Научная статья на тему 'Методика проблемно-профессионального обучения иностранному языку студентов направления подготовки "Туризм"'

Методика проблемно-профессионального обучения иностранному языку студентов направления подготовки "Туризм" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ "ТУРИЗМ" / ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / РЕЧЕВОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ СТУДЕНТА / СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ / МЕТОДИКА ПРОБЛЕМНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ENGLISH LANGUAGE / FIELD OF STUDY "TOURISM" / PROBLEM TASK / FICTION TEXT / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / STUDENT’S SPEECH SELF-EXPRESSION / WAYS TO SOLVE PROFESSIONAL PROBLEMS / METHODS OF PROBLEM-BASED PROFESSIONAL TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Елена Павловна

В статье показана возможность реализации потенциала речевого самовыражения студентов 3-го курса направления «Туризм» в ходе решения профессиональных проблемных задач, сформулированных в виде вопросов. Автор выделяет 4 вида профессиональных проблемных ситуаций (неэтичность поведения работника отеля, неожиданность, противоречие, непонятное объяснение) и предлагает способы их решения. Профессиональные проблемные ситуации были определены путем анализа художественных текстов. Разработана методика проблемно-профессионального обучения, состоящая из 3-х этапов: подбор вариантов решения проблемной задачи; сопоставление вариантов решения проблемы; аргументирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PROBLEM-BASED PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO STUDENTS OF THE FIELD OF STUDY “TOURISM”

In the article, the possibility of realising the potential of speech self-expression by 3rd-year students of the field of study “Tourism” in the process of solving professional problem tasks formulated in the form of questions is shown. The author singles out four types of professional problem situations (unethical behaviour of a hotel employee, unexpectedness, contradiction, incomprehensible explanation) and offers the ways to solve them. Professional problem situations were identified by analysing fiction texts. The methods of problem-based professional teaching have been developed; they consist of 3 stages: selection of solutions to a problem task, comparison of solutions to the problem, arguing.

Текст научной работы на тему «Методика проблемно-профессионального обучения иностранному языку студентов направления подготовки "Туризм"»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.2.53

Белкина Елена Павловна

МЕТОДИКА ПРОБЛЕМНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ТУРИЗМ"

В статье показана возможность реализации потенциала речевого самовыражения студентов 3-го курса направления "Туризм" в ходе решения профессиональных проблемных задач, сформулированных в виде вопросов. Автор выделяет 4 вида профессиональных проблемных ситуаций (неэтичность поведения работника отеля, неожиданность, противоречие, непонятное объяснение) и предлагает способы их решения. Профессиональные проблемные ситуации были определены путем анализа художественных текстов. Разработана методика проблемно-профессионального обучения, состоящая из 3-х этапов: подбор вариантов решения проблемной задачи; сопоставление вариантов решения проблемы; аргументирование. Адрес статьи: www .gramota.net/materials/2/2019/2/53.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 2. C. 245-250. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 372.881.1 Дата поступления рукописи: 06.12.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.2.53

В статье показана возможность реализации потенциала речевого самовыражения студентов 3-го курса направления «Туризм» в ходе решения профессиональных проблемных задач, сформулированных в виде вопросов. Автор выделяет 4 вида профессиональных проблемных ситуаций (неэтичность поведения работника отеля, неожиданность, противоречие, непонятное объяснение) и предлагает способы их решения. Профессиональные проблемные ситуации были определены путем анализа художественных текстов. Разработана методика проблемно-профессионального обучения, состоящая из 3-х этапов: подбор вариантов решения проблемной задачи; сопоставление вариантов решения проблемы; аргументирование.

Ключевые слова и фразы: английский язык; направление подготовки «Туризм»; проблемная задача; художественный текст; профессионально важные качества; речевое самовыражение студента; способы решения профессиональных проблем; методика проблемно-профессионального обучения.

Белкина Елена Павловна, к. пед. н., доцент

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина lena. elebel@gmail. com

МЕТОДИКА ПРОБЛЕМНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ»

В будущей профессиональной деятельности студенты направления «Туризм» (широкий профиль) столкнутся с необходимостью решения сложных профессиональных задач, поскольку работа любого специалиста в области туризма протекает в тесном взаимодействии с представителями широкой общественности. Изучая дисциплину «иностранный язык», учащиеся готовятся, в том числе, к взаимодействию с потенциальными клиентами развлекательных учреждений, отелей, турагентств, ресторанов, экскурсионных служб и т.д. Проблемы, предлагаемые студентам для обсуждения, должны быть максимально приближены к реальности или «позаимствованы» из нее. Неиссякаемым источником «зафиксированных» профессиональных проблем являются, как мы полагаем, художественные тексты, повествующие о жизни и карьере персонажей, чьи профессиональные навыки актуальны в плане их освоения для обучающихся.

В данной статье ставится цель - разработать проверенную опытным путем методику проблемно-профессионального обучения английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки. Конкретное воплощение названная цель нашла в решении следующих задач: обобщить практический опыт обучения студентов направления «Туризм» речевому самовыражению на английском языке при решении профессиональных проблемных задач, источником функционирования которых в учебной среде служили художественные материалы и предлагаемые преподавателем проблемные задания; показать иллюстративную выборку проблемно-профессиональных ситуаций и заданий к ним; определить виды профессиональных проблемных ситуаций и способы их решения; описать этапы работы согласно критерию языковой и логико-смысловой сложности формирования необходимых речевых навыков и развития творческих способностей.

Для решения проблемных задач, описанных в художественном произведении, студентам необходим инструментарий проблемного обучения, овладение которым происходит под руководством преподавателя иностранного языка. «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности; в процессе решения таких задач учащимися в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это - формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций» [4, с. 49].

Существует мнение, что мышление человека начинается при возникновении проблемной ситуации, которая преобразуется в задачу или проблему, в которой содержатся условия и требования, т.е. в вопрос. Трудность в решении проблемы состоит в том, что между изначальными данными или известными условиями и требованиями имеется разрыв, интервал или противоречия. Успешное решение задачи основывается на установлении логико-смысловых отношений или зависимости между условиями и требованиями [2, с. 44-45]. Способом преодоления разрыва между известными данными и противоречивостью элементов описываемой ситуации могут стать вопросы дискуссионного характера, которые подталкивают учащегося к размышлению и поиску возможных путей выхода из, казалось бы, безвыходной дилеммы. Для будущих менеджеров в сфере туризма умение успешно разрешить конфликтную ситуацию, ответить на проблемный вопрос или предложить весомый аргумент во время дискуссии является профессионально важным качеством.

«Под профессионально важными качествами понимаются способности субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по таким параметрам, как производительность, качество и надежность. Они определяют возможности человека в профессиональной деятельности, пригодность к ней» [3, с. 182]. Профессионально важные качества, имеющие отношение к речевой деятельности, включают коммуникативные или речевые способности. К коммуникативным профессиональным способностям можно отнести предметно-речевые способности, социально-речевые способности и способности к отражению ситуации иноязычного общения. К предметно речевым способностям относится умение профессионала извлекать профессионально значимую информацию об интересующем его объекте из устного

или письменного иноязычного текста. Социально-речевые способности, основанные на навыках межличностного взаимодействия, дают специалисту возможность успешного профессионального иноязычного общения. Способность к отражению ситуации иноязычного общения заключается в восприятии специалистом происходящих событий как целостной ситуации, определении элементов новизны в иноязычной информации и соотнесении их с предметными характеристиками объекта и ситуации общения, в принятии решения и выборе способа его осуществления средствами иностранного языка [Там же, с. 183].

Американские исследователи Дж. А. Дэли, Дж. В. Френдрич и А. Л. Вангелини рекомендуют ряд способов развития навыков, необходимых для решения проблем при усвоении содержания материала для чтения. Например, описание сложностей, возникающих при общении между руководителем и подчиненным, можно обсудить коллективно или в малых группах. Студентам при этом необходимо выявить проблему, обсудить ее причины и следствия, определить критерии возможных решений, предложить потенциальные решения, применить критерии, чтобы избрать лучший вариант решения, и обсудить возможности реализации принятого решения на практике. У студентов появляется возможность сравнить свои решения с предложениями товарищей по группе и оценить, таким образом, себя на фоне других людей. Публичное выражение идей и выслушивание чужих мыслей позволяет учащимся проводить социальное сравнение, совершенствуя компетенцию выражения, защиты и оценки идей в устной форме. Кроме того, студент, который вербализирует информацию перед слушателями, берет на себя роль преподавателя, что позволяет ему увидеть ранее незримую связь между компонентами обсуждаемой ситуации [9, p. 345].

Отечественные методисты установили, что вопросы и задания приобретают проблемный характер в следующих ситуациях:

«- если имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить;

- требуется установить сходства и различия;

- важно установить причинно-следственные связи;

- нужно осуществить выбор на основании "взвешивания" вариантов;

- необходимо обосновать выбор и предпочтения;

- требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и теоретическими закономерностями;

- стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения» [6, с. 76-77].

Для реализации вышеприведенных положений на практике, т.е. в целях обучения студентов 3-го курса направления «Туризм» решению профессиональных задач на английском языке, мы выбрали роман Артура Хей-ли «Отель» в качестве источника профессионально значимой информации. Персонажи романа данного произведения представляют интерес для исследователей не только с лингвистической, но и нравственно-дидактической точки зрения. Например, И. В. Чернова провела изучение интеллектуальных способностей личности, используя в качестве объекта исследования отдельные единицы номинации служащих в романе А. Хейли [8, с. 205]. Исследование данного автора носило лингвистический характер, а результаты изучения описания персонажей А. Хейли выявили способы создания писателем представления у читателя об интеллектуальных способностях некоторых героев. Подобного рода работа также могла бы стать актуальной для развития профессиональных способностей обучающихся, однако мы акцентировали внимание студентов не на интеллектуальных способностях героев этого произведения, а на их профессиональных навыках и умениях. В нашей работе были поставлены лингводидактические и воспитательные задачи: научить студентов понимать противоречия, нестыковки, неожиданные факты, объяснения, которые кажутся непонятными и т.д.; формулировать проблему и пытаться обсудить варианты решений на английском языке; оценивать этичность/неэтичность поведения персонажа.

«Движущей силой коммуникации являются мотивы личностного самовыражения и самореализации. Потребность в личностном самовыражении особенно четко проявляется в условиях профессионально-ориентированного обучения» [5, с. 6]. К моменту участия в проблемном обучении студенты 3-го курса уже приобрели определенный профессиональный опыт, т.к. они освоили ряд профессиональных курсов и прошли практическое в обучение в гостиницах и отелях Сыктывкара. Можно утверждать, что ситуации, происходящие в стенах вымышленного отеля, вполне понятны, объяснимы, а главное - профессионально значимы, т.е. в них заложен потенциал речевого самовыражения студента. Далее мы приводим примеры заданий, способствующих реализации речевого потенциала учащегося.

Предлагаем фрагмент из романа А. Хейли «Отель», где описан хитроумный замысел старшего посыльного Чандлера, которому удавалось манипулировать не только своими подчиненными, но и гостями отеля.

"Occasional new arrivals were still trickling in - from late planes and trains, and several were being roomed now by Chandler's platoon of bellboys, though the 'boys' was a figure of speech since none was younger than forty, and several graying veterans had been with the hotel a quarter century or more. Herbie Chandler, who held the power of hiring and firing his bell staff, preferred older men. Someone who had to struggle and grunt a bit with heavy luggage was likely to earn bigger tips than a youngster who swung bags as if they contained nothing more than balsa wood. One old-timer, who actually was strong and wiry as a mule, had a way of setting bags down, putting a hand over his heart, then picking them up with a shake of his head and carrying on. The performance seldom earned less than a dollar from conscience-stricken guests who were convinced the old man would have a coronary around the next corner. What they did not know was that ten percent of their tip would find its way into Herbie Chandler's pocket, plus the flat two dollars daily which Chandler exacted from each bellboy as the price of retaining his job" [7, с. 7].

После прочтения вышеуказанного отрывка студенты могут сформулировать проблему самостоятельно, но в случае затруднения преподаватель готовит следующие проблемные вопросы:

"Why do you think older bellboys are likely to earn bigger tips than younger ones?". / «Почему гости, как правило, дают более высокие чаевые пожилым посыльным, а не молодым?»;

"Explain the reasons why the behavior of the bell captain Chandler is unethical and outrageous for a hotel employee". / «Объясните, почему поведение старшего посыльного Чандлера неэтично и неприемлемо для сотрудника отеля»;

"Is it possible for a bellboy to earn a handsome tip without acting as a sick person or being dishonest? What would you suggest?". / «Может ли посыльный зарабатывать хорошие чаевые, не используя нечестные приемы и не притворяясь больным человеком? Каким образом?»;

"Do you think the hotel reputation could be ruined because of unethical behavior of Chandler and his subordinates? Explain your answer". / «Может ли неэтичное поведение старшего посыльного Чандлера и его подчиненных негативно повлиять на репутацию отеля? Объясните ваш ответ».

В последующем отрывке описана ситуация, которая является настоящим кошмаром для управляющего отелем: отель не в состоянии выполнить свои обязательства перед гостями в связи с отсутствием свободных номеров, которые были заранее забронированы.

"The most miserable moment in hotel manager's life was explaining to indignant would-be guests, who held confirmed reservations, that no accommodation was available. He was miserable both as a fellow human being and also because he was despondently aware that never again - if they could help it - would the people he was turning away ever come back to his.

In Peter's own experience the worst occasion was when a bakers' convention, meeting in New York, decided to remain an extra day so that some of its members could take a moonlight cruise around Manhattan. <.. .> Recollection of the ensuing shambles, with hundreds of angry engineers and their women folk encamped in the lobby, some waving reservations made two years earlier, still caused Peter to shudder when he thought of it. In the end, the city's other hotels being already filled, the new arrivals were dispersed to motels in outlying New York until next day when bakers went innocently away. But the monumental taxi bills of the engineers, plus a substantial cash settlement to avoid a lawsuit, were paid by the hotel - more than wiping out the profit on both conventions" [Там же, с. 83].

После ознакомления с описанной ситуацией учащиеся решали следующие задачи:

"Think of other professional situations that could be a nightmare for a hotel manager". / «Какие другие профессиональные ситуации, кроме описанной выше, могут стать настоящим кошмаром для старшего управляющего отелем?»;

"How can a hotel manager appease the guest and avoid a lawsuit in case of an emergency?". / «Каким образом администрация отеля может снискать расположение клиента и избежать судебного разбирательства в случае вынужденного невыполнения своих обязательств?»;

"What can a hotel manager do to minimize the possibility of overbooking?". / «Что администрация отеля может предпринять, чтобы попытаться исключить ситуации, подобные той, которая описана выше?».

В романе А. Хейли также описаны проблемы, возникшие с ресторанной кухней: украшательство за счет качества блюд. Взволнованный помощник шеф-повара рассказывает старшему управляющему отеля о сложившейся ситуации.

"«What changes, you say, monsieur? Most important it is the food. For some who prepare food, the façade, how a dish looks, it is more important how it tastes. In this we waste much money on the décor. The parsley, it is all around. But not enough in the sauce. The watercress it is on the plate, when more is needed in the soup. And those arrangements of color in gelatin!» Young Lemieux threw both arms upward in despair. Peter smiled sympathetically. <.>

'In a word, monsieur, all the horrors of a low-grade table d'hote. Such disrespect colossal for food, such abandon of money for the appearance, it is to make one weep. Weep, monsieur!' He paused, shrugged, and continued. «With less throw-away we could have a cuisine that invites the taste and honors the palate. Now it is dull, extravagantly ordinary»" [Там же, с. 238-239].

Студентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

"How can a restaurateur save expenses without sacrificing the quality of dishes?". / «Каким образом управляющий рестораном может сэкономить на расходах, не понижая уровень качества готовых блюд?»;

"Do you believe that décor of food in a restaurant is a necessary catering attribute? Explain your point of view". / «Считаете ли вы, что украшение блюд в ресторане - это необходимый атрибут ресторанного обслуживания? Аргументируйте вашу точку зрения»;

"Why do you think a lot of people prefer to dine out though they can cook themselves? Should a restaurateur find out and take into account the guests' motivation in order to improve the catering service?". / «Почему, как выдумаете, многие люди предпочитают обедать или ужинать в ресторане, даже если они сами умеют хорошо готовить? Необходимо ли менеджеру ресторана выявлять и учитывать мотивы клиентов с целью повышения качества обслуживания?».

В отрывке, представленном ниже, работник, отвечающий за сжигание мусора в отеле, добросовестно выполняет просьбу старшего управляющего, разыскивая в мусоре потерянную улику. Добросовестность этого рабочего, а также уважение, которое он испытывает к старшему управляющему Питеру Макдермотту, побуждают его задержаться на работе без оплаты до утра в надежде отыскать в горах мусора необходимый клочок бумаги.

"The reason was Booker's T.'s attempt to find the paper which Mr. McDermott wanted. He had been careful and thorough. He had taken his time. And so far he had failed. <.>

Regretful or not, it was time for Booker T. to quit and go home. The hotel objected to paying overtime. More to the point: Booker T. was hired to concern himself with garbage, not management problems, however remote. <.>

And yet, more than anything else, Booker T. wanted to do this thing for Mr. McDermott. If he had been pressed, he could not have said why, since he was not an articulate man, either in thought or speech. But somehow, when the young assistant general manager was around, Booker T. felt more of a man - an individual - than at any other time.

He decided he would go on searching. <. .>

He worked for another three and a half hours. He worked slowly, painstakingly, with the knowledge that what he sought might not be in the garbage at all, or could have been burned before he was warned to look.

By mid-morning he was very tired and down to the last container but one.

He saw it almost at once when he emptied the bin - a ball of waxed paper which looked like sandwich wrappings. When he opened them, inside was a crumpled sheet of stationary, matching the sample Mr. McDermott had left. He compared the two under a light to be sure. There was no mistake" [Там же, с. 416-418].

Прочитав и проанализировав описание трудолюбивого рабочего, студенты задумались над предложенными вопросами:

"Do you think the work of the employees who do not interact with public such as accountants, garbage and laundry workers is important for the company image? Explain your answer". / «Как Вы думаете: является ли профессиональная деятельность работников, которые не контактируют непосредственно с клиентами (мусорщики, бухгалтеры, работники прачечных и др.), важной для создания благоприятного имиджа отеля? Аргументируйте ваш ответ».

"Why was Peter McDermott so respected by the incinerator employee Booker T.?". / «Почему старший управляющий Питер Макдермотт заслужил уважение работника помещения для сжигания мусора Букера Ти?».

"What can motivate an employee to work hard besides material incentives?". / «Что может мотивировать сотрудника усердно трудиться кроме повышения оплаты труда?».

Опираясь на вышеприведенные примеры профессиональных проблемных ситуаций, можно категоризиро-вать 4 вида проблем, с которыми сталкиваются работники индустрии гостеприимства: 1) неэтичность поведения работников отеля или гостей; 2) неожиданная ситуация (сбой в работе какой-либо системы, вынужденное нарушение обещания, форс-мажор); 3) противоречия между отдельными компонентами ситуации; 4) неясное объяснение мотивов поведения гостей или работников отеля без раскрытия базовых причин. Чтобы инициировать процесс обсуждения среди учащихся и стимулировать поиск ответов, мы предлагаем следующие варианты решения проблем: противопоставление, обобщение, подбор аналогов, поиск причин, анализ обратного, поиск вариантов предотвращения ситуации и исправления ошибок, развитие ситуации, аргументирование и балансирование. Профессиональные проблемные ситуации и способы их решения систематизированы в Таблице 1.

Таблица 1. Виды профессиональных проблемных ситуаций и способы решения проблем

Неэтичность поведения (посыльные притворяются больными, чтобы получать высокие чаевые) Неожиданность (отель не в состоянии выполнить свои обязательства перед гостями, которые заранее забронировали номера) Противоречие (ресторан тратит большие деньги на украшательство еды в ущерб качеству блюд) Непонятное объяснение (рабочий помещения для сжигания мусора в отеле бескорыстно работает дополнительную смену, чтобы выполнить просьбу управляющего)

1) Прием противопоставления (Почему гости дают более высокие чаевые пожилым посыльным, а не молодым?) 1) Подбор аналогов (Какие другие профессиональные ситуации могут стать настоящим кошмаром для управляющего отелем?) 1) Балансирование (Каким образом управляющий рестораном может сэкономить на расходах, не понижая качества блюд?) 1) Аргументирование (Аргументируйте ваш ответ)

2) Поиск причин (Объясните, почему... .) 2) Варианты исправления ошибок (Каким образом администрация отеля может снискать расположение клиента и избежать судебных исков в случае вынужденного невыполнения своих обязательств?) 2) Аргументирование (Аргументируйте вашу точку зрения) 2) Поиск причин (Почему ...?)

3) Анализ обратного (Может ли посыльный зарабатывать хорошие чаевые честным способом, не притворяясь больным человеком?) 3) Поиск вариантов предотвращения (Что администрация отеля может предпринять, чтобы исключить подобные ситуации?) 3) Развитие ситуации (Необходимо ли менеджеру ресторана выявлять и учитывать мотивы клиентов?) 3) Обобщение (Что может мотивировать сотрудника усердно трудиться кроме повышения оплаты труда?)

В случае хорошей иноязычной подготовленности студентов и наличия у них сформированных навыков аргументирования преподаватель может предложить учащимся обсудить различные профессиональные ситуации, в том числе указанные выше, в произвольном порядке. Поскольку мы работали со студентами 3-го курса, которые уже неоднократно становились участниками проблемно-профессионального обучения на младших курсах, не предусматривалось учитывать поэтапное дозирование сложности задания и «оснащать» учащихся необходимым языковым и речевым инструментарием. Однако мы понимаем, что, как правило,

требуется тщательная подготовительная работа в виде условно-речевых и речевых заданий, чтобы обучающиеся сумели самостоятельно объяснить свою позицию и аргументировать выбор варианта решения проблемы. В связи с этим, опираясь на наш предшествующий опыт проблемно-профессионального обучения студентов разных направлений и курсов, мы полагаем, что приступать к решению проблемных задач необходимо посредством подбора различных потенциально-приемлемых вариантов решения проблемы (см. способы решения проблемной ситуации «Неожиданность» в Таблице 1). Далее учащиеся могут переходить к работе по сопоставлению вариантов решения проблем (см. пути решения проблемы неэтичного поведения в Таблице 1). Поскольку способность к аргументированию предполагает наличие развитых творческих умений, этот этап проблемно-профессионального обучения становится завершающим. Профессиональные проблемные ситуации, для решения которых необходимы навыки аргументирования, представлены в Таблице 1 под заголовками «Противоречие» и «Непонятное объяснение».

Предлагаемая нами методика проблемно-профессионального обучения иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки резюмирована в Таблице 2. На первом этапе обучения можно предложить студентам (в случае затруднения) готовые варианты решения проблемы, из числа которых учащиеся делают свой выбор. Такая работа выполнима и особо актуальна при невысоком уровне иноязычной подготовленности обучающихся. Студенты старших курсов, как правило, в подсказках преподавателя не нуждаются. На втором этапе работы предполагается более высокая самостоятельность студентов при сопоставлении и анализе выработанных вариантов решения проблемы, однако помощь преподавателя не исключена, она может быть выражена в виде переформулированных вопросов, которые акцентируют внимание студентов на ключевых компонентах обсуждаемой ситуации. Третий этап работы практически самостоятелен с точки зрения обучающегося, поскольку базируется на речевой подготовке, проведенной на предыдущих этапах. Стоит отметить, что даже на уровнях подбора и сопоставления вариантов решения проблемы также происходит развитие творческих способностей студентов: некоторые аргументы сформулированы, причины выявлены, варианты сопоставлены, преимущества определены и т.д. Этап аргументирования - это обобщающий этап, но кроме обобщения студенты учатся и элементам абстрагирования, т.е. генерированию идей, которые, несмотря на то, что в какой-то степени связаны с обсуждаемым материалом, выводят учащегося на уровень самостоятельного формулирования проблем, расширения обсуждаемой ситуации или даже философской трактовки.

Таблица 2. 3 этапа проблемно-профессионального обучения устно-речевым высказываниям по уровням сложности способов решения проблемных задач

Этапы проблемно-профессионального обучения Формируемые способности и умения

1) Подбор вариантов решения проблемы Определение элементов новизны в иноязычной информации Развитие способности к антиципации Умение извлечь профессионально значимую информацию об объекте обсуждения Умение выявить проблему и сформулировать ее

2) Сопоставление вариантов решения проблемы Выявление преимуществ и недостатков конкретных вариантов решения проблемы Установление логико-смысловых отношений или зависимости между условиями и требованиями проблемной задачи Установление причинно-следственных отношений между компонентами проблемной ситуации

3) Объяснение и аргументирование Формирование творческих способностей: развитие продуктивного мышления и воображения студента

Работа над проблемным заданием может быть выполнена разными способами в зависимости от необходимости проведения предварительной подготовительной работы и уровня языковой подготовленности студентов как в целом, так и каждого учащегося в отдельности. Например, Е. В. Борзова предлагает организовывать взаимодействие обучающихся на занятии, предоставляя студентам разные варианты заданий и материалов. В частности, с описанием проблемы может познакомиться только половина учеников, а затем, меняясь речевыми партнерами, они рассказывают об этой проблеме остальным учащимся, предлагая дать совет или комментарий по поводу услышанной информации. Таким образом, каждый, кто изначально был знаком с проблемой, «наращивает объем» услышанных мнений для последующего обсуждения или проблемной работы [1, с. 15].

Итак, как видно из предложенных для обсуждения на занятиях по английскому языку фрагментов романа А. Хейли «Отель», художественное произведение, герои которого сталкиваются с решением профессиональных проблем, может играть роль аутентичного текстового материала, служащего источником формулирования проблемных задач, решение которых помогает студентам творчески подготовиться к дальнейшей профессиональной деятельности. Использование материалов данного произведения позволило нам выделить 4 вида проблемных ситуаций, которые по-прежнему актуальны для современных и будущих работников индустрии гостеприимства: 1) неэтичное поведение сотрудников отеля или гостей; 2) неожиданно возникающая ситуация, требующая срочного решения; 3) противоречие между компонентами описываемой ситуации; 4) необычное поведение работника или гостя отеля, которое, хотя и объясняется в источнике, но остается

по-прежнему не до конца понятным. Три этапа организации проблемно-профессионального обучения позволяют преподавателю учесть уровень языковой подготовленности учащихся и постепенно развивать творческое мышление студентов, начиная с подбора вариантов решения проблемы, переходя к анализу сформулированных или заимствованных у преподавателя вариантов решения проблемных задач и заканчивая объяснением и аргументированием собственной позиции.

Список источников

1. Борзова Е. В. Различия материалов и заданий у разных учащихся как стимул для взаимодействия на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2017. № 9. С. 11-17.

2. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. 96 с.

3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

4. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. 80 с.

5. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Коммуникативная компетенция: владение языком или готовность к иноязычному общению // Иностранные языки в школе. 2017. № 7. С. 2-11.

6. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. Изд-е 2-е, стереотип. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.

7. Хейли А. Отель: книга для чтения на английском языке. СПб.: Антология; КАРО, 2008. 480 с.

8. Чернова И. В. Интеллектуальная оценка служащих отеля в романе А. Хейли «Отель» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 9 (39). Ч. 1. С. 204-207.

9. Teaching Communication: Theory, Research, and Methods / ed. by J. A. Daly, G. W. Friendrich, A. L. Vangelisti. L.: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1990. 511 p.

METHODS OF PROBLEM-BASED PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO STUDENTS OF THE FIELD OF STUDY "TOURISM"

Belkina Elena Pavlovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Pitirim Sorokin Syktyvkar State University lena. elebel@gmail. com

In the article, the possibility of realising the potential of speech self-expression by 3rd-year students of the field of study "Tourism" in the process of solving professional problem tasks formulated in the form of questions is shown. The author singles out four types of professional problem situations (unethical behaviour of a hotel employee, unexpectedness, contradiction, incomprehensible explanation) and offers the ways to solve them. Professional problem situations were identified by analysing fiction texts. The methods of problem-based professional teaching have been developed; they consist of 3 stages: selection of solutions to a problem task, comparison of solutions to the problem, arguing.

Key words and phrases: English language; field of study "Tourism"; problem task; fiction text; professionally important qualities; student's speech self-expression; ways to solve professional problems; methods of problem-based professional teaching.

УДК 372.881.111.1 Дата поступления рукописи: 04.07.2018

https://doi.Org/10.30853/filnauki.2019.2.54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассмотрены вопросы организации учебного процесса по дисциплине «Иностранный язык» в неязыковом вузе в условиях смешанного обучения; выявлены преимущества использования модели смешанного обучения с целью реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся; показаны возможности ее построения для развития аудитивных умений студентов неязыкового вуза. В работе обоснована необходимость дифференцирования методов, приемов и средств обучения в зависимости от уровня владения иностранным языком обучающимися; приведены примеры заданий на аудирование в электронной обучающей среде LMS Moodle.

Ключевые слова и фразы: смешанное обучение; индивидуальная образовательная траектория; аудитивные умения; LMS Moodle; иностранный язык; неязыковой вуз.

Евсеева Арина Михайловна

Национальный исследовательский Томский политехнический университет aгevseeva@yandex. гы

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АУДИТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Внедрение новых государственных стандартов высшего профессионального образования предполагает необходимость изменений в организации образовательного процесса, связанных с пересмотром существующих и введением новых инновационных технологий обучения. Согласно Концепции модернизации российского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.