Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 112PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Даричева М.В., Минеева О.А., Насиханова А.З., Казначеев Д.А. Использование песенного материала для совершенствования лексических навыков на уроках иностранного языка // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/112PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Daricheva M.V., Mineeva O.A., Nasikhanova A.Z., Kaznacheev D.A. (2020). Using song material to improve lexical skills in foreign language lessons. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/112PDMN620.pdf (in Russian)
УДК 372.881.111.1 ГРНТИ 14.25.09
Даричева Мария Вячеславовна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4903-9443 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=736165
Минеева Ольга Александровна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=736169
Насиханова Астра Захаровна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=625071
Казначеев Дмитрий Александрович
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Студент очной формы обучения E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1066076
Использование песенного материала для совершенствования лексических навыков на уроках иностранного языка
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме применения песенного материала в процессе обучения иностранному языку. Целью исследования является изучение возможностей
использования песенного материала как эффективного способа совершенствования лексических навыков учащихся. Осваивая лексическую сторону речи, обучающиеся должны усвоить определенные значение и формы лексических единиц, они должны уметь применять их в разнообразных ситуациях устного и письменного общения: то есть владеть навыками лексического оформления продуцируемого текста при говорении и письме, а также должны уметь воспринимать лексические единицы на слух и при чтении. Исходя из этого, у учащихся должны быть сформированы соответствующие лексические навыки и умения. В статье рассмотрены сущность и понятие лексического навыка, а также стадии его формирования. Авторы изучили критерии отбора при составлении лексического минимума. Одним из важнейших критериев для отбора лексики является практическая необходимость тех или иных структур, слов, выражений или других единиц для процесса общения. Также раскрыты методические преимущества использования песенного материала на уроках иностранного языка, среди которых можно выделить влияние на прочное усвоение языкового материала и содействие в активизации в речи лексических и грамматических структур, а также возможность развития умений аудирования и совершенствования навыков произношения. Кроме того, описано положительное влияние на эмоциональный настрой обучающихся и повышение мотивации к изучению предмета. Определены критерии отбора аутентичного песенного материала и представлена технология работы с песенным материалом. В ходе исследовательской работы авторами были разработаны и апробированы на занятиях в средней школе комплексы упражнений к песням по теме "Экология". В статье приведены фрагменты заданий и результаты опытно-практической работы. Результаты исследования показали рост успеваемости учащихся, что свидетельствует об эффективности применения песенного материала в процессе совершенствования лексических навыков.
Ключевые слова: лексический навык; лексический минимум; песенный материал; комплекс упражнений; технология работы с песней; методические преимущества песни; повышение мотивации; совершенствование лексических навыков
Введение
В связи с социальными, экономическими и политическими изменениями в современной жизни России, поменялась и роль иностранного языка в системе образования. На данный момент изучение иностранного языка является одним из обязательных компонентов образования, а также в настоящее время актуальными являются обсуждения о внесении английского языка в число обязательных экзаменов в рамках единого государственного экзамена. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, изучение иностранных языков способствует «формированию дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров».1 Современный учитель обеспечивает условия для приобщения личности обучающегося к иноязычной культуре и тем самым подготавливает его к эффективному участию в диалоге культур [1].
1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010, N° 1897) [Электронный ресурс] https://fgos.ru (дата обращения 20.12.2020).
https:// mir-nauki. com
Педагогическое сообщество находится в постоянном поиске новых методов обучения иностранных языков. Анализ литературы научно-методического характера и учебных пособий демонстрирует, что в процессе изучения иностранного языка в целом, и лексики в частности, нередко применяется песенный и стихотворный материал, так как работа с таким видом текста имеет определенный ряд преимуществ. Во-первых, использование музыкального творчества дает эмоционально-положительную окраску учебному процессу и способно вызвать интерес у всех обучающихся и включить их в активную работу, что в значительной степени содействует усвоению. Применение на уроках музыкального аутентичного материала способствует сохранению заинтересованности учащихся в изучаемом предмете и увеличивает их мотивацию, как в совместном, так и в самостоятельном изучении иностранного языка. Во-вторых, аутентичные песни являются превосходным материалом для формирования и совершенствования произносительных и лексических навыков, так как интонация иноязычной речи, слова, словосочетания, а иногда даже и целые предложения усваиваются в контексте культуры. В-третьих, работа с песнями способствует не только развитию социокультурной компетенции учащихся, но и формированию творческих навыков.
Однако, исходя из анализа учебных пособий и собственных наблюдений, работа с песенным материалом зачастую осуществляется в виде многочисленных прослушиваний, механического перевода и воспроизведения наизусть. При таком формате работы усвоение лексического материала может происходить не достаточно прочно. К тому же, несмотря на то, что современные учебные пособия могут содержать определенное количество песен, не всегда можно говорить о том, что отбор песенного материала для обучения лексике был осуществлен на основании соответствующих критериев и является эффективным.
Целью нашего исследования является изучение возможности использования песенного материала как эффективного способа обучения лексике на уроках иностранного языка. Мы полагаем, что регулярное комплексное применение музыкальной наглядности и системы разнообразных упражнений совершенствует лексические навыки и развивает умения иноязычного общения в общем.
В процессе изучения иностранного языка обучение лексической стороне речи играет наиболее значимую роль, поскольку лексические единицы несут в себе основополагающие смыслы, посредством и на основе которых происходит общение людей между собой. Формирование лексических умений и навыков предполагает не только учет сведений формально-структурного характера, но и знание ситуативных, социальных и контекстуальных правил, которых придерживаются носители языка.2
В методике обучения иностранным языкам «лексический навык» определяется как автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи.3
2 Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. С. 287.
3 Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения) - Москва: 2009. С. 121.
Страница 3 из 12
Теоретический анализ литературы
112PDMN620
Процесс формирования лексического навыка имеет последовательный характер и происходит в несколько этапов. Е.И. Пассов выделяет шесть стадий формирования лексического навыка [2]:
1. восприятие слова и создание его звукового образа;
2. осознание значения слова;
3. имитация слова в отдел или в контексте предложения;
4. обозначение, направленное на самостоятельное называние объектов, определяемых словом;
5. комбинирование (вступление слова в новые связи);
6. употребление слова в разных контекстах.
Г.В. Рогова подразделяет данный процесс на три этапа [3]. Первый этап связан с ознакомлением с лексической единицей и включает в себя презентацию и семантизацию слова, а также его первичное воспроизведение. На втором этапе - этапе тренировки - происходит создание прочных лексических связей в однотипных речевых ситуациях. На третьей этапе формируются динамичные лексические речевые связи за счет применения и комбинирования лексических единиц в различных контекстах. В.М. Филатов характеризует вышеуказанные этапы как ориентировочно-подготовительный, ситуативно-стереотипизирующий и вариативно-ситуативный этап. 4
Совокупность лексических навыков на можно подразделить на две категории: рецептивные (использующиеся в аудировании и при чтении) и продуктивные (использующиеся в устной и письменной речи). Рецептивные лексические навыки являются условием осуществления таких видов речевой деятельности, как чтение и аудирование, и связаны с распознаванием лексической единицы на слух, а также при чтении различных типов текстов, и соотнесением формы слова с его значением в данном контексте. Продуктивные лексические навыки обуславливают развитие умений говорения и письма, связаны с выбором лексической единицы и ее правильном сочетании с другими лексическими единицами соответственно коммуникативной ситуации и поставленным целям.
Отбор лексического материала является немаловажной проблемой при определении содержания обучения лексике. Лингвисты отмечают следующие важные принципы отбора лексического минимума: тематическая соотнесенность, частотность и распространенность, сочетаемость, стилистическая неограниченность, семантическая ценность слова, словообразовательная ценность [4].
Для оптимизации усвоения отобранного содержания современные педагоги все чаще прибегают к использованию аутентичных песен, которые представляют собой ценный учебный материал и многофункциональное методическое средство [5]. На сегодняшний день мы имеем доступ к большому количеству разных источников с песенным материалом для изучения языка: интернет-ресурсы, социальные сети, сборники иностранных песен, видеозаписи, методические пособия по языку.
Многие ученые отмечают методические преимущества песен в обучении иностранному языку [6; 7]. Прежде всего, работа с песенным материалом обеспечивает более прочное усвоение лексического и грамматического материала, поскольку тексты песен благодаря рифме
4 Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основой общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей. / В.М. Филатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 324.
https:// mir-nauki. com
и мелодии довольно быстро запоминаются и могут оставаться в долговременной памяти. Новое контекстуальное использование знакомой лексики помогает ее активизации. Песенный материал служит основой развития речемыслительной деятельности и стимулирует монологические и диалогические высказывания, развивает умения подготовленной, так и неподготовленной речи [6]. Присутствие имен собственных, географических названий, поэтических слов и слов, обозначающие специфические реалии страны изучаемого языка способствует развитию чувства языка, знания его стилистических особенностей. Также песенный материал дает возможность формировать и развивать навыки аудирования [5], способствует совершенствованию навыков произношения и развитию музыкального слуха [1]. Прослушивая песню, учащиеся могут закрепить правильную артикуляцию звуков и быстрее запомнить произношение слов.
Кроме того, работа с понравившейся песней положительно влияет на эмоциональный настрой учеников, у них появляется стимул к дальнейшему изучению других произведений исполнителя. Благоприятный психологический климат способствует повышению интереса и мотивации к изучению предмета. Музыка и песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся и раскрытию их творческих способностей.
Песни могут использоваться на разных этапах урока: на начальном этапе для фонетической зарядки, на этапе введения или закрепления лексико-грамматического материала, для развития речевых навыков и умений, а также для разрядки и снятия напряжения и восстановления работоспособности учащихся [7].
Проанализировав несколько источников, можно выделить критерии отбора аутентичного материала для обучения иностранному языку: аутентичность, эмоционально-положительное влияние, соответствие определенному уровню обучения, тематическая соотнесенность. При отборе песенного материла стоит также помнить и о стилистической нейтральности. Объем таких лексических единиц в песнях, как сленг, жаргонизмы, должен быть минимален, так как нередко учащиеся допускают стилистические ошибки даже на родном языке. Однако не всегда бывает легко придерживаться данного критерия, поскольку большинство современных песен содержат сленг или разговорную лексику.
В зависимости от методической цели технология работы с аутентичным песенным материалом может быть разнообразной [8]. Работа с текстом песен состоит из дотекстового, текстового и послетекстового этапа, которые включают в себя определенные задания и упражнения [9].
Дотекстовый этап подготавливает к первичному прослушиванию и предполагает снятие языковых трудностей и создание мотивации к работе. На данном этапе возможно краткое описание песни, её стиля или история создания. Этап предусматривает знакомство с новой лексикой по теме, кроме того, могут быть предложены трудные слова с переводом, а также выполнение заданий с выбором правильного ответа на определение уровня понимания лексики песенного текста.
На текстовом этапе во время первого прослушивания происходит знакомство учащегося с аутентичным материалом (особенности мелодии, ритм, узнавание отдельных слов и фраз). После прослушивания осуществляется контроль понимания прослушанного текста (ответы на вопросы и работа над переводом). Учитель может обращать внимание учеников на определенные языковые особенности текста, такие как: особенности произношения, новая лексика, устойчивые выражения, грамматические явления. Таким образом учитель дает возможность ученикам более эффективно закрепить новый материал. На текстовом этапе осуществляется повторное прослушивание с последующим выполнением языковых и условно-речевых упражнений, направленных на формирование лексических и грамматических навыков
на основе песенного материала. На данном этапе также возможна фонетическая отработка текста песни (звуки, правильность произношения, интонация).
Послетекстовый этап предполагает выполнение заданий и речевых упражнений на уровне содержания песни и ее смысла с целью развития иноязычных умений. Песенный материал выступает в качестве содержательного или смыслового стимула высказывания.
Помимо правильного отбора содержания и использования актуальных методов, средств и технологий, в эффективном обучении лексике немаловажную роль играет применение релевантного комплекса упражнений, направленного на ее запоминание и усвоение. На сегодняшний день существует множество типов и видов упражнений по развитию лексического навыка. Условно совокупность упражнений можно разделить на подготовительные и речевые. Комплекс упражнений, предложенный Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез, в наибольшей степени отвечает особенностям работы с песенным материалом и представляет собой следующие типы упражнений: упражнения в дифференциации и идентификации, имитация с преобразованием, упражнения для обучения прогнозированию, упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадок, упражнения в расширении и сокращении предложений (диалогических единств, текстов), упражнения в эквивалентных заменах, упражнения в расширении ассоциативных связей.5
Методы и результаты исследования
На основе изученного теоретического материала по проблеме исследования нами была проведена опытно-практическая работа. Основной целью данной работы являлось обоснование возможности эффективного формирования лексической стороны речи с использованием песенного материала на уроках английского языка в 7 классе. Опытно-практическая работа проходила в 3 этапа (подготовительный, основной и заключительный) на базе МБОУ СОШ №8 города Выкса, Нижегородской области в 7«А» классе в подгруппе по английскому языку из 13 человек.
На первом этапе было проведено входное тестирование с целью определения уровня сформированности лексических навыков обучающихся. Также был осуществлен анализ учебно-методического комплекта (УМК) для седьмого класса основной школы автора В.П. Кузовлева «English» и выявлено, что применение текстов песенного жанра в данном УМК является не актуальным, упражнения для формирования и совершенствования лексических навыков представлены в традиционной форме, а прослушивание песен остается на усмотрение учителя.
На втором этапе опытно-практической работы на основе критериев отбора аутентичного материала и лексики были подобраны песни по текущим темам цикла «Are you a friend of the planet?»: экологические проблемы, небрежное отношение к природе. Нами был разработан комплекс заданий на основе классификации упражнений Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез для обучения лексики и проведена серия уроков, где были апробированы методические разработки:
1. комплекс упражнений к песне Marvin Gaye «Mercy Mercy Me (The Ecology)» на уроке по теме «Are you eco-friendly?»;
2. комплекс упражнений к песне Alabama «Pass It On Down» на уроке на тему: «Are there any eco-problems in your hometown?»;
5 Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. С. 302-304.
3. комплекс упражнений к песне Imagine dragons «Radioactive» на уроке на тему: «Who should be in charge of the planet?»
После работы с песенным материалом обучающиеся должны знать и применять лексический материал по темам экологические проблемы, небрежное отношение к природе; уметь выражать свое отношение к проблемам окружающей среды.
В качестве иллюстрации мы представляем две методические разработки.
Комплекс упражнений к песне Marvin Gaye «Mercy Mercy Me (The Ecology)» Дотекстовый этап
Vocabulary:
mercy - помиловать, простить poison - яд oil - нефть
to wastе on the ocean - загрязнять океан
to be full of - быть полным (чего-л.)
mercury - ртуть
radiation - радиация
overcrowded - перенаселенный
to abuse - злоупотребление, надругательства
to stand - терпеть, выносить
Answer the question: What do you think this song is about? Текстовый этап
Exercise 1. Listen to the song «Mercy Mercy Me» and do the test:
1. The author ...
a) wonders all the damage that we have done to the earth
b) doesn't care about nature
2. Why is the fish full of mercury?
a) the land is overcrowded
b) water pollution
3. The author .
a) wonders how much more abuse the Earth can stand
b) doesn't think we can help the Earth
4. What ruins the nature?
a) poison wind, water pollution, radiation
b) bad attitude of people to the animals, garbage on the ground
Exercise 2. Match the words with its translation:
1. mercy father
2. overcrowded land
3. fish full of mercury
4. poison is the wind
5. abuse from man
6. oil wasted on the ocean
a. нефть загрязняющая океан
b. ветер содержит яд
c. прости Господи
d. издевательства от человека
e. рыба полна ртути
Г перенаселенная земля
Exercise 3. Listen to the song again and complete the gaps.
1 )_is the wind that blows from the north and south and east
2 )_on the ocean and upon our seas, fish_
3 )_underground and in the sky
Animals and birds who live nearby are 4)_
How much more 5)_man can she stand?
Exercise 4. Put the lyrics in the correct order:
1. a) Poison is the wind that blows from the north and south and east
b) Where did all the blue skies go?
c) fish full of mercury
d) Oil wasted on the ocean and upon our seas
2. a) Animals and birds who live nearby are dying
b) What about this overcrowded land
c) Radiation underground and in the sky
d) How much more abuse from man can she stand?
Exercise 5. Mark the sentences true or false.
1. Poison is the water that flows from the north and south and east.
2. Paper is thrown in the ocean and upon our seas.
3. Fish is full of mercury.
4. Radiation is under ground and in the sky.
5. People who live nearby are dying.
Послетекстовый этап
Exercise 6. Use the following words and make up your own sentences: to abuse, to stand, poison, to waste, to be full of, radiation, overcrowded.
https:// mir-nauki. com
Комплекс упражнений к песне Alabama «Pass It On Down»
Дотекстовый этап
Vocabulary:
the land of plenty - страна изобилия the water from our sink - вода из раковины safe - безопасный the store - магазин
a hole in the ozone - дыра в озоновом слое
to leave some blue up - оставить синеву (на небе)
to pass it on down - передать вниз (дальше)
acid rain - кислотный дождь
to fall on - падать на
to breathe - дышать
to borrow - одолжить
pure - чистый
guilty - вина
to put back - вернуть(положить) обратно Текстовый этап
Exercise 1. Listen to the song «Pass It On Down» and do the test:
1. Why should we buy the water at the store?
a) the water from our sink they say it's not safe to drink
b) it's expensive to use water at home
2. What does 'let's leave some blue up above us' mean?
a) to let the sky be clean and blue
b) to color the sky blue
3. What does the author say about Brazil?
a) there are a lot of mountains
b) trees are burning there
4.What environmental problems do the author sing about?
a) acid rains, hole in ozone, water pollution
b) the children are not the same as they were before
Exercise 2. Put the lyrics in the correct order: a) Acid rain is falling on the leaves
b) We live in the land of plenty
c) We're bringing Mother Nature to her knees.
d) How we gonna breathe without them trees
e) Now, we're told there's a hole in the ozone
f) There's a place where I live called the Canyon
g) Like the water from our sink they say it's not safe to drink
h) Now, we all oughta feel just a little bit guilty
Exercise 3. Match the words and phrases with its translation.
1) the land of plenty a) чистый
2) safe b) дыра в озоновом слое
3) a hole in the ozone c) падать на
4) to fall on d) вина
5) to breathe e) страна изобилия
6) pure f) дышать
7) guilty g) безопасный
Exercise 4. Correct the mistakes in the words.
Penlty, cdiea rnai, igutly, broow, fase, nisk, rotse, bunirng reets
Послетекстовый этап
Exercise 5. Use the following words and make up your own sentences: to breathe, safe, guilty, to burn, pure, to borrow, plenty, put back.
На заключительном этапе опытно-практической работы было проведено повторное тестирование учащихся. Результаты сравнительного анализа уровня сформированности лексических навыков учащихся представлены на рис. 1.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
до
|после
Рисунок 1. Сравнительный анализ уровня сформированности лексических навыков учащихся 7«А» класса по результатам входного и итогового тестирования (составлено авторами на основе данных исследования)
6
5
4
3
2
1
0
Выводы
Музыка является оптимальным средством для формирования речи, языка и культуры [10]. Применение песенного материала позволяет решить ряд задач, таких как развитие определенных речевых умений, способствует запоминанию языкового материала, помогает снять эмоциональное напряжение и повысить мотивацию. Результаты опытно-практической работы выявили положительную динамика роста уровня сформированности лексических навыков учащихся 7«А» класса. Процент учеников, показавших высокий и средний уровни сформированности навыка, увеличился. Мы пришли к выводу, что использование аутентичных песен в процессе обучения лексике может быть эффективным при правильном подборе песенного материала и серии упражнений. Разработанный комплекс упражнений может быть использован учителями иностранного языка на своих уроках, а также результаты исследовательской работы могут быть полезны на занятиях по методике преподавания иностранного языка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кручинина Г.А., Королева Е.В. Использование песенного материала для формирования лексических навыков на уроках английского языка // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-10. С. 129-135.
2. Пассов И.Е. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989. - 276 с.
3. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - Москва: Просвещение, 1991. - 287 с.
4. Дмитрусенко И.Н. Принципы отбора лексических единиц для формирования рецептивной лексики в процессе самостоятельного чтения при модульной системе обучения // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. Т.7. № 1. С. 69-74.
5. Даричева М.В., Ходырева А.Д. Использование песен при обучении аудированию на уроках английского языка // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (4-5 апреля 2019 г.). Вып. 3. Н. Новгород: Мининский университет, 2019. С. 152-156.
6. Карпиченкова Е.П. Роль музыки и песни в изучении английского языка / Е.П. Карпиченкова // Иностранный язык в школе. 1990. - №5. - С. 45-48.
7. Архипова М.В., Шутова Н.В. Психологические возможности использования музыкального искусства в процессе изучения иностранного языка школьниками // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 1 (17). С. 68-71.
8. Синькевич Г.С. Песня на уроке английского языка. // Иностранные языки в школе. - 2000. - №1. - С. 50-53.
9. Михайлова Е.А. Работа над песней на уроке английского языка / Е.А. Михайлова // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 4. - С. 37-39.
10. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Быстрай Е.Б., Павлова В.И., Камскова Ю.Г. Музыкальная деятельность в речевом развитии младших дошкольников // Вестник Мининского университета. 2020. Т.8, №2. С. 9. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1091/784 (Дата обращения 24.12.2020).
Daricheva Maria Vyacheslavovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4903-9443 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=736165
Mineeva Olga Aleksandrovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=736169
Nasikhanova Astra Zakharovna
Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=625071
Kaznacheev Dmitry Alexandrovich
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id= 1066076
Using song material to improve lexical skills in foreign language lessons
Abstract. The article is devoted to the actual topic of using song material in the process of teaching a foreign language. The aim of the research is to study the possibilities of using song material as an effective way to improve the vocabulary skills of students. While mastering the foreign language vocabulary, students should master certain meanings and forms of lexical units, they have to be able to apply them in various situations of oral and written communication, thus they must have the skills of lexical design of the text when speaking and writing, and must also be able to perceive lexical units when listening and reading. According to the stated above, students should have the appropriate lexical skills and abilities. The article discusses the essence and concept of lexical skill, as well as the stages of its formation. The authors examined the selection criteria when compiling the lexical minimum. One of the most important criteria for the selection of vocabulary is the practical need for certain structures, words, expressions or other units for the communication process. The methodological advantages of using song material in foreign language lessons are also revealed, among which it is possible to highlight the impact on the solid assimilation of language material and assistance in activating lexical and grammatical structures in speech, as well as the possibility of developing listening skills and improving pronunciation skills. In addition, a positive effect on the emotional mood of students and an increase in motivation for studying the subject is described. The criteria for the selection of authentic song material are determined and the technology of working with song material is presented. In the course of research work, the authors have developed and tested sets of exercises for songs on the topic "Ecology". The article contains fragments of assignments and the results of experimental work. The results of the study showed an increase in student performance, which indicates the effectiveness of the use of song material in the process of improving lexical skills.
Keywords: lexical skill; lexical minimum; song material; a set of exercises; technology of working with a song; methodical advantages of a song; increasing motivation; improving lexical skills