Схема 1
Классификация статистических гипотез (по Сидоренко Е.В.)
НЕНАПРАВЛЕННЫЕ
НУЛЕВАЯ ГИПОТЕЗА Н0: Аі не отличается отХ2
АЛЬ ТЕРНА ТИВНАЯ ГИПОТЕЗА IIі. .V/ отличается от Х2
ления, не меньше (не больше) некоторого заданного значения или заключается в данных пределах.
3. Гипотезы о стохастической (вероятностной) зависимости двух или более признаков (факторов), характеризующих различные стороны рассматриваемого явления или процесса. В общем виде содержание таких гипотез формулируется так: два или более свойств рассматриваемого педагогического явления вероятностно зависимы, и зависимость эта подчиняется определенному закону (например, линейному); некоторый фактор или факторы оказывают влияние на изучаемое свойство педагогического явления, и эта стохастическая зависимость подчиняется определенному закону.
4. Гипотезы о равенстве или различии законов распределения случайных величин, характеризующих изучаемое свойство в двух и более совокупностях рассматриваемых явлений. В общем виде содержание таких гипотез формулируется так: состояние одного и того же свойства имеет одинаковое или различное распределение в каждой из двух или более совокупностей учащихся, отличающихся содержанием, методом или организацией обучения или социальной средой.
Как видно из приведенной выше классификации гипотез, особое место в их проверке занимает закон
распределения случайной величины. В самом общем смысле закон распределения случайных величин - это всякое соотношение, устанавливающее связь между возможными значениями случайной величины и вероятностями, с которыми принимаются эти значения. Распределением признака называется закономерность встречаемости разных его значений (Плохин-ский Н.А., 1970). В психологических и педагогических исследованиях чаще всего ссылаются на нормальное распределение.
Нормальное распределение характеризуется тем, что крайние значения признака в нем встречаются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине - достаточно часто. Нормальным такое распределение называют потому, что оно очень часто встречалось в естественнонаучных исследованиях и казалось «нормой» всякого массового случайного проявления признаков. Это распределение следует закону, открытому тремя учеными в разное время: Муавром в 1733 г. в Англии, Гауссом в 1809 г. в Германии, Лапласом в 1812 г. во Франции (Плохинский Н.А., 1970). График нормального распределения представляет собой привычную глазу психолога-исследователя так называемую колокообразную кривую.
Параметры распределения - это его числовые характеристики, указывающие, где «в среднем» располагаются значения признака, насколько эти значения изменчивы и наблюдается ли преимущественное проявление определенных значений признака. Наиболее практически важными параметрами являются математическое ожидание, дисперсия, показатели асимметрии и эксцесса.
В реальных педагогических и психологических исследованиях мы оперируем не параметрами, а их приближенными значениями, так называемыми оценками параметров. Это объясняется ограниченностью обследованных выборок. Чем больше выборка, тем ближе может быть оценка параметра к его истинному значению.
Среднеарифметическое (оценка математического ожидания) вычисляется по формуле:
х~= М = I х/п,
где х, - каждое наблюдаемое значение признака;
/ - индекс, указывающий на порядковый номер данного значения признака;
п - количество наблюдений;
I - знак суммирования.
Оценка дисперсии определяется по формуле:
Э2= I (х-М)2 / п - 1,
где х( - каждое наблюдаемое значение признака;
М - среднее арифметическое значение признака; п - количество наблюдений.
В связи с этим, мы рекомендуем педагогам-исследователям тщательно проработать такие важнейшие законы распределения, как: а) биномиальный
закон распределения; б) нормальный закон распределения (закон Гаусса); в) распределение %2 (хи-квадрата).
Следующим этапом для экспериментаторов является определение статистических методов, с помощью которых будет осуществляться проверка принятой гипотезы соответствующего типа.
Проверка гипотез 1-ого типа проводится с помощью методов математической статистики, получивших название «критерия согласия». Использование этих критериев возможно только на основе количественных измерений изучаемого свойства педагогического явления в выборке.
Проверка гипотез 2-ого типа в основном осуществляется с помощью методов, получивших название параметрических (критерий Стьюдента, критерий Снедекора-Фишера и др.) и опирающихся только на количественные измерения.
Проверка гипотез 3-ого типа возможна даже при качественных измерениях изучаемых признаков с помощью определения значения коэффициентов Юла, Кендалла, Спирмена и др. Однако при установлении тесноты и типа стохастической (вероятностной) связи более глубокий анализ осуществляется с помощью методов корреляционного, регрессионного, дисперсионного анализов, которые применяются только на основе количественных измерений.
Проверка гипотез 4-ого типа в основном проводится с помощью методов, получивших название критериев значимости (непараметрических). Часть из них применима только при количественных измерениях изучаемого свойства, остальные можно использовать также и при качественных измерениях.
Сологуб Валентина Александровна,
зав. УМК мультимедиатехнологий АПК и ППРО
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОСОБИЙ И ПРОГРАММ
Занятие 8. Создание различных типов диаграмм
Вставка Формат Сервис Г
Создать слайд Ctrl+M
Рисунок ►
Диаграмма,,,
□ Таблица,,, V
Создайте рабочее поле для построения диаграммы. В меню Вставка» выберите «Диаграммы» или найдите на верхней панели программы POWER POINT значок “Диаграммы” — в меню появится информация о диаграммах. Откройте меню “Диаграммы”. На первом плане появится таблица с данными.
11, Мрс-Ы'МГйи.ня! • ІлСчкії.л данных X
Л 1 В 1 С 1 В 1 t ЛІ
1 ні 2 к и 3 кіт
1 03 Г-' 1 галі 2іа » ЯЛ
1 ия 30.G ttjb ШЯ .1.1,
1 Ґ1 л Оос-1* КЗ КЗ 45 43,9
1 1 “1
< 1
П В ГОГ Т ПК
■ ЗЛПЭД
■ Север
3 кв 4га
Удалите клавишей Backspace ненужные данные и впечатайте свои. После ввода данных установите курсор на поверхность рабочего поля и нажмите левую кнопку мышки - диаграмма появится на рабочем поле с Вашими данными.
a Upt-M-aiiitiihil Таблица дан ныпс
Д I И І і: I 1> I Ь
по год>н 2005 г J00C г 2007 г ДНИ г
Оцутгис 11_______19______Ш________36
III llpGHHTdtlHHl Глблчші данммк Я)
ДІВІ С D t *
пл Гі'Д-ЇМ лю% г ть і тг і 2WHJ г
1 GLl Oov'tiiiinE 71 IS :+0 34
z ш
3
я V 1
1 > ,.=|
□ О йу.it НII#
Только в том случае, когда открыта «Таблица данных», изменится верхняя панель программы POWER POINT и можно выбрать «Тип диаграммы».
Если на слайде «исчезла» панель «Таблица данных», то дважды щелкните на самой диаграмме и панель вернется.
При выборе, например, круговой диаграммы ваша диаграмма будет преобразована в круговую.
Для «оживления» диаграммы необходимо выделить активную зону диаграммы, открыть - «Настройка анимации» и «Добавить эффект».
І
Microsoft PowerPoint [Презентация!]
Вставка Формат Сервис Данные Диаграмма Окно Справка
78% - Тип диаграммы...
І ми ди-аі j.irjMMbi
Нестандартные
Lfl;
Врії нстсгранча В■“
дг Лміічатая
Грш|ук Круїиван
Lw TgAigAMlfl
^ С ґМЇПЛГТЯМіІ
ф Кольцевая
^ .Лепестковая
^jpd Пивеугии.іь
*+ Пу.вдьние«ч V
Параметре*
Lkb™
ІІ til ИВ
ш ІЙІ ІІ
т
Объемам E-sp+инт обыч«£ пігтлфлжаи.
1 Досмотр результата
Параметры диаграммы... Добавить линию тренда. Объемный вид...
Сделать ста ідартім>і
□ 2005 г ■ 2006 г
• 2007 г
□ 2008 Г
В отличие от программы Microsoft Power Point 2000 эффекты будут применены к целой диаграмме, а не по сериям, по категориям, по элементам серий и по элементам категорий. Если есть необходимость открывать диаграмму по частям, то сначала разгруппируйте ее, а затем примените анимацию к каждому сектору или участку.
1 .Построение диаграммы.
2.Разгруппировка объекта.
3. Выделить все поверхности по отдельности каждого столбца и через «Действия» -«Группировать».
4.Поочередно выделяйте элементы осей координат и группируйте их.
5.Каждому сгруппированному объекту задать анимацию.
АО »
ДО J0 20 10 о
гшг 2вобг т/г гм* г
4 ^
Ра:группирован объект
=3 п
Пффчврвд ні? БЬІДеіїНЙїд' Э?]ИМ**К1Ъ1 ІІСНН норрдина г. а 4£ТйМ каждому DbbBKTy ДЙИЛЙ 10 анимацию
Выделить есе поверхности столбца и через Действия -ГруППИрОВ ать. \ и ук uullnni*i гс н с другими слцтОцдми и ЗДД.1ЙТР! аньиэцно
Если установить курсор на диаграмме и щелкнуть правой кнопкой мышки, то можно открыть панель «Формат объекта» и выполнить ряд команд, которые помогут изменить внешний вид диаграммы, ее положение на слайде.
Фор мат объекта
Л -4 л рдаып- Еоп-юоиагь ІКТ0ИГ*
і-вдімпк і*
■ -■-м Лімгімнм к1 ~-ІТГІ^1|РГТ1 ГЧИ5»|| иютсАр! М££-1 +.ЄІИЯ
Пофдак г ►
к * 1 («СТРС№Ь . >ЦфФ4йТ вфнКТ*...
Цвета и линии ; размер Положение Рисунок Веб
Заливка
иввт: Нет заливки V
прозрачность:
Линии
ЦВ£Т: нет линий V 1ип:
шаблон: толщина: |о,75 пт С |
соединительная линия:
Стрелки
начало: конец:
размер: размер:
I 1 использовать по умолчанию при создании объектов
ОК | | Отмена |
Выполните построение различных типов диаграмм с учетом Ваших данных.
По желанию Вы можете сохранить диаграммы или удалить их.
Кроме использования возможностей команды «Диаграммы», для их построения можно также использовать различные автофигуры.
Элементы диаграмм могут быть использованы и для создания рисунков. Например, из круговой, конусообразной, пирамидальной и цилиндрической диаграммы можно создать такие рисунки:
Технология их создания:
• Вставить диаграмму.
• Изменить тип диаграммы.
• Разгруппировать диаграмму и удалить ненужную информацию.
• Выделить все оставшиеся объекты или отдельно каждый объект.
• Выполнить: «Действия»: «Изменить автофигуру» и выбрать фигуру, на которую нужно изменить объект.
• Если есть необходимость сделать объект прозрачным, то в меню «Формат объекта» надо выбрать «Цвета и линии», установить ползунок на «полупрозрачном» и далее «ОК».
Выполните задание
1. Выполните построение любой анимированной диаграммы, используя фактический материал вашего учреждения.
2. Создайте рисунки на основе элементов диаграмм.