Научная статья на тему 'Использование проблемных ситуаций в процессе обучения иностранному языку в юридическом вузе'

Использование проблемных ситуаций в процессе обучения иностранному языку в юридическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АНАЛИЗ КЕЙСА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ДИСКУРС / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / PROBLEM-BASED TRAINING / CASE ANALYSIS / PROFESSIONALLY ORIENTED DISCOURSE / INTELLECTUAL ABILITIES / COGNITIVE INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корсакова Галина Григорьевна, Зиневич Наталья Вячеславовна, Попадина Жанна Петровна

Статья раскрывает способы использования проблемных ситуаций в языковом обучении студентов юридического профиля, что способствует не только улучшению их языковой подготовки, но и формированию алгоритма решения подобных ситуаций в будущей профессиональной деятельности. Авторы делают акцент на исследовании процесса решения проблемных ситуаций в профессионально-ориентированном дискурсе, способов их интеграции в учебный процесс, а также представляют комплекс тренировочных упражнений, которые соответствуют каждому этапу их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корсакова Галина Григорьевна, Зиневич Наталья Вячеславовна, Попадина Жанна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM-BASED SITUATIONS USE IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT LAW HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS

The article reveals the ways of using problem-based situations in language training of law students, which contributes not only to the improvement of their language training, but also to the formation of an algorithm for solving such situations in future professional activity. The authors focus on the study of the process of solving problem-based situations in the professionally oriented discourse, as well as the ways of their integration into educational process. The paper provides a set of training exercises that correspond to each stage of solving a problem-based situation.

Текст научной работы на тему «Использование проблемных ситуаций в процессе обучения иностранному языку в юридическом вузе»

https://doi.orq/10.30853/pedaqoqv.2018-3.4

Корсакова Галина Григорьевна, Зиневич Наталья Вячеславовна, Попадина Жанна Петровна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Статья раскрывает способы использования проблемных ситуаций в языковом обучении студентов юридического профиля, что способствует не только улучшению их языковой подготовки, но и формированию алгоритма решения подобных ситуаций в будущей профессиональной деятельности. Авторы делают акцент на исследовании процесса решения проблемных ситуаций в профессионально-ориентированном дискурсе, способов их интеграции в учебный процесс, а также представляют комплекс тренировочных упражнений, которые соответствуют каждому этапу их решения. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2018/3/4.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 3(11) C. 18-22. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

9. Рыжикова Ю. А. Технология организации образовательной экскурсии [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-obrazovatelnoy-ekskursii (дата обращения: 23.08.2018).

10. Строкова Т. А. Мониторинг в школьном образовании: монография. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2017. 196 с.

11. Хатыхьян М. В. Справочные материалы по организации экскурсионной деятельности в образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону: Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), 2015. 20 с.

PEDAGOGICAL MONITORING OF SENIOR STUDENTS' SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION BY MEANS OF EXTRACURRICULAR EXCURSION ACTIVITY

Dudarenko Elena Petrovna

Moscow State University of Education Syrovae67@mail. ru

The article presents the results of the pedagogical monitoring of senior students' spiritual and moral education through extracurricular excursion activity. Basing on the theoretical analysis, the author defines the algorithm of the pedagogical monitoring of schoolchildren's spiritual and moral education. Within the framework of pedagogical monitoring the criteria and indicators of senior students' spiritual and moral education in excursion activity have been developed. The paper reveals the spiritual and moral qualities of senior students in excursion activity. It is concluded that the excursion project activity contributes to the development of senior students' spiritual and moral education.

Key words and phrases: pedagogical monitoring; spiritual and moral education; program of the Guides' Studio "To the Holy Places"; senior students; excursion activity.

УДК 372.881.111.1 Дата поступления рукописи: 16.08.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-3.4

Статья раскрывает способы использования проблемных ситуаций в языковом обучении студентов юридического профиля, что способствует не только улучшению их языковой подготовки, но и формированию алгоритма решения подобных ситуаций в будущей профессиональной деятельности. Авторы делают акцент на исследовании процесса решения проблемных ситуаций в профессионально-ориентированном дискурсе, способов их интеграции в учебный процесс, а также представляют комплекс тренировочных упражнений, которые соответствуют каждому этапу их решения.

Ключевые слова и фразы: проблемное обучение; анализ кейса; профессионально-ориентированный дискурс; интеллектуальные способности; познавательный интерес.

Корсакова Галина Григорьевна, к. пед. н., доцент Зиневич Наталья Вячеславовна Попадина Жанна Петровна

Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград [email protected]; [email protected]; [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Иностранный язык в настоящее время является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки студента и средством получения дополнительной научной информации. Его статус в системе специальных дисциплин растет, и возникает необходимость обучать студентов использованию иноязычных средств для решения тех проблемных задач, с которыми они столкнутся в будущей профессиональной деятельности.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения владение иностранным языком является частью общей компетенции выпускников по различным направлениям подготовки. Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) [13], выпускник юридического профиля должен: владеть одним из иностранных языков на уровне профессионального общения, владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, постановке цели и выбору путей ее достижения. Особенностью ФГОС ВО нового поколения можно считать «внимание к разнообразию используемых образовательных, научно-исследовательских и научно-производственных технологий, форм организации самостоятельной работы обучающихся» [11, с. 365]. Кроме того, в примерной программе «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов, разработанной Научно-методическим советом по иностранным языкам при Министерстве образования и науки РФ [10], отмечается необходимость развития когнитивных и исследовательских умений студентов, а также повышение уровня учебной автономии на основе компетентностного подхода в обучении иностранному языку.

Чтобы обеспечить соответствие уровня владения языком выпускника требованиям ФГОС ВО, а также основным целевым установкам программы обучения иностранным языкам, необходим поиск новых концептуальных подходов в обучении студентов, которые смогли бы существенно расширить перечень развивающих

инструментов в преподавании иностранного языка. В настоящее время популярными становятся учебные методики, которые стимулируют интеллектуальное развитие и активизируют познавательные творческие способности студентов. Многие исследователи [2-4; 11] отмечают важность проблемного обучения средствами иностранного языка и считают, что возникла насущная потребность в поисках новых подходов в преподавании с целью подготовки специалиста, профессиональная компетенция которого становится более глубокой благодаря владению иностранным языком [12]. Отмечается также тот факт, что на сегодняшний день владение многими выпускниками иностранным языком не отвечает тому уровню, который определен программными документами [1, с. 11-12, 16, 55, 64-65, 68]. Одной из причин неудовлетворительного состояния изучения иностранного языка в вузе является то, что в обучении все еще доминирует «традиционная образовательная модель, в которой сумма знаний, умений и навыков по английскому языку является основой образовательного результата» [3, с. 47], а инновационные методики обучения не используются достаточно активно. Поэтому представляется важным изучение возможностей применения проблемных методов обучения средствами иностранного языка в вузе. В частности, в статье пойдет речь о внедрении метода решения проблемных ситуаций на практических занятиях по английскому языку в рамках дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» на 2 курсе со студентами юридического института Балтийского федерального университета имени И. Канта. На изучение данной дисциплины предусмотрено 180 часов, из них 52 часа отводится на самостоятельную работу. Студенты юридического института с первого курса изучают дисциплины по своей специальности, и это дает возможность задействовать междисциплинарные связи и профессиональную составляющую в решении кейсов на занятиях по иностранному языку.

Метод анализа проблемных ситуаций в профессионально-ориентированном дискурсе является одной из разновидностей проблемного обучения, главной составляющей которого является обучение студентов самостоятельному выявлению проблемы, сбору данных, их анализу, формулированию выводов и нахождению возможности практического применения полученных результатов. Целью проблемного обучения является усвоение не только результатов научного познания, но и самого процесса получения этих результатов (овладение способами познания), а также формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной сфер студента с акцентом на общем развитии обучаемого, а не трансляции готовых выводов наук [7, с. 37]. В исследовании В. Оконь [9] выделяются следующие характеристики этого вида обучения:

1) в процессе решения теоретических и практических проблем обучаемые приобретают новую информацию;

2) в ходе решения проблемы обучаемые пытаются преодолевать интеллектуальные затруднения, и таким образом их познавательная активность достигает высокого уровня;

3) повышенная мотивация обучаемых способствует развитию позитивных мотивов и эмоциональной составляющей в процессе обучения, что стимулирует их познавательный интерес и уменьшает необходимость проверки результатов со стороны преподавателя;

4) обучаемые быстрее применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои профессиональные компетенции и творческие способности, позволяющие самостоятельно выявить и сформулировать проблему.

Анализ научно-методической литературы показал, что многие исследователи [7-9] отмечают необходимость создания таких условий, при которых проблемное обучение будет успешным и эффективным. Это особенно актуально при использовании развивающих методик средствами иностранного языка в неязыковом вузе, так как эта учебная дисциплина не является профилирующей и преподавателю необходимо постоянно поддерживать познавательный интерес в обучении. Для создания таких условий необходимо:

- поддерживать высокую мотивацию обучаемых с помощью проблемного содержания учебного материала;

- правильно выявлять сложность проблемы для каждого этапа, исходящей из соотношения известного и неизвестного;

- точно определить значимость анализируемой информации для формирования профессиональных компетенций студентов;

- создавать благоприятную атмосферу взаимоотношений между преподавателем и студентами в аудитории;

- правильно стимулировать студентов к самостоятельным познавательным поискам.

Ключевым аспектом проблемного обучения является проблемная ситуация, а ее разрешение способствует активизации познавательной потребности обучения и создает условия для творческого усвоения знаний и способов деятельности. А. М. Матюшкин определяет проблемную ситуацию как «характеризующую определенное психическое состояния субъекта, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания» [8, с. 32].

Для студентов юридического профиля в качестве проблемной ситуации наиболее целесообразным является использование кейсов, которые представляют реальную ситуацию, проблемную по своему характеру и разрешаемую с помощью профессиональных задач. Кроме того, кейс содержит противоречие, которое осознается субъектом как интеллектуальное затруднение и требует от него поиска нового знания для его разрешения [16]. При этом используемая информация обладает узкопрофессиональным контекстом и открывает возможности для междисциплинарных связей, а также позволяет формировать иноязычные компетенции в рамках профессионально-ориентированного дискурса. Обращение к этому методу обусловлено также и тем, что он позволяет сосредоточиться не только на языке, но и на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный, анализировать и размышлять над решением профессиональных задач на иностранном языке.

Согласно классификации проблемных ситуаций, предложенной А. А. Ивиным [5, с. 345], кейс соответствует такой проблемной ситуации, когда известна формулировка проблемы, но неоднозначен метод ее решения и конечный результат может быть многовариантным. Процесс решения проблемной ситуации является многоступенчатым и, согласно А. Ф. Эсаулову [14, с. 67], состоит из следующих этапов: постановка задачи, аналитическая, оперативная и синтетическая стадии.

Первый этап (постановка задачи) решения проблемной ситуации связан с выбором задачи и определением номенклатуры целей ее решения.

Второй этап (аналитический) нацелен на определение конечного результата и осмысления того, что может помешать его получению. На этом этапе предполагается ознакомление с ситуацией и выделение основных фактов и проблем.

Третий этап (оперативный) связан со способами устранения противоречий, предусматривается также предложение концепций, тем для обсуждения и анализ принятых решений.

Четвёртый этап (синтетический) позволяет определить, как должны быть изменены другие объекты или условия для получения нужного результата, и в конечном итоге предлагается один или несколько вариантов решения с указанием определенной проблемы.

В качестве примера можно привести анализ проблемной ситуации на практическом занятии (цикле занятий, в зависимости от уровня сложности кейса) по английскому языку со студентами 2 курса юридического института в рамках дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции». Аудиторной работе предшествует подготовительный этап - сообщение информации и ориентировка обучаемых на предстоящую деятельность, совместная разработка целей деятельности, выбор актуального мотива обучаемых (например, действенным мотивом может стать углубление и расширение знаний по специальности). Далее на занятии предлагается следующая проблемная ситуация:

"New Way Company started its business several years ago. They manufacture and install swimming pools for private houses. They have developed an excellent reputation. Also they have received a great number of lucrative contracts so far. As a result of their successful work they have generated substantial benefit for the company. A year ago, Smith Building Company signed a contract with New Way to install swimming pools for ten luxury private properties which they are building at the moment in western part of America. New Way Company was paid 178,000 dollars for their work in total. Sometime later after their construction works, it became clear that pool was shallower than the depth of 1.8 m specified in the contract by 30 cm. New Way stated that each pool was still safe for diving and owners would enjoy diving there anyway. Smith Building Company is claiming 278,000 dollars to demolish and reconstruct the pools to the depth fixed in the contract. It argues that it is entitled to its exact choice concerning the pools' depth. Smith Building Company also claims that New Way deliberately misled them as far as the size of the pools is concerned in order to reduce costs. New Way Company says that the amount of money claimed is absolutely unreasonable to the advantage suffered by Smith Building Company, and that the houses are valuable and attractive for the clients in any case. New Way also says that any damages awarded would be unfair" [15, р. 118].

Таким образом, представлена первая составляющая проблемной ситуации - сюжетная часть, которая вводит студентов в суть задачи, ее целевой функцией является ознакомление с проблемой узкопрофессионального характера, лексико-грамматическим материалом и определение целей последующего анализа данного кейса. На этом этапе предлагается выполнение тренировочных упражнений, целью которых является снятие лексико-грамматических трудностей, выделение терминологических единиц, поиск лексических эквивалентов. Данные упражнения могут быть использованы в самостоятельной работе студентов с последующей проверкой на занятии. Это могут быть следующие упражнения:

"Task 1. Write down legal terms and try to explain them. Check your answers in a dictionary. Task 2. Find five adjectives in the text and make up as many synonyms as you can. Compare your synonyms with partners.

Task 3. Find words with suffixes and prefixes or both. Explain their meanings.

Task 4. Find synonyms in the text: produce (v), homes (n), profitable (adj), earnings (n), empty (adj), destroy (v), expensive (adj).

Task 5. Explain the meanings of the following expressions in English, practice their pronunciations with the partner and put them down paying attention to the spelling: property, to the advantage, award damages, mislead, become clear, installation.

Task 6. Match the antonyms:

Private dangerous

Safe win

Clear public

Shallow vague

Loss deep

Task 7. Listen to the text and fill in the missing words in the gaps. All the words can be found in the text". Следующим этапом решения проблемной ситуации является аналитическая стадия. Целевая функция этого этапа учебной работы - сформировать умения анализа юридического кейса, восприятия информации на иностранном языке, способствовать развитию таких качеств мышления, как конкретность, гибкость, сообразительность, воображение, логичность. Студентам могут быть предложены следующие упражнения: "Task 1. Identify all the contradictions of this case and present your ideas.

Task 2. Work in pairs. Formulate the problem from two opposite sides. One student presents New Way Company, the other student presents Smith Building Company. Ask and answer questions about possible solutions of the problem. Use indirect questions to be polite.

Task 3. Criticize the position of the opposite party, find out several weak points of their claim. Task 4. Answer the question: In what conditions can building companies break the terms of the contracts with other construction companies?

Task 5. Take turns to present as many ways out of the problem as possible. Make a list of all of them. Brainstorm all the ideas in group and choose three best ones. Explain why the rest of the ideas are not successful.

Task 6. Divide into groups of three and choose roles: a chairman, Smith Building Company lawyer, New Way Company lawyer. The chairman presents the situation, lawyers present their parties. Finally the chairman makes the decision, giving all reasons".

Далее следует оперативная стадия, в процессе которой обсуждаются способы разрешения проблемной ситуации и устранения противоречий. Данная часть развивает творческий потенциал студентов, их способность к критическому мышлению, создает атмосферу дискуссии в группах, выявляет лидеров в речевой деятельности. На данной стадии студенты предлагают свои концепции решения проблемы и представляют собственную аргументацию основных тезисов. Студентам предлагается выполнить следующие упражнения:

"Task 1. Try to remember and describe similar legal problems which you could have discussed at your lectures and practical classes with law teachers or find them in additional sources of information.

Task 2. Make a list of personal qualities necessary for а successful lawyer. Exchange your lists with partners. Explain your choice.

Task 3. Work out legal issues which are going to be solved in the case, give your predictions of all possible solutions. Find out the most appropriate solution for this case.

Task 4. List strengths and weaknesses of both parties of the case. Choose the side you are going to present at negotiations. Work out the best personal behavior as a lawyer for presenting this side as well as the best possible ways of solving the matter for this side.

Task 5. Pair up with a representative of the other party and attempt to negotiate a settlement. Task 6. Report the results of your negotiations to the class".

Завершающий этап анализа проблемной ситуации синтезирует всю разработанную студентами информацию, в процессе этой стадии определяются окончательные варианты решения проблемы. Студенты выполняют следующие упражнения:

"Task 1. Divide into two groups, with one group representing Building Company lawyer, and one group representing New Way Company. Prepare for negotiations with the other party. You should:

- identify the legal issues of the case and determine arguments for your side;

- list the strengths and weaknesses of your side of the case;

- list the strengths and weaknesses of the other side of the case;

- make notes for the negotiation: What are your goals? What are you willing to give? What are you not willing to give?

Task 2. Formulate the final solution of the situation.

Task 3. Pair up with a representative of the other party, try to negotiate. Work out the best settlement for each side. Task 4. Report the results of your negotiations to the class. Listen to the comments of the group". Заключительный этап анализа проблемной ситуации главным образом сводится к рефлексии над языковым опытом обучаемых через содержательную часть обсуждаемого кейса. Эта рефлексия возникает как следствие решения теоретических и практических задач, которые ставятся перед студентами на каждом этапе обучения. Заключительный этап предполагает формирование творческих и продуктивных умений, порождение и ситуативное варьирование речевых высказываний в более сложных условиях и на новом материале.

Таким образом, успешное выполнение программных требований по обучению иностранного языка в неязыковом вузе возможно при условии использования методов проблемного обучения, в частности, метода анализа проблемных ситуаций на практических занятиях по иностранному языку. Педагогические технологии, базирующиеся на их использовании, могут быть интегрированы в курс учебной дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции», предназначенный для студентов юридического института. В процессе выполнения специально разработанных тренировочных упражнений студенты развивают критическое мышление, гибкость мышления, умения действовать в нестандартной ситуации, что является основой для формирования их профессиональных компетенций и в конечном счете ведет к более продуктивному овладению иностранным языком.

Список источников

1. Актуальные вопросы теории и практики обучения иностранному языку в неязыковом вузе: материалы межвузовского круглого стола (г. Оренбург, 2 февраля 2018 г.). Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), 2018. 100 с.

2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингвистика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.

3. Зарицкая Л. А. Иностранный язык и самостоятельная подготовка в профессиональной деятельности будущего дизайнера // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2013. № 24. C. 46-50.

4. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 125 с.

5. Ивин А. А. Теория аргументации: учебное пособие. М.: Гардарики, 2000. 416 с.

6. Корсакова Г. Г., Зиневич Н В. Особенности целеобразования в учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях модернизации системы высшего образования // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2013. № 20. C. 65-68.

7. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. 80 с.

8. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 1972. 208 с.

9. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. 208 с.

10. Примерная программа «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов, разработанная Научно-методическим советом по иностранным языкам при Министерстве образования и науки РФ. М., 2009. 23 с.

11. Соловова Е. Н Интерактивность в языковом образовании // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 364-370.

12. Титова С. В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2016. Т. 21. Вып. 7-8 (159-160). С. 7-14.

13. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71579274/53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 12.10.2018).

14. Эсаулов А. Ф. Психология решения задач: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1972. 216 с.

15. Krois-Linder A., Firth M. Introduction to International Legal English. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 160 р.

16. Scales P. Teaching in the Lifelong Learning Sector. Maidenhead: Open University Press, 2013. 329 p.

PROBLEM-BASED SITUATIONS USE IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT LAW HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS

Korsakova Galina Grigor'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Zinevich Natal'ya Vyacheslavovna Popadina Zhanna Petrovna

Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad [email protected]; [email protected]; [email protected]

The article reveals the ways of using problem-based situations in language training of law students, which contributes not only to the improvement of their language training, but also to the formation of an algorithm for solving such situations in future professional activity. The authors focus on the study of the process of solving problem-based situations in the professionally oriented discourse, as well as the ways of their integration into educational process. The paper provides a set of training exercises that correspond to each stage of solving a problem-based situation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words and phrases: problem-based training; case analysis; professionally oriented discourse; intellectual abilities; cognitive interest.

УДК 37; 786.24 Дата поступления рукописи: 15.09.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-3.5

Статья посвящена рассмотрению особенностей современного фортепианного ансамблевого исполнительства в педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Акцентируется вопрос влияния ансамблевого музицирования на развитие профессиональных навыков и личностных качеств студентов разных музыкальных специальностей. С учетом модернизации современного российского образования, а также на основе многолетнего педагогического опыта и обширной концертной деятельности даны рекомендации по работе в курсе общего фортепиано со студентами, направленные на развитие взаимодействия, повышения качества звучания, общемузыкальной эрудиции.

Ключевые слова и фразы: ансамбль; фортепианное исполнительство; фортепианный ансамбль; общее фортепиано; музыкальная педагогика; методика ансамблевого исполнительства.

Мищенко Михаил Юрьевич, доцент

Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки 2mikep@mail. ги

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

В КУРСЕ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО

Значительный объем современной методической литературы, посвященной ансамблево-исполнительскому искусству, включающей подробно разработанные методические рекомендации, позволяет составить стройное представление о сущности ансамблевого взаимодействия. В числе таких работ - труды Д. Благого [1], В. Бобровского [2], А. Готлиба [3; 4], Ю. Крейна [6], Л. Раабена [7; 8], С. Чайкина [9] и другие. Личный опыт работы автора настоящей статьи в Новосибирской государственной консерватории на кафедре общего фортепиано, а также многолетнее творческое сотрудничество с ведущими вокалистами российских и зарубежных оперных театров позволили выявить ряд аспектов и особенностей ансамблевого исполнения, которым в современных исследованиях уделено недостаточное внимание. Их рассмотрению посвящена данная статья.

Во все времена понятие «музыкант» предполагало наличие универсальных профессиональных навыков, наряду с широтой общего и специального кругозора. Важнейшей целью музыкальной педагогики было и остается формирование художественного сознания, музыкального мышления учащегося, глубокое всестороннее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.