализа отзывов потребителей были выявлены схожие требования и претензии к изделию [19, 20].
Методика структурирования функций качества на примере наушников
Существует четыре основных сценария прослушивания музыки: дома, на работе, на природе и в транспорте. Требования к этим вариантам немного разные. Дома нужны максимально комфортные наушники для длительного прослушивания. На работе нужно изолироваться от внешнего офисного шума, а еще нужна возможность быстро снимать и надевать наушники - если нужно с кем-то переговорить или ответить на телефонный звонок. В поездках (общественный транспорт, метро, самолеты) требуются максимальная изоляция от внешнего шума и компактные размеры: наушники должны помещаться в кармане и всегда быть под рукой.
Можно ли обойтись одной парой наушников для всех этих случаев? Конечно, можно, и это в любом случае будут затычки - по самому требовательному сценарию «в транспорте». Попробуем оценить их по своему любимому критерию: удобно/неудобно.
Наушники для домашних условий - это наушники открытого типа, т.е. они почти не изолируют внешние шумы. То, что вы слушаете, будут также прекрасно слышать все остальные, т.е. для офиса эти наушники не подойдут. Если выбирать универсальные наушники, для дома и офиса, то это будут закрытые наушники. Проблема в том, что открытые наушники отличаются от закрытых по звуку. Открытые наушники максимально близки по звучанию к обычным колонкам, за одним исключением: если «открытые» почти соответствуют по звуку обычной акустической системе в просторном помещении, то закрытые больше похожи на изолированную систему. Это все непосредственно влияет на комфорт: открытые наушники можно слушать, не уставая, дольше. Картируем основные показатели данных наушников и сведем их в табл. 1.
Таблица 1
Результаты картирования показателей качества наушников для домашних условий
Удобно Неудобно Альтернативы
1. Длинный шнур, позволяющий свободно перемещаться вокруг рабочего стола Многие пользователи начинают испытывать дискомфорт при долгом ношении Наушники с формой амбушюр, более плотно прилегающей к голове
2. Наличие микрофона позволяет свободно пользоваться видео и аудио связью Плохая звукоизоляция
3. Максимально простая, но удобная конструкция. Мягкие тканевые амбушюры, минимально давящие на уши
4. Надежное металлическое оголовье: в других моделях оно зачастую пластмассовое, и ломается в первую очередь
5. Небольшой вес
Потребители в условиях повседневной деятельности предпочитают использовать прочно сидящие наушники из качественных материалов и толстым амбушюрам. Картируем показатели для данных наушников в табл. 2.
Таблица 2
Результаты картирования показателей качества наушников для повседневных условий
Удобно Неудобно Альтернативы
1. Короткий шнур При долгом ношении давление на голову также доставляет дискомфорт Беспроводные наушники могут заменить проводные, сохранив достоинства
2. Складная конструкция
3. Хорошая звукоизоляция
4. Универсальность
Анализ собранных данных показал, что самым распространенным видом используемых наушников в транспорте являются вставные наушники. Результаты картирования показателей качества наушников на транспорте представлены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты картирования показателей качества наушников на транспорте
Удобно Неудобно Альтернативы
1. Компактность Хрупкость Многие пользователи предпочитают наушники с улучшенной звукоизоляцией
2. Могут работать в самых жестких условиях Ненадежность кабеля Наушники с клипсой, с функцией «герметичного» уплотнения
3. Мягкость амбушюр Могут выпасть, если неплотно сидят в ушах
4. Сменный кабель Насадки нужно регулярно менять
5. Хорошая звукоизоляция Потеря насадок
6. Заушное крепление Не все наушники имеют микрофон, поэтому аудиосвязь может быть неудобной
Систематизируем сценарии прослушивания звукового сигнала с использованием наушников (рис. 1).
Рис. 1. Упорядоченная структура сценариев прослушивания музыки
Из рис. 1 можно выделить недостатки и достоинства каждого типа описанных наушников. Наушники для повседневного использования имеют самое меньшее количество недостатков, выделяясь разнообразием, повышенной комфортностью, универсальностью и качеством. Наушники, используемые в транспорте, имеют много недостатков, связанных с проблемами использования и сервиса, но отличаются удобством. В наушниках для домашнего использования респонденты больше всего оценили удобство, надежность и неприхотливость в обслуживании.
Наушники, используемые большинством людей, делятся на три типа: вставные, средние («накладки») и большие («акустические», «студийные», «профессиональные» и «мониторные»).
Маленькие наушники, вставные наушники - «затычки» подходят далеко не всем - форма уха у каждого человека индивидуальна, так что у кого-то наушник сидит крепко, а у кого-то постоянно вываливается и доставляет дискомфорт. Обычные «затычки» без мягких насадок недостаточно плотно прилегают к уху. Из-за этого снижается качество звука. Да и внешние шумы просачиваются, что особенно важно при прослушивании музыки в общественном транспорте. Отдельные модели наушников имеют дорогие чувствительные мембраны и филигранно исполненные катушки индуктивности, что позволяет им работать от серьезной техники без перегрузок на пользовательской громкости. Но это редкость. Изоляция и достоверность музыки, создаваемой вкладными наушниками на улице и в транспорте, зависят только от прилагаемого наушника. Если достаточно плотно, то их прямое излучение перекроет внешний шум, а вибрации, переданные на стенки раковины, создадут низкие частоты и впечатление объема. Вкладные наушники всегда обладают большим сопротивлением — порядка 32 Ом. К тому же такие наушники могут быть опасны. Слушая в них музыку, тяжело контролировать уровень звука, и запросто можно добиться громкости 110-130 дБ, а это уже может повредить слух. Профессионалы относят наушники, вставляемые в уши, к стереотелефонам самого начального уровня. Объясняется это просто: при их видимом удобстве наблюдается явный недостаток - низкое качество звука, в частности, слабость низких частот.
Средние наушники («накладки») - эти наушники - классические, но достаточно небольшого размера. Как правило, они достаточно легкие и отлично подходят для активного использования в дороге. Вместе с тем они не обеспечивают приличную шумоизоляцию. Накладные наушники - это, своего рода, компромисс между компактностью и качеством звука. Они имеют нехитрое приспособление в виде дужки, которая плотнее прижимает динамик к уху. Тогда вы можете рассчитывать на сносную изоляцию, т.е. на терпимое соотношение полезного сигнала и окружающего шума. Достоинство наушников-«накладок» - в открытости конструкции и, соответственно, в воздушном атмосферном звучании музыки в них.
Большие наушники («акустические», «студийные», «профессиональные» и «мониторные») -наиболее традиционным подходом, особенно для домашнего прослушивания, полноразмерные наушники, полностью закрывающие ушные раковины. Конечно, они самые громоздкие, но зато и самые удобные, поскольку само ухо давления не испытывает. Да и акустическая гармония у них почти идеальная.
В любом случае, полноразмерные наушники выпускаются двух типов: закрытые, которые изолируют внешнее звуковое окружение от слушателя, а также открытые, с незначительной изоляцией или вообще без нее. Внешний вид наушников того или иного типа отличается мало, но различия кроются в конструкции. Они способны, по большей части, отсеивать высокие частоты, а с низкими справляются довольно плохо.
На стереорежиме открытые наушники звучат более свободно, создают ощущение более широкой сцены и размещения музыкантов за пределами чашек. В больших наушниках важна их универсальность: им под силу и функция ответственного студийного мониторинга, и мультимедийная (с использованием гарнитуры микрофона), и работа с портативными устройствами. Как правило, такие наушники звучат богато и полнокровно. В комбинации с портативными устройствами их недостаток проявляется в поглощаемой ими мощности, в соотношении их сопротивления с чувствительностью. Есть наушники с сопротивлением 16 Ом, а есть и с 300 Ом. Как правило, чем больше сопротивление, тем громче играют наушники, по крайней мере, на некоторых частотах. Иначе говоря, ресурсов портативных устройств может оказаться недостаточно для продолжительного или достаточно громкого звучания музыки в этих качественных наушниках.
Отдельно можно сказать про наушники «мониторного» типа. Первоочередной является задача мониторинга музыки, отсюда и термин «мониторные», т.е. это образцы, используемые звукорежиссерами или композиторами при написании/обработке сведений композиций. К таким наушникам предъявляются самые высокие требования, прежде всего они должны обладать равномерной и широкой рабочей характеристикой, а также не вносить шумов в звучание. Это особенно важно при регулировании уровней, так как, например, в сильно басящих наушниках звукорежиссер намеренно регулировал тембр в определенном положении. При прослушивании на другой качественной аппаратуре баса уже будет мало.
Беспроводные наушники бывают двух типов: на инфракрасном луче или на радиочастотной передаче сигнала. Они требуют автономного батарейного питания. Лучшие модели серьезных по-
требительских наушников можно определить по внешнему виду. Их чашки могут быть из пород дерева, из прочного композита (но не пластика), обтянуты кожей и т.д. Разумеется, на качество положительно влияют авторские технологии, которые патентуются под красивыми названиями и сводятся к рационализации конструкции и к более чистым материалам провода, разъемов, мембран, магнитов и прочих элементов.
На рис. 2 представлен алгоритм методики структурирования функция качества.
Рис. 2. Алгоритм методики структурирования функций качества
В первую очередь необходимо собрать сведения и отзывы потребителя. При написании данной статьи был использован метод интервью и опросов. Создаются анкеты преимущественно с вопросами «закрытого» типа, которые представляются целевой аудитории. Рекомендуется делать анкеты с максимальной выборкой либо оставлять возможность обратной связи, так как респонденту может быть важна специфическая характеристика продукта, используемая далеко не во всех современных аналогах. Это позволит опередить конкурентов и предугадать желания потенциального потребителя. Также рекомендуется иметь четкое представление о возрасте, поле и профессии группы респондентов, оставляя возможность анонимного ответа для того, чтобы более подробно оценить заинтересо-
ванную в продукте целевую аудиторию. Далее необходимо уточнить требования потребителей, например, попросить их описать идеальный продукт с их точки зрения. После этого собранные данные подлежат систематической обработке и тщательному анализу. Отбираются ключевые параметры продукта, при этом должны быть исключены противоречивые характеристики, например, проводные наушники и наушники, подключающиеся под Bluetooth. При этом необходимо учитывать, что некоторые характеристики не могут быть реализованы с технической точки зрения, например, шумоподавление не может быть абсолютным. После того, как все характеристики были собраны, а опрос закрыт, необходимо приступить к построению самого «Дома качества». Построение начинается с крыши. Характеристикам и свойствам продукта назначаются степени зависимости. После того, как разработчик определится с количеством проблем и пожеланий, а также найдет решения для ключевых проблем, можно переходить к построению основной структуры дома. В нашем случае качество звукового сигнала было самой значимой характеристикой «идеальных» наушников, и оно имеет сильную зависимость от критерия «Совершенствование продукции» и «Разработка новой модели». После распределения степеней важности, отражаемых в последней строке дома, еще раз учитывается техническая совместимость и восстанавливается баланс «цена-качество».
Оценка важности качества звукового сигнала и пути улучшения данного критерия
Основная цель методики - это «выделение главного» критерия, корректируя который, можно получить максимальные конкурентные преимущества. Для рассматриваемой предметной области важным параметром является чувствительность [12]. Именно она определяет в конечном итоге громкость наушников. Наилучшим параметром является чувствительность от 100 дБ. При малых значениях громкость будет недостаточной, особенно если слушать звучание из карманных проигрывателей, а не акустических систем. Не стоит забывать и о показателях искажения звука. Фактически, чем он ниже, тем лучше. При этом стоит обратить внимание на то, в каком диапазоне частот наблюдается искажение, ведь при частоте ниже 100 МГц оно может достигать и более 10 %, практически не ухудшая при этом качество звука.
Построение «Дома качества»
Итог анализа отражается визуальными средствами [16-20], в рассматриваемом случае построим такой визуальный инструмент, как «Дом качества» (рис. 3) [8].
Рис. 2. «Дом качества» при решении задачи поиска универсальных наушников
Таким образом, мы визуально видим, какие признаки необходимо улучшить в первую очередь для достижения цели. Строки диаграммы отражают самые важные для потенциального пользователя критерии оценки. Самой важной характеристикой для респондента является качество звукового сигнала. Важность характеристики отражается в первом столбце дома. В остальных столбцах представляются возможные решения для улучшения той или иной характеристики [11]. После составления диаграммы формируется техническая оценка всех решений и прикладывается к «Дому качества» в виде графика, где по горизонтальной оси размещены сами решения, а по вертикальной - расчетные характеристики степеней важности. С использованием графика технической оценки можно оценить результативность использования каждого решения, не вникая в суть проведенных исследований.
В работе [21] подход с применением концепции «Дом качества» применен для несоответствий при проектировании новой услуги или создании новой организации. В работе [22] даны рекомендации по применению QFD-методологии для преобразования характеристик качества бетона (М350) с учетом выявленных запросов и пожеланий потребителей для лучшего понимания их ожиданий. В работе [23] дана методика построения матрицы «Дома качества», в которой отражаются структурированные преобразования основополагающих характеристик продукции на примере продуктов питания, исходя из потребительских предпочтений. В работе [24] рассматриваются принципы формирования методов системного инжиниринга с использованием бенчмаркинга для создания новых рыночных продуктов; описываются достоинства методов системного инжиниринга на основе сравнительного анализа между методиками системного инжиниринга (QFD) и более глобальным, консервативным - Всеобщим управлением качеством (TQM). В работе проанализирована матрица построения «Домов качества» для издательско-полиграфических комплексов, выпускающих в том числе журнальную продукцию. Можно привести еще много примеров применения данной методики, все это обосновывает актуальность дальнейших исследований в ее совершенствовании и отработки методических приемов по ее совершенствованию.
Заключение
В данной статье был использован метод структурирования функции качества на примере наушников. Была опрошена группа респондентов от 18 до 45 лет, данные систематизированы, выделены ключевые характеристики, внесены предложения по улучшению каждого пожелания и сформирован «Дом качества».
Методика QFD является широко распространенным средством для поиска лучших решений. Структурирование функций качества является удобным и универсальным инструментом за счет понятного и простого алгоритма исполнения и приятного графического исполнения. При использовании данной методики очень важно прислушиваться к «голосу потребителя», а основной проделанной работой является сбор и систематизация полученных данных. Наилучший результат достигается при полноценной идентификации ожиданий потребителя, а гарантией может послужить стопроцентная заинтересованность целевой аудитории в исследуемом продукте. СФК применяется перед выходом на рынок нового продукта или производителя, делая продукт востребованным, а производителя - конкурентоспособным.
Библиографический список
1. Sullivan, L. P. Quality Function Deployment / L. P. Sullivan // Quality Progress. - 1986. - P. 39-50.
2. Маркелов, В. В. Управление качеством электронных средств / В. В. Маркелов, А. С. Кабаева. - М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. - Т. 2. - 272 с. - (Конструирование и технология электронных средств).
3. Власов, А. И. Системный анализ «Бережливого производства» инструментами визуального моделирования / А. И. Власов, Ю. М. Ганев, А. А. Карпунин // Информационные технологии в проектировании и производстве. - 2015. - № 4 (160). - С. 19-24.
4. Власов, А. И. Картирование потока создания ценностей в концепции «Бережливого производства» /
A. И. Власов, Ю. М. Ганев, А. А. Карпунин // Информационные технологии в проектировании и производстве. - 2016. - № 2 (162). - С. 23-27.
5. Власов, А. И. Система 5s-технология создания эффективного рабочего места в концепции «Бережливого производства» / А. И. Власов, Ю. М. Ганев, А. А. Карпунин // Информационные технологии в проектировании и производстве. - 2016. - № 1 (161). - С. 65-68.
6. Маркелов, В. В. Системный анализ процесса управления качеством изделий электронной техники /
B. В. Маркелов, А. И. Власов, Э. Н. Камышная // Надежность и качество сложных систем. - 2014. -№ 1 (5). - С. 35-42.
7. Сулливан, Л. П. Структурирование функции качества / Л. П. Сулливан // Курс на качество. - 1992. -№ 3-4. - С. 156-177.
8. Хайзер, Д. Р. Дом качества / Д. Р. Хайзер, Д. Клозинг // Курс на качество. - 1992. - № 1. - С. 85-102.
9. Адлер, Ю. П. Новое направление в статистическом контроле качества - методы Тагути / Ю. П. Адлер. -М. : Знание, 1988. - С. 3-25.
10. Адлер, Ю. П. Методы Тагути - современные методы разработки продукции высокого качества / Ю. П. Адлер // Вестник машиностроения. - 1994. - № 8. - С. 35-39.
11. Власов, А. И. Управление и контроль качества изделий электронной техники. Семь основных инструментов системного анализа при управлении качеством изделий электронной техники / А. И. Власов, В. В. Маркелов, Д. Е. Зотьева // Датчики и системы. - 2014. - № 8 (183). - С. 55-66.
12. Богомолов, А. В. Методика эргономической экспертизы противошумных наушников / А. В. Богомолов, Н. И. Скуратовский, С. П. Драган, М. В. Сомов // Инженерный вестник. - 2013. - № 9. - С. 8.
13. Bunkova, A. D. Choice of earphones and influence of their use on organs of hearing / A. D. Bunkova, A. V. Vasnina // European Journal of Biomedical and Life Sciences. - 2015. - № 4. - P. 45-49.
14. Власов, А. И. Электронные системы активного управления волновыми полями: история и тенденции развития / А. И. Власов, Е. А. Володин, С. Г. Семенцов, В. А. Шахнов // Зарубежная радиоэлектроника. Успехи современной радиоэлектроники. - 2002. - № 4. - С. 3-23.
15. Власов, А. И. Микропроцессорные микросистемы активной акустической индивидуальной защиты / А. И. Власов, С. Г. Семенцов, Ю. А. Поляков // Микросистемная техника. - 2000. - № 2. - С. 5.
16. Маркелов, В. В. Визуальные методы системного анализа при управлении качеством изделий электронной техники / В. В. Маркелов, А. И. Власов, Э. Н. Камышная // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2014. - Т. 1. - С. 145-149.
17. Маркелов, В. В. Функциональная визуальная модель контроля качества ЭС / В. В. Маркелов, А. И. Власов, Д. Е. Зотьева // Проектирование и технология электронных средств. - 2014. - № 1. - С. 25-30.
18. Дудко, В. Г. Современные методы и средства обеспечения качества в условиях комплексной автоматизации / В. Г. Дудко, К. Д. Верейнов, А. И. Власов, А. Г. Тимошкин // Вопросы радиоэлектроники. - 1994. -№ 1. - С. 71-89.
19. Власов, А. И. Визуальные модели управления качеством на предприятиях электроники / А. И. Власов, А. M. Иванов // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. - 2011. - № 11. - С. 34.
20. Власов, А. И. Концепция визуального анализа сложных систем в условиях синхронных технологий проектирования / А. И. Власов // Датчики и системы. - 2016. - № 8-9 (206). - С. 19-25.
21. Ходыревская, С. В. Применение концепции «дом качества» для улучшения качества услуг / С. В. Ходыревская, Н. Ю. Гнездилова // Методы менеджмента качества. - 2009. - № 12. - С. 48-50.
22. Ушанова, Н. А. Применение «дома качества» как инструмента оценки качества строительных материалов / Н. А. Ушанова, Е. А. Папшева, А. А. Кузьмина // Управление развитием территорий на основе развития преображающих инвестиций : сб. науч. ст. Междунар. науч.-техн. конф. / под ред. В. В. Бондаренко, М. А. Таниной, И. А. Юрасова, В. А. Юдиной. - Самара, 2015. - С. 145-148.
23. Альхамова, Г. К. Построение «дома качества» для сливочного масла / Г. К. Альхамова, Р. В. Залилов, Б. К. Асенова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 7-1 (38). - С. 6-10.
24. Болотина, А. Е. Построение матрицы «дом качества» для издательско-полиграфического комплекса на основе системного инжиниринга / А. Е. Болотина // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2013. - № 4. - С. 137-143.
References
1. Sullivan L. P. Quality Progress. 1986, pp. 39-50.
2. Markelov V. V., Kabaeva A. S. Upravlenie kachestvom elektronnykh sredstv [Electronic quality management]. Moscow: Izd-vo MGTU im. N. E. Baumana, 2014, vol. 2, 272 p.
3. Vlasov A. I., Ganev Yu. M., Karpunin A. A. Informatsionnye tekhnologii v proektirovanii iproizvodstve [Information technologies in design and production]. 2015, no. 4 (160), pp. 19-24.
4. Vlasov A. I., Ganev Yu. M., Karpunin A. A. Informatsionnye tekhnologii v proektirovanii i proizvodstve [Information technologies in design and production]. 2016, no. 2 (162), pp. 23-27.
5. Vlasov A. I., Ganev Yu. M., Karpunin A. A. Informatsionnye tekhnologii v proektirovanii i proizvodstve [Information technologies in design and production]. 2016, no. 1 (161), pp. 65-68.
6. Markelov V. V., Vlasov A. I., Kamyshnaya E. N. Nadezhnost' i kachestvo slozhnykh sistem [Reliability and quality of complex systems]. 2014, no. 1 (5), pp. 35-42.
7. Sullivan L. P. Kurs na kachestvo [Focus on quality]. 1992, no. 3-4, pp. 156-177.
8. Khayzer D. R., Klozing D. Kurs na kachestvo [Focus on quality]. 1992, no. 1, pp. 85-102.
9. Adler Yu. P. Novoe napravlenie v statisticheskom kontrole kachestva - metody Taguti [New direction in statistical quality control - Taguchi methods]. Moscow: Znanie, 1988, pp. 3-25.
10. Adler Yu. P. Vestnik mashinostroeniya [Bulletin of mechanical engineering]. 1994, no. 8, pp. 35-39.
11. Vlasov A. I., Markelov V. V., Zot'eva D. E. Datchiki i sistemy [Sensors & systems]. 2014, no. 8 (183), pp. 55-66.
12. Bogomolov A. V., Skuratovskiy N. I., Dragan S. P., Somov M. V. Inzhenernyy vestnik [Engineering journal]. 2013, no. 9, p. 8.
13. Bunkova A. D., Vasnina A. V. European Journal of Biomedical and Life Sciences. 2015, no. 4, pp. 45-49.
14. Vlasov A. I., Volodin E. A., Sementsov S. G., Shakhnov V. A. Zarubezhnaya radioelektronika. Uspekhi sov-remennoy radioelektroniki [Foreign electronics. Successes of modern radio electronics]. 2002, no. 4, pp. 3-23.
15. Vlasov A. I., Sementsov S. G., Polyakov Yu. A. Mikrosistemnaya tekhnika [Microsystem technology]. 2000, no. 2, p. 5.
16. Markelov V. V., Vlasov A. I., Kamyshnaya E. N. Trudy Mezhdunarodnogo simpoziuma Nadezhnost i kachestvo [Proceedings of The international Symposium Reliability and quality]. 2014, vol. 1, pp. 145-149.
17. Markelov V. V., Vlasov A. I., Zot'eva D. E. Proektirovanie i tekhnologiya elektronnykh sredstv [Design and technology of electronic means]. 2014, no. 1, pp. 25-30.
18. Dudko V. G., Vereynov K. D., Vlasov A. I., Timoshkin A. G. Voprosy radioelektroniki [Radio electronics issues]. 1994, no. 1, pp. 71-89.
19. Vlasov A. I., Ivanov A. M. Nauka i obrazovanie: nauchnoe izdanie MGTU im. N. E. Baumana [Science and education: scientific publication of MSTU. N. E. Bauman]. 2011. no. 11, pp. 34.
20. Vlasov A. I. Datchiki i sistemy [Sensors & systems]. 2016, no. 8-9 (206), pp. 19-25.
21. Khodyrevskaya S. V., Gnezdilova N. Yu. Metody menedzhmenta kachestva [Quality management methods]. 2009, no. 12, pp. 48-50.
22. Ushanova N. A., Papsheva E. A., Kuz'mina A. A. Upravlenie razvitiem territoriy na osnove razvitiya preobra-zhayushchikh investitsiy: sb. nauch. st. Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. [Managing the development of territories through the development of transformative investments: collection of scientific works. art Intern. scientific.-techn. conf.]. Samara, 2015, pp. 145-148.
23. Al'khamova G. K., Zalilov R. V., Asenova B. K. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International research journal]. 2015, no. 7-1 (38), pp. 6-10.
24. Bolotina A. E. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Problemy poligrafii i izdatel'skogo dela [News of higher educational institutions. Problems of printing and publishing]. 2013, no. 4, pp. 137-143.
Сим Настя Климентьевна
магистрант,
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
(105005, Россия, г. Москва, ул. 2-ая Бауманская 5, стр. 1) E-mail: [email protected]
Серганов Алексей Дмитриевич
студент,
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
(105005, Россия, г. Москва, ул. 2-ая Бауманская 5, стр. 1) E-mail: [email protected]
Сергеева Наталья Алексеевна
ассистент,
кафедра проектирования и технологии производства электронной аппаратуры, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
(105005, Россия, г. Москва, ул. 2-ая Бауманская 5, стр. 1) E-mail: [email protected]
Sim Nastya Kliment'evna
master degree student, Bauman Moscow State Technical University (105005, p. 1, 5 2nd Baumanskaya street, Moscow, Russia)
Serganov Aleksey Dmitrievich
student,
Bauman Moscow State Technical University (105005, p. 1, 5 2nd Baumanskaya street, Moscow, Russia)
Sergeeva Natal'ya Alekseevna
assistant,
sub-department of design and production technology of electronic equipment, Bauman Moscow State Technical University (105005, p. 1, 5 2nd Baumanskaya street, Moscow, Russia)
УДК 658.52 Сим, Н. К.
Методика структурирования функции качества (QFD) на примере улучшения противошумных наушников / Н. К. Сим, А. Д. Серганов, Н. А. Сергеева // Надежность и качество сложных систем. - 2018. - № 4 (24). - С. 123-133. - DOI 10.21685/2307-4205-2018-4-14.