'i \ —^ Современная школа
ЧИППКРО
УДК 371.12
Подготовка к педагогическому совету
как средство развития личностного потенциала учителя
А. А. Севрюкова
Preparation for the teachers' council as a means of teacher's personal potential development
А. А. Sevryukova
Аннотация. В статье рассматривается использование процесса подготовки к школьному педагогическому совету для развития важного качества современного учителя - его личностного потенциала. Автором обоснована необходимость непрерывного профессионального образования на основе подготовки к педагогическому совету, мощные ресурсы которой могут обеспечивать развитие личностного потенциала учителя. Определен смысл понятия «личностный потенциал». Установлено, что общим для всех исследований потенциала является его характеристика как саморазвивающейся системы внутренних ресурсов человека. В аспекте личностного потенциала - это черты характера, способности, ценности, мотивы. Представлены признаки школы как самообучающейся организации и подчеркнута важность обращения к ним для их осознанного применения в период подготовки к педагогическому совету, приобретающего исключительную роль в осуществлении успешного процесса развития личностного потенциала учителя. В предлагаемой работе раскрыты различные возможные схемы подготовки к школьному педагогическому совету, направленной на развитие исследовательских, творческих, духовных начал личности учителя, его коммуникативных способностей, мотивов.
Abstract. This article describes preparation for the teachers' council as a means of developing important characteristic of modern teacher - his personal potential. The author substantiates the necessity of continuing professional development on the basis of preparation for the teachers' council. The resources of such preparation may provide development of teacher's personal potential. The
meaning of the concept "personal potential" is defined in the article. It is established that the common for all studies of potential is its characteristic as self-developing system of internal resources of person. In the aspect of personal potential these internal resources are: character traits, abilities, values, motives. The article presents the features of school as learning organization and highlights the importance of them during the preparation for the teachers' council, which in its turn acquires an exclusive role in implementation of successful process of developing teachers' personal potential. The article describes different schemes of preparation for the school teachers' council, aimed at developing research, creative, and spiritual personality traits of the teacher, his communicative abilities and motives.
Ключевые слова: личностный потенциал учителя, развитие, непрерывное профессиональное развитие, самообучающаяся организация, признаки самообучающейся организации, педагогический совет, роль подготовки к педсовету, схема подготовки к педагогическому совету.
Key words: personal potential of teacher, development, continuing professional development, learning organization, teachers' council, the role of preparation for the teachers' council, scheme of preparation for the teachers' council.
В основах государственной инновационной политики Российской Федерации установлена ее цель. Это перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития, построение экономики, основанной на научных знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-
А А Севрюкова
Подготовка к,педагогическому совету к&к,средство развития личностного потенциала...
сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста в перерабатывающих отраслях. Становится очевидным, что для достижения новых целей нужны выпускники школ, которые бы обладали инновационным личностным потенциалом. Исходя из этого, современная школа нуждается в новых учителях, которые владеют знаниями в области психологии и педагогики, являются профессионалами в своей деятельности, способны помочь учащимся стать активными, самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Это обстоятельство является особенно важным с точки зрения развития школы, однако практика обнаруживает факт отсутствия оперативной помощи, достаточной поддержки, необходимого сопровождения педагогов, осуществляющих достижение современного качества общего образования. Для преодоления этого противоречия на передний план выдвигается сложившаяся система дополнительного профессионального образования [1].
К сожалению, реализация непрерывного профессионального роста внутри образовательной организации, мощные ресурсы которой могут обеспечивать развитие личностного потенциала учителя, остается до сих пор мало востребованной. Позиция автора состоит в том, что в условиях современной школы может осуществляться успешное развитие личности педагога, в том числе в период подготовки к педагогическому совету. Ни для кого не секрет, что довольно часто педагогический совет превращается в обязательную, скучную «повинность», состоящую из докладов, оторванных от реальных школьных проблем, а педагоги не видят смысла активного участия в его подготовке. В данной статье будет представлена и обоснована исключительная роль педагогического совета в обеспечении реализации процесса развития личностного потенциала учителя.
Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы имеет понятие «личностный потенциал». Представления о личностном потенциале являются новыми и мало разработанными в психологии. В процессе изучения проблемы реализации личностного потенциала, особенностей и закономерностей этого процесса, обнаружено, что учеными рассматривается понятие «личностный потенциал» неоднозначно. И. Т. Фролов личностный потенциал понимает как способ-
ность к творчеству, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Д. А. Леонтьев личностный потенциал представляет как интегральную характеристику личностной зрелости, что отражает меру преодоления личностью «самой себя», задач и обстоятельств. Э. Ф. Зеер рассматривает интересующее нас понятие как ресурсные возможности профессионального развития человека, его способность к успешному осуществлению профессиональной деятельности, исходя из характера трудовой деятельности, которая личностным потенциалом «обслуживается». В. С. Безрукова считает, что посредством профессионального воспитания, профессионального образования и обучения происходит развитие личностного потенциала будущего специалиста[2].
Исходя из теоретической концепции Л. С. Выготского, Э. Эриксона о стадиях развития как последовательности сензитивных периодов, ссылаясь на представления о личностно-профес-сиональном развитии Э. Ф. Зеера, Г. И. Гапонова приходит к выводу, что личностный потенциал изменяется, преобразуется согласно возрастным характеристикам, формируется за счет направленности личности на развитие потенциальных возможностей, заданных возрастными границами. Этот ученый рассматривает личностный потенциал как совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и средств достижения личностью поставленных целей, задач, позитивно обозначенных, конструктивно влияющих на личностно-профессиональную самостоятельность студента [3].
Личностный потенциал будущего педагога определяется Н. А. Абыденовой как система свойств и возможностей, составляющих основу его личностного и профессионального развития, возможных достижений в профессиональной подготовке, в последующей деятельности и в развитии личности. Личностный потенциал представлен системой таких компонентов, как гносеологический, аксиологический, творческий, коммуникативный, духовный и их взаимосвязями [4].
О. В. Фаллер ввела в своем психологическом исследовании понятие «потенциал карьерного роста государственного служащего» как средство его акмеологической диагностики. Автор обосновывает, что это интегральный показатель качественного и количественного отражения совокуп-
ЧИППКРО
ности внешних обстоятельств, учитывающий внутренние характеристики личности, которые находятся в латентном состоянии и прямо детерминируют ее восходящее продвижение по ступеням служебной иерархии или существенно влияют на этот процесс. Операционально-деятель-ностный компонент представлен интегративной целостностью потенциалов на уровне общего (прогностический, проектировочный, коммуникативный, организационный, рефлексивный, психомоторный) и на уровне особенного (эмоционально-образный, слуховой, двигательный, координационный, сценический, компенсаторный) [5].
В результате установлено, «потенциал» означает способности чего-либо или кого-либо в сочетании с уровнем и возможностями их проявления в деятельности. Можно констатировать, что общим для всех исследований потенциала является его характеристика как саморазвивающейся системы внутренних, пока нереализованных ресурсов человека. Под ресурсом личности понимается все то, что ей принадлежит. В аспекте личностного потенциала - это черты характера, способности, ценности, мотивы и т. п.
Целесообразным для данной статьи будет рассмотрение сущности идей самообучающейся организации для современной школы. Особое значение для понимания смысла данного явления имеют стратегические исследования по теории самообучающейся организации таких авторов, как К. Арджирис, П. Сенге, М. Педлер, Д. Гервин, Б. Дж. Брейем, В. В. Щербина, Б. Найхэм, Т. Сталл, П. Далоя, Е. И. Герасимов. Эти ученые впервые обратили внимание научного сообщества на сам феномен самообучающихся организаций.
Современные исследования доказывают, что концепция самообучающейся организации может успешно применяться и в отечественной школе. Эффективность развития профессионализма учителя в рамках самообучающейся организации обусловливается тем, что:
- педагоги как участники таких организаций работают над реальными задачами, выдвигаемыми жизненными обстоятельствами;
- педагоги учатся друг у друга, а не у преподавателя;
- приоритет отдается активным методам обучения: играм, проектам, тренингам; дискуссиям, мастерским и др.;
- участники самообучающейся организации приобретают дополнительные профессиональные навыки (расширение сфер деятельности);
- учителя внедряют полученные результаты в практику образования [6; 7].
Автор полагает, что все стороны самообучающейся организации могут продуманно использоваться в процессе подготовки к педагогическому совету, играющему значительную роль в развитии личностного потенциала учителя, что уже отмечали в своих исследованиях такие учёные как Ильясов Д. Ф., Сериков Г. Н.[8].
Далее будет представлен опыт по включению каждого педагога в инновационную деятельность в рамках подготовки к педагогическому совету на примере Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 107 г. Челябинска, реализующей совместный научно-прикладной проект с кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Педагогический совет является важным элементом, направленным на развитие всей школы. Тематика педагогических советов утверждается на педсовете по планированию в августе, исходя из проблем, выделенных при итоговом анализе в мае предыдущего учебного года. Обычно в школе № 107 г. Челябинска проходят 5 педагогических советов: в августе - по планированию, в ноябре, декабре, марте - тематические, в мае - итоговый (анализ результатов по разрешению проблем). За каждый педагогический совет отвечает одно из методических объединений (МО) учителей, руководитель МО и заместитель директора.
В качестве иллюстрации целесообразно изложить подготовительный процесс на примере педагогического совета «Коллективная творческая деятельность - одно из условий развития личности». Методика коллективной творческой деятельности (КТД), автором которой является И. П. Иванов, является в этой школе системообразующей. На протяжении многих лет яркие коллективные дела стали частью жизни разновозрастных отрядов, классов и учителей. В условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования использование технологии КТД рассматривается как одно из условий формиро-
А А Севрюкова
Подготовка кпедагогическому совету как,средство развития личностного потенциала...
вания личности современного ученика, ориентированной на устойчивое развитие. К тому же возникла необходимость обобщить имеющийся опыт использования этой методики во внеурочное время для развития гражданской позиции школьника и предложить возможные схемы реализации КТД.
Тема педсовета: «КТД - одно из условий развития личности». Целью выступает разработка схемы использования технологии КТД при создании условий, направленных на устойчивое развитие личности ученика. Задачи педагогического совета:
- изучить литературу по методике КТД;
- совершенствовать технологию КТД в процессе организации и проведения педсовета;
- рассмотреть предложения по заполнению страницы классного руководителя в книге «От 7 до 17»;
- развить проектные и творческие умения педагогов, учащихся и родителей;
- создать методический сборник по итогам педсовета;
- выпустить сборник методических материалов «Приемы использования КТД на уроках и во внеурочное время».
В качестве ожидаемого результата будет создание нового оригинального продукта в виде подробной схемы с описаниями. Эта схема будет значимой не только для педагогов школы, но и всего города.
В подготовительном периоде предусмотрены:
1. Совет при директоре «Сущность методики коллективной творческой деятельности».
2. Методическое совещание «Технология проведения КТД».
3. Научно-методический совет «Организация работы методического объединения при проведении КТД».
4. Совет при директоре «Готовность к педсовету».
5. Заседание МО «Применение методики КТД».
6. Оперативно-методическое совещание «Проект педсовета». Анкетирование учителей.
7. Встреча с группой родителей, входящих в Общественный совет школы.
8. Встреча с учениками.
9. Индивидуальные консультации ответственных за проведение педагогического совета с его участниками по темам выступлений.
10. Совет при директоре «Форма проведения педсовета».
11. Заседание интегративных проектных групп «Утверждение проекта выступлений на педсовете».
Итак, подготовка к торжеству идей на педагогическом совете ведется в школе в системе. Педагоги обсуждают цели, задачи, вносят предложения по организации и проведению педагогического совета. Задания распределяются согласно принципам личной заинтересованности, личной ответственности, «разведения уровней» (уровни «организаторов», «координаторов», «проекторов», «выступающих» и т. д.).
В приведенном примере показано, что процесс подготовки к педагогическому совету вполне вписывается в современную модель повышения квалификации на рабочем месте [9]. В результате можно выделить следующие интересные позиции с точки зрения развития личностного потенциала учителя в школе как самообучающейся организации:
- участие педагогов в оперативно-методическом совещании «Технология проведения КТД» в виде работы в группах по целеполаганию и планированию педагогического совета;
- выступления учителей на заседании методического объединения «Применение методики КТД» с представлением опыта организации коллективных творческих дел;
- заседание методического объединения по разработке схемы взаимосвязи КТД с каждым из универсальных учебных действий;
- выступления педагогов на методическом совещании «Проект педсовета». Представители каждого методического объединения имели свое задание: история КТД, ее сущность, обзор литературы и т. д.;
- работа интегративных проектных групп. Группы сформированы по каждому универсальному учебному действию (познавательному, коммуникативному, регулятивному и личностному). В каждой участвуют представители всех методических объединений с предложениями и формируют общую позицию, затем готовят яркое творческое выступление на педсовете;
- выступления групп на педсовете;
ЧИППКРО
- анализ педсовета на методическом объединении, определение шагов по реализации решений педсовета.
Это одна из схем организации педагогического совета. Далее уместно рассмотреть в обобщенном виде возможные варианты организации педагогического совета.
Схема 1. Все методические объединения работают над разрешением одной проблемы. Затем полученные результаты представляются поочередно и обсуждаются на педагогическом совете школы.
Схема 2. Каждое методическое объединение учителей разрабатывает отдельную проблему. При этом педагоги могут присоединиться к другой группе, если проблема того объединения интересует их больше, чем та, над разрешением которой думает его «родное» методическое объединение.
Схема 3. Методическое объединение, отвечающее за педагогический совет, разрабатывает задания и отправляет педагогов для руководства процессом подготовки методического объединения.
Схема 4. Создание творческих групп из педагогов разных методических объединений. В этом случае учителя объединяются вокруг проблемы. Такую группу может возглавить либо заместитель директора, либо руководитель методического объединения.
Схема 5. Методическое объединение думает над всеми проблемами предстоящего педагогического совета, выдвигает предложения, с которыми учителя затем отправляются в интегра-тивные группы, формирующиеся из представителей всех МО. В таких группах представляются проекты методических объединений, а затем предлагается наиболее эффективное решение.
Итак, разные педсоветы проводятся по-разному, «выращивая» учителя, ориентируя его на научный поиск, направленный на реализацию идей современного образования, развитие качеств педагога, способствующих модернизации содержания своей практики посредством критического, творческого ее освоения и применения достижения науки и передового опыта, на обобщение и представление результатов внутри и вне школы.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что групповая форма работы педагогов в рамках подготовки к педагогиче-
ским советам отвечает современным концепциям развития учителя в школе как самообучающейся организации и является необходимым стратегическим условием для повышения личностного потенциала педагога. Кроме того, педагогический совет играет исключительную роль в повышении мотивации педагогов для участия в инновационной деятельности, направленной на повышение качества современного образования, а это означает то, что общество получит в итоге самостоятельных, компетентных заинтересованных выпускников с развитой гражданской позицией.
Библиографический список:
1. Севрюкова А. А. Отражение аспектов стратегии развития воспитания школьников в содержании курсовой подготовки педагогических работников / А. А. Севрюкова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5 -С. 199-202.
2. Севрюкова А. А. Развитие исследовательского потенциала учителя в системе дополнительного профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук / А. А. Севрюкова. - Челябинск, 2010. - 225 с.
3. Гапонова Г. И. Реализация личностного потенциала студента в процессе формирования профессионализма : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. И. Гапонова. - Краснодар, 2007. - 23 с.
4. Абыденова Н. А. Психологические механизмы формирования личной значимости студентов педагогической специальности / авто-реф. дис. ... канд. психол. наук / Н. А. Абыденова. - Н. Новгород, 2008. - 25 с.
5. Фаллер О. В. Акмеологическая диагностика потенциала карьерного роста государственного служащего : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. В. Фаллер. - М., 2008. - 26 с.
6. Ильясов Д. Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3 (40). -С. 153-156.
7. Ярычев Н. У. Концепция самообучающейся организации в отражении тенденций развития современной школы / Н. У. Ярычев, Д. Ф. Ильясов // Сиб. пед. журнал. - 2011. -№ 4.- С. 247-254.
А А Севрюкова
Подготовка к,педагогическому совету как,средство развития личностного потенциала...
8. Ильясов, Д.Ф. Повышение квалификации руководителей как педагогическая проблема / Д.Ф. Ильясов // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 82-85.
9. Савинова Л. Ф. Современные модели повышения квалификации: опыт, проблемы, перспективы / Л. Ф. Савинова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013. - № 3-4 (16-17). - С. 5-12.
References:
1. Sevryukova A. A. The Aspects of the Strategy of Developing Pupils' Education in the Content Of Course Training of Teaching Staff [Otrazhenie as-pektov strategii razvitiya vospitaniya shkol'nikov v soderzhanii kursovoy podgotovki pedagogicheskikh rabotnikov]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2014, № 5, pp. 199-202.
2. Sevryukova A. A. Razvitie issledovatel'skogo potentsiala uchitelya v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya : dis. ... kand. ped. nauk [Development of the Teacher's Research Potential in the System of Additional Professional Education: Author's Thesis]. Chelyabinsk, 2010. 225 p.
3. Gaponova G. I. Realizatsiya lichnostnogo potentsiala studenta v protsesse formirovaniya pro-fessionalizma : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Realization of the Student Personal Potential in the Process of Forming Professionalism: Author's Thesis]. Krasnodar, 2007. 23 p.
4. Abydenova N. A. Psikhologicheskie mekha-nizmy formirovaniya lichnoy znachimosti studentov pedagogicheskoy spetsial'nosti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological Mechanisms of Forming Pedagogical Students' Personal Significance]. N. Novgorod, 2008. 25 p.
5. Faller O. V. Akmeologicheskaya diagnostika potentsiala kar'ernogo rosta gosudarstvennogo sluz-
hashchego : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Akmeological Diagnostics of Civil Servant's Career Growth Potential: Author's Thesis]. M., 2008. 26 p.
6. Il'yasov D. F. Learning Organization as a Phenomenon and Strategy (Case Study: General Education Institution) [Samoobuchayushchayasya organizatsiya kak fenomen i strategiya (na primere obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya)]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education]. 2013, № 3 (40), pp. 153-156.
7. Yarychev N. U., Il'yasov D. F. The Concept of Learning Organization in the Developmental Tendencies of the Modern School [Kontseptsiya samoobuchayushcheysya organizatsii v otrazhenii tendentsiy razvitiya sovremennoy shkoly]. Sibirs-kiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2011, № 4, pp. 247-254.
8. Il'yasov, D.F. Professional Development of Executives as Pedagogical Problem [Povyshenie kvalifikatsii rukovoditeley kak pedagogicheskaya problema]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2004. № 4. pp. 82-85.
9. Savinova L. F. Modern Models Of Professional Development: Experience, Problems, Prospects [So-vremennye modeli povysheniya kvalifikatsii: opyt, problemy, perspektivy]. Nauchnoe obespechenie sis-temy povysheniya kvalifikatsii kadrov Nauchno-teoreticheskiy zhurnal [Scientific Support of a System of Advanced Training. Scientific and Theoretical Journal]. 2013, 3-4 (16-17), pp. 5-12.