Научная статья на тему 'Методика оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции'

Методика оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
654
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ / ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ / COMPETITIVENESS OF HIGH-TECH PRODUCTS / METHODS OF ESTIMATION OF COMPETITIVENESS OF PRODUCTION / THE PRINCIPLES OF ESTIMATION OF COMPETITIVENESS OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щетинина И. В.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся необходимости повышения научно-промышленного потенциала страны на основе обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, дается определение понятию «конкурентоспособность высокотехнологичной продукции», рассматриваются принципы и особенности оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, а также предлагается методика ее оценки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues regarding the need for improved scientific and industrial potential of the country based on the competitiveness of high-tech products, given the definition of the concept "competitiveness of high-tech products", deals with the principles and features of an estimation of competitiveness of high-tech products, and proposes a methodology for assessing

Текст научной работы на тему «Методика оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции»

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ И.В. Щетинина, канд. экон. наук, ст. преподаватель e-mail: [email protected]

Воронежский государственный технический университет

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся необходимости повышения научно-промышленного потенциала страны на основе обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, дается определение понятию «конкурентоспособность высокотехнологичной продукции», рассматриваются принципы и особенности оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, а также предлагается методика ее оценки

Ключевые слова: конкурентоспособность высокотехнологичной продукции, методика оценки конкурентоспособности продукции, принципы оценки конкурентоспособности продукции

THE TECHNIQUE OF AN ESTIMATION OF COMPETITIVENESS

OF HIGH-TECH PRODUCTS I.V. Shchetinina, Candidate of Economic Science, Senior lecturer

e-mail: [email protected]

Voronezh State Technical University

The article discusses issues regarding the need for improved scientific and industrial potential of the country based on the competitiveness of high-tech products, given the definition of the concept "competitiveness of high-tech products", deals with the principles and features of an estimation of competitiveness of high-tech products, and proposes a methodology for assessing

Key words: competitiveness of high-tech products, methods of estimation of competitiveness ofproduction, the principles of estimation of competitiveness ofproduction

На современном этапе развития общества эффективное функционирование российской экономики представляется возможным только за счет устойчивого развития научно-промышленного потенциала страны. Интенсивное развитие сырьевых отраслей, играющих в настоящее время ведущую роль в отечественной экономике, не может кардинальным образом решить задачу экономического роста. Необходимым условием стабильного роста экономики является развитие сложной наукоемкой продукции высокотехнологичных производств [1].

Высокий уровень развития конкуренции на мировом рынке наукоемкой продукции ставит перед экономикой России первоочередную задачу - обеспечение конкурентоспособности высокотехнологичной продукции [2]. Только повышение конкурентоспособности продукции наукоемких отраслей позволит превратить страну из ресурсоэкспортирующей в высокотехнологичную державу.

Сравнительно недавнее формирование теории конкурентоспособности обусловило тот факт, что в настоящее время нет общепринятого определения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции [3].

Конкурентоспособность высокотехнологичной продукции мы будем трактовать как комплексную многоаспектную характеристику высокотехнологичной продукции, отражающую её превосходящую по-

лезность для потребителя по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов и обеспечивающую ей стабильный спрос на целевом рынке в определенный момент времени [4].

Обеспечение конкурентоспособности высокотехнологичной продукции требует новаторского подхода. Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности высокотехнологичной продукции должна базироваться, прежде всего, на результатах оценки конкурентоспособности продукции. Однако приходится констатировать тот факт, что вопросы оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции недостаточно проработаны, как в отечественной, так и в зарубежной экономической литературе, а практика оценки на внутреннем рынке и вовсе отсутствует.

Так как рынок высокотехнологичной продукции имеет ряд отличительных черт, выделяющих его от других рынков товаров и услуг, то для оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции применяются принципы, отличающиеся от стереотипных представлений о конкурентоспособности.

Оценку конкурентоспособности высокотехнологичной продукции следует осуществлять, руководствуясь рядом принципов, содержание которых представлено в таблице.

Принципы оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции

Принцип Содержание принципа

1. Принцип системности Предусматривает согласование отдельных этапов оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции между собой.

2. Принцип относительности Предполагает сравнительный характер оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, когда выбранные инновационные критерии одной продукции сравниваются с соответствующими критериями продукции, принятой за базовый образец

3. Принцип много-аспектности Предполагает осуществление оценки всех необходимых аспектов, оказывающих воздействие на конкурентоспособность высокотехнологичной продукции.

4. Принцип много-критериальности Основывается на необходимости проведения оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции с применением нескольких критериев, которые выбираются с учетом интересов, как производителя, так и потребителя продукции.

5. Принцип сопоставимости и одновременности Предполагает осуществление оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции по заранее разработанному алгоритму. Оценка должна проводиться по всем или многим показателям, сопоставимым между собой, и носить согласованный характер.

6. Принцип социальной адресности Определяется степенью удовлетворения потребностей в высокотехнологичной продукции конкретных социальных сегментов потребителей. Так, одни и те же инновации в продукции могут быть конкурентоспособными для одного сегмента потребителей и не обладать ею для других сегментов.

При проведении оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции следует также учитывать ряд особенностей:

- конкурентоспособность высокотехнологичной продукции должна подвергаться оценке уже на стадии формирования технического задания на разработку продукции;

- в основе оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции лежит идеальная потребительская модель, которая способна полностью удовлетворять перспективные потребности на целевом рынке в заданный момент времени;

- уровень технико-экономических параметров высокотехнологичной продукции, предлагаемой к разработке, должен оцениваться по отношению к прогнозируемому уровню технико-экономических параметров продукции наиболее вероятных конкурентов (на год начала выпуска оцениваемой продукции);

- параметры для оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции необходимо оценивать с учетом их значимости;

- оценку конкурентоспособности высокотехнологичной продукции необходимо производить поэтапно, согласно соответствующей методике оценки.

Под методикой оценки конкурентоспособности продукции следует понимать совокупность методов, инструментов, приемов, применяемых в определенной последовательности, для оценки конкурентоспособности продукции.

Схема предлагаемой методики оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции представлена на рисунке.

Первым этапом предлагаемой методики является формулировка цели и определение задач оценки. Цель представляет собой образ результата оценки, она должна быть сопоставима с целями деятельности предприятия-производителя и не противоречить им.

На втором этапе осуществляется формирование

идеальной потребительской модели высокотехнологичной продукции. Предполагается, что такая модель должна на полностью удовлетворять перспективные потребности потенциальных покупателей. В основе «идеальной» модели должна лежать информация, которая собирается в ходе проведения маркетингового исследования рынка. Здесь ключевую роль может играть информация, содержащаяся в рекламных материалах изделий-аналогов, присутствующих на рынке [5]. Модель включает в себя:

- формирование перечня технико-экономических параметров продукции, имеющих важное значение для потребителей на целевом рынке;

- осуществление оценки потребителями значимости каждого из параметров;

- определение идеального для потребителей значения каждого из технико-экономических параметров продукции.

Характеризующие высокотехнологичную продукцию параметры необходимо разделить на несколько групп. К первой группе следует отнести нормативные параметры. Нормативные параметры представляют собой показатели, характеризующие принципиальную возможность реализации высокотехнологичной продукции на целевом рынке. Примером нормативного параметра может являться патентная чистота. В том случае, если высокотехнологичная продукция нарушает чьи-то патентные права, она не может быть реализована на рынке. В качестве еще одного примера нормативного показателя можно привести соответствие высокотехнологичной продукции стандартам конкретного целевого рынка.

Учет нормативных параметров при осуществлении оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции можно обеспечить путем введения специального показателя, который может принимать только два значения - 0 и 1. В том случае, если высокотехнологичная продукция соответствует нормати-

вам, то показатель принимает значение, равное 1, если равное 0. не соответствует - показатель принимает значение,

Этап 1. Определение цели и задач оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции

Этап 2. Формирование идеальной потребительской модели высокотехнологичной продукции

Этап 3. Осуществление расчета конкурентоспособности оцениваемой высокотехнологичной продукции, планируемой к разработке, в сравнении с «идеальной» моделью

Этап 4. Осуществление расчета конкурентоспособности оцениваемой высокотехнологичной продукции, планируемой к разработке, в сравнении с моделями потенциальных конкурентов

Этап 5. Осуществление расчета конкурентоспособности оцениваемой высокотехнологичной продукции, планируемой к разработке, в сравнении с предшествующими аналогами

Этап 6. Обобщение результатов произведенной оценки и разработка мероприятий, направленных на обеспечение и повышение конкурентоспособности высокотехнологичной продукции

Схема методики оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции

Если хотя бы один из нормативных показателей равен 0, то дальнейшая оценка конкурентоспособности не проводится.

Ко второй группе параметров относятся технические. Технические параметры включают в себя параметры назначения, надежности, долговечности, а также эстетические и эргономические. Параметры, которые невозможно выразить численно, следует оценивать в баллах.

К третьей группе относятся экономические параметры, включающие в себя цену потребления и эксплуатационные затраты [6].

Коэффициенты значимости параметров, а также их идеальные значения для потенциальных потребителей определяются исходя из оценок, полученных в ходе опроса потребителей на целевом рынке. Коэффициенты значимости и идеальные значения параметров разрабатываемой высокотехнологичной продукции могут быть также определены методом экспертного опроса внутри предприятия. Опрос экспертов обычно проводится с помощью специально разработанной анкеты.

На третьем этапе предлагаемой методики производится расчет конкурентоспособности оцениваемой

высокотехнологичной продукции в сравнении с «идеальной» моделью. Здесь в качестве метода оценки может применяться метод «с идеальной точкой». Данный метод позволяет сформировать представление об «идеальной» модели продукции и дает возможность определить степень отклонения оцениваемой продукции от «идеальной» модели. Суть метода «с идеальной точкой» заключается в нахождении положения оцениваемой высокотехнологичной продукции на шкале расстояния между «наихудшей» и «идеальной» моделью. Чем меньше расстояние до «идеальной» модели, тем, следовательно, оцениваемая продукция является более конкурентоспособным на рынке.

При оценке конкурентоспособности данным методом производится доминирование критериев конкурентоспособности продукции, осуществляется их ранжирование по степени важности и индекс 1 присваивается критерию, который наиболее важен. Далее процедура выбора объектов осуществляется по данному наиболее важному критерию.

«Идеальная» и «наихудшая» модели создают определенную шкалу, на которой оцениваемая высокотехнологичная продукция располагается с точки зрения удаления или приближения к «идеальной» модели или «наихудшему» объекту.

На четвертом и пятом этапах представленной методики производятся расчеты конкурентоспособности оцениваемой высокотехнологичной продукции, планируемой к разработке, в сравнении с моделями потенциальных конкурентов и предшествующими аналогами (за последние в 10-15 лет). Здесь может использоваться для расчетов классическая методика определения интегрального показателя конкурентоспособности.

Полученный высокий показатель конкурентоспособности оцениваемой высокотехнологичной продукции, однако, не дает гарантий, поскольку к моменту, когда высокотехнологичная продукция будет разработана, произведена и выйдет на рынок, конкуренты также могут появиться на рынке с более совершенными товарами. Необходимо составить прогноз уровня конкурентоспособности продукции потенциальных конкурентов на момент выхода оцениваемой продукции на рынок. Для составления такого прогноза рекомендуется применить метод статистического моделирования.

На последнем этапе представленной методики необходимо обобщить полученные результаты оценки конкурентоспособности и на их основе разработать соответствующие рекомендации и мероприятия, направленные на обеспечение и повышение конкурентоспособности высокотехнологичной продукции.

К основным достоинствам представленной методики можно отнести следующие:

- ориентация методики на запросы потребителей конкретного целевого рынка;

- учет временного лага между началом разработки высокотехнологичной продукции и её выходом на рынок.

В условиях динамично меняющейся внешней среды предлагаемую методику следует применять не эпизодически, а регулярно, с целью обеспечения оперативного реагирования на происходящие изменения.

Литература

1. Демченко, С.Г. Повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий -адекватный ответ на западные санкции: методологический подход / С.Г. Демченко // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - №1 (33). - С. 10 - 16.

2. Короткова, Т.Л. Концепция инновационного маркетинга высокотехнологичной продукции / Т.Л. Короткова, А.В. Власов // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2010. - №1 (33). - С. 279 -283.

3. Щетинина, И.В. Системный подход к управлению конкурентоспособностью предприятия / И. В. Щетинина // Экономинфо. - 2010. - № 14. - С. 24 - 27.

4. Щетинина, И.В. Организационно -экономический механизм повышения конкурентоспособности продукции промышленного предприятия / И. В. Щетинина // Организатор производства. - 2014. - №3 (62). - С. 71 - 79.

5. Охочинский, М.Н. Первичная оценка конкурентоспособности высокотехнологичной продукции / М.Н. Охочинский М.Н., Чириков С.А. / Первичная оценка конкурентоспособности высокотехнологичной продукции // Инновации. - 2010. - №2. - С. 105 - 108.

6. Быков, В.А. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие / В.А. Быков, Е.И. Комаров. -М.: РИОР, ИНФРА - М, 2013. - 276 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.