ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ КОГНИТИВНОИ ЛИНГВИСТИКИ: ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
САМИНЖОНОВА Шахноза Нумановна
Ферганский государственный университет Преподаватель кафедры русской филологии
d https://doi.org/10.24412/2181-2993-2022-2-269-273
Данная статья посвящена изучению природы когнитивной лингвистики на современном этапе развития языкознания. Одно из предположений, которые делают когнитивные лингвисты, состоит в том, что существуют общие принципы структурирования, которые применимы к различным аспектам языка, и что важной функцией лингвистики является выявление этих общих принципов. В современной лингвистике изучение языка АННОТАЦИЯ часто разделяется на отдельные области, такие как фонология
(звук), семантика (значение слова и предложения), прагматика (значение в контексте дискурса), морфология (структура слова), синтаксис (структура предложения) и так далее. Это особенно верно в отношении формальных подходов: подходы к моделированию языка, которые предполагают явные механические устройства или процедуры, работающие на теоретических примитивах, чтобы создать полный набор лингвистических возможностей в данном языке.
Ключевые слова: лингвистика, языкознание, когнитивная лингвистика, семантика, язык, концепт, основа, категория, метод, когнитивные единицы языка.
This article is devoted to the study of the nature of cognitive linguistics at the present stage of development of linguistics. One of the assumptions that cognitive linguists make is that there are general principles of structuring that apply to various aspects of language, and that it is an important function of linguistics to identify these general principles. In modern linguistics, the study of language is often divided into separate areas such as phonology (sound), semantics (word and sentence meaning), pragmatics (meaning in the context of discourse), morphology (word structure), syntax (sentence structure), and so on. This is especially true of formal approaches: language modeling approaches that involve explicit mechanical devices or procedures that operate on theoretical primitives to create the full set of linguistic possibilities in a given language.
Key words: linguistics, linguistics, cognitive linguistics, semantics, language, concept, basis, category, method, cognitive units of language.
ABSTRACT
269
14 www.birunijournal.uz
ВВЕДЕНИЕ (Introduction)
В рамках формальных подходов (таких как подход к генеративной грамматике, разработанный Ноамом Хомским) обычно утверждается, что такие области, как фонология, семантика и синтаксис, касаются существенно различных типов принципов структурирования, действующих над различными видами примитивов. Например, синтаксический "модуль" - это область в сознании, связанная со структурированием слов в предложения, тогда как фонологический "модуль" связан со структурированием звуков в шаблоны, разрешенные правилами любого данного языка и человеческого языка в целом. Этот модульный взгляд на мышление подкрепляет идею о том, что современная лингвистика оправдана разделением изучения языка на отдельные субдисциплины не только по соображениям практичности, но и потому, что компоненты языка совершенно различны и, с точки зрения организации, несоизмеримы.
Когнитивная лингвистика признает, что для практических целей часто бывает полезно рассматривать такие области, как синтаксис, семантика и фонология, как условно отличные друг от друга. Изучение синтаксической организации включает в себя, по крайней мере частично, изучение несколько иных видов когнитивных и лингвистических явлений, чем изучение фонологической организации. Однако, учитывая 'Обобщение Приверженность", когнитивные лингвисты не согласны с тем, что "модули" или "подсистемы" языка организованы существенно различными способами, или действительно, что отдельные модули или подсистемы даже существуют. Ниже мы кратко рассмотрим свойства трех областей языка, чтобы дать представление о том, как, по-видимому, различные языковые компоненты могут иметь общие фундаментальные организационные особенности. Три области, которые мы рассмотрим, - это (1) категоризация, (2) многозначность и (3) метафора.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ (Discussion and results)
Когнитивные лингвисты также утверждают, что метафора является центральной чертой человеческого языка. Как мы видели в предыдущей главе, метафора - это явление, при котором одна концептуальная область систематически структурируется в терминах другой. Одной из важных особенностей метафоры является расширение значения. То есть метафора может породить новый смысл. Когнитивные лингвисты утверждают, что расширение значения на основе метафоры также может быть идентифицировано в целом ряде "различных" лингвистических явлений, и что
270
www.birunijournal.uz
метафора, следовательно, предоставляет дополнительные доказательства в пользу обобщения в "различных' областях языка. В этом разделе мы рассмотрим лексику и синтаксис.
Когнитивную лингвистику можно в целом разделить на две основные области: когнитивная семантика и когнитивные (подходы к) грамматике. Однако, в отличие от формальных подходов к лингвистике, которые часто подчеркивают роль грамматики, когнитивная лингвистика подчеркивает роль значения.
Согласно когнитивной точке зрения, модель значения (когнитивная семантика) должна быть очерчена, прежде чем можно будет разработать адекватную когнитивную модель грамматики. Следовательно, когнитивная грамматика предполагает когнитивную семантику и зависит от нее. Это связано с тем, что грамматика рассматривается в когнитивных рамках как значимая система сама по себе, которая, следовательно, разделяет важные свойства с системой лингвистического значения и не может быть содержательно отделена от нее. Область исследований, известная как когнитивная семантика, которая подробно рассматривается во Второй части книги, связана с исследованием взаимосвязи между опытом, концептуальной системой и семантической структурой, закодированной языком. В конкретных терминах ученые, работающие в области когнитивной семантики, исследуют представление знаний (концептуальную структуру) и конструирование значения (концептуализацию). Когнитивные семантики использовали язык как линза, через которую можно исследовать эти когнитивные феномены. Отсюда следует, что когнитивная семантика - это такая же модель сознания, как и модель лингвистического значения.
Специалисты по когнитивной грамматике также обычно придерживаются одного из двух направлений. Такие ученые, как Рональд Лангакер, уделяли особое внимание изучению когнитивных принципов , которые приводят к языковой организации. В его теоретических рамках Когнитивный Грамматика, Лангакер попытался очертить принципы, которые служат для структурирования грамматики, и связать их с аспектами общего познания. Поскольку термин "Когнитивная грамматика" является названием конкретной теории, мы используем (довольно громоздкое) выражение "когнитивная (подходы к) грамматике" в качестве общего термина для когнитивно-ориентированных моделей языковой системы.
'Приверженность обобщению' и 'Когнитивная приверженность' - эти два обязательства лежат в основе ориентации и подхода, принятых когнитивными
271
www.birunijournal.uz
лингвистами, а также допущений и методологий, используемых в двух основных отраслях когнитивной лингвистики: когнитивной семантике и когнитивных (подходах к) грамматике. Точка зрения, принятая в когнитивной лингвистике, заключается в том, что концептуальная организация в человеческом сознании является функцией того, как наши видоспецифичные тела взаимодействуют с окружающей средой, в которой мы обитаем.
REFERENCES
1. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретационного подхода // Вопросы лингвистики, 1994. № 4. С.17-33.
2. З.Д. Попова, И. А. Стернин "Когнитивная лингвистика" // М.: 1999. С. 137-
3. Кубрякова // Текст. Структура и семантика. - М.: 2001. - с. 72 - 81.
4. Numanovna, S. S. (2022). Modern Approaches to the Study of Cognitive Units of Language. TA'LIM VA RIVOJLANISH TAHLILI ONLAYNILMIY JURNALI, 2(1), 37-39.
5. Numanovna, S. S. (2021). Research of Cognitive Units of Language on an Interdisciplinary Basis. International Journal of Development and Public Policy, 7(4), 24-26.
6. Mahmudovna, S. Z. (2020). The Role Of Sufism Teaching In Spiritual Education Of Youth. The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2(08), 553-556.
7. Madumarovna, A., Esonalievna, N. D., Makhmudovna, S. Z., & Mukhutdinovich, A. N. (2020). The role of religious and secular views in the spiritual and moral education of the young generation. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 24(4), 3162-3168.
8. Собирова З.М.К вопросу о коммуникативной компетенции молодёжи//. Русский язык и литература в поликультурном мире, 20 май.2022г.: материалы международная научно-практическая конференции. - Фергана: 2022. - С.31-34.
9. Ганиева Г.О, Собирова З.М. Бленды как своеобразная лексическая единица.Русский язык и литература в поликультурном мире, 20 май.2022г.:материалы международная научно-практическая конференции. -Фергана: 2022. - С.335-337.
10. Davlyatova, G. N., &Otakhonova, S. A. (2022). On the stylistic means of language in fiction. ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (105), 387-389.
11. Арипова Ф., Давлятова Г. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов аудиовизуальными средствами.
139.
272
www.birunijournal.uz
Научно-педагогический журнал. Преподавание языка и литературы.2022. -С.70-71.
12. Ibragimova, E. I., & Sharafutdinova, N. K. (2020). ТИПОЛОГИЯ РЕЧИ ДВУХ ГЕРОЕВ. Theoretical & Applied Science, (4), 682-686.
13. Porubay, I. F., & Ibragimova, E. I. (2021). ABOUT THE FEATURES OF SOCIAL MEDIA DISCOURSE (BASED ON THE EXAMPLES OF RUSSIAN AND ENGLISH LANGUAGES). Theoretical & Applied Science, (12), 482-486.
14. Ibragimova, E. I., & Sharafutdinova, N. K. (2020). Typology of speech two heroes'. ISJ Theoretical & Applied Science, 04 (84), 682-686.
15. Oripova, G. (2019). UZBEK POETRY AND THE WORLD LITERATURE IN THE YEARS OF INDEPENDENCE. Scientific Journal of Polonia University, 32(1), 116-120.
16. Murodilovna, O. G. (2019). The peculiarities of vazn meter in uzbek poetry of the independence period. ANGLISTICUM. Journal of the Association-Institute for English Language and American Studies, 5(2), 33-39.
17. Murodilovna, O. G. (2020). Melody and musicality in Lirycs. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(11), 656-664.
18. Oripova, G. M., & Tolibova, M. T. Q. (2021). Composition Of Modern Uzbek Stories. The American Journal of Social Science and Education Innovations, 3(03), 245-249.
19. Oripova, G. (2020, December). RHYTHM AND MYTHING IN LYRICAL GENRE. In Конференции.
20. Oripova, G. (2019). Traditions of folk ballads and distinctiveness of uzbek poetry of independence period. Scientific journal of the Fergana State University, 2(2), 82-86.
21. Oripova, G. M. (2021). Genesis And Essence Of Genre Concept. The American Journal of Social Science and Education Innovations, 3(12), 90-94.
273
www.birunijournal.uz