Заочная Школа педагога-исследователя
существенных для развития ребенка факторов, закономерностей, принципов, механизмов, условий и пр.
Опубликованные и прошедшие экспертизу результаты эксперимента, ход его осуществления, выявленные параметры ситуации, при которой получен положительный результат реализации программы эксперимента, а также условия возможной трансляции результатов в массовую практику - все это обеспечивает внедрение разработки и способствует социализации результата эксперимента.
Итак, были рассмотрены основные этапы экспериментальной деятельности, которые отвечают логике появления и удовлетворения потребностей образовательной практики в разрешении проблем и противоречий сегодняшнего дня путем создания, апробации и внедрения экспериментальных разработок педагогов.
Задание №7
Расставьте в нужном порядке этапы эксперимента, предварительно исключив лишние: теоретический внедренческий практический обобщающий подготовительный аналитический
Задание №8
На каком из этапов экспериментальной деятельности осуществляются следующие виды деятельности:
• анализ индивидуального опыта и выявление конкретных затруднений в деятельности педагога, завуча, директора школы;
• анализ состояния педагогического процесса в школе;
• выявление образовательных потребностей педагогического коллектива школы;
По многочисленным просьбам читателей мы повторяем материал, опубликованный на страницах журнала «Муниципальное образование: инновации и эксперимент»
Сологуб Валентина Александровна,
зав. УМК мультимедиатехнологий АПК и ППРО
Методика создания мультимедийных пособий и программ
Занятие 1
Упражнение 1. Запуск программы В настоящее время, с развитием новых информационных технологий, создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства, а в связи с этим становится иной и система образования.
На повышающиеся требования к знаниям и навыкам система организации обучения отвечает новыми образовательными технологиями.
• формулирование противоречий воспитательнообразовательного процесса в учебном заведении;
• постановка и обоснование проблемы.
а) на подготовительном;
б) на практическом;
в) на обобщающем;
г) на внедренческом.
Задание №9
Какому этапу эксперимента соответствует данное высказывание?
Результатом завершения педагогического эксперимента формирующего типа является проверенная система гипотез, раскрывающая факторы, закономерности, динамику, механизмы, тенденции развития и становления личности ребенка.
Задание №10
Впишите недостающие слова в данное суждение Подходы, условия, принципы, механизмы, пути и способы формирования личности ребенка, его развития являются итогом ... этапа экспериментальной деятельности и при положительном соотношении целей и результатов эксперимента подлежат процессу . на ... этапе вышеуказанной деятельности.
Задание №11
Используя материалы занятия №2, заполните следующую сводную таблицу
Этапы эксперимента Функции этапа
Особое место в обучении с использованием компьютерных технологий занимают мультимедийные обучающие программы, использование которых способствует получению новых знаний и повышению квалификации педагогических кадров.
Основной задачей образования является подготовка специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства обучения в определенных областях знаний, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях.
Мультимедиа-программы позволяют преподавателям и учащимся получать знания в новой, необычной и поэтому увлекательной интерактивной форме и добиваться при этом наилучших показателей.
Сегодня с помощью компьютера можно создавать в рамках учебного пособия целостную реальную обучающую среду, которая предполагает выбор и индивидуальное познание в обучении, что не может не влиять на его качество.
Существовавшая ранее система обучения с множеством носителей, представленных в виде экранных, звуковых и экранно-звуковых средств, предъяв-
Эксперимент и инновации в школе 2008/2
25
Заочная Школа педагога-исследователя
ляемых, с помощью довольно большого количества аппаратуры технических средств сегодня, преобразована в мощную, по своим возможностям, поисковую систему с хорошей технической поддержкой. Речь идет об использовании компьютера в организации учебного процесса.
А синтез компьютерных технологий, позволяющих объединять в компьютере звук, информацию, неподвижные и движущиеся изображения получил название мультимедиа.
Мультимедиа - технологии представляют собой принципиально новый уровень обработки инфор-
мации. Это означает, что видеоряды, тестовая и аудиоинформация, компьютерная графика и анимация могут быть произвольным образом скомпонованы с учетом дидактических особенностей.
При помощи средств мультимедиа можно создать модель лекции, семинара, выступления на конференции и т.п. Мультимедийные средства интерактивны и потому предоставляют большие возможности для использования дидактических приемов. Составитель обучающей программы должен обладать профессиональными навыками в области художественного монтажа.
Запуск программы
3. Запустите эту программу, для чего выделите ее курсором + Enter и ждите..., или дважды щелкните по ней левой кнопкой мышки
пуск О ^ w I й С
1. Начните работу с нажатия кнопки «Пуск», которая находится на экране слева внизу
2. Выделите курсором «Все программы», а затем программу Microsoft Office и Microsoft Office Power Point 2003
3. Запустите эту программу, для чего выделите ее курсором + Enter и ждите..., или дважды щелкните по ней левой кнопкой мышки
После того, как вы вошли в программу, необходимо начать работу с выбора макета содержимого через «Разметку слайда».
Выполните команды:
«ФОРМАТ» - «РАЗМЕТКА СЛАЙДА»
Для проявления творчества в создании программы выберите пустой слайд - это и будет вашим рабочим полем. Для этого щелкните по нему курсором мышки.
Начните работу с выбора макета содержимого и разверните другие области задач через «Разметку слайда»
26
Эксперимент и инновации в школе 2008/2
Заочная Школа педагога-исследователя
Разверните другие области задач через «Разметку слайда» и ознакомьтесь с некоторыми возможностями программы Power Point 2003/
Справа от развернутого меню, по мере выбора информации, будут появляться пояснения о возможных вариантах действий со слайдами.
В верхней части основной программы находится меню: Файл, Правка, Вид, Вставка, Формат, Сервис, Показ слайдов, Окно, ? . В каждом меню есть свои команды.
____________J Разметка слайда
Приступая к работе
Справка
Поиск
Коллекция клипов Справочные материалы Буфер обмена Создание презентации Справка по шаблону Общая рабочая область Обновления документов | | Разметка слайда
Дизайн слайда
Дизайн слайда ■ Цветовые схемы Дизайн слайда ■ Эффекты анимации Настройка анимации Смена слайдов
Ш! Microsoft PowerPoint - [Презентация?]
:£Э] файл Правка Вид Вставка Формат Сервис Показ слайдов Окно Справка Введите вопрс
и.цШІ-їйІ,*) ЧЙШ! ш т J. ® ^ І йгіа| - 18 4 Ж К Ч 1 S ! :Е [ К 1Щ [ШКонструктор jС
Ознакомьтесь подробнее с командами в «Меню». Для этого нажимайте левой кнопкой мышки на черточку под н&звашыми...
Файл Правка Вид Вставка Формат Серві
J Создать... Qrl+N
L3 Открьть... Ctrl+0
Закрьть
Я Сохранить Ctrl+S
Сохранить как...
& Сохранить как веб-страницу...
а Поиск Файлов...
Разрешения ►
Подготовить для компакт-диска
Предварительный просмотр веб-страницы
Параметры страницы...
|Д Предварительный просмотр
Печать... Cfrl+P
Отправить ►
Свойства
Правка | Виц Вставка Формат Отменить 0 чистить Ctrl+Z
О Повторить Очистить Ctrl+Y
Ji Вырезать Ctrl+X
Ції Копировать Ctrl+C
Cfl Буфер обмена Office...
а Вставить Qrl+V
Специальная вставка... Вставить как гиперссылку Очистить Del
Вьщелить все Qrl+A
Дублировать Ctrl+D
Удалить слайд
й Найти... Ctrl+F
Заменить... Ctrl+H
Перейти к свойству...
Связи...
Объект Слайд ►
Эксперимент и инновации в школе 2008/2
27
Заочная Школа педагога-исследователя
Через меню «Вид» можно выйти на «Панель инструментов», далее на «Настройку» и «Команды», которые частично вынесены на вторую строку Главного меню:
Вставка ^ Формат Сервис Показ Фермат Сервис Показ с лай; Показ слаЙАОв Окно Справка
сЗ
Создать сла£д Дублировать слайд
Qrl+M
Номер слайда Дата и время... Символ... Примечание
Слайды из файлов... Слайды из структуры...
Ш
Чь
Рисунок
Схематическая диаграмма... Надпись Фильмы и звук Диаграмма...
Таблица...
Объект...
Г иперссылка... СЫ+К
Шрифт...
Список...
Выравнивание
Интервалы...
Регистр...
Замена шрифтов..
Оформление слайда.. ІПІ Разметка слайда... Фон...
^ Объект...
Начатьпоказ F5
Настройка презентации... ^ Настройка времени Звукозапись... Управляющие кнопки Настройка действия... Эффекты анимации...
&Й Настройка анимации... Смена слайдов...
Скрыть слайд Произвольный показ..
Через меню «Вид» можно выйти на «Панель инструментов», далее на «Настройку» и «Команды», которые частично вынесены на вторую строку Главного меню:
В нижней части экрана расположены «инструменты», которые помогут решать многие задачи при создании
каждого слайда в отдельности.
28
Эксперимент и инновации в школе 2008/2
Заочная Школа педагога-исследователя
Мультимедиа - технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать процесс обучения более эффективным, вовлекая в щ) оцесс воспрютпы учебной шіформации большинств о чувственных компонентов обучаемого. Повышаетсяэффективность усвоения учебного материала, когда із гфо іде сс воспрютоы вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие.
Упражнение 2, Работа с автофигурами
Работу посозданию славданачнем сразмещением автофигур на славде. Д^я этогов ншкней ч астиэкрана развернитеконгекстное меню «АВТОФИГУРЫ» и выберите фигуру. Удерживая нажатой клеевую кно пку мышюц сделайте движение слева вниз. Если вы хотите сохрантъ гфопорщюншіьность оЧъекта, ^іщ^ирисовании удечжмзайге ніжатой клавші^ SHI FT.
& а*™ ►
►
Ю йсмндемуры >1
ФЧДЦНг» С*Р*ЛК|і ¥
£лон.-^иема ¥
т£и ^еэяыи ленты ¥
тЬр ВЫНОСКИ ►
►
'[ці £руыс лстаФ+гфы..
Дитсфнгуры- [\ V о О .
] ]
□ а и о
CD О л IF
О О см О
е a □ □
© о © л
ч •Он а
л С] о о
С ] >
Линин ►
у Соединительные линии ►
Е? Основные фигуры ►
% Фигурные стрелки ►
So Блок-скема ►
& Звезды и ленты ►
Ъ Выноски ►
^ у / кнопки ►
1гуры...
ч □ о;
/
Фигура может быть выбрана любая, для этого надо щелкнуть курсором мышки на выбранном объекте и затем «нарисовать» фигуру.
В вашей дальнейшей работе по созданию слайда эти объекты очень пригодятся для оформления. А пока потренируйтесь в их «рисовании».
Если при работе с различными объектами Вас не устраивает выбранное решение, то надо воспользоваться в меню «Правка» командами «Вырезать» или «Отменить», при этом поле удаляемого объекта должно быть активным (выделите объект курсором + щелчок мышкой).
Поле активно - это значит, что при щелчке на объекте появляются обозначенные маленькими кружками (или квадратами) границы. Зеленый кружок помогает поворачивать объект, а желтый прямоугольник - изменить форму фигуры.
^ Для отмены команды или возврату к ранее выполненным действиям
с объектом можно воспользоваться стрелками, которые могут находиться вверху под меню в программе Power Point.
Выполните задание:
Например, в разделе «Автофигуры» выберите «цилиндр»», затем, при нажатой левой кнопке мышки, движением вправо вниз; нарисуйте его. Не волнуйтесь - в этой работе Вам поможет компьютер.
При активном поле измените его цвет, для чего используйте «инструмент» - «Цвет заливки», который находится на панели внизу. Выберете понравившейся Вам цвет, для этого курсор установите на выбранном оттенке, нажмите левую кнопку мышки - «цилиндр» окрасится.
При работе с окрашиванием объекта помимо стандартных оттенков используйте «Дополнительные цвета» и «Способы заливки». Более подробно вопрос о способах заливки объектов будет рассмотрен позже.
Аналогичные действия проделайте с изменением цвета линий контура (Цвет линии), их толщины (Тип линии), создайте пунктирный контур (Тип штриха).
Особое внимание обратите на создание тени объекта (Настройка тени), восприятие объема (Настройка объема).
Эксперимент и инновации в школе 2008/2
29
Заочная Школа педагога-исследователя
Все эти упражнения помогут Вам при создании подвижных объектов в любом пособии.
Работа с командой «Действия» и ее составляющими
Поместите любую автофигуру так, чтобы она частично закрыла «цилиндр».
Откроете командо «Действші» (выделете ^рсором объект + щелчок мышкой) ивыполните все возможшяе задатта, которые там указаны. При этом выделяйте поле того объекта, который Вы будете перемещать согласно предложениям з адаїшям.
К Г руппировать
й Разгруппировать
d Перегруппировать
Порядок ►
Сетка и направляющие...
Сдвиг ►
Выровнягь/распределигь ►
П свернуть/отразить ►
tS1 Спрямить соединения
а Начать изменение узлов
Изменить автофигуру ►
По умолчанию для автофигур Действия т ГІ£ , АвтоФигуры т \ \
Раскройте каждую из команд:
- группировкапонадобится при объединении двух ил и несколь ких объектов;
- порядок определит, какой объест можетбыть на перво м
плане, а заэтш объектом;
- сетка и направляющие помогут сориентироваться в размерах помещаемых объектов;
- сдви г: влево, в право, вверх.вниз помогут перемещать объекты(этужефун кциювыполняют и та^ишина клавиат; ре);
д
< V в
- повернуть (отразить) - можно, при необходимости, п ов орач иват ь объект
Особая роль отводится командам «Выровнять \ распределить» и «Изменить автофигуру».
При выравнивании объектов относительно других объектов флажок «Относительно слайда» должен быть снят. Если этотфлакокустановлен, объект будетвьфавниваться относительно слайда, а не другого объекта.
30
Эксперимент и инновации в школе 2008/2
Заочная Школа педагога-исследователя
Ь Группиро гать й Разгруппировать
Порядок
Выровнгть/раопредел^ь
3
IP1 Выровнять по левому краю
[$] Выровнять по центру
'ЗІ Выровнять по правомукраю
“Qt Выровнять по верхнему краю ■°tb Выровнять по середине аШ Выровнять по нижнему краю
Повернуть/отразить ►
ИзмеНЮТЬаВТОфИР ур у ►
□ Распредел тьг^о горизоютали 1 Распределоть говертикали
Если на слайде уже имеется автофигура, но она вас не очень устраивает, то совсем необязательно ее удалять. Выделите автофигуру, д;иее «Действия», «Изменить автофигуру». Сделайтевыбор и вашрисунок измештгся.
При пос'фоешш графшсое їй "исунка на слайде может быть использованакоманда «Начать изменение узлов». Нарисуйте гфя^то или крітуюлинию, із затемпотяните ее залюбыеточют.
Упражнение 3. Работа с текстом
Установите курсор на команде «Надпись» (смотрите на экране внизу) или в меню «Вставка» - «Надпись», а затем двюкением вправои чуть-чуть внизобозначьте на лисге щэямоугольник, ширинакоторого будет соот-ветствоватьразмеру с'фоки.
Пусть Вас небеспокоит, что вест подштовлентш текстможет неуместтъсяв ЭТОМ прямоугольнике. Его размеры в длину будут увеличиваться по мере печатания текста. Если Вы уже подготовили поле для текста, то, открыв меню «Формат» и выделив «Шрифт», можно изменить размеры букв, их цвет, оттенить шрифт, подчеркнуть буквыи текст, создатьрельеф. Дтапереїшючения шрифтаїшавиатурыс русского языкана ашлийский нюкмитеодновременноклавиши Shift + Alt.
Удерживая нажатой левую ююгасу мышкипровести по рабочедлгполю слева- направо и напечатать текст.
Выполните задания:
- выберите цвет и размер заголовка;
- изменоте размеры «поля» текста. Переведите горизонтадьное расположениезаголовка в вертикальное за счетуменьшения«поля» текста доразмераоднойбуквы ирешите длясебя,когдаэтоудобноделать;
- выберите новый размер шрифта для печатания текста или предоставьте эту возможность компьютеру самому определить размеры шрифта;
- изучите возможность исправления букв в тексте, замене или вставке слов, предложений. Если Вы хотите удалить текст, слово или букву, надо установить курсор «за» удаляемой буквой и воспользоваться клавишей Backspace.
При желании полностью изменить размер, цвет текста или слова, поместите курсор в начале текста или слова, не отпуская левую кнопку мышки, проведите курсором по поверхности букв, а затем вводите новые данные.
Экспери мент иинновации в школе 2008/2
31
Заочная Школа педагога-исследователя
Если Вы сомневаетесь в правильности написания слова, то после выделения его, в меню «Сервис» выполните команды «Проверка сталж>, «Орфоц>афіш> и юмпьютер обязэтельноВам поможет.Только не забудьте нажать «ОК» (или Enter), если Вы согласны с компьютером. Выйдете из программы и с нова создате пустой слайд.
Вопрос о работе с текстовой программой Word Art будет рассмотрен позже в связи с использованием анима-циошгыхэффектов.
Очлнь часто тот или иной текст помещается в автофигуру. Для этого надо рядом с текстом расположить выбранный объект.
Цвет - это дитя света, и свет - его мать. Свет как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу.
_s_
Цвет - эго дт'я света, и свет - его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу.
о §
-'о 'ЇЇ
Например, вы выбрали скругленный прямоугольник и подготовили текст. Выделите оба объекта.
Лд Группировать а Разгруппировать Перегруппировать Порзцок ►
Выровмягь/распределигь ► Повернугь/отразигь ►
Начать изменение узлов Изменить автофигуру ►
Г Автофигуры т \
Выполните два действия:
1) «Выровнять \ распределить по центру»
2) «Выровнять \ распределить по середине»
В этом случае текст распределяется внутри фигуры как по середине, так и по центру. После выполнения этих команд выполните команду (при выделенных объектах) «Группировать».
Текст, как и любой другой объект, можно повернуть.
Для этого надо выделить текст открыть в «Действиях» - «Повернуть Отразить», выбрать «Свободное вращение» и приложив к одному из кружков курсор повернуть текст.
І Работа выполнена I | & Работа выполнена
6:У:У:У:У:У:U:!У:У:У:У:У:уЦ С1 С1
Цвет - это дитя света, и свет - его мать. Свет, как первый шаг в создаї-ии міра, открывает нам через цвет его живую душу.
Выровнять по левому краю
Выровнять по центру
,51 Выровнять по правому краю Зцг Выровнять по верхнему краю ■ф Выровнять по середине jJi Выровнять по нижнему краю
ЬН. Распределить по горизонтали J I Распределить по вертикали Относительно слайда
И Группировать е Разгруппировать Щр Перегруппировать Порзцок
Выровнягь/распределигь
Повернідь/отразт'ь дТ Начать изменение узлов Изменить автофигуру
Л Аетофигуры ’ \
|= Выровнять по левому краю £ Выровнять по центру Щ Выровнять по верхнему краю
ф Выровнять по середине
Распределить по горизонтали Распределить по вертикали
Относительно слайда
При повороте текст может быть совмещен с автофигурой.
/г,
°
00 работа вьтода^ао , ,
Зї
О
к Группировать Й Разгруппировать
Порядок ►
Выровиять/распределнть ►
Повернуть/отразить ►
Изменить автофигуру ►
б/ Свободное вращение Повернуть влево 2V Повернуть вправо
Отразить слева направо ^ Отразить сверху вниз
32
Эксперимент и инновации в школе 2008/2
Заочная Школа педагога-исследователя
Копирование текста из сети Интернет
Откройте любую поисковую систему и по ключевым словам или адресу найдите необходимую информацию.
ішш.шл.ивян
латон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н.э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита, Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в 399 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, эснователю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он едпринял великое путешествие.
http://www.newacroPol.ru/A.lexandria/philosoPhv/philosofs/plato/plato ВюдгаоЬ/
-'3 Биография Платона - Microsoft Internet Е
Файл | Правка Вид Избранное Сервис
Выделите текст и в меню «Правка» выполните коман- вырезать Тг1+х
ду «Копировать». Откройте программу Power Point и че- Копировать аи+с
рез «Надпись» подготовьте место для копирования текста, предварительно выбрав шрифт и его размеры.
Вставить
Ctrl-К
Выделить все Ctrl+A
Найти на этой странице,.. Ctrl+F
0 Microsoft PowerPoint - [Презентация!]
| Щ_\ Файл | Правка Вид Вставка Формат Сервис Показ слайдов Окно Оправка
J Q U 10 Отменить Размер Ctrl+Z
1 □ Е
2В —
3Q
4 F1
— Специальная вставка.,
Копировать [Si Вставить
Ctrl+X
Ctrl+C
Ctrl+V
Вставить как гиперссылку
Ю ▼ га ▼ * ап \ ||Times New Roman [Г]|14 [7] Ж К Ч І =і = == 1 ■ 2 ■ 3— ■ — А
і '4 ■ 1 -3 ■ 1 -2 • і • і • і -X- 1-і • і '2 • і '3 ■ і -4 ■ і '5 • і '6 • і -7 ■ ■8 ' і '9 ' і 40- 1 -її - 1 '12' 1 'ІЗ- 1 ■14- і -1І' •16
В этой программе в меню «Правка» откройте «Специальную вставку».
В «Специальной вставке» выделите Неформатированный текст.
Для того, чтобы не оставалось «хвостов», которые будут мешать размещению объектов на слайде, подтяните строку клавишей Backspace (английский -«забой», итальянский - «шаг назад»), Любое копирование текста из сети Интернет или из ранее напечатанного текста должно проходить через «Специальную вставку». В этом случае вы сможете применить любой шрифт.
ф Платон р о дипсяь Афинахе 428 или 427 г. до н.э. е аристократической ^
1
1
ф семье. Сначала онучипся у Кратила, последователя Геракпита. Затем в р возрасте двадцати лет стал ученикам Сократа, оказавшего на него ф р ешающе е влияние. П о еле смерти С окр ата в 399 г. он удалился на ф некоторое время в Мегару, к также учившемуся у С окр ата Евклиду, ф основателю Мегарскойшкольї, а затем возвратился в Афины. Несколько ф лет спустя он предпринял в елико е путешествие. р
| | ЭТУ СТРОКУ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДТЯНУТЬ |
1
Эксперимент и инновации в школе 2008/2
33