УДК 338.24 1БЬ А14
Б01 10.25205/2542-0429-2017-17-3-112-120
Н. В. Медведева, К. О. Куцова
Российский государственный социальный университет ул. В. Пика, д. 4, стр. 1, Москва, 129226, Россия
[email protected], [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОГРАНИЧЕНИЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ *
В настоящее время развитие малого и среднего бизнеса становится одним из приоритетных направлений государственной политики в РФ, особенно в условиях импортозамещения и обновления отраслей экономики. Сектор малого предпринимательства обеспечивает создание новых рабочих мест и, соответственно, снижает показатели социальной напряженности и безработицы. При этом, с одной стороны, государство заинтересовано в развитии малого предпринимательства, а с другой - в настоящее время отсутствуют эффективные механизмы поддержки малого предпринимательства и наблюдаются высокие налоговые ставки на осуществление предпринимательской деятельности. В результате анализа развития малого и среднего бизнеса в России в работе выделяются группы факторов, которые оказывают влияние на предпринимательскую активность граждан, а также условия развития малого предпринимательства. На основе проведенного исследования выявляются проблемы и ограничения развития малого и среднего бизнеса в РФ. Результаты исследования позволяют определить направления повышения предпринимательской активности граждан в современных российских условиях.
Ключевые слова: экономика, предпринимательство, предпринимательская активность, малый и средний бизнес, портрет предпринимателя, товары и услуги, рынок, государственная поддержка.
Введение
В настоящее время развитие малого и среднего бизнеса становится одним из приоритетных направлений государственной политики в РФ, особенно в условиях импортозамещения и обновления отраслей экономики. В своем Послании Федеральному Собранию РФ 2016 г. Президент особое внимание уделил вопросам, связанным с расширением экономических свобод, установлением стабильных, устойчивых и предсказуемых правил ведения бизнеса, включая налоговую систему, стимулированием деловой активности, созданием конкурентных условий для развития отечественных предприятий 1.
Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особенный вид общественного производства, роль которого весьма значительна. Так и его роль в развитии города можно рассмотреть с трех ракурсов: социального, экономического и политического. Говоря о социальной роли, отметим, что массивность группы мелких собственников и владельцев
* Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых МК-1265.2017.6.
1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/
Медведева Н. В., Куцова К. О. Исследование предпринимательской активности граждан в Российской Федерации: ограничения и потенциальные возможности // Мир экономики и управления. 2017. Т. 17, № 3. С. 112-120.
ISSN 2542-0429. Мир экономики и управления. 2017. Том 17, № 3 © Н. В. Медведева, К. О. Куцова, 2017
предприятий, а также их рабочих, определяет общественную значимость и является наиболее существенной характеристикой для страны. Именно данная группа «обслуживает» основную массу населения в разных странах. Развитие малого бизнеса способствует созданию огромного слоя собственников, которых также принято считать средним классом.
Сектор малого предпринимательства обеспечивает создание новых рабочих мест, соответственно, снижает показатели социальной напряженности и безработицы. Политическая роль малого бизнеса, несомненно, велика. Данная социальная группа вполне может стать основой среднего класса, т. е. людьми, связанными с государством взаимными экономическими отношениями. Предприниматели являются наиболее приверженными политической стабильности, принципам демократии и экономической свободы, нежели остальные социальные группы. Социальный слой мелких предпринимателей также отличается наибольшей активностью, поскольку в отличие от крупных и средних предпринимателей для них их собственное дело является единственным источником дохода и средством к существованию. Важная экономическая роль - это наиболее ускоренное освоение новых видов продукции и вовлечение в трудовую деятельность экономически активного населения нашей страны и динамичное освоение инвестиций.
Вопросы развития предпринимательской деятельности в большей степени являются предметом изучения зарубежных исследователей. Предпринимательство и его различные аспекты рассматривались в трудах Л. Мизеса [1], Ф. Хайека, Й. Шумпетера [2] и др. Кроме того, в работах Г. Маркузе и Т. Парсонса затронуты проблемы социальной активности личности. В отечественной науке вопросы оценки государственной поддержки малого предпринимательства и методические аспекты развития и оценки деятельности субъектов малого предпринимательства рассмотрены в работах И. А. Гришина [3], А. А. Крупанина [4], А. Ю. Манохина [5], А. Ю. Масленниковой [6], И. А. Сахнова [7] и др. Однако изучение экономической литературы показало, что проблемы исследования предпринимательской активности граждан остаются недостаточно изученными, особенно в современных условиях.
В настоящее время в Российской Федерации малый бизнес получает широкомасштабную поддержку на федеральном уровне. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по направлениям или видам предпринимательства и по определенным субъектам. Для стимулирования деловой активности малого предпринимательства разных форм и отраслей создаются благоприятные экономические и правовые условия. В то же время существующая налоговая система еще недостаточно эффективна по отношению к малому бизнесу, требуется упорядочение существующих фискальных льгот (сделать их более адресными), формирование более прозрачной системы контрольно-надзорных органов, повышение эффективности системы кредитования малого бизнеса.
Таким образом, с одной стороны, государство заинтересовано в развитии малого предпринимательства, а с другой - в настоящее время отсутствуют эффективные механизмы поддержки малого предпринимательства, и наблюдаются высокие налоговые ставки на осуществление предпринимательской деятельности.
Все это приводит к необходимости исследования состояния и ограничений развития малого и среднего бизнеса, основных тенденций и трендов предпринимательской деятельности, а также поиска направлений повышения предпринимательской активности граждан в современных российских условиях.
В результате проведения исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, обобщение и др. Эмпирическую базу исследования составили результаты опросов ФОМ, ВЦИОМ, данные международных проектов по оценке и мониторингу предпринимательской активности GEM, мониторинга Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства, а также результаты авторского опроса на тему «Предпринимательская активность граждан: факторы, ограничения и потенциальные возможности».
Состояние малого и среднего предпринимательства в РФ
«Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» продекларировано
в Конституции Российской Федерации (ст. 34 п. 1) 2. Государство во все времена активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя.
В Гражданском Кодексе Российской Федерации предпринимательство определено как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом
3
порядке» .
Предпринимательство принято разделять на крупный, средний и малый бизнес. Критерии определяются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 4. При этом уровень развития малого и среднего бизнеса во многом зависит от уровня предпринимательской активности граждан, которая представляет собой «социальную активность граждан, направленную на организацию предпринимательской деятельности, где качественные характеристики социальной активности представлены интеллектуальными, физическими возможностями человека, его формой жизнедеятельности и уровнем заинтересованности в предпринимательстве, а качественные характеристики предпринимательства - в инициативности субъекта активности, способности к риску, постоянном поиске инноваций в планировании и осуществлении своей деятельности» [7].
Результаты антикризисного мониторинга 2016 г., проведенного Центром экспертизы и аналитики проблем предпринимательства, свидетельствуют о том, что около половины опрошенных субъектов малого и среднего предпринимательства негативно оценивают состояние своего бизнеса (35 % - скорее как плохое, 12 % - как очень плохое), около 50 % вообще не могут дать оценку его состояния и всего 6 % отметили некоторые улучшения в своей предпринимательской деятельности. Кризис вызывает изменения во внешнем окружении компаний, связанные с доступностью финансовых средств, персонала и недвижимости, поведением покупателей и поставщиков, административным и криминальным давлением 5.
В настоящее время в государственном реестре зарегистрировано 2 791 435 индивидуальных предпринимателей (в 2010 г. - 2 926 812), из которых 2 791 003 являются представителями малого бизнеса и лишь 432 - представителями среднего бизнеса (в 2010 г. - 676) (данные Росстата) 6. Следовательно, несмотря на различные формы поддержки со стороны государства, в настоящее время количество малых и средних предприятий сокращается.
Отдельно следует отметить, что по результатам проведенного мониторинга 2016 г. более половины опрошенных (63 %) предпринимателей очень низко оценивают деятельность федеральных органов власти по борьбе с кризисом и выделяют следующие проблемы: спад спроса на продукцию (39 %), дефицит финансовых ресурсов (31 %) и инфляцию (30 %). Следовательно, в условиях продолжающегося экономического кризиса предпринимательский сектор по-прежнему нуждается в поддержке со стороны государства. Такими государственными мерами, по мнению представителей бизнес-сообщества, могут стать снижение (или не повышение) тарифов, более эффективная система кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, а также отсрочка налоговых платежей.
В нашей стране наблюдается низкая предпринимательская активность граждан. По данным Министерства экономического развития РФ, большинство россиян не планируют в ближайшие три года открывать собственное дело. При этом данный показатель, который в 2016 г. составил 5,2 % (в большинстве стран он превышает 8 %), является одним
2 Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru
5 Антикризисный мониторинг «Опоры России». Было опрошено 387 субъектов малого и среднего бизнеса. URL: http://oporamo.ru (дата обращения 21.03.2017).
6 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 02.12.2016).
из самых низких среди стран - участниц проекта Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) 7.
Подобная ситуация во многом вызвана тем, что большинство населения РФ оценивает условия для создания бизнеса как неблагоприятные. Это подтверждают результаты опросов ФОМ «Предпринимательство: факторы, проблемы и условия развития» 8, проведенных в 2011-2016 гг. (рис. 1).
При этом с 2011 г. число респондентов, считающих, что условия ухудшаются, выросло почти в полтора раза (рис. 2), что свидетельствует о недостаточном внимании со стороны государства к вопросам развития малого бизнеса.
Среди ключевых факторов, которые, по мнению опрошенных, препятствуют нормальному развитию малого бизнеса в РФ, следует выделить такие как: высокие налоги (21 %); коррупция и взяточничество (9 %); бюрократия и административные проволочки (9 %).
Таким образом, можно сделать вывод, что население нашей страны крайне недовольно условиями, созданными государством для процветания предпринимательской деятельности в РФ. Более того, около трети респондентов считает, что условия не меняются, т. е. наблюдается стагнация в развитии предпринимательства. Другая треть и вовсе отметила тенденцию к ухудшению.
Во многом именно этим обусловлен резкий спад количества предприятий среднего бизнеса. Анализ динамики количества малых и средних предприятий в 2010-2014 гг. наглядно демонстрирует данную тенденцию 9 (рис. 3).
Рис. 1. Условия для развития предпринимательства в РФ (в %)
Рис. 2. Состояние условий для развития малого предпринимательства в РФ (в %)
7 Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. URL: http://smb.gov.ru/news/17795.html (дата обращения 20.03.2016).
8 Фонд «Общественное мнение». URL: http://fom.ru/ (дата обращения 12.12.2016).
9 Данные Росстат: Основные показатели деятельности малых и средних предприятий; http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/mal-pred15.pdf
I Средние предприятия
Малые предприятия
2 500 2 000 1500 1000 500 0
2003.0
2063,1
2103,8
1ЯЗС Л -.
1 544,3 п
1
1 1
2! 3! 1 5,9 1 3,8 13/Г|
13,7
2010
2011
2012
2013
2014
Рис. 3. Динамика количества малых и средних предприятий в 2010-2014 (в тыс.)
Данные статистики подтверждают, что предприниматели, скорее всего, просто не имеют возможности содержать средние предприятия, и им приходится переводить их в статус малых. Или, возможно, средние предприятия вырастают в крупные и перестают входить в сегмент малого предпринимательства.
Факторы, оказывающие влияния
на предпринимательскую активность граждан
В результате анализа различных исследований по вопросам развития малого и среднего бизнеса в России были систематизированы факторы, которые оказывают влияние на предпринимательскую активность граждан. Были выделены две группы факторов: внутренние и внешние.
К внешним факторам следует отнести следующие.
Фактор престижности профессии. Престижность профессии представляет собой некую оценку общественной значимости своей профессии. Для каждого человека престиж имеет свое значение: для кого-то это доход от данной деятельности, для кого-то почет среди окружающих, а для других популярность.
Экономическое состояние страны. От экономической стабильности в стране зависит многое в предпринимательской деятельности: финансирование предпринимательской деятельности, наличие выгодных кредитов и налоговых ставок и др.
Политические факторы. От политической обстановки зависит политика в отношении предпринимательской деятельности и, следовательно, меры, предпринимаемые органами государственной власти в сфере малого и среднего бизнеса. Особая роль при этом отводится законодательству, так как с помощью него формируются правовые условия для функционирования и развития предпринимательства.
Отношение граждан к малому предпринимательству - это полностью субъективный критерий оценки деятельности. У каждого индивида свои стереотипы и взгляды на малый бизнес.
Информационные факторы. СМИ и другие источники информации являются важнейшими факторами, оказывающими влияние на предпринимательскую активность граждан. При этом важны средства и способы выражения информации.
Социальные факторы - любые переменные в социальном окружении, которые оказывают значительное влияние на поведение, самочувствие и состояние здоровья индивида.
Среди внутренних факторов отметим следующие.
Индивидуальные предпочтения - склонность человека к той или иной профессии, удовлетворенность осуществляемой деятельностью, доход, престижность, желание рисковать и принимать решения либо же находиться в подчинении и выполнять приказы.
Воздействие социальных институтов на сознание и отношение человека к малому предпринимательству / индивидуальным предпринимателям. Такие важные социальные институты, как семья, школа, группа сверстников и трудовой коллектив, максимально воздействуют на сознание человека, и зачастую сложившееся мнение о той или иной ситуации - это навязанное близким окружением мнение.
Уровень дохода. Материальная составляющая на протяжении веков считалась неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому уровень дохода часто оказывается приоритетом при выборе профессии.
Проблемы и ограничения
развития малого бизнеса в Москве
Для выявления проблем развития малого бизнеса в настоящее время было проведено исследование на тему «Предпринимательская активность граждан: факторы, ограничения и потенциальные возможности». Социологический опрос проводился на территории города Москвы с 16 по 25 ноября 2015 г. методом анкетирования. Респондентами выступило экономически активное население Москвы в возрасте от 20 до 45 лет, еще не начавшее свой бизнес, но позитивно оценивающее собственные предпринимательские способности. Выборка составила 384 человека: 178 мужчин, 206 женщин. Цель опроса - выявление мнения населения о проблемах и ограничениях развития малого бизнеса в Москве.
Для проведения анкетного опроса был составлен инструментарий. Анкета состояла из нескольких блоков и была направлена на выявление представлений населения о предпринимательской деятельности; проблем и трудностей, с которыми могут столкнуться потенциальные предприниматели; осведомленности граждан о государственной и иной поддержке малого бизнеса.
В результате проведенного опроса были получены следующие данные.
Во-первых, выявлено мнение населения о предпринимательстве в целом. Около половины опрошенных (54,1 %) считает, что это деятельность, связанная с риском, направленная на получение прибыли. По мнению 40,7 % респондентов, это деятельность противозаконная и коррумпированная, и 5,2 % отметили, что это деятельность, связанная с реализацией товаров и услуг. Кроме того, по результатам опроса были определены качества, которыми должен обладать предприниматель. Это коммуникабельность, готовность идти на риск, ответственность и умение управлять персоналом. Следовательно, до сих пор у населения нет четкого представления о том, что собой представляет предпринимательская деятельность и какова ее роль в современном обществе. Во многом это обусловлено сложившимися в обществе стереотипами, сформированными еще в 1990-е гг.
Во-вторых, выявлено мнение населения о проблемах развития малого бизнеса в Москве. Респондентами выделены различные проблемы, основными из них оказались следующие: высокие налоги (28 %), коррупция (21 %), административные барьеры (18 %) и др. (рис. 4). Действительно, на протяжении многих лет коррупция, административные и правовые барьеры в сфере бизнеса являлись главным ограничением для его развития. В настоящее же время правовые проблемы в сфере предпринимательства постепенно решаются на государственном уровне, что и демонстрируют результаты исследования. Несовершенные законы, монополизм и плохое знание законов и прав находятся в рейтинге проблем не на лидирующих позициях.
В-третьих, выявлена оценка населением существующих в нашей стране механизмов поддержки малого бизнеса. Данные опроса свидетельствуют о том, что 59,3 % респондентов считают механизмы поддержки со стороны государства неэффективными. При этом около трети опрошенных (32,1 %) не слышали про государственную помощь. Эффективной государственную поддержку признали лишь 5,2 % респондентов.
6
3 2
■ Административные барьеры
■ Высокие налоги
■ Несовершенные законы
■ Монополизм
■ Невозможность победить а гостендерах
■ Проблема кадров
■ Недоступность кредитов
■ Коррупция
Государственная помощь не доходит до адресатов
■ Плохое знание законов и прав
■ Преступность
Не сформирован имидж предпринимателя
Рис. 4. Проблемы, возникающие при создании малого бизнеса (в %)
Таким образом, результаты проведенного исследования в Москве позволяют констатировать, что в настоящее время еще не созданы благоприятные условия для функционирования малого бизнеса, нет эффективных механизмов поддержки. Основными ограничениями для предпринимателей по-прежнему остаются такие факторы, как высокие налоговые ставки, несовершенная законодательная база, административные барьеры, бюрократические сложности, что коррелирует с данными, представленными в опросах общественного мнения по всей России (ФОМ и ВЦИОМ). Следовательно, несмотря на предпринимаемые органами власти меры в отношении малого и среднего бизнеса, до сих пор остаются не решенными проблемы, связанные с налоговой и антикоррупционной политикой государства. Граждане сталкиваются с бюрократическими сложностями в процессе взаимодействия с уполномоченными органами в сфере предпринимательства. Кроме того, в обществе складывается портрет предпринимателя - бандита и коррупционера, что, несомненно, является ограничивающим фактором развития предпринимательской активности граждан. Следовательно, неэффективные механизмы информирования о предпринимательской деятельности, его аспектах, социальном портрете бизнесмена, а также об основах данной деятельности, включая то, каким образом любой желающий может стать предпринимателем, препятствуют повышению предпринимательской активности населения.
Заключение
Результаты проведенного исследования позволяют определить приоритетные направления повышения предпринимательской активности граждан в современных российских условиях. Это финансовая поддержка со стороны государства, а также информирование граждан о формах данной поддержки, выгодная система кредитования для предпринимателей, упорядочение существующих фискальных льгот, формирование более прозрачной системы контрольно-надзорных органов и др. Кроме того, необходимо направить усилия на то, чтобы у граждан сформировалось представление о предпринимательстве не как о коррумпированной деятельности, а как о деятельности, приносящей доход, в первую очередь, от продажи товаров и услуг. Все это будет способствовать созданию благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса. Также одним из ключевых факторов, препятствующих предпринимательской активности граждан, является несовершенная налоговая система, в связи с этим возникает необходимость снижения налоговых ставок для предпринимателей. Таким образом, малый бизнес сможет обеспечить необходимую мобильность в условиях рынка, создать глубокую специализацию и кооперацию, без которых невозможна его высокая эффективность.
Список литературы
1. Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М.: Экономика, 2000.
2. ШумпетерЙ. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
3. Гришин И. А. Смещение акцента. Малое предпринимательство в экономическом развитии регионов и муниципальных образований // Российское предпринимательство. 2007. № 2. С.45-48.
4. Крупанин А. А. Факторы риска малого бизнеса и пути их преодоления. Факторы успеха предпринимательской деятельности: Сб. науч. тр. / Под ред. А. К. Кузнецова и др. СПб., 1996.
5. Манохин А. Ю. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в современной России. URL: http://www.tambov-rosnou.ru/monograf/ (дата обращения 03.12.2014).
6. Масленникова А. Ю., Лапаев С. П. Развитие предпринимательства в России (региональный аспект) / Оренбург. гос. ун-т. Оренбург, 2011. 232 с.
7. Сахнов И. А. Предпринимательская активность как средство реинтеграции незанятого населения в социум: Дис. ... канд. социол. наук / Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. Новосибирск, 2008. 213 с.
Материал поступил в редколлегию 27.02.2017 N. V. Medvedeva, K. O. Kutsova
Russian State Social University 4-1 V. Pika Str., Moscow, 129226, Russian Federation
[email protected], [email protected]
RESEARCH OF ENTERPRISE ACTIVITY OF CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION: RESTRICTIONS AND POTENTIAL OPPORTUNITIES
At present, the development of small and medium businesses is becoming one of the priority directions of the state policy in Russia, particularly in the context of import substitution and renovation of the economy. The small business sector provides the creation of new jobs and, therefore, reduces the indicators of social unrest and unemployment. Thus, on the one hand, the state is interested in the development of small businesses, but on the other hand, currently there are no effective mechanisms to support small business and there are high tax rates on entrepreneurial activity. As a result of analysis of the development of small and medium businesses in Russia authors outline groups of factors affecting the entrepreneurial activity and describe the conditions for the development of small businesses. Based on the studies, problems and constraints of small and medium-sized businesses in Russia are presented. The study results allow us to determine ways to improve entrepreneurial activity of citizens in modern Russian conditions.
Keywords: economics, entrepreneurship, entrepreneurial activity, small and medium business, businessman portrait, goods and services market, state support.
References
1. Mizes L. Chelovecheskaja dejatel'nost': Traktat po ekonomicheskoj teorii [Human Action: A Treatise on economic theory]. Moscow, Ekonomika Publ., 2000. (In Russ.)
2. Shumpeter J. A. Teorija ekonomicheskogo razvitija [The theory of economic development]. Moscow, Progress, 1982. (In Russ.)
3. Grishin I. A. Smeshhenie akcenta. Maloe predprinimatel'stvo v ekonomicheskom razvitii regionov i municipal'nyh obrazovanij [Small business in the economic development of regions and municipalities]. Rossijskoepredprinimatel'stvo, 2007, № 2, p. 45-48. (In Russ.)
4. Krupanin A. A. Faktory riska malogo biznesa i puti ih preodolenija. Faktory uspeha predpri-nimatel'skoj dejatel'nosti [Risk factors for small business and ways to overcome them. Factors of business success]. A. K. Kuznetsov et al. (ed.) St. Petersburg, 1996. (In Russ.)
5. Manohin A. Yu. Strategija razvitija malogo i srednego predprinimatel'stva v sovremennoj Rossii [Strategy of development of small and medium-sized enterprises in modern Russia]. URL: http://www.tambov-rosnou.ru/monograf/ (In Russ.)
6. Maslennikova A. Yu., Lapaev S. P. Razvitie predprinimatel'stva v Rossii (regional'nyj aspekt) [The development of entrepreneurship in Russia (regional aspect)]. Orenburg, OGU Press, 2011, 232 p. (In Russ.)
7. Sakhnov I. A. Predprinimatel'skaja aktivnost' kak sredstvo reintegracii nezanjatogo naselenija v socium: diss. ... kand. sociol. nauk. Novosibirskij gosudarstvennyj universitet ekonomiki i uprav-lenija. Novosibirsk, 2008, 213 p. (In Russ.)
For citation:
Medvedeva N. V., Kutsova K. O. Research of Enterprise Activity of Citizens in the Russian Federation: Restrictions and Potential Opportunities. World of Economics and Management, 2017, vol. 17, no. 3, p. 112-120. (In Russ.)