Научная статья на тему 'Анализ уровня предпринимательской активности: результаты социологических исследований'

Анализ уровня предпринимательской активности: результаты социологических исследований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2224
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОПРОС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОТКРЫТИЕ БИЗНЕСА / НАМЕРЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ENTREPRENEURSHIP / SURVEY / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / OPENING BUSINESS / EXPECTATIONS OF ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиньковецкая Ю. С., Катаев Е. Н.

В статье с использованием результатов проведенных в последние годы социологических исследований, представлен анализ предпринимательской активности в России и ряде зарубежных стран. Подробно рассмотрены закономерности и тенденции, описывающие предпринимательские намерения экономически активного населения, отношение к предпринимателям в обществе, достигнутый уровень предпринимательской активности и причины открытия собственного бизнеса. Приведены выводы и предложения по развитию предпринимательской деятельности в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пиньковецкая Ю. С., Катаев Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis the Level of Entrepreneurial Activity: Results of Sociological Researches

The paper with the use of results made in recent years sociological research present analysis entrepreneurial activity in Russia and some foreign countries. In details discuss regularities and tendencies, describe entrepreneurial expectations economical active people, relation to entrepreneurs in society, achieved level of entrepreneurial activity and reasons of opening own business. Present results and proposals on the development of entrepreneurial activity in our country.

Текст научной работы на тему «Анализ уровня предпринимательской активности: результаты социологических исследований»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

УДК 332.05:005

Ю.С. Пиньковецкая

Е.Н. Катаев

Анализ уровня

предпринимательской активности: результаты социологических исследований

В статье с использованием результатов проведенных в последние годы социологических исследований, представлен анализ предпринимательской активности в России и ряде зарубежных стран. Подробно рассмотрены закономерности и тенденции, описывающие предпринимательские намерения экономически активного населения, отношение к предпринимателям в обществе, достигнутый уровень предпринимательской активности и причины открытия собственного бизнеса. Приведены выводы и предложения по развитию предпринимательской деятельности в нашей стране.

Ключевые слова: предпринимательство, опрос, предпринимательская активность, открытие бизнеса, намерения предпринимателей

На заседании Государственного совета 7 апреля 2015 года Президент Российской Федерации В.В. Путин указал на высокую актуальность решения проблем повышения значения предпринимательства: «развитие малого и среднего предпринимательства — не только одно из ключевых условий обновления страны, обновления экономики, повышения ее устойчивости, но и в целом нашего успешного движения вперед, реализация того огромного творческого, созидательного предпринимательского потенциала, который, безусловно, есть у нашего народа» [6]. В последние годы решениями Правительства Российской Федерации [4, 5] было предусмотрено дальнейшее развитие предпринимательства и повышение его роли в экономике регионов страны. Создание бизнес-структур и орга-

низация их деятельности осуществляется под руководством предпринимателей. Поэтому в настоящее

время важным в научном плане представляется анализ предпринимательской активности, восприятия населением этой сферы деятельности, формирования предпринимательских намерений и выявления побудительных мотивов создания собственных бизнесов.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провели обследования, связанные с предпри-

© Пиньковецкая Ю.С., Катаев Е.Н., 2015

90

Анализ уровня предпринимательской активности...

нимательскими намерениями населения [1, 7]. Итоги этих обследований показали, что 5% опрошенных имеют свой бизнес. Желают его организовать по данным ВЦИОМ — 23%. Не возражали бы иметь бизнес по данным ФОМ — 26%. Не занимаются и не хотят заниматься этим видом деятельности 52% респондентов. Полученные результаты совпали по двум вопросам и достаточно близки, учитывая определенную разницу в формулировках, по третьему. В качестве положительного аспекта можно отметить наличие существенных потенциальных возможностей развития новых бизнесов, поскольку почти каждый четвертый из опрошенных не исключает свое участие в предпринимательстве в перспективе. Вместе с тем настораживает, что более половины обследованных не видят себя предпринимателями даже в будущем.

Подробный анализ предпринимательских настроений и восприятий, а также предпринимательской активности, ежегодно приводится в исследованиях, проводимых в рамках проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor — GEM). GEM представляет собой наиболее полное исследование в этой области по числу наблюдений, а также учета особенностей предпринимательства в регионах мира. Он основан на рассмотрении 14 удельных показателей, которые характеризуют отношение к предпринимательству в различных странах, а также качественную природу такого социально-экономического явления, как предпринимательская активность. Отличительной особенностью проекта глобального мониторинга является подробный учет всех этапов развития предпринимательства: от появления желания участвовать в этой деятельности и идеи о возможных путях реализации такого желания до создания своего бизнеса и обеспечения его функционирования [20]. Для получения данных используется опрос взрослого трудоспособного населения и национальные экспертные интервью.

К настоящему времени в отчетах по проекту GEM отражены данные о предпринимательских настроениях и реальной предпринимательской деятельности по большинству стран, в которых эта деятельность получила существенное развитие. Количество стран, которые участвуют в мониторинге, постоянно увеличивается. Так в 2013 году в процессе соответствующих социологических опросов были получены мнения более 197 тысяч человек из 70 стран. Кроме того, к формированию результатов глобального мониторинга было привлечено 3800 экспертов, изучающих проблемы предпринимательства в странах, включенных в мониторинг.

Приведенный в настоящей статье анализ основывался на данных глобального мониторинга за последние годы [8, 9, 10, 11, 13, 14, 22]. Рассматривались показатели, характеризующие предпринимателей в таких наиболее экономически развитых странах, как Россия, США, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Германия, Испания, Индия, Китай. Отметим, что суммарный ВВП этих стран достигает 75% от общего ВВП всех эко-

91

Анализ уровня предпринимательской активности...

номик мира, и в них проживает почти половина населения земного шара. В процессе мониторинга опросы не проводились за некоторые годы по ряду стран, а также по отдельным из рассматриваемых показателей. Это, однако, на наш взгляд, не препятствует формированию корректных выводов об имеющихся тенденциях.

Первым показателем предпринимательских настроений и восприятий являются предполагаемые возможности. Этот показатель отражает удельный вес жителей соответствующей страны в возрасте от 18 до 64 лет, которые видят хорошие возможности, чтобы начать бизнес в этой стране, в общей численности экономически активного населения. В Китае, Великобритании, Германии удельный вес таких жителей превышает 30%. Низкий уровень предполагаемых возможностей имеет место в Японии — менее 10%. Только в 2008 году он поднимался до 13%. Высокие значения этого показателя отмечались в Индии. Начиная с 2010 года наблюдается существенный рост показателя предполагаемых возможностей в США. Для остальных стран, включая Россию, средние значения показателя за 2007—2013 годы находятся в диапазоне от 20% до 30%. Тенденция снижения показателя в последние годы отмечается в таких странах, как Китай, Италия и Испания. Так в Китае в 2011 году был достигнут максимум (48,8%), после чего показатель снизился. В Италии показатель уменьшился в период с 2007 по 2013 годы с 39% до 17,3%, а в Испании соответственно с 33% до 16%. В России наибольшее значение (39%) отмечалось в 2008 году, а наименьшее (17%) в период глобального экономического кризиса в 2009 году. В 2011 году показатель вырос, однако в 2012 и 2013 годах он существенно уменьшился и в 2013 году составил 18,2%.

Показатель «предполагаемые способности» отражает процент населения страны в возрасте от 18 до 64 лет, обладающего (по собственному мнению) необходимыми навыками и знаниями для начала предпринимательства, в общей численности экономически активного населения. Наиболее высокие значения (около 50%) показателя характерны для Индии и США. Так в США с 2007 по 2013 годы значение этого показателя возросло с 43% до 55,7%. Минимальные значения показателя предполагаемых способностей отмечаются в Японии. За рассматриваемый период значение показателя не превышало 14%, причем в 2007 году это значение составило всего 9%. В Российской Федерации показатель имел достаточно устойчивую тенденцию к росту и к 2013 году вырос до 28,2%. В Европе наибольшие величины рассматриваемого показателя характерны для таких стран, как Испания и Великобритания. Значения показателя в этих странах в отдельные годы превышали 50%. Причем, если в Испании уровень показателя в 2013 году составил более 48%, то для Великобритании значение в 2013 году составило 43,8%. В Германии, Италии и Франции показатель предполагаемых способностей редко превышал 40%. А в последние годы он существенно снизился в Италии до немногим более 30%. Аналогичная тенденция

92

Анализ уровня предпринимательской активности...

характерна и для Китая, в котором после 2011 года имеет место снижение показателя.

Отметим, что два последних из рассмотренных показателей по России имеют значения близкие к ответам на аналогичные вопросы, из исследований ВЦИОМ и ФОМ, о которых упоминалось в начале статьи.

Показатель «страх неудачи» отображает удельный вес экономически активного населения с положительным восприятием своих возможностей, которым, однако, предполагаемые опасения будущих неудач не позволяют создать свой бизнес. Сильнее всего опасаются возможных трудностей при начале предпринимательской деятельности граждане Японии, где значение показателя в разные годы изменялось в интервале от 30% до 50%. Таким образом, анализ показателя подтверждает отмеченные ранее закономерности низкого уровня предпринимательских устремлений. Вероятнее всего, это связано с низкой оценкой японцами предполагаемых способностей и возможностей. В 2008 и 2009 годах значение показателя в России превышало даже отмеченное в Японии. В эти годы в России страх неудачи испытывали соответственно 66% и 52% людей. Однако к 2013 году значение этого показателя в России снизилось до 29% и стало одним из самых низких среди рассматриваемых стран. Минимальные значения показателя отмечаются в США, где соответствующие значения колебались в интервале от 24% до 32%. Низкие значения рассматриваемого показателя также зафиксированы в Китае, где соответствующий интервал составляет от 30% до 36%. Несмотря на то, что жители Индии оценивают свои способности и возможности в бизнесе достаточно высоко, уровень боязни неудачи у них высок. В 2007 году значение показателя в Индии составляло 47%, но за последние годы снизилось до 39%. Страны Европы занимают в рейтинге серединное значение, оно колеблется от 30% до 45%. Но в Италии и Испании показатель достигает 50%. В Италии в 2012 году был отмечен максимум среди указанных стран, уровень страха неудачи достиг 58%. Среднее значение показателя по европейским странам колеблется на уровне 40%.

Существенной характеристикой предпринимательских намерений является количество взрослых индивидов, планирующих начать деятельность в сфере бизнеса. Понятно, что без наличия соответствующих намерений невозможен рост предпринимательской активности [17].

Показатель, характеризующий предпринимательские намерения, отражает процент населения в возрасте от 18 до 64 лет, которые намерены начать бизнес в течение трех лет. Лица, принимающие к настоящему времени участие в предпринимательской деятельности, не учитываются при расчете этого показателя. По этому показателю абсолютным лидером является Китай. По сравнению с другими странами значения показателя в разы превышало соответствующие величины по другим странам. Однако не все так однозначно. Высокие значения показателя в Китае были зафик-

93

Анализ уровня предпринимательской активности...

сированы в периоде до 2011 года, когда доля населения, имеющего предпринимательские намерения, составляла от 23—42,8%. Однако в последние годы наметилась тенденция снижения показателя, и к 2013 году его величина составила 14,4%. Высокий уровень данного показателя характерен для Индии, где в 2013 году он составил 22,7%. В США показатель предпринимательских намерений с 2011 года растет, и если в 2007 году составлял 7%, то сейчас колеблется около 12%. Минимальные значения показателя отмечаются в России и Японии. В этих странах значение показателя едва превышает 3%. В 2011 году в России был зафиксирован максимум за весь период, который составил 3,6%. Рассматривая предпринимательские намерения в России, необходимо учитывать характерный для нашей страны феномен, связанный со значительным количеством экономически активного населения, ведущего предпринимательскую деятельность без какого-либо официального ее оформления. В процессе мониторинга они также не информируют о своих намерениях. Европейские страны не отличаются особо высокими значениями показателя. Например, в 2013 году в странах Европы показатель колебался между 7—12%. Максимум среди них имела Франция (12,6%), минимум — Германия (6,8%). Рассматривая США и европейские страны, необходимо учитывать их априори высокий уровень развития предпринимательства, когда значительная часть экономически активного населения уже давно включена в предпринимательскую деятельность и по принятой методологии мониторинга не участвует в опросе о предполагаемых предпринимательских намерениях.

Такой показатель, как предпринимательство в качестве хорошего выбора карьеры, отражает удельный вес взрослого населения, которое считает, что ведение предпринимательской деятельности в их стране обеспечит хорошее благосостояние. Этот показатель имеет высокое значение в таких странах, как Италия, Китай, Россия, США, Индия, Франция и Испания. В этих странах соответствующий показатель от 55% до 72%. Несмотря на некоторое снижение в последние годы, он остается достаточно высоким. Несколько ниже оценивают выбор карьеры предпринимателя в качестве хорошего в Германии, Великобритании и Японии. При этом значения показателя в первых двух странах колеблются в районе 50%, а в Японии существенно (на 20%) ниже. В Японии в 2013 году показатель вырос с 26%, которые были зафиксированы в 2011 году, до 31,3%.

Еще одним показателем, отражающим предпринимательские настроения, является восприятие предпринимательства как высокостатусного занятия. Этот показатель отражает долю населения в возрасте от 18 до 64 лет, которые согласны с тем, что в их стране успешные предприниматели имеют высокий статус. Среди рассматриваемых стран по данному показателю наивысший уровень характерен для Великобритании, Китая, США, Германии. В этих странах соответствующее мнение имеют более 70% участвовавших в опросах. Немногим ниже значения показателя в России, Италии, Франции,

94

Анализ уровня предпринимательской активности...

Испании. В этих странах его величина колеблется в интервале от 60% до 70%, при чем в некоторые годы отмечается превышение уровня 70%. Только в Испании в последние годы отмечается небольшой спад значения показателя. Минимальные значения показателя зафиксированы в Японии, где они не превышают 55%. В 2013 году величина показателя составила 52,7%.

Последним из показателей, характеризующих предпринимательские настроения, выступает уровень внимания СМИ к предпринимательству. Этот показатель отражает долю населения, считающего, что в их стране СМИ уделяет большое внимание успешным предпринимателям. Среди рассмотренных стран наиболее высокие значения этого показателя характерны для Китая, где они варьируется от 71% до 80%. При этом в 2013 году значение показателя снизилось по сравнению с более ранними годами до 71,3%. В США и Индии значения показателя также велики, однако по этим странам трудно делать обоснованные выводы, поскольку имеются данные только по трем и двум годам соответственно. В европейских странах значение показателя изменяется от 37% до 55%. В Италии и Испании оно снижалось до 37%, однако к 2013 году показатель возрос до 48,1% и 45,6% соответственно. В Германии показатель практически не изменялся, так минимум составлял 49%, а максимум — 50%. По итогам 2013 года его значение составило 49,9%. Во Франции показатель был выше 45% до 2011 года, однако в 2012 году составил уже 41%, а в 2013 году — 41,4%. В Великобритании в 2008 году значение показателя составило 54%, однако затем произошло снижение до 47%. В 2013 году показатель составил 49,6%. По показателю внимание СМИ к предпринимательству, мнение граждан Японии совпадает с мнением населения европейских стран. Так, показатель в 2009 году составлял 61%, а в 2013 году его значение снизилось незначительно, до 57,6%. На аналогичном уровне находятся значения рассматриваемого показателя в России. Пик был зафиксирован в 2011 году (55,3%). Потом обозначилось некоторое снижение. В 2013 году значение показателя составило 49%.

Необходимо отметить, что переходя от намерений заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно к созданию того или иного бизнеса, предприниматели должны учитывать имеющую место неопределенность последствий такого решения и соответствующего риска, который начинающий предприниматель осознанно берет на себя. Соответствующие социально-экономические аспекты рассмотрены, в частности, в ряде работ. При этом способность принимать на себя риски, по мнению ряда исследователей [15, 16], составляет смысл работы предпринимателя и отличает его от наемных управленцев. Вместе с тем, в работах [12, 18, 19, 21] изложена противоположная позиция, а именно, что зачастую для предпринимателей характерно неприятие риска в большей мере, чем для наемных работников. Возможно, это обусловлено тем, что последние рискуют не своими, а чужими финансовыми и материальными ресурсами.

95

Анализ уровня предпринимательской активности...

Далее рассмотрим показатели предпринимательской активности.

Показатель уровня активности начинающих предпринимателей отражает удельный вес экономически активного населения, являющегося во время проведения опроса начинающими предпринимателями. Они либо вовлечены в процессы создания бизнеса, либо выступают в качестве владельцев или совладельцев предприятий, существующих более 3 месяцев, при этом заработная плата или другие виды вознаграждения еще не выплачивались. Значения этого показателя достаточно высоки в Китае и США. При этом в Китае отмечается рост показателя в периоде до 2011 года, когда он достиг пика (10,1%). В 2012 и 2013 годах значения показателя существенно (почти в два раза) сократились. В США в последние 3 года отмечается стабильно высокий уровень рассматриваемого показателя. Его значение превышает 8%, что существенно выше уровня, характерного для остальных промышленно развитых стран. Относительно высокие значения показателя в Индии, они варьируются от 5,1% до 7%. Говоря о России, стоит отметить устойчивую тенденцию роста данного показателя. Так, если в 2007 году его значение составляло 1,3%, то по итогам 2013 года оно составило 3%. Однако уровень активности начинающих предпринимателей в России остается достаточно низким. В Японии показатели схожи с российскими. Так до 2009 года был рост до 3,2%, потом значительное снижение до 1,5% в 2010 году, потом снова рост до 3,3%, затем снижение, что привело в итоге к 2,2% в 2013 году. В странах Европы значения показателя колеблются в широких пределах от 1,3% до 5%. В Испании значение показателя составило 3,1% в 2013 году, в Италии — 2,4%, в Великобритании — 3,6%, во Франции — 2,7%, в Германии — 3,1%. Важно отметить, что в этих странах наибольшие значения показателя были в 2011—2012 годах.

Уровень активности владельцев вновь созданного бизнеса отражает долю населения в возрасте от 18 до 64 лет, являющегося во время проведения опроса владельцами вновь созданных предприятий. При этом, в таких предприятиях выплачивается заработная плата и денежное вознаграждение собственнику более трех месяцев, но менее 3,5 лет. Наиболее высокие показатели характерны для Китая. Так, в 2013 году значения показателя составило 8,9%. В период с 2007 года по 2011 год показатель возрос с 10% до 14,2%. Значение показателя в США в 2013 году составило 3,7%, а в целом за рассматриваемый период находилось в интервале от 2,8% до 5%. В Великобритании этот показатель вырос в период с 2007 года по 2013 год с 2,7% до 3,6%. В Германии и Испании в 2013 году значения показателя составили около 2%. В России отмечается тенденция увеличения показателя, к 2013 году он достиг 2,8%. В Японии активность является одной из самых низких. Она не превышала 2,3%, а по итогам 2013 года и вовсе составила 1,5%. Феномен японского предпринимательства обусловлен на наш взгляд особенностями ведения малого бизнеса [2]. Так, более престижной считается работа в крупных компаниях. Малые предприятия представляют со-

96

Анализ уровня предпринимательской активности...

бой семейные фирмы, которые чаще всего ведут деятельность длительное время. Иногда в них сменяется несколько поколений. При низком уровне предпринимательских намерений, в Японии отмечается значительная доля экономически активного населения, являющегося владельцами уже функционирующих предприятий.

Такой показатель, как индекс предпринимательской активности (Total entrepreneurship activity index — TEA), характеризует уровень предпринимательской активности на ранних стадиях. То есть, он учитывает предпринимателей, являющихся как начинающими, так и владельцами вновь созданных предприятий. Отметим, что это не простая сумма двух рассмотренных выше показателей. Если респондент вовлечен в оба вида предпринимательской деятельности, то его предпринимательская деятельность учитывается только один раз.

Следующим показателем предпринимательской активности является уровень активности устоявшихся предпринимателей. Его характеризует доля экономически активного населения, являющегося в период опроса владельцами предприятий, существующих более 3,5 лет. Значения показателя в Китае достаточно сильно варьируются в рассматриваемом периоде. Так, до 2009 года был рост до 17,2%, потом начался спад, в результате чего в 2013 году его значение составило 11%. В США в 2011 году было достигнуто максимальное значение показателя (9,1%), но затем произошло снижение до 7,5% в 2013 году. В Индии значение показателя в 2013 году составило 10,7%. В Японии можно заметить достаточно равномерное снижение показателя с 8,7% в 2007 году до 5,7% в 2013 году. Во Франции и Италии в 2013 году уровень активности устоявшихся предпринимателей составляет соответственно 4,1% и 3,7%, однако, тенденции изменения показателя в этих странах противоположные. Во Франции, в основном, наблюдается рост, а в Италии снижение. В Германии значение показателя варьируется в пределах от 5% до 6%. В Великобритании уровень активности несколько выше, достигает 7,2% в 2013 году. Среди европейских стран наиболее высокие показатели в Испании. В этой стране показатель достигал 9,1% в 2008 году и, не смотря на значительное снижение в последующем году, сумел подняться до 8,4% в 2013 году. В Японии рассматриваемый показатель достаточно высок и, в среднем, составляет 7,4%. В России значения активности устоявшихся предпринимателей составили в 2007 году — 1,7%, а в 2013 году — 3,4%.

В процессе мониторинга рассматривались не только данные, характеризующие создание предпринимательских структур, но и выход предпринимателей из бизнеса. Соответствующий показатель отражает долю населения в возрасте от 18 до 64 лет, которые в последние 12 месяцев продали, закрыли или каким-либо иным способом перестали являться владельцами своего бизнеса. Уровень выхода из бизнеса наиболее значителен в США и в Китае. Однако если в Китае происходит снижение данного показателя с 6,6% в 2009 году до 2,7% в 2013 году, то в США показатель изменялся в

97

Анализ уровня предпринимательской активности...

диапазоне от 3,4% до 4,4%. В России уровень выхода из бизнеса низкий, что обусловлено относительно небольшим количеством предпринимателей в стране. В 2013 году он достиг значения в 1,6%. До 2% составляют значения рассматриваемого показателя в 2013 году и по остальным странам. Так, в Японии этот показатель составлял 1,5%. В Индии и Германии значение показателя аналогично (1,5%). Во Франции, Великобритании, Испании и Италии величина показателя отличается незначительно и составляла 1,9%. Однако если в Италии обозначилась тенденция роста показателя, то во Франции и Великобритании — нисходящая тенденция.

Три показателя: активности владельцев вновь созданного бизнеса, устоявшихся предпринимателей, а также выхода предпринимателей из бизнеса — в комплексе определяют долю людей, имеющих свой бизнес более трех месяцев, в общей численности экономически активного населения. В 2013 году она составила по России 4,6%. Поскольку исследования ВЦИОМ и ФОМ учитывали также количество предпринимателей, ведущих деятельность менее трех месяцев, можно констатировать совпадение их данных с результатами GEM.

Рассматривая активность ранних предпринимателей в процессе глобального мониторинга, их подразделили на две группы. Первая из групп включает предпринимателей «по необходимости», которые вовлечены в раннюю предпринимательскую активность в силу необходимости, то есть у них нет другой возможности для получения дохода. Вторая группа включает предпринимателей «по возможности». К ним относятся те, для которых предпринимательство служит механизмом, как для увеличения дохода, так и для получения независимости в работе. Вторая группа также называется высокопритязательными предпринимателями. Отметим, что в процессе опроса ряд респондентов не смогли идентифицировать себя с представителями одной из двух указанных групп.

Рассматривая удельный вес предпринимателей «по необходимости» можно отметить, что страны имеют разнонаправленные тенденции по данному показателю. Так, в Китае происходит снижение показателя, и если в 2009 году он составлял 48%, то в 2013 году — уже 33,9%. В России же, наоборот, обозначилась тенденция к росту, и значения показателя выросли с 26,9 до 36% в 2012 году. В США этот показатель находится на уровне около 21% в течение последних трех лет. В Японии показатель рос до 2010 года, потом началось снижение, но в 2013 году вновь обозначился рост до 25%. В Индии значение показателя в 2013 году составило 38,8%. В странах Европы показатели существенно различаются по разным странам. Так, во Франции в 2013 году значение показателя составило 15,7%, в Великобритании 16,1%. В Италии показатель рос и в 2013 году составил 18,7%. В Германии значение показателя в 2012 году достигало 33%, но в 2013 году оно упало до уровня 18,7%. По итогам 2013 года максимальное значение в Европе было отмечено в Испании (29,2%).

98

Анализ уровня предпринимательской активности...

Уровень активности высокопритязательных предпринимателей отражает удельный вес предпринимателей, вовлеченных в предпринимательство, мотивами которых были возможности увеличения своих доходов и получение независимости в работе. Анализируя значения данного показателя в исследуемых странах, можно отметить, что наибольшие значения имели место во Франции. В этой стране значения достигали 70,7% в 2011 году и 60,9% в 2013 году. Достаточно высокий уровень показателя в Японии (около 60% три последних года). В США показатель изменялся в пределах от 51% до 59%. Для Германии характерна устойчивая тенденция роста показателя, который за последние годы вырос с 43% до 55,7%. А вот Италия характеризуется нисходящей тенденцией (в 2013 году — 18,4%). В Великобритании показатель изменяется незначительно, так, в 2009 году его значение составило 43%, а в 2013 году — 45,2%. В Испании показатель снижался с 41% в 2009 году до 33,2% в 2013 году.

В России соотношение вынужденных и высокопритязательных предпринимателей в рассматриваемом периоде колебалось. Большее количество высокопритязательных предпринимателей отмечалось в 2009, 2011 и 2013 годах.

В целом к 2014 году в России, как показывают данные Федеральной службы государственной статистики, был накоплен значительный опыт развития предпринимательства. Количество малых предприятий достигло 2099 тысяч единиц. В них было занято 11 миллионов 744 тысячи человек. Общий оборот малых предприятий составил 26388 миллиардов рублей, в том числе произведено товаров, выполнено работ и оказано услуг собственными силами на 11004 миллиардов рублей. Суммарные инвестиции в основной капитал в части новых и приобретенных основных средств достигли 664 миллиардов рублей. Из общего количества работников, занятых в малых предприятиях, наибольший удельный вес приходится на работников торговли (более 3,42 миллиона человек). Операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг осуществляют 2,54 миллиона человек. В обрабатывающих производствах и строительстве занято соответственно 1,64 и 1,57 миллиона человек. Более полумиллиона человек работают в таких сферах, как транспорт и сельское хозяйство. Несколько менее — в гостиничном и ресторанном бизнесе.

Существенное развитие получило индивидуальное предпринимательство. К 2014 году в нашей стране было почти 2,5 миллиона предпринимателей без образования юридического лица. С учетом наемных работников общая численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности составила 5,43 миллиона человек. Суммарная выручка от производства товаров и оказания услуг достигла 9733 миллиардов рублей. Из общего количества работников наибольший удельный вес, как и по малым предприятиям, приходится на работников торговли, численность которых составляет 3,07 миллиона человек. Численность занятых в таких

99

Анализ уровня предпринимательской активности...

видах экономической деятельности, как операции с недвижимым имуществом и предоставление услуг, обрабатывающие производства, транспорт и сельское хозяйство находится в интервале от 300 до 500 тысяч человек.

Наметившееся в 2014 году снижение темпов роста экономики России требует существенной трансформации ее структуры. Трансформация должна основываться на преимущественном развитии малого и среднего предпринимательства и использовании имеющегося потенциала повышения его эффективности для обеспечения увеличения ВВП страны.

В связи с намеченными в принятом в январе 2015 года антикризисном плане изменениями структуры экономики и учитывая значительный потенциал малого и среднего предпринимательства, необходимость решения задач импортозамещения и внедрения инноваций важно повысить его роль в таких отраслях национальной экономики, как обрабатывающие производства, научные разработки, сельское и лесное хозяйство, рыбоводство и рыболовство. Особенно актуальным развитие предпринимательства является в небольших городах и поселках, а также сельской местности, где насущным представляется обеспечение занятости экономически активного населения. Именно предпринимательство, исходя из его динамичного характера и относительно небольших потребностей в инвестициях, способно в ближайшее время обеспечить рост валового продукта и изменение тренда социально-экономических процессов.

В целом, проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

1. Предпринимательская деятельность получила в последние годы в Российской Федерации значительное развитие. Ее оценка в общественном мнении достаточно высока. Вместе с тем она еще не достигла уровня, характерного для большинства экономически развитых стран.

2. В России отмечается наличие значительного числа потенциальных предпринимателей, причем они обладают хорошей подготовкой и не особенно опасаются возможных неудач в организации собственного бизнеса.

3. Предпринимательская деятельность представляет интерес для экономически активного населения и рассматривается в качестве хорошего варианта выбора карьеры.

4. Индекс ранней предпринимательской активности в нашей стране существенно выше уровня выхода из бизнеса, что свидетельствует о продолжающемся ускоренном развитии предпринимательства.

5. В России превалируют высокопритязательные предприниматели, мотивами которых являются не только увеличение своих доходов, но и обеспечение независимости и творчества в своей деятельности.

6. Принятые в 2015 году антикризисные меры и решения по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства должны позволить существенно повысить его роль и значение в национальной экономике.

100

Анализ уровня предпринимательской активности...

Литература

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Свой бизнес: за и против // Пресс-выпуск №2314. 5 июня 2013 года. Электронный ресурс. 2013. Режим доступа http://wciom.ru/index. php?id=459&uid=114180 (дата обращения 5 июля 2014 года).

2. Деловая пресса. Харитонова Д. Малый бизнес по-японски. Электронный ресурс. 2014. Режим доступа http://www.businesspress.ru/newspaper/ article_mId_1_aId_382534.html. (дата обращения 20 мая 2014 года).

3. Иванов ОБ. Практика построения риск-ориентированной системы внутреннего контроля и аудита в ОАО «Российские железные дороги» // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2014. № 4. С. 7—31.

4. Правительство Российской Федерации. Поручения по итогам совещания о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства. 3 февраля 2014 года. Электронный ресурс. 2014. Режим доступа http:// government.ru/orders/10532 (дата обращения 18 июня 2014 года).

5. Правительство Российской Федерации. Решения Правительства о дополнительных мерах по поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. 3 октября 2013 года. Электронный ресурс. 2013. Режим доступа http://government.ru/orders/6978 (дата обращения 16 июня 2014 года).

6. Стенограмма заседания Госсовета по поддержке малого и среднего бизнеса. Электронный ресурс. 2015 Режим доступа http://www. rg.ru/2015/04/07/putin-stenogramma.html (дата обращения 10 апреля 2015 года).

7. Фонд Общественное Мнение (ФОМ). О предпринимательстве и условиях для бизнеса в России. 26 июня 2013 года. Электронный ресурс. 2013. Режим доступа http://fom.ru/Ekonomika/10969 (дата обращения 5 июля 2014 года).

8. Amoros J., Bosma N. Global Entrepreneurship Monitor 2013 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Malaysia, Kuala Lampur, Universiti Tun Abdul Razak, UK, London: London Business School. 2014. 104 p.

9. Bosma N, Acs Z.J., Autio E, Coduras A., Levie J. Global Entrepreneurship Monitor 2008 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, UK, London: London Business School. 2009. 66 p.

10. Bosma N, Jones K, Autio E, Levie J. Global Entrepreneurship Monitor 2007 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, UK, London: London Business School. 2008. 64 p.

11. Bosma N, Levie J. Global Entrepreneurship Monitor 2009 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Iceland, Hбskуlinn Reykjavнk: Reykjavнk University, UK, London: London Business School. 2010. 72 p.

101

Анализ уровня предпринимательской активности...

12. Brockhaus R.H. Risk Taking Propensity of Entrepreneurs // Academy of Management Journal. 1980. Vol. 23. № 3. P. 509—520.

13. Kelley D.J., Bosma N., Amorys J.E. Global Entrepreneurship Monitor 2010 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, UK, London: London Business School. 2011. 83 p.

14. Kelley D.J., Singer S, Herrington M. Global Entrepreneurship Monitor 2011 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Malaysia, Kuala Lampur, Universiti Tun Abdul Razak, UK, London: London Business School. 2012. 37 p.

15. Kihlstrom R.E., Laffont J.J. A General Equilibrium Entrepreneurial Theory of Firm Formation Based on Risk Aversion // Journal of Political Economy. 1979. Vol. 87. № 4. P. 719—748.

16. Knight F. Risk Uncertainty and Profit. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1971.

17. Krueger N.F., Jr., Reilly M.D., Carsrud A.L. Competing Models of Entrepreneurial Intentions // Journal of Business Venturing. 2000. Vol. 15. № 5/6. P. 411— 432.

18. Masters R, Meier R. Sex Differences and Risk Taking Propensity of Entrepreneurs // Journal of Small Business Management. 1988. Vol. 26. № 1. P. 31—35.

19. Miner J. B, Raju N. S. Risk Propensity Differences between Managers and Entrepreneurs and between Low and High Growth Entrepreneurs; a Reply in a More Conservative Vein // Journal of Applied Psychology. 2004. Vol. 89. № 1. P. 3—13.

20. Reynolds P, Bosma N, Autio E, Hunt S, De Bono N, Servais I., Lopez-Garcia P, Chin N. Global Entrepreneurship Monitor: Data collection design and implementation 1998—2003 // Small Business Economics. 2005. № 24 (3). P. 205—231.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Stewart W.H., Roth P.L. Risk Propensity Differences between Entrepreneurs and Managers: A Meta-Analytic Review // Journal of Applied Psychology. 2001. Vol. 86. № 1. P. 145—153.

22. Xavier S.R., Kelley D.J., Kew J., Herrington M, Vorderwblbecke A. Global Entrepreneurship Monitor 2012 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Malaysia, Kuala Lampur, Universiti Tun Abdul Razak, UK, London: London Business School. 2013. 86 p.

References

1. Wholerussian centre research people opinion (WCIOM). Own business: yes or no. Vserossijskij centr izuchenija obshhestvennogo mnenija (VCIOM). Press-vypusk №2314 [Press-issue №2314]. 5 June 2013 year. Available at: http://wciom.ru/ index.php?id=459&uid=114180 (accessed 5 July 2014) (in Russian).

102

Анализ уровня предпринимательской активности...

2. Delovaja pressa. (Work press). Haritonova D. Small business in Japan. Available

at: http://www.businesspress.ru/newspaper/artide_mId_1_aId_382534.html.

(accessed 20 May 2014) (in Russian).

3. Ivanov O.B. Practice of construction risk — the focused system of internal control and audit in JSC Russian Railways. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice], 2014, no. 4, pp. 7-31 (in Russian).

4. Pravitel’stvo Rossijskoj Federacii. (Government of the Russian Federation) Commission on the results of the measures of standards small and medium entrepreneurship. 3 February 2014 year. Available at: http://government.ru/ orders/10532 (accessed 18 June 2014) (in Russian).

5. Pravitel’stvo Rossijskoj Federacii. (Government of the Russian Federation). Decisions of Govenment on the additional standards of help small and medium entrepreneurship in the Russian Federation. 3 October 2013 year. Available at: http://government.ru/orders/6978 (accessed 16 June 2014) (in Russian).

6. Report of session State board on the support of small and medium business. URL: http://www.rg.ru/2015/04/07/putin-stenogramma.html (accessed 10 April 2015) (in Russian).

7. Fond Obshhestvennoe Mnenie (FOM). (Fund of society opinion). On the entrepreneurship and conditions for business in Russia. 26 June 2013 year. Available at: http://fom.ru/Ekonomika/10969 (accessed 5 July 2014) (in Russian).

8. Amoros J, Bosma N. Global Entrepreneurship Monitor 2013 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Malaysia, Kuala Lampur, Universiti Tun Abdul Razak, UK, London: London Business School. 2014. 104 p. (in English).

9. Bosma N, Acs Z.J., Autio E, Coduras A., Levie J. Global Entrepreneurship Monitor 2008 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, UK, London: London Business School. 2009. 66 p. (in English).

10. Bosma N, Jones K, Autio E, Levie J. Global Entrepreneurship Monitor 2007 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, UK, London: London Business School. 2008. 64 p. (in English).

11. Bosma N, Levie J. Global Entrepreneurship Monitor 2009 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Iceland, H6skylinn ReykjavHk: ReykjavHk University, UK, London: London Business School. 2010. 72 p. (in English).

12. Brockhaus R.H. Risk Taking Propensity of Entrepreneurs // Academy of Management Journal. 1980. Vol. 23. № 3. P. 509—520 (in English).

13. Kelley D.J., Bosma N, Amorys J.E. Global Entrepreneurship Monitor 2010 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, UK, London: London Business School. 2011. 83 p. (in English).

103

Анализ уровня предпринимательской активности...

14. Kelley D.J., Singer S, Herrington M. Global Entrepreneurship Monitor 2011 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Malaysia, Kuala Lampur, Universiti Tun Abdul Razak, UK, London: London Business School. 2012. 37 p. (in English).

15. Kihlstrom R.E., Laffont J.J. A General Equilibrium Entrepreneurial Theory of Firm Formation Based on Risk Aversion // Journal of Political Economy. 1979. Vol. 87. № 4. P. 719-748 (in English).

16. Knight F. Risk Uncertainty and Profit. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1971 (in English).

17. Krueger N.F., Jr., Reilly M.D., Carsrud A.L. Competing Models of Entrepreneurial Intentions // Journal of Business Venturing. 2000. Vol. 15. № 5/6. P. 411-432 (in English).

18. Masters R, Meier R. Sex Differences and Risk Taking Propensity of Entrepreneurs // Journal of Small Business Management. 1988. Vol. 26. № 1. P. 31-35 (in English).

19. Miner J.B., Raju N.S. Risk Propensity Differences between Managers and Entrepreneurs and between Low and High Growth Entrepreneurs; a Reply in a More Conservative Vein // Journal of Applied Psychology. 2004. Vol. 89. № 1. P. 3-13 (in English).

20. Reynolds P, Bosma N, Autio E, Hunt S, De Bono N, Servais I., Lopez-Garcia P, Chin N. Global Entrepreneurship Monitor: Data collection design and implementation 1998-2003 // Small Business Economics. 2005. № 24 (3). P. 205-231 (in English).

21. Stewart W.H., Roth P.L. Risk Propensity Differences between Entrepreneurs and Managers: A Meta-Analytic Review // Journal of Applied Psychology. 2001. Vol. 86. № 1. P. 145-153 (in English).

22. Xavier S.R., Kelley D.J., Kew J, Herrington M, Vorderwblbecke A. Global Entrepreneurship Monitor 2012 Executive Report. US, MA: Babson College, Babson Park, Chile, Santiago: Universidad del Desarrollo, Malaysia, Kuala Lampur, Universiti Tun Abdul Razak, UK, London: London Business School. 2013. 86 p. (in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.