Научная статья на тему 'Методика повышения эффективности управления бизнес-процессами на основе теории ограничений'

Методика повышения эффективности управления бизнес-процессами на основе теории ограничений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
417
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ / THEORY OF CONSTRAINTS / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BUSINESS PROCESS / УПРАВЛЕНИЕ / BPM / MANA-GEMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Деревинский Денис Олегович

В статье с теоретической и практической точек зрения рассматривается задача повышения эффективности управления бизнес-процессами в информационных системах как одного из ключевых факторов развития современных компаний. Автором представлена методика повышения эффективности управления бизнес-процессами на основе теории ограничений, которая заключается в применении метода «барабан-буфер-веревка» для оптимального распределения задач участников бизнес-процессов с учетом статуса их выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Деревинский Денис Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with theoretical and practical aspects the relevance of the problem of rising the efficiency of business process management in information systems as a key factor in the development of modern companies. The author presents a methodology of rising the efficiency of business process management based on TOC, which is use of the method of "Drum-Buffer-Rope" for the optimal allocation of tasks for the participants of business processes according to the status of their execution.

Текст научной работы на тему «Методика повышения эффективности управления бизнес-процессами на основе теории ограничений»

Д О. ДЕРЕВИНСКИЙ

Денис Олегович ДЕРЕВПНСЮШ — аспирант кафедры экономической кибернетики и ЭММ СПбГУЭФ,

В 2004 г. окончил Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.

Автор 7 публикаций.

Область научной специализации — математические и инструментальные методы экономики.

Ъ Ъ ^

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ОГРАНИЧЕНИЙ*

В последние десятилетия крайне возросла потребность в эффективной разработке и управлении бизнес-процессами. Одним из ключевых факторов развития современных компаний стало именно качество управления бизнес-процессами [1]. Благодаря этому воплотилась в жизнь и стала быстро развиваться концепция управления бизнес-процессами (ВРМ), основное внимание в которой нацелено именно на достижение поставленных целей, а системы управления бизнес-процессами (ВРМ8) стали стандартом программного обеспечения по управлению и повышению эффективности бизнес-процессов [2].

Актуальность задачи повышения эффективности управления бизнес-процессами, с одной стороны, объективно обусловлена расширением систем как по горизонтали (увеличение числа бизнес-процессов), так и по вертикали (усложнение бизнес-процессов), а также интеграцией информационных систем, которая характеризуется объединением разнородных бизнес-процессов как по степени их структурированности, так и по технологиям, обеспечивающим их выполнение. С другой стороны, она продиктована ростом числа пользователей информационных систем, так как все большее число видов деятельности автоматизируется, а потребность в электронных услугах и спрос на них неукоснительно растут. Ключевыми показателями эффективности управления бизнес-процессами становятся: общая продолжительность выполнения процессов, количество завершенных в установленный срок процессов и количество процессов в обработке [4].

Однако большинство ВРМ8-систем делают акцент на эффективности процессов, нежели на эффективном управлении ими. Это продиктовано стремлением разработчиков программного обеспечения предоставить клиентам инструменты, охватывающие весь жизненный цикл (ЖЦ) бизнес-процессов, для максимально комплексной автоматизации [7]. Именно поэтому крайне важно, чтобы в инструментальных средствах данного класса были средства повышения эффективности управления бизнес-процессами за счет использования алгоритмов и методов управленческих теорий [3]. Автором разработана методика повышения эффективности управления бизнес-процессами, в основе которой лежит применение метода «барабан-буфер-веревка» теории ограничений (ТО), что позволяет распределять задачи с учетом статуса их выполнения наиболее оптимальным образом [6].

Для формулировки методики повышения эффективности управления бизнес-процессами необходимо ввести ряд ключевых понятий.

Модель процесса. Процесс представляет собой направленный граф Р = (£?, А. Ь, и, К),

ГРНТИ 06.39.21 © Д.О. Деревинский, 2012 Публикуется по рекомендации канд. техн. наук, доц. Л.В. Путыатой.

где: Q — скорость возникновения экземпляров процессов;

А = {а, | Г5= 1, . . . , Г) — набор действий, входящих в экземпляр процесса, где а^ — это i-e действие, а I— общее количество действий в графе /':

L с {(ог.а.;) | Qj е А, а}- е A and i Ф j} — набор взаимосвязей, где (a,, dj) означает факт, что действие я, предшествует ау,

U = {ttj; | к = 1, ... , К} — набор участников процесса, где К— общее число участников; R (QAxU) = {(fli, О; 6 A and Е U} — набор взаимосвязей, где (а-.-и^) означает факт, что на действие Q; назначение участник.

Применяя ТО к бизнес-процессам, необходимо найти участника, который может оказывать влияние (т. е. задержку) на выполнение процесса, условно будем называть его КРБП (BP-CCR). Также эффективность участника зависит от того, насколько велик его уже имеющийся набор задач, точный расчет объема которого возможен только после выполнения процесса. Согласно ТО, необходимо оценить приоритетность загрузки участника в том или ином процессе. Для этого потребуется использование аппарат теории массового обслуживания [5].

Загрузка участника. Загрузка участника (tfi-ir) может быть определена как:

,„, _ _ faiх Pa,, . т,

= Eioi | ui-^FR] —— = P- x E{ffii| Ui^eR}——— ■■ e

где: /а. — ожидаемое время выполнения задачи по действию я.^: — скорость возникновения задачи по действию о,; Ра.^и-ц — вероятность назначения задачи по действию а^ участнику г[к;

LI

среднее время выполнения участником задачи по действию a¡.

Используя данную формулу, можно определить участника процесса, у которого наибольший пул задач, а значит, необходимо контролировать именно его загрузку.

Критический ресурс бизнес-процесса (КРБП) определяется следующим образом:

WLccr = max{№Lk | Whb, где fe— загрузка к-го участии.

Основываясь на определении модели процесса и его критического ресурса, можно сформулировать метод распределения задач на основе ТО. Проведем аналогии. «Барабан» — это время выполнения задачи КРБП. «Буфер» — остальные участники, которые могут предотвратить перегрузку или простой КРБП. «Веревка» — это возникновение экземпляров процессов в соответствии с пропускной способностью КРБП. Функция для «веревки» может быть имплементирована в центр исполнения BPMS.

4 ^2 h

— j-ü экземпляр процесса

— 7-е действие процесса в j-м экземпляре процесса

— п-й участник процесса

й.

11

а.

21

а

12

йг

41

Íín

tíf

42

ач

Si

Рис. Схема реализации функции «веревка»

«Барабан». Если КРБП («сек) отвечает за одну задачу, то для расчета «барабана» можно использовать следующий подход: предположим, к КРБП относится группа участников, которая выполняет одну задачу щ с некоторым ожидаемым временем ETj. Один участник может выполнять 1 /ЕТ; задач за единицу времени, тогда «барабаном» будет:

Drum (d) = -и^е-

Начальное значение ETt\ может быть получено на основе экспертных оценок. После накопления статистических данных о выполненных экземплярах процессов значение ETj может быть рассчитано как среднее арифметическое для интервального ряда, что даст более точное значение.

«Веревка». Центр исполнения BPMS отслеживает возникновение процессов в системе, а значит, выполняет роль «веревки». Центр исполнения BPMS синхронизирует скорость возникновения процессов (А) с «барабаном» (см. рис.):

/задачам X = d\—- .

VБремя/

Рисунок иллюстрирует функцию «веревка». «Веревка» в центре исполнения BPMS контролирует возникновение процессов так, чтобы это было синхронно с темпом «барабана».

«Буфер». В терминах системы управления бизнес-процессами «буфер» может быть представлен как индивидуальный пул задач участника того или иного бизнес-процесса. «Буфер» позволяет предотвратить простои КРБП, обеспечивая непрерывную работ}'. Для достижения максимального эффекта пул задач КРБП должен постоянно обновляться. Не менее важным является и вопрос определения размера пула задач.

Анализ проблем процессного управления на основе концепции ВРМ позволяет обосновать актуальность задачи повышения эффективности управления бизнес-процессами в информационных системах, а также установить в качестве наиболее перспективного направления развития данной концепции разработку методик по оптимальному распределению задач в рамках процессов на основе управленческих теорий. Результатом исследования являются: базовая концепция бизнес-процессов, сформулированная на основе теории множеств, формализация метода ТО «барабан-буфер-веревка» на основе теории массового обслуживания, что в итоге позволяет обеспечить наиболее эффективное управляемое распределение задач и составление расписания их выполнения. Разработанный вариант решения задачи характеризуется тем, что бизнес-процесс может прийти в конечную точку различными сценариями и выполняться заведомо не заданными участниками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вагнер Ю. ВРМ без бизнеса // Открытые системы. 2012. № 2. URL: http://www.osp.ru/os/2012/02/13014103/ (дата обращения: 28.02.2012).

2. Детмер У. Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию. М.: АНДПРОДЖЕКТ, 2010. 443 с.

3. Детмер У, Шрагенхайм Э. Производство с невероятной скоростью: Улучшение финансовых результатов предприятия. М.: Альпина Паблишерз, 2011. 332 с.

4. Тихонов C.B. Имитационное моделирование бизнес-процессов в системах массового обслуживания: авто-реф. дис. ... канд. техн. наук. М„ 2009. 152 с.

5. Чистое Д., Амириди Ю., Кочанова У. Информационные системы в экономике. Управление эффективностью банковского бизнеса. М.: КноРус, 2011. 174 с.

6. Сох III F. Theory of constrains. Ñew York: McGraw-Hill, 2010. P. 1175.

7. Lees AI. ВРМ Basics For Dummies. Indianapolis: Wiley Publishing, Inc., 2010. 178 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.