Научная статья на тему 'Методика совершенствования тактической подготовки волейболисток 15-16 лет в учебно-тренировочном процессе'

Методика совершенствования тактической подготовки волейболисток 15-16 лет в учебно-тренировочном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / VOLLEYBALL / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / TRAINING PROCESS / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОК / TACTICAL TRAINING OF VOLLEYBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазунина И. В.

В статье раскрывается проблема методики совершенствования тактической подготовки волейболисток 15 16 лет в учебно-тренировочном процессе. Предполагалось, что применение разработанной методики совершенствования тактической подготовки волейболисток 15 16 лет приведет к согласованности действий игроков и окажет положительное влияние на соревновательную деятельность волейболисток. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что двигательная активность игроков в волейболе состоит из множества технических и тактических приёмов, быстрых перемещений, внезапных прыжков, иногда падений. Волейболисткам при этом овладеть в совершенстве тактикой игры можно только при развитом высоком уровне специальных и общих физических качеств, так как во время игры от спортсменок требуется проявление максимальных мышечных усилий и умение проявлять ловкость в быстро меняющейся обстановке. Тактика игры в волейболе включает в себя целесообразное применение средств, форм ведения игры с учётом технико-тактической и физической подготовки команды в конкретной обстановке. Практическим разделом технической подготовки являются конкретные умения и навыки, позволяющие игроку действовать индивидуально или совместно с партнёрами по команде. Результаты соревновательной деятельности по волейболу показывают, что основные ошибки во время игры допускаются спортсменками при их взаимодействии, так в среднем процент ошибок составляет 60% из числа всех возможных в игре. Это связано со слабым взаимодействием игроков и прогнозированием игровых ситуаций в волейболе во время игры. Основная задача совершенствования тактической подготовки волейболисток: развитие быстроты сложных реакций, ориентировки, сообразительности, которая решается преимущественно в процессе физической и технической подготовки. С этой целью в учебно-тренировочный процесс по физической подготовке или технике вводятся дополнительные условия и задания, придающие этим упражнениям тактическую окраску.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A METHOD OF IMPROVING THE TACTICAL TRAINING OF VOLLEYBALL PLAYERS 15 - 16 YEARS OF AGE IN THE TRAINING PROCESS

The article shows a problem of the technique of improving the tactical training of 15/ 16-year-old volleyball players in the training process. It was assumed that the application of the developed technique of improving the tactical training of the volleyball players will lead to consistency of the players’ actions and will have a positive impact on the of volleyball players’ competitive activities. The author focuses on the fact that the motor activity of volleyball players consists of many technical and tactical techniques, fast movements, sudden jumps and sometimes even falls. Only developed high level of special and general physical qualities help volleyball players to learn the game tactics on the perfect way, as during the game athletes are expected to show maximum muscular effort and the ability to show agility in a rapidly changing environment. The game tactics in volleyball includes appropriate use of means and forms of conducting the game taking into account the technical, tactical and physical preparation of the team in a specific situation. The practical section of technical training is specific skills, which allow the player either to act individually or with teammates. The results of the competitive activities in volleyball show that the main errors during the game are made by the athletes during their interaction, e.g. an average percentage of errors is 60 % of all possible errors in the game. This is due to the poor interaction of the players and insufficient prediction of game situations in volleyball during the game. The main task in improving the tactical training of volleyball players are the speed development of complex reactions, orientation and intelligence, which is mainly solved in physical and technical training. Having such goal in the training process for the physical training or the technique, the additional conditions and tasks are introduced, giving these exercises tactical aspects.

Текст научной работы на тему «Методика совершенствования тактической подготовки волейболисток 15-16 лет в учебно-тренировочном процессе»

УДК 796.01

Lazunina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Togliatti State University (Togliatti, Russia),

E-mail: [email protected]

A METHOD OF IMPROVING THE TACTICAL TRAINING OF VOLLEYBALL PLAYERS 15 - 16 YEARS OF AGE IN THE TRAINING PROCESS. The article shows a problem of the technique of improving the tactical training of 15- / 16-year-old volleyball players in the training process. It was assumed that the application of the developed technique of improving the tactical training of the volleyball players will lead to consistency of the players' actions and will have a positive impact on the of volleyball players' competitive activities. The author focuses on the fact that the motor activity of volleyball players consists of many technical and tactical techniques, fast movements, sudden jumps and sometimes even falls. Only developed high level of special and general physical qualities help volleyball players to learn the game tactics on the perfect way, as during the game athletes are expected to show maximum muscular effort and the ability to show agility in a rapidly changing environment.

The game tactics in volleyball includes appropriate use of means and forms of conducting the game taking into account the technical, tactical and physical preparation of the team in a specific situation. The practical section of technical training is specific skills, which allow the player either to act individually or with teammates. The results of the competitive activities in volleyball show that the main errors during the game are made by the athletes during their interaction, e.g. an average percentage of errors is 60 % of all possible errors in the game. This is due to the poor interaction of the players and insufficient prediction of game situations in volleyball during the game. The main task in improving the tactical training of volleyball players are the speed development of complex reactions, orientation and intelligence, which is mainly solved in physical and technical training. Having such goal in the training process for the physical training or the technique, the additional conditions and tasks are introduced, giving these exercises tactical aspects.

Key words: volleyball, training process, tactical training of volleyball players.

И.В. Лазунина, канд. пед. наук, доц. Тольяттинского государственного университета, г. Тольятти,

Е-mail: [email protected]

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье раскрывается проблема методики совершенствования тактической подготовки волейболисток 15 - 16 лет в учебно-тренировочном процессе. Предполагалось, что применение разработанной методики совершенствования тактической подготовки волейболисток 15 - 16 лет приведет к согласованности действий игроков и окажет положительное влияние на соревновательную деятельность волейболисток. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что двигательная активность игроков в волейболе состоит из множества технических и тактических приёмов, быстрых перемещений, внезапных прыжков, иногда падений. Волейболисткам при этом овладеть в совершенстве тактикой игры можно только при развитом высоком уровне специальных и общих физических качеств, так как во время игры от спортсменок требуется проявление максимальных мышечных усилий и умение проявлять ловкость в быстро меняющейся обстановке.

Тактика игры в волейболе включает в себя целесообразное применение средств, форм ведения игры с учётом технико-тактической и физической подготовки команды в конкретной обстановке. Практическим разделом технической подготовки являются конкретные умения и навыки, позволяющие игроку действовать индивидуально или совместно с партнёрами по команде. Результаты соревновательной деятельности по волейболу показывают, что основные ошибки во время игры допускаются спортсменками при их взаимодействии, так в среднем процент ошибок составляет 60% из числа всех возможных в игре. Это связано со слабым взаимодействием игроков и прогнозированием игровых ситуаций в волейболе во время игры. Основная задача совершенствования тактической подготовки волейболисток: развитие быстроты сложных реакций, ориентировки, сообразительности, которая решается преимущественно в процессе физической и технической подготовки. С этой целью в учебно-тренировочный процесс по физической подготовке или технике вводятся дополнительные условия и задания, придающие этим упражнениям тактическую окраску.

Ключевые слова: волейбол, учебно-тренировочный процесс, тактическая подготовка волейболисток.

Волейбол отличается сложностью выполнения технических элементов и тактической борьбы между соперниками во время игры. Кратковременный контакт с мячом при игре в волейбол, является существенным отличием техники, по правилам исключены захваты мяча, игрокам необходимо владеть целой системой двигательных навыков, которые так же состоят из приемов нападения и защиты. Играя в команде, действия каждого игрока находятся в зависимости от действий противника и партнёров по команде. Тактическое мышление волейболистов проявляется в игровой ситуации при выполнении технических и тактических действий во время игры, чтобы не совершать ошибки спортсмены должны ориентироваться хорошо на поле и иметь хорошо развитые координационные способности.

Эффективность тактики зависит от степени совершенства спортивно-технических навыков, во время тренировочного процесса грани между техникой и тактикой игры в волейбол особо не заметны, при этом главная задача при подготовке спортсменов: это обеспечение тактической вариативности и надёжности техники во время проведения соревнований. Если игроки справляются с нагрузкой и побеждают на соревнованиях, то при этом получают высшую степень удовлетворения от тренировок и приобретают уверенность в себе. Для успешного выступления на соревнованиях, волейболисткам необходимо быть хорошо подготовленными и в физическом и в волевом, тактическом и техническом отношении. В своих работах мы уже отмечали что: «положительное эмоциональное отношение к занятиям наблюдается чаще всего у учеников, ориентирующихся на разносто-

роннее физическое развитие, поддержание высокой работоспособности» [1, с. 233].

При физической подготовке юных волейболисток следует уделять внимание развитию силовых качеств и выносливости, показатели выносливости у девочек стабилизируются после пятнадцати лет, т. е. основные двигательные способности необходимо развивать в определенные возрастные периоды. Волейболисткам 15 - 16 лет необходимо давать посильные тактические задачи, причём такие, которые способствовали бы скорейшему овладению данным приёмами. Юные волейболистки во время соревнований допускают много технических ошибок, при этом любая инициатива игроков не должна быть скова из-за не знаний тактических приемов и слабой технической подготовки. Принимать решения во время игры игрок должен исходя из своего опыта и наблюдений, применяя определенные тактические средства, от этого зависит успешность выступлений на соревнованиях, важно применять тактические приемы своевременно, быстро и активно реагировать на ситуацию, при этом обязательно должно присутствовать взаимопонимание на площадке среди игроков команды. Предвидение ситуации в спортивной деятельности составляет непременное условие успешности действий спортсмена во время игры. Обучая тактике игры необходимо развивать у юных волейболистов физические качества и двигательные способности, которые лежат в основе успешных тактических действий при проведении соревнований. Эффективными средствами при обучении юных волейболисток могут служить: двусторонние игры, контрольные игры, изучение основ теории

тактики игры в волейболе. Совершенствовать степень надёжности и гибкости навыков могут и упражнения, которые развивают быстроту реакции, упражнения на переключение тактических действий, упражнения на совершенствование техники. При освоении групповых тактических действий можно привлекать к взаимодействию двух, трёх и более игроков. Взаимодействия двух и более игроков при приёме подач и атакующих ударов, при блокировании соперника и страховке атакующего игрока называют групповыми тактическими действиями. Групповые тактические действия волейболисток во время игры проявляются в определенных тактических комбинациях, т.е. заранее разученных взаимодействий между игроками команды.

Процесс совершенствования тактической подготовки волейболисток 15 - 16 лет был бы невозможным без систематического педагогического контроля физической подготовленности и развития отдельных физических качеств волейболисток. Наиболее действенным средством контроля являются контрольные упражнения по общей и специальной физической подготовке, они позволяют тренеру получить объективные данные, характеризующие уровень развития отдельных качеств игрока. Для каждой возрастной квалификационной группы спортсменов должны быть, применены специальные (информативные и надежные) тесты, а также нормативы, характеризующиеся релевантностью (т. е. хорошим соответствием определенному возрасту и квалификации спортсменов). Во время педагогического наблюдения необходимо проводить так же регистрацию ошибок взаимодействия и эффективности тактических действий волейболисток 15 - 16 лет в игровой и соревновательной деятельности.

В нашем случае методика совершенствования тактической подготовки волейболисток состояла из нескольких разделов: выполнения специальных упражнений, приближенных к условиям игры, учебно-тренировочные игры, работа с тренажерными устройствами, контрольные соревнования.

Для хорошей тактической подготовки волейболисток необходимо многократное выполнение специальных упражнений, которые часто повторяются во время игры. При активном участии игроков команды на волейбольной площадке можно проигрывать упражнения на взаимодействие, так как, играя на соревнованиях, могут возникнуть неожиданные игровые ситуации, поэтому лучше всегда находиться в положении постоянной готовности к действию и заранее проигрывать различные игровые ситуации. Выполняя специальные упражнения, близкие к игровой обстановке, необходимо следить, чтобы они отрабатывались с большой плотностью и многократно. Можно усложнять условия выполнения упражнений: вводить в игру второй мяч, уменьшать

Библиографический список

количество занимающихся или количество передач и т. п. Совершенствовать тактические и технические навыки в специальных упражнениях по волейболу могут как отдельные игроки, так и вся команда.

Использование тренажеров и других технических средств расширяет возможности педагогического воздействия на спортсменов, также они позволяют индивидуализировать процесс обучения и тренировки. Применение технических устройств в процессе обучения и при совершенствовании тактики игровых приемов позволяет разнообразить виды упражнений, что увеличивает интерес спортсменов к тренировкам. Это также способствует лучшему усвоению игровых навыков, а также с помощью технических устройств можно проводить учет количественных и качественных параметров двигательных действий спортсменов и получать необходимую информацию об успеваемости выполнения поставленной задачи. И.В. Щанкина в своём диссертационном исследовании пишет: «определена закономерность: если тренеры спортсменов использовали технические устройства в учебно- тренировочном процессе, то их ученики (сами, став тренерами) в будущем также будут использовать их в учебно-тренировочном процессе» [2, с. 144].

Соревновательная деятельность в волейболе является кульминацией тренировочного процесса, где синтезируются не только результаты спортивной тренировки, но и проверяется эффективность реализации достигнутого уровня подготовленности. А.Н. Пиянзин, А.А. Джалилов в своей работе отмечают: «на соревновательную деятельность оказывает влияние ряд факторов: правила соревнований, задачи в определенных соревновательных условиях, внешние условия, особенности противника и др. Специфичность соревновательной деятельности определяется особенностью ведения соревновательной борьбы различными способами (тактическими приемами)» [3, с. 105]. Нами замечено, что волейбол характеризуются очень высокой эмоциональной и интеллектуальной напряженностью, предъявлением высоких требований к физическим и психическим качествам спортсменок. Исследования ряда авторов, показали, что волейболисты значительно опережают представителей других видов спорта по показателям быстроты и объема зрительных восприятий, а также точности пространственных восприятий. В связи с этим в процессе подготовки волейболисток большое значение имеет количественная информация о соревновательной деятельности игроков, поскольку данные именно об этой деятельности позволяют определить те модельные характеристики, на которые должен быть ориентирован процесс, решая так называемую спортивно-эталонную функцию соревнований спортсменов.

1. Лазунина И.В. Формирование интереса учащихся средних классов к урокам физической культуры. Наука и образование: новое время. 2016; № 5 (16): 231 - 237.

2. Щанкина И.В. Профессионально-личностное становление педагога дополнительного образования в процессе творческой самореализации. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тольятти, 2004.

3. Пиянзин А.Н., Джалилов А.А. Педагогические условия воспитания положительного отношения к физической культуре студентов вузов: сборник трудов конференции. Москва: ООО «АР-Консалт», 2015: 104 - 107.

References

1. Lazunina I.V. Formirovanie interesa uchaschihsya srednih klassov k urokam fizicheskoj kul'tury. Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2016; № 5 (16): 231 - 237.

2. Schankina I.V. Professional'no-lichnostnoe stanovlenie pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya v processe tvorcheskoj samorealizacii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tol'yatti, 2004.

3. Piyanzin A.N., Dzhalilov A.A. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya polozhitel'nogo otnosheniya k fizicheskoj kul'ture studentov vuzov: sbornik trudov konferencii. Moskva: OOO «AR-Konsalt», 2015: 104 - 107.

Статья поступила в редакцию 29.09.17

УДК 37

Mamaeva V.A., postgraduate, teaching assistant, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Federal State Educational

Establishment of Higher Professional Education "DGPU" (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THEORY AND PRACTICE OF THE ORGANIZATION OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF A UNIVERSITY. The

article presents a theoretical analysis of the problem of organization of independent work of students in a university, it singles out principles of various methods and forms of organization of classroom and extracurricular independent work. The author presents practical material, showing the experience of organizing independent work of students of a state pedagogical university. When selecting the contents for independent work, one should consider the following psycho-pedagogical conditions conducive to improving the efficiency of its application: integration in the educational process of didactic tools that optimize the activities of the students and teacher; strengthening the role of control and diagnostic procedures; formation of research level of independence of students through the use of didactic means of the educational process; registration of individual styles of learning activities.

Key words: independent work of students, innovative technologies, types and forms of independent work of students in a university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.