Л.. Д. Духаева
Методика развития у учителей культуры1 концептуализации профессионального опыта...
Современная школа
УДК 371.12
Методика развития у учителей культуры концептуализации профессионального опыта в школе как самообучающейся организации
Л. Д. Духаева
Methodology for the development of professional experience conceptualization in school as a self-study organization among teachers of culture
L. D. Dukhaeva
Аннотация. Статья посвящена актуальному направлению в современной системе образования - развитию кадрового потенциала. Отмечается, что, несмотря на возросшие требования к профессиональным качествам учителей, имеются затруднения в аспекте обмена знаниями и развитии концептуализации профессионального опыта. Рассматриваются исследования, посвященные определению понятия концептуализации опыта. Делается вывод о значимости такого развития в условиях школы как самообучающейся организации. Предложено авторское определение понятию «развитие культуры концептуализации профессионального опыта». Предлагается методика развития у учителей культуры концептуализации профессионального опыта в школе как самообучающейся организации. В ее характеристике выделяются три этапа, задачи каждого этапа и педагогические условия. Описывается реализация данной методики в общеобразовательных организациях г. Грозного. Предложено описание педагогических условий. Первое условие предполагает организацию командной работы учителей при решении педагогических задач. Второе условие направлено на обучение учителей работе с технологиями визуализации информации. Третье педагогическое условие
ориентировано на использование материалов федеральной образовательной платформы «Российская электронная школа». Описаны риски и ограничения применения данной методики. Сделан вывод о ее целесообразности в современных условиях развития образования.
Abstract. The article is devoted to the actual direction in the modern education system - it is human resources development. It is noted that despite the increased requirements for the professional qualities of teachers, there are difficulties in sharing knowledge and developing conceptualization of professional experience. The research devoted to the definition of the concept of conceptualization of experience is considered. The conclusion is made about the importance of such development in the school environment as a self-studying organization. The author's definition of the concept of "development of conceptualization culture of professional experience" is proposed. The methodology of development of conceptualization of professional experience in school as a self-study organization is proposed for teachers of culture. It is characterized by three stages, each stage's objectives and pedagogical conditions. The implementation of this method in secondary schools in Grozny is described. The description of pedagogical conditions is offered. The first condition presupposes the or-
Современная школа
ganization of team work of teachers in solving pedagogical problems. The second condition is aimed at training teachers to work with information visualization technologies. The third pedagogical condition is focused on the use of materials of the federal educational platform "Russian e-School". The risks and limitations of this technique are described. The conclusion about its expediency in modern conditions of education development is made.
Ключевые слова: культура концептуализации профессионального опыта, педагог, самообучающаяся организация, общеобразовательная организация, методика развития, педагогические условия, Российская электронная школа, педагогические команды, технологии визуализации информации.
Keywords: conceptualization culture of professional experience, teacher, self-study organization, general education organization, development methodology, pedagogical conditions, Russian e-School, pedagogical teams, information visualization technologies.
Государственная политика в области образования ориентирует учителей на непрерывное профессиональное развитие. В частности, профессиональный стандарт педагога описывает трудовые функции, которые важно сегодня реализовать. Данные функции предполагают обучение, воспитательную и развивающую деятельность.
От учителя требуется использовать современные образовательные технологии, включая коррекционные, знать семейную психологию и закономерности развития личности.
Среди требований к профессиональной деятельности педагога выделяются умение создавать безопасную среду, использовать интерактивные формы воспитательной работы в урочной и внеурочной деятельности. Иными словами, стандарт описывает портрет современного учителя.
Для того чтобы соответствовать стандарту, педагогическим работникам необходимо наращивать свои знания, совершенствовать собственный опыт. Для этого целесообразно опираться на эффективные инструменты, предлагаемые педагогу в научно-практической деятельности. Отметим, что обмен знаниями и использование опыта коллег выступает конкурентным преимуществом развивающихся и эффективно функционирующих организаций [1; 2], включая общеобразовательные школы [3].
Однако в реальной практике зачастую применение эффективного педагогического опыта затруднено в силу некоторых обстоятельств:
- чаще всего представление опыта носит описательный характер, представляющий отдельные элементы деятельности, а не целостную систему;
- носители эффективного опыта не обозначают его основную идею; иными словами, не выделяют замысел или ключ к реализации данного опыта;
- не обозначена психолого-педагогическая природа механизмов, образующих предметное поле опыта;
- слабое научное обоснование педагогического опыта, отсутствие описания его актуальности в соответствии с прогрессивными идеями;
- не описываются системные требования (риски, ограничение, педагогические условия), определяющие возможность успешного применения опыта в педагогической среде.
Данные позиции указывают на необходимость и важность деятельности учителей по концептуализации профессионального опыта. Причем концептуализация понимается нами в широком смысле. То есть учитель может концептуализировать как свой опыт, так и опыт успешных коллег (из своего коллектива или незнакомого педагога, эффективно осуществляющего свою деятельность).
«Опыт» рассматривается как фундамент всего «непонятийного знания о действительности». Он олицетворяет все осуществляемое и осознаваемое человеком в его жизни. Опыт может включать знание о себе, своих способностях и знаниях и идеях [4, с. 320]. Он выступает атрибутом когнитивной деятельности человека, при этом в опыт включаются умения и чувства [5, с. 159]. Что касается профессионального опыта, он выступает предметом исследования многих ученых. Е. В. Конева выделяет ряд направлений в науке, рассматривающих опыт с точки зрения структурного, генетического, функционального и когнитивного направлений [6, с. 23-30].
Ф. Г. Мухаметзянова рассматривает профессиональный опыт как целостный образ профессиональной жизнедеятельности человека. Нам импонирует единство временной линии профессионального опыта, выделяемого данным автором (как интеграция «профессионального прошлого» человека и условие становления «профессионального будущего») [7, с. 43].
Л.. Д. Духаева
Методика развития у учителей культуры!- концептуализации профессионального опыта...
Л. В. Маслова рассматривает профессиональный опыт как поэтапное восхождение учителя «по лестнице профессиональной карьеры» [8].
Однако нам ближе интерпретация профессионального опыта, предложенная Ф. С. Исмагило-вой. Данный автор включает в его определение личностные смыслы, формируемые на основе жизненных и профессиональных событий [9].
Вопросы концептуализации профессионального педагогического опыта осмыслялись в разном ключе. Л. А. Филиппова указывала на роль дополнительного профессионального образования в развитии умений у учителей концептуализировать эффективный опыт [10]. Т. А. Рыбкина выделяла значимость муниципальной методической службы для развития готовности классных руководителей к концептуализации своего опыта [11]. Данные исследования показывают, что профессиональное развитие учителя может осуществляться как в системе повышения квалификации, так и в иных условиях.
Современные образовательные технологии, включая цифровые, позволяют педагогу получать знания оперативно из различных источников. Тем самым он может непрерывно осуществлять развитие культуры реализации концептуализации профессионального опыта и самостоятельно, без отрыва от рабочего места, в условиях школы как развивающейся и самообучающейся системы.
Идея школы как самообучающейся организации получила развитие в исследовании Н. У. Яры-чева. Автором продвигается значимость методологии обучения на собственном опыте с применением современных обучающих технологий [12]. В последнее время ученые все больше склоняются к мысли использования ресурсов школы для самообучения. Так, Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов и А. Х. Зарипов говорят о возможности перехода современной общеобразовательной школы в формат самообучающейся организации. При этом они подчеркивают ключевую идею трансформации в практическую деятельность школы освоенных педагогами новых технологий работы [13].
Итак, полученные выводы позволяют утверждать, что учитель имеет возможность для развития культуры концептуализации профессионального опыта в школе как самообучающейся организации. Отметим, что под данным процессом будем понимать изменение сущностных сил, позволяющих на высоком
уровне осуществлять осмысление и объяснение профессионального опыта. Такое профессиональное развитие мы связываем с обогащением арсенала освоенных педагогами способов оценочно-познавательной деятельности и совершенствованием способностей создавать исчерпывающее описание профессионального опыта.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы определить и методически обосновать процедуры развития у учителей культуры концептуализации профессионального опыта в условиях школы как самообучающейся организации. По существу, речь идет о характеристики соответствующей методики. Такая методика включает в себя ряд пролонгированных во времени этапов.
Первый этап мы связываем с формированием у учителей представлений о концептуализации профессионального опыта как специфическом виде профессионально-педагогической деятельности. А также выделяем такую задачу, как содействие педагогам в принятии ценностей и целевых установок самообучающейся организации. Это важно для того, чтобы сформировать мотивационные и когнитивные основы совершенствования профессиональной деятельности. Причем ставка делается не на индивидуальные формы работы, а групповые, точнее, командные.
Второй этап связан с систематизацией теоретических представлений педагогических работников о сущности, психологических механизмах и способах концептуализации профессионального опыта. Здесь учителям важно апробировать в практике усвоенные теоретические основы процесса концептуализации профессионального опыта. Основная задача заключается в освоении современных и эффективных вариантов концептуализации и презентации своего опыта. В частности, учитывая популярность наглядных средств, включая виртуальные, целесообразно их взять за основу презентации концептуализированного опыта.
Третий, завершающий этап, направлен на становление у учителей способности обнаруживать и сохранять ценные свойства профессионального опыта. Важно его использовать не только для себя, но и для перспективных возможностей развития школы. Он предполагает учет правовых и этических норм при осуществлении концептуализации профессионального опыта. А также направлен на применение цифрового образования в концептуализации профессионального опыта, в частности возможностей «Российской электронной школы»
Современная школа
Таблица 1
Этапы и педагогические условия развития у учителей культуры концептуализации профессионального опыта в самообучающейся организации
Методика развития у учителей культуры концептуализации профессионального опыта в школе как самообучающейся организации
1 этап «Ценностно-ориентационный» 2 этап «Продуктивно-содержательный» 3 этап «Творчески-преобразующий»
Сроки реализации этапов
Сентябрь - декабрь 2017 года Январь - май 2018 года Август 2017 - январь 2018 года
Задачи этапов
- Формирование представлений о концептуализации профессионального опыта. - Принятие целевых установок школы как самообучающейся организации - Систематизация представлений о механизмах, средствах, способах структурирования профессионального опыта. - Развитие умений осмысливать и презентовать профессиональный опыт - Становление способности сохранять осознавать и укреплять ценные свойства профессионального опыта. - Инициация творческого применения новых техник концептуализации профессионального опыта
Педагогические условия
Организация командной работы учителей при решении педагогических задач Обучение учителей работе с технологиями визуализации информации Использование материалов федеральной образовательной платформы «Российская электронная школа»
в профессиональной деятельности педагогов. Каждый этап получил в данной методике свое название, реализовывался в течение определенных сроков и предполагал осуществление выделенных педагогических условий. Обозначим их для удобства визуализации в таблице 1. Апробация предложенной методикой осуществлялась в образовательных организациях г. Грозного Чеченской республики Российской Федерации.
Более подробно охарактеризуем педагогические условия, которые реализовались, постепенно дополняясь на каждом этапе.
Первое педагогическое условие - организация командной работы учителей при решении педагогических задач - направлено на формирование благоприятного социально-психологического климата в организации. Выстраивание командной работы позволяет качественно и оперативно справляться с профессиональными задачами.
Для того чтобы эффективно разрешать педагогические ситуации, реализовывать инновационные процессы, достигать высоких образовательных результатов, важна единая команда. Состав команды может вирироваться как по числу участников, так и по направленности работы. Отслеживать результаты командной дея-
тельности может не только первый руководитель школы, но и руководители творческих групп-команд.
Существуют различные технологии работы команд, поэтому осуществлять концептуализацию опыта можно через их методы. Представим некоторые из них: «Восемь шагов» (для поиска решения в сложных ситуациях), «Шесть шляп» (для анализа ситуаций в процессе принятия важных решений), «Оценка рисков» (для выявления профессиональных рисков и их предупреждения).
Технология «Восемь шагов» включает в себя такие этапы, как «Туманная ситуация», «Поиск фактов», «Определение проблемы», «Создание поля идей», «Оценка и отбор», «Образ решения», «Составление плана действий», «Действия и их оценка». На основе данной технологии в рамках описанного исследования анализировалась конфликтная ситуация, возникшая в результате агрессивного поведения школьников. Тем самым концептуализировался опыт медиативного подхода педагога.
Технология «Шесть шляп» позволяет проанализировать ситуацию с разных сторон, символично примеряя разные «шляпы». Логический подход предлагает участник команды, ко-
Л.. Д. Дудаева
Методика развития у учителей культуры!- концептуализации профессионального опыта...
торому досталась белая шляпа. Активизацию ресурсов, поиск «плюсов» проблемы предлагает участник с желтой шляпой. Эмоциональную окраску явления, отреагирование лишних, неконструктивных эмоций предлагается красной шляпе. Зеленая шляпа активизирует творческое мышление, нестандартный подход к решению ситуации. Синяя шляпа ориентирует на поиск продуктивного и осмысленного управления процессом мышления. Критический подход к ситуации использует участник в черной шляпе. Таким образом, получается многогранный анализ проблемной ситуации: логический и эмоциональный, позитивный и негативный. С помощью данной технологии рассматривался вопрос участия в инновационной деятельности школ.
Технология «Оценка рисков» содержит три шага: «Формирование „минного поля"», «Оценка реальной угрозы», «Поиск противоядия». Первый шаг предполагает анализ возможных осложнений и потерь. Далее определяются (второй шаг) возможные негативные варианты развития событий. На третьем шаге команда ищет противодействие негативным сценариям. Для сплочения команды проводились тренинговые мероприятия, где участники рефлексировали степень включенности в группу и свою продуктивность в ней.
Можно отметить, что создание команд относится к современным методам управления школой. Это способствует повышению качества образования на основе концептуализации профессионального опыта в школе как самообучающейся организации.
На втором этапе реализации методики включалось второе педагогическое условие -обучение педагогов работы с технологиями визуализации информации. Ранее отмечалось, что средства наглядности позволяют запомнить больше информации, успешнее ее обобщить и выделить главное. Эту особенность важно использовать в концептуализации профессионального опыта. Восприятие современного человека привыкло к образной, яркой, графической и динамической подаче материала. К классическим средствам наглядности (таблицы, карты) подключились современные (интерактивные доски, визуальные тексты, средства мультимедиа). Педагоги могут использовать комиксы, майнд-карты, инфографику, мульти-
тексты, видеофильмы, чтобы более эффектно преподнести свой профессиональный опыт.
На сегодняшней день разработаны виртуальные средства визуализации. К примеру, существуют онлайн-генераторы облака слов, виртуальные программы для создания интеллект-карт, ленты времени. Традиционно учителя привыкли использовать классические презентации, выполненные в формате Microsoft PowerPoint. Их можно дополнить и другими, выделенными выше средствами наглядности. К примеру, учителя могут создавать видеоролики для презентации концептуализированного профессионального опыта. Или же они имеют возможность анализировать выступления своих коллег. Современные технические средства (мобильные телефоны) позволяют снимать видеоролики хорошего качества, которые можно обрабатывать через различные видеоредакторы. Данная практика активно используется для отчета о своей деятельности федеральными инновационными площадками.
Отметим, что переход на цифровое образование является уже свершившимся (дистанционное обучение, сетевые виртуальные проекты). В этой связи и определено третье педагогическое условие в методике развития у учителей культуры концептуализации профессионального опыта в школе как самообучающейся организации. Применение продуктов федеральной образовательной платформы «Российская электронная школа» в профессиональной деятельности педагогов считаем важным условием развития педагога. Российская электронная школа представляет собой полный курс эффективных педагогических практик (уроков, контрольных заданий, учебных планов) по многим дисциплинам на всех уровнях школьного обучения. Эта информационная среда позволяет ученикам получить качественное образование в онлайн-режиме. Для учителей РЭШ выступает ценным методическим ресурсом. Анализ данного цифрового ресурса позволит педагогам обобщить и сохранить ценные свойства педагогического опыта. Изучение рабочих программ, календарного и тематического планирования, видеоуроков имеет большое значение в условиях обилия информации, которая не всегда высокого качества. Для выявления новых педагогических решений, отраженных в РЭШ, и возможностей их использо-
Современная школа
вания в педагогической деятельности учителя участвующие в апробации методики знакомились с этим ресурсом. Внимание уделялось как его преимуществам, так и недостаткам.
В рамках работы педагогических команд учителя анализировали ресурсы РЭШ и делали выводы о возможной межпредметной интеграции. Стоит обратить внимание, что на сайте отсутствует психологический блок, раздел для социального педагога или дефектолога.
Однако в рамках исследования анализ с учителями данного портала позволил выявить в других разделах рекомендации психологического раздела. В учебной дисциплине по обще-ствознанию и основам безопасности жизнедеятельности разработаны психологические и социологические темы, которые могут быть использованы не только учителем школы, но и педагогом-психологом, социальным педагогом.
Учителя могут в различных вариантах применять материалы РЭШ:
- включать представленные видеоуроки в свои учебные занятия, с учениками провести анализ продуктивности такой работы;
- построить весь урок на предложенном материале;
- использовать отдельные элементы (лабораторные эксперименты, тесты) из ресурсов РЭШ;
- предложить домашние задание по материалам курсов РЭШ.
Целесообразно после применения ресурсов РЭШ педагогам провести SWOT-анализ. А именно: выделить сильные и слабые стороны данного портала, его возможности и угрозы.
Педагоги, участвующие в исследовании, ознакомившись с данным ресурсом, отмечали необходимость дальнейшей концептуализации профессионального опыта и своего дальнейшего развития. Среди профессиональных дефицитов были отмечены вопросы, связанные с инклюзивным образованием, конфликтологической культурой учителя, профилактикой профессионального выгорания, совершенствованием учебной мотивацией учащихся (особенно подросткового возраста), соблюдением нормативно-правовых требований к работе учителя.
Поэтому данные дефициты являются основой для развития культуры концептуализации профессионального опыта. На третьем этапе реализации методики с учетом изучения акту-
альных источников (статей, вебинаров, мастер-классов специалистов) команды педагогов готовили выступления. Эти выступления включали организацию работы команд для обсуждения выделенных вопросов (первое педагогическое условие). Такое обсуждение подразумевало применение технологий графической (включая виртуальную, визуализации) информации (второе педагогическое условие). При необходимости использовались ресурсы портала российской электронной школы (третье педагогическое условие).
Таким образом, на третьем этапе реализации методики развития у учителей культуры концептуализации профессионального опыта в школе как самообучающейся организации происходила интеграция всех педагогических условий. Отдельное внимание уделялось этическим основам концептуализации.
В частности обращалось внимание на сохранение авторских прав заимствованного опыта. Обсуждались вопросы различных форм презентации накопленного опыта: в виде научных публикаций, вебинаров, выступлений на мастер-классах и конкурсах профессионального мастерства. Выделение таких форм позволяет учителю с учетом своих личностных особенностей выбрать наиболее подходящий для себя вариант накопления и распространения своего опыта.
Кроме прочего, на третьем этапе целесообразно отработать навыки публичного выступления, включающие убедительность и доказательность в представлении профессионального опыта. В этой связи в рамках исследования решались задачи становления способности сохранять ценные свойства профессионального опыта с учетом профессиональной этики. Также осуществлялась поддержка инициатив в творческом применении новых техник концептуализации профессионального опыта.
Итак, методика развития у учителей культуры концептуализации профессионального опыта в школе как самообучающейся организации включает три этапа. Ценностно-ориента-ционный этап направлен на формирование мотивации педагогов к концептуализации опыта, продуктивно-содержательный ориентирует на освоение технологий анализа и презентации профессионального опыта, творчески-преобра-зующий - на применение новых техник. Педагоги общеобразовательных организаций
Л Д. Дудаева
Методика развития у учителей культуры1 концептуализации профессионального опыта...
г. Грозного в течение двух лет апробировали описанную методику и развивали культуру концептуализации профессионального опыта.
Освоение данных умений осуществлялось в условиях школы как самообучающейся организации. Результаты предложенной методики показали ее эффективность. Вместе с тем стоит отметить ряд рисков и ограничений применения предлагаемой методики. Среди рисков имеет смысл выделит следующие: недостаточная мотивация педагогов к концептуализации профессионального опыта; многообразие некачественной информации, представленной в сети интернет; сложности в организации командной работы учителей. Выделим также некоторые ограничения применения методики:
- школа должна соответствовать идеологии самообучающейся организации (обучение на собственном опыте, в рамках школы и с целью развития всего коллектива общеобразовательной организации);
- педагоги должны быть мотивированы к процессу концептуализации профессионального опыта;
- администрацией общеобразовательной организации необходимо грамотно курировать процесс профессионального развития учителей, с учетом их педагогических дефицитов и индивидуальных возможностей.
Несмотря на указанные риски и ограничения полагаем, что многие современные школы имеют возможность внедрения инновационных процессов в свою деятельность.
Для этого важны различные ресурсы: материально-технические, финансово-экономические, но в первую очередь кадровые.
В этой связи методика развития у учителей культуры концептуализации профессионального опыта в школе как самообучающейся организации предполагает развитие кадрового потенциала общеобразовательной организации.
Библиографический список:
1. Pool S. W. The learning organization: motivating employees by integrating TQM philosophy in a supportive organizational culture. Leadership & Organization Development Journal, 2000, T. 21, No. 8, pp. 373-378.
2. Barker, R. T., Camarata, M. R. The role of communication in creating and maintaining a learning organization: Preconditions, indicators,
ЧИППКРО
and disciplines, The Journal of Business Communication, 1998, Т. 35, No. 4, pp. 443-467.
3. Сергеева А. В. Влияние организационно-управленческих факторов на процессы обмена знаниями в организации: на примере средних общеобразовательных школ : дис. ... канд. эконом. Наук : 08.00.05 / А. В. Сергеева. - СПб., 2014. - 216 с.
4. Философский энциклопедический словарь. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
5. Философская энциклопедия / под ред. Ф. В. Константинова. - М., 1967. - Т. 4. - 591 с.
6. Конева Е. В. Структурно-функциональная организация и генезис пространства ситуаций проблемности в профессиональном опыте субъекта : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03, 19.00.01 / Е. В. Конева. - Ярославль, 2011. - 458 с.
7. Мухаметзянова Ф. Г. Становление профессионального опыта у будущего специалиста / Ф. Г. Мухаметзянова // Интеграция образования. - 2005. - № 3. - С. 42-46.
8. Маслова Л. В. Организационно-педагогические условия становления профессионального опыта молодого учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. В. Маслова. - Великий Новгород, 2002. - 185 с.
9. Исмагилова Ф. С. Профессиональный опыт специалистов и управление им в условиях формирования рыночной экономики : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03 / Ф. С. Ис-магилова. - М., 2000. - 382 с.
10. Филиппова Л. А. Формирование умений концептуализации педагогического опыта в процессе повышения квалификации учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. А. Филиппова. - В. Новгород, 2002. - 214 с.
11. Рыбкина Т. А. Муниципальная методическая служба как фактор развития готовности классных руководителей к концептуализации и распространению педагогического опыта : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. А. Рыбкина. - Челябинск, 2012. - 209 с.
12. Ярычев Н. У. Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Н. У. Ярычев. - Челябинск, 2011. - 439 с.
13. Ильясов, Д. Ф. Школа как самообучающаяся организация / Д. Ф. Ильясов, В. В. Ку-динов, А. Х. Зарипов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2011. - № 1 (6). - С. 37-42.
Современна шкрлл
References:
1. Pool S. W. The learning organization: motivating employees by integrating TQM philosophy in a supportive organizational culture. Leadership & Organization Development Journal, 2000, Vol. 21, No. 8, pp. 373-378.
2. Barker R. T., Camarata, M. R. The role of communication in creating and maintaining a learning organization: Preconditions, indicators, and disciplines, The Journal of Business Communication, 1998, Vol. 35, No. 4, pp. 443-467.
3. Sergeyeva A. B. Influence of organizational and administrative factors on the processes of knowledge exchange in the organization: based on secondary schools: dis of cand. of econom. sci. [Vliyanie organi-zacionno-upravlencheskih faktorov na processy ob-mena zna-niyami v organizacii: na primere srednih obshcheobrazovatel'nyh shkol: Diss. kand. ekonom. nauk], Saint Petersburg, 2014. 216 p.
4. Philosophical Encyclopedic Dictionary [Filosofskij enciklopedicheskij slovar'], 2009. 570 p.
5. Philosophical Encyclopedia [Filosofskaya enciklopediya], ed. by of F. V. Konstantinova, 1967, Vol. 4. 591 p.
6. Koneva E. B. Structurally functional organization and genesis of the space of problematic situations in the professional experience of the subject: Diss of doc. of psy. sci. [Strukturno-funkcional'naya organizaciya i genezis pros-transtva situacij problemnosti v professional'nom opyte sub"ekta: dis. d-ra psihol. nauk], Yaroslavl, 2011. 458 p.
7. Mukhametzyanova F. G. Development of professional experience in the future specialist [Stanovlenie professional'nogo opyta u budush-chego specialista], Integration of education, 2005, No. 3, pp. 42-46.
8. Maslova L. V. Organizational and pedagogical conditions of formation of professional experi-
ence of the young teacher: Diss. of cand. of ped. sci. [Organizacionno-pedagogicheskie usloviya stanovleniya professional'nogo opyta molodogo uchitelya: dis. ... kand. ped. nauk], Velikiy Novgorod, 2002.185 p.
9. Ismagilova F. S. Professional experience of specialists and its management in the conditions of market economy formation: Diss. of doc. of psy. sci. [Professional'nyj opyt specialistov i upravlenie im v usloviyah for-mirovaniya rynochnoj ekonomiki: dis. doc. psihol. nauk], 2000. 382 p.
10. Filippova L. A. Formation of skills of conceptualization of pedagogical experience in the process ofprofessional development of the teacher: Diss. of cand. of ped. sci. [Formirovanie umenij konceptualizacii pedagogicheskogo opyta v processe povysheniya kvalifikacii uchitelya: dis. ... kand. ped. nauk], Velikiy Novgorod, 2002. 214 p.
11. Rybkina T. A. Municipal methodical service as a factor in the development of readiness of class leaders for conceptualization and dissemination of pedagogical experience: Diss. of cand. of ped.sci. [Municipal'naya metodicheskaya sluzhba kak faktor razvitiya gotovnosti klassnyh rukovoditelej k konceptualizacii i rasprostraneniyu pedagogicheskogo opyta: dis. kand. ped. nauk], Chelyabinsk, 2012. 209 p.
12. Yarychev N. U. The concept of development of a conflict-making culture of the teacher in a self-learning organization: Diss. of doc. of ped. sci. [Koncepciya razvitiya konfliktologicheskoj kul'tury uchitelya v samoobuchayu-shchejsya or-ganizacii: dis. of doc. ped. nauk], Chelyabinsk, 2011. 439 p.
13. Ilyasov D. F., Kudinov V. V., Zaripov A. H. School as a self-study organization [Shkola kak samoobuchayushchayasya organizaciya], Scientific support of a system of advanced training, 2011, No. 1 (6), pp. 37-42.
ffayчно-mеореmuчеcкuй ^жyрнaл
96