Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018
№ 3 (33). С. 139-143. — 1>1Л\/
удк 37.026.9 С. Г. МИХАЯЧЕВА, И. А. ХЕРУВИМОВА
Методика проектирования многофункциональных общественных сооружений
При изучении дисциплины «Архитектурно-строительное проектирование» на 4 курсе направления подготовки 07.03.04 «Градостроительство» тематика курсовых проектов позволяет студентам научиться проектировать в том числе сложные многофункциональные сооружения, в которых резко увеличивается количество компонентов, их характеристик и взаимосвязей. Для этого необходимо научить студентов выделять основные структурообразующие признаки объекта, такие как: пропускная способность, универсальная, рациональная и экономическая эффективность и выявлять их внутреннее взаимодействие. Основная идея методики проектирования заключается в установлении параметров ведущего и подчиненных структурообразующих признаков (с учетом функционального назначения); в формировании параметров структуры сооружения, которые являлись бы оптимальными в конкретных условиях. При этом ведущим структурообразующим признаком может быть любой из четырех вышеназванных. Так происходит выработка определенного логического алгоритма формирования целостной структуры многофункционального сооружения.
Реализация методики позволит при проектировании многофункциональных общественных сооружений преобразовать субъектив ный подход при выборе и анализе компонентов и их характери стик в объективный, расширяя область факторов, подлежащих учету и взаимоувязке.
Ключевые слова: курсовое проектирование, многофункциональные общественные сооружения, структурообразующий признак, системное архитектурное мышление, творческий подход, комплексный метод проектирования
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018
No. 3 (33). pp. 139-143. /-/"•»* I A I I
S. G. MiHALcHEvA, I. A.nERuviMovA
Technique of designing of multipurpose public constructions
When studying the discipline "Architectural and construction design" on the 4th course of the training course 07.03.04 "Urban planning" theme of the course projects allows students to learn to design including complex multifunctional facilities in which the number of components, their characteristics and interrelationships sharply increases., It is necessary to do this for teaching students in identify the main structure-forming features of the object, such as: throughput, universal, rational and economic efficiency and to identify their internal interaction. The main idea of the design methodology is to establish the parameters of the leading and subordinate structure-forming characteristics (taking into account the functional purpose); in the formation of structural parameters of the structure, which would be optimal under specific conditions. In this case, the leading structure-forming feature can be any of the four above. This is how a logical algorithm for the formation of an integrated structure of a multifunctional structure is developed.
The implementation of the methodology will allow to transform the subjective approach when designing multi-functional public facilities when selecting and analyzing components and their characteristics into an objective one, expanding the range of factors to be taken into account and interconnection.
Keywords: course design, multifunctional public facilities, structure-forming feature, system architectural thinking, creative approach, complex design method
сложнение задач архитектурной и строительной деятельности, современная организация проектного дела определяет процесс архитектурного образования как подготовку бакалавров направления подготовки 07.03.04 «Градостроительство» как универсальных профессионалов, умеющих проектировать не только градостроительные объекты, но и архитектурные сооружения разных типологических групп. Программа бакалавриата направлена на практи-ко-ориентированный, прикладной вид профессиональной деятельности как основной.
Согласно учебному плану, при изучении дисциплины «Архитектурно-строительное проектирование» необходимо с помощью определенных проектов привить студентам основные навыки в проектировании архитектурных сооружений различной степени сложности как объемно-планировочной, так и функциональной насыщенности. Курсовой проект «Многофункциональное общественное здание с культурно-развлекательной функцией (досуговый центр)» выполняется студентами направления подготовки 07.03.04 "Градостроительство" на 4 курсе. Соответствующая тематика проекта позволяет прорабатывать более сложные конструктивные и функционально-технологические схемы, решать функциональные взаимосвязи в разных уровнях, а также проектировать генеральный план крупного многофункционального объекта.
Специфике архитектурного творчества соответствует комплексный метод проектирования. Он предполагает одновременное решение конструктивных, технологических, технических, экономических и архитектурно-художественных задач. Прежде всего, студент овладевает средствами выражения своих творческих замыслов техническим языком чертежей, блок-схем, приобретает навыки сознательной и самостоятельной работы.
Учебное архитектурно-строительное проектирование на 4 курсе формирует проектное мышление студента, направленное на понимание социальных, экономических, архитектурно-художественных и проблем пространственной организации жизненной среды, учитывающей интересы человека и общества, взаимоотношений природы и архитектуры.
Цель курсового проекта - освоение студентами комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения основного вида профессиональной деятельности - проектирования.
Задачи курсового проекта - овладение: методикой проектирования многофункциональных общественных зданий; навыками использования знаний смежных дисциплин в разработке архитектурного проекта (конструкции, инженерное оборудование); методами творческого поиска выразительных и оригинальных решений общественных зданий; навыками разработки генеральных планов к архитектурным объектам;
закрепление навыков работы с нормативными материалами, специальной литературой; способами представления проектных решений в увязке с застройкой города; навыками планирования выполняемой проектной работы.
Существует огромное разнообразие проектируемых и сооружаемых объектов культурно-бытового обслуживания, в которых люди, объединенные общими любительскими интересами, проводят досуг. К таким многофункциональным сооружениям относятся, в частности, досуговые центры, в которых концентрируются всевозможные виды культурных услуг.
Строительство этих объектов до настоящего времени не является массовым, хотя потребность в них велика. Универсальность функций сохраняется лишь в сельских клубах, т. к. поблизости нет специальных зрелищных, спортивных сооружений, библиотек и т. д. В городе же создаются предпосылки для формирования специализированных типов клубных зданий, рассчитанных на творческую деятельность, общение по интересам и просто на нерегламентированное общение. Все это создает возможности чрезвычайно широкой типологической палитры клуба: от клуба-комнаты до развитого центра досуга городского масштаба.
Досуговый центр - объект многофункциональный, более сложный в планировке и по архитектурной форме, но в проектировании он подчиняется общим требованиям, предъявляемым к объектам общественного назначения. Практика показывает, что жизнеспособным архитектурный объект является лишь в том случае, если формы вытекают из содержания сооружения, но вытекают не механистически, а диалектически, т. е. одновременно формируют это содержание. Гармоничное сочетание функции, конструкции и формы является залогом успешно выполненного курсового проекта.
Поскольку потребность в объектах культурно-досугового назначения не может удовлетворяться только путем количественного роста их сети, необходимо повысить качественный уровень проектирования специализированных и многофункциональных общественных сооружений.
Проектирование студентами-градостроителями многофункциональных общественных сооружений резко увеличивает количество компонентов и их характеристик, которые необходимо освоить и учесть при проектировании. Компоненты объекта проектирования - пространства (ячейки), обусловленные элементарными функциями: досуговой и деловой, массовой развлекательной (зрелищная часть) и камерной. Характеристики компонентов - это геометрические параметры (габариты ячейки) и физические качества (условия, обеспечивающие нормальную деятельность человека в ячейке) данного пространства. Поэтому наиболее полный их учет - важная задача повышения качества проекти-
рования и подготовки бакалавров направления подготовки 07.03.04 «Градостроительство».
Проектирование многофункционально-
го сооружения гораздо сложнее, чем специализированного. Оно требует от студента учета множества компонентов, их взаимосвязей. Архитектор-градостроитель должен целенаправленно формировать структуру объекта проектирования. Для этого необходимо выделить основные структурообразующие признаки объекта и выявить их внутреннее взаимодействие.
Для многофункциональных сооружений с культурно-досуговой функцией основными структурообразующими признаками могут быть: пропускная способность объекта, его универсальная, рациональная и экономическая эффективность.
Структурообразующий признак пропускной способности определяется количеством обслуживаемых людей в единицу времени. Пропускная способность рассчитывается по размеру площади в квадратных метрах, приходящейся на одного человека (занимающегося или зрителя), с учетом функций.
Структурообразующий признак универсальности характеризует возможность совмещения функций различных видов деятельности в одном функциональном пространстве. Он определяется количеством совмещаемых функций различных видов деятельности.
Структурообразующий признак рациональности определяется новыми архитектурными методами, отвечающими современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития.
Структурообразующий признак экономической эффективности характеризует данный тип сооружения с позиции рентабельности их эксплуатации. Рентабельность определяется взаимоотношением величины стоимости строительства, дохода или убыточности в эксплуатации, затрат на содержание и т. д.
Выбор и учет того или иного структурообразующего признака зависит от целей, поставленных при учебном проектировании, и определяется до настоящего времени самим студентом, т. е. носит субъективный характер.
Существующая практика обучения архитектурно-строительному проектированию базируется на комплексной методике решения проектных задач, которая путем сравнения некоторого (обычно 3-5) числа вариантов может обеспечить получение оптимального из них. Но при проектировании многофункционального объекта необходимо учитывать очень большое число взаимосвязанных факторов, охватить которые интуитивно или даже путем ряда последовательных попыток невозможно.
Предпосылки для повышения качества проектирования создают:
- более полный учет компонентов и их харак-
теристик;
- организация на этой основе целостной структуры многофункционального сооружения;
- прогнозирование возможных (новых) функций объекта и, следовательно, новых проектных решений.
В соответствии с этим технология учебного проектирования многофункционального архитектурного сооружения может быть представлена в следующем виде:
- исследование объекта проектирования: членение его на функциональные группы и зоны, качественное и количественное определение компонентов и их характеристик для каждой функциональной группы;
- установление нормативов габаритных и физических характеристик компонентов по группам;
- определение ведущего структурообразующего признака и его влияния на остальные (подчиненные) признаки;
- установление граничных параметров структурообразующих признаков для рассматриваемого объекта;
- формирование структуры многофункционального архитектурного сооружения по ведущему структурообразующему признаку;
- технико-экономическая оценка структуры, корректировка результатов;
- оформление результатов в виде задания на проектирование.
Основная идея, на которой строится методика проектирования, заключается в установлении взаимоограничивающих параметров ведущего и подчиненных структурообразующих признаков (с учетом функционального назначения сооружения) и в формировании параметров структуры многофункционального архитектурного сооружения, которые являлись бы оптимальными в конкретно рассматриваемых условиях. Ведущим структурообразующим признаком может быть любой из четырех ранее указанных признаков - пропускная способность объекта, его универсальность, рациональность и экономическая эффективность. Он должен выбираться в соответствии с существующими градостроительными условиями и требованиями заказчика. При этом масштабом соизмерения всех этих признаков является количество человек, обслуживаемых данным сооружением в единицу времени. Исходя из этого:
- задаются основные функции объекта, систематизируются их группы и зоны;
- конкретизируются компоненты по функциональным группам;
- определяются нормативы характеристик компонентов;
- формируется целостная структура многофункционального архитектурного сооружения по ведущему структурообразующему признаку;
- производится ее технико-экономическая
оценка по остальным подчиненным структурообразующим признакам.
Если полученная структура соответствует установленным ранее граничным параметрам признаков, то результаты систематизируются и обобщаются в виде задания на учебное проектирование. В него входит перечень компонентов для всех функциональных групп с указанием габаритных и физических характеристик (размеры помещений, температурно-влажностный режим и т. д.) и схема взаимодействия основных функциональных зон.
Данная методика проектирования многофункциональных сооружений, формирует у студентов-градостроителей системное архитектурное мышление.
Выделяем две цели:
1) для архитектурного проектирования (прикладная), которая требует учета методики формирования структуры многофункционального сооружения;
2) для обучения (дидактическая), требующая обучить студента-градостроителя сбору информации с учетом методики формирования структуры объекта и поэтапного ее выполнения.
Реализация методики позволит субъективный подход при выборе и анализе компонентов и их характеристик преобразовать в объективный, расширяя при этом область факторов, подлежащих учету и взаимоувязке. Это облегчит поиск собственного подхода студента к выполнению конкретной задачи и заострит его внимание на творческом подходе к проектированию сложных систем, какими сегодня являются объекты архитектурного проектирования, позволит повысить эффективность обучения и развития навыков применения системных методов у студентов-градостроителей при архитектурно-строительном проектировании.
Таким образом, происходит выработка определенного логического (процедурного) алгоритма формирования целостной структуры многофункционального культурно-развлекательного сооружения (рис. 1). Построение и применение такого алгоритма в связи с упорядочением действий, целенаправленной систематизацией информации, вариантным композиционным поиском объединения в структуру компонентов с учетом их характеристик само по себе способствует повышению качества учебного проектирования.
по
Студент, перед которым ставится конкретная задача - спроектировать многофункциональное сооружение, предназначенное для строго определенных функций (например, культурно-развлекательное, деловое, спортивное и др.) - должен осознавать, что структуру такого сооружения можно сформировать по различным комбинациям четырех основных структурообразующих признаков - пропускной способности объекта, его универсальности, рациональности и экономической эффективности. Возникает возможность вариантного проектирования структуры сооружения с последующей ее оптимизацией по тому или иному структурообразующему признаку в зависимости от целей, поставленных перед студентом на основании требований разработанного ранее архитектурно-планировочного задания (АПЗ). В связи с этим студенту в соответствии с логической схемой структуры многофункционального архитектурного сооружения (рис. 1) необходимо самостоятельно осуществить выбор:
1) функциональных групп видов досуга и соответственно основных функциональных зон, габаритных характеристик компонентов групп (элементарных функций);
2) пространственного взаимодействия основных функциональных зон в соответствии с
Исследование объекта проектирования: членение на функциональные группы и выделение основных функциональных зон
X
Определение параметров характеристик по функциональным группам
Формирование целостной структуры многофункционального архитектурного сооружения
Определение ведущего структурного признака
Технико-экономическая оценка критериям структурообразующ признаков
Установление границ влияния на подчиненные структурообразующие признаки
Задание на проектирование
Рис. 1 Общая блок-схема формирования структуры многофункционального архитектурного
сооружения
установленными нормативами характеристик их компонентов;
3) ведущего структурообразующего признака сооружения и степени его влияния на остальные (подчиненные) признаки;
4) критериев оценки оптимальности сформированной структуры сооружения.
Такая пошаговая реализация процедуры учебного проектирования структуры многофункционального объекта формирует у студентов-градостроителей навыки и умения системно обоснованной, вариантной организации структуры предмета архитектурно-строительного проектирования в соответствии с требованиями, содержащимися в АПЗ на проектирование конкретного объекта. Овладение этими навыками и умениями являются залогом формирования профессиональных компетенций и, как следствие, одним из основных элементов будущей проектной деятельности. Поэтому к существенным дидактическим результатам осуществляемой
методики следует отнести то, что студенты по предлагаемой логической схеме (рис. 1):
- учатся целенаправленному системному анализу проектной документации (СНиПы, нормы планировочных элементов и пр.) по определению функций объекта, компонентов, их характеристик, структурообразующих признаков, по формированию структуры объекта; по обработке и системе схематизации полученных материалов для последующих уровней проектирования;
- закрепляют теоретические знания, полученные во время изучения курса «Архитектурно-строительное проектирование» при возникновении вариантной ситуации принятия решения и оценке принятых решений с обоснованием их достоинств и недостатков;
- развивают навыки системного архитектурного мышления, основанного на анализе результатов, базирующихся на соответствующих архитектурных разработках и технико-экономических показателях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного образования: уч.-метод. пособие для архитектурных вузов и факультетов. М.: Стройиздат, 1969.
2. Ефимов В.В. Сборник методов поиска новых идей и решений управления качеством. Ульяновск: УлГТУ, 2011.
3. Тосунова М.И. Архитектурное проектирование. М.: Издательство "Высшая школа", 1968.
4. Штейнберг А.Л. Методы и инструменты архитектурного проектирования. М., 1990.
5. Михалчева С.Г. Композиционное архитектурное моделирование как эффективный процесс обучения архитектурному и градостроительному проектированию // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pguas.ru/ (дата обращения: 1.05.2018)
6. Михалчева С.Г., Херувимова И.А. Архитектурно-строительное проектирование: учебное пособие для студентов направления подготовки 07.03.04 «Градостроительство», Пенза: ПГУАС, 2017.
REFERENCES
1. Barkhin B.G. Method of architectural design in the system of architectural education: uch.-method. manual for architectural universities and faculties. Moscow, Stroyizdat Publ., 1969. (in Russian)
2. Efimov V.V. Collection of methods for finding new ideas and solutions for quality management. Ulyanovsk, UlSTU Publ., 2011. (in Russian)
3. Tosunova M.I. Architectural design. Moscow, Publishing House "Higher School", 1968. (in Russian)
4. Steinberg A.L. Methods and tools of architectural design. Moscow, 1990. (in Russian)
5. Michalcheva S.G Compositional Architectural Modeling as an Effective Process for Teaching Architectural and Urban Design. Education and Science in the Modern World. Innovation. 2018. no. 1 [Electronic resource]. Available at: http://www.pguas.ru/ (accessed 1 May 2013). (in Russian)
6. Mikhalcheva S.G., Cherubimova I.A. Architectural and construction design: a textbook for students in the field of training 07.03.04 "Urban Planning", Penza, PGUAS Publ., 2017. (in Russian)
Информация об авторах Михалчева Светлана Григорьевна
(Россия, г. Пенза) Доцент кафедры «Градостроительство» Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: [email protected]
Херувимова Ирина Александровна
(Россия, г. Пенза) Кандидат архитектуры, Доцент Кафедра «Градостроительство» Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: [email protected]
Information about the authors
Michalcheva Cvetlana Grigoryevna
(Russia, Penza) Associate Professor of the Department «Town planning» Penza State University of architecture and construction E-mail: [email protected]
Heruvimova Irina Aleksandrovna
(Russia, Penza) PhD in Architecture Associate Professor of the Department «Town Planning» Penza State University of architecture and construction E-mail: [email protected]