Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 64-69.
удк 37.026.9 Е. Р. НиконовА, с. г. Михалчева
Применение метода трансформации при обучении будущих градостроителей макетированию в высшей архитектурной школе
Творческое архитектурное образование нуждается в разработке новых творческих методов, применение которых в педагогическом процессе в высшей архитектурной школе сделает подготовку будущих градостроителей более эффективной и позволит сформировать у обучающихся индивидуальный язык проектирования. При освоении макетирования студенты выбирают в качестве идеи-концепции произведения фигуративной живописи и интерпретируют его как плановую проекцию будущего градостроительного объекта по принципу геометрического структурирования. Такой метод позволяет преодолеть стандартное проектное мышление, уйти от шаблонных композиционных образов, создать макет, в котором объекты, являясь частью единого пространства, предстают перед наблюдателем последовательно, меняя свой композиционный статус. Такого рода трансформация, осуществляемая студентом от картины к идее-концепции, а в дальнейшем к макету, это не сухой язык проектирования, это попытка создать законченный гармоничный образ создаваемого градостроительного пространства. Формируемый в процессе макетирования индивидуальный почерк проектирования сделает обучение интересным, креативным, а студентам предоставит возможность творческой самоактуализации.
Ключевые слова: высшая архитектурная школа, метод трансформации, фигуративная живопись, креативный, творческий, клаузура, градостроительство, макетирование
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018
No. 2 (32). pp. 64-69. TDM r r Ul
E. R. Nikonova, s. G. Mihalcheva
Application of the method of transformation in the training of future urban planners prototyping in the higher architectural school
Creative architectural education needs to develop new creative methods, the use of which in the pedagogical process in the higher architectural school will make the preparation of future urban planners more effective and will allow students to form an individual design language. When mastering the layout, students choose a figurative painting as an idea-concept and interpret it as a planned projection of the future urban object on the principle of geometric structuring. This method allows to overcome the standard design thinking, to get away from the template compositional images, to create a layout in which objects, being a part of a single space, appear before the observer sequentially, changing their compositional status. This kind of transformation, carried out by the student from the picture to the idea-the concept, and further to the layout, is not a dry language of design, it is an attempt to create a complete harmonious image of the created urban space. The individual handwriting of the design formed in the process of layout will make learning interesting, creative, and students will have the opportunity of creative self-actualization.
Keywords: higher architectural school, transformation method, figurative painting, creative, dausura, urban planning, layout
Шут- о второму году обучения студенты-I/ градостроители уже имеют опыт композиционной и макетной грамоты, полученный ими на занятиях по основам композиции на 1 курсе. Но практический опыт работы, этапы разработки проекта, его осмысление еще не освоены студентом и не ориентированы на специфику требований разработки градостроительного проекта.
Наибольшую сложность для студента на этом этапе составляет переход от понятного и освоенного им метода «от простого - к сложному» до более высокой и фундаментальной системы композиционного моделирования от «явления -к сущности», «от общего - к частному». В этом состоит основная задача процесса профессиональной подготовки студента-градостроителя.
И решать ее необходимо последовательно и комплексно, используя практические и теоретические знания, умения и навыки, полученные на творческих дисциплинах предыдущего курса. Для этого необходимо не только максимально стимулировать интерес обучающихся к творческой разработке проекта, но и остроту восприятия и активную творческую деятельность.
В данном случае приходится обратиться к рассмотрению специфических аспектов градостроительной деятельности - изучению генпланов, схем транспортно-пешеходных связей, функционального зонирования территории и т.п.
Отсюда возникает взаимосвязь требований проектного и художественного подхода, единства формы и содержания проектируемого объекта при выполнении студентами направления подготовки «Градостроительство» (07.03.04) учебного задания по макетированию. Однако, решая задачи с более сложным профессионально-тематическим содержанием, они начинают пользоваться простыми композиционными схемами и художественно-образными штампами. И здесь необходимо применять понятие структур-
ной сложности элементов объемно-пространственного решения композиции, которое состоит в применении разнообразия форм, методов, принципов композиционного моделирования, что, в конечном счете, приведет к созданию целостности, согласованности и гармонизации всех элементов композиции.
Исходя из важности практического курса по дисциплине «Макетирование» в подготовке будущего градостроителя была разработана структура учебного задания и методика поэтапной работы над ним.
Студентам предлагается достаточно сложная тема: «Детский игровой комплекс с комплектом малых форм в системе городской среды». По характеру визуального восприятия детский игровой комплекс включает три вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную, глубинно-пространственную. В ходе разработки проектного решения студенты-градостроители должны понимать, что различные игровые объекты, являясь частью единого пространства, предстают перед наблюдателем последовательно, меняя свой композиционный статус.
Уже в начале решения поставленной задачи студент обязан осознавать, что ему необходимо существенно преобразовать и обобщить композицию в соответствии с ее стилевым, образным, масштабным, колористическим решением. При этом он приобретает новые для него определенные профессиональные знания, умения навыки трансформации плоскостной композиции в объемно-пространственную, что способствует развитию его пространственного мышления. Все эти качества соответствуют цели, методам и средствам его будущей профессиональной деятельности, содействуют формирования у них профессионального чувства композиции в области проектной градостроительной деятельности.
Сущность этой методики можно представить в виде схемы (см. схему 1).
Методика обучения будущих градостроителей средствами композиционного моделирования и макетирования
и ^
Начальный композиционный замысел
л и
Идея организации пространства
а и
Конструктивно-технологическая система
Образная ассоциация
Комплексная проектная градостроительная модель
Схема. 1 Методика обучения будущих градостроителей средствами композиционного
моделирования и макетирования
Практическая работа по созданию объемно-пространственного пластического образа также требует применения определенных методических приемов:
• переход от технических приемов графического эскизирования на бумаге к творчес-кому решению в макете и дальнейшей практической разработке;
• поэтапное выполнение работы с созданием педагогических ситуаций на установки (готовность к действию) - интеллектуальную и волевую. Их активизация способствует успешному продвижению к достижению намеченной цели - выполнению авторского учебного макета;
• применение бумажной пластики как одной из состав-ляющих развития объемно-пространственного мышления в освоении градостроительной пластической формы (подобное формообразование развивает тактильные и зрительные ощущения);
• стимулирование творческой деятельности студентов пу-тем рекомендации их работ для участия в выставках, на смотрах-конкурсах, внедрения в практику (мотиваци-онный компонент);
• реализация критериев оценок студенческих макетных работ в учебном процессе (студенты включены в соревновательный процесс, самоутверждение, самореализация, самоактуализация).
Методика проведения учебных занятий по макетированию состоит из следующих основных этапов:
1. Формирование мотивационного компонента. Обозначение влияния глубины изученности материала на формирование профессиональных компетенций. Выявление междисциплинарных связей, установление уровня подготовки студентов-архитекторов к моменту изучения дисциплины.
2. Ознакомление с объектом проектирования, содержанием работы. Определение цели изучения и круга решаемых задач. Формулировка требований к выполнению и обозначение критериев оценки финального результата работы.
3. Анализ аналоговых проектных решений (изучение отечественного и зарубежного опыта), определение оптимальных средств решения поставленных задач, основных художественно-образных характеристик и композиционно-выразительных средств практического воплощения творческого замысла.
4. Выявление предметного наполнения объекта проектирования, его пространственной организации в зависимости от образно-стилевого решения. Градостроительный и архитектурно-планировочный анализ выбранной территории.
5. Формирование идей и разработка творческой концепции работы. Поиск эскизных вариантов проектной идеи.
6. Коллективное обсуждение материалов эскизных решений, их корректировка, нахождение средств реализации идей и утверждение окончательного эскиза.
7. Выполнение чернового макета, индивидуальное обсуждение с педагогом, утверждение для дальнейшей разработки.
8. Окончательная доработка и чистовое исполнение.
9. Коллективный просмотр выполненных работ, аудиторная защита, оценка.
Этот перечень лежит в основе графика выполнения проекта, поскольку студенты должны знать сроки осуществления каждого этапа. Методически важно формирование сознания студентов в отношении понимания перехода от логического анализа к принятию индивидуального планировочного решения и возможности самостоятельного художественно-образного обобщения.
Предпроектный анализ, осуществляемый в работе над макетом, дает возможность педагогу в полной мере оценить склад мышления и способности студента к логическому анализу и овладению основными направлениями профессиональной деятельности, обоснованность и объективность принимаемых им решений.
Данное задание включает:
• выбор градостроительной ситуации для учебного проектирования (макетирования);
• градостроительный и архитектурно-планировочный анализ территории;
• детальное ознакомление с нормативной базой, ограничивающей возможности проектного решения;
• изучение существующей практики оснащения дворовых и парковых пространств детскими игровыми комплексами и их элементами;
• определение характера стилистического, колористического взаимодействия детского игрового пространства со сложившейся архитектурно-градостроительной средой;
• рассмотрение особенностей конструктивного построения элементов детской игровой площадки в зависимости от возраста детей;
• анализ средств достижения сомасштаб-ности проектируемого игрового пространства в отношении существующей архитектурной среды и человека.
Не надо забывать о том, что работа по накоплению и анализу материала должна вестись постоянно в течение всех этапов работы над заданием. Она не может ограничиваться только тематикой задания, т.к. необходимо аккумулировать различные методы и приемы образного, планировочного, формального и конструктивного решений для будущей профессиональной деятельности. Эту работу желательно выполнять
графическими средствами, вручную, что позволяет формировать профессиональную градостроительную (архитектурную) память, которая впоследствии проявляется как интуиция, градостроительный (архитектурный) интеллект.
Задача педагога на данном этапе заключается в обучении студента умениям пользоваться аналоговым материалом, анализировать его и приучить к постоянному сбору материала, что поможет впоследствии быстрому принятию студентом творческих профессиональных решений.
Разработка первоначальной идеи, сопоставленной с целями и задачами работы, может быть сразу плодотворной и направлять на дальнейшую работу. Первоначальная идея обычно не обременена излишними деталями, она всегда лаконична. Задача педагога на данном этапе - помочь студенту приобрести опыт формирования творческой идеи-концепции. Для этого может быть использованы различные методы. Нами предлагается применить метод структурного воплощения художественных идей произведений живописи для трансформации в градостроительное пространство. В контексте данного задания предлагается:
• выбрать за основу произведение фигуративной живописи;
• перевести его на формальный язык архитектуры, посредством снятия изобразительности и обобщения, выявления композиционного строя произведения;
• трансформировать полученную плоскостную композицию в объемно-пространственную, сохраняя ее стилистическую направленность;
• создать концептуальную модель-композицию градостроительного пространства заданной тематики.
Формализованная работа представляет собой как бы плановую проекцию будущего градостроительного объекта, поскольку в плане зашифрована информация относительно объемно-пространственной и стилистической выраженности проектируемого пространства.
Применение данного метода структурного воплощения художественных идей произведений живописи для трансформации в градостроительное пространство помогает студенту выйти за границы стандартных композиционных образов. Работа художника в данном случае задает идею и определенный «сценарий», по которому происходит моделирование и проработка образа объекта. Такого рода моделирование градостроительного пространства на основе композиции на плоскости позволяет сделать различные варианты игрового пространства на основе единой модели (см. рис. 1).
Выполнение промежуточных клаузур на различную тематику учебного задания помогает формировать творческую идею-концепцию, которая формализует главный стилистический и
образный мотив работы. утвержденная педагогом идея далее детально прорабатывается, на ее основе выполняется макет.
Для успешного выполнения клаузурной работы студенту необходимо:
• знать: основы композиции и проектной графики, конструктивную работу материалов.
• уметь: работать любым графическим материалом в различной технике; организовать четкую и быструю работу в ограниченное время; работать в экстремальном режиме; выбрать главное и второстепенное в выражении проектного замысла.
• владеть: навыками самостоятельной работы; навыками изображения объектов архитектурного пространства; опытом грамотного компоновочного решения работы; профессиональными навыками.
Итогом данного этапа работы является проверка сформированного решения с учетом архитектурно-художественных, функциональных, планировочных, композиционных требований, утверждение варианта для дальнейшей разработки.
В процессе эскизного проектирования выполняется доработка принципиальной эскиз-идеи, уточнение пропорций, размеров, членений, размещения деталей в их отношении к целому, проверка ее на рабочем макете и окончательная разработка градостроительного планировочного решения, функционального зонирования, доработка отдельных элементов, в основе создания которых лежит принцип трансформации и подобия форм. Заканчивается этап подготовкой графического материала и выполнением макета.
Таким образом, основная концепция работы представляет центральный узел работы над заданием. Она является результатом подготовительного этапа последующей работы, программирует завершающие стадии.
Групповая коррекция в процессе выполнения различных этапов работы над заданием по макетированию позволяет педагогу определить, правильно ли он мотивировал студентов, объяснил цель задания, обозначил этапы работы, вовремя скорректировал ошибки.
Применение метода структурного воплощения художественных идей произведений живописи для трансформации в градостроительное пространство повышает эффективность подготовки студентов-градостроителей к профессиональной деятельности, поскольку:
1. Позволяет формировать у студентов индивидуальный язык проектирования.
2. Способствует передаче опыта известных мастеров живописи (через трансформацию уникального живописного произведения к объемному новаторскому градостроительному решению).
3. Позволяет проектировать объекты на заданные темы не обычным поисковым способом,
А - работа художника Хуана Гриса задает идею и определенный «сценарий», по которому происходит моделирование и проработка образа объекта
Д - разработка генплана детской площадки в конкретной городской архитектурной среде. Организация транспортно-пешеходных связей, функционального зонирования территории.
Рис.1. Этапы трансформации плоскостной ком
а продуцировать совершенно новую архитектуру, эстетически более совершенную, а значит более гармоничную.
4. Авторская интерпретация фрагментов живописных полотен и целостная их обработка по принципу геометрического структурирования рассматривается как новая методика в професси-
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Информация об авторах Никонова Елена Равильевна
(Россия, г. Пенза) Кандидат педагогических наук Доцент
Кафедра «Градостроительство» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» E-mail: [email protected]
Михалчева Светлана Григорьевна
(Россия, г. Пенза) Доцент кафедры «Градостроительство» ФГбОу ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» E-mail: [email protected]
ональной подготовке градостроителей в высшей архитектурной школе. Ее применение необходимо, поскольку ломает косное мышление, позволяет, не нарушая единство и преемственность педагогических действий в высшей школе, развивать новые, интересные, эффективные методы и методики.
ЛИТЕРАТУРА
Information about the authors
Nikonova Elena Ravilyevna
(Russia, Penza) PhD in Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department «Town planning» FGBOU VO «Penza State University of architecture and construction» E-mail: [email protected]
Michalcheva Cvetlana Grigoryevna
(Russia, Penza) Associate Professor of the Department «Town planning» FGBOU VO «Penza State University of architecture and construction» E-mail: [email protected]
Енютина Е.Д. Трансформация художественных идей изобразительного искусства в архитектурное пространство // Вестник МГСУ. 2014. № 4.
Ефимов А.В., Панова Н.Г. Архитектурная колористика. М.: Издательство: "БуксМАрт", 2014. 135 с. Ефимов А.В. Колористика города. М.: Стройиздат. 1990.
Калинин Ю.М. Архитектурное макетирование: учеб. пособие / Ю.М. Калинин, М.В. Перькова. Белгород : Изд-во БГТУ, 2010. 117 с.
Калмыкова Н. В., Максимова И. А. Макетирование из бумаги и картона. Учебное пособие. М.: Книжный дом «Университет», 2000. 80 с.
Макетирование. Под ред. Топчий И.В., Калмыковой Н.В. Учебное пособие. Курс «Довузовская подготовка». М.: МАРХИ, 2006.
Михалчева С.Г. Архитектурное макетирование. Учебное пособие для студентов направления подготовки 07.03.04 «Градостроительство», 07.03.01 «Архитектура». ПГУАС, 2016. 146 с.
Михалчева С.Г. Архитектурное макетирование. Учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы «Детский игровой комплекс с комплектом малых форм в системе городской среды» для студентов направления подготовки 07.03.04 «Градостроительство». Пенза: ПГУАС, 2016. 92 с.
Никонова Е.Р. Михалчева С.Г. Методологические принципы построения практических заданий по колори-стике и цветоведению для дизайнеров в высшей школе. Дизайн и технологии. Научный журнал МГУДТ. 2014. № 42 (84). С. 110-114.
Черчение, макетирование. Рисунок. Учебное пособие. Москва, МАРХИ, 2002.
REFERENCES
Enyutina E.D. Transformation of artistic ideas of fine art into the architectural space. Bulletin of MGSU. 2014. no. 4. (in Russian)
Efimov AV, Panova NG Architectural color. Moscow, Publ. "BuksMart", 2014. 135 p. (in Russian) Efimov A.V. Coloring of the city. Moscow, Stroyizdat Publ.. 1990. (in Russian)
Kalinin Y. Architectural prototyping: Textbook. allowance / Yu.M. Kalinin, M.V. Perkova. Belgorod, Publishing House of the Belarusian State Technical University, 2010. 117 p. (in Russian)
Kalmykova N. V., Maksimova I. A. Modeling from paper and paperboard. Tutorial. Moscow, The Book House "University", 2000. 80 p. (in Russian)
Breadboarding. Ed. Topchy I.V., Kalmykova N.V. The teaching aid. The course "Pre-university training". Moscow, MARHI Publ., 2006. (in Russian)
Michalcheva SG Architectural prototyping. Textbook for students in the field of training 07.03.04 "Urban planning", 07.03.01 "Architecture". PGUAS, 2016. 146 p. (in Russian)
Michalcheva SG Architectural prototyping. Educational and methodological manual for the course work "Children's play complex with a set of small forms in the urban environment" for students in the training area 07.03.04 "Urban planning". Penza, PGUAS Publ., 2016. 92 p. (in Russian)
Nikonova E.R. Michalcheva S.G. Methodological principles of constructing practical tasks on coloristics and color science for designers in higher education. Design and technology. Scientific journal of the Moscow State University of International Relations. 2014. no. 42 (84). pp. 110-114. (in Russian) Drawing, prototyping. Drawing. Tutorial. Moscow, MARKHI Publ., 2002. (in Russian)