МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
СОБИРОВА Зилола Махмудовна,
кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой Русской филологии Ферганский государственный университет МИРАХМЕДОВА Хилола Магистрант 2 курса направления Лингвистика Ферганский государственный университет
d https://doi.org/10.24412/2181-2993-2022-2-281-289
Методика обучения русскому языку начинается с обучения языку учащихся начальных классов. Первый метод обучения русскому языку - это отработка техники. Психолого-педагогические закономерности процесса обучения подобны потребностям общества. В начале этих потребностей находятся средства коммуникации. Средства коммуникации определяют способы АННОТАЦИЯ обучения студентов русскому языку в соответствии с их языковыми особенностями. Методика обучения русскому языку состоит из литературных частей языковых навыков учащихся, понятий грамматики, изменения языковой системы во времени (ассимиляции) и других частей науки о языке. Методология; педагогика, психология и философия на стыке дисциплин. Эти дисциплины имеют общий интерес. Ключевые слова: литература, чтение, текст, преподавание литературы, художественное произведение, методы и подходы, информационное пространство.
The method of teaching the Russian language begins with teaching the language to primary school students. The first method of teaching the Russian language is the development of technique. The psychological and pedagogical patterns of the learning process are similar to the needs of society. At the beginning of these needs are the means of communication.
ABSTRACT The means of communication determine the ways of teaching students the
Russian language in accordance with their linguistic characteristics. The method of teaching the Russian language consists of the literary parts of the language skills of students, the concepts of grammar, changes in the language system over time (assimilation) and other parts of the science of language. Methodology; Pedagogy, psychology and philosophy at the intersection of disciplines. These disciplines have a common interest. Key words: literature, reading, text, teaching literature, fiction, methods and approaches, information space.
281
www.birunijournal.uz
f
14ж|
\ 1,111 /
ВВЕДЕНИЕ (Introduction)
Язык является одним из самых интересных инструментов общения в руках людей. Чтобы хорошо использовать язык, необходимо изучить языковые особенности и детали. Методика разработана для изучения языковой концепции и аналитических способностей учащихся. Методология предназначена для проверки языковых и аналитических навыков учащихся [2]. Лингвистический анализ гарантирует соблюдение различий между уровнями языков. Методология также воздействует на уровень знаний и навыков учащихся. Метод находит причины успехов и ошибок ученика. В методике преподавания есть 4 основных правила. Первое — «почему», второе — «чему я должен учить», третье — «как учить», четвертое — «почему бы не использовать другой способ».
Методология, педагогика и философия относятся к общественным наукам. Эти науки исследуют направление человека. Методология и эти две науки исследуют языковые основы, цели и задачи обучения языку. Методология русского языка работает с методологией философии, психологии, педагогики и лингвистики. Это очень хорошо определено в книге Бабайцевана «Русская жалость». Наука о языке работает непосредственно с другими отраслями науки.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ (Discussion and results)
Методология и философия напрямую связаны. Язык и наука о мышлении напрямую связаны. Общество и отдельные науки непосредственно связаны между собой. Эти результаты помогают улучшить методологию[1]. Согласно другому представлению, методика обучения русскому языку включает в себя языковые навыки учащихся, грамматику, усвоение и русскую литературу. Языковая методология; дисциплина на стыке других дисциплин, а именно педагогики, психологии и философии. Эти дисциплины представляют общий интерес.
В 1844 году Буслаев написал свой знаменитый труд «Об обучении русскому языку». В данной работе впервые в истории отечественной педагогики используется система методологии [1]. Буслаев говорит, что «необходимо различать метод обучения и метод обучения». Буслаева изучают, прежде всего, умение учащихся правильно использовать информацию в собственной речи. Буслаев составил группы как «знания и умения, поучения и упражнения». Во-вторых, Буслаев говорит, что обучаемость обучающихся - это роль изучения языка.
Он делит его на две формы обучения: ученик находит истину с помощью учителя (эвристический метод) или усваиваются текущие знания о языке
282
www.birunijournal.uz
(догматический метод). Обычно из этих стилей обучения предпочтение отдается первому методу. Развитию методики преподавания способствовали книга Алферована «Родная жалость в средней школе, метод работы», изданная в 1911 г., и учебники «Русского языка», написанные Щербой в 1952 г. В этих книгах описываются языковые системы, которые необходимо развивать посредством говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, он основывает свою методологическую систему. Щерба считает, что лучшим методом обучения русскому языку является чтение грамматики, чтение литературных примеров и выполнение систематических упражнений. Всю свою жизнь Щерба работал над повышением качества советских вузов, подготовкой учебников русского и иностранных языков, составлением школьных программ. Работа Щербы и его учеников явилась крупной работой в подготовке словарных книг русского языка.
Поиск литературы проводился на основе печатных академических исследований о методике преподавания русского языка и литературы в исследовании. Рассматриваются научные исследования по методике изучения языка, статьи, магистерские диссертации и печатные научные книги.
Русский язык как национальный язык русского народа является основой формирования и совершенствования речи. Язык является не только средством точной речи, но и инструментом мышления. Развитие языка ведет к развитию мышления, и наоборот. При анализе возникает декомпозиция объектов по элементам, а синтез изучает объекты комплексно и интерактивно. На изучение феномена языка и речи влияют универсальные методы анализа и синтеза. Анализ фонетического состава слова, частей речи, разбор предложенного путем разложения объектов на элементы. Русский язык является одним из самых богатых языков в мире, это общепризнанный факт.
КГ. Паустовский писал: «Настоящая любовь к родине невозможна без любви к своему языку». В «Предварительной программе...» одной из целей изучения русского языка является воспитание гражданина и патриота, формирование представлений о русском языке как о духовно-нравственной и культурной ценности. Подбор материалов к урокам, аудиовизуальных материалов, виды заданий мотивированы стремлением учащихся раскрыть сокровищницу русской лексики и фразеологии, совершенствовать умение выражать все особенности русского языка его языковыми средствами «все тона и оттенки», вызвать восхищение русским языком у студентов, слишком гордящихся своим разнообразием, чтобы хорошо выражать мысли и чувства по-русски.
283
www.birunijournal.uz
В практике преподавания русского языка используются произведения художественной литературы. Учащиеся учатся создавать разнообразные речевые типы языковых моделей: описание, рассуждение, повествование. Этот принцип достигается индивидуальным подходом к учащимся, исходя из их компетентности и умений.
Примером такого дифференцированного подхода к учащимся в зависимости от их компетенции является достаточно традиционное задание по написанию списков «легко ошибающихся» слов под диктовку. Затем учащимся предлагается изучить:
1) Определить, из каких частей речи эти слова,
2) Составьте предложение, включив в него это слово,
3) Составьте из этого слова другие слова, причем чем больше, тем лучше.
Эти задания очень полезны для совершенствования на внимательность,
когда учащиеся всматриваются в алфавитный строй слов, запоминают их. В этих заданиях соблюдаются три уровня сложности; сначала механическое копирование, затем анализ — для определения, из какой части речи оно произошло, и самый творческий уровень — синтез — создание новых слов в предложении.
В школе у учащихся формируются базовые навыки. Никто не может запомнить все возможные случаи употребления слов, правила сочетаемости, стилистические особенности лексики и идиоматического состава и т. д. Вот почему больше времени нужно тратить на формирование и совершенствование языковой интуиции, которой отводится при рождении, но у разных людей она проявляется на разном уровне.
Гоголь писал: «Перед вами неразбериха — русский язык! Вас зовет наслаждение, наслаждение нырнуть во всю его необъятность и уловить чудесные законы ее...»
Чтобы сохранить интерес учащихся к урокам русского языка, а не скучать во время них, ответ очевиден.
• Развивайте естественную склонность детей к играм.
• Дифференцировать задачи по их трудности.
• Создавайте уроки с высокой / положительной средой достижений, о которых мы сейчас так много говорим. Одним из основных предметов, подготавливающих учащихся к профессиональной карьере учителя начальных классов, является русский язык. Методы обучения русскому языку - это процесс изучения языка и его практическое использование. Эта наука помогает преподавать русский язык как средство общения, а также учитывать различные
284
www.birunijournal.uz
социальные потребности общества. Методика русского языка поможет учащимся понять закономерности формирования умений учащихся в области языка, системы изучения научных понятий грамматики и других разделов науки о языке. Ряд лингвистических наук, таких как фонетика и фонология, лексикология и фразеология, словообразование, грамматика, стилевая основа и орфография, являются важнейшими основами методики обучения русскому языку. Литературный метод чтения основан на теории литературы. Этот метод позволяет студентам развивать теоретические и практические знания в процессе обучения русскому языку, помогает понять основные понятия, совершенствовать профессиональные навыки, а также позволяет студентам самостоятельно исследовать и оперировать учебной литературой. Метод обучения чтению и письму, то есть элементарные навыки чтения и письма. Задача предмета «литературное чтение» в начальной школе направлена на развитие навыков быстрого, точного и выразительного чтения, формирование у них особого отношения к литературе как к искусству слова.
Он включает в себя обучение письму и каллиграфии, формирование элементарных грамматических понятий и навыков правописания. Студенты впервые осознают язык, как предмет изучения, анализа и синтеза. Они учатся правильно строить предложения, а также улучшают навыки письма, которые отличаются от устной речи своей графической формой, словарным запасом и синтаксисом. Методика развития речи должна еще больше обогащать словарный запас детей; развивать свои устные и письменные способности. Методика обучения русскому языку исходит из опыта зарубежных стран. Эти методы заметил и развил известный лингвист, профессор академик Лев Владимирович Щербо. Обучение чтению, письму и разговорной речи являются важными аспектами для формирования конкретных языковых навыков и способностей.
Методика обучения русскому языку не может быть отделена от возрастной психологии и педагогической психологии. Техника чтения также основана на теории литературы. Следующей частью основных методов обучения русскому языку является педагогика.
Современные методы обучения литературе основаны на ценном опыте учителей языка и литературы прошлого. История методического мышления неразрывно связана с развитием русского общества и русской литературы, с именами известных ученых и художников, писателей и педагогов, которые были первыми авторами учебников, учебных пособий, статей по теории и истории литературы. «Не существует единого универсального метода обучения
285
www.birunijournal.uz
языку. Опыт показал необходимость сочетания различных методик в зависимости от цели и условий обучения» [4, с. 3164]. Предпочтение отдается студенческо-ориентированным технологиям, которые стимулируют творчество и повышают мотивацию к изучению языка. Сфера применения языка и литературы заключается в том, чтобы помочь учащимся, заинтересованным в получении максимальной беглости в общении. Содержание обучения языку направлено на формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции: языковые навыки базируются на лингвистических знаниях. Важнейшим компонентом коммуникативной деятельности является языковая компетенция, основанная на определенном объеме знаний, построении грамматически правильных предложений и понимании нюансов речи. Наиболее удобной и адекватной формой обучения является урок. Это - практическое обучение. Важным условием хорошего урока является реализация какой-то специальной цели, которая была поставлена перед ним. Преподавание русского языка преследует реализацию образовательных, обучающих и развивающих целей.
Решение воспитательных задач способствует литературному воспитанию и повышению культуры общения. Воспитательная цель состоит в том, чтобы сформировать положительное отношение учащихся к культуре русского народа и народам, говорящим на этом языке.
Функции уроков русского языка заключаются в формировании и развитии мотивационно-эмоциональной сферы личности, ценностных, познавательных процессов, наблюдательности, памяти, мышления, речи, воображения и интеллекта. Таким образом, обучение русскому языку опирается не только на учебные интересы учащихся, но и на потребность в общении.
Русский язык - один из самых богатых языков мира, это общепризнанный факт. К.Г.Паустовский писал: «Истинная любовь к родине невозможна без любви к ее языку». В «Образцовой программе...» одной из целей русского языка является воспитание гражданина и патриота, формирование представлений о русском языке как о духовно-нравственной и культурной ценности.
Подборка материалов к урокам, иллюстративных речевых материалов, мотивированы стремлением раскрыть сокровищницу русской лексики и фразеологии, совершенствовать умение выражать «все тона и оттенки» средствами русского языка, побуждать учащихся восхищаться русским языком, гордиться своим разнообразием и выражать мысли и чувства хорошей русской речью. Русский язык необычайно богат. Где на свете вы найдете такое
286
www.birunijournal.uz
богатство и разнообразие речевых единиц, например глагол плавать может иметь 12 различных форм и союзов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Conclusion)
Метод исследования, является важным компонентом общей методологической - лучевой системы -«способа взаимодействия учителя и учащихся, это совокупность приемов их совместной деятельности» [3, с. 54]. В теории и практике обучения русскому языку не существует единой классификации по меньшему шансу обучения. Некоторые ученые используют дидактическую классификацию, в основе которой лежат особенности познавательной деятельности учащихся. Лернер выделяет пять методов: объяснительный, содержательно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемной декомпозиции, метод частичного поиска (эвристический) и исследовательский. Лернер выделяет пять методов: объяснительный, содержательно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемной декомпозиции, метод частичного поиска (эвристический) и исследовательский. В классификации методов обучения ставятся, во-первых, источники знаний, во-вторых, способ организации совместной деятельности местных учителей и учащихся. По источникам познания выделяют следующие методы: словесный (источник - живые пласты учителя): лекция, обсуждение, объяснение, анализ и языковой (язык наблюдения) разбор; наглядные: эксперимент, наблюдение, практика: разные виды упражнений, лабораторная работа. По способу организации совместной деятельности учителя и учащихся выделяются методы: обсуждение, объяснение, самостоятельная работа. Профессор М. Ю. Барабанова выделяет следующие методы обучения:
- Практические методы изучения языка - объяснение непосредственно натуры слов, составление устных и письменных сообщений, составление сочинений, составление планов, рефератов, конспектов, исправление грамматических и стилистических ошибок в речи учащихся, подготовка к работе со справочниками.
- Методы теоретического изучения языка - сообщение, беседа, чтение в своде правил [1].
Приемы теоретического и практического изучения языка-упражнения: анализ языкового материала, изучение грамматического разбора, его видоизменение, изложение, грамматическое оформление, сочинение, орфографическая и пунктуационная критика, списывание, диктант, изучение стиля - стилистический разбор, «редактирование».
287
www.birunijournal.uz
REFERENCES
1. Барабанова, М. Ю. Методика преподавания русского языка: таблицы, схемы, комментарии: Учеб.-метод. пособие / М. Ю. Барабанова.- Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014.- 62 с.
2. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
3. Mahmudovna, S. Z. (2020). The Role Of Sufism Teaching In Spiritual Education Of Youth. The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2(08), 553-556.
4. Madumarovna, A., Esonalievna, N. D., Makhmudovna, S. Z., & Mukhutdinovich, A. N. (2020). The role of religious and secular views in the spiritual and moral education of the young generation. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 24(4), 3162-3168.
5. Собирова З.М.К вопросу о коммуникативной компетенции молодёжи//. Русский язык и литература в поликультурном мире, 20 май.2022г.: материалы международная научно-практическая конференции. - Фергана: 2022. - С.31-34.
6. Ганиева Г.О, Собирова З.М. Бленды как своеобразная лексическая единица.Русский язык и литература в поликультурном мире, 20 май.2022г.:материалы международная научно-практическая конференции. -Фергана: 2022. - С.335-337.
7. Davlyatova, G. N., &Otakhonova, S. A. (2022). On the stylistic means of language in fiction. ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (105), 387-389.
8. Арипова Ф., Давлятова Г. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов аудиовизуальными средствами. Научно-педагогический журнал. Преподавание языка и литературы.2022. -
9. Ibragimova, E. I., & Sharafutdinova, N. K. (2020). ТИПОЛОГИЯ РЕЧИ ДВУХ ГЕРОЕВ. Theoretical & Applied Science, (4), 682-686.
10. Porubay, I. F., & Ibragimova, E. I. (2021). ABOUT THE FEATURES OF SOCIAL MEDIA DISCOURSE (BASED ON THE EXAMPLES OF RUSSIAN AND ENGLISH LANGUAGES). Theoretical & Applied Science, (12), 482-486.
11. Ibragimova, E. I., & Sharafutdinova, N. K. (2020). Typology of speech two heroes'. ISJ Theoretical & Applied Science, 04 (84), 682-686.
С.70-71.
288
www.birunijournal.uz
12. Oripova, G. (2019). UZBEK POETRY AND THE WORLD LITERATURE IN THE YEARS OF INDEPENDENCE. Scientific Journal of Polonia University, 32(1), 116-120.
13. Murodilovna, O. G. (2019). The peculiarities of vazn meter in uzbek poetry of the independence period. ANGLISTICUM. Journal of the Association-Institute for English Language and American Studies, 5(2), 33-39.
14. Murodilovna, O. G. (2020). Melody and musicality in Lirycs. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(11), 656-664.
15. Oripova, G. M., & Tolibova, M. T. Q. (2021). Composition Of Modern Uzbek Stories. The American Journal of Social Science and Education Innovations, 3(03),
16. Oripova, G. (2020, December). RHYTHM AND MYTHING IN LYRICAL GENRE. In Конференции.
17. Oripova, G. (2019). Traditions of folk ballads and distinctiveness of uzbek poetry of independence period. Scientific journal of the Fergana State University, 2(2), 82-86.
18. Oripova, G. M. (2021). Genesis And Essence Of Genre Concept. The American Journal of Social Science and Education Innovations, 3(12), 90-94.
245-249.
289
www.birunijournal.uz