© Р.М. Валиев, В.И. Попельнюхов, В.Н. Фащиленко, 2006
УДК 621.879
Р.М. Валиев, В.И. Попельнюхов, В.Н. Фащиленко
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ЭКСКАВАТОРНЫМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ В СТОПОРНЫХ РЕЖИМАХ
Семинар № 21
Увеличение единичной мощности главных электроприводов одноковшовых экскаваторов-мехлопат означает увеличение динамических нагрузок. Наиболее ярко это проявляется в электромеханических системах (ЭМС), содержащих упругие элементы, такие как канаты напора и подъема одноковшовых экскаваторов. Упругие усилия (моменты) носящие колебательный характер способствуют накоплению усталостных напряжений в элементах ЭМС, способствуют их быстрому износу и т.п. [1] Поэтому такие динамические нагрузки необходимо ограничивать на максимально допустимом уровне.
Известно, что работа экскаватора характеризуется двумя режимами работы, которые достаточно сильно отличаются друг от друга: это собственно режим копания (черпание породы) и режим стопорения рабочего органа (ковша). В первом случае электродвигатели главных механизмов работают приблизительно с номинальными моментами и значения этих моментов ограничены максимально допустимыми значениями. Упругие моменты не превышают максимального значения, но носят колебательный характер. Во втором же случае моменты, возникающие в упругих элементах
ЭМС, могут превышать максимально допустимые в 3 и более раз и имеют большую колебательность.
Стопорный режим является аварийным режимом работы экскаватора, так как происходит практически мгновенная остановка рабочего органа и запасенная кинетическая энергия переходит в потенциальную энергию деформации канатов, редукторов и т.п., что может привести к обрыву каната или поломке редуктора.
Так как стопорный режим быстротекущий процесс, то ограничение динамических нагрузок должно производиться в автоматическом режиме, без участия машиниста.
Ограничение динамических нагрузок в упругих элементах нужно производить в обоих случаях (и в режиме копания и в режиме стопорения рабочего органа) [2]. Однако режим стопо-рения является наиболее тяжелым режимом работы и поэтому ограничение динамических нагрузок в этом режиме наиболее целесообразно и необходимо.
Для рассмотрения переходных процессов, происходящих в режиме сто-порения, были получены следующие собственные операторы переда-точных функций для систем УВ-Д и Г—Д с ТВ:
- ЭМС УВ-Д (И - регулятор тока) и Г-Д с ТВ (ПИ - регулятор тока)
Д (р) = р 5ГртГпГя—1
+ р Т (Т + Т )———
Л + Л р рт(п я)Л2 + Л
+Р ^ Т +Т2)^ +
+р (Тп + т.)+Т2^^)+
- +1;
Л + Л
т2
+р (Трт + Тн + Л 7 Т-) з з
1 м Л +Л3
- ЭМС УВ-Д (ПИ - регулятор тока) и Г-Д с ТВ (ПИД - регулятор тока)
Т2
4^ т 1
д (р) = Р ЧРТп
+р Т
рт п О I о ~ рт о , о
/Ц "г /Ц /Ц "г /Ц
+р 2 ад +ЛТ12)
А + Аз
- + 1.
т 2 1
+ р Трт + Тн +АГТ-)-А— .
' м А2 + А
Как видно из полученных соотношений, собственные операторы передаточных функций для стопорного режима отличаются от аналогичных собственных операторов, полученных для рабочего режима (снизился порядок полиномов, и изменились параметры при соответствующих степенях).
Переходные процессы, соответствующие стопорному режиму показаны на рис. 1, 2.
Как видно из графиков переходных процессов максимальное значение момента в упругом элементе превышает допустимое значение в 3 раза и имеет значительный колебательный характер с малым затуханием, что является очень вредным для ЭМС экскаватора и соответственно недопустимым.
Стоит отметить, что качество переходных процессов в ЭМС с И - регулятором тока лучше, чем в системе с ПИ -регулятором тока (система УВ-Д).
В тоже время качество переходных процессов в ЭМС с ПИД - регулятором тока хуже, чем в системе с ПИ - регулятором тока (система Г-Д с ТВ).
Ограничение по амплитуде и демпфирование колебаний в упругом элементе производится путем введения дополнительной гибкой отрицательной обратной связи по моменту нагрузки в упругом элементе (ГООСН).
Использование метода нормированных передаточных функций позволяет увязывать параметры ЭМС и показатель колебательности в стопорном режиме. С помощью полученной системы уравнений рассчитываются необходимое значение ГООСН и другие параметры [3].
Графики переходных процессов в ЭМС с подчиненным регулированием
координат систем УВ-Д и Г-Д с ТВ с использованием ГООСН приведены на рис. 3.
Анализируя полученные переходные процессы можно сделать следующие выводы:
1. Удалось снизить максимальное значение момента нагрузки в упругом элементе в 1,9 и 1,3 раза для соответственно систем УВ-Д и Г-Д с ТВ по сравнению со стандартной настройкой системы на “технический оптимум”;
2. Переходный процесс носит колебательный характер с относительно небольшим перерегулированием и большим затуханием колебаний;
3. Уменьшилось время переходного процесса как минимум в 2 раза.
------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борцов Ю.А., Соколовский Г.Г. Тири- 2. Соловьев А.С. Динамика электроме-
сторные системы электропривода с упругими ханических систем электроприводов карьер-связями. - Л.: Энергия, 1979. - 160 с. ных экскаваторов: Текст лекций. - Л.: Изд-во
Ї
(а
-||п
/ £
-1 ■
*
а б
Рис. 3. Переходные процессы в ЭМС при стопореним рабочего органа: а) система УВ-Д с ПИ -рег. тока и ГООСН; б) система Г-Д с ТВ с ПИ - рег. тока и ГООСН
ЛГИ, 1989. - 31 с. горных машин: Монография. - М.: Изд-во
3. Ляхомский А.В., Фащиленко В.Н. МГГУ, 2004. - 296 с.
Управление электромеханическими системами
— Коротко об авторах ---------------------------------------------------
Валиев Р.М., Фащиленко В.Н. - Московский государственный горный университет, Попельнюхов В.И. - ЛГОК.
------Ф
^-------
---------------------------------------- © И. М. Хошмухамедов, 2006
УДК 621.879:621.313.13:621.3.019.3 И.М. Хошмухамедов
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ГЛАВНЫХ МЕХАНИЗМОВ КАРЬЕРНЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
Семинар № 21
~П абота электродвигателей постоянного тока главных механизмов карьерных экскаваторов характеризуется высоким уровнем резкопеременных динамических нагрузок и, как следствие, повышенной вибрацией, результатом чего являются отказы в работе главных механизмов карьерных экскаваторов, составляющее по данным эксплуатации до 32 % от общего времени простоя экскаваторов во внепланых ремонтах.
В результате анализа статистических данных отказов электродвигателей установлено, что наименее надежными элементами являются: обмотка якоря, коллекторный, подшипниковый и щеточные узлы. Число отказов по коллекторному узлу достигает 21 %, по щетко-держательному аппарату - 16 %, по обмотке якоря до 42 % [2].
Из-за низкой коммутационной надежности электродвигателей происходит подгар пластин коллектора, который в процессе работы развивается по всей