УДК 796.325
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК
Н.В. Аврамова - аспирант Е.Е. Фунина - кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Фролов - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет
Ульяновск
THE QUALIFIED VOLLEYBALL PLAYERS COMPETITIVE ACTIVITY
EFFECTIVENESS INCREASING
N.V. Avramova - post-graduate student
E.E. Funina - Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor
E.V. Frolov - Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor Uliyanovskiy state pedagogical university Ulyanovsk
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: волейбол, соревновательная деятельность, стабильность, структурные компоненты, педагогический эксперимент.
Аннотация. Совершенствование системы спортивной подготовки волейболисток на основе более глубокого изучения их кинезиологического потенциала позволяет тренеру использовать различные подходы к построению учебно-тренировочных занятий. Дальнейшее повышение спортивного мастерства волейболисток связано, очевидно, с повышением стабильности соревновательной деятельности, которая рассматривается с позиций достижения спортсменками уровня технико-тактической, интеллектуальной и психической подготовленности, обеспечивающей успешную реализацию его кинезиологического потенциала. Рассматриваются следующие структурные компоненты стабильности: оптимальное соотношение показателей общефизической и специальной подготовленности для конкретного этапа спортивной подготовки; соответствие поставленных задач уровню технико-тактической подготовки; согласованность движений партнеров по команде; обеспечение стрессоустойчивости в сложных игровых ситуациях. Экспериментально проверено влияние данных компонентов на эффективность соревновательной деятельности спортсменок. Дан анализ результатов соревновательной деятельности волейболистов контрольной и экспериментальной групп в течение ряда лет.
Результаты проведенного педагогического эксперимента показали, что эффективность состязательного взаимодействия с командами противника улучшилась в обеих группах, однако спортсменки экспериментальной группы отличались большей стабильностью проведения игры, которая оценивалась нами по следующим параметрам: количеству выигранных и проигранных соревнований; потерь мяча (за период одного соревнования и общего количества проведенных встреч за исследуемый период); частоты применения финтов; успешному блокированию; количеству используемых элементарных (простых) финтов; количество сложных и сверхсложных финтов. Реализации данного подхода связана с применением разнообразных педагогических приемов и воздействий;
разработкой компонентов ее содержания и критериев оценки; выявлением ведущих показателей соревновательной деятельности.
Keywords: volleyball, competitive activity, stability, structural components, pedagogical experiment.
Summary. Perfection volleyball players sports training of system of on the basis of their deeper studying The impellent potential allows the trainer to use various approaches to construction of the educational-training process. The further increase of sports skill of volleyball players is connected, obviously, with increase of stability of competitive activity which is considered from positions of achievement by the sportsman of level of the technical-tactical, intellectual and mental readiness providing its successful realization the impellent of potential. The following structural components of stability are considered: an optimum parity of indicators the physical and special readiness for a concrete stage of sports training; conformity of tasks in view to level of the technical-tactical training; a coordination of movements of partners on command; resistance to stress maintenance in difficult game situations. Influence of the given components on efficiency of competitive activity of sportswomen is checked up experimentally. The analysis of results of competitive activity of volleyball players in control and experimental groups is given for a number of years.
Results of the spent pedagogical experiment have shown that the competitive interactions efficiency with commands of the opponent has improved in both groups, however sportswomen of experimental group differed by more stability of carrying out of game which was estimated by us on following parameters: to quantity of the won and lost competitions; ball losses (during one competition and total of the spent meetings for the investigated period); frequencies of application offeints; to successful blocking; to quantity of used elementary (simple) feints; quantity of difficult and super difficult feints. Realization of the given approach is connected with application of various pedagogical receptions and influences; working out of components of its maintenance and criteria of the estimation; revealing leading indicators of competitive activity.
ВВЕДЕНИЕ
Повышение спортивного мастерства различных национальных команд по волейболу обусловило обострение конкуренции в борьбе за лидирующие позиции и детерминировало необходимость переоценки содержания технико-тактической подготовленности игроков: поиска результативных способов улучшения общей и специальной физической подготовки, модернизации направленности учебно-тренировочного процесса в соответствии с современными тенденциями совершенствования техники выполнения основных приемов.
Многие специалисты (Ю.Д. Железняк, 1988, 1998, 2004; ЮН. Клещев, Г.Я. Шипулин, 2002; В.А. Каширин, 2008; 2010 и др.) указывают на целесообразность переориентировки традиционного подхода к повышению скоростно-силовой подготовки игроков на более гибкую систему формирования комплекса двигательно-координационных качеств в их разнообразном сочетании: силовых и скоростно-силовых с прыгучестью (например, применение силовой подачи в прыжке в совокупности с короткими подачами, затрудняющими процесс взаимодействия противника с мячом). Выявление зависимости высоты прыжка от показателей скоростно-силовых качеств свидетельствует о значимости развития взрывной и статической силы и т.д.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости стабильности результатов соревновательной деятельности квалифицированных волейболисток.
Задачи:
1. Выявление структурных компонентов стабильности игрового взаимодействия волейболисток.
2. Экспериментальная проверка влияния данных компонентов на эффективность соревновательной деятельности спортсменок.
Игра в волейбол является одной из наиболее популярных, в ней проявляется творческая инициатива играющего, разнообразие моторных актов, согласованных с коллективными действиями. Благодаря системе различных анализаторов, формируется способность к восприятию, наблюдению, анализу и оценке двигательных действий; усваивается их структура, что позволяет установить взаимосвязи между характером двигательного акта и программой предстоящей моторной деятельности по усвоению его техники.
В процессе игры осуществляется состязательная деятельность не только с игроками команды противника, но и с самим собой, так как каждый раз требует проявления новых возможностей. Одна и та же игровая деятельность при ее многократном повторении проходит в разных условиях с другим соперником, новом месте проведения, на фоне непривычного психоэмоционального состояния, обусловленного достигнутым уровнем тренированности; двигательного и жизненного опыта, спортивной формы [7-9].
Степень готовности спортсмена к взаимодействию с противником обусловлена:
- соответствием поставленной цели показателям его технико-тактической подготовленности;
- способностью к импровизации при определенной свободе действий, что способствует снятию психической напряженности и повышению стрессоустойчивости;
- уверенностью в своих силах; способностью к управлению психо-эмоциональным состоянием и другими факторами.
Однако результативность соревновательной деятельности игроков не всегда соответствует запланированным показателям, что многими специалистами С.С. Ермаковым (2001), Ю.Н. Клещевым (2003) и др., рассматривается как отсутствие стабильности. В то же время, по нашему мнению, стабильность соревновательной деятельности необходимо рассматривать с позиций достижения спортсменом уровня технико-тактической, интеллектуальной и психической подготовленности, обеспечивающей успешную реализацию его двигательного потенциала.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Материалы наших исследований, изучение передового педагогического опыта, анализ специальной литературы показали, что структурное содержание стабильности составляют следующие компоненты:
- оптимальное соотношение показателей общефизической и специальной подготовленности для конкретного этапа спортивной подготовки;
- соответствие поставленных задач уровню технико-тактической подготовки;
- оптимальная пространственно-временная ориентировка волейболиста при выполнении технических приемов;
- согласованность движений партнеров по команде;
- обеспечение стрессоустойчивости в сложных игровых ситуациях.
В процессе педагогического эксперимента нами были разработаны и апробированы следующие критерии стабильности игровой деятельности волейболистов:
- динамика показателей общефизической и специальной подготовленности и степень соответствия их показателей уровню квалификации спортсменов, а также поставленным задачам участия в соревнованиях;
- показатели сформированности ориентировки в пространстве (контроль за характером изменения игрового пространства; перемещением игроков, местонахождением
мяча, степенью владения инициативой) и времени скорости реагирования на изменение игровой ситуации; оптимальная длительность и соразмерность двигательных действий);
- степень соответствия характера двигательных действий партнеров по направлению, траектории, амплитуде, скорости, величине мышечных усилий;
- способность к объективной оценке технико-тактической, интеллектуальной и психологической подготовленности своей команды, каждого игрока и собственной; их сравнительный анализ; сопоставление с показателями тренированности команды противника;
- точность прогнозирования результатов выступления на соревнованиях.
Нами фиксировались результаты соревновательной деятельности волейболистов КГ и ЭГ в течение 2008-2009, 2009-2010 и 2010-2011 гг. с последующим анализом. Учебно-тренировочный процесс в экспериментальной группе был организован с направленностью на реализацию компонентов стабильности соревновательной деятельности. В конце каждого месяца проводилось тестирование показателей общефизической и специальной подготовленности; анализировалась их динамика; осуществлялась коррекция используемых средств, методов и условий занятий с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждой волейболистки; применялись разнообразные формы занятий и место их проведения (в спортзале, на стадионе, в парке и т.д.); рекомендовались индивидуальные, самостоятельные, дополнительные формы и виды выполнения физических упражнений.
При проведении учебных и товарищеских игр разрабатывались конкретные задачи, выполнение которых обусловливало постепенное, последовательное и неуклонное приобретение опыта соревновательной деятельности, формирование тактического мышления, способствующего усвоению рациональной тактики, игрового взаимодействия с противником. На тренировках постоянное внимание уделялось совершенствованию пространственно-временной ориентировки при выполнении технических приемов с помощью системы специальных упражнений.
Одним из важных условий достижения стабильности соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов является повышение согласованности двигательных действий волейболистов. Это требовало применения специальных педагогических приемов; комплекса зрительных и звуковых ориентиров, разметок; повышение скорости реагирования на внешние раздражители; формирование способности к прогнозированию двигательных действий партнера по первым подготовительным движениям.
Усвоение приемов управления психоэмоциональным состоянием является структурной частью методики повышения стрессоустойчивости в сложных игровых ситуациях во время соревнований. Среди таких приемов определенное значение придавалось формированию убеждения, что рост спортивного мастерства имеет волнообразный характер; для достижения победы важно уметь проигрывать в качестве контрольной игры для детального анализа деятельности команды и каждого игрока в отдельности; при этом сопоставлялся перечень ошибок, распределяемых по степени важности, и выявлялись способы их исправления. Каждое участие в соревнованиях независимо от результата оценивалось по специально разработанной шкале, что позволило за период с 2008 по 2011 гг. выявить динамику показателей технико-тактического мастерства, ориентируясь на разработанные нами компоненты стабильности соревновательной деятельности и критерии их оценки.
Результаты педагогического эксперимента показали, что за время исследования эффективность состязательного взаимодействия с командами противника увеличилась в обеих группах - КГ и ЭГ. Однако спортсмены ЭГ отличались большей стабильностью проведения игры, которая оценивалась нами по следующим параметрам:
- количество выигранных и проигранных соревнований;
- количество потерь мяча (за период одного соревнования и общего количества проведенных встреч за исследуемый период);
- частота применения финтов;
- успешное блокирование;
- количество используемых элементарных (простых) финтов;
- количество сложных и сверхсложных финтов.
Анализ материалов исследования позволил получить следующие данные. За период с 2008 по 2011 гг. волейболистки КГ выиграли 13 игр, проиграли 17; спортсменки экспериментальной группы выиграли 19 игр, проиграли - 11; в КГ потери подачи в среднем за одну игру составили за данный период - 18; в ЭГ, соответственно, - 7; волейболистки КГ в среднем за игру использовали 9 финтов; ЭГ, соответственно, - 23; успешное блокирование в КГ применялось 12 раз; в ЭГ, соответственно, - 12 раз; в КГ количество элементарных (простых) финтов в среднем за одну игру составило 17 раз; сложных и сверхсложных - 12; в ЭГ, соответственно, количество простых финтов составило - 8 раз; сложных и сверхсложных - 23.
ВЫВОДЫ
Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по повышению стабильности соревновательной деятельности квалифицированных волейболисток. Стабильность выступления спортсменок представляет собой сложный, многопараметрический процесс, реализации которого связана с применением разнообразных педагогических приемов и воздействий; разработкой компонентов ее содержания и критериев оценки; выявлением ведущих показателе соревновательной деятельности для сравнительного анализа проведенных игр.
Литература
1. Ермаков, С.С. Педагогические подходы в обучении сложным техническим приемам юных волейболистов (анализ педагогической литературы) / С.С. Ермаков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХХПИ. - 2001. - № 2. - С. 32-42.
2. Железняк, Ю.Д. Структура соревновательной игровой деятельности как основа построения тренировочного процесса волейболистов / Ю.Д. Железняк, В.М. Шулятьев // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 6. - С. 32-35.
3. Железняк, Ю.Д. Волейбол : у истоков мастерства / Ю.Д. Железняк ; под ред. Ю.В. Питерцева. -М. : ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 336 с.
4. Железняк, Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю.Д. Железняк, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4. -С. 30-33.
5. Закономерности построения игровой соревновательной деятельности и пути повышения ее эффективности / Л.А. Латышкевич, В.В. Фойгт, Ф.Я. Лебедь, М.И. Воробьев, Л.Ю. Поплавский // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 4. - С. 13-15.
6. Каширин, В.А. Развитие способности к прогнозированию двигательных действий у волейболистов массовых разрядов / В.А. Каширин, Л.Д. Назаренко // Становление спортивной науки: опыт и перспективы : материалы международной научно-практической конференции. - Оренбург, 2007. - Т. 2. - С. 145-150.
7. Каширин, В.А. Структурный подход к развитию ловкости у волейболистов / В.А. Каширин, А.В. Бурцев, Л.Д. Назаренко. - Ульяновск, 2009. - 132 с.
8. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям : учебное пособие / Ю.Н. Клещев. - М. : СпортАкадем Пресс, 2002. - 192 с.
9. Назаренко, Л.Д. Развитие точности в подготовке волейболистов массовых разрядов : учебно-методическое пособие / Л.Д. Назаренко, О.В. Демиденко. - Ульяновск, 2004. - 64 с.
10. Фомин, Е.В. Факторы, определяющие физическое развитие и физическую подготовленность юных волейболистов на отдельных этапах подготовки / Е.В. Фомин // Теория и практика физической культуры. -1989. - № 12. - С. 32-34.
Literature
1. Ermakov, S.S. Pedagogical approaches in training to difficult techniques of young volleyball players (analysis of pedagogical literature) / C.C. Ermakov // Physical training of students of creative specialties / ХХП И. -Kharkov, 2001. - №2. - P.32-42.
2. Geleznyak, U.D. Structure of competitive game activity as a basis of construction of training process of volleyball players / U.D. Geleznyk, V.M. Shulyatev // Theory and practice of physical culture. - № 6. - 1988. - P.32-35.
3. Geleznyak, U.D. Volleyball : аг skill sources // edit by U.V. Piterseva. - M. : Press «FAIR-PRESS», 1998.
- 336p.
4. Geleznyak, U.D. Tendencies of development of classical volleyball at the present stage / U.D. Geleznyak, G.Ya. Shipulin, O.E. Serdyukov // Theory and practice of physical culture. - 2004. - №4. - P.30-33.
5. Kashirin, V.A. Development of ability to forecasting of impellent actions in volleyball players of mass categories // Formation of a sports science : experience and perspectives : materials of international theoretical and practical conference / V.A. Kashirin, L.D. Nazarenko. - Ulyanovsk, 2009. - 132p.
6. Kashirin, V.A. The structural approach to development of dexterity in volleyball players / V.A. Kashirin, A.V. Burtsev, L.D. Nazarenko. - Ulyanovsk, 2009. - 132p.
7. Klechev, U.N. Volleyball. Training of a team for competition : A tutorial / U.N. Klechev. - M. : SportAcademPress, 2002. - 192p.
8. Laws of construction of game competitive activity and way of increase of its efficiency / L.A. Latyshkevich, V.V. Foygt, F.Y. Lebed', M.I. Vorob'ev, L.U. Poplavskiy // Theory and practice of physical culture. -№4. - 1990. - P.13-15.
9. Nazarenko, L.D. Accuracy development in training of volleyball players of mass categories : teaching-methodical aid / L.D. Nazarenko, O.V. Demidenko. -.Ulyanovsk, 2004. - 64p.
10. Fomin, E.V. The factors defining physical development and physical qualification of young volleyball players at separate stages of training / E.V. Fomin // Theory and practice of physical culture. - 1989. - №12.- P.32-34.
Статья выполнена при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2010-2011 годы) по теме: «Физическая культура и спорт — средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи . № 1.2.10