ПЕДАГОГИКА
УДК 378.14
Е. А. Злобина
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЕЙ ЕЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
В статье рассматриваются современные подходы к определению гражданственности. Выявлены отличительные особенности концепций воспитательной работы физико-математического факультета РГУ им. С. А. Есенина, ВятГГУ и ЧГПУ им. И. Я. Яковлева и уровни сформированности гражданственности студентов данных вузов.
The article deals with modern approaches to determine civic consciousness. The distinctive features of concepts of educational work on physics and mathematics department of RGU named after S. A. Esenin, VyatGGU and CHGPU named after I. Ya. Yakovlev and the levels of civic consciousness formation of students.
Ключевые слова: гражданственность, концепция воспитательной работы, политическая, правовая и нравственная компетентности, патриотизм, педагогическая специальность.
Keywords: civic consciousness, concept of educational work, political, law and moral competences, patriotism, pedagogical speciality.
Решение многих актуальных проблем современного общества существенным образом зависит от уровня сформированности гражданственности подрастающего поколения, поэтому гражданское развитие личности представляет важнейшую составляющую образовательного процесса.
Система высшего образования обладает потенциальными возможностями для формирования гражданственности у студентов, так как не только формирует соответствующие мировоззренческие ориентации, но и осуществляет становление необходимых качеств личности, которые обеспечивают жизнедеятельность будущего специалиста как гражданина.
В процессе толкования понятия «гражданственность» возникает немало трудностей как теоретического, так и практического характера. Они обусловлены исключительной сложностью
© Злобина Е. А., 2009
явления и неопределенностью категории. Главная трудность - это отсутствие научного обоснования термина «гражданственность», который на повседневном уровне всем, как правило, знаком и понятен.
Рассмотрим дефиниции понятия «гражданственность» с точки зрения подходов, применяемых к ее исследованию.
Приверженцы политологического подхода (И. Н. Руссу и др.) определяют гражданственность как совокупность политических, юридических и моральных качеств и свойств личности, которые интериоризируются в личности, характеризуют ее как гражданина, обусловливая его характер, степень проявления отношений к обществу, государству и представляют собой органическое единство. Гражданственность - это развитое осознание общественного долга, возрастание моральной личной ответственности за порученное дело коллектива, всего общества [1].
Представители компетентностного подхода (В. А. Болотов, А. А. Пинский, Б. Д. Эльконин, И. А. Зимняя и др.) дают определение гражданственности как одной из ключевых компетент-ностей современного человека, заинтересованного в успешной собственной адаптации и самоактуализации в условиях государства и гражданского общества, мотивированного на развитие, упрочение статуса общества и государства в мировом сообществе [2].
Сторонники правового подхода (А. Б. Гутни-ков, Н. И. Элиасберг и др.) определяют гражданственность как отношение гражданина к власти, государству, обществу, наличие гражданской позиции, членство в общественных организациях, общественных движениях, чья деятельность направлена на защиту прав и свобод, на укрепление гражданского общества и правового государства, на совершенствование демократии [3].
В рамках деятельностного подхода (Р. Р. Гая-зов, В. В. Давыдов, В. В. Репкин и др.) гражданственность определяется как интегральное личностное качество, обладающее полифункциональностью. Это означает, что гражданственность раз-нонаправлена и ее формирование у студенческой молодежи должно осуществляться не только при изучении дисциплин гуманитарного, общественного, правового и психолого-педагогического циклов, но и в процессе активной социализации личности в общественно-политической действитель-
Е. А. Злобима. Методологические подходы к формированию гражданственности студентов.
ности, в профессиональном самоопределении. При формировании гражданственности весомую роль приобретает основополагающий принцип связи сознания и деятельности, когда необходимо изучать, как складываются жизненные отношения человека в тех или иных общественно-исторических условиях и каково особое строение деятельности, которое данные отношения порождает. Через деятельность реализуются нравственные качества личности и одновременно осуществляется форма связи с обществом, с системой ее ценностей. Процесс формирования гражданственности подразумевает под собой обращение к внутренней деятельности, потому что она способствует воспитанию важных и нужных качеств гражданина посредством вовлечения субъектов обучения в деятельность, в ходе которой у них закладываются в сознание определенные образцы и модели поведения, знания [4].
Исследователи системного подхода рассматривают гражданственность как интегративное качество личности, развивающееся в целостном интегрированном педагогическом процессе, в котором все компоненты в максимальной степени взаимосвязаны. Данный подход позволяет раскрыть взаимосвязь субъектов воспитательного процесса (педагоги, студенты, ученики), всех компонентов гражданственности (политический, правовой, патриотический, нравственный), учебной и внеучебной работы [5].
С точки зрения этнопедагогического подхода гражданственность представляет собой нравственное качество личности, которое формируется с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую образованность, обычаи, ритуалы и с учетом этнической идентичности воспитуемого, что помогает воспитать культурно образованную личность. Данный подход предполагает личностное освоение студентом этнопедагогических ценностей, ценностей, знаний и умений воспитания подрастающих поколений как представителей определенного этноса. Гражданственность - это высшая форма патриотизма,а патриотизм проявляется в любви к своей родине, к своим культурным и генетическим корням [6].
В данном исследовании мы рассматриваем гражданственность как интегративное качество личности, включающее личностно значимые, нравственно-правовые и политические знания, мировоззренческие и культурные ментальные ценности, любовь к Родине, способность и готовность реализовать на практике права и обязанности члена демократического государства [7].
В нашем понятии мы опираемся на идеи вышеназванных подходов:
- на основе анализа идей компетентностного подхода мы выделяем в понятии «гражданствен-
ность» способность и готовность реализовать на практике знания и умения, права и обязанности гражданина;
- на основе анализа идей политологического подхода мы выделяем в политической компетентности политические знания и умения, овладение мировоззренческими политическими установками, проявление стойкости в их проведении в жизнь, политическую сознательность, способность глубоко осмысливать политические события, давать им оценку, делать правильные тактические и стратегические выводы, проявлять готовность к активному участию в управлении государством;
- на основе анализа идей правового подхода мы выделяем в правовой компетентности правовые, коммуникативные, трудовые и профессиональные знания и умения, глубокое уважение к закону, правовую грамотность, чувство гражданской совести, умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права, правопо-слушное поведение, гражданскую потребность в осуществлении правового просвещения и борьбы с правонарушениями, осознание прав, обязанностей гражданина и правовую ответственность;
- на основе анализа идей этнопедагогического подхода мы выделяем такие патриотические качества, как любовь и преданность Родине, безграничная вера в будущее России, гордость за свою страну, чувство долга, выражающееся в готовности к защите Отечества, приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа, социальный оптимизм;
- на основе анализа концепций нравственного воспитания ведущих российских педагогов к составляющим нравственной компетентности мы относим отношение к личности как к наивысшей ценности, проявляющееся в таких нравственных качествах, как уважение к правам, свободе и достоинству личности, справедливость, ответственность, толерантность, отзывчивость, соизмерение личных интересов с общественными, сплоченность, гуманность, милосердие.
Специфика формирования гражданственности будущего учителя заключается в учете ментальных особенностей ее формирования при организации образовательного процесса высшего учебного заведения. Осознание личной принадлежности к своей национальной культуре является важной характерной чертой будущего учителя, так как это определяет его мировоззрение. Патриотизм рассматривается как необходимая составляющая часть личности гражданина демократического государства и будущего специалиста.
Анализ концепции воспитательной работы физико-математического факультета Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, Вятского государственного гуманитарного универси-
тета и Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева позволяет отметить, что политическое образование студентов осуществляется в ходе изучения предмета «Политология» на старших курсах. Политическая сознательность будущих учителей проявляется в участии в политической жизни страны: проведение государственных акций (выборы президента РФ, депутатов Государственной Думы), добровольное оказание помощи в проведении агитационных и выборных кампаний. Правовое образование осуществляется, прежде всего, через ознакомление студентов с их правами и обязанностями, которые определены Уставом университета, а также в ходе изучения таких предметов, как отечественная история, основы российского права, политическая культура. В рамках патриотического воспитания проводятся факультетские, университетские и общегородские мероприятия, связанные со знаменательными датами в истории Отечества (празднование Дня Победы), осуществляется участие в праздновании знаменательных и юбилейных дат в истории университета и факультета и в спортивных соревнованиях, организуются встречи с ветеранами.
В концепциях воспитательной работы вузов заложены компоненты политического, правового, патриотического и нравственного воспитания. Различия в их реализации в рамках учебно-воспитательного процесса позволяют нам говорить о национально-региональных особенностях концепций воспитательной работы РГУ им. С. А. Есенина, ВятГГУ и ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Для вы-
явления уровня сформированности гражданственности студентов была проведена диагностика. Полученные результаты обобщены в табл. 1-4.
На основе анализа полученных данных выявлен низкий уровень проявления интереса к политическим событиям у студентов РГУ им. С. А. Есенина и ВятГГУ. Изучая политологию, студенты слабо осознают необходимость наличия политических знаний для своей будущей педагогической профессии, поэтому они неактивно проявляют интерес к политическим событиям. Более высокий уровень по данному показателю прослеживается у студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Мы объясняем данные результаты тем, что в концепции воспитательной работы ЧГПУ им. И. Я. Яковлева предусмотрено проведение круглых столов по актуальным вопросам политики и общественной жизни, парламентских дебатов, деловых и интеллектуальных игр, организация встреч с общественными и политическими деятелями. Студенты данных вузов активно принимали участие в выборах президента и депутатов Государственной Думы. В связи с этим данный показатель является у всех студентов самым высоким. Низкие результаты по остальным показателям свидетельствуют о недостаточной работе в рамках политического воспитания студентов.
Проведенное исследование показало, что лучший уровень правовых знаний демонстрируют студенты РГУ им. С. А. Есенина. Данный результат объясняется наличием глубоких правовых знаний студентов, которые они приобрели в ходе
Таблица 1
Уровень сформированности политической компетентности студентов
Количество студентов, в %
№ Показатели РГУ ВятГГУ ЧГПУ
им. С. А. Есенина им. И. Я. Яковлева
1 Интерес к политическим событиям 4,2 1,6 50
2 Участие в выборах 100 100 100
3 Участие в митингах - 6,4 -
4 Участие в политических движениях 1,4 - 5
Таблица 2
Уровень сформированности правовой компетентности студентов
Количество студентов, в %
№ Показатели РГУ ВятГГУ ЧГПУ
им. С. А. Есенина им. И. Я. Яковлева
1 Наличие правовых знаний 94,4 68 80
2 Вера в построение правового государства в РФ 67,2 56 70
3 Обязанность хорошо учиться 7 12,8 60
4 Ответственность за будущую профессиональную деятельность 7 12,8 60
5 Правовая ответственность 28 27,2 65
6 Участие в органах самоуправления 12,6 12,8 5
Е. А. Злобима. Методологические подходы к формированию гражданственности студентов..
изучения отечественной истории, основ российского права и политической культуры. Участие в органах студенческого самоуправления (студенческий совет, профком) способствует практическому усвоению прав и обязанностей студентов. Низкие результаты по данному показателю свидетельствуют об отсутствии у большинства студентов интереса к деятельности органов студенческого самоуправления и желания реализовать свои студенческие права через систему самоуправления. Веру в построение правового государства и участие в деятельности, имеющей гражданскую направленность, продемонстрировали студенты ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Одной из причин этого мы считаем участие студентов в конкурсе социальных проектов «Я - гражданин» и конкурсах учебных судов.
Высокий уровень идентификации себя в качестве патриота России объясняется, на наш взгляд, тем, что в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева уделяется внимание изучению культурных и этнопедагоги-ческих традиций чувашского народа в процессе преподавания таких предметов, как культура родного края, история педагогики, чувашский язык, так как изучение культуры своего народа является основой патриотического отношения к малой Родине. Для формирования патриотического сознания организуется посещение музеев педагогического университета. Данному направлению уделяется внимание также в концепции воспитательной работы ВятГГУ, а именно для раз-
вития любви к своей родной земле на IV курсе преподается такой предмет, как история Вятского края. Однако менее половины студентов считают себя патриотами. К возможным причинам низких результатов можно отнести слабо осмысленную студентами необходимость проявления патриотических чувств, которые должны быть присущи студентам как будущим учителям.
Более развитым нравственным качеством у студентов вышеназванных вузов является коллективизм, который проявляется в готовности к сотрудничеству. С нашей точки зрения, высокий уровень сформированных нравственных качеств толерантности и ответственности студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева был достигнут благодаря преподаванию предмета «Имидж и деловой этикет учителя», в процессе изучения которого у студентов формируются нравственные качества и гражданские ценности, необходимые будущему учителю. Недостаточное понимание важности сформированности данных качеств для будущего педагога проявляется в отсутствии необходимости реализовывать их в деятельности (участие в благотворительных акциях), поэтому результаты также незначительны.
На основе разработанных критериев и показателей мы попытались определить уровни сфор-мированности компонентов гражданственности студентов.
Среднего уровня сформированности политической компетентности по показателям деятельност-
Уровень сформированности патриотизма студентов
Таблица 3
№ Показатели Количество студентов, в %
РГУ им. С. А. Есенина ВятГГУ ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
1 Личностная идентификация в качестве патриота России 84,6 42,4 90
2 Социальный оптимизм 67,2 56 95
3 Готовность к защите Отечества 15,4 17,6 70
4 Верность традициям страны 19,6 20,8 45
5 Участие в общественной деятельности 15,4 14,4 55
Уровень сформированности нравственной компетентности студентов
Таблица 4
Количество студентов, в %
№ Показатели РГУ ВятГГУ ЧГПУ
им. С. А. Есенина им. И. Я. Яковлева
1 Коллективизм 95,8 90,4 90
2 Толерантность 11,2 12,6 60
3 Ответственность 8,4 9,6 100
4 Соизмерение личных интересов с общественными 28 27,2 70
5 Участие в благотворительных акциях 1,4 3,2 15
ного критерия достигают студенты вышеназванных вузов; по показателям эмоционально-ценностного критерия - студенты ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. На низком уровне по показателям эмоционально-ценностного критерия находятся студенты РГУ им. С. А. Есенина и ВятГГУ.
Высокого уровня сформированности правовой компетентности по показателям деятельностного критерия достигают студенты ЧГПУ им. И. Я. Яковлева; по показателям когнитивного критерия -студенты РГУ им. С. А. Есенина. Средний уровень по показателям когнитивного критерия достигнут студентами ВятГГУ; по показателям эмоционально-ценностного критерия - студентами ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. На низком уровне по показателям эмоционально-ценностного критерия находятся студенты РГУ им. С. А. Есенина и ВятГГУ; по показателям деятельностного критерия - студенты ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
Высокий уровень сформированности патриотизма по показателям эмоционально-ценностного критерия достигнут студентами РГУ им. С. А. Есенина и ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. На среднем уровне по эмоционально-ценностному критерию находятся студенты ВятГГУ; по деятельностному критерию - студенты ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. На низком уровне по показателям деятельностного критерия находятся студенты РГУ им. С. А. Есенина и ВятГГУ.
Высокий уровень сформированности нравственной компетентности по показателям эмоционально-ценностного критерия достигнут студентами ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Средний уровень по показателям эмоционально-ценностного критерия достигнут студентами РГУ им. С. А. Есенина и ВятГГУ; по показателям деятельностного критерия - студентами ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. На низком уровне по показателям деятель-ностного критерия находятся студенты РГУ им. С. А. Есенина и ВятГГУ.
Таким образом, результаты исследования позволяют определить уровни сформированности гражданственности студентов педагогических специальностей физико-математического факультета Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, Вятского государственного гуманитарного университета и Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.
Примечание
1. Руссу И. Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы. Кишинев: Штиинца, 1976. 192 с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
3. Скалина А. Н. «Политическая культура» и «гражданственность»: содержание понятий // Становление и развитие политической системы Российской
Федерации: материалы «Круглого стола». Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. С. 39-43.
4. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ СФЕРА, 2003. 150 с.
5. Там же.
6. Лебедева О. В. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения школьников: учебное пособие. М.: ТЦ СФЕРА, 2007. 168 с.
7. Лебедева О. В. Гражданское образование в России (историко-педагогическое исследование). М.: ТЦ СФЕРА, 2004. 242 с.
УДК 159.922.1
Т. В. Малова
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ТЕНДЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье на основе анализа имеющихся базовых понятий «гендер» и «самоопределение личности», установления между ними связей и зависимостей сформулировано новое понятие «гендерное самоопределение личности», охарактеризованы его структурные компоненты. Сквозь призму общенаучных подходов раскрыта педагогическая сущность процесса гендерного самоопределения личности.
In this article, based on general notion analysis of "gender" and "personal self-determination" the author gives a new definition to the term "person's gender self-determination". The characteristics of structural components are given. Considering different scientific approaches the author reveals the pedagogical essence of the process of person's gender self-determination.
Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, гендерная педагогика, гендерные идеалы, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная индивидуальность, педагогическое сопровождение, самоопределение.
Keywords: gender, gender identity, gender pedagogics, gender ideals, gender roles, gender stereotypes, gender individuality, pedagogical assistance, self-determination.
Тендерные исследования в последнее время достигли довольно широкого размаха в различных областях науки, особенно в психологии, социологии, гендерологии и феминологии. Актуальными они стали и для педагогики, в рамках которой сравнительно недавно наряду с общенаучными методологическими подходами выделился гендерный подход (Е. Н. Каменская, Л. И. Столярчук и др.).
Оснований для обращения к гендерной проблематике со стороны педагогической науки и практики вполне достаточно. Отмечается массовое нарушение здоровья мужчин и женщин: физического, психического, сексуального. Ученые пытаются охарактеризовать проблемы гендерно-
© Малова Т. В., 2009