Научная статья на тему 'Методика повышения исполнительского мастерства гимнастов высокой квалификации'

Методика повышения исполнительского мастерства гимнастов высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
259
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЭЛЕГАНТНОСТЬ / СВОЕОБРАЗИЕ / ВИРТУОЗНОСТЬ / ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / COMPLEX EXERCISES / ELEGANCE / ORIGINALITY / VIRTUOSITY / SPECIAL MOTOR PREPARATION PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лалаева Елена Юрьевна

В статье представлены результаты исследования по использованию методики повышения исполнительского мастерства гимнастов высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лалаева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of the technical skill increase among the high qualification gymnasts

The article presents the results of research on usage the methodology for increasing the performance of the highly qualified gymnasts.

Текст научной работы на тему «Методика повышения исполнительского мастерства гимнастов высокой квалификации»

дис. ... д-ра психол. наук / Яковлев Б.П. - М., 1999. - 47 с.

5. Morgan, W.P. The trait psychology controversy. Research Quarterly for Exercise and Sport. - 1980. - V. 51. - P. 50-76.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.413/.418

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ГИМНАСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Елена Юрьевна Лалаева, кандидат педагогических наук, доцент,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по использованию методики повышения исполнительского мастерства гимнастов высокой квалификации.

Ключевые слова: сложные упражнения, элегантность, своеобразие, виртуозность, программа специальной двигательной подготовки.

METHODS OF THE TECHNICAL SKILL INCREASE AMONG THE HIGH

QUALIFICATION GYMNASTS

Elena Ur'evna Lalayeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Education

Annotation

The article presents the results of research on usage the methodology for increasing the performance of the highly qualified gymnasts.

Keywords: complex exercises, elegance, originality, virtuosity, special motor preparation program.

ВВЕДЕНИЕ

Современная спортивная гимнастика характеризуется высоким уровнем сложности, оригинальности и динамичности движений. Однако сегодня можно утверждать, что больших успехов добивается тот гимнаст, у которого доминирует «эстетический» компонент исполнительского мастерства. [3]. Совершенно очевидно, что его необходимо формировать так же как и другие значимые навыки в гимнастике.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В исследовании приняло участие 20 гимнастов высокой квалификации (Мастера спорта, Мастера спорта Международного класса). Были сформированы экспериментальная и контрольная группы, по 10 человек в каждой.

Для оценки исполнительского мастерства был использован комплекс двух аспектов, разработанный в [1,2]. Первая группа аспектов, «техническое исполнение», характеризуется уровнем сформированности осанки, натянутостью ног и рук, устойчивостью, точностью движений рук и ног, законченностью движений, легкостью, слитностью движений. Вторая группа - «художественная» направленность определяет способность к выразительности, танцевальности, музыкальности. Поскольку критерии разрабатывались для девушек - гимнасток, а в наших исследованиях принимали участие юноши высокой квалификации, то вместо двух последних компонентов были использованы актуальные на сегодняшний день критерии элегантности, своеобразия и виртуозности.

В связи с этим, предполагается знание экспертами всех тонкостей не только техники упражнения, но и ощущений эстетического порядка.

Экспертная интегральная оценка предполагала оценивание комплексного применения признаков двигательной подготовки при выполнении упражнений и позволя-

ла получить оперативную обратную связь обеих групп. Для обработки результатов использовался критерий знаков (2).

Анализ полученной информации в ходе предварительного контроля позволил заключить, что статистически достоверных различий по показателям «художественной» направленности - элегантности, выразительности, своеобразия, виртуозности между группами не обнаружено. В частности, элегантность эксперты оценили в экспериментальной группе в пяти случаях, а в контрольной в трех случаях. Гимнасты, по мнению экспертов, выполняя упражнения, старались подражать тем, кто, по общему мнению, достиг этого, стремились усвоить их манеру исполнения. Однако выглядит это часто безвкусно и манерно. По мнению судей «элегантность» часто связана с темпераментом человека, определенными свойствами личности, характера, а также чертами внешнего облика, который иногда невозможно подражать.

Стало общепринятым, отмечая достоинство гимнастов, говорить о своеобразии, т.е. то чем запоминается один гимнаст от другого. По некоторым жестам или манерам можно узнать технику исполнения того или иного гимнаста

В общем, и в экспериментальной и в контрольной группах по сумме всех оцениваемых показателях статистические различия в исследуемых данных не существенны и не достоверны (2ф < 28(, Р > 0.05).

МЕТОДИКА

Нами была разработана методика повышения исполнительского мастерства для высококвалифицированных гимнастов. Подбор упражнений был обусловлен формой и характером движений, выполнение которых связано со сложившимися традициями в гимнастике, требованиями стиля. При разработке методики были учтены тенденции и технические требования современной стилистики выполнения сложных упражнений.

В соответствии с этим в методику включены две группы программ: первая группа - базовые упражнения: элементы классической хореографии, упражнения на середине, упражнения в партере; вторая группа - специализированные упражнения: средства на видах гимнастического многоборья.

Испытуемые экспериментальной группы использовали элементы методики ежедневно: в качестве разминки - упражнения в партере, элементы у опоры и на середине; в первом тренировочном занятии (тренировочного дня) - упражнения на видах гимнастического многоборья. Средства чередовались в соответствии с задачами тренировочного занятия.

Испытуемые контрольной группы занимались по стандартным программам совершенствования физического и технического мастерства. Педагогический эксперимент проходил в течение одного учебно-тренировочного года. Перерывы в занятиях по разработанной методике были в период соревновательных дней.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнительный анализ результатов после эксперимента в экспериментальной и контрольной группах показал статистические различия по большинству регистрируемых показателей.

Подготовленность, определяемая по значениям критериев «технической» направленности характеризуется улучшением показателей устойчивости, законченности, легкости в экспериментальной группе (положительно изменились значения у трех гимнастов). В контрольной группе значения остались на прежнем уровне.

Что касается компонентов «точность движения ног и рук», «слитность», то результаты оценивания в обеих группах не изменились. По нашему мнению, это связано с техникой исполнением элементов вообще, так как эти признаки указывают в большей степени на биомеханическую правильность выполнения упражнения.

Показатели «художественной» направленности изменились следующим образом. Оценка «выразительности» повысилась у пяти гимнастов экспериментальной

группы против одного в контрольной. У шести гимнастов экспериментальной группы положительно оценили «виртуозность», в контрольной группе показатели остались без изменения. «Элегантными» посчитали в экспериментальной и контрольной группах трех и одного гимнаста, соответственно. Гимнасты продемонстрировали высокий уровень зрелищного восприятия комбинации, что повлияло на экспертную оценку (2ф > 11>10).

В общем, в экспериментальной группе обнаружены статистически достоверные различия по показателям всех признаков исполнительского мастерства (Р<0,05).

В контрольной группе при обработке результатов фактически полученные значения (2ф) меньше расчетного (2^=10). Различия между исследуемыми показателями статистически недостоверны (Р>0.05).

ВЫВОДЫ

Формирование навыков исполнительского мастерства является частью системы в подготовке высококвалифицированных гимнастов. Считается, что хореографическими упражнениями необходимо заниматься девушкам, только потому, что у них есть такие виды многоборья как вольные упражнения и бревно, а для юношей понимание хореографии сводится лишь к «натянутым коленям и носкам». Результаты проведенных исследований убедительно показывают, что каждый гимнаст, который достиг этапа высшего спортивного мастерства и желает конкурировать на мировой арене должен использовать в учебно-тренировочном процессе разработанную методику, которая является эффективным средством повышения исполнительского мастерства при выполнении соревновательных упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисенко, С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Борисенко С.И. - СПб., 2000. - 23 с.

2. Терехина, Р.Н. Совершенствование исполнительского мастерства гимнасток в спортивной гимнастике / Р.Н. Терехина, С.И. Борисенко // Ученые записи университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 80-83.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.323

ТЕНДЕНЦИИ К «РОЛЕВОЙ» ОРИЕНТАЦИИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Юрий Михайлович Макаров, кандидат педагогических наук, доцент,

Ал Тай Хусейн, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье изучены и представлены тенденции «ролевой» ориентации баскетболистов различной квалификации. Показана устойчивость этих тенденций с ростом спортивного мастерства. Предполагается, что совокупность определенных склонностей баскетболистов к «ролевой» ориентации в игровой деятельности обеспечивается стабильностью комплекса индивидуальнотипологических свойств личности спортсменов.

Ключевые слова: тенденции, «ролевая» ориентация, баскетболисты различной квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.