Научная статья на тему 'Методика синтеза систем управления экскаваторными электро приводами'

Методика синтеза систем управления экскаваторными электро приводами Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
85
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Валиев P. M.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика синтеза систем управления экскаваторными электро приводами»

--------------------------------------- © P.M. Валиев, 2007

УДК 621.879:62-83 P.M. Валиев

МЕТОДИКА СИНТЕЗА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСКАВАТОРНЫМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ

В работах [1, 2] были получены собственные операторы передаточных функций и переходные процессы в электромеханических системах (ЭМС) главных механизмов одноковшовых экскаваторов - мех-лопат. Однако удовлетворительное качество переходных процессов было получено без изложения методики определения параметров систем управления электроприводов. В данной работе рассматриваются два основных режима работы одноковшовых экскаваторов - мехлопат и в соответствии с этим предлагается методика выбора параметров систем управления при рабочем и стопорном режимах.

В настоящее время на одноковшовых экскаваторах - мехлопатах в качестве систем электроприводов главных механизмов используется система “ генератор - двигатель с тиристорным возбудителем”. Исключение составляет мощный экскаватор ЭКГ -20, системы электропривода которого построены по системе “управляемый выпрямитель - двигатель”. Хотя в настоящее время ведутся работы по внедрению системы управляемый выпрямитель - двигатель на другие модели экскаваторов, все же система ГЛ с ТВ остается наиболее распространенной. Исходя из этих соображений методика синтеза системы управления главными механизмами одноковшовых - экскаваторов мехло-пат и выбор параметров системы

управления приведен для этих двух систем.

Методика синтеза структур систем управления и выбор параметров двухмассовых электромеханических систем для рабочего режима производится в следующей последовательности:

1. Определяются параметры электромеханической системы по общепринятым методикам для режима копания грунта [1,2,5]:

Т 1

/=■

J1 + J2 Т ,12

___ 1____________2 • р _ — • р _ 12 _____________________________________ ______________

т ^ М •-г- ' 12 ’-Г' •~Г-

J1 Т м Q12

T1

К ; км ; се•

2. Определяются параметры обратных связей по току

К (4 = кп ■ км ■—) и скорости

кос ( 4 = кп ■ к ■ко^ ) двухконтурной

системы подчиненного регулирования координат в соответствии с методами стандартной настройки на “технический оптимум”.

3. Обеспечение заданных динамических свойств двухмассовой электромеханической системы с безразмерным коэффициентом затухания

#>72/2 определяется областью допустимых значений параметров электромеханических систем главных механизмов одноковшовых экскаваторов - мехлопат.

4. Для структуры системы управления со смешанной коррекцией координат вычисляются необходимые параметры регуляторов тока, скорости и обратных связей.

Критерий существования дополнительной гибкой отрицательной обратной связи по моменту нагрузки в упругом элементе (ГООСН) определяется неравенством:

24(1 + 2# + 2#2)(1 + 4#2 - (1 + 4#5 - г4 > 0. Неравенство позволяет получить область допустимых значений параметров двухмассовой электромеханической системы в виде графической зависимости у от е12. То есть, по полученным значениям у и е12 принимают решение о возможности применения ГООСН в рабочем режиме.

Решая кубическое уравнение, находят значение безразмерного коэффициента затухания # в зависимости от относительной постоянной времени колебаний ДЭМС е12:

16(4 - 4)#3 + 4(54 -12)#2 +12(4 -1)# -

-(4 -1)2 = 0.

Для настройки контура тока в системе со смешанной коррекцией координат определяются:

а) величина коэффициента постоянной времени контура тока в зависимости от безразмерного коэффициента затухания # и относительной постоянной времени колебаний ДЭМС е12:

а =

(1 + 4#)3

б) постоянная времени регулятора тока по формуле

Трт = а ■ Тпкпкмкот / се.

Для настройки контура скорости в структуре со смешанной коррекцией координат определяются:

а) величина коэффициента постоянной времени контура скорости в зависимости от безразмерного коэффициента затухания #:

Б = (1 + 4#)2;

б) коэффициент передачи регулятора скорости по формуле

к = ТМкмкот

рс вТпкос •

Для вычисления параметра гибкой отрицательной обратной связи по моменту нагрузки в упругом элементе (ГООСН) определяются:

а) параметр дополнительной гибкой отрицательной обратной связи по моменту нагрузки в упругом элементе:

є гА(24(1 + 2# + 2#2)(1 + 4#)2 - (1 + 4#)5 - г4)

Н (Г~ 1)-М-!2 ’

б) вычисление абсолютного значения величины обратной связи производится по выражению:

є ■ Т к Т = -0—^.

00 00 к ■ к п м

Для стопорного режима методика дополняется следующими положениями.

Критерий существования гибкой отрицательной обратной связи по моменту нагрузки в упругом элементе (ГООСН) определяется неравенством:

-1 > 4■#.

То есть по полученным значениям # и -1 принимают решение о возможности применения ГООСН в режиме стопорения рабочего органа.

Решая биквадратное уравнение находят значение безразмерного коэффициента затухания # в зависимости от относительной постоянной времени частоты колебаний первой массы ДЭМС при жесткой заделке второй массы -1:

(44 - 43-12) ■ #4 - 2 ■ 42-12 ■ #2 + -4 = 0.

Для настройки контура тока в системе со смешанной коррекцией координат определяются:

а) величина коэффициента постоянной времени контура тока в зависимости от безразмерного коэффициента затухания ^ и относительной постоянной времени частоты колебаний первой массы ДЭМС при жесткой заделке второй массы е1

44^4

а =—

-\

б) постоянная времени регулятора тока по формуле

Трг = а • Тпкпкмкот / се.

Настройка контура скорости в структуре со смешанной коррекцией координат не производится, так как в данном режиме контур скорости размыкается и коэффициент передачи П

- регулятора скорости равен 0 (к1х = 0). Поэтому значение коэффициента передачи регулятора скорости в режиме стопорения рабочего органа остается таким же как при настройке системы управления для рабочего режима.

Для вычисления параметра гибкой отрицательной обратной связи по моменту нагрузки в упругом элементе (ГООСН) определяются:

а) параметр дополнительной гибкой отрицательной обратной связи по моменту нагрузки в упругом элементе:

44 г2

-н =4• ? • (16 -

б) вычисление абсолютного значения величины обратной связи производится по выражению:

е • Т к Т =-0—^.

00 00 к • к п м

Синтез структуры со смешанной коррекцией считается завершенным, если определены параметры регуляторов тока и скорости, все значения

величин дополнительных обратных связей, по которым производится настройка координат электромеханической системы. Настройка обеспечивает заданные динамические свойства двухмассовой электромеханической системы: минимальное время регулирования; минимально возможное перерегулирование; коэффициент демпфирования колебаний не менее ^.

2

В связи с тем, что имеются два режима работы одноковшового экскаватора - мехлопаты, встает вопрос о выборе параметров регуляторов скорости и тока, а также значении коэффициента ГООСН для настройки системы управления главными электроприводами.

В данном случае предлагается вариант настройки систем управления электроприводов главных механизмов одноковшовых экскаваторов-мехлопат в соответствии с параметрами, полученными и для рабочего режима экскаватора (режим копания) и для режима стопорения рабочего органа. Предлагаемая функциональная схема электропривода механизмов экскаваторов -мехлопат системы Г-Д с ТВ с переключающимися параметрами регулятора тока и ГООСН приведена на рис. 1.

Для работы такой схемы необходимо получить сигнал пропорциональный упругому моменту.

Решить данную задачу возможно двумя путями. Первый путь заключается в построении так называемого наблюдающего (выявительного) устройства системы автоматического управления. Второй путь заключается в использовании уравнения движения двухмассовой ЭМС (ДЭМС), связывающее электромагнитный момент двигателя, его угловую скорость с моментом нагрузки в упругом элементе.

В настоящее время восстановление трудноизмеряемых или неизмеряемых координат электромеханических систем

т т «

и 1 зс 0 Й2 Г

ДАТЧИК УПРУГОГО МОМЕНТА

Рис. 1. Функциональная схема электропривода главных механизмов одноковшовых экскаваторов - мехлопат системы Г-Д с ТВ с переключающимися параметрами регулятора тока и ГООСН

с помощью наблюдающих устройств является эффективным методом получения информации. Наблюдающее устройство или вычислитель-оценщик представляет собой аналоговую модель реального объекта или его части и получает неполную информацию о режиме работы электромеханической системы. Принцип его работы заключается в следующем: в наблюдающем устройстве происходит сравнение относительно легко измеряемых координат реального объекта и координат, полученных с помощью аналоговой модели. Разница этих сигналов (ошибка, рассогласование) и является восстанавливаемой координатой, которую в реальном объекте трудно измерить или невозможно вовсе. Такой координатой в электроприводах постоянного тока одноковшовых экскаваторов - мехло-пат является упругий момент. Упругий момент в принципе является измеряемой координатой: существуют различного рода тензометрические датчики.

Однако, их установка на каждый механизм экскаватора затруднительна, хотя и возможна, и является дополнительной затратой для предприятия. Кроме того, они нуждаются в техническом обслуживании. В этом смысле замена реального датчика электрическим - является перспективным направлением в области метрологии.

Однако следует отметить отрицательные стороны данного способа измерения упругого момента:

- необходимость подачи в модель напряжения холостого хода преобразователя, что затрудняет процесс построения модели;

- погрешность измерения, которая складывается из погрешности датчика тока и погрешности, вызванной нестабильностью активного сопротивления обмотки якоря, то есть зависимостью значения сопротивления от температуры окружающей среды и от величины нагрузки двигателя;

- усложнение схемы управления электроприводами механизмов экскаваторов, в которых стремятся к построению более простых систем управления в сложных условиях эксплуатации и условиях ограниченного пространства поворотной платформы.

Учитывая приведенные выше недостатки, в особенности последний пункт, наиболее перспективным путем является определение момента нагрузки в упругом элементе с использованием уравнения движения электропривода. Для этого используется уравнение движения ДЭМС:

М - М = J1

у 1 Л

Представим это уравнение в операторном виде (замена р = —) и преобразуем его с учетом соотношения М = се ■ 1 :

Jl = . .

■ р • ®1 = 1Я 1у ,

Се

где 1У - упругий ток, пропорцио-

нальный упругому моменту.

Учитывая соотношение иос = кос ■

■т1 ,

получаем:

J1

, г- ~ ос ~ 1Я У ’

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Се ■ кОС

где иос - напряжение жесткой отрицательной обратной связи по скорости двигателя.

Таким образом, сигнал пропорциональный упругому моменту можно получить из соотношения:

1У = 1Я----• р ■ иос • (1)

Се ■ кос

Для получения производной сигнала упругого момента и его введения в систему управления по выражению (1), произведем следующие преобразования. Для того, чтобы ввести сигнал производной в систему управления необходимо получить напряжение пропорциональное 1У .

От датчика тока, иот

От датчика ^ РТД (+) -к Г РТОН ирМУ

напряжения, иН Тр +1 (-) ^ ТіР +1

а)

б)

Рис. 2. Структурная (а) и принципиальная (б) схемы аналогового датчика упругого момента

С учетом этого требования, умножим обе части выражения (1) на ш!,

где ш! = ш 10 - масштаб по току;

¡Я .МАХ

¡ямах - максимальное значение тока якоря двигателя:

¡у х (ш1) = (¡я----—----р ■ иж) X (ш1).

■ кос

Учитывая, что ¡у ■ ш! = и у и ¡я ■ ш! = иЯ , представим это выражение в следующем виде:

иу = и„ - ■ р ■ иос,

Се ■ кос

Выражение для ш! представляет собой коэффициент передачи жесткой отрицательной обратной связи по току якоря двигателя, которая используется в системах подчиненного регулирования координат, и в частности, в электроприводах одноковшовых экскавато-

ров - мехлопат. Следовательно, правомерна замена ш! на кот . С учетом этой замены окончательно получаем следующее выражение:

иу = ия - 1^кг ■ Р ■ иос. (2)

■ кос

Выражение (2) дает возможность реализации аналогового датчика упругого момента.

В одноковшовых экскаваторах -мехлопатах вместо жесткой отрицательной обратной связи по скорости двигателя используется жесткая отрицательная обратная связь по напряжению двигателя. Напряжение обратной связи связано с ЭДС двигателя и скоростью следующим выражением:

ин = кн ■ Едв = кн ■ Се ■ а1 , (3)

где кн - коэффициент передачи датчика напряжения.

Тогда с учетом (3) выражение (2) принимает вид:

и = и - —1 ■кот ■ Р ■ и

¡у ^ ¡Я 2 1 I н-

£ ■ кН

В данном случае постоянная времени дифференцирования сигнала обратной связи по напряжению рассчитывается по формуле:

Рис. 4. Переходные процессы с использованием датчика упругого момента

—1 ■ кот

с2 ■ кн

Полученный сигнал пропорционален упругому моменту. Для получения производной по упругому моменту не-

обходимо полученный сигнал продифференцировать еще раз с постоянной времени Тон .

С учетом всего вышесказанного, для реализации датчика упругого момента

необходимы три операционных усилителя, два из которых являются дифференциаторами. Структурная и принципиальная схемы датчика упругого момента представлены на рис. 2. В структурной также учтено, что создание идеального дифференциатора невозможно, и передаточная функция реального дифференцирующего звена представляется в виде:

(р) - РТ

РТ1 +1

где Т1 - постоянная времени апериодического звена. Для того чтобы обосновать работоспособность датчика упругого момента и его эффективность было проведено компьютерное моделирование системы управления электроприводом с обратной связью непо-

средственно по упругому моменту (рис. 3) и с применением датчика упругого момента (рис. 4).

По данным графикам рисунков видно, что погрешность от косвенного измерения упругого момента по известным сигналам обратных связей по току и скорости, невелика и процессы в системах идентичны. При моделировании датчика упругого момента была учтена инерционность дифференцирующих звеньев, что приближает модель датчика к его физическому образцу.

Для реализации датчика, приведенного на рис. 2 необходимо выполнять следующие соотношения:

ТД = К2 ■ С1; Т1 = К1 ■ С1 = К5 ■ С2;

Тон = ■ С2; К3 = К4-

------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Валиев P.M., Попельнюхов В.И., Фашиленко В.Н. Принципы построения структур управления экскаваторными электроприводами в стопорных режимах, ГИАБ, -М.: Изд-во МГТУ, 2006 г., - C. 322-325.

2. Валиев P.M., Попельнюхов В.И., Фашиленко В.Н. Анализ демпфирующих свойств экскаваторных электроприводов при управляющем воздействии, ГИАБ, - М.: Изд-во МГТУ, 2006 г. - С. 334-338.

3. Борцов Ю.А., Соколовский Г.Г. Тиристорные системы электропривода с упругими связями. - Л.: Энергия, 1979. - 160 с.

4. Ляхомский А.В., Фашиленко В.Н. Управление электромеханическими системами горных машин: Монография. - М.: Изд-во МГГУ, 2004. - 296 с.

5. Валиев P.M., Фашиленко В.Н. “Определение параметров систем управления электроприводов главных механизмов одно-ковшовык экскаваторов - мехлопат”, “Актуальные проблемы электроэнергетики”, труды Нижегородского государственного технического университета, Нижний Новгород, 2006 г., - C. 123-127.

— Коротко об авторах-----------------------------------------------------

Валиев P.M. - аспирант, кафедра «Электрификация и энергоэффективность горных предприятий» (ЭГП) Московский государственный горный университет.

Статья представлена кафедрой «Электрификация и энергоэффективность горных предприятий» Московского государственного горного университета.

Рецензент - Хватов о.с., доктор технических наук, профессор, Нижегородский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.