УДК 37.035:378
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА С УЧЕТОМ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ
ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ
© 2012 К.А.Климин
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
Статья поступила в редакцию 19.09.2012
В данной статье описаны методические рекомендации для создания концепции воспитательной работы вуза. Ключевые слова: формирование, ценность, гражданственность, патриотизм.
Работа современного вуза должна строиться на основе тенденций демократизации и гуманизации современного общества. Необходимо осознавать и разрабатывать пути и средства формирования человека, способного жить в гражданском обществе с его новыми ценностями и взглядами на жизнь. Для этого необходимы знания, умения и навыки, определяющие отношение человека к обществу, формирование демократических принципов и их реализация в общении, желании и готовности осуществлять социально полезные действия.
Решая проблему гражданского образования и воспитания студентов, образовательное учреждение, прежде всего, должно сосредоточить свои усилия на формировании ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Гражданское образование и гражданское воспитание студентов — самостоятельные и специфичные категории. Если под первым мы понимаем владение студентами определенной системой научных знаний о государстве, правах и обязанностях граждан и связанный с ними тот или иной уровень гражданского мышления, базирующийся на уважении к общечеловеческим ценностям, то под гражданским воспитанием понимается целостный педагогический процесс, направленный на формирование личности, обладающей гражданственностью. Гражданское воспитание нацелено на формирование личности как гражданина, его отношения к миру, обществу, людям. Общими для гражданского образования и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими — результаты. Применительно к гражданскому воспитанию ими являются качества личности гражданина, формы ее социального поведения, а применительно к гражданскому образованию — система научных знаний, умений и навыков.
Климин Кирилл Андреевич, аспирант кафедры педагогики. E-mail: klimin kirill [email protected]
Гражданское образование и воспитание различны и по ведущим видам реализующей их активности: гражданское воспитание осуществляется в основном через межличностное общение, а образование — через различные виды предметной теоретической и практической деятельности. Гражданское образование имеет дело с познавательными процессами студентов, а гражданское воспитание — с чувствами и межличностными отношениями. Гражданское воспитание студентов неотрывно от гражданского образования. Цель высшего образования — это выпускник-специалист высокого класса и гражданин, следовательно, имея взаимообусловленные цели, гражданское воспитание и образование органически взаимосвязаны, поэтому нет необходимости их искусственно разделять и противопоставлять. На первое место следует поставить цель формирования гражданственности, которой должен быть подчинен процесс обучения с акцентом на передачу студентам гражданских ценностей, установок, чувств, норм и правил поведения. Таким образом, гражданское образование и гражданское воспитание объединяются в процессе обучения.
Как полагает Б.Т.Лихачев, «обучение является главным механизмом образования и воспитательного воздействия в системе усвоения знаний, умений, навыков. Оно является... наиболее действенным и эффективным средством развития психических процессов и сущностных сил личности»1. П.И.Пидкасистый определяет обучение как «целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие», как процесс по овладению знаниями2.
В настоящее время педагогическое взаимодействие приобретает организационные формы сотрудничества, такие как деловые, ролевые
1 Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Изд. 4-е. пере-раб. и доп. - М.: 2001. - С. 221.
2 Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: 2008. - С. 149.
игры, совместно-разделенная деятельность, работа в триадах, группах, тренинг-группах. При этом сотрудничество предполагает, прежде всего, взаимодействие самих студентов в учебном процессе и вне процесса. В воспитательном процессе создается ситуация множественности планов и форм воспитательного взаимодействия, усложняется и его общая схема.
Гражданскому воспитанию в вузе, как и воспитательному процессу в целом, свойственны значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться, что обусловлено действиями ряда субъективных факторов: большими индивидуальными различиями студентов, их социальным опытом, отношением к гражданскому долгу и патриотизму. Уровень профессионального мастерства преподавателей также оказывает большое влияние на его ход и результаты.
Гражданское образование и гражданское воспитание студенчества - самостоятельные и специфичные категории, органично взаимосвязанные, неотделимые от обучения. Формирование гражданственности можно представить как содержание процесса воспитания: понятие «формирование» фиксирует процесс и результат внутренних изменений в личности, а понятие «воспитание» отражает деятельность, направленную на реализацию этих изменений в личности в соответствии с целями воспитания.
Процесс формирования гражданственности можно рассматривать как процесс формирования отношений человека к государству, обществу в целом и личности. Рассматривая отношения как основной механизм формирования гражданских качеств, мы, вслед за И.А.Зимней, Б.Н.Боденко, Н.А.Морозовой, отметим, что в этом процессе «ценности общественного сознания, представленные субъекту воспитания в качестве объектов его отношения, переживание которого как эмоционального и личностно значимого превращает их в ценностные ориентиры или ценности индивидуального сознания, ценности личности, что, в свою очередь, является основой формирования ее духовности»3.
Формирование гражданственности - процесс многоуровневый, в котором необходимо учитывать принцип обязательного единства взглядов, убеждений и поведения, а также определенную специфику, обусловленную длительностью, значительной вариативностью и неопределенностью результатов, являющихся следствием выявленных нами субъективных и объективных факторов социального характера. Формирова-
3 Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова H.A. Воспитание - проблема современного образований в России (состояние, пути решения). - М.: 1999. - С. 35.
ние гражданско-патриотических ценностей в вузовском образовательном процессе является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания и обеспечивает тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.
К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов в ходе обучения лучших черт и качеств, таких как доброта, любовь к родной земле, коллективизм, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию, доброжелательность к людям независимо от расы, национальности, вероисповедания, чувство собственного достоинства, справедливость, высокие нравственные нормы поведения в семье и в обществе.
Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения. Показателями уровня патриотического воспитания студентов являются их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества. Активная жизненная позиция студента, говорящая о его социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.
В области гражданского образование выделяется компетентностный подход, на основе которого можно наиболее точно выявить методические составляющие процесса формирования гражданско-патриотических ценностей студентов. При этом гражданское образование - это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Гражданское образование невозможно реализо-
вать через отдельную учебную дисциплину. Это - целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориенти-рованных и интерактивных методов обучения.
Компетентностный подход предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетент-ностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность: 1) Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. 2) Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. 3) Компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения. 4) Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем. 5) Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Подчеркивая, что компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования, считаем необходимым отметить два важных момента. Во-первых, реализация компетентностного подхода не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию, без которых невозможно становление действительной гражданской компетентности. Гражданская компетентность, в отличие от ряда других компетент-ностей, не может быть сформирована без опоры на гражданские ценности и не может реализо-вываться вне системы ценностных ориентиров. Во-вторых, необходимо понимать, что процесс становления компетентности может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится, и в деятельности же компетентность только и может реализовываться. Вот почему гражданская компетентность предполагает как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к ее реализации, и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации.
Цели и задачи гражданского образования реализуются в рамках всех предметов на инте-гративной основе (методологической, содержательной, технологической и других). Предметы социально-гуманитарного цикла дают учащимся систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей. Независимо от того, избран ли сквозной вариант преподавания предметов этого цикла (один предмет, проходящий через весь период обучения), либо их рациональное сочетание по ступеням образования (последовательно сменяющие друг друга предметы), эти предметы должны являться основой системы гражданского образования, осуществляемого в рамках учебного процесса. Вместе с тем, они должны быть тесно взаимосвязаны как с другими предметами, так и с внеучеб-ной деятельностью учащихся, а также с деятельностью по развитию уклада жизни учебного заведения. В этом плане урок может и должен стать тем местом, на котором происходит либо запуск процессов демократизации в образовательном учреждении, либо анализ опыта гражданского действия и поведения.
В рамках других учебных дисциплин также происходит гражданское образование. Во-первых, при обсуждении и решении общественно-значимых проблем, связанных с той или иной дисциплиной, создаются условия для становления гражданских компетентностей и обретения соответствующих ценностей (например, проблемы экологии на уроках географии, биологии и зоологии, проблемы клонирования и генетических мутаций на уроках анатомии, зоологии, биологии, социальные проблемы на уроках истории и т.д.).
Во-вторых, гражданские компетентности тесно связаны с универсальными умениями и способностями, которые проявляются и в других сферах жизни (не только в социальной сфере). Освоение учащимися способов и приемов исследовательской деятельности, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов, общения, принятия решений, овладение учебными навыками - все это служит развитию гражданских компетентностей. Понимание этого позволит педагогам наполнить новым смыслом привычные занятия, использовать в полной мере богатейшие возможности преподавательского сообщества и межпредметных связей.
Очевидно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не исчерпывают возможного спектра методов гражданского образования, но и не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей и соответственно
гражданско-патриотических ценностей являются интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в процессе решения учебных и практических задач. К этим методам относятся, например, разрешения конфликтных ситуаций, дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.
Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности.
Воспитать гражданина, члена демократического общества, возможно только в демократическом учебном заведении, поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства должно стать формирование демократического уклада жизни школы, колледжа, вуза. Уроки граждановедения или обществознания не способны сами по себе сформировать гражданина, тем более, если отношения в учебном заведении не являются демократическими. Гражданское образование -это своего рода социальный проект для всего учебного заведения.
В настоящий период, когда гражданское образование в России находится в стадии становления, роль общественных объединений и организаций в развитии этого процесса особенно велика. Педагоги могут и должны стать активными участниками этих организаций, помогая им сосредоточить свои усилия на тех направлениях, которые могли бы оказать российскому граждановедению существенную помощь и поддержку. При этом выделяются следующие задачи взаимодействия педагогов и организаций: 1) Стимулирование и поддержка интереса общественности к задачам гражданского образования, в том числе с помощью СМИ и электронных средств коммуникации. 2|) Объединение всех тех, кто заинтересован в решении проблем гражданского образования, и поддержка их инициатив. 3) Лоббирование и распространение идей гражданского образования в государственных структурах. 4) Содействие организации и проведению независимых граждановед-ческих экспертиз. 5) Содействие в создании экспериментальных площадок для проявления гражданских инициатив. 6) Привлечение дополнительных финансовых средств к решению проблем гражданского образования, особенно на уровне школ.
С точки зрения компетентностного подхода особое внимание уделяется гражданской подготовке студентов как будущих учителей, способных реализовать формирование гражданско-патриотических ценностей в рамках школы. От того, какой педагог придет в учебное заведение, зависит качество гражданского образования, характер уклада жизни этого заведения. Учитель не только сам должен быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у своих учеников. Решить эту задачу можно только совместными усилиями всех педагогических образовательных учреждений. При этом педагогические университеты (институты, факультеты) должны выступать системообразующим фактором, объединяющим и координирующим деятельность педагогических классов средних школ, педагогических колледжей (училищ), системы последипломного образования учителей, а также общественных центров, исследующих проблемы гражданского образования.
Условием эффективной реализации основных задач гражданского образования в вузах является создание системы подготовки преподавателей высшей школы - координаторов гражданского образования. При этом выделяются следующие задачи для высших учебных заведений: 1) Развитие у будущих учителей ключевых компетентностей, необходимых для успешной реализации идей гражданского образования. 2) Проектирование образовательной среды педагогического учебного заведения как пространства накопления, обогащения опыта гражданского самоопределения и становления гражданственности специалиста. 3) Разработка и обоснование модели гражданского образования в вузе (ценности, цели, содержание, технологии, условия и ресурсы) при непременном учете региональной специфики. 4) Разработка и внедрение в учебный процесс курсов и модулей, связанных с подготовкой будущих педагогов как активных участников процесса демократизации школы, в том числе формирования демократического уклада школьной жизни, осуществляя при этом тесное сотрудничество со школами и другими учебными заведениями, прежде всего, с теми, где ведется активная работа в этом направлении. 5) Акцентирование и обогащение граждановедческой проблематики в содержании психолого-педагогических, общегуманитарных и специальных учебных дисциплин. 6) Создание информационного обеспечения гражданского образования: интегративных курсов, учебных модулей, различных программ практики, банка данных, ориентированных на
становление педагога-гражданина. 7) Определение оптимального сочетания традиционных и инновационных технологий, направленных на создание условий для становления гражданских компетентностей и соответствующих нравственных ценностей. 8) Разработка критериев и показателей эффективности гражданского образования и диагностического инструментария для отслеживания динамики становления ключевых гражданских компетентностей будущего педагога.
В современном обществе качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от овладения им ключевыми компетентно-стями. В Программе модернизации российского образования, в новых стандартах основного и среднего общего образования цели образования выстроены именно на таких подходах.
Положительная динамика формирования гражданско-патриотических ценностей является фундаментальной составляющей в этом отношении. Студенческий возраст - период становления активной личности, осознания себя гражданином страны, что обуславливает необходимость определения методических подходов к формированию гражданско-патриотических ценностей студентов, осознания имеющегося в историческом аспекте социального и педагогического опыта, раскрытия перспектив и поиска необходимых форм работы. Предлагаем познакомиться с методикой создания концепции воспитательной работы вуза с учетом положительной динамики формирования гражданско-патриотических ценностей у студентов.
Разработка концепции и программы воспитательной работы вуза осуществляется с учетом всех основополагающих направлений и линий воспитания студенческих коллективов. При этом целенаправленный подход при распределении положений воспитания и образования будущих педагогов необходимо выражать через позиции гражданственности и патриотизма, через этапы формирования гражданско-патрио-тических ценностей. Формирование граждан-ско-патриотических ценностей - это процесс становления и развития социально значимых позиций гражданственности, осуществляемый и в образовательной среде среднего и высшего профессионального образования. Бесспорно, становление гражданских ценностей в студенческой среде напрямую влияет на становление профессиональной компетентности будущих педагогов. Поэтому положительная динамика формирования гражданско-патриотических ценностей должна соответствовать базовой идее концепции воспитания вуза.
Процесс воспитания в вузе осуществляется в двух направлениям: учебный процесс - во время аудиторных занятий и внеучебная работа - в
свободное от учебных занятий время студента и преподавателя. Цель этих направлений является единой - воспитание современного высококвалифицированного специалиста. Для этого необходимо иметь представление о том, каким должен быть современный специалист, как должны соотноситься его личностные и профессиональные качества, как их формировать и кто их должен формировать. Опираясь на фундаментальные ценности, вузовский коллектив формирует воспитательную среду и становится для будущих специалистов культурным, учебным, научным, профессиональным, молодежным центром.
Воспитательная работа в вузе определяется «Стратегией государственной молодежной политики Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 997-р, «Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2011 - 2015 гг.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795, регламентирующими документами Министерства образования и науки Российской Федерации и на основе положений Устава вуза по следующим направлениям: 1) профессиональная подготовка; 2) нравственное воспитание; 3) патриотическое воспитание; 4) эстетическое воспитание; 5) физическое воспитание.
Концепция воспитательной работы вуза должна раскрывать следующие задачи воспитания: 1) формирование у студентов высокой нравственной культуры; 2) формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры; 3) формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; 4) привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления; 5) сохранение и приумножение историко-культурных традиций учебного заведения, преемственность в воспитании студенческой молодежи; 6) укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению.
Решение поставленных задач необходимо соотносить с реализацией следующих принципов: 1) гуманизма к субъектам воспитания; 2) демократизма, предполагающего реализацию системы воспитания, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента; 3) уважения к общечеловеческим отечественным ценностям, правам и свободам гра-
ждан, корректности, толерантности, соблюдения этических норм; 4) преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания уважительного отношения, любви к России, родной природе, чувства сопричастности и ответственности за дела в родном вузе.
Подробное описание деятельности по каждому направлению должно включать элементы формирования гражданственности и патриотизма. Данное включение производится на основе общности компонентов воспитания и их значимости в развитии личности студента. Так, например, соотносятся термины «гражданственность», «патриотизм», «нравственность» в воспитании личности и прочее. Все направления воспитательной работы должны быть ориентированы на формирование гражданско-патри-отический ценностей.
Воспитание в вузе определяется как целенаправленный процесс, представляющий собой неразрывное единство объективных условий и субъективных факторов воспитательного воздействия и взаимодействия участников этого процесса. Процесс воспитания осуществляется непрерывно как во время учебных занятий, так и во внеучебное время. Средствами воспитания должен выступать личный пример и авторитет преподавателя, сила традиций учебного заведения, гуманистический характер атмосферы вуза. Кроме того, воспитательный процесс необходимо осуществлять силами специальных структур через систему соответствующих мероприятий. Основами системы воспитания являются гуманизация и гуманитаризация образования, демократизация жизни вуза, развитие системы внеучебной работы со студентами и студенческого самоуправления.
На основе концепции воспитания студентов вуза разрабатывается программа организации воспитательной работы. В соответствии со стратегической целью воспитания разносторонне развитого конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота, программа определяет содержание воспитательной работы со студентами по курсам обучения.
С учетом изложенных выше рекомендаций была разработана концепция и программа воспитательной работы Стерлитамакской педагогической академии имени Зайнаб Биишевой (Республика Башкортостан). Проведенная нами диагностика динамики формирования гражданско-патриотических ценностей у студентов этого вуза показала положительные результаты.
В процессе анализа результатов динамики формирования гражданско-патриотических ценностей выявлено увеличение количества студентов с высоким и средним уровнем сформиро-ванности гражданственности и уменьшение количества студентов с низким уровнем. Так среди студентов 5-ого курса наблюдается увеличение количества студентов с высоким уровнем сформированности гражданско-патриотических ценностей, а именно до 38 % при результате начальной диагностики в 13 %. Количество студентов с низким уровнем уменьшилось с начальной позиции в 36% до 15%.
Таким образом, методические рекомендации, изложенные в данной статье с учетом положительной динамики формирования гражданско-патриотических ценностей у студентов, могут использоваться в создании и реализации концепции и программы воспитательной работы вуза.
TECHNIQUE OF CREATION OF THE CONCEPT OF EDUCATIONAL WORK OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION TAKING INTO ACCOUNT DYNAMICS OF FORMATION STUDENTS' CIVIL AND PATRIOTIC VALUES
© 2012 K.A.Klimin
Sterlitamak Branch of Bashkir State University
This article describes guidelines for creation of the concept of the educational institution. Key words: formation, value, citizenship, patriotism.
Kirill Andreevich Klimin, graduate student of pedagogy. E-mail: klimin kirill [email protected]