УДК 334 ББК 65.290
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПРОЦЕССА
METHODS OF ASSESSMENT IN REGARD TO ENTREPRENEURIAL ACTIVITY UNDER THE CONDITIONS OF TRANSITIONAL PROCESS
Ахмадбекова Нигора Максуджоновна,
ассистент кафедры финансов и кредита ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
Ahmadbekova Nigora Maksudzhonovna,
assistant of the department offinances and credit under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand)
E-mail: nigora. akhmadbekova@gmail. com
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, малый бизнес, инновационная активность, предпринимательская активность, стратегия развития бизнеса
Деятельность малого бизнеса должна обладать стратегической особенностью, так как именно стратегический подход может обеспечить высокий уровень предпринимательской деятельности. Формирование методически новой формы активности предпринимательской способности в условиях конкурентной борьбы и активизация инновационной деятельности становятся залогом успеха проводимых экономических реформ. Это обуславливает ситуацию, когда вопросы формирования и становления малого и среднего предпринимательства становятся приоритетной задачей государства на текущем этапе развития страны. С другой стороны, активность предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса - связующее звено между намеченными результатами ее содержания и характерная черта достижений. В связи с чем, формирование новых форм методической активности предпринимательской способности в условиях конкурентной борьбы становится главным аргументом, предопределяющим эффективную предпринимательскую деятельность. Определено, что предпринимательская активность отражает реальную экономическую действительность и представляет собой совокупность трудовых способностей, предпринимательской смелости, управленческих качеств, превращающих человека в экономический ресурс.
Key words: entrepreneurial activity, small business, innovational activity, entrepreneurial activeness, business development strategy
Small business activity should possess strategic features as it is a strategic approach than can ensure a high standard of entrepreneurial activity. Formation of new forms of activeness in regard to entrepreneurial ability under the conditions of competitive struggle and activization of innovational activity becomes a pledge of success for conducted economic reforms. It preconditions the situation when the issues concerned with the formation of small and middle-
sized entrepreneurship turn into a priority goal of the state at the current state of the country S development.
On the other hand, activeness of entrepreneurial activity on the part of small business subjects is a link between marked out results of its contents and a characteristic feature of achievements. In this connection formation of new forms of methodical activeness in reference to entrepreneurial ability under the conditions of competitive struggle becomes a principal argument predetermining effective entrepreneurial activity.It is cleared out that entrepreneurial activeness reflects genuine economic reality and is an integration of laboring capabilities, entrepreneurial venture, managerial qualities turning man into an economy resource.
Активность предпринимательской деятельности (далее ПД) субъектов малого бизнеса -связующее звено между намеченными результатами её содержания и характерная черта достижений. Она объясняется тем, что поведение каждого субъекта рынка осуществляется с заранее запланированной целью.
На самом деле, если составить определенный план поведения по улучшению конкурентоспособной среды, в конечном счете, благодаря этому поведению можно достичь как положительных результатов, так и отрицательных. Один и тот же план и стратегия в предпринимательстве при многообразном ракурсе деятельности могут привести к различным результатам.
Многообразный ракурс факторов ПД связан со следующими особенностями субъектов малого бизнеса (далее МБ).
Во-первых, деятельность малого бизнеса должна обладать стратегическими особенностями, чтобы можно было в определенный отрезок времени управлять им. Именно стратегический подход обеспечит высокий уровень предпринимательской деятельности.
Во-вторых, доказано, что результаты последовательных действий и их выполнения субъектами МБ создадут диспропорцию в логике экономических интересов, в этой связи необходима диверсификация производства предпринимателями.
Соответственно, это и определяет динамизм ситуации, требующей предпринимательской активности, и отображается через призму темпов осуществления изменений и необходимые действия. А иначе нет необходимости в предпринимательской деятельности, потому что это приводит к отрицательным последствиям (время и ресурсы затрачиваются безрезультатно).
Необходимо отметить, что в малом бизнесе есть свои преимущества и недостатки, которые можно исправить.
Первым и основным выигрышем является способность быстро реагировать на изменение условий рынка. Субъект, владеющий таким навыком, сможет получить намеченную прибыль благодаря знанию потребностей своих клиентов, их нравов, обычаев, традиций и вкусов. Поэтому предпринимателю следует создавать у себя в подсознании чувствительное поле реакции на рыночную ситуацию во благо успешной деятельности. Предпринимательству свойственны следующие особенности:
- приспособляемость к любым условиям;
- способность быстро принимать решения.
В то же время у него есть недостатки:
- локальность масштаба бизнеса;
- ограниченность возможности производства продукции в большом количестве;
- секвестрированность доставки продукции в большом количестве;
- слабость в конкурентной борьбе;
- зависимость от внешней среды [1. с. 666].
Со стратегической стороны деятельность субъектов МБ выражается в следующих показателях:
- качество предпринимательской стратегии;
- секторальный уровень использования предпринимательской способности;
- объем привлеченных капиталовложений и инвестиций;
- качество используемых технологий при смене вида деятельности малого предприятия.
Таким образом, формируется методически новая форма активности предпринимательской способности в условиях конкурентной борьбы.
Рисунок 1. Значение предпринимательской деятельности
Рисунок составлен автором.
Обобщив особенности, показанные на рисунке 1, мы можем охарактеризовать значение предпринимательской активности.
С тактической стороны предпринимательская активность определяется через два особых показателя:
♦ соответствие предпринимательского влияния конкурентоспособной стратегической ситуации;
♦ стратегические изменения и темпы их осуществления путем тактического хода. Поэтому предпринимательская стратегия и тактика создаются в совокупности
составных частей предпринимательской активности и представляют следующие её виды:
- инновационная активность фирмы;
- маркетинговая активность фирмы;
- активность в производительности фирмы;
- финансово-экономическая активность фирмы;
- социальная активность фирмы;
- правовая активность фирмы;
- рыночная активность фирмы.
Необходимо обращать внимание на следующие особенности оценивания предпринимательской активности. Инновационная активность - это «двигатель» предпринимательской активности [2, с.25].
Рисунок 2. Признаки активности субъектов предпринимательской деятельности
Рисунок составлен автором.
Деятельность малого бизнеса направлена не только на получение дохода, но и на поиски путей эффективного использования прибыли. Она основывается на обеспечении высокой конкурентоспособности, совершенствовании и расширении хозяйства. Малый бизнес является основной базой финансирования местных хозяйств.
В условиях развивающегося и совершенствующегося рынка, предприниматель при выборе эффективного решения в деятельности должен опираться на рыночную активность и ее изменение, в противном случае его деятельность будет неэффективна. Такое состояние характеризуется предпринимательской пассивностью. Ведение деятельности с использованием старых методов управления приводит предприятие к банкротству. По нашему мнению, есть много причин для предпринимательской пассивности:
• неправильный управленческий выбор видов и форм деятельности субъектов МБ;
• пренебрежение интересами потребителей или, наоборот, их завышение;
• низкая информированность и начинание дела без изучения специфики условий рынка;
• недостаточный опыт, незнание законов функционирования рынка;
• сложность получения необходимых инвестиций;
• неумение составлять договоры и другие организационно-экономические документы в соответствии с требованиями законодательства и др.
Иногда предприятия не могут вовремя вернуть кредиты банкам, или руководители используют кредиты в своих личных целях. Причина этого в том, что предприниматели не могут эффективно реализовать свои бизнес-планы. В результате фирма после государственной регистрации быстро становится банкротом. В таких случаях начинается изменение формы собственности.
Изменение формы собственности, обесценивание стоимости имущества предприятия, снижение его производительности, и, как следствие, банкротство - это результат неэффективной предпринимательской деятельности.
1. Изменение объема выручки от реализации малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг:
кВщл = В1!Вйх 100 - 100 (%),
где: Аизменение объема выручки от реализации малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг;
В1 - объем выручки от реализации малыми и средними предприятиями товаров, работ
и услуг;
- объем выручки от реализации малыми и средними предприятиями товаров, работ и
услуг.
2. Изменение темпов роста налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет.
ля™ = / 100 - Ю0(%)5 где:
- изменение темпов роста объема налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет;
- объем налоговых поступлений (единый налог на вмененный доход, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения) от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет в отчетном году;
У я
а - объем налоговых поступлений (единый налог на вмененный доход, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый сельскохозяйственный налог) от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет в году, предшествующем отчетному.
Когда речь идет о внутренней среде предпринимательской организации, то подразумевается ее структура, охватывающая не только управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности, но и на совершенствование технологий реализуемых процессов, с помощью которых предпринимательская активность (энергия), материалы и информация преобразуются в конечный продукт предпринимательской организации.
При формировании внутренней среды субъектов предпринимательства обычно выделяют две ее составляющие: ситуационные факторы и элементы внутренней среды.
Элементы внутренней среды - это составные части организации, необходимые для достижения целей.
Внутренняя среда субъектов предпринимательской деятельности характеризуется параметрами состояния её основных элементов, определяющих ее потенциал (Пб.е.), её способность функционировать в определенных внешних условиях. В качестве основных внутренних факторов субъекта предпринимательства рассматриваются:
- параметры продукции (товаров, работ, услуг) - Пт;
- параметры производства - Пп;
- параметры ресурсного обеспечения - Пр;
- параметры системы управления - Пу;
- параметры системы сбыта - Пс;
Отношение к предпринимательству в обществе оказывает влияние на предпринимательскую активность, и наоборот. Например, легитимность предпринимательства в обществе, его значимость, «уважаемость», которая выражается в положительном отношении населения к нему, находится под влиянием того факта, знают ли люди кого-нибудь, кто недавно начал свое собственное дело, или поддерживают ли они постоянные человеческие (профессиональные либо дружеские) контакты с владельцами и организаторами частного бизнеса. Это отражает как уровень предпринимательской активности, так и развитость бизнес - сообщества. Те, кто лично знаком с предпринимателями, оценивают предпринимательство более легитимно. [3.]
Исследования показывают, что существуют показатели количества и качества предпринимательской деятельности, при этом они делятся на несколько групп и подразделяются в зависимости от фазы предпринимательской деятельности:
• показатели, выражающие степень организованности малого бизнеса;
• показатели динамики развития малого бизнеса;
• показатели, выражающие организацию процесса производства;
• показатели, выражающие уровень техники и технологий производства;
• показатели доли малого бизнеса к ВВП страны.
В фазе становления и расширения деятельности малого бизнеса немаловажную роль играет государство, так как субъектам малого хозяйства, государство предлагает льготные и материальные преференции.
Рисунок 3.
Показатели активности и пассивности субъектов малого бизнеса
Рисунок составлен автором.
Из данного рисунка видно, что он является системой показателей, характеризующих деятельность малого бизнеса.
Таким образом, для стимулирования активности и снижения пассивности предпринимательской деятельности необходимо: - повышение ценности активов предприятия;
- достижение высоких показателей уровня рентабельности и прибыльности;
- повышение качества и увеличение объёма производимой продукции;
- увеличение количества рабочих мест;
- использование передовых технологий;
- организация производства полного цикла, использование безотходных технологий;
- привлечение внешних и повышение объёма внутренних инвестиций;
- налаживание контактов с потребителями, организация доверительных отношений и быстрого сервиса;
- обеспечение гибкости продаж продукции в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры и конкуренции;
- высокая скорость оборачиваемости капитала и средств;
- создание условий для повышения предпринимательского и корпоративного духа;
- организация внешнеэкономической деятельности.
Вместе с тем, неорганизованность административно-технической стороны предпринимательской деятельности, несостоятельность, неопытность руководящих кадров могут привести к:
- низкому привлечению инвестиционных ресурсов;
- экономической неподготовленности кадров;
- дезорганизации с последующим снижением рентабельности;
- банкротству предприятия.
В конечном итоге появляется возможность оценить место и показатели определенной предпринимательской деятельности на рынке (рисунок 4), дополнив существующие показатели оценкой степени активности ПД.
Рисунок 4. Обобщение показателей предпринимательской деятельности предприятия
Рисунок составлен автором.
К группе экономических показателей деятельности предприятия относятся: выручка и себестоимость произведенной продукции; обеспечение основными средствами и уровень
их использования; обеспечение оборотными средствами и уровень их использования; обеспечение трудовыми ресурсами и уровень использования рабочей силы и др.
Группа показателей рыночной активности предприятия содержит индикаторы фондовой активности ценных бумаг предприятия, а также показатели деятельности предприятия на ресурсных рынках и оценку положения предприятия на потребительском рынке.
Показатели финансовой устойчивости предпринимательства отражают зависимость предприятия от внешних источников инвестирования и оцениваются при помощи коэффициентов: автономии; капитализации; покрытия активов; покрытия процентов; финансовой зависимости; финансового левериджа; чистых активов.
Показатели предпринимательской активности, как уже говорилось выше, отражают степень эффективности использования производственных факторов и могут включать следующие индикаторы: наличие стратегии развития бизнеса, предполагающей увеличение количественных и качественных показателей деятельности предприятия; степень использования новых технологий и новаторства; наличие стратегии минимизации рисков; осуществление управления, ориентированного на ускорение оборачиваемости капитала; нацеленность управления на выход на внешние рынки и др.
Группа показателей конкурентоспособности предпринимательской деятельности содержит комплекс показателей, отражающих: динамику цены товаров или услуг предприятия; уровень качества товаров или услуг предприятия; показатели социальной защиты рабочей силы и её мотивации; уровень экологического вреда, наносимого предприятием; показатели комфортности психологической и социальной среды предприятия.
Названные сгруппированные показатели настолько обобщены, что на практике каждый показатель может самостоятельно изменяться под воздействием эндо и экзогенных факторов.
Показатели предпринимательской деятельности целесообразно дополнить оценкой социального влияния (престижа) предприятия на его социально-экономическое окружение, так как его деятельность направлена не только на получение выгоды для себя, но и на рост благосостояния общества, региона, страны и всех социальных слоев общества.
Для обеспечения эффективной устойчивой работы предпринимателю необходимо объективно оценить ситуацию на рынке, осуществить финансовые маневры исходя из финансовой части бизнес-плана, представляющего собой основной стратегический документ предпринимательской деятельности. Кроме того, как мы уже говорили, главной и конечной целью предпринимательской деятельности является и остается ее доход или максимальное материальное вознаграждение. Под экономической прибыльностью предприятия мы понимаем способность предприятия удовлетворять как свои, так и коллективные потребности за счёт осуществления предпринимательской способности и высокой производительности.
Предпринимательская активность имеет свои критерии оценивания, которые определяются степенью и уровнем: развитости управленческих способностей предпринимателя; наличия у предпринимателя экономического мировоззрения и финансовой грамотности; справедливости распределения результатов между участниками предпринимательской деятельности; использованием современной техники, технологий и оборудования; образованием и опытом работы, задействованных в предпринимательской
деятельности; либерализацией в предпринимательской деятельности, но только в рамках закона; созданием новых рабочих мест, формированием конкурентоспособной среды, повышением эффективности труда [4].
Мы считаем, что лишь в результате учёта выше указанных факторов возможен резкий рост предпринимательской активности, что станет решающим стимулом для ускоренного экономического роста в стране.
Таким образом, основываясь на проведенных теоретических исследованиях, мы можем сделать следующие выводы: с развитием малого бизнеса и частного предпринимательства мы сможем решить задачу формирования среднего класса населения, который будет опорой государства; этот класс станет основным фактором развития экономики, гарантией социальной и политической устойчивости общества, станет движущей силой, ведущей страну к развитию; предпринимательская активность - это не просто понятие: в настоящее время, в период развития экономических отношений, это экономический термин; предпринимательская активность отражает реальную экономическую действительность и представляет собой совокупность трудовых способностей, предпринимательской смелости, управленческих качеств, превращающих человека в экономический ресурс; предпринимательская активность занимает важное место в показателях оценки предпринимательской деятельности.
Важнейшим критерием, позволяющим оценить степень предпринимательской активности, является наличие у предпринимателя стратегических документов (программ и мероприятий), которые предотвращают банкротство и снижают другие риски; предпринимательская активность выражает возможности предпринимательства и исполняет роль рычага, который приводит в движение экономическую деятельность национального хозяйства любой страны.
Список использованной литературы:
1. Тодаро, Микаель П. Экономическое развитие: пер с англ./М.Тодаро. - М.:Экон.фак. МГУ, ЮНИТИ, 1997. -666 с.
2. Султанов З.С., Асророва З.И., Насиров Н.Н. Предпринимательство (малое): состояние, проблемы и перспективы развития в Республике Таджикистан.//Вестник РТСУ. 2012. - С. 25.
3. Муфтайдинов К. Проблемы развития предпринимательства в условиях экономической свободы. - Уфа, 2006. - 182 с.
4. Высшая школа менеджмента СПбГУ. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия, 2008.
Reference Literature:
1. Todaro, Mikael P. Economic Development: translation from English/ M. Todaro. - M.: Economy Faculty of Moscow State University, MSU UNITY 1997. - 666pp.
2. Sultanov Z.S., Asrorova Z.I., Nasirov N.N. Small Entrepreneurship: State, Problems and Prospects in the Republic of Tajikistan. // Bulletin of RTSU. 2012. - p. 25.
3. Muftaydinov K. Problems of Business Development under the Conditions of Economic Freedom. - Ufa, 2006. - 182 pp.
4. SPSB Higher School of Management. Global Monitorinf of Entrepreneurship. Russia, 2008.