научно-практической конференции и V педагогических чтений / Под ред. А.П. Таран. Архангельск, 2003; Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: Материалы V Международной научнопрактической конференции. СПб., 2005.
4 См.: Барабанщиков А.В., Муцынов С.С., 1985.
5 См.: Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализма личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991. С. 3-24.
6 См.: Лапшов В.А. Профессиональная культура офицера // Менеджмент экономики и менеджмент организации. 1995. № 6. С. 96-102.
7 См.: Богданова Л.В. К вопросу о культуре профессионального общения // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. Т. 3. М., 1998. С. 66-69.
8 См.: Гейжан Н.Ф. и др.; 2002.
9 См.: Межакова Е.Л. Становление профессиональной культуры у будущих учителей в процессе изучения иностранного языка (на материале неязыковых вузов): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2004.
10 Павелко Н.Н. Культурологическая парадигма теории профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: Автореф. дис. ... докт. культурологии. Краснодар, 2004.
11 См.: Качуровская Н.М. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2005.
12 Головина Е.С. Педагогическое содействие формированию профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.
13 См.: Ананченко М.Ю. К вопросу о сущности и факторах становления профессиональной культуры специалиста // Установление профессиональной культуры будущего специалиста: Сборник статей. Челябинск, 2005. С. 25-36.
14 См.: Полякова Л.С. Формирование психологической культуры современного специалиста в условиях технического вуза: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2005.
15 См.: Жигалёва О.Л. Формирование профессиональной культуры выпускника среднего специального учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2006.
16 См.: Чапцов А. Указ. соч.
17 См.: Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. СПб., 2005; Качуровская Н.М. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2005; Патралов Б.С., Гейжан Н.Ф. Культура личности учащегося профессионального учебного заведения. СПб., 1996.
18 См.: Бачинин В.А. Указ. соч. С. 127.
19 См. Чапцов А. Указ. соч. С. 4.
20 См.: Пинигина Г.В., Полякова Л.С. Новые требования к управленческим кадрам в XXI веке // Подготовка управленческим кадров в XXI веке: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2004. С. 50-55; Полякова Л.С. Указ. соч.
21 Патралов Б.С., Гейжан Н.Ф. Культура личности учащегося профессионального учебного заведения. СПб., 1996. С. 30-31.
22 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Ломов Б.Ф. Проблема деятельности в психологии / / Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 190-241.
23 См.: Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.
24 См.: Полякова Л.С. Указ. соч.
А.А. Стрелков*
Актуализация процесса формирования личности студента как гражданина и патриота
Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является патриотическое и гражданское воспитание.
С учетом развития демократизации, гражданского общества и общественных отношений, вопросы формирования гражданственности и патриотизма личности становятся приоритетными, особенно для представителей молодого поколения.
Отправная точка воспитания - существование у педагогов как минимум самого общего социокультурного ориентира на перспективу, соответствие процесса воспитания социокультурным ценностям. Эти ценности отражены и в задачах воспитания.
В учебных заведениях задачи воспитания определяются следующими факторами: характером общественного строя и государственного устройства, национальными ценностями и традициями, особенностями развития гражданского общества.
В организации воспитания в вузе необходим системный подход. И в этом смысле уместно говорить о создании целевых программ под общим названием «Формирование гражданственности и
* Проректор по воспитательной работе Государственной полярной академии.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Психология, педагогика
патриотизма студенческой молодежи» или «Социально-культурная концепция формирования гражданских черт личности студенческой молодежи».
Концепция воспитательной работы разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Международной конвенцией о правах и основных свободах человека, Федеральной программой развития в России, Федеральной программой «Молодежь России», уставом вуза и другими документами, регламентирующими образовательную и внеучебную деятельность.
Воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, согласно закону РФ «Об образовании», - профессиональной обязанностью каждого преподавателя и сотрудника вуза. Формирование в вузе специалиста как личности базируется на практической реализации в учебном заведении концепции воспитательной работы, которая предполагает реализацию единой воспитательной стратегии всеми вузовскими структурами.
Воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у студентов высоких гражданских, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми и педагогическими требованиями.
Изменение социально-экономического строя в России привело к изменению социального заказа в системе высшего образования. Требования демократизации, диверсификации и гуманизации являются основными в перестройке воспитательной работы учебного заведения, что соответствует конечным целям построения демократического общества в стране. Поэтому концепция воспитательной работы в вузе должна определять долговременные стратегические цели и задачи, конечную модель личности специалиста, основные принципы и направления в целях практической реализации этой модели.
На основе принятой концепции разрабатывается программа воспитательной работы в вузе, в которой основные концептуальные принципы конкретизируются в программные положения, а затем реализуются в планах воспитательной работы вуза, кафедры, общежития или другого структурного подразделения. Таким образом, концепция служит базой создания и развития системы воспитательной работы в вузе.
Основной целью воспитательной работы в вузе является разностороннее развитие личности студента как гражданина российского общества, обладающего глубокими профессиональными знаниями и навыками, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества.
Главной задачей воспитательной работы со студентами в вузе является создание условий для их активной жизнедеятельности, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Наиболее актуальными являются следующие задачи:
1) формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
2) формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, интеллигентности;
3) воспитание нравственных качеств, духовности;
4) ориентация на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
5) привитие умений и навыков управления коллективом с использованием различных форм студенческого самоуправления;
6) сохранение и приумножение историко-культурных традиций вуза, преемственность в воспитании студенческой молодежи;
7) приобщение к академическому духу, формирование чувства солидарности и корпоративности;
8) воспитание толерантного отношения к окружающим;
9) совершенствование физического состояния, привитие потребности здорового образа жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению.
Принципами, ориентирующими воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в современных условиях, для всех участников воспитательного процесса в вузе должны быть:
- демократизм, предполагающий реализацию системы воспитания, основанной на педагогике сотрудничества и взаимодействия преподавателя и студента;
- объективизм и гуманизм как основа взаимодействия с субъектами воспитания;
- уважение к общечеловеческим ценностям, правам и свободам граждан, корректность, терпимость, соблюдение этических норм;
- профессионализм, организованность, ответственность, дисциплина и самодисциплина, компетентность, наличие глубоких знаний, умений и навыков по специальности;
- конструктивность, рационализм, активное участие в общественной жизни вуза, самодеятельности, спортивных мероприятиях и др.;
- толерантность, предполагающая плюрализм мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к другому образу жизни и поведению людей, не выходящему за нормативные требования законов;
- индивидуализация и дифференциация, формирующие в вузе систему воспитания, направленную не на производство усредненной личности, а личности, индивидуально ориентированной с учетом задатков и возможностей каждого студента в процессе его воспитания и социализации;
- патриотизм и гражданственность: воспитание уважительного отношения, любви к России, чувства сопричастности и ответственности.
Эти целевые программы должны стать «локомотивом» развития всего воспитательного процесса в высшем учебном заведении, причем вне зависимости от специфики этого заведения и его статуса - государственного или негосударственного, военного или гражданского.
Время требует не только решения воспитательных задач, но и вхождения в современные условия через новые факторы, условия и задачи.
Сегодня по-новому ставится вопрос о соотношении интересов личности государства в процессе воспитания и обучения в целом.
Задачи воспитания в вузах ориентируются на потребность общества в специалисте с высшим образованием, которого можно охарактеризовать как человека - гражданина и патриота, интегрированного в общественные отношения, уважающего идеалы правового государства.
Современное образование преследует также цель удовлетворить потребности личности в самореализации, социализации и социокультурной адаптации на условиях, достойных человека.
Ориентация России на ценности свободы личности отражена в законах, которые должны учитываться в воспитательном процессе.
Конституция РФ провозглашает права и свободы человека единственной высшей ценностью.
Ценность человеческой жизни, права, гуманизм, гражданственность, патриотизм и чувство собственного достоинства - вот те критерии, которые сегодня должны определять рамки воспитательного процесса в высшем учебном заведении.
Другим фактором воспитания является утверждение в России согласно Конституции свободы совести, которая предполагает существование в обществе плюрализма, свободы вероисповедания и неразрывно связанной с ними свободы информации.
Провозглашение свободы совести имеет и другой воспитательный аспект, который связан с возрастанием роли религии и под влиянием религии формирование мировоззрения граждан.
Основными задачами воспитательной работы со студентами являются:
- воспитание и развитие государственно-патриотического сознания;
- уважение и исполнение норм Конституции, законов и кодексов;
- формирование общей культуры и высоких морально-нравственных качеств;
- нравственно-эстетическое воспитание;
- т.к. Россия - многонациональное государство, то уместно говорить о культурологическом аспекте воспитания;
- формирование политико-политологических знаний у студентов;
- умение ориентироваться в событиях политической жизни Росси как внутри государства, так и на международной арене;
- немаловажным фактором является также физическое и спортивное воспитание.
В идеале воспитательный процесс должен формировать у студентов интеллигентность. Студенческая молодежь как наиболее образованная часть молодежи должна стать «локомотивом» для развития и других категорий молодых людей: ведь будущее любого государства - это именно молодое поколение, причем образованное и социально адаптированное.
Интеллигентность проявляется в образованности, гражданственности, чувстве собственного достоинства, чувстве уважения к своей Родине, культуре (в т.ч. и правовой), эстетике, порядочности, нравственности, уважении гражданского долга.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006
Психология, педагогика
Интеллигент - это всегда патриот.
Воспитание интеллигентности, гражданственности и патриотизма должно наиболее целенаправленно и методично проводиться именно в молодежной среде как самой активной и перспективной возрастной категории.
Принадлежность студенчества к молодежи как социально дифференцированной группе российского общества во многом определяет его статус.
Наиболее общим критерием является социальная зрелость студенческой молодежи. Характерные черты этой возрастной группы (17-23 года) - активное отношение к самосознанию и самоутверждению в качестве субъекта социальной жизни.
Вместе с тем стремлению юношества к социально активному самоопределению присуща и определенная неустойчивость (в силу отсутствия достаточного жизненного опыта и неразвитости самовоспитания).
Основной причиной социально-психологической неустойчивости в юношеском возрасте, проявляющейся в импульсивности и разбросанности, разочарованности и пессимизме, скептицизме и нигилизме, максимализме, и волевой дисгармонии, становится неразвитость общественного содержания мотивов активности.
Учеба для студента является основной формой трудовой деятельности. Это труд, в процессе которого формируются необходимые специалисту нравственно-деловые и социокультурные качества, необходимые специалисту и гражданину.
Молодежь, обучающаяся в вузе, идентифицирует себя с особой социальной группой -студенчеством - и позитивно оценивает свою принадлежность к ней, ставит свою группу на первое место в «молодежной иерархии».
Отмечаются такие отличительные характеристики студентов от других групп молодежи, как более высокий интеллектуальный уровень, большие жизненные шансы по окончании вуза, ответственное отношение студента к своему участию в общественных процессах.
Итак, студенческая молодежь - это социальная группа, наиболее подготовленная к восприятию педагогического воздействия.
Если говорить о воспитании гражданственности и патриотизма как основы всех личностных и неличностных отношений, то студенческая молодежь как никакая другая группа подходит для этого процесса.
Студенты должны стать проводниками идей гражданского сознания и правосознания, нравственности и патриотизма во все слои общества, во все общественные отношения.
Студенты не всегда будут студентами, но воспринятые ими знания, умения, точки зрения и социокультурные качества они пронесут через всю свою жизнь, интегрируя и тиражируя их и в отдельные в общественные процессы, и в общество в целом. Такая интеграция будет распространяться и на более молодое, подрастающее поколение. Поэтому именно вузы должны проявить инициативу по воспитанию гражданственности у студентов.
Каждый вуз должен проводить систематическое анкетирование своих студентов, а на I курсе
- диагностическое анкетирование с целью определения психолого-социального и интеллектуального уровня студента, его отношения к таким понятиям, как «дружба», «долг», «патриотизм», «правосознание», «Родина», «достоинство личности», «права и обязанности».
Все вузы, независимо от профиля, должны иметь единую программу воспитательной работы со студентами и - как производную такой программы - одну или несколько целевых программ для решения задач воспитательной работы. Эффект реализации целевых программ значительным наиболее будет тогда, когда будет обеспечен максимальный процент вовлеченности студентов в процесс воспитания. В идеале такая «вовлеченность» должна быть не принудительной, а добровольной, воспринятой самими студентами, хотя, разумеется, без административных мероприятий и организационных моментов все равно не обойтись.
Вуз - это не только научная, учебная или творческая лаборатория. Это - единый комплекс, дающий своим воспитанникам не только знания по избранному направлению, но и, что во много крат сложнее, формирующий личность: интеллигентную и гармоничную, социализованную и успешную, уважающую свою Родину, Конституцию, законы, уважающую себя и подобных себе. Именно о таком человеке и можно будет сказать: это гражданин и патриот.