Научная статья на тему 'Возможности самообучающейся организации в развитии у учителя культуры концептуализации профессионального опыта'

Возможности самообучающейся организации в развитии у учителя культуры концептуализации профессионального опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURE OF PROFESSIONAL EXPERIENCE CONCEPTUALIZATION / SCHOOL / SELF-LEARNING ORGANIZATION / PEDAGOGICAL PROCESS / CONCEPT / SYNERGISTIC EFFECT / КУЛЬТУРА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА / ШКОЛА / САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КОНЦЕПТ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Духаева Л. Д.

Повышение требований к качеству педагогической деятельности обязует учителя непрерывно развиваться. Для этого важно учиться концептуализировать профессиональный опыт, иметь сформированную культуру в данном аспекте. Культура концептуализации профессионального опыта сложная структура, включающая в себя когнитивный, ценностный, деятельностный, этический и личностно-творческий компоненты. Наиболее эффективно она развивается в школе как в самообучающейся организации. Педагогический процесс, построенный на принципах обучения на собственном опыте, позволяет повысить качество обучения и подготовить конкурентных выпускников. В многочисленных публикациях даются характеристики школы как самообучающейся организации, функционирующей на данных началах. Концептуализация профессионального опыта в самообучающейся организация осуществляется за счет механизма синергии. Развитие культуры концептуализации профессионального опыта происходит при условиях эффективного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF SELF-LEARNING ORGANIZATION IN DEVELOPING CULTURE OF TEACHER TO CONCEPTUALIZE PROFESSIONAL EXPERIENCE

Increasing the requirements for the quality of pedagogical activity obliges a teacher to continuously develop. It is important to learn to conceptualize professional experience for this, to have a developed culture in this aspect. The culture of conceptualizing professional experience is a complex structure that includes cognitive, value, activity, ethical and personal and creative components. It develops most effectively in school as a self-learning organization. The pedagogical process, built on the principles of learning from one’s own experiences, allows to improve the quality of training and prepare competitive graduates. Numerous publications offer characteristics of a self-learning organization and a school that functions on this basis. The conceptualization of professional experience in a self-learning organization is carried out through a synergy mechanism. The development of culture of professional experience conceptualization occurs under conditions of effective cooperation.

Текст научной работы на тему «Возможности самообучающейся организации в развитии у учителя культуры концептуализации профессионального опыта»

7. Stecenko I.A. Pedagogicheskaya refleksiya: teoriya itehnologiya razvitiya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu: GPI, 2006.

8. Platon. Gosudarstvo. Sobranie sochinenij. Moskva: Nauka, 1989; T. 4.

9. Hofstede G. Cultures and organizations: software of the mind. N.-Y.: McGraw-Hill, 2000.

10. Saratovcev Yu.I. Formirovanie kul'tury organizacii kak metodologicheskojosnovy upravleniya social'no-'ekonomicheskoj sistemoj. Dissertaciya ... doktora 'ekonomicheskih nauk. Sankt-Peterburg: SPbGI'EU, 2006.

Статья поступила в редакцию 24.12.18

УДК 371.13

Duhaeva L.D., director, Secondary General School of Pobedinskoye Village (Chechen Republic, Russia), E-mail: metod-08@mail.ru

OPPORTUNITIES OF SELF-LEARNING ORGANIZATION IN DEVELOPING CULTURE OF TEACHER TO CONCEPTUALIZE PROFESSIONAL EXPERIENCE. Increasing the requirements for the quality of pedagogical activity obliges a teacher to continuously develop. It is important to learn to conceptualize professional experience for this, to have a developed culture in this aspect. The culture of conceptualizing professional experience is a complex structure that includes cognitive, value, activity, ethical and personal and creative components. It develops most effectively in school as a self-learning organization. The pedagogical process, built on the principles of learning from one's own experiences, allows to improve the quality of training and prepare competitive graduates. Numerous publications offer characteristics of a self-learning organization and a school that functions on this basis. The conceptualization of professional experience in a self-learning organization is carried out through a synergy mechanism. The development of culture of professional experience conceptualization occurs under conditions of effective cooperation.

Key words: culture of professional experience conceptualization, school, self-learning organization, pedagogical process, concept, synergistic effect.

ЛД. Духаева, директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Побединская средняя общеобразовательной школа»,

Чеченская Республика, E-mail: metod-08@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ У УЧИТЕЛЯ КУЛЬТУРЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА

Повышение требований к качеству педагогической деятельности обязует учителя непрерывно развиваться. Для этого важно учиться концептуализировать профессиональный опыт, иметь сформированную культуру в данном аспекте. Культура концептуализации профессионального опыта сложная структура, включающая в себя когнитивный, ценностный, деятельностный, этический и личностно-творческий компоненты. Наиболее эффективно она развивается в школе как в самообучающейся организации. Педагогический процесс, построенный на принципах обучения на собственном опыте, позволяет повысить качество обучения и подготовить конкурентных выпускников. В многочисленных публикациях даются характеристики школы как самообучающейся организации, функционирующей на данных началах. Концептуализация профессионального опыта в самообучающейся организация осуществляется за счет механизма синергии. Развитие культуры концептуализации профессионального опыта происходит при условиях эффективного сотрудничества.

Ключевые слова: культура концептуализации профессионального опыта; школа; самообучающаяся организация; педагогический процесс; концепт; синергетический эффект.

Государственная политика в сфере образования требует от учителя постоянного совершенствования. Введение профессионального стандарта педагога [1] диктует необходимость соответствия учителя определённым трудовым функциям. Они связанны с осуществление высокого уровня обучения, воспитания и развития обучающихся. Кроме того, еще одним аспектом, указывающим на необходимость постоянного развития учителя, является план мероприятий по формированию национальной системы учительского роста [2]. Важность наращивания учителем профессионального опыта сегодня выходит на новый уровень. Поэтому умение анализировать свою деятельность, видеть направления дальнейшего саморазвития и делиться накопленным опытом требуется от большинства педагогов.

Накопление, анализ и совершенствование собственного опыта мы рассматриваем как некую профессиональную культуру обработки информации. Уметь выделять главное, ценное с точки зрения современной культуры и этических основ педагогической работы можно понимать как профессиональную культуру концептуализации. Что же касается профессионального опыта, отметим, что концептуализировать (выделять концепты) можно как собственный опыт, так опыт коллег и даже опыт образовательной организации. Мы рассматриваем процесс концептуализации как выделение неких концептов, смысловых единиц ценного опыта и распространение его для улучшения деятельности учителей, школы и для развития личности самих обучающихся. Учителю важно понимать, что его опыт - это некая личностная характеристика, а личностные черты сложно перенять в деятельности. Поэтому передавать нужно не столько сам опыт, сколько знания в рамках этого опыта. На данном основании важно выделить главное и второстепенное в собственном эффективном педагогическом опыте. Главное мы понимаем как ядро или сам концепт опыта, а второстепенное - это некая периферия, это условия эффективной реализации данного опыта. В этой связи важно передавать знания, входящий в данный опыт и алгоритм их реализации (систему способов и приёмов деятельности).

Таким образом, культуру учителей в осуществлении концептуализации профессионального опыта будем рассматривать как личностно-профессиональную характеристику, включающую систему педагогических знаний, умений и способов деятельности. Она позволяет осуществлять процесс осмысления и объяснения профессионального опыта на продуктивном уровне через определение его концептов (ключевых позиций) и контекстов (дополнительных факторов).

Культура концептуализации включает в себя само знание (когнитивный аспект), собственное отношение к данному процессу (ценностный аспект) и умение правильно выстроить этот процесс (деятельностный аспект). Кроме прочего, культура подразумевает под собой понятие этики в широком и узком смысле, а

профессиональный опыт - личностную позицию, окрашенную творческим началом. Иными словами, в культуре концептуализации профессионального опыта педагога выделим её компоненты: когнитивный, ценностный, деятельностный, этический и личностно-творческий.

Современная школа выступает в новой роли. Она не просто развивает учеников, она развивается сама. Это происходит на основе непрерывного профессионального обучения и обогащения педагогического опыта классическими подходами и инновациями. Школа сегодня постоянно меняется сама и совершенствует учителя. Мы рассматриваем педагога не как отдельную единицу, а как активного субъекта, включенного во все процессы школьной жизни, включая повышение квалификации. Иными словами, школа должна выступать в роли самообучающейся организации, использующей потенциал каждого педагога.

О значимости обучения на собственном опыте и опыте своих коллег пишется во многих отечественных и зарубежных работах. Еще в конце прошлого века в работах C. Argyris и D.A. Schon подчеркивалась ведущая роль обучения сотрудников организации для её развития [3]. Авторы обращали внимание на возможность обучения сотрудников друг у друга, у руководителей, партнеров и даже конкурентов. В другом исследовании Barbara J. Braham даются подробные характеристики самообучающейся организации: а) обучение как естественный непрерывный процесс за счет включения в деятельность организации; б) обучение в рамках конструктивного сотрудничества, носящего творческий характер; в) осознание сотрудником себя как части организации и стремление к развитию данной организации, что подразумевает повышение трудовой мотивации [4].

M. Pedler расширяет данное толкование самообучающейся организации и отмечет следующие её признаки: вовлечение персонала в деятельность по разработке и принятию управленческих решений; доминирование в организации свободных информационных потоков; несложная система контроля, стимулирования и поощрения; создание возможностей для саморазвития отдельных сотрудников, групп и самой организации; система связей с другими самообучающимися организациями [5].

Что касается вопроса рассмотрения школы как самообучающейся организации, то стоит отметить, что на данный момент также представлены разные мнения. Так, Richard P. DuFour указывают, что современная школа не сможет готовить конкурентоспособных выпускников, если не будет являться самообучающейся организацией. Мы полностью поддерживаем данную позицию, однако понимаем, что перестроиться школе на данный подход не просто [6]. Поэтому важно проанализировать существующие разработки в этом сегменте. К примеру, Larry Lashway выделяют большую роль руководителя школы, который должен

стать «обучающим лидером» и создать в школе мощную исследовательскую базу [7]. В исследовании Н.У. Ярычева отмечается, что самообучающиеся организации используют методологию обучения на собственном опыте, применяют современные обучающие технологии, активные методы и эффективные средства обучения персонала [8]. Работа Г Игнатьевой посвящена построению новой модели повышения квалификации, базирующейся на концепции самообучающейся организации [9]. Автор отмечает, что учителю в данной модели необходимо выйти из привычной роли обучающего и перейти на роль обучающегося путем обращения к своему Я и коллективной рефлексии.

Таким образом, отмеченные исследования показывают важность процесса обучения учителя внутри самой общеобразовательной организации. Однако важны некие условия, стимулирующие данный процесс:

- включение педагога в процесс не только функционирования, но и управления школой;

- создание внутри общеобразовательной организации сплоченного коллектива, стремящегося к саморазвитию и использование современных активных форм работы (тренинги, воркшопы, коучинг);

- создание мощного мотивационного механизма к обмену профессиональным опытом внутри школы как самообучающейся организации;

- опора на собственный профессиональный опыт педагогов, опыт коллег и опыт самой школы.

Мы также полагаем, что важно не только обмениваться информацией, опытом, знаниям, но и уметь их трансформировать в практические аспекты своей деятельности. Причем, если речь идет об обмене знаниями /опытом внутри общеобразовательной организации, то важно понимать каким образом знания учителя русского языка могут быть полезны учителю математики и наоборот Поэтому для того чтобы развивать у учителя культуру концептуализации профессионального опыта, необходимо дать представление о процессе концептуализации как таковом. Речь идет об этапах концептуализации: 1) выделение центральной позиции, смыслов, ценностей опыта (ядра концепта) и периферии (условий реализации и практического применения опыта); 2) презентация опыта коллегам в рамках самообучающейся организации; 3) получение обратной связи, обобщение результатов совместной работы и группового обсуждения;4)концептуализацияполученного опыта в рамках самообучающейся организации, генерализация коллективного про-фессионатондгоыпыта.

Иными словами, в рамках самообучающейся организации концептуализация професснтналтноголпыла пллучаелсиненгетвнелниТ эффект, л продуктом такой работы является не сумма отдельных педагогических находок, а совершенно новый поелснтивной нрлфессиоиыпьтыйооып(0пт1н1+0оыт 1 = НП). Попу-ченное целое будет больше простой суммы двух частей. Итак, полученный опыт будет развнвоть стюд оСризовательную оргавозвциюисооепшеиснвовытйнтст каждого педагога. Отметим, что каждый компонент культуры связан с этапами концептуаоюални птофетсеоналиного отеты в оволе каксымообучающеося организации. Они взаимообусловленные и взаимопересекаются. Однако близ-

лежащие компоненты оказывают наиболее сильное воздействие на реализацию определенного этапа концептуализации (схема 1).

Так, когнитивный компонент наиболее ярко представлен на первом и второй этапе концептуализации, в то время как личностно-творческий на четвёртом и пятом этапе. Также отметим, что развитие культуры концептуализации профессионального опыта происходит постепенно на каждом этапе и достигает своего максимума на пятом этапе, а именно совершенствовании опыта педагогов в школе. Причем такое развитие может идти непрерывно, переходя на все более высокий уровень.

Для достижения такого развивающего эффекта необходимы следующие коммуникативные и личностные качества педагогов: умение слушать, стремление к работе в команде, умение принимать не только схожие, но и различные позиции, признавать ограниченность собственного опыта, умение совершенствовать сильные стороны и компенсировать собственные недостатки, здоровая самокритичность, творческий подход.

Итак, на основе проведенного анализа можно сделать вполне логичный вывод, что процесс развития у учителей культуры концептуализации профессионального опыта наиболее успешно осуществляется в общеобразовательной школе. Причем она выстраивает свою деятельность на принципах обучения на собственном опыте, то есть является самообучающейся организацией. Укажем основные характеристики самообучающейся организацией, в которой эффективно будет осуществляться развитие у учителя культуры концептуализации профессионального опыта:

- обучение и обмен опытом (знаниями) естественным образом происходит на всех этапах профессиональной деятельности учителей;

- доминирует направленность на активное использование новых форм обучения педагогического коллектива в рамках сотрудничества;

- руководство образовательной организацией выступает в качестве конструктивного примера и использует различные мотивационные механизмы к творческим подходам в работе;

- развивается не только аналитическая культура учителя, но и культура самопрезентации;

- коллектив школы заинтересован в повышении статуса и престижа обще-образовательнойорганизации.

Таким образом, в статье проанализированы понятия «культура концептуализации профессионального опыта учителя», исследованы характеристики самообучающей организации в различных источниках. Описаны возможности школы как самообучающейся организации в развитии культуры концептуализации профессионального опыта учителя. Несомненно, что предлагаемые решения сопровождаются соответствующими рисками: низкая мотивация ригидных педагогов к процессу концептуализации профессионального опыта и недостаточная информированность руководящих работников школы о данных подходах. При систематическом развитии характеристик школы как самообучающейся организации возможна постепенная перестройка педагогического коллектива на новую модель.

Компоненты культуры концептуализации профессионального опыта

Когнитивный Ценностный Деятельностный Этический Личностно-творческий

Этапы концептуализации профессионального опыта в самообучающейся организации

1) выделение ядра и периферии опыта 2) презентация профессиональ ного опыта 3) групповая рефлексия демонстрируем ого опыта 4) новый кол -лективный опыт (синергия) 5) совершенствование опыта педагога

-►

1 г 1г 1 4 4

Рневитит фультуры фоюцюфтуoлиеoции фрофюccиоюoльюожо опытн в шфолт фнф ^ coмообучoющюйcя оржoюиеoции 1 г

Схема 1. Развитие культуры концептуализации профессионального опыта в школе каксамообучающейсяорган изации

Библиографический список

1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. Available at: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/30085.html/

2. Об утверждении Плана мероприятия («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста. Приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 № 703. Available at: https:// минобрнауки.рф/ новости/10657 Argyris, C., Schon, D.A. Organization learning // Reading: Addison Wesley, 1978.

3. Брейем, Барбара Дж. Создание самообучающейся организации. Санкт-Петербург: ИД Нева, 2003.

4. Pedler M., Aspinwall K. Learning Company. The Experience of Managing. Palgrave Macmillan, London, 1999: 141 - 154.

5. DuFour R.P. The school as a learning organization: Recommendations for school improvement. NASSP bulletin. 1997. Т. 81. № 588: 81 - 87.

6. Lashway L. Creating a Learning Organization. ERIC Digest, Number 121, 1998.

7. Ярычев Н.У Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации. Диссертация ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2011.

8. Игнатьева Г «Самообучающаяся организация» как модель повышения квалификации педагога. Высшее образование в России. 2005; 9: 56 - 60.

References

1. Professionally] standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obschem, osnovnom obschem, srednem obschem obrazovanii) (vospitatel', uchitel)». Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n. Available at: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/30085.html/

2. Ob utverzhdenii Plana meropriyatiya («dorozhnoj karty») Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii po formirovaniyu i vvedeniyu nacional'noj sistemy uchitel'skogo rosta. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 26.07.2017 № 703. Available at: https:// minobrnauki.rf/ novosti/10657 Argyris, C., Schon, D.A. Organization learning // Reading: Addison Wesley, 1978.

3. Brejem, Barbara Dzh. Sozdanie samoobuchayuschejsya organizacii. Sankt-Peterburg: ID Neva, 2003.

4. Pedler M., Aspinwall K. Learning Company. The Experience of Managing. Palgrave Macmillan, London, 1999: 141 - 154.

5. DuFour R.P. The school as a learning organization: Recommendations for school improvement. NASSP bulletin. 1997. T. 81. № 588: 81 - 87.

6. Lashway L. Creating a Learning Organization. ERIC Digest, Number 121, 1998.

7. Yarychev N.U. Koncepciya razvitiya konfliktologicheskoj kul'tury uchitelya v samoobuchayuschejsya organizacii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2011.

8. Ignat'eva G. «Samoobuchayuschayasya organizaciya» kak model' povysheniya kvalifikacii pedagoga. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005; 9: 56 - 60.

Статья поступила в редакцию 22.01.19

УДК 378

Kachalov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Ural State University

of Railway Engineering (Yekaterinburg, Russia), E-mail: Lada7.54@mail.ru

PEDAGOGICAL ASSISTANCE IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE VALUES OF UNIVERSITY STUDENTS. Conditionality is necessary to solve problems of formation of educational values of students of a university and lies in the existing contradiction associated with the need for such a construction of the learning process, in which forming of cognitive values is a dominant feature of the personal development and the availability of ways, methods, techniques and tools for the implementation of this process. In conditions of modern educational policy, the formation of cognitive values of students as subjects of educational activity becomes one of the main tasks in the preparation of the future specialist, which is certainly associated with the formation of personality, capable of finding and mastering new knowledge and making non-standard decisions projected for future professional activity. In this regard, pedagogical assistance to this process becomes relevant.

Key words: educational values, educational assistance, educational activities.

А.В. Качалов, канд. пед. наук, доц., доц. каф. «Иностранные языки и межкультурные коммуникации», ФГБОУ ВО «Уральский государственный

университет путей сообщения», г. Екатеринбург, E-mail: Lada7.54@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Обусловленность необходимости решения проблемы формирования познавательных ценностей у студентов вуза заключается в существующем противоречии, связанном с необходимостью такого построения процесса обучения, в котором формирование познавательных ценностей является доминантой личностного развития и наличием путей, способов, приемов и средств осуществления данного процесса. В условиях современной образовательной политики формирование познавательных ценностей у студентов как субъектов учебной деятельности становится одной из главных задач в подготовке будущего специалиста, что, безусловно, связано с формированием личности, способной к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений, проецируемых на будущую профессиональную деятельность. В связи с этим актуальным становится педагогическое содействие данному процессу.

Ключевые слова: познавательные ценности, педагогическое содействие, познавательная деятельность.

Решая проблему формирования познавательных ценностей у студентов вуза, необходимо обратиться к определению научных понятий, обеспечивающих научных характер данного процесса. Это «познавательные ценности» и «педагогическое содействие», на основе которых формулируется определение понятия «педагогическое содействие формированию познавательных ценностей».

В научной литературе существуют различные подходы к определению ценности: это форма отношения к общезначимым образцам культуры, которое непосредственно переживается людьми, отношение к возможностям, которые определяют способность индивида проектировать будущее, оценивать нечто иное, «сохранять в памяти прошлое» [1]; это имеющий жизненную ценность объект (духовный или материальный), который способен «удовлетворить интересы и потребности личности и общества» [2, с. 16]; это субъективно-объективная реальность, отношение к которой определяет потребности людей, особенности их вкусов, существует «только там, где есть субъект, для которого они доступны» [3]; внутренний стержень культуры, средство удовлетворения потребностей, структурный элемент личности, отражают содержательную сторону деятельности человека [4; 5; 6; 7; 8 и др.].

Выводом к показанным определениям ценностей является утверждение того, что ценности не существуют сами по себе, это ценность, которая выражается в ценностно-ориентировочной деятельности человека.

Обращение к понятию «познавательные ценности» отправляет к определениям следующего ряда: это ценность истины, истинного знания; это ценность новизны информации; принадлежность в составе познавательной ценности информации к сущностному уровню познания мира; это и научное познание, в котором особая роль отводится способность критически подойти к собственному мнению [7, с. 15-26].

С позиции аксиологии в педагогическом осмыслении познавательная ценность есть потребность в новых знаниях, понимание значимости познания; социальная ориентация, связанная с познанием другого человека; интерес к жизни своей и близких; отношение к жизни [9]. Педагогически определяемая познавательная ценность заключается в позиции исследователей рассматривать её как удовлетворение потребностей познающего и заключена в возможности открытия, изучения данного объекта или возможности, предоставляемые им для изучения, открытия новых объектов; познавательные ценности включают в себя ценность знаний, умений, связанных с приобретением и использованием их в практической деятельности [10, с. 12].

В контексте данного исследования познавательные ценности студентов рассматриваются нами согласно точке зрения, выраженной в том, что студент является субъектом образовательной деятельности, внутренним мотивом которого является переживание им позиций Я - знающий, Я -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.