defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 30-34.
6. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented swimming of the students of higher education institutions of civil aviation with use of the technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.
7. Kalakutsky, R. N., Bochkovskaya, V. L. and Senina, Yu. O. (2016), "Technology of putting off the excess body weight at students with aerobics tools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 110-114.
8. Panchenko, I.A., Volkov, A. V. and Bolotin, A. E. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-34.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.06.2017
УДК 796.011
МЕТОДИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОК ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Виктория Владимировна Овчинникова, аспирантка, Наталия Ивановна Медведкова, доктор педагогических наук, профессор, Гжельский государственный университет (ГГУ), Гжель
Аннотация
Студенты творческих специальностей большую часть своего времени проводят за книгой, компьютером или за созданием нового шедевра не только в дневное, но и в ночное время суток, последствиями чего являются отсутствие режима дня, труда и отдыха, снижение двигательной активности, психическая усталость, приступы депрессии и т.д. Существует множество методик оздоровления и повышения уровня функционального состояния человека. Это - спортивные и подвижные игры, оздоровительный бег, ходьба на лыжах, всевозможные дыхательные методики, статические и динамические упражнения и многое другое. Но мы считаем, что данные методики имеют узконаправленный характер и не всем подходят, не всем доступны и не всегда решают задачи оздоровления. Также существует не так много объективных рекомендаций для повышения эффективности трудовых процессов в системе их подготовки в вузе, но ещё меньше работ с рекомендациями для людей творческих профессий. Актуальность данной статьи состоит в подборе и использовании средств, упражнений атлетической гимнастики для студенток вузов с целью улучшения здоровья.
Ключевые слова: методика, атлетическая гимнастика, студентки творческих специальностей, заболевания.
METHOD OF HEALTH IMPROVEMENT OF STUDENTS WITH CREATIVE SPECIALTIES BY MEANS OF ATHLETIC GYMNASTICS Victoria Vladimirovna Ovchinnikova, the post-graduate student, Nataliya Ivanovna Medvedkova, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Gzhel state University, Gzhel
Annotation
Students of creative specialties spend most part of the time behind the book, the computer or involved in creation of the new masterpiece not only in day time, but also at night, and the consequences of what include absence of the day regimen, balancing the work and rest, decrease in physical activity, mental fatigue, depression attacks, etc. There is a set of techniques for improvement and increase in level of the functional condition of the person. These are sports and outdoor games, jogging, walking on skis, various respiratory techniques, static and dynamic exercises and many other things. But we consider that these techniques have narrowly targeted character and not all are suited, are available not to all and not always solve problems of health-improvement. Also there are not so many objective recommendations for in-
crease in efficiency of the labor processes in system of their préparation in higher éducation institution, but there are even less works with recommendations for people of creative professions. Relevance of this article consists in selection and use of means, exercises of athletic gymnastics for the students of higher education institutions for the purpose of improvement their health.
Keywords: technique, athletic gymnastics, students of creative profession, disease.
ВВЕДЕНИЕ
Студенты - особая категория населения, относящаяся к группе повышенного риска, так как в период обучения они испытывают воздействие целого комплекса факторов, негативно влияющих на состояние здоровья: информационный стресс, частые нарушения режима отдыха и питания, недостаточная материальная обеспеченность, необходимость совмещать учебу с работой [4]. При проведении занятий для лиц студенческого возраста, для избегания чрезмерной нагрузки необходимо учитывать взаимосвязь между интенсивностью занятий и частотой сердечных сокращений. Для того чтобы грамотно управлять процессом тренировки, для студенток творческих специальностей необходимо учитывать дозирование физической нагрузки, ее интенсивности на занятиях физическими упражнениями, а также осуществлять самоконтроль.
Атлетическая гимнастика - это система гимнастических упражнений, направленная на развитие силовых качеств и способностей «ими пользоваться» [2]. В научных трудах доказано, что оздоровительная атлетическая гимнастика является эффективным средством оптимизации физического состояния старших школьников, она вызывает благоприятные изменения в физическом развитии и подготовленности учащихся [3]. При силовых занятиях атлетической гимнастикой наблюдается улучшение физических качеств студенток (сила, выносливость, гибкость), а также их функционального состояния (по показателям общей работоспособности, МПК, ЖЕЛ) [7]. Е.В. Бодюков исследовал оздоровительную направленность атлетической гимнастики на женщин 39-49 лет.
По нашему мнению, преимущество атлетической гимнастики при работе со студентками творческих специальностей состоит в том, что эти занятия много пользы могут принести людям, которые далеки от занятий физической культурой и имеют низкий уровень здоровья. Также для некоторых людей силовые упражнения помогают избавиться от психической нагрузки, оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему. Простота техники выполнения упражнений определяет её общедоступность. Заниматься можно как в секции, так и самостоятельно, в домашних условиях.
МЕТОДИКА
В ходе анализа выявлены наиболее подходящие группы упражнений атлетической гимнастики, которые можно использовать для студенток творческих специальностей, а именно: упражнения с собственным весом, упражнения со стандартными отягощениями (гантели, бодибары, штанги), упражнения с гимнастическими предметами; упражнения в парах и тройках, которые направлены на отдельные мышечные группы. Все эти упражнения просты в организационном отношении и подходят занимающимся с различным уровнем подготовленности. Они отличаются высокой вариативностью и возможностью регулирования степени напряжения, а также способны улучшить эмоциональный фон занятия. Необходимо включать в комплексы тренировок разного рода упражнения: приседания на двух и одной ноге; отжимания от скамейки и от пола; обратные подтягивания в параллельном висе; упор присев - упор лежа; подъемы на скамейку; наклоны в стороны; статические упражнения - «планка», «боковая планка», «стул»; упражнение на пресс «складка»; упражнения с гантелями, штангой, упражнения с набивными мячами, скакалками, а также упражнения в парах и тройках с сопротивлением веса партнера и т.д.
Каждое занятие по атлетической гимнастике необходимо проводить по традиционной структуре (подготовительная часть 10-15 мин, основная - 50-60 мин, заключительная - 5-10 мин). В подготовительной части занятий по атлетической гимнастике в
основном применяются средства основной гимнастики: общеразвивающие упражнения на месте, в шаге или беге, а также групповые задания на сплоченность коллектива. В заключительной части занятий используются задания на развитие «сопутствующих» физических качеств (гибкости, ловкости, быстроты). Для улучшения эмоционального фона лучше использовать музыкальное сопровождение.
При выборе направленности тренировочного дня мы руководствовались невысоким уровнем физической подготовленности студенток творческих профессий. Авторы советуют в целях оздоровления выполнять тренировки три раза в неделю, чтобы избежать переутомления организма [1]. Тренировку с нагрузкой на сердце примерно от 160 уд/мин и выше (если у занимающихся нет проблем со здоровьем) мы рекомендуем включать всего один раз в неделю. Для того, чтобы не возникала D-гипертрофия сердца, не нужно часто работать на пульсе, близком к ЧСС max (180^190 ударов). Исходя из направленности нагрузки и количества занятий (3 раза в неделю по 1,5 часа) (понедельник, среда и пятница), основную часть рекомендуем варьировать следующим образом:
Первый день недельного цикла должен включать в себя силовую тренировку аэробной направленности, целью которой являлось улучшение функций дыхательной системы. ЧСС на протяжении основной части тренировки - 60^75% от 4CCmax (примерно 120^140 уд/мин). При тренировке аэробного характера упражнения целесообразно подбирать менее интенсивные или сочетать интенсивные с менее интенсивными. Для этого лучше использовать круговой метод тренировки или суперсеты по 4 упражнения на различные группы мышц. Вес отягощения 35% от max, количество повторений от 15 до 20 раз, отдых между подходами не более 10-30 сек. Отдых между кругами 2-5 мин.
Второй день недельного цикла необходимо посвятить тренировке анаэробного характера силовой направленности, которая способствует укреплению мускулатуры, улучшению плотности костной ткани, сжиганию жировой прослойки у занимающихся, а также развитию силы. ЧСС студенток во время выполнения упражнений составляет 80^90% от ЧСС max (примерно от 160 уд/мин и выше) во время отдыха между упражнениями 50^60% от ЧСС max (100^120 уд/мин). При анаэробной тренировке необходимо выполнять 5-7 силовых упражнений локального характера с массой отягощений не более 65% и 3-5 упражнений с массой отягощения 25% на все основные мышечные группы. Количество подходов 5, из которых один подход разминочный (с минимальным отягощением) и 4 подхода основных (65% и 25% от max). Время отдыха при упражнениях с отягощениями 65% следует выполнять повторно-интервальным методом (отдых между подходами 3 минуты, в упражнениях с весом отягощений 25% - с интервалом отдыха 30 секунд). Важно соблюдать цикл дыхания: выдох - при минимальном напряжении, вдох -при максимальном напряжении.
Третий день недельного цикла, должен включать в себя тренировку умеренной активности с динамическими и статическими упражнениями на расслабление и растягивание мышц по методу проприоцептивной нервно-мышечной стимуляции по одному и в парах, с целью развития гибкости и подвижности в суставах. ЧСС студенток во время выполнения упражнений не превышает 50^60% от ЧСС max (примерно 100^120 уд/мин).
ВЫВОДЫ
В связи с особенностями профессиональной деятельности студентки творческих специальностей нуждаются в более узконаправленном и комплексном подходе физического развития. По нашему мнению, разработанная методика атлетической гимнастики при рациональном использовании средств и грамотном выборе физической нагрузки будет способствовать повышению уровня здоровья и физической подготовленности студенток по сравнению со стандартной программой по физической культуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Здоровье в движении / В.К. Бальсевич. - М. : Физкультура и спорт. 2008. - 105 с.
2. Бурмистров, В.Н. Атлетическая гимнастика для студентов : учебное пособие / В.Н. Бурмистров, С.С. Бучнев ; Российский университет дружбы народов. - М. : [б.и.], 2012. - 172 с.
3. Вежев, М.Б. Оптимизация физического состояния старших школьников средствами оздоровительной атлетической гимнастики в системе дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Вежев М.Б. - Екатеринбург, 2003. - 23 с.
4. Гольцева, А.В. Основные факторы здорового образа жизни студентов / А.В. Гольцева, А.Ю. Кирпичева, Е.С. Айвазова // Образование и наука в современных реалиях : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 июня 2017 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др.]. -Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 141-143. - ISBN 978-5-9500297-9-0.
5. Горелов, А.А. К вопросу об использовании самостоятельной физической тренировки в образовательном пространстве современного вуза / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 1. - С. 23.
6. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза [Электронный ресурс] / В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина, Н.В. Балышева, А.Н. Усатов, Д.А. Скруг // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 11. - URL : https://science-education.ru/ru/article/view?id=18861 (дата обращения: 26.06.2017).
7. Кочнев, А.В. Физическое состояние студенток при оздоровительно-тренировочных занятиях атлетической гимнастикой на начальном этапе обучения в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кочнев А.В. - Архангельск, 2007. - 24 с.
REFERENCES
1. Balsevich, V.K. (2008), Health in motion, Physical culture and sport, Moscow.
2. Burmistrov, V.N. and Buchnev, S.S. (2012), Athletic gymnastics for students, RUDN University, Moscow.
3. Vezhev, M.B. (2003), Optimization of the physical condition of seniors by means of school wellness athletic gymnastics in the system of additional education, dissertation, Yekaterinburg.
4. Goltsev A.V., Kirpicheva, A.Yu. and Aivazova, E.S. (2017), "Main factors of healthy lifestyle of students", Education and science in the modern world : materials of Conf (Cheboksary, June 4, 2017). CNS "Interactive plus", Cheboksary, pp. 141-143, ISBN 978-5-9500297-9-0.
5. Gorelov, A.A., Kondakov, V.L. and Usatov, A.N. (2013), "To the question about the use of independent physical training in educational space of modern higher Institute", Physical education of students, No. 1, pp. 23.
6. Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N., Balysheva, N.V., Usatov, A.N. and Skrug, D.A. (2015), "Relation of students to employment physical culture and sports in the educational space of the modern higher education institution", Modern problems of science and education, No. 1-1., available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18861.
7. Kochnev, A.V. (2007), Physical condition of students in health training practice athletic gymnastics at the initial stage of learning in the University, dissertation, Arkhangelsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.06.2017