Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 59-63.
УДК 37.026.9 Е. р. НиКОНОВА, и. А. ХЕРУВИМОВА
Особенности педагогической практики в архитектурном вузе
Педагогическая практика в архитектурном вузе имеет особенности, обусловленные креативностью и творческой составляющей архитектурного образования. Анализ методик проведения педагогической практики в архитектурных вузах страны позволил выявить некоторые расхождения в подготовке магистров и расставить смысловые акценты в мотивации студентов к педагогической деятельности; осмыслить цели, сформировать понимание идейной направленности педагогической практики, проводимой в условиях высшей архитектурной школы и определить ее задачи. В педагогической практике архитектурного вуза выявлена связь «преподаватель-проектант» - «студент-проектант», которая интересная для педагогического познания и осмысления, поскольку кроме традиционных лекционных и практических занятий в учебном процессе по подготовке архитекторов и градостроителей есть занятия по проектированию архитектурных и градостроительных объектов. В статье указывается, на какие принципы следует опираться, чтобы достичь педагогических целей практики, а именно - принципы наглядности, системности, целостности, гуманизации, демократизации, культуросообразности, единства и непротиворечивости действий учебного заведения и творческих способностей учащихся. Представлены основные функции педагогической практики в архитектурном вузе: познавательная, обучающая, воспитательная, развивающая, проектная, диагностическая.
Ключевые слова: педагогическая практика, креативность, творческая составляющая, архитектурное образование, активная педагогика, пассивная педагогика
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018
No. 2 (32). pp. 59-63. TDM I A I I
E. R. NiKONOVA, I. a. HERUViMOVA
Peculiarities of pedagogical practice in architectural University
Teaching practice at the architectural University has peculiarities due to the creativity and the creative part of architectural education. Analysis of the methods of teaching practice in the architectural universities of the country has revealed some discrepancies in the training of masters and set the semantic accents in the motivation of students to pedagogical activity; to comprehend the goals, to form an understanding of the ideological orientation of teaching practice conducted in the conditions of higher architectural school and to determine its objectives. In teaching practice architectural University identified the relationship of "teacher-designer" - "student-planner", which is interesting for pedagogical knowledge and comprehension, because in addition to traditional lectures and practical exercises in the educational process for training of architects and town planners have lessons for the design of architectural and urban objects. The article specifies which principles should be based on to achieve the pedagogical goals of the practice, namely - the principles of visibility, consistency, integrity, humanization, democratization, cultural awareness, unity and consistency of the actions of the institution and creative abilities of students. Presentation of the main features of pedagogical practice in the architectural University: cognitive, educational, educational, developmental, design, diagnostic.
Keywords: Pedagogical practice, creativity, creative component, architectural education, active pedagogy and a passive pedagogy
едагогическая практика согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 07.04.01 Архитектура (уровень магистратуры) входит в Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР), является учебной и должна проводиться в рамках учебного процесса в структурном подразделении вуза (например, на выпускающей кафедре).
Нами был проведен анализ рабочих программ дисциплины «Педагогическая практика» в высшей архитектурной школе. Выявлено, что архитектурные вузы формируют компетенции по-разному, ставят разные цели, получая в той или иной мере соответствующие задачам высшего архитектурного образования сформированные компетенции в области педагогической деятельности будущих архитекторов. Например у студентов ФГБОу ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет» педагогическая практика направлена на формирование у магистрантов компетенций, связанных с созданием, обоснованием и реализацией социально-значимых моделей и программ архитектурного (архитектурно-дизайнерского) образования, разработкой инновационных методик и средств профессионального образования.
В главном архитектурном вузе страны МАР-ХИ в результате прохождения педагогической практики (уровень магистратуры) студент должен сформировать и закрепить полученные в процессе аудиторной и самостоятельной работы теоретические знания, умения и навыки. К числу необходимых «входных» знаний и умений в этом вузе в частности относят знания:
• основных закономерностей историко-культурного развития человека и общества, основных философских категорий и умение анализировать философские проблемы;
• современных технологий, конструкций и материалов, знания основ работы с информацией и умения ее использовать;
• способов организации в сфере образования и умение использовать их в соответствии с потребностями обучающихся;
• учебного предмета и умение применять их;
• информационных технологий и умение использовать их в процессе преподавания предмета;
• основ культурно-просветительской деятельности и умение использовать их.
В ФГБОу ВО ПГуАС в построении рабочей программы педагогической практики учтены межпредметные связи с дисциплинами «Основы архитектурной педагогики» и «Теория и методология архитектурного образования». Эта практика имеет свои особенности, в том числе и в получении следующих профессиональных, общекультурных знаний:
• теории и практики отечественной и мировой культуры (в том числе, архитектуры) в углубленном варианте;
• основ теории и методологии креативного образования в архитектуре.
• истории возникновения и развития архитектурной педагогики в нашей стране и за рубежом;
• видов педагогической деятельности;
• проблем и перспектив развития архитектурного образования;
• инноваций в области архитектурной педагогики;
• творческого метода архитектора.
Надо отметить, что существует множество
литературы, в том числе учебных пособий и учебно-методических указаний о педагогической практике в вузе, но в этих источниках недостаточное отражение нашли следующие вопросы:
• проведение педагогической практики в архитектурном вузе;
• мотивация и цели получения педагогических навыков в архитектурном образовании.
В педагогической практике в архитектурном вузе имеются свои особенности.
1. Архитектурное образование является креативным и творческим. Поэтому, для того, чтобы сформировать у студентов, проходящих педагогическую практику навыки применения современных образовательных технологий, творческих стратегий преподавания, необходимо мотивировать будущих архитекторов следующим образом:
• постоянно изменяющиеся условия рынка труда показали, что в период кризисных ситуаций в стране из-за недостаточного финансирования, острой нехватки денежных средств проектная деятельность становится скудной (нет заказчиков, у заказчиков недостаточно денег, банкротство мелких проектных фирм и т.п.). В этом случае педагогическую деятельность следует рассматривать как смену сферы применения полученного образования, т.е. работу в учреждениях профессионального образования;
• необходимо применение педагогических навыков в просветительской деятельности;
• приобретение педагогических навыков пригодится в научно-исследовательской работе.
2. Особым образом выделены цели прохождения педагогической практики. На наш взгляд, такими целями являются следующие:
• овладение спецификой архитектурной педагогики;
• понимание особенностей архитектур-
ного образования, как творческого и креативного;
• формирование умений и навыков педагогического общения в архитектурном образовании, особенно в архитектурном и градостроительном проектировании, как основе профессиональных навыков («преподаватель-проектант» -«студент-проектант»);
• введение в методику построения и подачи учебного материала в архитектурном образовании;
• познание методики организации учебного процесса профессионального архитектурного образования (высшая школа).
Поскольку педагогическая практика проводится для освоения студентами-магистрами педагогической деятельности, общекультурные и профессиональные компетенции звучат в ФГОС ВО следующим образом:
• способность демонстрировать креативность, углубленные теоретические и практические знания отечественной и мировой культуры, применять их в практической, научной и педагогической деятельности (ОК-10).
• способность к передаче архитектурного опыта и осуществлению педагогической деятельности в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного образования (ПК-12);
• способность к научной деятельности и разработке инновационных методов в области архитектурной педагогики (ПК-13);
• готовность к распространению знаний об архитектуре как области творческой деятельности, к выявлению творческого потенциала в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях (ПК-14).
3. В архитектурном образовании педагог должен обладать навыками и опытом проектной деятельности для того чтобы, осмыслив его, методологически правильно передать следующим поколениям архитекторов.
Студенты-магистры уже имеют опыт учебно-проектной деятельности, полученный в процессе обучения в системе бакалавриата. Педагогическая практика на протяжении 4-х недель позволяет им попробовать себя в роли педагогов в естественном образовательном процессе как при самостоятельном проведении практических, лекционных и проектных занятий (активная педагогика), так и при оценивании эффективности проведения занятий опытными педагогами выпускающей кафедры (пассивная педагогика).
Итак, активная педагогика. Что предлагает этот раздел педагогической практики в архитектурном вузе? Готовиться к самостоятельному проведению занятий в период прохождения педагогической практики студентам помогают ведущие педагоги и руководитель практики. Ведущий педагог предварительно объясняет студенту, который готовит тему лекции и (или) практического занятия, цели и задачи дисциплины, помогает расставить смысловые акценты по излагаемой теме, указывает, как правильно составить план проведения занятия, как именно нужно мотивировать обучающихся, как проводится коррекция знаний, как достигается цель занятия, т.е. отрабатывает с магистрантом педагогические технологии и методики. Обязательно применение современных технологий, технические средства обучения должны быть инновационными (использование мультимедийных аудиторий вуза). Обязательно должны учитываться принципы наглядности, системности, целостности, гуманизации, демократизации, культуросообразности, единства и непротиворечивости действий учебного заведения и творческих способностей учащихся, поскольку педагогические принципы - идеи, которые помогают более точно и грамотно достичь педагогических целей. Презентация, представленная студентом-практикантом, должна быть дополнена примерами архитектурных и градостроительных объектов с указанием достоинств и недостатков проектного решения.
Приветствуется проведение занятий в интерактивной форме, поскольку интерактивные технологии обучения предполагают организацию проведения занятия (лекционного или практического) как продуктивную творческую деятельность в режиме взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем. Это поможет привлечь интерес обучающихся к изучаемой проблеме, сформировать моти-вационную готовность студентов и педагога объединить усилия в процессе познания той или иной дисциплины, создать творческую ситуацию, чтобы студенты смогли интегрировать усилия, решая очередную задачу. В свою очередь интерактивные технологии позволят практиканту попробовать свои силы в «поддерживающих» приемах общения с обучающимися (доброжелательная интонация, конструктивные вопросы, неординарные примеры и т.п.).
Пассивная педагогика в педагогической практике архитектурного вуза построена следующим образом. Руководитель педагогической практики читает студентам лекцию о методике оценки эффективности учебного занятия, объясняя показатели эффективности и критерии оценки традиционного занятия (лекции, практики, учебного проектирования). Ве-
дущие педагоги с удовольствием приглашают практикантов посетить свои занятия, так как возникает естественное желание продемонстрировать педагогические технологии и методики, передать опыт проведения занятий в архитектурном вузе, поделиться знаниями, служить примером для подражания. Безусловно, присутствие на таких занятиях обогащает багаж педагогических знаний у магистрантов, поскольку происходит непосредственная передача неоценимого опыта педагогов-проектантов, людей однозначно креативных, обладающих обширными современными знаниями в области архитектурного образования.
Педагогическая практика в архитектурном вузе в целом направлена на:
1. Возбуждение интереса к педагогической деятельности в архитектурной школе (вузе, колледже, лицее и т.п.).
2. Передачу опыта ведущих педагогов архитектурного образования вуза студентам-магистрантам. Студенты, перенимая опыт педагогов-мастеров, самостоятельно выделяют образец эффективной педагогической деятельности, стараются вести занятия по лучшему образцу, заботясь не только о получении педагогических навыков, но и о повышении уровня обучения, накапливают опыт работы, в том числе научной, который, возможно, пригодится для написания выпускной квалификационной работы;
3. Развитие профессионально-педагогических умений.
4. Формирование у будущих педагогов в области архитектурного образования разного уровня профессионально-значимых качеств личности.
5. Формирование креативного и творческого мышления в контексте с творческой составляющей обучения, воспитания и развития в архитектурном вузе.
6. Познание основ владения педагогической техникой.
7. Формирование активной, а не пассивной позиции, а также стремления непосредственно участвовать в педагогическом процессе.
8. Ориентацию студентов-магистрантов на все виды педагогической деятельности в архитектурном вузе - лекционную, практическую, проектную, исследовательскую, научную.
9. Развитие потребности в самообразовании, самовоспитании, самоактуализации и самореализации.
4. Основные функции педагогической практики в архитектурном вузе: познавательная, обучающая, воспитательная, развивающая, проектная, диагностическая.
Познавательная функция:
Студент-практикант, проходящий педагогическую практику, изучает опыт ведущих педагогов архитектурного вуза, включается в
педагогические ситуации, учится решению педагогических задач.
Обучающая функция:
На практике студент реализует теоретические знания, полученные при изучении дисциплин «Основы архитектурной педагогики», «Теория и методология архитектурного образования», вырабатывает педагогические навыки работы в архитектурном вузе.
Воспитательная функция:
Студент формирует у себя, как у будущего педагога, толерантность, гражданственность, ответственность, терпение, самоотдачу, понимание особенностей возрастной категории обучающихся.
Развивающая функция:
Во время прохождения педагогической практики студент формирует понятие о том, что у обучающихся в процессе получения теоретических, практических и проектных знаний происходит развитие, обучение при этом выступает средством развития.
Проектная функция:
Студент-практикант приходит к пониманию, что такое педагогическое проектирование, учится самостоятельно прогнозировать результаты обучения и проектировать процесс получения знаний в зависимости от вида проводимого занятия.
Диагностическая функция:
Практикант оценивает не только эмоциональную окраску проводимых им занятий, но и свое эмоциональное состояние, не только качества личности каждого обучающегося, но и свои формирующиеся качества личности будущего педагога.
Итак, педагогическая практика в архитектурном вузе имеет особенности, обусловленные креативностью и творческой составляющей архитектурного образования. Она имеет определенные цели и по-особому мотивирует студентов на приобретение навыков педагогической работы. В архитектурном вузе выявлена связь «преподаватель-проектант» - «студент-проектант», которая интересна для педагогического познания и осмысления, поскольку кроме традиционных занятий - лекции и практики, есть занятия по проектированию архитектурных и градостроительных объектов. Соотнесение формирования педагогических компетенций с принципами наглядности, системности, целостности, гуманизации, демократизации, культуросообразности, единства и непротиворечивости действий учебного заведения и творческих способностей учащихся должно привести к наиболее эффективному достижению целей педагогической практики в архитектурном вузе. Выявлены основные функции педагогической практики в архитектурном вузе: познавательная, обучающая, воспитательная, развивающая, проектная, диагностическая.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асафова Е.В. Педагогическая практика студентов в высшем учебном заведении: Учебно-методическое пособие. Казань: Казанский федеральный университет, 2011. 49 с.
2. Бережная И.Ф., Вьюнова Н.И., Кривотулова Е.В., Кунаковская Л.А. Педагогическая практика в вузе. Учебно-методическое пособие для вузов ИПЦ Воронежского государственного университета, 2011.
3. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 544 с.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: ПИТЕР, 2003. 351 с.
5. Оганесян Е.В, Формирование педагогического опыта в системе педагогической практики студентов // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 3.
6. Павлова Я.В., Сакович С.И. Организация педагогической практики в вузе. Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/80120 (дата обращения: 11.01.2018).
7. Смирнов С. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: Учебное пособие. М.: Академия, 2010.
8. Сотская Г.И. Психолого-педагогические механизмы формирования эстетической культуры будущих учителей изобразительного искусства // Перспективы науки и образования. 2017. №1 (25). С.47-52.
9. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. Санкт-Петербург: Речь, 2001. 256 с.
10. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. Санкт-Петербург: Издательский дом «Питер», 2001. 534 с.
REFERENCES
1. Asafova E.V. Pedagogical practice of students in higher education: Teaching-methodical manual. Kazan: Kazan Federal University, 2011. 49 p.
2. Berezhnaya I.F., Vjunova N.I., Krivotulova E.V., Kunakovskaya L.A. Pedagogical practice in the university. Teaching-methodological manual for universities of the Voronezh State University, 2011.
3. Bulanova-Toporkova M.V. Pedagogy and psychology of higher education: a textbook. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2002. 544 p.
4. Maslow A. Motivation and personality. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2003. 351 p.
5. Oganesyan EV, Formation of pedagogical experience in the system of pedagogical practice of students. Social and humanitarian knowledge. 2006. no. 3.
6. Pavlova Ya.V., Sakovich S.I. Organization of pedagogical practice in the university. Modern scientific research and innovations. 2017. no. 3. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/80120 (accessed 01/11/2018).
7. Smirnov S. Pedagogy and psychology of higher education. From activity to personality: Textbook. Moscow, Academy Publ., 2010.
8. Sotskaya G.I. Psihologo-pedagogical mechanisms of formation of aesthetic culture of the future teachers of the fine arts. Perspectives of science and education. 2017. no. 1 (25). pp. 47-52.
9. Hekhausen H. Psychology of achievement motivation. Saint-Petersburg, Rech Publ., 2001. 256 p.
10. Khutorskoy A.V. Modern didactics: Textbook for high schools. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2001. 534 p.
Информация об авторах Information about the authors
Никонова Елена Равильевна Nikonova Elena Ravilyevna
(Россия, г. Пенза) (Russia, Penza)
Кандидат педагогических наук, доцент PhD in Pedagogical Sciences
Кафедра «Градостроительство» Associate Professor
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный of the Department «Town planning» университет архитектуры и строительства» Penza State University of architecture and construction
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
Херувимова Ирина Александровна
(Россия, г. Пенза) Кандидат архитектуры, доцент Кафедра «Градостроительство» ФГБОУ Во «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» E-mail: [email protected]
Heruvimova Irina Aleksandrovna
(Russia, Penza) PhD in Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department «Town Planning» Penza State University of architecture and construction E-mail: [email protected]