ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор,
Ирина Александровна Винер, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный
тренер России, Президент федерации художественной гимнастики РФ, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Любовь Ивановна Турищева, кандидат педагогических наук, Заслуженный мастер
спорта, Олимпийская чемпионка,
Украинский Совет «Динамо»,
Г. Киев,
Марина Эдуардовна Плеханова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный торгово-экономический университет
г. Москва
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы эстетических критериев исполнительского мастерства в гимнастике.
Ключевые слова: гимнастика, артистизм, эмоциональность, исполнительское мастерство
ETHETICAL FEATURES OF EXECUTIVE SKILLS IN GYMNASTIKAL SPORTS
Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, the professor,
Irina Aleksandrovna Wiener, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, the Deserved trainer of Russia, the President offederation of art gymnastics of the Russian Federation,
Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg Lubov Ivanovna Tyrischeva, the candidate of the pedagogical sciences, the Deserved master of sports, Olympic the champion, Ukrainian Advice «Dynamo»,
Kiev,
M.E. Plehanova, the candidate of pedagogical sciences,
The Russian state trade and economic university Moscow
Abstract
The article is devoted to of artiscizm criteria development of gymnasts executive skills.
Keywords: gymnastics, artistism, emotionality, executive skills.
Эстетическое начало присуще всем видам спорта как проявление совершенства физической природы человека. Однако, в таких видах спорта, как художественная, спортивная, эстетическая и аэробическая гимнастика, мера эстетичности максимальна уже в силу определенной направленности правил. В этих видах оценка совершенства исполнения упражнения становится в зависимость не от объективно изменяемых физических величин - метров, секунд, килограммов, а производится субъективно - судьями, которые пользуются системой экспертной оценки, т.е. визуально, не опираясь на показания измерительных приборов. Отказаться от данной системы вряд ли реально, поэтому задача науки заключается в разработке более четких критериев для оценки исполнительского мастерства спортсменов.
Высокое исполнительское мастерство гимнастки всегда в выгодном свете отмечает ее от спортсменки, которая владеет всего лишь хорошей технической подготовкой. Гимнаст должен довести всю программу в целом до такого совершенства, чтобы ее эстетическое содержание оказалось доступным для восприятия зрителей. Бывший президент технического комитета ФИЖ Артур Гандер писал, что когда гимнасту уда-
ется соединить элегантность исполнения, разнообразие, свободу движений, амплитуду прыжков с преодолением сложности и раскованности элементов движения, и все это во впечатляющей динамике, он создает композицию, излучающую богатство внутреннего содержания и гармонию, которые и выдают виртуоза (Бенджамин Лоу).
В настоящее время многие гимнасты технически грамотно выполняют сложные комбинации и оценивать их мастерство становится все сложнее. Поэтому большой удельный вес в исполнительском мастерстве приобретает такой фактор, как артистизм. Точного определения этого понятия ни в правилах судейства, ни в специальной литературе обнаружить не удалось. Несмотря на это, он объективно улавливается тренерами, зрителями и судьями.
Мнение специалистов по спортивной гимнастике, выявленное в результате анкетного пороса и интервьюирования, сводится к тому, что в дальнейшем совершенствование мастерства исполнения будет происходить также и за счет артистизма (96% опрошенных). Данный компонент исполнительского мастерства должен найти четкие критерии оценки.
В результате анкетирования тренеров, судей и зрителей (150 человек) определен большой перечень критериев артистизма: выразительность (98,5%); непринужденность (82%); легкость (80%); грациозность (75%); изящество линий (79%); темперамент (53%); музыкальность (58%); передача настроения зрителю (62%); современная техника (43%); школа движений (60%); акцентирование жестов (30%); гимнастическая осанка (78%); индивидуальный почерк исполнения (72%); чистота исполнения (82%); юмор в исполнении (30%); четкость (60%); элегантность (78,8%); задор (64%); оригинальность (68%); культура движений (67%); эмоциональность (82%); гармоничность (89%); сложность (40%); целостность упражнения (61,5%); образность (98%); душа в исполнении (61%); смена ритма движений (28%); законченность движений (64%); слитность (55%); обояние (42%); виртуозность (85,5%).
Как видно, существует более чем 30 различных понятий данного фактора. Артистизм оказался многомерным понятием. Но, учитывая процентное соотношение ответов опрошенных, можно выделить наиболее характерные критерии. К ним относятся: легкость (80%); непринужденность (82%); грациозность (75%); гимнастическая осанка (78%); выразительность (98,5%); элегантность (78,8%); изящество линий (79%); оригинальность (68%); эмоциональность (82%); образность (98%); индивидуальность (72%); виртуозность (85,5%).
Становится очевидным, что при таком количестве критериев данного понятия мера неопределенности остается значительной. Четкого определения артистизма не смогли дать и многочисленные опрошенные.
С целью выяснения истины мы решили обратиться к имеющимся в литературных источниках трактовкам этих критериев. В результате удалось установить, что ряд понятий является синонимами. Так, например, в словаре С.И.Ожегова, понятие «элегантный» трактуется как «изящный», «изысканный», а понятие «грациозный» -«изящный в движениях, стройный». Становится очевидным, что «элегантность» в той или иной мере включает все эти понятия и поэтому может быть выделена в число критериев артистизма.
Подобная связь наблюдается и между такими понятиями как «выразительность» и «эмоциональность». В том же словаре мы находим, что понятие «выразительность» имеет более широкий смысл, чем «эмоциональность», т.к. «эмоциональность» это «выражение эмоций», а «выразительный» это выражающий что-то или что-нибудь (в том числе и эмоции). Таким образом, «выразительность» может также являться критерием артистизма.
Следует выделить и критерий «непринужденность», как составную часть артистизма. В словаре он трактуется как «лишенный всякой натянутости, очень (или чересчур) свободный» (С.И.Ожегов, В.И. Даль), что весьма близко к понятию «легкость».
Что касается понятия «виртуозность», то оно, на наш взгляд, наиболее точно
отвечает требованиям к критерию артистизма. Так в словаре С.И.Ожегова дано следующее определение: «Виртуозный - это технически совершенный, а виртуоз - человек, достигший в работе высшей степени мастерства» (Советский энциклопедический словарь).
И, наконец, «образность». Понятие, которое в анкетах отметили 98% специалистов. И действительно, выступление гимнаста близко по своему воздействию на зрителей и судей к сценическому образу. Упражнение гимнастов «демонстрирует, помимо сложности и технического разнообразия, замечательную художественную цельность исполнения, то, что в искусстве мы называем «образность» (Б.Лоу ).
Таким образом, проведенное нами исследование позволило выделить наиболее
Элегантность
Виртуозность
АРТИСТИЗМ
Образность
Выразительность
Непринужденность
Рис. Наиболее характерные составные критерии артистизма
Наши исследования были продолжены С.И.Борисенко, где автор предлагает эстетический компонент исполнительского мастерства рассматривать в двух аспектах.
«Техническое исполнение» отражает технико-эстетические характеристики гимнастических элементов и комбинаций, и определяется по таким критериям, как «осанка», «выворотность ног», «точность движений», «легкость», «законченность» и «слитность движений».
«Художественное исполнение» определяет способность гимнасток создавать художественный образ, передавать чувства и настроения, посредством выразительности, жестов, мимики движений, музыкальности, танцевальности.
Совершенствование эстетического компонента исполнительского мастерства должно осуществляться за счет целенаправленного воздействия на индивидуальную хореографическую подготовленность гимнасток.
Для оценки «технической» и «художественной» сторон хореографической подготовленности, С.И.Борисенко предлагает использовать систему критериев, включающих признаки с «технической» и «художественной» направленностью.
Критерии и их признаки с «технической направленностью»:
- наличие подтянутого корпуса с прямой спиной, втянутым животом, опущенными плечами, прямым положением чуть приподнятой головы, определяют осанку;
- поворот бедра, колена, стопы наружу от 45 до 90 градусов, характеризует «выворотность ног»;
- наличие «высокого подъема» (оттянутые носки») и «натянутых» коленей, при напряженных мышцах ног, свидетельствует о натянутости ног;
- сохранение равновесия во время исполнения элементов (с колебаниями и без), определяет устойчивость;
- строгое соответствие техники выполненных элементов, заданным параметрам, определяет точность движений рук и ног;
- акцентированная постановка специализированного жеста кистью по окончанию движения - свидетельствует о законченности движений;
- выполнение движений без видимых усилий характеризует легкость исполнения;
- плавность переходов от движений к движениям при отсутствии видимых
остановок, обеспечивает слитность движений.
Критерии и их признаки с «художественной» направленностью:
- наличие согласованности движений с темпом, ритмом, акцентами музыки -определяет музыкальность;
- соответствие танцевальных движений заданному танцевальному жанру и музыкальному сопровождению, характеризует танцевальность;
- согласованность движений рук, головы, туловища, ног, которые подчеркивают направленность и характер позы, жеста, движения определяет иллюстративную выразительность;
- яркое выражение мимикой лица, чувств, настроений, характера образа, музыки, характеризует эмоциональную выразительность.
Найденные критерии артистизма, на наш взгляд, объективно существуют, имеют достаточно четкие определения, могут улавливаться судьями и должны учитываться ими при оценке исполнительского мастерства гимнасток. Прежде всего, это необходимо, когда велика плотность результатов и спортсменов сложно ранжировать по местам. Однако, зрелищный эффект соревновательного упражнения в целом определяется гармоническим соотношением составляющих всех компонентов исполнительского мастерства: трудности, композиционного построения и артистизма исполнения. Нарушение какого-либо из них может привести к разрушению всей системы.
ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ РЕЖИМОВ ДЫХАНИЯ
Александр Александрович Шамардин, кандидат биологических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
Дополнительные средства эргономичного дифференцированного использования в форме регулируемых способов дыхания показывают, что различными влияниями (дыхательные упражнения, дозируемые гиповентиляции и увеличенное сопротивление дыханию) согласно первичным целям обучения молодых футбольных игроков в течение различных периодов учебного цикла способствует усилению эффекта от применения обычных физических упражнениий и обеспечивает возрастание и сохранение функциональных и физических стандартов игроков на всех периодах обучения и конкурентоспособной деятельности.
Ключевые слова: Регулируемые способы дыхания, функциональное обучение, юные футболисты
OPTIMIZATION OF FUNCTIONAL TRAINING YOUNG FOOTBALL PLAYERS IN A TRAINING CYCLE ON THE BASIS OF APPLICATIONS OF THE REGULATED MODES OF BREATH
Alexander Aleksandrovich Shamardin, Cand.Biol.Sci., the senior lecturer,
The Volgograd state academy of physical training
Abstract
Differentiated use additional ergogenic means in the form of the regulated modes of breath is shown, that various by influence (the respiratory exercises, dosed out гиповентиляции and the increased resistance to breath) according to the primary goals of training of young football players during the different periods of a training cycle promotes strengthening of training effect from application of usual training influences (physical exercises) and provides escalating and preservation of functional and physical standards of players on an extent of all periods of training and competitive activity.
Keywords: Regulated modes of breath, functional training, young football players.
Важнейшей задачей спортивной подготовки является формирование высокого уровня функциональных возможностей занимающихся, которые являются основой роста специальной физической работоспособности. В этой связи весьма остро встает
iGi