АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ BUSINESS PROCESS MANAGEMENT
Д.О. Деревинский,
аспирант кафедры экономической кибернетики и экономико-математических методов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов
В статье приведён анализ особенностей и ключевых факторов развития концепции BPM, становление которой осуществляется в рамках процессного подхода в управлении. Дана актуализация проблемы повышения эффективности управления бизнес-процессами, её возрастающее значение по сравнению с проблемой эффективности отдельных процессов. Раскрыта актуальность и перспективность концепции BPM.
Ключевые слова: бизнес-процессы, Business Process Management, BPM, BPR, TQM, BPMS
УДК 330.46 ББК 65.050
Возрастающий интерес российских компаний к процессному подходу в управлении, обуславливает необходимость поиска и анализа теоретической и практической основ, которые могли бы обеспечить приемлемый для топ-менеджмента уровень экономического эффекта от внедрения подобных инициатив. Но отсутствие единого понимания перспектив развития функционального подхода в управлении остается ключевой проблемой на современном этапе. Концепция Business Process Management (BPM) остается наиболее актуальным и перспективным направлением развития экономической деятельности на макро- и на микроуровне в современных условиях.
Ключевыми факторами развития BPM являются: глобальные экономические процессы, обуславливающие стремления компаний к инновациям, необходимость быстрой адаптации к изменяющейся конкурентной среде, увеличение и ускорение информационных потоков, всеобъемлющие интеграционные процессы и т.д. [2]. Главная причина успеха концепции BPM, обеспечившая ей лидирующие позиции в мировой практике, — понимание общих тенденций развития в области управления бизнес-процессами и осознание организацией на каком этапе развития BPM она находится, что важно для успешной реализации целей и задач компании.
Особенность развития концепции BPM заключается в том, что этот процесс шёл одновременно в двух направлениях: бизнеса и информационных технологий. В направлении бизнеса она берёт начало от Всеобщего Управления Качеством (TQM), затем трансформируется в Реинжиниринг Бизнес-Процессов (BPR) и далее непосредственно в Управление Бизнес-Процессами (BPM). В направлении информационных технологий она берёт своё начало от независимых приложений и трансформируется в автоматизирующие потоки работ в виде систем управления бизнес-процессами (приложения класса BPMS).
Начало развития в направлении бизнеса было положено TQM во времена индустриальной революции, когда ремесленники выполняли одновременно и производственную, и контрольную функцию, в т.ч. проверку качества работы. Массовое производство стало критически важным, а разделение труда с целью повышения его эффективности неизбежным. Как результат этого процесса контроль качества выделяется в отдельный вид деятельности. Важным этапом развития TQM, наступившим после Второй Мировой Войны, становится утверждение качества, как главного компонента производственного процесса. В это время промышленники США уделяют основное внимание рынку, массовому производству и финансовым показателям, позволяя японским менеджерам повышать качество продукции до беспрецедентного уровня. В скором времени японские товары становятся предпочтительнее американских, что в 1980-х годах послужило началу революции качества.
Свидетельством этого стало появление термина Всеобщее Управление Качеством (TQM), что означало интеграцию принципов качества в систему управления организацией.
Всеобщее Управление Качеством определяется как:
• всеобщее — участие каждого сотрудника и всех активов компании;
• управление — понимание того, что качество может и должно быть управляемым и это непрерывный процесс улучшения;
• уверенность, что удовлетворены все требования потребителя.
TQM, являясь важным шагом в развитии BPM, основа на 8 принципах, которые не потеряли своей актуальности и остаются важными компонентами стратегии любой организации [1].
Следующий компонент развития концепции BPM — это Реинжиниринг Бизнес-Процессов (BPR), который может быть определён как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности [3].
Основные принципы TQM, перенесенные в BPR:
— первостепенное главенство потребителя;
— адаптация процессного взгляда;
— поддержание и развитие отношений с поставщиками и клиентами;
— повышение эффективности работы через разделение труда.
Сравнение TQM и BPR, как подходов к управлению, позволяет определить направление движения управленческой мысли. Так в TQM центральное внимание отводится улучшению того, что уже существует в организации, в то время как BPR фокусируется на игнорировании этого и начинает либо с начала, либо с переделывания. Концепция TQM базировалась на идеи непрерывного улучшения, которое подразумевает декомпозицию управления на части, основой которых становится постоянно улучшаемый базис. Центральным предположением TQM стало то, что существующий процесс приемлем, т.е. правилен и просто нуждается в улучшении, в то время как для BPR центральным предположением стало то, что существующий процесс непригоден, нуждается в перепроектировани и служит отправной точкой для дальнейшего развития управления бизнес-процессами.
TQM предполагает непрерывное улучшение процессов в рамках компании, и эти постоянные изменения должны стать частью её культуры, в то время как BPR относится к изменениям в компании, как к однократной инициативе.
Роль ИТ, в рамках подхода TQM, второстепенна и не столь критична, чтобы процессы были автоматизированы, в то время как в рамках BPR подхода ИТ используются, как ядро для изменений процессов компании.
На рис.1 представлено, как возрастала роль информационных технологий в управлении бизнес-процессами в ходе развития концепции BPM.
Подтверждение данной тенденции можно увидеть на примере зрелости Систем Управления Бизнес-Процессами (BPMS1), роль которых в управлении бизнес-процессами стала доминирующей.
Анализируя подход BPR, можно выделить его суть — сокращение издержек и большая эффективность как результат:
• объединения нескольких действий в одно;
• делегирования задач с целью снятия части нагрузки с руководства;
• использования аутсорсинга;
• исключения необоснованных задач по контролю и проверке, а также других экономически невыгодных задач;
• перепроектирования организационных процессов и операционной модели;
А
о о
ф
т <u с; ш о со
BPM
BPR
->
Трансформация бизнеса
Рис. 1. Развитие BPM по степени вовлеченности ИТ и трансформации бизнеса
• перехода от массового производства к модификации в соответствии с требованиями заказчика
• сокращения временных затрат на подготовительную и завершающую фазу процессов.
Одним из главных недостатков подхода BPR является полное пренебрежение трудовыми ресурсами, что обуславливается недооценкой возможного сопротивления к изменениям в компании. Это обусловлено недостаточной поддержкой со стороны руководства и чрезмерными ожиданиями потенциальной прибыли от BPR подхода, что является результатом крайне малого количества успешных применений данных инициатив.
При анализе развития концепции BPM, можно выделить три аспекта, обусловившие её лидирующее положение по сравнению с другими подходами [7].
Во-первых, BPM — наука об управлении. Здесь акцент делается на управление изменениями в компании, но в то время не менее важную роль играет и технологическая составляющая.
Во-вторых, BPM — это новая технология, которая в рамках Систем Управления Бизнес-Процессами объединила и унифицировала в единую организационную платформу (инфраструктуру) существующие много лет принципы в области управления и автоматизации бизнес-процессов.
В третьих, BPM — это новый тип внедрения. Благодаря BPM бизнес получил возможность значительно сократить время внедрения информационных технологий. Системы Управления Бизнес-Процессами дают бизнесу возможность моделировать бизнес процессы. Это позволяет предварительно конфигурировать информационные системы, обеспечивая реализацию Концепции Модельно Ориентированного подхода к разработке программного обеспечения (MDA).
Неизбежен и сравнительный анализ BPR и BPM, где отправной точкой являются сами бизнес-процессы компании. С позиции BPR — это совершенно новый процесс, который должен быть заново разработан, тогда как BPM придерживается позиций TQM, где берётся уже существующий процесс, который непрерывно улучшается за счет набора итераций.
Важной отличительной особенностью BPR является взгляд на компанию, как на совокупность функций, тогда как BPM, в рамках процессного подхода в управлении, рассматривает компанию как совокупность сквозных процессов. BPR подход — это частичное взаимодействие информационных технологий и бизнеса, тогда как для концепции BPM это является критически важным в рамках инструментальных средств класса BPMS. Исключительная роль ИТ сегодня обусловлена их способностью быстрого изменения бизнес-процессов компании в условиях конкурентной среды.
BPR фундаментально направлено на сокращение издержек, тогда как BPM направлено на качественную оптимизацию или возможность повышения объёмов производства за счёт уменьшения расходов.
Представим три основные методологии за последние десятилетия, которые нашли самое активное применение в концепции BPM [5].
Первая методология представляет собой Six Sigma, которая фокусируется на сокращении отклонений конечного результата от эталона. Способ, которым BPM обеспечивает решение
этой задачи — это возможность многократного моделирования процесса. На основе BPMS могут быть созданы различные сценарии, результаты которых могут быть представлены в графической и табличной формах. Возможна последующая их интерпретация с целью выработки управленческих решений в рамках оптимизации бизнес-процессов для минимизации отклонения от нормативных показателей.
Вторая методология представляет собой Lean Engineering, которая фокусируется на устранении убытков и уверенности в том, что время выполнения процесса оптимально. Системы класса BPMS решают эту задачу по средствам отслеживания хода исполнения процесса в режиме реального времени, отмечая этапы, в которых значения отличаются от заданных.
Третья методология представляет собой Theory of constraints, которая направлена на снижение влияния ограничений системы, что ускоряет процессы и увеличивает качество работы. Конечный результат применения этой методологии — установление максимально числа значений, которые могут оказывать влияние на процесс до того как он придёт в хаотичное состоя ние. Механизмом, используемым BPMS для решения этой задачи, является Соглашение об уровне предоставления услуги (SLA). BPMS обеспечивает возможность устанавливать SLA для блоков действий и активировать эти соглашения для них, что позволяет удостовериться в том, что ограничения сняты до начала выполнения того или иного процесса [4].
Обратимся к технологическому аспекту развития управления бизнес-процессами. Для этого рассмотрим основные этапы развития инструментальных средств, классифицируя их по типу программных продуктов, по наличию тех или иных возможностей, по ощутимости эффекта от внедрения.
Первым этапом развития инструментальных средств по управлению бизнес-процессами были независимые приложения (standalone applications) К этому типу относятся все приложения по обеспечению документооборота. В своей основе данный тип приложений имел стандартный подход, т.е. деление на универсальные и специализированные программные продукты. Эффективность данного типа приложений минимальна. При использовании универсальных программных продуктов полезность была мало ощутима, а узкоспециализированные — являлись точечным решением. Такая важная возможность, как формирование отчётов, находились на начальном уровне и во многих случаях необходимо было ждать конца отчётного периода, чтобы получить сгруппированные данные. В отношении возможности их обновления и настройки под конкретные и изменяющиеся с течением времени требования требовалось написание специально разработанного кода и прохождение всего цикла тестирования системы. Кроме этого, данный тип приложений не реализует концепцию модельно ориентированного подхода к разработке программного обеспечения (MDA).
Вторым этапом развития были приложения автоматизирующие потоки работ, сущность которых заключается в маршрутизации работ [9]. Они берут своё начало от приложений по обеспечению документооборота, в которых предполагается наличие документов в электронной форме и решается задача организации их маршрутизации между работниками и экспертами (ЛПР). Этот тип приложений уже предполагал возможность интеграции с другими приложениями и предоставлял разработчикам различные API, что значительно расширяло его возможности. Эффективность приложений по автоматизации потоков работ так же была относительной, т.к. оставалось тяготение либо к узкой специализации, либо к малополезному универсальному использованию [10]. Возможности по формированию отчётов по- прежнему ограничивались реактивным подходом к решению проблем, но требовали уже меньшего количества времени. Возможности по обновлению и настройке приложений, автоматизирующих потоки работ, могли быть реализованы за недели, т.к. требовали разработки специального программного кода и прохождения всего цикла тестирования изменений. С точки зрения MDA, приложения, автоматизирующие потоки работ, имели некоторые возможности по моделированию, но так же они по-прежнему были в значительной степени результатом заказной разработки, что требовало принимать во внимание требования конкретной компании, конкретной отрасли и страны.
Третьим и текущим этапом являются приложения класса BPMS, сущность которых заключается в управлении жизненным циклом процесса в контексте бизнес требований компании. Этот
вид инструментальных средств широко использует стандартные адаптеры для интеграции со всеми корпоративными приложениями и сторонними веб-сервисами. Они одинаково эффективны на всех уровнях автоматизации деятельности компании, а их отличительной особенностью является то, что процесс управляем от начала доведен до конца. ВРМ^ предоставляют возможность получать отчёты в реальном времени, обеспечивая активное решение проблем, т.е. непосредственно в ходе выполнения процесса. Возможности ВРМ^ по обновлению и настройке процессов чрезвычайно высоки, а конфигурирование или изменение уже существующих процессов занимает минуты. Подобные приложения имеют возможности моделирования бизнес-процессов и поддерживают концепцию Модельно Ориентированного подхода к разработке программного обеспечения (1ША), являясь универсальным решением в данном классе программных продуктов.
Анализ развития концепции ВРМ показывает, что данная концепция способна дать единое понимание (представление) о ходе развития управления бизнес-процессами, является актуальной и востребованной, т.к. имеет весомое теоретическое
и практическое наследство, опирается на наиболее интенсивно развивающийся BPMS-сегмент информационных технологий, что обеспечивает ей наибольший потенциал в перспективах дальнейшего развития.
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что главной особенностью развития концепции управления бизнес-процессами ВРМ, является дуализм её становления — с одной стороны развитие теоретической базы, с другой инструментального (технологического) обеспечения. Наличие концептуального обеспечения со стороны управленческих теорий предопределило эффективное применение информационных технологий. Можно выделить следующую тенденцию в формировании и становлении ВРМ: развитие информационных технологий. Оно шло вслед за теоретическим развитием и в направлении охвата всего ЖЦ бизнес-процесса, что соответствовало целям, поставленным на теоретическом уровне. Все это вело к повышению качества посредством непрерывных улучшений, а, следовательно, способствовало большей удовлетворённости потребителей, эффективности использования ресурсов и эффективности управления бизнес-процессами.
Литература
1. Эванс Д. Управление качеством - М.: ЮНИТИ, 2007. - 337 с.
2. Деревинский Д.О. Анализ ключевых факторов развития концепции управления бизнес-процессами BPM // Современные аспекты экономики — 2011. — №2. — С. 115-121.
3. Блинов А.О., Рудакова О.С., Захаров В.Я.,. Захаров И.В Реинжиниринг бизнес-процессов. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 344 с.
4. Cox III F. Theory of constrains, McGraw-Hill. — New York, 2010. — p. 1175.
5. Fischer L. Delivering BPM Excellence, Future Strategies INC, USA, 2011. — p. 186
6. Репин В.В. Построение в организации «сквозных» бизнес-процессов [Электронный ресурс]. URL: http://quality.eup.ru/DOCUM5/ ebp.htm (дата обращения: 04.08.2010)
7. Wikipedia [Электронный ресурс]. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Business_process_management (дата обращения: 06.08.2010)
8. BPMS.ru [Электронный ресурс]. URL: http://bpms.ru (дата обращения: 06.10.2011)
9. An Introduction toWorkflow Management Systems — Center for Technology in GovernmentUniversity at Albany [Электронный ресурс]. www.ctg.albany.edu (дата обращения: 01.11.2010)
10. Evolution of the workflow management systems Krasimira P. Stoilova and Todor A. Stoilov [Электронный ресурс]. http://sai.infotel. bg/PR0JECTS/VispBG/files/publications/ICEST06_12.pdf (дата обращения: 17.11.2010)
11. David W. McCoy Business Process Management (BPM) Key Initiative Overview [Электронный ресурс]: Published: 22 July 2011 ID: G00214478. URL: http://www.gartner.com/id=1746423 (дата обращения: 19.09.2007).
1 BPMS — класс программного обеспечения для управления бизнес-процессами и административными регламентами. Основные функции BPMS — моделирование, исполнение и мониторинг бизнес-процессов. Основываясь на данных мониторинга, организации выявляют узкие места и усовершенствуют свои бизнес-процессы [8].