Научная статья на тему 'Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста'

Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1405
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / MULTIMEDIA PRESENTATION / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / INTERACTIVE PRESENTATION / АНИМАЦИЯ / ANIMATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Евдокимова Вера Евгеньевна

После вступления в силу федерального государственного образовательного стандарта для дошкольного образования, направленного на развитие любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, воспитатели и специалисты дошкольных учреждений в своей профессиональной деятельности все чаще сочетают традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Именно использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения и посвящена данная статья. Приводится пример создания мультимедийной презентации в программе Microsoft PowerPoint 2010 (в других версиях этой программы некоторые возможности, описанные в статье, могут быть недоступны). В презентации приведены приемы работы с различными объектами (изображения, автофигуры), применение к ним анимации с помощью триггеров, управляемых кнопок и действий. Подробно описано создание интерактивной ленты «Чем питается кошка». Подобная мультимедийная презентация позволит воспитателю моделировать различные ситуации окружающего мира, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Евдокимова Вера Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using ICT to create a multimedia presentation for preschoolers

After the entry into force of the Federal State Educational Standards in Russia for preschool education, aimed at developing an active, emotionally responsive means of communication and ways of interaction with adults and peers, child educators and experts in preschools are increasingly combining traditional teaching methods and modern information technology. The article is devoted to the information and communication technologies usage in the educational process on the example of creating a multimedia presentation in Microsoft PowerPoint. The article illustrate possibilities of work with different objects, subjecting them to animation. Detailed instructions for creating interactive film “What cat eats “ is provided. Multimedia presentation will allow the teacher to simulate different situations of the world, while developing creative and cognitive abilities of children of preschool age, causing interest to the subject.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста»

В.Е. Евдокимова

Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста

Евдокимова Вера Евгеньевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики информатики ФГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (Шадринск, Россия)

После вступления в силу федерального государственного образовательного стандарта для дошкольного образования, направленного на развитие любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, воспитатели и специалисты дошкольных учреждений в своей профессиональной деятельности все чаще сочетают традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Именно использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения и посвящена данная статья. Приводится пример создания мультимедийной презентации в программе Microsoft PowerPoint 2010 (в других версиях этой программы некоторые возможности, описанные в статье, могут быть недоступны). В презентации приведены приемы работы с различными объектами (изображения, автофигуры), применение к ним анимации с помощью триггеров, управляемых кнопок и действий. Подробно описано создание интерактивной ленты «Чем питается кошка». Подобная мультимедийная презентация позволит воспитателю моделировать различные ситуации окружающего мира, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, мультимедийная презентация, интерактивная презентация, анимация.

Using ICT to create a multimedia presentation for preschoolers Evdokina Vera, PhD in Pedagogy, Senior Lecturer, Department of Theory and Methodology of ICT, Shadrinsk State Pedagogial Istitute (Shadrinsk, Russia) After the entry into force of the Federal State Educational Standards in Russia for preschool education, aimed at developing an active, emotionally responsive means of communication and ways of interaction with adults and peers, child educators and experts in preschools are increasingly combining traditional teaching methods and modern information technology. The article is devoted to the information and communication technologies usage in the educational process on the example of creating a multimedia presentation in Microsoft PowerPoint. The article illustrate possibilities of work with different objects, subjecting them to animation. Detailed instructions for creating interactive film "What cat eats " is provided. Multimedia presentation will allow the teacher to simulate different situations of the world , while developing creative and cognitive abilities of children of preschool age , causing interest to the subject . Keywords: information and communication technologies, multimedia presentation, interactive presentation, animation.

Сегодня предъявляются новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Информатизация дошкольного образования предполагает создание единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе.

Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста. ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и специалистов при обучении и воспитании дошкольников. С одной стороны, информационно-коммуникационные технологии позволяют педагогам активно использовать различные программные продукты, технические мультимедийные средства, Интернет при разработке интегрированных занятий и проектной деятельности, с другой, как средство интерактивного обучения, ИКТ позволяют стимулировать познавательную активность детей в освоении новых знаний.

Чаще всего педагоги, создающие интерактивные образовательные ресурсы, используют программу Microsoft PowerPoint. Данная программа позволяет создавать как линейные, так и интерактивные мультимедийные презентации. Линейная презентация представляет собой последовательную смену слайдов, интерактивная, ее еще называют управляемая презентация, основана на использовании гиперссылок и управляемых кнопок. В отличие от линейной, интерактивная презентация может состоять из одного или нескольких слайдов, в зависимости от поставленной дидактической задачи.

Интерактивные мультимедийные презентации позволяют удобно и эффектно представлять информацию. Они сочетают в себе динамику, звук и изображения - факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, так как одновременное воздействие на два органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь большего эффекта. Таким образом, мультимедийные презентации облегчают процесс восприятия и запоминания информации детьми с помощью ярких образов.

Презентация для дошкольников представляет собой тематическую подборку изображений без описания или с краткими

описаниями. При создании мультимедийных презентаций используются принципы методики раннего развития, которая подразумевает, что кратковременный просмотр изображений объектов помогает ребенку не только запомнить сам предмет, но и расширить кругозор. Визуализация информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движения, звук, анимация надолго привлекают и удерживают внимание ребенка.

Обучать ребенка при помощи презентаций можно уже с раннего возраста, но при создании таких информационных продуктов следует обращать внимание, что количество изображений должно быть небольшим, а картинки озвучены четким голосом, с хорошим произношением. Воспитатели могут использовать мультимедийные презентации в индивидуальных беседах с детьми и на групповых занятиях по ознакомлению с окружающим миром, математике, грамоте и др.

В данной статье будут рассмотрены настройки интерактивной мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста по теме «Знакомство с домашними животными», созданной в программе Microsoft PowerPoint 2010. Презентация состоит из одного слайда и содержит несколько дидактических задач:

1) рассказ о строении тела кошки;

2) рассказ о детенышах кошки;

3) дидактическая игра «Чем питается кошка».

Эти задачи независимо друг от друга воспитатель может использовать на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.

Создание презентации начнем с выбора фона, для этого в программе PowerPoint на вкладке Дизайн выбираем понравившуюся тему (фон). Если фон не подходит к презентации, то можно добавить свой фон (любое изображение). Для этого на вкладке Дизайн в группе Фон выбираем команду Стили фона, а затем строку Формат фона. В открывшемся диалоговом окне находим строку Рисунок или текстура и в раскрывшемся списке нажимаем кнопку Файл, указываем путь выбранного фонового изображения и нажимаем кнопку Применить ко всем. После указанных действий рисунок станет фоном для всех создаваемых слайдов.

После того как мы определились с фоном презентации, можно приступать к добавлению объектов (изображения, автофигуры, звук).

В рассматриваемой в статье презентации использованы изображения кошки и котенка из наглядных пособий для педагогов,

логопедов, воспитателей и родителей «Домашние животные» и «Детеныши домашних животных». Изображения, добавленные в презентацию, должны быть без фона, так как фон будет отвлекать внимание детей, поэтому рисунки подверглись предварительной обработке в программе Adobe Photoshop.

Также для создания презентации понадобятся дополнительные изображения, которые отражают то, чем питается кошка, например, кувшин молока, кусок мяса, сухой корм для кошки в миске, хлеб, рыба, гриб. Такие изображения можно найти в Яндекс.Картинках, на сайтах, созданных для воспитателей и специалистов детских учебных заведений, или в наглядных пособиях для детей из серии «Окружающий мир». Следует обратить особое внимание, что все изображения, используемые в презентации, должны быть подобраны и оформлены в одном стиле.

После подбора изображений продумываем структуру презентации, в какой последовательности представлять детям информацию о кошке и как на слайде будут располагаться изображения.

Так как презентация состоит из одного слайда, то добавляем готовые изображения в презентацию, накладывая друг на друга (рис. 1).

Рис. 1. Размещение изображений на слайде

После того как изображения размещены на слайде, можно приступать к настройке анимации первой дидактической задачи - рассказ о строении тела кошки. Анимационные движения будут выступать помощником воспитателю в рассказе. Для этого на слайд нужно добавить автофигуру, например Стрелка вниз (зеленая стрелка на рис. 2), которая находится на вкладке Вставка на ленте Иллюстрации в группе Фигуры.

Рис. 2. Автофигура «Стрелка вниз»

Стрелку прорисовываем над головой кошки. Для движения стрелки по экрану применяем к ней анимацию. Это можно сделать следующим способом: выделяем стрелку и на вкладке Анимация в группе Анимация выбираем появление фигуры Вход и эффект Выцветание.

После того как стрелка появится на слайде презентации, она должна будет совершить движение вокруг головы кошки, поэтому следующим шагом будет добавление пути перемещения стрелки. Для этого на вкладке Анимация в группе Анимация находим строчку Другие пути перемещения и выбираем Круг.

При демонстрации презентации стрелка не должна быть видна, она появляется в том случае, когда воспитателю это нужно (при рассказе о частях тела кошки). Движение стрелки связано с появлением ее на экране, поэтому нужно выбрать время начала анимации и ее длительность. Это можно сделать на вкладке Анимация в группе Время показа слайдов в строке Длительность. Устанавливаем длительность 1 секунда. Длительность анимации воспитатель может установить, учитывая индивидуальные особенности детей определенного возраста (1-5 с.).

После того как стрелка совершит свой путь, обрисовав голову кошки, она должна исчезнуть с экрана, чтобы после нее появилась следующая стрелка, показывающая на туловище животного.

Чтобы скрыть стрелку, следует совершить следующие действия: в области анимации в строке, указывающей на движение стрелки по кругу, нажимаем на флажок, который находится с правой стороны строки (он появится тогда, когда вы выделите стрелку на

слайде). При нажатии на флажок раскрывается контекстное меню, в котором выбираем строку Параметры эффектов. После нажатия на эту строку откроется диалоговое окно с тремя вкладками: Эффект, Время, Анимация текста.

На вкладке Эффект в строке После анимации выбираем команду После анимации скрыть.

Как было отмечено выше, для дальнейшей работы нам понадобится еще одна стрелка. Чтобы эта стрелка не отличалась от предыдущей, ее можно скопировать. При копировании первой стрелки копируется и ее анимация, поэтому эту анимацию следует либо удалить и добавить новые настройки, либо просто изменить настройки. Рассмотрим оба способа.

Итак, мы скопировали стрелку и вставили ее в слайд. Не изменяя пока параметров анимации, переместим стрелку в нужное место, растянув при этом круг так, чтобы в него вошло туловище кошки. На слайде появилось две стрелки и два пути перемещения.

Далее будем изменять параметры анимации второй стрелки, она будет возникать так же, как и первая стрелка (появление на экране - Вход и эффект Выцветание, длительность 1 секунда).

Отличие анимации второй стрелки от первой будет состоять в том, что ее появление начнется после того, как закончит свою анимацию первая стрелка. Продолжительность движения второй стрелки должна быть больше - 7 секунд, так как туловище обводить дольше, чем голову.

После анимации вторую стрелку, так же как и первую, следует скрыть, чтобы при демонстрации презентации ее не было видно на экране.

Следующая стрелка должна указать на хвост кошки. Для настройки анимации третьей стрелки можно скопировать вторую стрелку или добавить из буфера обмена первую стрелку.

Настройку анимации появления третьей стрелки на экране оставляем без изменений, а путь передвижения удаляем и добавляем новые настройки: путь движения Боб, длительность движения 4 секунды. После настройки анимации данную стрелку, так же как и предыдущие, следует скрыть.

Прорисовываем лапу у кошки (четвертая стрелка). Появление ее не отличается от предыдущих стрелок, время движения

выставляем 2 секунды, путь движения Пользовательский путь, Прямая линия. Данную стрелку, как и предыдущие, следует скрыть.

Осталось прорисовать ушки на голове кошки. Для этого снова копируем или вставляем стрелку из буфера обмена. Но следует обратить внимание, что ушки прорисовываются отдельно, то есть для каждого ушка нужна своя стрелка, будем называть их, соответственно, пятая и шестая стрелки.

Итак, настройка пятой стрелки. Появление ее также не отличается от появления предыдущих стрелок (Выцветание, После предыдущего, длительность 1 секунда). Путь движения стрелки выбираем Пользовательский, так как с его помощью мы сможем прорисовать ушко кошки по контуру. Начало движения - Вместе с предыдущим, длительность - 0,25 секунды.

Аналогично производится настройка шестой стрелки (второе ушко).

В итоге на слайде презентации будет изображена кошка и шесть стрелок, с указанием путей их движения (рис. 3).

Рис. 3. Расположение стрелок на слайде

После рассказа о строении тела кошки можно приступить к рассказу об ее детенышах, и, например, после вопроса «Как зовут детеныша кошки?» на экране может появиться изображение котенка.

Для лучшего восприятия детьми информации изображение котенка можно аними-ровать. Для этого выделяем изображение и применяем следующие настройки: появление на экране выбираем Вылет, направление движения - Справа. Движение котенка будет осуществляться по щелчку на изображении кошки, которое будет являться триггером для движения котенка.Триггер, или «горячая зона», - это объект на слайде, щелчок по которому анимирует другие объекты слайда. Применение триггеров в презентации придает занятиям игровой момент и делает презентацию интерактивной.

Для создания триггера выделим изображение котенка и в группе Расширенная анимация выбирем кнопку Триггер, затем команду По щелчку и далее из раскрывающегося списка - нужный объект (в нашем случае это кошка). Но дело в том, что в этом списке объекты называются одинаково - picture (картинка) и им присваиваются только номера (в той последовательности, как они добавлялись в презентацию) - picturel, picture2 и т.д. Поэтому на вкладке Главная, в группе Рисование нужно найти Упорядочить и выбрать строку Область выделения. Откроется панель Выделение и видимость, в которой можно переименовать объект Кошка. После того как изображение будет переименовано, его будет легче найти в группе предлагаемых триггеров.

После того как триггер добавлен, можно настроить дальнейшую анимацию объекта Котенок - длительность анимации 4 секунды. После настройки анимации по условию дидактической задачи изображение котенка можно скрыть или оставить на экране.

Для того чтобы удержать внимание дошкольников, можно на слайд добавить звуковой эффект, например мурлыканье кошки или котенка. Для этого в меню Вставка в группе Мультимедиа выбираем команду Звук, и в открывшемся окне указываем путь нахождения звукового файла (он должен находиться в той же папке, где презентация). После добавления появится меню Работа со звуком, в котором можно изменять настройки звука.

Для дидактической игры «Чем питается кошка» можно использовать интерактивную ленту, которая представляет собой последовательную смену изображений по действию (щелчку по триггеру) воспитателя. Для интерактивной ленты используются изображения продуктов питания, размещенные в верхней части слайда. В данной презентации эти

объекты расположены в два ряда по три в ряд, один ряд находится на переднем плане.

Для начала движения всех изображений нам понадобится триггер, например стрелка, в программе она называется Нашивка 5. Стрелку помещаем в верхний левый угол слайда и поворачиваем в ту сторону, в которую будет двигаться лента (рис. 4). Чтобы стрелка была менее заметна и не привлекала внимание детей, можно приглушить ее цвет. Для этого на вкладке Средства рисования находим команду Заливка фигуры и выбираем строку Нет заливки или цвет заливки слабого оттенка.

Рис. 4. Триггер «Нашивка»

Далее работаем с изображениями первого ряда. Каждое изображение в интерактивной ленте должно появляться и уходить с экрана. Начало движения ленты начинается с первого изображения верхнего ряда. Выделяем это изображение (в данном случае рисунок кувшина с молоком) и применяем к нему анимацию: появление Вылет, направление движения Справа, начало движения По щелчку, длительность движения - 3 секунды.

Настройка анимации второго и третьего изображений первого ряда делаются аналогично первому изображению, изменяются только настройки начала движений, а именно движение начинается После предыдущего.

Затем, когда все изображения появились на экране, следует применить анимацию исчезновения их с экрана. В рассматриваемой презентации все три изображения скроются одновременно после анимации Выход -Случайные полосы. Для этого выделяется первое изображение (кувшин с молоком), к нему применяется анимация Начало по щелчку на триггере Нашивка 5, длительность анимации 2 секунды. К следующим двум изображениям применяются те же настройки, только начало движения выбираем Одновременно с предыдущим.

Аналогично производится настройка второго ряда изображений продуктов. В итоге все объекты и их анимационные действия с настройками на макете презентации будут выглядеть на слайде как на рис. 5.

Не следует забывать, что при демонстрации созданной презентации на слайде будет находиться только изображение Кошки, триггер для интерактивной ленты и значок звука, который можно сделать невидимым, используя настройки меню Работа со звуком (рис. 6). Остальные объекты будут появляться на слайде, когда воспитатель будет решать конкретную дидактическую задачу.

Таким образом, рассмотрев основные приемы создания мультимедийной интерактивной презентации в программе Microsoft PowerPoint, можно сделать вывод, что такие презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия ребенка, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Рис. 6. Объекты, отображенные на слайде в начале демонстрации презентации

Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления в игровой форме развивает произвольное и непроизвольное внимание детей. ■

Использованные источники

1. Знакомство с окружающим миром и развитие речи: Домашние животные [Текст] / Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Гном. - 2007. - 31 с.

2. Знакомство с окружающим миром и развитие речи: Детеныши домашних животных [Текст] / Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Гном. - 2007. - 16 с.

3. Изображения с Яндекс.Картинки [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://images. yandex.ш/?шnfo = ww-1349-wh-664-fw-1307-А>458^-1. - 03.03.14.

Статья поступила в редакцию 4.02.2014 г.

Уважаемые читатели! На страницах журнала «Современное дошкольное образование» вы найдете актуальную информацию об инновационных образовательных методиках, современных технологиях дошкольного образования, конспекты занятий и многое другое. Над журналом работают ведущие специалисты в области дошкольного образования. Творческий коллектив редакции прилагает максимум усилий, чтобы сделать его интересным и полезным для всех, кому небезразличны вопросы воспитания дошкольников. Мы рассчитываем и на вашу помощь, надеемся, что вы будете делиться опытом, участвовать в наших дискуссиях, предлагать темы для обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.